Разделы портала «Азбука веры» Екатерина Громовая Зачарованные суевериями " decoding=" async " title=" Зачарованные суевериями " Екатерина Громовая Зачарованные суевериями " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Зачарованные суевериями "/> ( 4  голоса:  5.0 из  5) (О страшилках, связанных с обрядом похорон) В первый раз с суевериями, касающимися похорон, я столкнулась в глубоком детстве. Среди тогдашних моих дворовых друзей бытовало поверие, что похоронной процессии нельзя было переходить дорогу — умрёшь. Нельзя было также смотреть на покойника из окна (по той же причине). Второй раз мои «знания» пополнили в уже достаточно взрослом возрасте близкие, которые запретили мне оставить в доме на ночь землю, приготовленную для обряда заочного отпевания. Мотивация всё та же — к покойнику. Я активно сопротивлялась, так как была уже человеком воцерковлённым, но переломать безотчётный суеверный страх так и не смогла… Люди боятся смерти — и с этим ничего не поделаешь Поэтому всё, что с ней связано, во все времена окутывалось страхом. Отсюда, пожалуй, и самое большое количество предрассудков, живущих и в атеистическом, и даже в церковном сознании многих людей. По-детски наивно они стараются защитить себя от неизбежного. Эти попытки кажутся нелепыми, и даже смешными. Но смеяться почему-то не хочется. Ведь эти, как и любые другие суеверия, несут в себе непременное следствие — злость и связанную с ней жестокость, а также прямую хулу на Бога, даровавшего человеку победу над смертью, которую он, человек, никак не хочет принять… Табу, касающихся похорон, множество. Нельзя смотреть в зеркала (для чего они тщательно завешиваются), дабы не увидеть там душу покойника (вот это вера в бессмертие души!). Причём и большинство атеистов, в принципе отвергающих существование жизни после смерти, обязательно исполняют этот обряд. Нельзя родственникам нести гроб с покойным — кто-нибудь из семьи умрёт. Нельзя садиться на табуретки, на которых стоял гроб… Эти бесконечные «нельзя» могут измотать любого, тем более погруженных в глубокую скорбь и измученных похоронными хлопотами близких почившего.

http://sueverie.net/zacharovannye-suever...

Избегайте всякого запугивания — болезнью, смертью и прочими неприятностями, пророчимыми за неисполнение какой-нибудь бытовой мелочи. Все эти суеверия никогда не были связаны с Церковью (а значит, и с постановлениями Божиими), сколько бы вас не уверяли в обратном. Никогда не путайте уважение к святыне, всегда спокойное и благоговейное, с темными языческими страшилками, оскорбляющими и унижающими само достоинство человека как чада Божьего. Главное — не бойтесь! Ничего не бойтесь. Любой образованный и здравомыслящий человек в Церкви (тем более священнослужитель) знает об абсурдности подобных страхов. А те, кто ещё сомневаются, просто не прилагают усилий, чтобы разобраться в этих в общем-то несложных вопросах. С нецерковными людьми сложнее. Чаще всего зачарованные гороскопами, рассказами о духах и призраках, колдунах и ведьмах, они с лёгкостью поддаются любым внушениям, по природе своей подобным вышеприведенным лженаукам и лжеверованиям. Многих из них не убедят ни эти слова, ни чьи либо другие, ни наставления священников, какой бы высокий духовный сан они не имели. Неверие в Бога играет с этими людьми злую шутку, поэтому и они, и их близкие непременно несут ношу запретов и табу, связанную со смертью. Самое печальное, что и членам их семьи достается, так как их буквально заставляют (под страхом скандала) выполнять эти нелепые действия. Что же делать, если вы уже разобрались и не хотите быть посмешищем темных сил (от которых эти «знания», собственно, и исходят)? Ответить однозначно сложно. Наверное, в этом случае можно поступать так же, как и в случае с постом. Надо вспомнить, что любовь — выше поста, и постараться с максимальной тактичностью отказаться от требуемых ритуалов. Нужно понимать, что похороны — не время для «разборок» Поэтому лучше сгладить свой отказ, или, если уж дело совсем плохо, не препятствовать другим делать то, что они хотят. Каждый из нас имеет свою меру, и все — свободу. Суеверных людей надо жалеть и молиться о том, чтобы на место этих бездумных страхов пришла настоящая вера.

http://sueverie.net/zacharovannye-suever...

