Скачать epub pdf Преподобный Анатолий старший (24 марта 1824 – 25 января/7 февраля 1894) Преподобный Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился в семье диакона. После окончания духовной семинарии он поступил на службу в Казенную палату, но вскоре тяжело заболел и дал обет в случае выздоровления принять монашеский постриг. Господь даровал ему жизнь, и в 1853 г. он поступил в число братства Оптиной пустыни. Его старцем стал прп. Макарий, который перед своей кончиной поручил послушника старцу Амвросию. В 1862 г. брат Алексей был пострижен в монашество с именем Анатолий. Вскоре старец Амвросий стал посылать о. Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих, вводя его таким образом в старческий труд. В 1870 г. прп. Анатолий был посвящен в иеромонаха и стал ближайшим помощником преп. Амвросия, а также благочинным скита. В 1874 г. прп. Анатолий принял должность скитоначальника и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Двадцать один год был он для инокинь преданным, любящим отцом и наставником. Прп. Амвросий говорил: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Указание пути ко спасению Разве нас могут спасти наши ничтожные добродетели? Разве не помнишь слова Божия: «Вся правда человеча пред Богом есть рубище жены нечистыя» 49 . Ищи-ка лучше милости у Владыки нашего, а не платы за труды. И спасешься скорее, чем неразумные труженики. Делай по силе; и не цени сам своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда... Кто уподобляется Христу в распятии, тот уподобляется и в воскресении и вознесении на небо. Храни совесть, блюди мир, трудись по силам, молись всегда: ходя, лежа, вкушая... и Господь пребудет с тобою навсегда. Ты просишь наставления и назидательного урока, как бы тебе не сбиться с истинного пути? Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми. Без зимы не было бы весны, без весны не было бы лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть, и составляется, так помалу, путь спасения...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 6.03.1824, с. Бобыли Боровского у. Калужской губ.- 25.01.1894, Оптина пуст.), прп. (пам. 25 янв., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), Оптинский. Род. в семье диакона. С 1832 г. учился в Боровском ДУ, в 1836 г. переведен в Калужскую ДС, где получил новую фамилию - Зерцалов. С юных лет стремился к монастырской жизни. По окончании семинарии поступил на службу в Казенную палату, но вскоре, тяжело заболев, дал обет принять монашество. В июле 1853 г. поступил в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст . под духовное руководство прп. Макария (Иванова) . 17 нояб. 1862 г. пострижен в монашество с именем А., 5 июня 1866 г. рукоположен во иеродиакона, 7 сент. 1870 г.- во иеромонаха. В 1884 г. из послушания прп. Амвросию (Гренкову) принял должность скитоначальника и духовника в новосозданном Шамординском в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ре . Учил насельниц обители богослужебному уставу, монашескому молитвенному правилу, пятисотнице, церковному пению. Вел обширную переписку с монахинями Шамординского и др. мон-рей. А. опытно проходил путь Иисусовой молитвы и сподобился получить от Господа дары Св. Духа: прозорливость, духовное рассуждение, дар исцеления душевных и телесных недугов. О великой силе молитвы А. свидетельствовал прп. Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». В 1892 г. А. ездил в С.-Петербург, где встречался со св. прав. Иоанном Кронштадтским . После кончины прп. Амвросия А. тяжело заболел и в скором времени, 15 дек. 1893 г., принял схиму. А. погребен у юж. стены Введенского собора. 26-27 июля 1996 г. А. был причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . прославлен для общецерковного почитания. 10 июля 1998 г. состоялось обретение мощей А. вместе с др. преподобными оптинскими старцами, мощи А. почивают во Владимирском храме Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/114958.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей АНАТОЛИЙ Дмитриевич Ивановский (16 февраля 1863 – 30 октября 1918), священник, священномученик (пам. 17 октября, 6 сентября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНАТОЛИЙ Ананьевич Бержицкий (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ Афанасьевич Левицкий (1894-1937), свящ., сщмч., (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Андреевич Барашков (1870-1918), мч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Дмитриевич Рождественский (1891-1921), мч. (пам. 6 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 3 июля, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_11.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших (11 октября) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС Антонович Козлов (1886 – 1937), мученик (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЕВТИХИЙ (Диденко Емельян Иванович; 1870 – 1937), мон., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИСААКИЙ (Бобраков Иван Николаевич; 1865 - 1938), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим.

