Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский февраля 1878 – †25 января/7 февраля 1929 Прославлен в 2000 г. 180 . Память празднуется 25 января/7 февраля (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Священномученик Петр, архиепископ Воронежский (в миру Зверев Василий Константинович) родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея. После обучения на историко-филологическом факультете Московского Императорского уни- верситета Василий поступил в Казанскую Духовную академию, где за два года до окончания курса (в 1900 году) принял монашеский постриг с именем Петр. По окончании Академии иеромонах Петр преподавал в Орловской Духовной семинарии, а затем исполнял должность епархиального миссионера при Московском епархиальном доме. С 1907 года он получает назначение на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, а с 1909 до 1917 года является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белеве Тульской епархии в сане архимандрита. В это время он часто посещает расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Служения отца Петра очень любили местные крестьяне, поскольку отец Петр, часто служа в их селах, отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Петр и в Сарове, и в Дивееве, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Ивановну. Она подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение. Во время Первой мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Сам же настоятель в 1916 году служил священником в действующей армии. После февральского переворота отец Петр назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. И уже в 1918 году, в Твери, он подвергается кратковременному аресту. 2/15 февраля 1919 года в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии владыка Петр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма и ввел строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда Владыка привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе. Акафистов за всенощной он никогда не читал, но требовал, чтобы вычитывались все кафизмы; сокращений не допускал ни при служении панихид, ни при отпеваниях. Порой Владыка с грустью говорил: “Кто отслужит по мне такую панихиду?”. А келейнику так говорил: “Во всем твой Петр грешен, только устава никогда не нарушал”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 февраля 1999 года 10 2005 р. 10:00 16 февраля 1999 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине приснопамятного епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) и иже с ним пострадавших священника Иоанна Иванова (1864-1918), игумении Ферапонтова монастыря Серафимы (Сулимовой; 1858-1918) и мирян Николая, Анатолия, Михаила и Филиппа на предмет их канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) и иже с ним пострадавших для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине приснопамятного архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о подвижническом служении, широком народном почитании и непрекращающихся чудотворениях иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949) на предмет его канонизации в лике преподобных для общецерковного почитания.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4934500...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Определения Священного Синода от 16 февраля 1999 года В заседании Священного Синода 16 февраля 1999 года под председательством Патриарха Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине приснопамятного епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) и иже с ним пострадавших священника Иоанна Иванова (1864-1918), игумении Ферапонтова монастыря Серафимы (Сулимовой; 1858-1918) и мирян Николая, Анатолия, Михаила и Филиппа на предмет их канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) и иже с ним пострадавших для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине приснопамятного архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора.

http://mospat.ru/archive/86371-opredelen...

