Званка, урочище. Званский Знаменский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты ... Званский Знаменский монастырь Новгородской губернии, основанный в 1869 г. по завещанию вдовы русского поэта Гаврилы Романовича Державина Дарьи Алексеевны в память мужа на месте державинского имения Званка. Имение на Званской горе было приобретено Дарьей Алексеевной у своей матери в 1797 г. на средства, полученные в приданное. Усадебный ансамбль был создан другом и родственником Г.Р. Державина, одним из крупнейших мастеров усадебного строительства XVIII в., архитектором Николаем Александровичем Львовым. Это уединенное тихое место так понравилось Гаврилу Романовичу, что он проводил в имении каждое лето, здесь он и скончался 8 июля 1816 г. При усадьбе первоначально не было церкви, и все жители окрестных деревень ездили за 5 верст в Никольскую церковь в селе Спасская Полисть. Судя по воспоминаниям, Гавриил Романович очень любил церковные службы и часто приглашал священника Никольской церкви послужить в доме молебен или всенощную. Об этом пишет автор путевых заметок, скрывшийся под инициалами «В.С.»: «... Я проезжал через Новгород. Здесь я вспомнил рассказ званского священника, что в девяти верстах от Новгорода в монастыре Варлаама Хутынского живет девяностолетний священник, отец Никифор, который погребал Державина. На другой день утром я был в келье отца Никифора, но к несчастью нашел его больным; он был так слаб, и от болезни, и от старости, что с трудом мог говорить. Отец Никифор был священником какого-то села, недалеко от Званки; в последствии его перевели в самую Званку, когда, после смерти Державина, супруга его построила там церковь. Державин часто приглашал к себе отца Никифора, просил его служить в своем дому всенощные, молебны...». Священник А. Ваучский, описавший историю Званского монастыря, сообщал, что Державин еще при жизни своей заготовил в своем имении материал для постройки храма во имя Обновления храма Воскресения Христова, но Дарья Алексеевна не хотела строить церковь по какому-то предрассудку, и построен храм был уже после кончины Г.Р. Державина, но согласно его желанию. Строительство было начато в 1817 г., а в 1821 г. церковь была освящена архимандритом Новгородского Юрьевского монастыря Фотием и была сделана приходскою для жителей всех деревень, принадлежащих Державиной, Дымно, Залозье, Антушево и Званка. Приход назывался Званка или Воскресенско-Тож, о чем свидетельствует церковная печать, оттиск которой хранится в Новгородском архиве. На содержание Званской церкви и священника при ней Дарья Алексеевна еще при жизни внесла капитал в 50 тысяч, а также выделила на содержание Никольской церкви 5 тысяч. Как писал А. Ваучский, храм отличался изящной архитектурой и художественной живописью (особенно хороша икона, изображающая Воскресение Христово).

http://sobory.ru/article/?object=37796

Игумения Таисия Игумения Таисия (в миру – Мария Васильевна Солопова, 1842–1915) – настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря, автор духовных стихов. По отцу – из древнего новгородского дворянского рода, по матери – одной из ветвей рода Пушкиных. После окончания в 1860 году Санкт-петербургского Павловского института благородных девиц почти десять лет провела послушницей Тихвинского монастыря, в Введенском храме которого хранилась древнейшая икона Тихвинской Божьей Матери. В 1870 году в Тихвинском монастыре она стала рясофорной послушницей с именем Аркадия. С 1872 года – регент Покровского Зверина монастыря в Новгороде, основанного в начале XII века на месте зверинца новгородских князей. С 1878 года – казначей Званского Знаменского монастыря, основанного в 1869 году по духовному завещанию вдовы Гавриила Державина, пожертвовавшей монастырю державинское родовое имение Званку со всеми землями и угодьями. Так что послушница Аркадия ведала казной обители, которую называли Званским Державина монастырем. Через год в этом монастыре она приняла постриг с именем Таисия. С 1881 года – настоятельница Леушской женской общины при деревне Леушине в Череповецком уезде. Через четыре года община стала Леушским монастырем. При игумении Таисии за тридцать лет в нем было воздвигнуто два каменных собора, открыты две школы – церковно-приходская и церковно-учительская, основаны иконописная и золотошвейная мастерские. Обитель превратилась в один из самых крупных женских монастырей в России, где подвизалось до 700 насельниц. За эти же годы игумения Таисия основала и возродила еще десять монастырей и скитов, среди них был и древнейший Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия. Но современники недаром называли игумению Таисию Леушскую «внучкой» великого Пушкина. Их связывали не только родовые корни. Она была автором книг об Иоанне Богослове, «Жизнеописания Христа ради юродивой блаженной Евдокии», «Писем новоначальной инокине», «Келейных записок», автобиографии. Важное значение в религиозной литературе того времени имели «Беседы» и переписка игумении Таисии с Иоанном Кронштадтским , ее книга «Иоанн Кронштадтский как духовный пастырь». Первым читателем многих литературных трудов игумении Таисии был ее духовный отец Иоанн Кронштадтский . Отцу Иоанну еще до журнальных публикаций она посылала на благословение и свои стихи. Сохранился один из его отзывов 1898 года: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