http://pravenc.ru/rubrics/128879.html

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как принимать укоры и критику? Кто внимает обличению, тот приобретает разум. ( Притч. 15:32 ). Как хорошо обличенному показать раскаяние! ( Сир. 20:2 ). Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему. ( Сир. 32:19 ). На ласковое слово не сдавайся, на противное не осержайся. Русская пословица. Укоряющего нас будем принимать, как Богом посланного обличителя сокровенных в нас злых мыслей, чтобы мы, с точностью рассмотрев наши мысли, исправили себя, хотя мы и не знаем многого, кроющегося в нас злого. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Если поносить будут тебя, не противоречь ему, пока замолчит; потом, если, испытав себя, найдешь в себе то, что слышал от него, покайся, что ты согрешил, – и благодать Божия примет вас опять. Преподобный Исаия Отшельник († 370). На порицание лучше отвечать кротостию, нежели порицанием. Чистою водою надобно смыть грязь. Грязью грязи не смоешь. Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Когда укоряют, если можешь понести – понеси, не можешь – ответь тихо. Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894). Обличения должны производить в нас печаль ради Бога, производящую неизменное покаяние ко спасению ( 2Кор. 7:10 ), а не печаль самолюбия. Когда кто-нибудь будет порицать несовершенства и недостатки твоих дел, смиренно познай справедливость этих порицаний и скажи: да, правда, грешен и прегрешен я, не с должным рачением и усердием и охотою делаю дела мои. «Помолись, брат, о мне – скажи порицающему – да Господь вразумит меня и поможет мне благодатию Своею с должным рачением и охотою проходить свое звание и исполнять возложенное на меня дело общественного служения»… Когда будут порицать тебя свои и выставлять твои слабости в слух других, скажи им: «так, я точно таков, – но вам нет никакой пользы, что я именно таков и что вы будете поносить меня и смеяться пред другими: смеяться над немощью или слабостью безрассудно и бесчеловечно, лучше покрыть немощь, потому что моя немощь – ваша немощь, мой стыд – ваш стыд: ведь я член ваш, да и вы не без немощи; помолимся же, да исцелит Господь немощи наши».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (24.03.1824–07.02.1894) Письма преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) Иеросхимонах, старец Оптиной пустыни, духовник Шамординской женской обители. Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) прожил семьдесят лет и был современником нескольких Оптинских старцев. Господь устраивал так премудро, что Оптинские преподобные были воспитанниками старцев, а затем сами наставниками. Они передавали эстафету старчества, так что это благодатное чудо не пресекалось в Оптиной более ста лет: с 1829 года — приезда в Оптину старца Льва, основателя Оптинского старчества, до закрытия монастыря в 1923 году и мученического окончания земного пути в тридцатых годах последних оптинских старцев того времени: преподобного Никона и преподобного Исаакия II. Отец Анатолий приехал в Оптину в 1853 году и был учеником преподобных оптинских старцев Макария (семь лет, до смерти отца Макария в 1860 году) и преподобного Амвросия, который был старше отца Анатолия на 12 лет. Эти годы были годами расцвета старчества в Оптиной Пустыни, это был поистине духовный рай для людей, ищущих старческого окормления. В это время в Оптиной жили преподобные схиархимандрит Моисей и его брат, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион. Но и среди этих великих подвижников не тускнеет, не теряется имя преподобного Анатолия старшего (Зерцалова). Каким был его путь в Оптину? Родился преподобный Анатолий, в миру Алексей Зерцалов, в 1824 году в семье дьякона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии, и был в святом крещении назван в честь святого Алексея, человека Божия. Как и многие Оптинские старцы, он воспитывался в строгости и благочестии, оправдывая слова: «Молитва родителей созидает дома детей». Родители хотели видеть сына иноком, и Алексей успешно закончил духовное училище, а затем семинарию в Калуге. Особенной крепостью здоровья юноша не отличался, в четырнадцать лет из-за болезни пропустил год учёбы, а потом чуть не ушёл к пустынникам в Рославльские леса, среди этих пустынников были и будущие Оптинские преподобные Моисей и Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

