Алтарь устраивается в восточной стороне храма. Стоящие в храме лицом к алтарю, молятся на восток. На востоке был рай, на востоке соделано спасение наше. Господь, оживотворяющий все, именуется Востоком ( Зах.6:12 ; Пс.67:34 ), Востоком свыше ( Лк.1:78 ), Солнцем правды ( Мал.4:2 ); посему христиане в молитвах всегда обращались и обращаются на восток (св. Василия Великого , прав. 90). Против алтаря, в западной части храма бывает притвор, а между алтарем и притвором находится собственно церковь , или храм. Алтарь (олтарь), как показывает значение самого слова (латинскаго alta ara – возвышенный жертвенник), устраивается выше других частей храма ступенью, двумя и более (Βμα, ρατεον); таким образом, он становится видимым для предстоящих в храме и своим возвышением указует, что он знаменует собою Горний мир. Самую главную принадлежность алтаря составляет святый престол (Τρα’πεζα) 12 . Он изображает небесный престол Божий, и на нем таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Он именуется также жертвенником 13 , потому что на нем приносится бескровная жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов, так как на нем полагается тело Христово 14 . Престол бывает четырехугольный 15 ; четыре стороны его изображают, что на нем приносится жертва для всех стран мира, что все стороны призываются к вкушению тела и крови Христовой. Соответственно двоякому значению престола, как гроба Господня и престола Божия, на нем полагаются две различные одежды, которыми престол одевается до земли (Служебн. Извест. учит.): сперва белая одежда, называемая «нижнею» И срачицею (катасаркою κατασρκιον от κατ и σρξ – приплотие); она изображает собою Плащаницу, коею было обвито тело Спасителя ( Мк.15:46 ), потом полагается светлая, блестящая одежда, называемая верхнею одеждою, так же индитиею (νδυτη’ от νδω – одеваю 16 : она изображает собою славу престола Господня 2) 17 . На престоле следует быть одной срачице и потом индитии, коими одевается престол до земли (Служебн. Извест. учит. Вещи пред служением). При освящении храма нижняя одежда престола обвязывается вервию (веревкою), знаменующею узы, которыми был связан Господь, когда Его вели к первосвященникам Анне и Каиафе ( Ин.18:24 ). Престол, при освящении его Архиереем, обвязывают веревкою таким образом, что она со всех четырех сторон изображает крест 18 , которым злоба Иудеев низвела Господа в гроб, и который послужил к победе над грехом и адом 19 . Когда престол освящается священником, тогда престол опоясывается «просто» (Больш. Требн.), т. е. наподобие пояса вверху престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

г) Об Ангелах     70. Какие главнейшие (совершеннейшие) Божии творения?    Главнейшие (совершеннейшие) создания Божии — это Ангелы. Ангелы — духи, существа бестелесные и бессмертные, одаренные умом и свободной волей.     71. Какими сотворил Бог Ангелов?    Бог сотворил Ангелов добрыми.     72. Все ли Ангелы остались добрыми?    Не все Ангелы остались добрыми; многие из них согрешили тем, что возгордились и перестали повиноваться Богу (Ис.14:12—15).     73. Как наказал Бог злых ангелов?    Злых ангелов наказал Бог тем, что отверг их навсегда.     74. Как вознаградил Бог Ангелов, оставшихся добрыми?    Ангелов, оставшихся добрыми, Бог вознаградил вечным блаженством.     75. Как относятся к нам добрые Ангелы?    Добрые Ангелы предохраняют нас от всякого зла, внушают нам добрые мысли и чувства и молятся за нас (Быт.19и далее; Зах.1:12—13; Лк.1:8—20; Деян.5:19—20; Откр.8:2—4).     76. Какие Ангелы особенно заботятся о нас?    Особенно заботятся о нас Ангелы Хранители (Пс.90:11; Мф.18:10).     77. Как относятся к нам злые ангелы?    Злые ангелы всячески вредят нам, приводя нас своею хитростью и лукавством к грехам (Быт.3:1—6; Мф.4:3—11, Мф.13:25, 39).     78. Откуда происходит и что значит слово «ангел»?    Слово «ангел» греческого происхождения и значит вестник или посол Божий.     79. Как называются злые ангелы?    Злые ангелы называются дьяволами.     