69 святынь Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» — особо почитаемый список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» находится для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербург. «Невская Скоропослушница» была написана на Святой Горе в русском Пантелеимоновом монастыре. Этот образ вместе с некоторыми другими святынями из Афо­на (частицей Древа Креста Господня и частицей мощей св. вмч. Пантелеимона) был привезен в Россию в 1877 г. двумя русскими иеромонахами Афанасием и Варсонофием. Они приехали в Петербург для сбора по­жертвований на возрождение древнего храма в Мирах Ликийских в Турции — месте первоначального пребывания мощей Святителя и Чудотворца Николая. Монахи остановились в Александро-Невской Лавре, однако вскоре, по благословению Святейшего Синода, в их ведение была передана Александровская часовня, возводимая на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц близ Старо-Александровского рынка. Часовня, построенная на средства купцов Калашниковых, была задумана в память о спасении императо­ра Александра II от покушения в 1867 г. После ее передачи в ведение афонских иноков, святыни, помещенные в часов­не, помогали собирать средства на возрождение Мирликийского храма. Проекту возрождения храма в Турции помешала русско-турецкая война (1877 – 1878 гг.), монахи-сборщики вернулись на Афон, передав собранные средства в Синод, а Александровская часовня оказалась в ведении Санкт-Петербургского епархиального управления. Вскоре часовня сгорела, и на пе­пелище был обнаружен лишь частично опаленный, но с сохранившимся ликом об­раз Богоматери «Скоропослушницы». Чудесное спасение из пожара прославило святыню на весь Петербург и всколыхнуло невиданную волну народной любви и почитания. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского Православного Палестинского Общества (основано в 1883 г.). Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. Средства, собранные на возрождение Мирликийского храма, были перенаправлены на строительство русского храма в г.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ИРАО), издание Русского археологического об-ва (РАО; см. в ст. Археологические общества ), выходившее в С.-Петербурге с 1859 по 1884 г. Печаталось в типографии С.-Петербургской АН отдельными выпусками, к-рые составляли тома (том содержал до 6 вып.), всего вышло 10 томов. Первые выпуски ИРАО совпали по времени выхода с последними томами др. издания РАО - «Записок императорского Русского археологического общества» (ЗРАО). Создать ИРАО было решено 16 февр. 1855 г. на внутреннем собрании Отд-ния русской и слав. археологии РАО как издание для оперативной публикации протоколов заседаний и заметок, по размеру и характеру не соответствующих уровню ЗРАО. Идею поддержало общее собрание РАО 30 дек. того же года. Помимо протоколов общих заседаний, заседаний каждого отд-ния и особых комитетов об-во постановило печатать в ИРАО библиографическое обозрение археологической лит-ры, выходящей в России и в Европе, а также исследования и материалы, по разным причинам не подошедшие ЗРАО. Тираж ИРАО планировался в 500 экз. (на 200 экз. больше, чем у ЗРАО) для рассылки всем членам об-ва и лицам, принимающим участие в его деятельности. Первым редактором ИРАО стал управляющий Отд-нием русской и слав. археологии И. И. Срезневский (1859. Т. 1. Вып. 1). Затем журнал редактировали Д. В. Поленов (1859. Т. 1. Вып. 2; 1861. Т. 2. Вып. 1-4; 1877. Т. 8. Вып. 1), секретарь РАО П. С. Савельев (1859. Т. 1. Вып. 3-6), В. В. Стасов (1861. Т. 2. Вып. 5/6; Т. 3. Вып. 1-6; 1863. Т. 4. Вып. 1-6; 1865. Т. 5. Вып. 1-6), В. В. Вельяминов-Зёрнов (1868. Т. 6. Вып. 1-3; 1872. Т. 7. Вып. 1-4), А. И. Савельев (1877. Т. 8. Вып. 2-5; 1880. Т. 9. Вып. 1-5), И. В. Помяловский (1884. Т. 10. Вып. 1-6). Небольшой по объему 1-й т. помимо протокольной части содержал библиографию и заметки постоянных авторов ЗРАО: «О рунических надписях на Пирейском льве» Поленова (1859. Т. 1. Вып. 2. Стб. 65-74), «Икона с славянской надписью в храме св. Петра в Риме» А. Н. Попова (Там же. Стб. 96), «О бывшем доме Романовых в Москве на Варварской ул. при Знаменском монастыре» П. И. Иванова (Там же. Вып. 3. Стб. 129-137), статьи В. В. Григорьева, П. С. Савельева, Срезневского. Были опубликованы «Материалы для истории икон и иконописания» (Там же. Вып. 6. Стб. 337-358).