В 1839 году Дарьей Алексеевной Державиной было составлено завещание, в котором она изложила свое желание передать усадьбу «Званка» в духовное ведомство и устроить там женский монастырь и училище для девиц духовного звания. Средства на осуществление задуманного Дарьей Алексеевной должны были составиться от продажи городского дома Державиных в Санкт-Петербурге и всех доходов от имения «Званка». Промыслом Божиим, в устроении монастыря деятельное участие принял Константин Матвеевич Бороздин, один из потомков прп. Саввы Вишерского (в миру Сергея Ивановича Бороздина), столпника, основателя Новгородского Савво-Вишерского монастыря. Константин Матвеевич был родственником Державиных, он был женат на племяннице Дарьи Алексеевны, Прасковье Николаевне Львовой, дочери друга Гавриила Романовича Державина - Николая Александровича Львова. Дом Бороздиных находился рядом с домом Державиных в Санкт-Петербурге. Он был назначен душеприказчиком по завещанию Дарьи Алексеевны и для устройства монастыря и училища предоставил капитал в 98 279 руб. Дарья Алексеевна не имела собственных детей, но в доме всегда жили племянники и племянницы, которых она воспитывала, выдавала замуж, беспокоилась об их приданном. Племянница Дарьи Алексеевны Вера Николаевна Воейкова (Львова) вспоминала, что тетушка «всегда болела об образованных бесприютных девицах, которые ищут крова и занятий. Монахини задуманного ею монастыря должны были найти на Званке покой, удобства и молитвенный подвиг и, вместе с тем, благотворительную обязанность по отношению к малолетним сиротам» - воспитанницам задуманного Дарьей Алексеевной училища. Сведения о деятельности Бороздина по открытию монастыря и устройству в нем училища дают воспоминания родственников Дарьи Алексеевны, которые собрал и опубликовал И. Хрущов в своей работе «Милена, вторая жена Державина». Когда в 1844 г. - через два года после кончины Дарьи Алексеевны дом был продан и все необходимые документы оформлены, Бороздин представил в Святейший Синод проект устройства училища, которое он просил передать «под Высочайшее покровительство Государыни Императрицы и Августейшей Дщери Ея, великой княжны Ольги Николаевны». В своем проекте он опирался на опыт уже открытого в Царском селе Царскосельского училища для девиц духовного звания, которое стало впоследствии образцом для учреждения женских духовных учебных заведений в епархиях Российской империи. Бороздин был хорошо осведомлен об этом проекте. Он жил в Царском Селе и имел там свой дом. В учреждении этого училища принимала деятельное участие великая княжна Ольга Николаевна, фрейлиной которой была дочь Бороздина, Варвара Константиновна. Цели этого учебного заведения были четко определены в его Уставе: «чтобы девицам духовного звания дать воспитание вполне соответствующее их двоякому назначению:

