Сортировать по Исключить новости Зачатьевский монастырь: история, святыни, где находится 31 июля, 2012 История монастыря Зачатьевский (Алексеевский) ставропигиальный женский монастырь расположен в районе Хамовники, в местности между улицей Остоженка и Москва-рекой. Он был основан в 1360-м году по благословению Митрополита Московского Алексия, чьи сестры преподобная игумения Иулиана и монахиня Евпраксия стали первыми насельницами обители. У монастыря богатая история. Полностью сгорев в 1547 году во время Большого Московского пожара, монастырь возрождается на новом месте, ближе к Кремлю. Во время нашествия французов 1812-го года обитель пострадала, но позже была восстановлена. В 1925-м году Зачатьевский монастырь закрыли, а позднее храмы и строения монастыря были взорваны или разрушены. Возрождаться монастырь стал только в 1991-м году. Святыни обители Святыни Зачатьевского Ставропигиального женского монастыря привлекают множество паломников. Среди них — лик зачатия прав. Анны, икона «Милостивая», частица мощей и икона великомученика Пантелеймона, святой образ Георгия Победоносца, святые мощи новомучеников и исповедников Российских в мощевике, частицы Крови Христовой на Кресте, места погребения игумении Иулиании и монахини Евпраксии. В монастырь с молитвами о даровании долгожданных детей, о мире в семье и избавлении от депрессии, едут многочисленные паломники. В наши дни Зачатьевский монастырь продолжает развиваться. При нем действуют богадельня, швейная мастерская, пекарня. Монастырь имеет библиотеку и собственное издательство. Храмы, часовни, подворья, скиты Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Церковь была построена в 1696 году и считается  самым древним из сохранившихся на территории монастыря строением. В подклете — фамильная усыпальница Римских-Корсаковых и часовня святителя Алексия Московского. В 1960-х годах на куполе восстановили керамическую поливную черепицу. Церковь оформляет святые (северные) врата и выполнена в стилистике нарышкинского барокко (красно-белая гамма, разорванные наличники). Храм окружает открытое гульбище, на котором установлена переносная звонница. Церковь сошествия Святого Духа

http://pravmir.ru/zachatevskij-monastyr/

Четвертая жизнь Зачатьевского собора. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 14 марта Пресс-конференция, посвященная началу Великого поста 14 марта Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов; 1824-1907). К 200-летию со дня рождения». Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Четвертая жизнь Зачатьевского собора 14.06.2006 13:37 Версия для печати На территории одного из самых древних столичных монастырейЗачатьевского - приступают к восстановлению храма, разрушенного в начале XX века. В ходе подготовительных работ ученых ждало много сенсационных находок, рассказывающих о еще более древних предшественниках исторической постройки. Все обнаруженные предметы займут место в музее, который откроется вместе с восстановленной церковью. Три храма на этом месте было, четвертый будет. К его сооружению в Зачатьевском женском монастыре все уже готово. За свою почти семивековую историю обитель не раз переживала трудные времена, но страшнее тех, что настали в 1930-х годах, не было. Монастырь закрыли, собор взорвали. 70 лет спустя здесь все возвращается на круги своя.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день престольного праздника Зачатьевского монастыря г. Москвы 22 декабря, в неделю 26-ю по Пятидесятнице, в праздник Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Зачатьевском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. 22 декабря 2013 года, в неделю 26-ю по Пятидесятнице, в праздник Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Зачатьевском ставропигиальном монастыре . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка игумения! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и с очень важным для города Москвы праздником — престольным праздником древнейшей женской обители. В 1360 году святитель Алексий, тогдашний митрополит Киевский, Московский и всея Руси, повелел учредить Алексиевский монастырь в честь своего духовного покровителя святого праведного Алексия, человека Божия. Несколько позже в обители был построен храм, один из приделов которого стал называться Зачатьевским, и с тех пор монастырь именовался Алексиево-Зачатьевским монастырем. Затем в первой половине XVI века последовал страшный пожар, известный в истории как Большой московский пожар, и весь монастырь погиб, но царь Иван Грозный повелел воссоздать его на том самом месте, где мы с вами стоим. Его благочестивый сын Федор Иванович воздвиг собор в честь праздника, который мы сегодня празднуем, — Зачатия Пресвятой Богородицы, с двумя приделами: один в честь его небесного покровителя Феодора Стратилата, второй в честь мученицы Ирины — покровительницы его супруги Ирины Годуновой. С тех пор монастырь чаще именовался Зачатьевским, чем Алексиевским.

http://sedmitza.ru/patriarch/2013-12-22/...