http://pravenc.ru/text/293864.html

Вып. 3. Стб. 201-205) и «Славянские рукописи Британского музея в Лондоне и Бодлейской библиотеки в Оксфорде» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 233-236) Срезневского; «Камни, хранящиеся во Владимирском Успенском соборе» К. Н. Тихомирова (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 369-370); «Описи свияжского Богородичного мужского монастыря, составленные в 1614 г.» Н. И. Суворова (Там же. Вып. 6. Стб. 548-589); «План Новгорода на иконе Знамения Божией Матери в Новгородском Знаменском соборе» И. И. Горностаева (1865. Т. 5. Вып. 3. Стб. 145-150); «Сведения о доме в Москве, принадлежавшем в XVII в. боярину Н. И. Романову» П. П. Пекарского (Там же. Вып. 4. Стб. 258-259); «О старинных русских мерах протяжения» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 258-274), «Разбор прописи на Мстиславовом Евангелии» (Там же. Стб. 275-284), «О значении царского титула до принятия русскими государями титула императорского» (1877. Т. 8. Вып. 3. Стб. 193-218; Вып. 5. Стб. 449-477; 1880. Т. 9. Вып. 2/3. Стб. 201-271) и «О размерах Большого Чертежа» (1884. Т. 10. Вып. 2. Стб. 118-130) Д. И. Прозоровского; «О времени написания фресков Киево-Софийского собора» прот. П. Г. Лебединцева (1877. Т. 8. Вып. 1. Стб. 67-71); «Греческая икона 1771 г., изображающая г. Иерусалим с окрестностями» (1884. Т. 10. Вып. 1. Стб. 35-44) и «Составление первого руководства по церковной археологии» (Там же. Вып. 2. Стб. 93-118) прот. К. Т. Никольского ; статьи А. Ф. Бычкова, Н. А. Абрамова, К. И. Невоструева и др. Серию статей по филологии Византии опубликовал Г. С. Дестунис : «Ватопедский снимок Птолемеевой географии» (1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 16-22), «Объяснение стихов на Византийском складне» (Там же. Вып. 4. Стб. 229-232), «Заметки на ватопедский список географии Страбона» (1861. Т. 3. Вып. 1. Стб. 29-32) и др. В неск. томах печаталась известная работа Срезневского «Из обозрения глаголических памятников» (Там же. Стб. 1-18; Вып. 3. Стб. 185-198; Вып. 6. Стб. 437-457; 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 1-16; Вып. 2. Стб. 93-119; Вып. 3. Стб. 197-201; Вып. 4. Стб. 273-308; Вып.