http://sobory.ru/article/?object=37796

а) быть достойными супругами служителей алтаря Господня, на коих лежит священная обязанность - назидание прихожан в вере и нравственности и кои посему должны отличаться примерно благочестивой жизнью; б) быть попечительными матерями, которые взращивали бы детей своих в правилах благочестия и добронравии, умели бы развивать в них способности и сообщить им все нужные первоначальные знания и могли бы приготовить сыновей к вступлению в училища и наблюдать за употреблением ими вакантного времени». К сожалению, дело по открытию монастыря и училища при нем затянулось, а после смерти К.М. Бороздина в 1848 г. остановилось почти на 20 лет. Имение приходило в упадок, разрушалось и уже в 1863 г., по словам А. Ваучского, на месте богатого барского дома и других служб остались только груды развалин. Из построек в усадьбе осталась церковь и очень ветхая деревянная часовня во имя Знамения Божией Матери. «Знаменская икона Божией Матери особенно чтилась в роду Державиных», - писал А. Ваучский. Сохранился также дом церковнослужителей. В 1869 г. племянница Дарьи Алексеевны Вера Николаевна Воейкова и духовная дочь Святителя Игнатия (Брянчанинова) Татьяна Борисовна Потемкина, отдававшая много времени и средств для помощи монастырям, обратились к митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому и Финляндскому Исидору (Никольскому) с просьбой во исполнение завещания Д.А. Державиной благословить открытие женского монастыря в «Званке» и училища при нем. Хлопоты по дальнейшему устройству монастыря и училища митрополит взял на себя. В 1867 г. по его указу из Тверского Христо-Рождественского монастыря были вызваны две монахини: Поликсения (дочь генерал-лейтенанта Н.П. Ушакова) и Софья. Первая была определена настоятельницей монастыря и начальницей училища, вторая - казначеей. О настоятельнице Поликсении долго хранилась добрая память среди прихожан, о ней вспоминали с любовью. Это была женщина образованная, некогда блиставшая в свете. Неожиданно для всех она ушла в монастырь, вложила в него все свое состояние и посвятила его устройству остатки своих дней. Она умела привлечь не только интеллигентных посетителей, но и паломников разных сословий. Ее смерть оплакивали и сестры и крестьяне ближайших деревень.

http://sobory.ru/article/?object=37796

В 1872 г. Каргопольцевы продали усадьбу. Землю купил петербургский купец И.М. Максимов для устройства здесь женской православной общины - купил после настоятельных уговоров монахини Сергии (в миру Анастасии Серединой, уроженки одного из окрестных сел) и жены купца. В 1875 г. была официально учреждена Леушинская женская община (пока не монастырь), ее настоятельницей стала Сергия. К сожалению, начало истории общины связано с неурядицами, интригами. Первых двух настоятельниц - Сергию и сменившую ее в 1877 г. Леонтию (Марию Александровну Коврову) - Максимов и поддерживавшая его часть монахинь выжили из общины. Впору было неудавшуюся общину закрывать. Но все же в 1881 г. была сделана последняя попытка привести дела в общине в порядок. Настоятельницей была назначена Таисия - монахиня Званского Знаменского монастыря (в Новгородской губернии), до этого не имевшая опыта подобной работы. Таисии удалось, наконец, навести порядок (это стоило ей здоровья: после клеветнического доноса на нее она заболела нервной болезнью, продолжавшейся два месяца). В 1885 г. община официально получила статус Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря. Вскоре Леушинский монастырь стал одним из самых известных и процветающих монастырей России. Игумения монастыря Таисия (Мария Васильевна Солопова, 1842-1915) - замечательная подвижница, очень много сделавшая не только для своего монастыря. Ее трудами были устроены новые и возобновлены ранее существовавшие монастыри: Иоанно-Богословский Сурский на родине св. Иоанна Кронштадского (духовного отца Таисии), Благовещенский Воронцовский в Псковской губернии, древний Ферапонтов монастырь со знаменитыми фресками Дионисия, Парфеновский Богородицкий близ Череповца, Антониево-Черноезерский на Шексне, Троицкий Синезерский близ Устюжны. Игумения Таисия обладала и литературным даром. Известны ее духовные стихи, а также прозаические работы - воспоминания: " Келейные записки " (изданы после ее смерти), " Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским " (1909). Предположительно ее же перу принадлежит " Историческое описание Иоанно-Предтеченского женского монастыря Череповецкого уезда, Новгородской губернии " (1890), опубликованное без имени автора. Помимо прочего, эти три работы представляют интерес и как источники сведений по истории Леушинского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=35039

