Иконография «З. П.» и. восходит к католич. изображению «Мадонна с четками», или «Мадонна розария» (итал. Madonna del Rosario; нем. Rosenkranzmadonna; польск. Matka Boska Róacowa; словен. Ronovenska Mati Boja), возникшему в позднее средневековье и отразившему развитие почитания Богоматери на католич. Западе. В основе изображения лежит читаемое по четкам молитвенное правило - розарий , во время к-рого вспоминают 15 таинств из жизни Пресв. Богородицы: 5 радостных (Благовещение, Встреча Марии и Елисаветы, Рождество Христово, Сретение, Преполовение), 5 скорбных (Моление о чаше, Бичевание, Коронование терновым венцом, Несение креста, Распятие), 5 славных (Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери). Иконография «Мадонна с четками» представляет собой изображение Девы Марии с Младенцем Христом на руках, протягивающими предстоящим четки - розарий (за редким исключением, четки могут быть только у Младенца). Дева Мария с Христом изображаются в рост (или сидящими) на престоле, на облаках, на полумесяце. Их одеяния не подчинены строгому канону, как правило, Богомладенец препоясан, голову Богородицы украшает венец. Иногда плащ Богородицы, как в образах «Мадонна Милосердие» (Madonna della Misericordia), образует покров, под к-рым находятся предстоящие. Четки имеют крест и крупные бусины, делящие нитку на неск. частей. Сохранился ряд произведений этой иконографии, в к-рых Деву Марию с Младенцем окружают следующие сцены: «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Богоматери», «Коронование Богоматери». В нек-рых композициях эти сцены скомпонованы в 3 группы по 5 сюжетов. В композицию «Мадонна с четками» обычно включается изображение цветов, гл. обр. роз (розарий - также венок из роз) ( Mena š e L. Marija v Slovenski umetnosti: ikonologija slovenski marijanske umetnosti od zaetkov do prve svetovne vojne. Celje, 1994. 143-148). Розарий - домашнее молитвенное правило, отсюда часто встречающееся на иконах «Мадонна с четками» изображение ктиторов или их небесных покровителей - как выражение персонального, личного моления заказчика.

http://pravenc.ru/text/182739.html

Разделы портала «Азбука веры» Яко Пресветлая Звездо, просия Божественными чудесы святый Твой образ, Целительнице. Подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость. Перевод: Как преяркая Звезда, просиял Божественными чудесами святой Твой образ, Целительница. Подай и нам, Богородица Мария, исцеление болезней душевных и телесных, спасение и великую милость. Молитва Аудио: Приими, о, Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши; еще же, Госпоже Владычице Богородице, и от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О, Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас недостойных рабах Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Перевод: Прими, о Всеблагословенная и Всемогущая Госпожа Владычица Богородица Дева, эти молитвы, со слезами к Тебе сейчас приносимые от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение воссылающих с умилением, словно к Тебе Самой здесь находящейся и слушающей наши моления. Каждому исполняешь по прошению, облегчаешь скорби, немощным даёшь здоровье, расслабленных и больных исцеляешь, бесов выгоняешь из бесноватых, обиженных от обид избавляешь, прокажённых очищаешь и малых детей милуешь; ещё, Госпожа Владычица Богородица, и от уз и заточения освобождаешь и от всех многоразличных страстей исцеляешь: всё возможно по Твоему ходатайству к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О, Всепетая Мать, Пресвятая Богородица! Не переставай молиться о нас недостойных рабах Твоих, славящих Тебя и почитающих Тебя, и поклоняющихся с умилением Пречистому образу Твоему, и безвозвратную надежду имеющих и искреннюю веру к Тебе, Приснодева, Преславной и Непорочной, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-vo-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ» («Сказание о чудесах Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, о приглашении ангельского поздравления, иже принесе от Бога архангел Гавриил, приглашая радость Богородице: «Богородице Дево, радуйся»»), преимущественно переводной сб. рассказов о чудесах Богородицы, получивший широкое распространение в России начиная со 2-й пол. XVII в. (известен в рус. списках). Включенные в сборник тексты имеют, по-видимому, западноевроп. происхождение (оригиналы неизв.). Сборник в стандартном составе содержит 138 рассказов, объединенных в 15 глав, нумерация рассказов - по главам. В рассказах нередко названо место действия; как правило, это зап. страны, особенно часто упоминаются Испания и Португалия, названы также Чешская, «Галанская» (Голландская) земли, Париж, Берлин, Лиссабон и т. д. Мн. рассказы датированы, годы указаны от Р. Х. Наиболее поздние даты: 1572 (5-й рассказ в 9-й гл.), 1573 (5-й рассказ в 10-й гл.), 1574 (2-й рассказ в 3-й гл.), 1578 (4-й рассказ в 6-й гл.), 1599 (4-й рассказ в 7-й гл.) гг. Большинство рассказов посвящено чудесам, связанным с молитвой «Богородице Дево, радуйся» («ангельское поздравление Богородице») и почитанием четок, по к-рым эта молитва читается. Такого рода сюжеты изложены во мн. главах сборника: «О возношении, и гордости, и невнимании молитвы «Богородице Дево, радуйся»» (инок, смеявшийся над молитвой, был лишен рассудка, разорвалась «жила главы его», и он истекал кровью, помолившись Богородице, он выздоровел; епископ, не признававший «ангельского поздравления», увидел во сне, что он тонет, но Богородица, спасающая других, отталкивает его; епископ раскаялся и увидел во сне, что тонет, но на этот раз Дева Мария спасает и его, и т. п.), «О отверзении неплодных ложесн и о чадородии со избавлением рождаемых от смерти» (помолившись Богородице, неплодная франц. царица родила сына; благочестивая испанка, попав в плен, родила в хлеву и стала молиться «ангельским поздравлением», явившаяся Богородица приняла ребенка, Христос крестил его и т. д.), «Яко сея ради молитвы убиваемые люди и без вести погибаемые до первого своего живота паки возвращахуся» (в 1494 была повешена невинная женщина, Дева Мария воскресила ее; во время «мора великого», когда «мнози разуму отхождаху», один пресвитер в припадке страха перерезал себе горло ножом, Богородица продлила ему жизнь настолько, чтобы он успел исповедаться и причаститься, и проч.) и др.

