Глава 14 1–5. Последнее нападение язычников на Иерусалим, явление Господа и дарование оставшимся после разгрома города чудесного средства спасения. 6–11. Изменение порядка мировой жизни и воцарение Господа над всею землею; значение Иерусалима, как центрального, возвышающего над всею окрестностью пункта. 12–19. Окончательное поражение народов, воевавших против Иерусалима; обращение язычников и наказание коснеющих в неверии. 20–21. Наступление времени всеобщего освящения. Зах.14:1   Вот наступает день Го­с­по­день, и раз­делят награблен­ное у тебя среди тебя. Зах.14:2   И соберу все народы на войну про­тив Иерусалима, и взят будет город, и раз­граблены будут домы, и обесчещены будут жены, и по­ловина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города. В гл. XIV, в первых стихах, подробнее развиваются мысли Зах.14:7–9 предыдущей главы. Наступит день для обнаружения могущества и Правосудия Божия и для окончательного испытания оставшейся третьей части иудеев, когда Иерусалим сделается добычею врагов на глазах побежденных распоряжающихся их собственностью. Все народы соберутся на войну против Иерусалима; взятый город будет разграблен, женщины будут обесчещены, и целая половина населения пойдет в плен; однако, истребление не будет всеобщим и окончательным: часть жителей Иерусалима уцелеет. Зах.14:3   Тогда выступит Го­с­по­дь и ополчит­ся про­тив этих народов, как ополчил­ся в день брани. Зах.14:4   И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед­ лицем Иерусалима к востоку; и раз­дво­ит­ся гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и по­ловина горы отойдет к северу, а по­ловина ее – к югу. Зах.14:5   И вы по­бежите в долину гор Мо­их, ибо долина гор будет про­стираться до Асила; и вы по­бежите, как бежали от землетрясе­ния во дни Озии, царя Иудейского; и при­дет Го­с­по­дь Бог мой и все святые с Ним. Тогда Господь, защитник Своего народа, выступит против его врагов и сразится с ними Сам, как Он делал это неоднократно, чудесным образом поражая восстающих на Израиля. Кроме того, жителям Иерусалима будет дана возможность спасения посредством бегства. Господь станет на Горе Елеонской, расположенной на востоке от Иерусалима; гора раздвоится (по Феодориту с. 122 гора разделится на четыре части) по направлению от запада к востоку, так что ищущим спасения, по образовавшейся между двумя половинами горы долине, легко будет убегать от врагов, ратующих против Иерусалима. Асия (Синод.)., или Ацал (Венск.) – селение на востоке от горы Елеонской; но некоторые понимают el» azal и в смысле «близ», «около» (Кир. 206, Иер 170, Keil 649–650, Kohl. Sach. 9–14, Ss. 255–257). – Бегство своею поспешностью будет напоминать известный факт бегства от землетрясения, бывшего в царствование Озии ( Ам.1:1 ; Alliati II, 1094, 2). При этой чудесной защите народа Божия от врагов, Господь явится окруженный ангельскими силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 11 Зах.11:1–2 . Разверзи, Ливане, двери твоя, и да пояст огнь кедры твоя. Да плачевопльствит питис, зане паде кедр. Поэтому все, высоко думающее о силе своей и мечтою высокомерия уподобляющиеся высоте Ливана, приуготовляйтесь к угрожающему вам наказанию; а вы, которые не имеете их могущества (таковых Пророк называет «питисом» ), видя гибель сильнейших, сетуйте о собственных своих несчастиях. Ибо сказано: «да плачевопльствит питис, зане паде кедр». И Пророк, объясняя сказанное им в переносном смысле, присовокупил: Яко вельможи вельми обеднеша: восплачевольствите, дуби Васанитидстии, яка посечеся дубрава насажденная. Зах.11:3 . Глас плачущих пастырей, яко возбедствова величие их: глас рыкающих львов, яко озлоблено бысть шатание Иорданово. Все это, по свойственному ему образу речи, сказал Пророк в переносном смысле. «Львами» и также «пастырями» именует царей и князей, а «дубравою насажденною» – бесплодное владычество. Повелел же рыдать и плакать всем им, высоко думавшим об Иордане и обманувшимся в надежде. А под «Иорданом» гадательно разумел Иудейскую землю; потому что по ней совершает течение свое Иордан. Поэтому божественный Захария, как сие предвозвещал о будущем благополучии Иудеев по возвращении их, так отсюда начинает уже предвозвещать бедствия, какие постигнут их за собственное их беззаконие. Зах.11:4 . Сице глаголет Господь Вседержитель: паси овцы заколения. Кто же упас их, как не Владыка Христос, Который в священном Евангелии взывает: «Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы» ( Ин.10:11 )? Но никто да не дерзнет уничижать Его, как именующегося пастырем; потому что нашего ради спасения именовался Он, не только пастырем, но и агнцем и овцею; и что говорю: овцею и агнцем? наречен даже клятвою и грехом, чтобы разрешить грех и клятву людей. Ему, восхотевшему принять на себя зрак раба, чтобы естество человеческое освободить от рабства, глаголет Отец: «паси овцы заколения». И как человек, а не как Бог, приемлет Он заповеди сии; потому что, как Бог, равночестен Родшему; а как человек, взывает: о «О себе не глаголю» ( Ин.14:10 ), заповедь приял, «что реку, и что возглаголю» ( Ин.12:49 ). Так и здесь заповедуется Ему: «паси овцы заколения». И Пророк показывая, почему называет их так, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Библейский календарь 22 июня 2002, 14:50 В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса (Исх. 13, 4; 12, 2). Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя (Лев. 23, 10-14). Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (Исх. гл. 12). Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц ит.д. Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца названы особо: зиф (месяц цветения) - 3 Цар. 6, 1, афаним (месяц бурных ветров) - 3 Цар. 8, 2, и бул (месяц произрастания) - 3 Цар. 6, 38; это финикийские названия. После плена вавилонского появились ассирийско-вавилонские названия месяцев: нисан (Неем. 2, 1), ияр, сиван (Есф. 8, 9), фаммуз или таммуз, ав, элул (Неем. 6, 15), тишри, мархешван, кислев или хаслев (Неем. 1, 1; Зах. 7, 1), тебеф (Есф. 2, 16), шеват (Зах. 1, 7) и адар (Есф. 3, 7). Те из них, которые не встречаются в Библии, известны по сочинениям Иосифа Флавия (I век по Р.Х.) и другим древним источникам. Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх. 23, 16; 34, 22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году. Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Числ. 10, 10; 28, 11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностю в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем. В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.