Архим. исп. Игнатий (Бирюков). Фотография. Тюрьма НКВД. 1930 г. (Бирюков Иван Адрианович; 25.05.1865, г. Бирюч Воронежской губ. (ныне Белгородской обл.) - 27.09.1932, Казахстан), преподобноисп. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из крестьянской семьи. Учился в Бирючском городском училище. 9 окт. 1878 г. поступил послушником в Валуйский мон-рь Воронежской епархии. Служил келейником наместника мон-ря архим. Игнатия (Алексеевского); нес клиросное послушание, управлял монастырским хором; научился играть на скрипке и на фисгармонии. В 1888 г. издал нотный сборник догматики 8 гласов знаменного распева. В 1894 г. взял отпуск по состоянию здоровья и провел его в паломничестве на Св. землю и Афон. Настоятель, опасаясь за здоровье И. Бирюкова, освободил его от клиросного служения. Работал помощником повара, трапезного, был звонарем, келейником настоятеля и учителем в монастырской школе грамоты. В 1896 г. официально зачислен послушником мон-ря. 20 дек. 1897 г. пострижен архим. Игнатием в монашество с наречением имени Игнатий. В 1898 г. рукоположен еп. Иосифом (Соколовым) во диакона. В 1900 г. рукоположен Воронежским еп. Анастасием (Добрадиным) в воронежском Митрофаниевском мон-ре во иерея. Управлял монастырским хором (до 1917). В 1903 г. назначен помощником настоятеля. В 1908 и 1910 гг. для восстановления здоровья путешествовал по св. местам России. После кончины архим. Игнатия (Алексеевского) 3 февр. 1912 г. избран настоятелем Валуйского монастыря; 19 апр. по утверждении в должности настоятеля возведен в сан игумена. Во время первой мировой войны по инициативе И. мон-рь взял на себя заботу об обеспечении родственников тех, кто были призваны в армию, одеждой, обувью, продуктами и деньгами; раненым воинам были предоставлены монастырские гостиницы и бесплатная трапеза. В марте 1917 г. в монастыре был произведен обыск, И. был заключен на неделю под домашний арест. В февр. 1918 г. И. вызвали в Валуйский исполком совета рабочих и крестьянских депутатов, где потребовали передать совету все монастырские сбережения; братия выполнила это требование. 23 апр. 1920 г. И. был возведен в сан архимандрита. В 1924 г. мон-рь был закрыт. И. уехал в с. Будённое (ныне г. Бирюч), где поселился у родственников. В янв. 1926 г. переехал в Воронеж; болел более 2 месяцев тифом. Назначен Воронежским архиеп. сщмч. Петром (Зверевым) на должность руководителя церковного народного хора (до авг. 1929). Был епархиальным духовником в Акатовом во имя святителя Алексия монастыре.

http://pravenc.ru/text/Игнатий ...

Воронежская епархия объявила о намерении получить мощи архиепископа Петра (Зверева) Воронеж, 27 марта 2009 г. На мартовском заседании епархиального совета Воронежской епархии был рассмотрен вопрос о подготовке епархии к отмечаемым в 2009 г. 80-летию кончины воронежского архиерея свт. Петра (Зверева) и 10-летию обретения мощей священномученика. Решением Воронежского епархиального совета сформирована епархиальная рабочая группа, которая совершит паломничество в Соловецкий монастырь, сообщает Благовест-инфо . Данная группа также наделена полномочиями подготовить проект ходатайства к Патриарху Московскому и всея Руси о передаче Воронежской епархии мощей или их части - десницы свт. Петра. Епископ Пётр (1878-1929) был назначен местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским) викарным епископом в Воронеж в июне 1925 года. После кончины в начале 1926 года престарелого воронежского митрополита Владимира (Шимкевича) верующие избрали викарного епископа Петра на вдовствующую воронежскую кафедру. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский; будущий Патриарх) признал выбор церковного народа, произведя назначение еп. Петра (Зверева) на воронежскую кафедру. Митрополит Сергий возвёл нового главу Воронежской епархии в архиепископский сан. Во время служения архиепископа Петра на воронежской кафедре (с января по ноябрь 1926 г.) началось возвращение в лоно канонической Церкви тех священнослужителей и приходов, которые при участии ГПУ и светской власти ранее ушли в обновленческий раскол. Известно, например, что архиепископ Пётр в Воронеже сначала служил в Троицкой церкви на Терновой поляне и в Преображенской церкви Покровского женского монастыря, поскольку большинство городских храмов принадлежало обновленцам. Преображенская церковь Покровского монастыря, расположенная в историческом центре Воронежа, сохранилась до наших дней, хотя и используется в качестве жилого многоквартирного дома. Два десятилетия назад городские власти обещали расселить его жильцов, однако проблема не решена и по сей день. Кроме храма из строений б.монастыря сохранились кельи, в которых также продолжают жить люди.