Перечень запретов столь велик, что исполнить их все просто невозможно. Стараясь выполнить эту неподъёмную задачу, несчастные люди даже не задумываются о том, что исходя из логики подобных суеверий при всём тщании все равно можно накликать несчастье. Вдруг всезнающая тетушка или бабушка забудет о чем-нибудь сказать? Или, ну совсем случайно, кто-то все-таки присядет на «смертоносную» табуретку? Тогда уж наверняка жди беды, и, причем, в самое ближайшее время. Все суеверия похожи одно на другое Все они, как под копирку строятся по схеме: покойник — что-то нельзя — иначе — покойник. И ответ на эти предрассудки тоже один — универсальный. Жизнью человека владеет Бог. Только Он решает, жить человеку или умереть, сегодня, или через много-много лет. По учению Церкви, ни одна смерть не может быть случайной. Каждый из нас уходит тогда (и только тогда!), когда его призовет Господь. Таким образом, все предосторожности, все попытки «обезопасить» себя или своих близких от смерти выполнением (или не выполнением) каких-то действий являются бессмысленными. Ни гроб, ни покойник, ни та точка, с которой ты на него посмотрел, ни земля, не могут указать Богу, кого забрать, а кого оставить. Наша смерть — только в руках Божиих, и мы никак не можем повлиять на это, разве что доброй жизнью. Ведь не секрет, что алкоголики живут меньше непьющих, хотя и трезвенники не застрахованы от внезапной смерти. Но чтобы понять эти простые вещи, надо не так уж мало Во-первых, нужно быть человеком верующим, для которого всё в этом мире происходит по воле или попущению Божию. Во-вторых, вера твоя должна быть ещё и правильной, послушной учению Церкви, а не многочисленным всезнающим бабушкам, которые хоть и придут в храме первыми на «помощь» растерявшимся от внезапно навалившегося горя людям, но принесут при этом гораздо больше проблем, чем их решения. В таком случае неплохо руководствоваться и собственным разумом, принимая или отвергая подобные «наставления». Главное, ориентироваться на то, что ни один из элементов похоронного обряда не должен вызывать страх.

http://sueverie.net/zacharovannye-suever...

Кроме различных опасений относительно болезней и даже смерти, есть ещё и множество суеверий, относящихся к общению с умершим человеком, которые происходят от неправильного или полностью отсутствующего представления о загробном мире. В частности, в народе широко принято сопровождать мертвых различными «посылками» на тот свет. В гроб умершим кладут деньги, еду, а также всё, что на их взгляд, может пригодиться почившему родственнику. При этом никому не приходит в голову вопрос, если тело остается здесь, а уходит только душа, то зачем ей, душе, наши деньги или наша еда, могущая питать только это вот, увы, истлевающее тело. Второй вопрос: надолго ли хватит душе этого скудного запаса? Так, рассуждая серьёзно, можно увидеть всю нелепость подобных действий. Не выдерживает критики и попытка накормить покойника неизменным куском хлеба (и лучше с сыром и колбасой), водружённым над традиционной стопкой с горючей жидкостью. Закономерен вопрос — а что же он, усопший, ест в другое время? Попытка задержать умершего на земле, приписать ему земные свойства есть, пить и одеваться, происходит из простого неверия в загробную жизнь, из элементарного непонимания ее законов. По смерти от человека остается только бессмертная душа, которая не подчиняется земным законом. Еда, одежда, нужна только видимому телу. Душе же нужна только одна пища — наша молитва А ее-то как раз мы и не питаем. «Накормив» и «напоив» почившего, мы не молимся ни о его грехах, ни о блаженной райской жизни, а значит, оставляем, её, душу, совсем одну наедине с духами злобы поднебесными. Церковь учит, что именно наши молитвы любви способны облегчить посмертную участь человека. Но молитва ведь требует труда — труда любви, веры и преодоления своего безверия. Вот и ставим мы с завидным упорством рюмку и хлеб, не жалеем десятки, положенной в гроб, чтобы нашим почившим было хорошо там, за гранью жизни. На самом же деле мы проявляем величайший эгоизм к тем, кто в нас бесконечно нуждается. Ещё одной неправильной, с точки зрения Церкви, вещью является обычай ставить рядом с иконами фотографию умершего и тем более зажигать перед ней свечу. Так поступают только с изображениями святых, и хотя это не является каким-то особым криминалом, всё таки нарушает церковные постановления, что, конечно же, делать не нужно.

http://sueverie.net/zacharovannye-suever...