Интервью настоятельницы Зачатьевского монастыря игумении Иулиании «Журналу Московской Патриархии» 24 ноября 2010 г. 17:00 Московскому Зачатьевскому ставропигиальному женскому монастырю исполнилось 650 лет. 25 ноября 2010 года Святейший Патриарх Кирилл освятит вновь построенный собор Рождества Пресвятой Богородицы. О восстановлении обители, археологических раскопках и новом соборе ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» Сергею Чапнину рассказывает настоятельница монастыря игумения Иулиания (Каледа) . Полная версия интервью будет опубликована в «Журнале Московской Патриархии» 12, 2010). — Мать Иулиания, давайте начнем издалека: в начале 90-х годов здесь было захолустье — вокруг старые неопрятные дома с коммунальными квартирами и пустыри. Сегодня этот район называют «золотой милей». Пройдешься по переулкам вокруг монастыря и не понимаешь, в Москве ты или где-то в Европе. Когда Вы начали возрождать монастырь, можно ли было представить, что это место так преобразится? — Было такое ощущение, но не вполне определенное. Когда мы начинали восстановление обители, Господь, вероятно, покрывал нас Своей благодатью, и все казалось нам просто, мы не думали и не предполагали, с какими трудностями придется нам столкнуться. Мы ходили по территории будущего монастыря восторженные, радостные и говорили: «Здесь у нас будет собор...» В этом году на Введение во храм Пресвятой Богородицы будет 20 лет, как в первый раз я вступила на территорию обители. Мы пришли сюда с нашим старшим священником, тогда еще протодиаконом, Николаем Важновым и со старостой храма Ильи Пророка, что в Обыденском переулке , Виктором Ивановичем Горячевым договариваться о проведении первой Рождественской елки для детей из Обыденского храма. На месте собора стояло типовое здание школы, сохранился монастырский надвратный храм, а все остальное, что осталось, мало напоминало монастырь. С того дня все и началось. — Вы сразу решили восстанавливать обитель? — Конечно, желание восстановить здесь монастырь было, но я боялась об этом говорить вслух, настолько эта мысль была сокровенной.

http://patriarchia.ru/db/text/1326754.ht...

Сортировать по Исключить новости Святейший Патриарх Алексий и Зачатьевский монастырь Находясь рядом с ним, все невольно испытывали внутренний трепет как перед Великим Господином, но в то же время и обретали спокойствие как рядом с любимым и любящим отцом. Всегда знали: если что-то мы делаем не так, он, как истинный любящий отец, поправит и подскажет. Святейший очень любил обители, монастырские службы и пение, любил монашествующих, жалел сестёр, всегда старался их подбодрить, вдохновить на дальнейшие труды. 8 декабря, 2009 Находясь рядом с ним, все невольно испытывали внутренний трепет как перед Великим Господином, но в то же время и обретали спокойствие как рядом с любимым и любящим отцом. Всегда знали: если что-то мы делаем не так, он, как истинный любящий отец, поправит и подскажет. Святейший очень любил обители, монастырские службы и пение, любил монашествующих, жалел сестёр, всегда старался их подбодрить, вдохновить на дальнейшие труды. Опубликовано в журнале Журнал «Альфа и Омега» 1 (54) 2009 г Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине. Вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает. 1 Кор 13:4–8 В связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия сердце испытывает двоякое чувство. С одной стороны скорбь об отшедшем в селения Небесные Святейшем Патриархе, а с другой — благодарность Богу за то, что восемнадцать с лишнем лет мы грелись в лучах любви нашего Великого Господина и Отца, который был для нас, как говорится, не только отцом, но и матерью. Святейший Патриарх Алексий был для нас образцом истинного монаха. Монах — в переводе с греческого означает ‘один, един с Богом’. И он воистину достиг этого единства. Несмотря на огромную занятость, на постоянное общение с множеством совершенно разных людей Святейший был всегда в Боге, и именно это давало ему силы нести Патриарший Крест. Всегда поражало его молитвенное предстояние перед Богом. Оно невольно переходило на всех окружащих, отрывало от земли. На его службах невозможно было стоять и думать о каких-то своих проблемах. Его молитва укрепляла всех нас, и наши приземлённые сердца возносило горе.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-a...