25 января/7 февраля мы празднуем память преподобного Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Он подвизался в Оптиной Пустыни в пору ее расцвета, был учеником преподобного Макария и великого Оптинского старца преподобного Амвросия, современником преподобных Моисея, Антония и Илариона. Но даже среди этих великих подвижников имя преподобного Анатолия (Зерцалова) не тускнеет, не теряется. Именно о нем сказал преподобный Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Явное действие Промысла Божия Преподобный Анатолий (Зерцалов) В жизни отца Анатолия (в миру Алексея) явственно действовал Промысл Божий: еще в юности он заболел туберкулезом – неизлечимой в те времена болезнью. С ним вместе заболели два товарища-чиновника. Юноша дал обет: в случае выздоровления поступить в монашескую обитель. Товарищи его скоро оба умерли, а будущий Оптинский старец поправился. Тесным путем Поступив в обитель в 1853 году, Алексей долго был послушником. Его духоносные наставники прозорливо видели в молодом послушнике будущего старца, но не торопили его духовное созревание и вели тесным путем испытаний и тягот, чтобы закалить его и создать в нем доброе иноческое устроение. Лишь через десять лет Алексея постригли в мантию, а в сан иеромонаха рукоположили только в 1870 году. Алексей был очень аккуратным и любил чистоту, а его, дабы не привязывался к суетному и материальному, постоянно переводили из кельи в келью, воспитывая странническое устроение. Старец Амвросий говаривал: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». Поселят Алексея в келью, он там приберется, наведет чистоту и порядок, расставит свои любимые духовные книги. И его тут же переведут в новую келью, и нужно начинать всё с начала. Потом ему пришлось жить в башне. От непривычки мало спать, от неудобных помещений и непривычных трудов у Алексея стала очень болеть голова. Иногда целыми днями лежал он с больной головою, и некому было подать ему воды; часто оставался и без пищи, когда на трапезу ходить не мог. А внизу в башне кололи дрова, и этот стук еще более отягощал положение больного.

http://pravoslavie.ru/68212.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Преподобный Анатолий Оптинский: Бог живет в мирном сердце 4 мин., 07.02.2024 Преподобный Анатолий (1824–1894, память 7 февраля) — один из великих оптинских старцев. Писатель Константин Леонтьев называл его «огромным дитём». А его учитель, святой старец Амвросий Оптинский свидетельствовал: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Отец Анатолий (в миру его звали Алексей Зерцалов) пришел в Оптину пустынь в возрасте 29 лет и остался там до конца своей жизни. Его первым духовным руководителем стал преподобный старец Макарий. Впоследствии отец Макарий передал его в духовное окормление другому великому оптинскому старцу, преподобному Амвросию. К последнему отец Анатолий относился с особым почтением и уважением. Даже возглавив в 1873 году скит Оптиной пустыни, то есть став формально начальником преподобного Амвросия, он не изменил своего отношения к старцу и продолжал до самой смерти преподобного, которого он пережил всего на три года, во время разговора с ним вставать на колени. Это немало удивляло посетителей, которые становились свидетелями их бесед друг с другом. Под духовным окормлением преподобного Амвросия отец Анатолий и сам стал опытным духовником. Он воспитал двух оптинских старцев: схиархимандрита Варсонофия и иеросхимонаха Нектария. Хорошо знал и ценил отца Анатолия писатель Константин Леонтьев, часто бывавший в Оптиной пустыни. Вот что он писал о нем в письме своему другу, священнику И. Н. Фуделю: «Здесь были и есть духовники, которые проще его сердцем: например, отец Анатолий, скитоначальник. Это, как зовет его один из его почитателей, огромное дитя (сердцем, характером). Увлекающийся, жалостливый, бесконечно добрый, доверчивый до наивности, без всякой природной хитрости и ловкости, при этом не только не глупый и даже не простой умом, но очень мыслящий, любящий пофилософствовать и побогословствовать серьезно». Отец Анатолий уделял много внимания воспитанию в монахах таких добродетелей, как терпение и смирение. Он говорил: «Терпи все находящее — и спасешься! Потерпишь — и будет мир. А станешь воздавать злом за зло — то и мир отступит, и Бог оставит. Где мир — там Бог». Он также предостерегал своих духовных чад от уныния, говоря, что настоящий монах всегда должен излучать радость. «Здоровы ли вы? Веселы ли вы? — писал отец Анатолий своим чадам. — Великий старец Аполлос говорил: монах всегда должен быть весел. А если не так — значит, он живет не по-монашески»