Таким образом, надо понимать, что общение с умершими может осуществляться не иначе, как через молитву. Помогать почившим мы тоже можем только через молитву. Они же к нам, как утверждает Церковь вопреки многочисленным любителям паранормальных явлений, не могут ни обратиться, ни прикоснуться, ни тем более, причинить какое-либо зло. Ведь умершие по прежнему являются нашими близкими, с которыми рано или поздно мы встретимся в будущей загробной жизни. Что же касается посмертных явлений… Сообщения о них то там, то сям мелькают в бульварных изданиях, и верить им просто не рекомендуется. И не только потому, что большинство из этих сообщений — откровенная ложь, призванная увеличить тираж газеты. Некоторым ведь и действительно являлись привидения. Только были это не души умерших, которые твердо содержатся в руках Божиих и без Его ведома не могут ступить ни направо, ни налево, тем более нарушить земные законы (на земле ведь душа невидима). Были это, как сейчас принято говорить, «фантомы», «ряженые» — бесы, главной целью которых во все времена — обмануть и смутить человека. И обманывают, и смущают, причём не только бедного лжевера, но и сотни читателей через доступную прессу. Если же, по особому смотрению Божию, и явится человеку кто-нибудь из умерших (чаще всего, это святые), то об этом вряд ли расскажет бульварная газетка. Скорее, когда-нибудь напишут в чьем-то житии. Обрядовая часть похорон и поминовения усопших «благодаря» суевериям разрастается, как снежный ком. Благодатная почва для этого — наше неверие. Потому, что в вере нет страха. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными», — учит Господь. И в первую очередь, свободными от страха. От самого главного и сильного страха для человека — страха смерти, страха небытия. Истина же с неизменным постоянством напоминает нам о том, что смерти больше нет, а есть лишь временное успение, конец которому положит Сам Господь на Страшном Своём и нелицеприятном суде. Екатерина Громовая Источник: Православие в Украине Сейчас в разделе 11  чел.

http://sueverie.net/zacharovannye-suever...

Разве злобу нельзя назвать своего рода признательностью наизнанку? Любовь, по крайней мере, бывает чародейкой не всегда, а становится ею разве что за могилой, зачарованная колдовством воспоминаний. А вот ненависть — чародейка уже в день оскорбления, когда все оправдывает ее и когда ее актуальность еще жива. Какому психоанализу под силу изгнать этого призрака былых времен? Время обязывает опоздавшего не только стать современником времени, по которому живет весь мир, не только отсчитывать те же часы, что и его эпоха, но еще и стать современником собственного «самовремени» и настраивать на это «Теперь» все содержимое собственного сознания. Да унесет эволюция всю нашу прошлую верность, да сотрет наши недавние суеверия, да отбросит пережитки одряхлевшего прошлого! Прощение, данное временем, устраняет заботу и головную боль, задержавшиеся в нашем настоящем. Аналогично этому само время стирает локальные дисхронизмы самой хронологии. Оно приводит в подвижное состояние всяческие идеи фикс, утешает в самых неутешных горестях, заклинает навязчивые угрызения совести, наконец, размывает упорную злобу. Разжижая, оно ликвидирует. Человек, согласный со становлением и отказавшийся от переливания из пустого в порожнее, разжижает пришествие будущего, смазывает последовательность «до» и «после»; он пребывает вместе с изменением, способствующим приходу «другого»: скользящее обудуществление размягчит у этого человека сгустки злобного опрошливания, склонные непрерывно за нами образовываться. III. Износ Accelerando обудуществления самим своим фактом подразумевает ritardando опрошливания; пришествие будущего и вытеснение воспоминаний — не что иное, как то же самое становление, только что рассмотренное с лицевой стороны, а теперь рассматриваемое с изнанки. Поскольку становление есть непрерывное творение, направленное в будущее, оно советует нам попросту принять нечто иное, подумать о чем–то ином, открыться инаковости завтрашнего дня: сознание при отсутствии памяти непрерывно смотрит «по ту сторону» так, словно ничего не произошло.

http://predanie.ru/book/218985-proscheni...