ЦВ 8 (453) апрель 2011 /  3 мая 2011 г. 14:14 Служение Патриарха Кирилла с 17 апреля по 25 апреля Вечером 18 апреля, в канун Великого вторника, Святейший Патриарх Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь Москвы, где принял участие в богослужении, состоявшемся в соборном храме обители. На великом повечерии Предстоятель читал канон Триоди, а на утрене — Евангелие. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл вручил игуменский посох игумении Афанасии (Грошевой). 19 апреля, в Великий вторник, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве. Во внимание к пастырским трудам и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи Предстоятель Русской Церкви возвел ряд клириков города Москвы в сан протоиерея. Во внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх наградил настоятельницу Зачатьевского женского монастыря игумению Иулианию (Каледу) орденом святой преподобной Евфросинии Московской III степени. Вечером 19 апреля, в канун Великой среды, Святейший Патриарх Кирилл посетил Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве. Предстоятель Русской Церкви принял участие в вечернем богослужении в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» монастырского собора Спаса Нерукотворного Образа. На утрене Великой среды Святейший Патриарх Кирилл читал Евангелие. По окончании утрени Святейший Патриарх Кирилл вручил игуменский жезл наместнику Заиконоспасского монастыря игумену Петру (Афанасьеву), а также удостоил его права ношения креста с украшениями. 20 апреля, в Великую среду, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. На малом входе Предстоятель Русской Церкви за усердное служение Церкви Христовой, пастырское душепопечительство и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи удостоил богослужебных наград ряд клириков столицы и ставропигиальных монастырей.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Нижний Новгород. Крестовоздвиженский монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский женский монастырь включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Спасский. Основан в 1370-х гг. Василисой (в иночестве Феодорой) - вдовой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича. До 1814 г. монастырь назывался Зачатьевским (Зачатия прав. Анны) и располагался под кремлевским холмом близ волжского берега. Из-за частых пожаров и неудобного местоположения он был перенесен в более спокойное и тихое место к Казанской заставе (совр.пл. Лядова). К осени 1814 г. на новом месте были возведены наружные стены монастыря (внутри них колокольня со Святыми вратами и двумя палатками)и восемь корпусов, а вне монастыря устроен гостиный двор. В 1814-23 гг. был построен соборный храм (в 1848 г. он был перестроен). Синод указал на то, что обитель должна называться Крестовоздвиженской. В 1815 г. в одном из корпусов была освящена больничная церковь в честь Богоматери Всех Скорбящих Радости. В 1838 г. стараниями настоятельницы в монастыре было открыто училище для девочек. Ежегодно в субботу Светлой седмицы в Крестовоздвиженский монастырь приносили из Оранского монастыря Оранскую Владимирскую икону Божией Матери, одну из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. В 1848 г. Крестовоздвиженский монастырь был возведен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек. В 1906 г. в монастыре начала работать живописная школа. Кроме того, монастырь был местом прохождения " епитимийного " искупления для женщин, совершивших преступления нравственного порядка. Закрыт монастырь был в 1917 г. после Октябрьской революции, сразу же после издания Декрета об отделении церкви от государства. В советское время в его помещениях располагались склады, жилые помещения и конторы. В соборе размещался завод бритвенных изделий. Восстановление Крестовоздвиженского собора началось в 1995 г. 25.03.2004 г. Св. Синод постановил благословить преобразование прихода собора в честь Воздвижения Креста Господня Нижнего Новгорода в Крестовоздвиженский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=01815