http://pravoslavie.ru/29802.html

священномученик Петр (Зверев) (1878–1929) священномученик Петр (Зверев) Архиепископ Воронежский. Богослов, проповедник, ближайший сподвижник св. патриарха Тихона. В миру Василий Константинович Зверев, родился 18 февраля 1878 года в семье священника. Отец Константин Зверев служил в приходском храме в Вишняках под Москвой, затем был назначен настоятелем храма святого Александра Невского при доме Московского губернатора. После гибели великого князя Сергея Александровича отец Константин перешел служить в Сергиевский храм при Чудовом монастыре в Кремле. В 1895 году Василий Зверев окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Университета. Через четыре года он подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской духовной академии, и после испытаний был принят в число студентов. Монах, священник В 1900 году он был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен во иеромонаха. Через два года удостоен степени кандидата богословия. По окончании академии иеромонах Петр был назначен преподавателем в Орловскую духовную семинарию. В 1903 году он был переведен в Князь-Владимирскую церковь при Московском епархиальном доме. В 1907 году стал инспектором Новгородской духовной семинарии. Настоятель Белевского монастыря В июне 1909 года Святейшим Синодом был назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии. Во время пребывания в Белевском монастыре иеромонах Петр имел возможность постоянно общаться с оптинскими старцами. Он также неоднократно бывал в Саровском и Дивеевском монастырях. 8 августа 1910 года был возведен в сан архимандрита. Спокойные годы, которые оставались до начала первой мировой войны, он провел в непрестанных трудах и заботах, много внимания уделяя не только монастырю, но и жителям окрестностей. С самого начала войны в Спасо-Преображенском Белевском монастыре был развернут лазарет на 12 коек. Архимандрит Петр оставался настоятелем монастыря до октября 1916 г.; когда он по предписанию Святейшего Синода был направлен в распоряжение епископа Алеутского Евдокима (Мещерского). Архимандрит Петр должен был отбыть в Северо-Американскую епархию. Поездка не состоялась, и архимандрит Петр уехал на фронт, где был проповедником до февральской революции 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/946