Сортировать по Исключить новости Приметы и суеверия: верить ли в приметы и околоцерковные суеверия? Должны ли мы верить приметам, которые сопровождают нашу повседневную жизнь? Какие существуют околоцерковные суеверия? Предлагаем вам избранные статьи по теме «Приметы», которые дадут ответы на эти вопросы. 7 октября, 2012 Должны ли мы верить приметам, которые сопровождают нашу повседневную жизнь? Какие существуют околоцерковные суеверия? Предлагаем вам избранные статьи по теме «Приметы», которые дадут ответы на эти вопросы. В повседневности люди привыкли верить в приметы и суеверия. Но угодно ли это Богу? Узнайте ответ на этот вопрос на страницах портала «Правмир». Приметы и суеверия Должны ли мы верить приметам, которые сопровождают нашу повседневную жизнь? Насколько россияне склонны верить в приметы? Какие существуют околоцерковные приметы и суеверия? Предлагаем Вам избранные статьи по теме «Приметы и суеверия», которые дадут ответы на эти вопросы. Околоцерковные суеверия и приметы Диакон Константин Горбунов. Методы изучения и классификации околоцерковных суеверий Околоцерковные суеверия чрезвычайно вредны, так как они уводят людей от истинного богопознания, а также от благочестивого образа жизни и правильного участия в Православном Богослужении. Следовательно, с суевериями необходимо вести бескомпромиссную борьбу. Для этого, в частности, необходимо изучение существующих суеверий. Всякое изучение группы явлений или фактов требует их классификации. Таким образом, перед нами встает нелегкая задача найти методику классификации суеверий при всей их многочисленности и при этом абсурдности, нелогичности, бессмысленности. Информацию о суевериях, распространенных среди людей, можно получать следующими способами: На основании вопросов, которые люди задают священнослужителям. Путем анализа вопросов, задаваемых сотрудникам службы консультантов в храме (ведется журнал учета вопросов). Путем опроса образованных постоянных прихожан храма об известных им распространенных в народе суевериях. Путем критического анализа публикаций и выступлений в околоцерковных и псевдоцерковных средствах массовой информации, а также светских СМИ на церковные темы.

http://pravmir.ru/primety-i-sueveriya-ve...

В соответствии с социально-нравственным подходом, суеверия могут считаться регулятором общественных отношений, поведения в группе, носителем морали. В частности, Б. Рассел рассматривает суеверия (предрассудки) как опору морали. С точки зрения Е.А. Грушко и Ю.М. Медведева , суеверия – это концентрированный опыт общения с природой предыдущих поколений, определяющий условия выживания, табуирующий окружающий мир. Данные авторы рассматривают возрождение суеверий как возврат к народной мудрости и культуре, поскольку они помогают уберечься от житейских и нравственных бед. Суеверия регулируют поведение людей посредством персонификации социальных и моральных норм. В них поощряется социально полезное поведение и качества характера – трудолюбие, доброжелательность, бесконфликтность, послушание. Суеверия также табуируют различные виды деятельности в той или иной степени. Благодаря суевериям сохраняются и распространяются социальные ценности и нормы поведения. Суеверное поведение является эффективным способом контроля над группой посредством императивного приобщения к системе моральных норм и запретов. Заимствованный из прошлого способ поведения служит эталоном, исключающим всякое нововведение, а отклонения от эталона вызывают негативные санкции. Норму поведения, закрепленную в суеверии, характеризует всеобщее признание в обществе или группе. Разрешения и запреты подобного рода не нуждаются в переосмыслении или оправдании: вопрос о том, какова цель запрета и от кого он исходит, вообще не встает перед индивидом. В рамках эволюционистского подхода суеверия осмысливаются как пережиток религиозных традиций, существовавших в первобытной и древней культурах; как поведение, ранее имевшее смысл, но затем его утратившее. Так, К.К. Платонов называет суеверия рудиментарными осколками прошлых религий. С точки зрения Б.Ф. Поршнева , суеверия как проявления доисторического сознания, являются продуктом несвободы, свойственной родо-племенным традициям и обычаям. Как утверждает М. Мюллер , первоначально в момент их возникновения в суевериях был заключен какой-то смысл, возможно имеющий ситуативный характер, но безосновательно обобщенный. Впоследствии, передаваясь от поколения к поколению, это поверье все больше утрачивало свой смысл, т.е. связь с породившей.

http://sueverie.net/psixologiya-sueverij...