На собрании помимо многочисленного духовенства присутствовали историки и ученые. Были обсуждены и определены этапы и методы подготовки прославления игуменьи Таисии. Представители всех епархий рассказали о её почитании. Как известно, в Боровичской епархии прошли детские годы матушки, где она начала свой монашеский путь, получив благословение на постриг в Святодуховом монастыре. В этих местах воссоздан дом, когда-то ей принадлежавший. Теперь он является мемориальным музеем. В Новгородской епархии матушка подвизалась в Покровском Звéрином монастыре, а также в Званском Знаменском женском монастыре на берегу Волхова, располагавшимся в усадьбе поэта Гавриила Державина. В этом же месте она приняла монашеский постриг с именем Таисия. В Тихвинском Введенском монастыре начался ее монашеский путь, где ей было явление Троицы в образе трех юношей. В Рыбинске матушка устроила Леушинское подворье, построила часовню на берегу Волги. Петербург – ее родной город, в котором она родилась и училась в Павловском институте благородных девиц. В центре столицы она воздвигла Леушинское подворье. Череповецкая епархия явилась местом ее подвига, где она создала Леушинский монастырь. Во всех вышеназванных епархиях проводятся различные мероприятия – Таисинские чтения, конференции. С докладом выступил председатель совещания владыка Мстислав. Главная его мысль состоит в том, что прославление матушки требует документально подтвержденных чудес. Необходимы соответствующие медицинские освидетельствования о болезни исцеленного, а также его данные, вплоть до места проживания, чтобы свершившееся чудо можно было проверить и т.д. Ныне повышены требования к фиксации чудес, что требует собирательской работы. На совещании была поставлена задача в течение ближайших месяцев ускорить работу и собрать уже записанные чудеса в разных храмах. Поставлена цель собрать книгу-сборник под названием «Чудеса игуменьи Таисии», что мгновенно приведет общее почитание матушки как к святой. Также была рассмотрена и принята идея проведения соборных панихид. На собрании было принято решение каждую субботу в храмах шести епархий проводить день поминовения матушки. Всем участникам собрания были розданы портреты матушки, которые будут поставлены на поминальные столики при совершении панихид. Регулярные панихиды являются средством собирания чудес. На проповедях после панихид рекомендовано говорить о ее трудах, подвигах и святости.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/27/po...