http://pravenc.ru/text/182737.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Державный Собор 1598 года Выражение идеи Самодержавия, а также идеологии Христианской государственности в Утвержденной Грамоте и других соборных документах. Продолжение 06.09.2011 408 Время на чтение 89 минут Часть Третья Часть Первая Часть Вторая ГЛАВА ВТОРАЯ Идея Самодержавия и христианской государственности в Утвержденной Грамоте и в других документах Московского Собора 1598 года (Окончание) 8. Глаголы Русского Самодержавия Полагаю, здесь нужно подвести предварительный итог относительно титульной, регальной и образной символики Русского Самодержавия, отображенной в «Родословии». По отношению ко всем названным здесь лицам употреблен титул « Князь Великий » или « Великий Князь ». Ряд из них титулуются « Российскими Государями », некоторые же титулуются как « великие Государи ». Равноапостольный Великий Князь Bлaдuмip по «Родословию» был назван Самодержавным , о его сыне Великом Князе Ярославе Мудром сказано: « самодержавства bocnpiuмъ скифетръ Pociйckaro государьства». Но титул « Самодержец » относится только к Великому Князю Иоанну III, а « Самодержец всея Руси » к Царям Иоанну и Феодору, и они же только из всех Российских Государей в «Родословии» титулуются Царями. Наиболее же полно Царский титул прописан по отношению к Феодору Иоанновичу: « Государь нашъ, благоверный велик i й Государь Царь и Beлuki й Князь едоръ Ивановичъ, всеа Py ci и Самодержець ». Как отмечалось выше, только здесь употреблен титульный эпитет « благоверный », а также устойчивое словосочетание «Государь наш ». Это местоименное определение « наш » обычно употреблялось по отношению к Государю-современнику. Оно характерно и для титулов молитвенного обращения к местным Святым(102). К титульным формулам близки титульные характеристики: « дерзосердый », « пресветлая звезда », « исполненъ храбрьскаго подвига », « храбрый », « рачитель благочест i ю, kpenki й поборникъ за святыя церкви и о святой православной xpucmi янстей вере », « всякими добродътелми и благочест i емъ украшенъ », « достохвалный въ храбрьскомъ подвизе и преславный въ победе », « благочест i ю рачитель и по крестьянской вере kpenki й поборникъ », « храбръ и въ победахъ страшенъ ». Среди индивидуальных титульных характеристик особо хочу обратить внимание на пассаж о Царе Феодоре Иоанновиче: «по своему Царьскому милосердому обычаю, и во всемъ бысть земный Ангелъ и небесный пресветлаго Рая житель».