80. Откуда происходит и что значит слово «дьявол»?    Слово «дьявол» греческого происхождения и значит обольститель, лжец или соблазнитель.     Пояснения:    I. Ангелы принадлежат к миру невидимому. Как в видимом мире существует известный порядок, например — ископаемые, растения и животные разных видов, так и между Ангелами имеются известные степени. Ангелы высшей степени именуются в Священном Писании Архангелами (1Сол.4:16), из которых некоторые названы по имени, как Михаил, Рафаил и Гавриил. Ангелы наивысшего чина — Херувимы и Серафимы (Ис.6:2; Ис.37:16). Ангелов мы называем также Силами или Небесными силами.    II. Об Ангелах сказано: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих» (Пс.90:11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В нач. V в. бдение совершалось сразу после окончания литургии Великого четверга и краткой службы (с чтениями: Пс 22, 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 1-26) в церкви на св. Сионе. Для бдения указаны 7 циклов чтений, соответствовавшие 7 " остановкам " во время ночной процессии по местам Страстей. На 1-й " остановке " (на Елеонской горе) совершалось последование из 15 псалмов с 5 антифонами (псалмы образуют 5 т. н. гобал - блоков по 3 псалма с антифоном: 1) Пс 2-4 (антифон: Пс 2. 2); 2) Пс 40-42 (антифон: Пс 40. 9); 3) Пс 58-60 (антифон: Пс 58. 2); 4) Пс 78-80 (антифон: Пс 87. 6 и 78. 13); 5) Пс 108-110 (антифон: Пс 108. 3)) и коленопреклонными молитвами, в конце читался 1-й евангельский отрывок - Ин 13. 16 (или 31)-18.1. Затем процессия переходила на Имбомон, где пели Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и читали Лк 22. 1-65. На следующих " остановках " на месте ночной молитвы Христа и в Гефсимании (на месте взятия Господа под стражу) читались соответственно: Мк 14. 27-72 и Мф 26. 31-56. Затем процессия возвращалась в город и направлялась в сторону двора дома первосвященника Каиафы, где читалось Евангелие о суде над Христом и об отречении Петра (Мф 26. 57-75), после чего все шли с пением Пс 117 и 78 на Голгофу, где читали Ин 18. 2-27; наконец, с рассветом служба заканчивалась пением Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и чтением Ин 18. 28-19. 16a. К кон. V в. практика уже несколько изменилась: размеры евангельских чтений сокращены (Ин 13. 31-18. 1; Лк 22. 39-46; Мк 14. 33-42; Мф 36-56 для каждой из первых 4 " остановок " соответственно), а городская часть бдения имеет иной порядок (что связано с постройкой новых храмов в Иерусалиме в V в.), вместо двора первосвященника процессия отправляется с пением Пс 117 сначала на Голгофу, где читают Мф 26. 57-27. 2, затем во дворец Пилата, где читают Ин 18. 28-19. 16a и наконец снова на Голгофу, где служба заканчивается чтением Лк 23. 24-31. Утром в Великую Пятницу совершался чин поклонения Кресту; никакие особые песнопения или чтения, сопровождающие обряд, не отмечены. В полдень начиналась служба чтений Великой Пятницы, состоявшая из 8 следующих друг за другом одинаковых блоков, каждый включал псалом с антифоном (представлявшим собой стих того же псалма), чтение из ВЗ, апостольское чтение, евангельское чтение (только в последних 4 блоках), молитву с коленопреклонением. Для службы чтений были выбраны следующие отрывки из Свящ. Писания: Пс 34 (11; после N псалма в скобках указан N стиха-антифона), 37 (18), 90 (7b), 21 (19), 30 (6), 118 (22), 117 (5b), 110 (2); Зах 11. 11-14, Ис 3. 9b-15, Ис 50. 4-9a, Ам 8. 9-12, Ис 52. 13-53. 12, Ис 63. 1-6, Иер 11. 18-20, Зах 14. 5c-11; Гал 6. 14-18, Фил 2. 5-11, Рим 5. 6-11, 1 Кор 1. 18-31, Евр 2. 11-18, Евр 9. 11-28, Евр 10. 19-31, 1 Тим 6. 13-16; Мф 27. 1-56, Мк 15. 1-41, Лк 22. 66-23. 49, Ин 19. 16b-37 (в практике кон. V в. евангельские чтения сокращены: Мф 27. 3-56, Мк 15. 16-41, Лк 23. 32-49, Ин 19. 25-37).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