http://pravenc.ru/text/293864.html

На месте дореволюционной кладбищенской Воскресенской церкви сейчас огромный мемориал одному из самых прославленных в советское время саратовцев – Николаю Чернышевскому; революционер-демократ тоже похоронен на Воскресенском. Здесь же лежит и его отец протоиерей Гавриил Чернышевский, и весь клан. А новый Воскресенский храм – неподалеку: он белый, своеобразной архитектуры, похож на кораблик в море могил – кораблик, на борту которого написано: «Воскресение». Настоятель этого храма протоиерей Александр Домовитов с радостью откликается на просьбы волонтеров. Тоже с епархиального сайта: «15 августа в ходе работ по уборке Воскресенского кладбища по проекту “Имя твое сквозь века” саратовский краевед Валерий Теплов обнаружил неизвестную ранее могилу протоиерея Димитрия Татубалина и его жены Евдокии Феофановны. Волонтеры проекта – участники молодежных обществ саратовских храмов и православно-исторического общества “Возрождение” – расчистили захоронение от зарослей. Настоятель кладбищенского храма Воскресения Христова протоиерей Александр Домовитов совершил на могиле заупокойную литию…» И далее – биографическая справка или краткое житие исповедника: «Протоиерей Димитрий Стефанович Татубалин родился 7 ноября 1877 года в деревне Кочнево Троицкого уезда Оренбургской губернии (ныне Уйского района Челябинской области), в крестьянской семье. В 1914 году, то есть в 37 лет, окончил пастырско-миссионерскую богословскую школу при Архиерейском доме в Оренбурге. В мае 1914 года был рукоположен в сан диакона епископом Феодосием (Олтаржевским; 1867–1914) и в том же месяце – в сан иерея епископом Дионисием (Сосновским; 1859–1918), после чего назначен в церковь села Ключи Оренбургского уезда. Отец Димитрий активно противостоял обновленческому расколу. В 1929 году он был выслан в Зырянскую область на шесть лет. Работал в Мончегорске на “Североникеле”. С 1935 года семь лет работал на военном заводе 250 в Саратове… В мае 1951 года переведен на второе священническое место в Вознесенскую церковь р.п. Аркадак. Ко дню святой Пасхи 1953 года был награжден саном протоиерея. Скончался 20 мая 1960 года».

http://pravoslavie.ru/134075.html

Вост. Церквей лишилась значительных финансовых поступлений. В посл. трети XIX в., по мере распространения в странах Леванта национальных идеологий, обострились противоречия между греч. иерархией и правосл. арабами. Араб. паства АПЦ добивалась расширения своего участия в церковной жизни, выступая против греч. гегемонии в Патриархате. Наиболее ярким проявлением греко-араб. антагонизма в 60-х гг. стал 7-летний спор по поводу кандидатов на замещение Бейрутской кафедры. И. дважды пытался поставить митрополитом Бейрута архимандрита-грека из своего окружения, однако из-за бурных протестов араб. населения вынужден был отказаться от своего намерения и возвел в митрополиты араба Гавриила (Шатилу), настоятеля Антиохийского подворья в Москве (1870). После одностороннего провозглашения в февр. 1872 г. автокефального Болгарского Экзархата иерархи греч. Поместных Церквей собрались в К-поле (сент. 1872) и объявили Болгарскую Церковь «пребывающей в схизме». И., как считается, изначально не был сторонником наложения анафемы на болгар, однако уступил давлению националистической фанариотской среды. Единственным участником Собора, не поддержавшим отлучение болгар, был Иерусалимский патриарх Кирилл, к-рый в свою очередь был за это низложен Святогробским братством в нояб. 1872 г. Рус. посол в К-поле гр. Н. П. Игнатьев советовал антиохийским арабам воспользоваться прецедентом для того, чтобы низложить И., голосовавшего на Соборе за объявление болг. схизмы, и избрать патриархом этнического араба (письмо от 13 дек. 1872; см.: Russian Intrigues. 1877. P. 38). Группа митрополитов-арабов действительно предприняла попытку низложить И., но османские власти этого не допустили. Рус. послу удалось добиться уступок со стороны И.: патриарх пообещал выделить 21 тыс. р. (менее 5% общей суммы бюджета) на поддержание араб. школ и церквей. В ответ на угрозу гр. Игнатьева, что впредь рус. помощь АПЦ будет распределяться адресно через бейрутского генконсула, И., опасаясь потери доходов, согласился на создание Национальной комиссии из правосл.