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

От редакции Вологодская Спасо-Прилуцкая обитель является одной из старейших монашеских обителей на Руси. Монастырь был основан в XIV веке. Стех пор он прославился многими своими подвижниками. Читателю будет интересно узнать о его истории, особенностях его уствава, внутренней жизни, настоятелях, библиотечных фондах. Вас ждёт увлекательное чтение. I.  Местоположение и название монастыря Вологодский Спасо-Прилуцкий второклассный мужской монастырь находится в Вологодском уезде, от губернского города Вологды в пяти верстах на северо-восток, при большой Архангелогородской и Белозерской дороге, на левом берегу реки Вологды, которая подтекает к нему с северо-западной стороны излучиной. С восточной и северной сторон он окружен строениями большей частью потомков бывших монастырских служителей, составляющих ныне самостоятельный приход с особой церковью. Название свое монастырь получил от главной Спасской церкви и сенокосной луки, или ручной излучины, при которой расположен. Близ монастыря находится платформа Ярославско-Архангельской железной дороги, так что желающие посетить монастырь могут пользоваться непродолжительной остановкой поезда, чтобы сойти на платформу. II. Начало монастыря и жизнь его основателя Монастырь основан в конце XIV столетия преподобным Димитрием, который родился в г. Переяславле Залесском от богатых и благочестивых родителей купеческого звания. В их доме провел он свои юношеские годы и был воспитан в страхе Божьем и в строгих правилах христианского благочестия. Такое воспитание принесло благие плоды. Еще будучи отроком, Димитрий мало принимал участия в детских играх и охотнее посещал службы церковные, или занимался чтением божественных писаний, так как с детства был обучен грамоте. По мере возраста, усиливалась в нем любовь к уединенной жизни и к сокровенным подвигам благочестия и напротив возрастало равнодушие ко всему житейскому. Наконец, увлекаемый непреодолимым желанием совершенно отречься от мира и всецело посвятить себя Богу, он оставил родительски дом и, уступив свою часть наследства родному своему брату, удалился в Переяславский Борисоглебский Нагорный монастырь 1 , и там принял пострижение в монашество. Здесь он всего себя предал исполнению обетов иноческих. Послушание его настоятелю было совершенное, служение братии усердное, молитва постоянная, пост столь строгий, что все дивились его терпению; за его простоту и незлобие все в обители любили и почитали его, как угодника Божьего. Строгая жизнь его скоро сделалась известна архипастырю, и юный подвижник удостоен был сана священства. «И сияше», по словам жизнеописателя, «новый священноинок во обители той, яко звезда пресветлая».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранной от Господа Пречистей Госпоже и Богородице принесем, вернии, малое сие похвальное пение пред пречистым и чудотворным образом Ея Корсунским. Имже слепоты душевныя избавляемии, верою покланяющеся, умильно глаголем: Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая. Икос 1 Ангели Божии, якоже предстояще им крещению князя Владимира, иже во граде Корсуни бысть, со страхом взираху на Пречистый лик Богоматери, егоже святый апостол и евангелист Лука изобрази в воспоминание земныя жизни Ея. Егоже и прият Равноапостольный от рук Архиереев греческих, яко благословение Царицы Небесныя всей земле Русской, со трепетом вопия Пренепорочней таковая: Радуйся, Дево, небесная земным соединившая, Радуйся, Мати, горняя дольним преклоньшая, Радуйся, Помазание Христово роду человеческому, Радуйся, Иордане Истинный, в раю Божием текущий, Радуйся, Венче Богосветлый Троицы Единосущныя, Радуйся, Уста Апостольская, имиже вселенная просветися, Радуйся, Начало Предвечнаго Совета Божия, Радуйся, Пределе таинственных обетований, Радуйся Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая. Кондак 2 Звезда Вифлеемская явися икона Корсунская в земле нашей, еяже свету отцы наша, аки волхвы последующе, обретоша Христа Бога нашего и поклонишася Ему, и вместо злата, ладана и смирны — веру, надежду и любовь в дар Спасу принесоша, вопия Богу: Аллилуиа. Икос 2 Видеша людие киевстии велия чудеса, яже от иконы Корсунския, тогда же Евангельским благовестием утверждении, отвратиша сердца своя от лести идольския, слышаще же глагол Христов: «Да крестятся вси во имя Отца и Сына и Святаго Духа», возрадовашеся зело о спасении своем, вопия Матери Господа Своего таковая: Радуйся, Звездо, к Богу пресветло водящая, Радуйся, Лучу Веры, во тьме мира светящий, Радуйся, Храме, в немже вернии освящаются, Радуйся, Колеснице, Еюже Единородный Сын сниде, Радуйся, Поточе, в горняя нас устремляющий, Радуйся, Слова Божия Носительнице Чудная, Радуйся, Рождение Чистое чистыя двоицы,