Петр (Зверев Василий), архп. Воронежский Сын Московского протоиерея. Окончил классическую гимназию и прослушал два курса Московского университета по историко-филологическому факультету. В 1897 году вышел из университета и поступил в Казанскую духовную академию. 19 янв.1900года пострижен в монашество. На последнем курсе рукоположен во иеромонаха. В 1902 году окончил академию со степенью кандидата богословия. По окончании академии, состоял на духовно-учительской службе. С 1909 года – инспектор Новгородской духовной семинарии. С 1910по 1917 г. – настоятель Сласо-Преображенского монастыря в Белеве, Тульской епархии. Пользовался в Белеве большим авторитетом. Затем был настоятелем церкви Владимирского Епархиального дома в Москве. 2/15 февраля 1919 года хиротонисан в Москве во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. С 1920 года – епископ Старицкий, вик. Калининской епархии. В декабре 1925 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Воронежским и временно управляющим Московской епархией. В Воронеже весьма успешно действовал против обновленцев, но недолго. С февраля 1926 года епархией не управлял. Скончался 26 января 1928 года. Труды: «Экзегетический анализ первых двух глав послания апостола Павла к евреям». (Кандидатское сочинение). “Изв. Каз. Еп.” 1903, 3, стр.22. Литература: «Прав.Собес.» 1900, апрель, стр.477. -“- 1905, ноябрь, стр.81, 83. ФПС III, стр.6. ФАМ I, 214, стр. 17. «Вестн.Свящ.Син. и Прав. Р.Ц.» 1927 г., 3 (16) (обновл.), стр.20. Заметки идополненияЕ.М. Er wurde am 18.2.1878 geboren. Er war im Gefängnis, danach lebte er von 1922 bis 24 in Mittelasien in Verbannung. Ab 16.7.1925 befand er sich in Vorone als Hilfe für M Vladimir (Šimkovi), der am 24.12.1925 gestorben ist. Er kam zum Begräbnis, danach fuhr er nach Moskau. Die Arbeiter baten ihn, Bvon Vorone zu werden; er stimmte zu. Beim Volk war er sehr beliebt und hielt sich beim Zelebrieren genau an den ustav. Er gewann manche Kirchen von den Erneuerern zurück.Wenn er zu VerhörenzurGPU mußte,begleitete ihn das Volk,besonders die Arbeiter,ebenso beiProzessionen. Ат 15.11.1926 zelebrierte er zum letzten Mal. Tags darauf wurde er verhaftet. Nach dem Gefängnis kam er ins Kemskij- Lager, im Frühjahr 1927 war er bereits in den Solovki-Lagern. Im Winter 1928 kam er auf eine andere Solovki-Insel, Anzer; er lebte in der ehemaligen Golgotha-Skit, wo er am 25.1.1929 starb und begraben wurde. Werke : Briefe des EB Petr ausden Solovki-Lagern,in:M. Pol " skij, Novye mueniki II,56–69. Literatur : M. Pol’skij, Novye mueniki I, 179; II, 48–69, 279. Regel " son 452, 536, 542. I.M. Andreyev, Russia’s Catacomb Saints 165, 173–177. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1. Архиепископ (Петр (Зверев; 18 февраля 1876 — 25 января 1929). В 1899 г., после окончания 2 курсов на историко-филологическом факультете Московского университета Василий Зверев поступил в Казанскую Духовную академию, во время обучения в которой в 1900 г. он принял монашеский постриг, в том же году был рукоположен по диакона, затем во иерея. 3 июня 1909 г. назначен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Белеве Тульской губернии, в следующем году возведен в сан архимандрита. Монастырь находился недалеко от Оптиной пустыния. со старцами которой о. Петр поддерживал духовную связь, почитал дивеевскую блаженную Прасковью Ивановну (Пашу Саровскую; † 1915 г.), любившую будущего архиерея-священномученика. В 1917 г. архимандрит Петр был переведен настоятелем в тверской Троице-Желтиков монастырь, в 1918 г. арестован как заложник, вскоре освобожден. 15 февраля 1919 г. в Москве он был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, переехал в Нижний Новгород, жил в Печерском Вознесенском монастыре. В мае 1921 г. он был арестован, помещен в московскую Бутырскую, затем в Таганскую тюрьму, затем переведен в Петроград, в апреле 1922 г. освобожден и назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Активно противодействовал распространению в Тверской епархии обновленчества, что стало причиной ареста архиерея в ноябре 1922 г., в 1923 г. приговорен к ссылке, которую отбывал в пос. Перовске (ныне г. Кызыл-Орда, Казахстан), освобожден в конце 1924 г. После возвращения в Россию еп. Петр в 1924 г. был назначен временно управляющим Московской епархией, в середине 1925 г. направлен в Воронеж, в янв. 1926 г. назначен правящим Воронежским архиереем с возведением в сан архиепископа. В ноябре 1926 г. архиерей был вновь арестован, находился в заключении в московских тюрьмах, в 1927 г. отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, в октябре следующего года переведен в отделение лагеря на Анзерском острове, где скончался от тифа. 9 июня 1999 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил провести работы по определению места захоронения и обретению мощей сщмч. Петра. После продолжавшихся в течение трех дней работ 17 июня 1999 г. мощи были обретены и ныне находятся в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре. Архиерейский Собор Русской Церкви 13–20 августа 2000 г. причислил архиепископа Петра к лику святых (см. подробное жизнеописание архиепископа Петра: Дамаскин (Орловский), игум. Житие священномученика Петра (Зверева; 1878–1929), архиепископа Воронежского. Тверь, 2001).