http://pravenc.ru/text/293750.html

Частицы святого пояса Богоматери находятся: в Афонском Ватопедском монастыре в Трирском монастыре и в Грузии» в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь г. Санкт-Петербург http://elitsy.ru/holy/92/ в Мужской монастырь Пресвятой Богородицы Троодосской г. Тродос http://elitsy.ru/holy/272/ Недавно над святым камнем в Гефсимании, трудами сестер Гефсиманской Обители выполнена мозаичная икона Явления Божией Матери, сбрасывающей поясок апостолу Фоме. Если вы, гуляя по Иерусалиму, уже изнемогаете от жары, которая так присуща этому городу, тогда вам самое время искать место, где бы охладиться. Для этого прекрасно подойдет Монастырь Святой Марии Магдалины - здесь можно не только спрятаться в тенек, но и насладиться красотой окружающей вас зелени и цветов. Искать этот райский уголок следует в Гефсиманском саду на Масличной (Елеонской) горе. Во главе всего архитектурного ансамбля монастыря стоит церковь Святой Марии Магдалины (XIX век). Не смотря на то, что она построена в русских традициях, это не позволяет ей выбиваться из общей картины местного ландшафта. Оказавшись в ее живописном деревенском дворике, и вдохнув свежий воздух зеленых аллей, вы сразу же обретете спокойствие и радость в душе. Не удивительно, что именно здесь расположены келии, в которых живут монахини. Инициатива о строительстве церкви Святой Марии Магдалины принадлежит императору Александру III. Он очень тяжело переживал смерть своей горячо любимой матери Марии Александровны, поэтому решил увековечить память о ней в архитектуре. Назвать святилище было решено по имени небесной покровительницы бывшей императрицы – Марии Магдалины, преданной спутницы Иисуса Христа. Надо сказать, что почтение Мария Александровна (кстати, по национальности немка) заслужила не только у своего сына, но и всего российского народа. И было за что. Ее главный вклад в историю развития нашей страны – укрепление престола династии Романовых. Она родила своему мужу императору Александру II восьмерых наследников! Кроме того, именно благодаря ей в России были созданы первое отделение Красного Креста и несколько госпиталей во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

Казани» прот. Е. Малова (1875. 8, 10, 11, 17, 19, 21; 1877. 21, 23; 1878. 3, 8; 1879. 45; 1891. 5, 10-14, 17, 18, 22), «Седмиозерная пустынь» (1901. 7. С. 301-322; 9. С. 394-411), «Распространение христианства в Казанском крае» М. Г. Васильева (1904. 32. С. 1046-1062), «Город Чебоксары, его святыни, монастыри, храмы и достопримечательности» (1906. 20. С. 626-632; 21. С. 647-660; 22. С. 689-693), «Казанский Богородичный женский монастырь и его настоятельницы» прот. Александра Зеленецкого (1910. 12. С. 378-382; 13. С. 408-414; 16. С. 472-475; 18. С. 536-542), «Время основания Седмиозерной пустыни и первый ее Вознесенский храм» (1916. 17. С. 427-433; 18. С. 449-455; 19/20. С. 493-498) и «К истории Седмиозерной пустыни (постриженники и насельники…)» (1916. 25/26. С. 591-597; 27/28. С. 632-640) Покровского. Отчеты о путешествиях по епархии и служении правящих архиереев часто содержали подробные описания посещенных ими мон-рей, храмов, их святынь и достопримечательностей, а также учебных заведений (особенно в 1897-1903, когда епархией управлял архиеп. Арсений (Брянцев) ). Множество публикаций посвящено Казанским архиереям и др. местным церковным деятелям, в т. ч. многочисленные юбилейные статьи и некрологи: «Святитель Гурий, первый архиеп. Казанский» свящ. Александра Кремлёвского (1905. 28. С. 817-827; 30. С. 886-899; 32. С. 953-959; 33. С. 990-996; 34. С. 1016-1019), «Просветители и защитники христианства среди чуваш и черемис Козмодемьянского уезда» А. П. Прокопьева (1906. 11. С. 325-336), «Преосвященный Вениамин (Пуцек-Григорович), митр. Казанский и Свияжский» иером. Гурия (Степанова ; впосл. архиепископ Суздальский) (1906. 16. С. 476-483; 17. С. 509-528), «Из административной деятельности высокопреосвященного Филарета, митр. Киевского, во время святительствования его в Казани (его резолюции и предписания)» прот. Андрея Яблокова (1908. 6. С. 187-189; 7. С. 216-223; 8/9. С. 262-268; 10. С. 305-313; 11. С. 341-345), «Архиеп. Димитрий Ковальницкий в Казани» К. В. Харламповича (1916.