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Часть II. 1955–1960 гг. «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). Предисловие Это вторая часть моих Воспоминаний. Она охватывает период с 1955 по 1960 гг., когда Лавра Преподобного Сергия уже начала свое возрождение. Хотя еще не залечились раны разрухи, но жизнь святой обители потекла уже своим нормальным порядком. И вот в этот период, как после какой-то бури, наблюдается в Лавре большая смертность ее насельников. В нашей памяти сохранились образы четырнадцати человек, в эти годы ушедших в горний мир из мира дольнего. Все они были людьми огромного труда, великого подвига и всецелой жертвенности. Это были представители народа русского, пришедшие в монастырь, чтобы молиться денно и нощно о своих собратиях и о своей дорогой Родине. Вот о них-то мы и расскажем во второй части нашего труда все, что сохранилось в памяти. Свеча негасимая Архимандрит Филадельф (Филадельф Петрович Мишин) (1876–1959) Боготечная пресветлая звезда явился еси, преподобне отче Сергие, небо церковное украшаяй… (Акафист Преподобному Сергию) Земная жизнь человека есть великий дар Божий. И многие этот дар Божий совсем не ценят! Даже есть такие неблагодарные души, которые тяготятся жизнью, считают ее каким-то бременем неудобоносимым. Конечно, земная жизнь наша есть не что иное, как сплошной подвиг. Она есть, по Апостолу, странничество. «Странники мы пред Тобою и пришельцы» ( 1Пар. 29:15 ). А разве странничество легко? Разве оно не связано с постоянными усилиями, трудностями, опасностями? Когда же люди своим вторым зрением – духовными очами веры – смотрят в даль будущей жизни, которая непременно откроется после смерти, смотрят так уверенно, твердо и убежденно, – тогда настоящая земная жизнь приобретает в действительности совсем ничтожный, временный характер. И только миролюбцы, отчаянно хватающиеся за эту временную жизнь, не видя будущей, могут подчинять свои интересы исключительно узким земным планам. Как все-таки прекрасно жить, терпеть, страдать и даже умирать, имея твердое упование на будущее свое личное загробное существование! Тогда и кругозор раздвигается широко-широко, и интерес к жизни увеличивается, и главное – достоинство человека как вечно живой личности возрастает до неизмеримых высот.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Разделы портала «Азбука веры» Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/великая княгине инокине Анно :/яко бо лоза плодовита посреде теpния,/процвела еси во граде Кашине твоими добpодетельми,/и всех удивила еси чудным твоим житием,/темже Христу Богу угодила еси,/и ныне, радующися и веселящися,/пребываеши с лики преподобных жен,/наслаждающися райския красоты и веселия./Молим убо тя:/моли о нас Человеколюбца Христа, Бога нашего//даровати нам мир и велию милость. Перевод: Сегодня прославляем тебя, преподобная мать, великая княгиня инокиня Анна, ибо, как плодовитая лоза среди терния, ты расцвела в городе Кашине твоими добродетелями и всех удивила чудесным твоим житием, потому угодила ты Христу Богу, и сейчас, радуясь и торжествуя, пребываешь в собрании преподобных жен, наслаждаясь райской красотой и радостью. Молим же тебя: «Моли о нас Человеколюбца Христа, Бога нашего, о даровании нам мира и великой милости». Кондак, глас 4 Яко пресветлая звезда,/явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/преподобная мати Анно,/во всех благочестивых и верных женах/аки крин процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/яко добре совершивши твое течение,/и ныне честныя твоя мощи,/аки бисерие драгое, явишася,/на исцеление всем, приходящим с верою./Тем и вопием ти:/радуйся, всекрасная душею,/и моли Христа Бога//о спасении душ наших. Перевод: Как преяркая звезда, явилась ты в Российской земле, в городе Кашине, преподобная мать Анна, среди всех благочестивых и верных жен ты процвела, как лилия, чистым и непорочным твоим житием, а среди монахов – совершенными твоими трудами и подвигами, и взошла ты к Небесному граду, радуясь и торжествуя, так как хорошо прошла свой путь, и сейчас почитаемые твои мощи, как драгоценные камни, явились для исцеления всех, приходящих с верой. Потому и взываем к тебе: «Радуйся, прекрасная душой, и моли Христа Бога о спасении наших душ». Молитва

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-bla...