С любовью приняв чистую душу девицы под свое руководство, он еще более укрепил ее в избрании монашеского пути. Виктория Васильевна, вразумленная видением Божией Матери, преклонила свое сердце и дала материнское благословение на поступление дочери в монастырь. Распродав имение, Мария в 1861 году поступила по благословению старца Лаврентия в Тихвинский Введенский монастырь, где безысходно провела почти 10 лет. 13 мая 1870 г. во Введенском соборе она была пострижена в рясофор с именем Аркадия. В 1872 г. также по благословению старца Лаврентия она перешла в Покровский Зверин монастырь в Новгороде, где подвизалась 6 лет, исполняя послушание регента. В 1878 году инокиня Аркадия была переведена в Знаменский Званский Державин монастырь на Волхове в 70 верстах от Новгорода на должность казначеи. В этой обители 10 мая 1879 г. она была пострижена в мантию с наречением имени Таисия. В ночь на 03 февраля 1881 г. монахиня Таисия увидела необычный сон, в котором «вдруг сверху, как бы с неба упал прямо (ей) в правую руку настоятельский посох», и во вратах монастыря ее встретил крестный ход. На следующий день монахиня Таисия была вызвана в Санкт-Петербург для получения указа митрополита Исидора о назначении ее настоятельницей Леушинской общины. Вся последующая жизнь матушки Таисии была связана с Леушино. Попав в водоворот скорбей, она вначале хотела навсегда оставить Леушино, но ей явилась Богородица со св. Иоанном Предтечей и повелела не оставлять эту обитель. Вразумленная этим откровением, матушка Таисия дала своего рода обет верности – никогда не оставлять Леушино: «Укрепившись верой, я твердо решилась все терпеть и трудиться для пользы святой обители, хотя бы и умереть пришлось для сего, но самовольно не оставлять обители», – писала она в своих «Келейных записках». Уже через 4 года Леушинская община была обращена в монастырь, а матушка получила сан игуменьи. Трудами игумении Таисии Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь вскоре достиг необычайного духовного расцвета. В нем были воздвигнуты два каменных собора, открыты духовные школы, основаны иконописная и золотошвейная мастерские. Всего в монастыре накануне революции подвизалось почти 700 насельниц. В Санкт-Петербурге, Череповце и Рыбинске были устроены подворья. Слава о благолепии и благочестивой жизни женской Лавры Русского Севера распространилась далеко за пределы Новгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

12 апреля 1869 г. был подписан указ Св. Синода: «об открытии в селе Званке женского монастыря под именем Знаменского, с 10 монахинями и с составом причта из священника, диакона и причетника, и об открытии при сем монастыре училища для 30 бедных девиц духовного звания с наименованием его Державинским, с тем, чтобы монастырь содержался доходами от имения, а училище - процентами с завещанного вдовой д.т.с. Гавриила Державина». 31 августа 1869 г. в присутствии епископа Старорусского и викария Новгородского Феоктиста состоялось торжественное и официальное открытие монастыря и училища. Сестры монастыря были из разных мест - 30 человек (2 монахини и 28 послушниц), а в училище 12 воспитанниц (1 курс). Монастырь и дальше оставался небольшим: по списку 1915 г. в монастыре было 16 монахинь и 91 послушница, а по сведениям 1908-1907 гг. учениц было 111 человек. 50 лет, с самого основания монастыря должность священника в Званском женском монастыре исполнял протоиерей Василий Матвеевич Сацердотский, выпускник Новгородской духовной семинарии. В 1867 г. он поступил псаломщиком к Званской церкви, а 21 мая 1869 г. был рукоположен в сан священника епископом Палладием. Тогда же резолюцией Митрополита Исидора о. Василий был назначен священником к Званскому женскому монастырю с Званским приходом и законоучителем в Державинское женское училище духовного ведомства. Первоначально сестры и воспитанницы помещались в одном здании, а преподавателями были члены причта. Впоследствии стараниями настоятельницы монастыря для воспитанниц были выстроены отдельные помещения, устроена отдельная кухня, столовая, хлебная, отдельная больница и прачечная. За воспитанницами ухаживали послушницы, шили одежду для девочек, следили за чистотой, готовили еду и квас. А.В. Круглов писал, что матушка очень заботилась о здоровье детей, у них был особый стол с мясными блюдами, молока вдоволь. По его впечатлению дети выглядели здоровыми, бойкими, смышлеными. Особенно ему запомнились «розовые, веселые личики девочек», когда, стоя на берегу в белых платьицах, они махали платками, провожая пароход с паломниками.