http://foma.ru/prepodobnyj-anatolij-opti...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Анатолий I Оптинский, преподобный Анатолий Оптинский (в миру — Алексей Зерцалов; 1824-1894). Преп. Анатолия называют Первым или Старшим, чтобы не путать с жругими оптинским старцем — Анатолием (Потаповым). Преп. Анатолий жил в Оптине в пору её расцвета: его учителями были преп. Макарий и Амвросий. В одно с ним время в Оптине находились преп. Моисей, Антоний, Иларион. После смерти Амвросия (Анатолий преставился спустя три  года) он исполнял старческое служение вместе с преп. Иосифом. Об Анатолии рассказывают как о милостивом и сострадательном страрце, большом молитвеннике (старец Амвросий говорил о нем: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается»). Преп. Анатолий по мимо паломников и монахов Оптины окормлял монахинь Шамордино и других женских обителей. Преп. Анатолий родился в семье диакона. Закончив семинарию будущий старец не мог определится с местом служения (или вообще хотел уйти в иноки). Всегда отличаясь слабым здоровьем, ближе тридцати годам заболевает туберкулёзом. Он дает обет в случае выздоровления принять монашеский постриг. В 29 лет он оказывается в Оптине. Сначала преп. Анатолий находился в ученичестве у старца Макария, который затем препоручает своего ученика старцу Амвросию (который очень постепенно и осторожно вводил его в старческое служение). О наставничестве страрцев есть примечательный случай. Анатолий практиковал Иисусову молитву. Свт. Игнатий (Брянчанинов), приехав в Оптину, захотел увидеть монахов опытных в «искусстве искусств». Ему указали на Анатолия. Святитель высоко оценил успехи Анатолия. Тот пересказал этот отзыв старцу Макарию. Старец Макарий отреагировал своеобразно: побил палкой своего ученика с такими словами: «Ах ты, негодяй, вообразил о себе, что он такой хороший! Ведь преосвященный… из любезности сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда!». Старец объяснил это так: «Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный, и вот – уважаемый такими людьми. Долго ли загордиться?». Позднее сам преп. Анатолий учил: «сказываю тебе лучшее средство приобрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть… Начни так и увидишь… Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть самый настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них–то сокровенна есть милость Божия.» Еще он говорил: «Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать».

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ana...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Оптинский старец Анатолий “Старший” марта 1824 – †25 января/7 февраля 1894 Преподобный отец наш Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился в семье диакона. Родители надеялись, что со временем он выберет путь служения Богу. После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную Палату, но вскоре тяжело заболел и дал обет: если исцелит его Господь, то примет он монашеский постриг. Господь даровал ему жизнь, и в июле 1853 г. пришел он в Оптину Пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего инока: “Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!”. С этого дня преподобный старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника, а предчувствуя приближение немощей и кончины, благословил обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию. 17 ноября 1862 г. брат Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолия. К этому времени он был уже в послушании у преподобного Амвросия. Жизнь старца Анатолия была посвящена трудам на пользу ближних. Чтобы помолиться, побыть в редкие свободные минуты наедине с Богом и своей совестью, приходилось уходить далеко в лес… Позже старец Амвросий стал посылать преподобного Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих и стал постепенно вводить его в старческий труд. В 1870 г. преподобный Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха, а уже в следующем году получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила отказаться от почетного назначения. Преподобный Амвросий выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные скита, а с 1874 г. принял преподобный Анатолий должность скитоначальника и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Взяв на себя заботы о Шамордине, он входил во все стороны жизни сестер. Двадцать один год был он для инокинь Шамордина преданным, бесконечно любящим отцом и наставником. Сам преподобный старец Амвросий свидетельствовал: “Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается”. Преподобный Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Кончина старца Амвросия 10 октября 1891 года подорвала здоровье его любимого ученика: преподобный Анатолий начал угасать. 15 декабря 1893 г. он тайно принял схиму. 25 января/7 февраля 1894 года преподобный старец Анатолий тихо почил во время чтения отходной. Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001 Часть II 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 Часть III 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 Часть IV 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010