Иконография «ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ» икона восходит к католич. изображению «Мадонна с четками», или «Мадонна розария», возникшему в позднее средневековье и отразившему развитие почитания Богоматери на католич. Западе. В основе изображения лежит читаемое по четкам молитвенное правило - розарий, во время к-рого вспоминают 15 таинств из жизни Пресв. Богородицы: 5 радостных (Благовещение, Встреча Марии и Елисаветы, Рождество Христово, Сретение, Преполовение), 5 скорбных (Моление о чаше, Бичевание, Коронование терновым венцом, Несение креста, Распятие), 5 славных (Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери). Иконография «Мадонна с четками» представляет собой изображение Девы Марии с Младенцем Христом на руках, протягивающими предстоящим четки - розарий (за редким исключением, четки могут быть только у Младенца). Дева Мария с Христом изображаются в рост (или сидящими) на престоле, на облаках, на полумесяце. Их одеяния не подчинены строгому канону, как правило, Богомладенец препоясан, голову Богородицы украшает венец. Иногда плащ Богородицы, как в образах «Мадонна Милосердие» (Madonna della Misericordia), образует покров, под к-рым находятся предстоящие. Четки имеют крест и крупные бусины, делящие нитку на неск. частей. Сохранился ряд произведений этой иконографии, в к-рых Деву Марию с Младенцем окружают следующие сцены: «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Богоматери», «Коронование Богоматери». В нек-рых композициях эти сцены скомпонованы в 3 группы по 5 сюжетов. В композицию «Мадонна с четками» обычно включается изображение цветов, гл. обр. роз (розарий - также венок из роз). Розарий - домашнее молитвенное правило, отсюда часто встречающееся на иконах «Мадонна с четками» изображение ктиторов или их небесных покровителей - как выражение персонального, личного моления заказчика.

http://pravicon.com/info-3849

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия к участникам юбилейных торжеств, посвященных 700-летию со дня блаженной кончины святого благоверного Великого князя Даниила Московского Явился еси в стране нашей, яко звезда пресветлая благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, людям православным поборник ecu. Моли Христа Бога державе Российской даровати мир и спасти души наша. Наступивший 2003 год для Российского государства и Русской Православной Церкви наполнен многими значимыми юбилеями и торжествами. Среди них: 100-летие со дня прославления великого русского святого преподобного Серафима Саровского, 300-летие дорогой моему сердцу " северной столицы " России - Санкт-Петербурга, 700-летие со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского. Вспоминая преподобного Серафима Саровского, мы прославляем его веру и любовь, великий подвиг духовного просвещения русского народа. Юбилей Санкт-Петербурга воскрешает в нашей памяти славные свершения великих государственных деятелей - строителей и созидателей Великой России. В торжествах, посвященных святому благоверному князю Даниилу Московскому, удивительно сплелись идеи и духовного, и общественного, и государственного служения Отечеству. Князь Даниил - сын великого отца, мудрого государственного деятеля древней Руси, прославленного полководца, подвижника благочестия - святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского. Время Александра Невского и Даниила Московского - сложное время в истории нашей отчизны. С юга - полчища татаро-монголов терзали ее пределы; с севера - тевтонские и ливонские рыцари грабили и разоряли города и веси; в сердце же Руси - " брат восставал на брата " , междоусобица раздирала русские княжества. Но, посылая великие испытания, Господь посылал и великих деятелей, боровшихся за независимость Родины, за сохранение Ее святынь, за умножение Ее земель. Такими деятелями и явились святые князья: Отец и Сын. Один искусной политикой и воинским подвигом созидал величие России, другой – мудростью, кротостью и смирением положил начало собиранию русских земель.

http://sedmitza.ru/text/417680.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010