http://pravenc.ru/text/293856.html

Поэтому был и Новосибирск, и Минск, и Таллин, и Ленинград, и лишь потом Москва. Но была и любовь высшая, неземная – ко Христу. Шла ли она по наследству? Не знаю. Возможно, гены здесь сказались. Прапрадед наш, о котором я уже сказал, – летописец и иконописец Захар Солоницын. А дед по матери Кузьма Ивакин, отец актера Николая Ивакина, погибшего в Великую Отечественную (лучшая его роль – солдат Василий Бурмистров в фильме " Мы из Кронштадта " ), служил старостой в Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова. Примечателен еще один наш прадед – он служил барабанщиком у прославленного генерала Скобелева. Погиб в боях при Шипке в русско-турецкую войну 1877–88 годов. Но это ведь далекие предки. А как вера приходит сейчас? В этом есть загадка, тайна. Когда кто-то говорит вслух о своем пути к вере по телевидению или по радио, даже в православных программах, редко услышишь в этих " исповедях " искренность – особенно у артистов. Сейчас ведь многие, как по команде, стали " глубоко верующими " . Они напоминают мне футболистов из стран Африки, которые стали красить свои волосы в соломенный цвет, чтобы походить на европейцев. Что лишь сильнее подчеркивает их природное происхождение. Вера – заповедное, о чем говорит все творчество Андрея Тарковского. Он ведь никогда напоказ не выставлял свою веру, даже за границей. Поэтому тем, кто пытается снимать фильмы " под Тарковского " , так и хочется сказать: обретите сначала искреннюю веру, тогда станете подлинными наследниками творчества кинорежиссера, которого сегодня справедливо называют великим. Уход В 1981-м году, снимаясь в советско-монгольском фильме " Великая судьба " , Анатолий упал с лошади и почувствовал сильную боль. Ушиб спровоцировал боль в легких, в которых уже шел необратимый процесс. Доставили в Москву самолетом, срочно определили в Первую Московскую клиническую больницу. Оказалось – рак легких. Оперировали очень удачно. После операции он даже снялся в фильме Вадима Абдрашитова с символическим названием " Остановился поезд " .