Таким образом, все перечисленные научные справочники дают по сути одно и то же определение суевериям, характеризующееся с отрицательной стороны. Но при этом очевидно также, что суеверия имеют место в жизни многих людей. Более того, справочная литература знакомит нас, в какой среде и по каким причинам суеверия существуют более всего. То, что научная литература дает отрицательную оценку суевериям, может для нас быть крепкой опорой, так как много образованных людей пользуются именно ею. Для таких людей главной нашей задачей будет разъяснить то, что мы относим к суевериям. Итак, суеверие это суетная, пустая, ложная вера. В православном понимании источник суеверия есть удаление человека от истинного света, потеря им настоящего религиозного опыта. Подтверждение этому дает нам Священное Писание: «Но как они (т.е. язычники), познавши, Бога… осуетились в умствованиях своих и омрачилось их сердце: называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся…» ( Рим.1:21–23 ). Так объясняет апостол Павел происхождение идолопоклонства, или язычества, которое представляет в самом себе наиболее яркий и опасный вид суеверия. А также святые отцы Православной Церкви: «Суеверие – смешное и забавное дело сатаны, впрочем, не только смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». «Если и есть суеверия у язычников, это никак не удивительно. А когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез». «Суеверие в мирских людях сопротивляется вере в промысл Божий». Сущность суеверия, таким образом, заключается в том, что суеверный человек принадлежащее только Богу приписывает творению и, вместо того, чтобы надеяться на Бога, возлагает свои упования на тварей. В истинной религии суеверие всегда осуждалось, а служители обязывались к борьбе с ним. «Священники в своем приходе должны наблюдать, чтобы не было чародеев, волшебников, ворожей и бабьих шептаний. Вся эта наука вышла из адской школы, равно и те, которые выливают воск и олово для того, чтобы предузнать что-либо; шептанием стараются свести бельма, также шепчут от укушения гадов, заговаривают кровь или носят выписки на шее; утверждают также, что такой-то человек для встречи хорош, а такой-то день благоприятен для путешествия или для начала какого-либо дела; если кто-либо с пустым ведром перейдет дорогу или известное животное перебежит ее, то случится несчастье; во время чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа вяжут узелки и по ним толкуют сны, и безчисленное множество других суеверий рассеивают в мире на пагубу людям, и от них простой народ на дно адово валится и погибает. Это зло и вред, губительный для души, надо стараться всячески искоренять».

http://sueverie.net/sueveriya-v-svete-pr...

– Как появляются суеверия, и почему мы в них верим? – Причина возникновения суеверий – оскудение подлинной веры. Человек забывает о Боге или прямо отвергает Его, но оказывается, что совсем без веры он не может – так проявляется ощущение собственной немощности, ограниченности, а на самом деле – тварности. И тот, кто заявлял о своей независимости от любящего, милосердного, но притом и всесильного Бога попадает в какую-то унизительную зависимость от ничего не значащих вещей. Меняет дорогу, если ее перебежала черная кошка, крестится, увидев священника – тоже ведь плохая примета, готов убить женщину с пустыми ведрами, плюет через левое плечо, стучит по столу, чтобы не сглазить… Да мало ли еще придумано подобных глупостей? Кем придумано? Думаю, тем, кто больше всего ненавидит людей и рад был бы погубить всех и каждого, но власть приобретает лишь над теми, кто добровольно отвращается от истины. Суевериям в равной степени могут быть подвержены как люди с минимальным образовательным уровнем, так имеющие ученые степени – А были ли суеверия у библейского человека? Есть ли такие примеры в Ветхом или Новом Завете? – Суеверия – постоянный спутник человечества, на протяжении всей его истории. Как уже сказано – где не было подлинной веры, там образовавшуюся пустоту суеверия заполняют тотчас. Если говорить о ветхозаветных временах, то ярчайший пример суеверия – поклонение золотому тельцу. Да и вообще язычество как таковое – все суеверие по природе своей от начала и до конца. – Современное общество отличает жесткий прагматизм и достаточно высокий уровень образования. Сегодня оно подвержено суевериям больше или меньше, чем раньше? – Думаю, больше. Веры стало меньше, а жизнь все напряженней, сложней, отсюда страхи, а от страхов – желание закрыться, защититься от них. И отсюда – всевозможные суеверия. Отсюда же и увлечение всевозможными магами, экстрасенсами и чернокнижниками. Причем опыт свидетельствует: суевериям в равной степени могут быть подвержены как люди с минимальным образовательным уровнем, так имеющие ученые степени. Потому как суть не в образовании, а в том, живет ли человек жизнью внутренней, жизнью духовной, имеет ли здравые и правильные понятия о Боге, о жизни временной и вечной, об этом мире, людях и о себе самом.

http://sueverie.net/sueveriya-grex-nedov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010