В Апостольских постановлениях говорится о празднике Рождества следующее: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется нами в 25 день десятого (decembri, декабря) месяца» (кн. 4, гл. 12), в который «нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова от Девы Марии на спасение миру» (кн. 8, гл. 33). В первые три века в Церквах иерусалимской (и до VI века), Антиохийской, Александрийской (до V в.) и Кипрской праздник в честь Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня (6 января) под общим названием Богоявления (св. Григорий Богослов , св. Иоанн Златоуст , св. Амвросий, блаж. Августин), вероятно, по тому мнению, что Иисус Христос крестился в день Своего Рождения (св. Златоуст). Памятником такого древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления служит доселе в Православной Церкви совершенное сходство в отправлении этих праздников: чин богослужения в навечерии обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков, различен только по предмету; тому и другому празднику предшествует так называемый сочевник, с одинаковым народным благочестивым преданием, что в сочевники должно поститься до самого явления звезды. Полагают, что на установление праздника Рождества Христова в 25 день декабря имело влияние языческое празднование 25 декабря как дня поворота солнца с зимы на лето: Церковь противопоставила языческому празднику dies natalis solis inviacti – день Рождества Иисуса Христа, Который называется Солнцем правды ( Мал.4:2 ), Востоком свыше ( Зах.6:12 ; Лк.1:78 ). Более достоверно то, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта) 80 . День Рождества Христова издревле Св. Церковью причислен к великим и двунадесятым праздникам согласно со свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, чудесным и всерадостнейшим– ( Лк.2:10–20 ). По представлению богомудрых отцов Церкви, праздник Рождества Христова служит началом и основанием для прочих праздников; он является матерью всех праздников (св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

106  В Антиохии в 370 гг. была арианская община под руководством Евзоия († 375), которого сменил его последователь Дорофей (в 381 г. вышел в отставку). Были также и две никейские общины: 1) под руководством еп. Мелетия (360–381), а затем еп. Флавиана (381–404), и 2) еп. Павлина (362–383) (в зависимости от Евстафия), затем Евагрия (до 394), которая поддерживала тесные отношения с Римом. Вопрос о том, когда праздник Рождества был введен в общине еп. Павлина, остается открытым. Известно, что в 378 г. Павлин рукоположил Иеронима во пресвитеры. В связи с этим немецкий исследователь Х. Форстер вслед за Х. Леклерком высказывает следующее предположение: «Может быть, сам Иероним перенес из Рима праздник Рождества в эту общину» ( Förster 2000.  S. 65). 107   Dunlop 2004.  P. 106. 108   Förster 2000.  S. 58. 109  Гадира – современный Кадис в Испании. См.:  Jo. Chrys . Hom. in diem Na­talem Domini 1. PG 49, 352:11–13. 110   Amph. Ic . In Nat. Domini (ed. C. Datema. Brepols, 1978. P. 1:9–13. TLG 2112/1). 111  Ср.:  Мал. 4:2 .  Amph. I с .  In Nat. Domini (P. 1:89–90). 112  Ср.:  Зах. 6:12  (в слав. пер.);  Лк. 1:78 . См.:  Amph. I с .  In Nat. Domini (P. 1:91–92). 113  Ср.:  Ис. 42:6 ;  Лк. 2:32 . См.:  Amph. I с . In Nat. Domini (P. 1:95). 114   Jo. Cass . Collatio X, 2 ( M. Petschenig . 1886. P. 286:19. CSEL 13). 115  В Венском папирусе 1-й пол. V в. (P. Vindob. G. 2326) содержится двухсторонний лист на греч. яз.: на одной стороне – литургический текст, посвященный празднованию Рождества, на другой – текст, посвященный празднованию Крещения с указанием даты 5 тиби: «Родившийся в Вифлееме и вскормленный в Назарете, вселившийся в Галилее, мы узрели знамение с неба. Звезде явившейся пастыри свиряющие удивишася. Преклонив колени глаголали: слава Отцу аллилуия, слава Сыну и Святому Духу, аллилуия, аллилуия, аллилуия». На обратной стороне: «Тиби 5. Избранный святой Иоанн Креститель, проповедавший покаяние во всем мире во оставление наших грехов» (цит. по:  Forster 2000.  S. 167). 116   Paul. Emes.  Sermo 124//ACO I, I, 4. S. 10. Вся проповедь S. 9–11.