http://sobory.ru/article/?object=37796

В первые годы в училище могли обучаться только девочки духовного звания, но позднее в него смогли поступать и девицы других сословий. Программа училища была такой же, как и в епархиальных училищах, но так как училище было частным, выпускницы не пользовались никакими правами. В 1883 г. Державинское училище было преобразовано в Новгородское епархиальное училище и три старших класса (4-6) были перенесены в Деревяницкий монастырь в Новгороде, а Державинское женское училище стало его начальной ступенью (1-3 классы). Выпускницы получали право быть домашними учительницами. Епархиальное училище просуществовало до 1917 г. Обобщая опыт работы училища, священник А. Ваучский писал, что «за все это время училище, несмотря на многие неблагоприятные обстоятельства, стояло на высоте своего назначения и из стен своих выпустило немало добрых и честных матерей и скромных тружениц на трудном поприще народного образования». В июле 1918 г. Державинское Епархиальное женское училище «со всем движимым и недвижимым имуществом» было передано в ведение Новгородского уездного Совета (акт 10 июля) и в начале 1918-1919 учебного года в его стенах был открыт приют для мальчиков и девочек со школой первой ступени при нем. Первоначально в монастыре была одна церковь - во имя Обновления храма Воскресения Христова, построенная еще Дарьей Алексеевной. Но с увеличением количества жителей окружающих деревень, приходивших в церковь, а также монахинь, послушниц и воспитанниц училища, старая церковь стала тесной. Сначала ее хотели расширить, но потом от этой мысли отказались ради того, чтобы сохранить память о Державиных. В 1886 г. по благословению Митрополита Исидора была построена новая церковь Знамения Божией Матери с двумя приделами: Св. вмч. Пантелеймона и прп. Исидора Пелусиота. Средства на строительство были выделены митрополитом. Пожертвовали средства также и крестьяне прихода. Из старого храма в новый были перенесены две иконы: Скоропослушница, пожертвованная иеромонахом Афонского Пантелеимонова монастыря Малахией в благословение вновь открывшейся обители, и икона [вмч.Пантелеймона], которую в 1879 г. пожертвовал первой гильдии купец Ефрем Сивохин из Санкт-Петербурга. Обе иконы почитались как чудотворные.

http://sobory.ru/article/?object=37796

Отец Геннадий Беловолов - неутомимый энтузиаст в деле сохранения памяти об игумении Таисии — Мы раздвинули швейные машины и сделали маленький престол, — вспоминает отец Геннадий. — Если в децибелах измерять благодать, то, по-моему, можно было тогда оглохнуть! И благочинный, протоиерей Владимир Сорокин , решил ходатайствовать за меня как за настоятеля. В 2007 году подворье полностью вернули Церкви, здесь закипела жизнь: помимо общины было организовано сестричество и издательство для возрож­дения литературного наследия игумении Таисии. Леушинское стояние, Рыбинское водохранилище, Вологодская область Координата третья: леушинское стояние Одна из первых цветных фотографий в России — фотокарточка С. М. Прокудина-Горского «Сенокос в Леушинском монастыре». Яркая картина монастырской жизни: сестры стоят рядами на уборке сена, и, кажется, ощутим пряный запах травы, волжский ветер, вдали виднеется родная обитель. Трудовой летний день одного из самых больших женских монастырей России. Эта фотография — отражение града Китежа, навеки ушедшего под воды Рыбинского водохранилища. Теперь здесь водная пустыня рукотворного моря. Слово «затоплен» вселяло надежду, что монастырь под водой хотя бы частично сохранился. Эти мысли привели отца Геннадия с молодыми энтузиастами к Леушино. Приехав к селу Мякса, паломники обнаружили лишь безбрежную водную гладь. Но вода в водохранилище опустилась в тот год на 4,5 метра — оставался шанс увидеть монастырь. Матушка с сестрами Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь основан в 1875 году в местечке Леушино Новгородской губернии, в пойме Шексны, напротив села Мякса, которое теперь находится на берегу Рыбинского водохранилища.Община образовалась в 1860-х годах. Первое время жизнь в общине налаживалась трудно. Монахиня Званского Знаменского монастыря Таисия (Солопова) стала третьей начальницей молодой общины. За день до своего назначения матушка видела сон, в котором ей «вдруг сверху, как бы с неба, упал прямо в правую руку настоятельский посох». При игумении Таисии община получила статус первоклассного монастыря. Монастырь действовал до 1931 года, а к 1946-му был затоплен водами Рыбинского водохранилища.

http://aquaviva.ru/journal/chetyre-koord...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010