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Монастыри (в алфавите названий) 1344. Митрофанов Г., прот. Двухвековой исторический путь Санкт-Петербургской духовной академии в стенах АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ лавры: [Докл. на конф., посвящ. 200-летию Александро-Невской лавры. Дек. 1997 г.]//ХЧ. 1998. 16. С. 29–41. Валаам – см. 2594. Высоко-Петровский монастырь – см. также 1003. 1345. Датюк Т. Московский Высоко-Петровский монастырь: Ист.-археологическая справка//ППр. 1993. 1. С. 12–18. 1346. Игнатия (Петровская) , мон. Высоко-Петровский монастырь в 20–30 гг./Публ., предисл.: А. Л. Беглов//АиО. 1996. 1(8). С. 114–135. Зачатьевский монастырь – см. 2567. 1347. Головкова Л. А. Картина репрессий в послереволюционной Москве: ИВАНОВСКИЙ монастырь//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 374–381. 1348. Августин (Никитин) , архим. Возрождение Петербургского Иоанновского монастыря//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 151–161. 1349. Шкаровский М. В. История Иоанновского монастыря и мощей св. Иоанна Кронштадтского //ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 213–215. Иосифо-Волоколамский монастырь – см. 2481, 2589. Киево-Печерская лавра – см. 2593. Кирилло-БелозерскиЙ монастырь – см. 2459. 1350. Семенищева Е. В. Колоцкий монастырь и его основатели: (К 585-й годовщине со времени основания)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 126–129. Нило-Сорский скит – см. 1288. Ново-Иерусалимский монастырь – см. также 2456. 1351. Зеленская Г. М. «Каменный путеводитель» XVII в. по Воскресенскому собору Ново-Иерусалимского монастыря//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 152–175. Оптина пустынь – см. также 1304, 1330, 2475, 2590, 2592, 3018. 1352. Голиков А., свящ. Оптина пустынь в истории русского монашества XIX в.//ХЧ. 1999. 17. С. 140–146. 1353. Иннокентий (Просвирнин) , архим. Русское старчество и Оптина пустынь//ВРЗЕПЭ. 1988. 116. С. 158–172. 1354. Лосский В. Н., Надеждина А. Оптинское старчество//ВРЗЕПЭ. 1983. 113. С. 149–208. 1355. Светозарский А. К. Из наследия митр. Вениамина (Федченкова) : [Фрагмент из кн. «Божии люди»: О старцах Оптиной пустыни]//БВ. 1993. [Т.] 1. Вып. 1–2. С. 70–101.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИЖЕГОРОДСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Соборный храм Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря, 2009. Фотография Ильи Смолова Крестовоздвиженский монастырь ведет историю от Зачатьевской обители , основанной около 1370 года женой великого Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Василисой под кремлевским холмом на берегу Волги. Это был обычный для Древней Руси монастырь с рубленными строениями. В пожарах 1685 и 1715 годов монастырь выгорел " без остатку " , к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевел инокинь в Происхожденский женский монастырь , стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней каменного кремля и одноименной церковью. Во время церковной реформы 1764 года все три нижегородские женские обители ( Зачатьевский , Воскресенский и Происхожденский ) были объединены в один монастырь. В 1809 году он выгорел. Игумения Дорофея Новикова добилась от губернатора А. Руновского и епископа Моисея согласия на перенос монастыря за территорию города, к кладбищенской Казанской церкви. Проект монастырского комплекса разработал губернский архитектор И.И. Межецкий. К осени 1814 года на новом месте были возведены наружные стены монастыря (внутри них колокольня со Святыми вратами и двумя палатками) и восемь корпусов, а вне монастыря устроен гостиный двор. В 1814 году был заложен соборный Крестовоздвиженский храм. Синод указал на то, что обитель должна называться Крестовоздвиженской. В 1815 г. в одном из корпусов была освящена больничная церковь в честь Богоматери Всех Скорбящих Радости. В 1823 году был достроен Крестовозвдиженский монастырский собор. В 1838 году при монастыре было открыто женское училище. В 1848 году был перестроен соборный храм, Крестовоздвиженский монастырь был возведен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек.

http://drevo-info.ru/articles/12769.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СУЗДАЛЬСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Суздальский Покровский монастырь В 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия. Большое значение в становлении Покровского монастыря имел «собеседник и спостник» великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский . Благодаря его отеческим наставлениям и высокому примеру жизни Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о ней преподобным Евфимием: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской». Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизалась преподобная София Суздальская , в миру великая княгиня московская Соломония Сабурова. Ее святое житие привлекло в монастырь многих представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы. Со времени пребывания преподобной Софии Покровский монастырь в Суздале вплоть до XVIII века будет местом пострижения, монашеского подвига и упокоения многих именитых особ, в числе которых супруга Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина и другие. Около 1509 года монастырь посетил великий князь московский Василий III . Он сделал сюда дорогие вклады, а в 1510 году начал в монастыре большое каменное строительство. К 1515 году были выстроены надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом Происхождения Древ Креста Господня. Каменное строительство продолжалось в монастыре и в середине XVI века. При игумении Василисе была выстроена теплая Зачатьевская церковь.

http://drevo-info.ru/articles/12083.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010