http://sedmitza.ru/text/415658.html

Лишь к концу гражданской войны институт принудительного труда стал отмирать, и власти начали идти на некоторые уступки. В частности, 31 июля 1920 г. Комиссия по правильному использованию труда и освобождению от трудовой повинности выдала удостоверение, что священнослужители Лавры архидиакон Варлаам (Макаровский) и иеродиакон Серафим (Вавилов) должны быть освобождены от повинности «в кануны церковных двунадесятых праздников и кануны воскресных дней». 3 сентября 1920 г. отдел юстиции Петроградского совета известил расположенное вблизи Лавры 12-е участковое квартальное бюро, что «духовных лиц, не занятых культом» не следует привлекать к общественным работам на виду у публики, а священнослужителей «занятых культом» вообще не следует привлекать к таким работам (впрочем, такая инструкция уже издавалась отделом юстиции 1 августа 1919 г. и заметного воздействия не оказала) [v] . В отличие от периода 1918–1919 гг., в 1920 – начале 1922 гг. активных репрессий против насельников Александро-Невской Лавры не было, хотя секретный надзор за ними осуществлялся. Так, в донесении одного из осведомителей ГПУ в январе 1922 г. говорилось: «Наместник Лавры два месяца совсем не служил, затем служил не часто, и никаких серьезных проповедей не произносил. В Крещение, так как митрополит не служил в Лавре, наместник служил в Духовской церкви и сказал проповедь на дневное евангелие, очень ловко перешел на дровяной вопрос, дороговизну, несостоятельность правительства и т.д. Слушатели плакали, находили, что он сказал очень трогательно, николаевки же потом бегали и восхищались его «необыкновенно смелой проповедью». Доказательство, что уследить за содержанием проповеди по ее теме чрезвычайно трудно, и что понимается она совершенно различно. Только власть патриарха может направлять проповеди» [vi] . Отдельные случаи арестов также имели место. Примером такого ареста является дело священника храмов Лавры Петра Ивановича Шибакина. Он после службы в царской армии окончил в марте 1920 г. Петроградское Богословско-пастырское училище и был рукоположен митрополитом Вениамином в Лавре 17 мая 1920 г. во диакона, а в ноябре того же года – во священника. Дело отца Петра интересно тем, что позволило установить неизвестный ранее факт биографии одного из самых почитаемых верующими священномученика – архиепископа Воронежского Петра (в миру Василия Константиновича Зверева, 1878–1929). Владыка с весны 1927 г. находился в заключении в страшном Соловецком лагере, одно время был там старшим архиереем и скончался на Соловках. В августе 2000 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил его в лике святых. Хорошо известно, что архиепископ Петр управлял Московской и Воронежской епархиями, но оказалось, что он непосредственным образом причастен и к Петербургской.

http://bogoslov.ru/article/3119298

Ортодоксия : Митрополит Сурожский Антоний . Если Христос не воскрес… Выдержки из беседы в Женеве 30 марта 1967 г. Пер. с англ. и публ. Елены Майданович //Фома. –2005.- С. 42-44. – (рубрика « Ортодоксия »). Лики и лица : Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (1878-1929)//Фома. - – 2005. – С.45. – (рубрика « Лики и лица »). Арест епископа властями в 1921 году вызвал забастовки рабочих на заводах Сормова под Нижним Новгородом, прекращенные обманным заявлениям об освобождении владыки Петра. В периоды между арестами и ссылками организовывал помощь голодающим Поволжья, много сделал для преодоления инспирированного спецслужбами церковного раскола – так называемого «обновленчества». В 1927 году арестован и сослан в Соловецкий концлагерь, где через два года умер от тифа на острове Анзер. Разговор начистоту : Душа, тело и… платье . Фото Валентины Хиц и священника Сергия Новожилова//Фома. – 2005. – С.46-49. - (рубрика « Разговор начистоту »). Публикация включает следующие материалы: Письмо в редакцию / Анна , Москва/, содержащее вопрос о том, как Православие относится к человеческому телу, земным радостям и можно ли спасти душу без пренебрежения к ним? – С.46; Священник Николай Емельянов , заместитель декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. «Всегда радуйтесь». (Ответ на письмо читательницы). – С.47-49; Свидетельство : Артем Ермаков . Батюшка вдруг стал смеяться . Фото Виктора Пилипенко//Фома. - – 2005. – С.50-51. – (рубрика « Свидетельство »). ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.52-71. (на заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Дело : Ухожу в монастырь! На лето… Кто такие трудники . О трудничестве и жизни в монастыре рассказывает настоятель Успенского подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге иеромонах Ростислав ( Якубовский ). Беседовала Анна Ершова. Фото Николая Федорова//Фома. - – 2005. – С.54-57. – (рубрика « Дело »). На врезках: Анна Ершова . Впечатления //Фома. - – 2005. – С.55, 56-57. – (рубрика «Дело »). Заметки (и фотографии), рассказывающие собственном опыте летней работы в монастыре в составе молодежного православного клуба «Свежий ветер».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-25-y...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010