http://bogoslov.ru/article/6172078

Стих 69. Воздвиже рог спасения. По изъяснению отцов, рог=сила, слава, царское могущество. Происхождение метафоры у Иудеев – от животных рогатых, у которых вся сила в рогах, и украшение тоже. По отношению к людям, рог=сильный, могущественный=царь. Рог спасения (сравните: Пс.17 и параллельные места)=защита, спасительная помощь. Захария имел в виду рог в дому Давида ( Пс.131:17 ), то есть Царя Спасителя из дома Давида. Стих 76. Предъидеше пред лицем Господним уготовати пути Его. Образ взят с обычая Восточных царей, которым предшествовали на пути вестники и послы, уготовлявшие путь и возвещавшие шествие царя ( Быт.41:43 ; Есф.6:11 ). Стих 78. Восток свыше, вместо Солнце восходящее – с Неба; а не из-под Земли, как обыкновенно восходит Солнце; следовательно, Солнце, нисходящее свыше, опускающееся на Землю. Здесь разумеется, очевидно, Мессия. Захария употребляет выражение, взятое из пророков ( Иер.23:5 ; Зах.3:8, 6:12 ) где, вместо отрасль, ветвь (евр. Tsemach), как у Исаии ( Ис.11:1 ) жезл, переведено у LXX-mu " ανατολ (=растение, отрасль, как у Иез.16:7 ; чаще же Восток. Сравните и русское всход – растения и восход – Солнца). Название же Восток в смысле света прилагается к Мессии, потому что Он у пророков ( Ис.60:1 ) и Евангелистов ( Ин.1:9, 12:46 ; Лк.2:32 ) часто называется светом. Стих 79. Просветити во тьме и сени смертней седящия. Выражение взято из Ис.9:2, 60:2 . Тьма и сень смертная=неведение Бога, удаление от Него и проистекающие от того бедствия; сень смерти=ад, где души умерших. Просветить сидящих во тьме=дать им Боговедение и счастье, избавить от смерти. Направити на путь мирен – путь счастья или прямо ведущий к счастью, следовательно, правый. Продолжается прежнее подобие. Стих 80. Отроча растяше и крепляшеся духом. Разумеется естественное возрастание, хотя не исключается и сверхъестественное содействие. Бе в пустынях. Предание говорит, что Ирод, ища убить Мессию, искал смерти Иоанна, о рождении которого дошли до него слухи; но Елисавета с младенцем скрылась в пустыне, а Захария, не хотевший указать Ироду места укрывательства жены и сына, был убит, по его приказанию, между храмом и алтарём ( Мф.23:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Ведь пророки поставлены в предзнаменование будущего. Итак, какое значение имеет то, что Иисус и друзья его побуждаются услышать, [т. е. слова:] Приведу раба Моего Восток и проч.? Раньше Бог обещал Иисусу, сыну Иоседекову, священнику великому, что если он будет ходить по путям Его, и сохранит заповеди Его, то будет судить над домом его и охранять жилище Его, и Он даст ему служителей – по достоинству равных ангелам, а ныне говорит ему о полном счастье и совершенном блаженстве, которое имеет наступить тогда, когда придет Восток, о котором написано: Вот муж, Восток имя Ему ( Зах.6:12 ), и у Малахии: Взойдет среди [или без: среди] вас [или: вам], боящихся имени Моего, солнце правды, и исцеление в крылах Его ( Мал.4:2 ) и в книге Числ: Возстанет звезда от Иакова и человек от Израиля ( Числ.24:17 ). В Евангелии также мы весьма ясно читаем о Христе: В которых посетил нас Восток с высоты: чтобы просветить тех, которые сидят во тьме и тени смертной, чтобы направить стопы наши на путь мира ( Лк.1:78–79 ). Сей Восток называется также и камнем краеугольным ( Еф.2:20 ), ибо соединяет два народа и связывает две отдельных ограды в одно жилище. Он для неверующих есть камень соблазна, о котором говорится в Псалмах: Камень, который отвергли строители, сей [камень] был во главу угла. От Господа было сие ( Пс.117:22–23 ). На этом камне есть семь очей, о которых говорит Исаия: Произойдет отрасль от корня Иессеева и цвет произрастет от корня его, и почиет на Нем Дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и дух страха Божия исполнит Его ( Ис.11:1–3 ). Те, которые под священником великим и друзьями его хотят разуметь Господа Спасителя, под мужами, созерцающими чудеса, и предсказателями видят апостолов [или: учеников], которые созерцали Его таинственные знамения и из настоящего познавали будущее; в то же время в слепорожденном исцеление глаз ( Ин.9 ) они относят к язычникам, а в кровоточивой женщине ( Мф.9:20–22 ) усматривают Церковь , освобожденную от кровавых деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Долженствовало в земли, подражая Христу: но сие угрожает явною бедою смерти. Христос умерый был погребен в земли: мы, живущие, без всякой опасности погребаемся в воде. Вода убо единая токмо есть таковая стихия, в которой мы можем погребстись, подражая Иисусу Христу, якоже вещает Богопроповедник Апостол: «аще бо сообразни быхом подобию смерти Его, то и воскресению будем» ( Рим.6:5 ). Слышал ли? «Сообразни подобию смерти Его». Погребен был Он, погребаемся и мы: только Он был погребен в земле, мы же в воде. Сего-то для не сказал, яко мы погребаемся таковым же, но подобным образом, по подобию смерти Его. Виждь же сие подобие в самом совершении таинства святого крещения. Рай , первое отечество человеческого рода, был насажден на востоке. По тьме ночной, от востока является солнечный свет: тако и духовное правды Солнце, Христос, воссияв во тьме греховней и отверзши заключенную райскую дверь, назван был святыми Пророками Востоком ( Зах.6:12 ; Лк.1:78 ). Сего-то для, следовательно, крещаемый во первых становится к западу, где находится тьма, и отвергается от рабства начальника тьмы, то есть от сатаны, и от всех его дел, то есть от всех грехов, и всего служения его, то есть всего того, что он вымышляет для своей славы и нашего вреда. Дует же для того, да сим покажет, яко он его далеко от себя прогоняет: а плюет, да сим изъявит, что он гнушается и его, и дел его. Виждь же подобие, каковое Иисус Христос, от него искушаемый, показал, говоря: «иди за Мною, сатано» ( Лк.4:8 ); равным образом и тогда, когда Петром был умоляем отложить страдание и Свою смерть: «иди», сказал, «за Мною, сатано, соблазн Ми еси» ( Мф.16:23 ). После же такового отрицания, обратив лице свое к востоку, где находится свет, сочетавается Иисусу Христу, то есть обещавается быть Его учеником и последователем, и хранить Его заповеди, якоже Он – волю Бога Отца Своего; потом исповедует пред Церковию истину своей веры, якоже Иисус пред Пилатом приносил благое исповедание. И как Иисус пред смертию был совлечен Своих одежд и облечен червленою хламидою ( Мф.27:28 ): тако и крещаемый, приближився к воде, совлекается своих одежд для облечения в ризу радования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010