http://religare.ru/2_118194.html

29 сент. 1875 г. выехал с Афона в К-поль, сопровождая экзархов К-польского Патриарха Иоакима II , митр. Никейского Иоанникия и митр. Деркского Иоакима. В ночь на 28 нояб. того же года прибыл в Сухум, 2 янв. 1876 г.- на место предполагаемой постройки новой обители в долине р. Псырцха, у развалин древнего храма во имя ап. Симона Кананита. Земельный участок был выделен наместником Кавказа вел. кн. Михаилом Николаевичем в «неотъемлемое достояние этой обители». В письме на Афон от 14 янв. 1897 г. И. упоминал: «По прибытии на избранное для возведения монастыря место мы нашли его все густо заросшее лесом, переплетенным колючкою, а близ реки Псыртсхи - большое заросшее болотными растениями гнилое болото». Лично принимал участие в расчистке места для первых монастырских зданий - храма в честь Покрова Пресв. Богородицы (освящен 17 окт. 1876), школы для абхазских мальчиков и др. В нач. апр. 1877 г., с началом русско-турецкой войны, И. оставил обитель и находился с частью братии (всего насчитывавшей 14 чел.) в Богородице-Рождественском мон-ре Гелати , ежедневно совершал богослужения; некоторые иноки, пройдя медицинскую подготовку, служили санитарами в военном госпитале в Тифлисе. В окт. 1878 г. И. вернулся в Новоафонскую обитель, восстановил разрушенные во время войны здания. После утверждения имп. Александром II определения Синода «Об учреждении мужского Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря в Сухумском отделе Закавказского края» (8 дек. 1879) обитель стала быстро созидаться, «соблюдая, как отрасль Афонского Пантелеимонова монастыря… общежительный устав афонских монастырей». После кончины (17 нояб.) иером. Арсения (Минина) старцы Пантелеимонова монастыря назначили И. наместником Новоафонской обители. В апр. 1880 г. в Пантелеимоновом монастыре И. был избран (из 5 кандидатов посредством жребия) новоафонским игуменом. 4 мая в Покровском соборе Пантелеимонова мон-ря, во время литургии, И. был произведен во игумена Новоафонского монастыря. Игуменский жезл вручил митр. Пентапольский (Александрийского Патриархата) Нил, пребывавший на Афоне на покое. 7 мая И. был утвержден в этой должности священноначалием Пантелеимонова мон-ря и в тот же день выехал на место служения. В период пребывания в Пантелеимоновом мон-ре принял постриг в великую схиму с тем же именем.

http://pravenc.ru/text/293694.html

Владыка не раз сознавался в «неодолимом стремлении к уединенной жизни». 3 мая 1857 г. направил в Синод очередное прошение об увольнении от «епархиального бремени». Указом Синода от июня того же года И. был уволен на покой в нижегородский Печерский монастырь с пожизненной пенсией в 1 тыс. р. В 1860 г. от иеросхим. Мардария принял схиму с именем Иоанн в память об отце. 15 февр. 1864 г. И. был назначен настоятелем Нового монастыря при Алтайской духовной миссии, но не смог выехать туда по старости. Притеснения со стороны управлявшего мон-рем Балахнинского еп. Поликарпа (Гонорского) вынудили И. в 1877 г. удалиться в городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастырь . В 1879 г. И. поселился в нижегородском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре . Отличался скромностью в повседневной жизни, продолжал помогать Кавказской, Орловской, Полтавской, Нижегородской семинариям, другим учебным заведениям, сиротствующему духовенству. Так, епархиальному жен. уч-щу пожертвовал 5966 р. в билетах и 272 р. наличными, «в пользу бедных духовного звания» - 804 р. в билетах, губ. муж. гимназии «на стипендию» - более 1,3 тыс. р. ( Титов. 1887. С. 45). За 4 дня до кончины передал напрестольные крест и Евангелие в московский храм Христа Спасителя. Ежедневно служил в примыкавшей к келье домовой церкви. По словам современника И., «двери его убогой келлии, в два окна, украшенной только большим живописным портретом Киевского святителя Филарета да изображением преподобного Серафима Саровского, отверзались только для Нижегородских преосвященных, изредка - для настоятеля монастыря, часто - для духовника иеромонаха и редко-редко - для некоторых других благочестивых лиц» ( Алексий (Воскресенский). 1915). За 10 дней до кончины принял Нижегородского еп. Макария (Миролюбова) , 3 дек. 1884 г. после исповеди и причащения скончался со словами: «Пора мне домой». 9 дек. был погребен в правом приделе Алексиевской ц. Благовещенского мон-ря. В 20-х гг. XX в. храм был закрыт, переоборудован под планетарий; после восстановления церкви в нояб. 2007 г. останки И. были подняты, помещены на хранение в братский корпус мон-ря, впосл. перезахоронены в Алексиевской ц. на прежнем месте. Панихидная память И. совершается в Нижегородской епархии 6/19 дек.

http://pravenc.ru/text/293654.html

  001     002    003