http://zavet.ru/a/page_k_12.html

Введение. История жизни св. пророка Захарии Священное Писание слишком мало сохранило нам сведений о жизни этого замечательнейшего из малых пророков. Это обстоятельство дало широкий простор разного рода предположениям о жизни этого пророка, начиная с его происхождения. Так, сам он называет себя сыном Верехии и внуком Иддоновым ( Зах. 1:1, 7 ), а Ездра называет его сыном Иддона ( 1Ездр. 5:1; 6:14 ). На этом основании, св. Кирилл Александрийский утверждал, что Верехия был естественным отцом пророка, а Иддон – воспитателем и учителем его 1 . Другие толкователи объясняли эту разность законом ужичества, по которому, будто бы, мать св. пророка Захарии, по смерти мужа своего Верехии, вступила в брак с братом его Иддоном и родила от него Захарию. Но дело объясняется гораздо проще: Иддон был человек знаменитый, был один из главных священников, которые возвратились из плена в Иудею с Зоровавелем, сыном Салафииловым и Иисусом ( Неем. 12:1, 4, 7 ); между тем, Верехия, сын его, за ранней смертью , не наследовал значения отца своего, которое, поэтому, при первосвященнике Иоакиме, сыне Иисуса, и перешло прямо к внуку Иддона – Захарии ( Неем. 12:12–16 ). Основываясь-то на этом факте, Ездра весьма естественно внука Иддона назвал его сыном 2 , – тем больше, что это обычный прием свящ. Писателей: в родословиях опускать средних незнаменитых членов фамилии, или, еще вернее и точнее говоря, все степени родства в восходящей линии означать словом отец (см. 2Цар. 9:7; 16:11 ; 3Цар. 4:2 ; 1Пар. 6:50–53 ; сравн. Быт. 10:21, 31 и мног. друг.). По свидетельству Псевдоепифания 3 , не противоречащему, впрочем, Св. Писанию, св. пророк Захария родился в плену вавилонском, из которого с дедом и отцом своим еще в детстве возвратился в свое отечество, где и скончался в глубокой старости 4 . Век пророка Пророческое служение свое св. Захария начал во второй год царствования Дария Гистаспа (т. е. в 520 г. до Р. Хр.). Благодушное царствование этого доброго и благоразумного государя 5 вполне благоприятствовало продолжению, остановленной было, по наветам самарян, Лже-смердисом постройки второго храма иерусалимского ( 1Ездр. 4:6–24 ). Но, обратившиеся, за невозможностью продолжать постройку храма, к построению своих собственных домов ( Агг. 1:4 ), иудеи так увлеклись своими домашними делами, что, и с прекращением препятствий и опасностей со стороны врагов, оставались совершенно равнодушными к недоконченному храму. А недостаток, в то же время, в продовольствии, вследствие неурожая хлеба, служил для иудеев, по-видимому, и достаточным оправданием равнодушия их к постройке дома Иеговы ( Агг. 1:5, 6, 9–11; 2:18 ). Тогда Господь, для возбуждения в иудеях ревности по доме Своем, во второй год и шестой месяц царствования Дария, воздвигает сперва пророка Аггея ( Агг. 1:1 ), а через два месяца после него и пророка Захарию ( Зах. 1:1 ). Отношение пророческой книги св. Захарии к пророческой книге св. Аггея

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Иудея ( ,; οδα, γ οδα; Iuda, terra Iuda; Juda, das Land Iuda, das Iudische Land; земля Нав.15:1 и дал. Нав.19:1–9 . Суд.15:9, 11 . Руф. 1:1, 2, 7 . 1Цар.17:1, 22:5, 23:3, 23, 27:10, 30:14, 16 . 2Цар.2:1, 6:2, 24:7 . 3Цар.12:17, 13:1, 14:21, 15:17 , 4Цар.9:29, 15:37, 22:13, 23:17 , . 25:22. , 1Ездр.1:2, 2:1, 4:6 . Неем.1:2, 6:18, 7:6, 11:2 ,. 12:31, 13:15. 2Ездр.1:32, 37, 2:12, 4:45, 6:1, 8:12, 78 . Тов.1:18 . Иуд.1:12, 4:1, 8:21 . и др. Мф.2:1, 5–6, 22, 3:1, 5, 24:16 . Мк.1:39, 2:4, 3:1 . Ин.3:22, 4:3, 47 . . и пр. и пр. и пр. – Слово «Иудея» иногда принимается в обширнейшем смысле, и под нею разумеется вся Палестина. Так особенно понималось слово это по возвращении иудеев из плена. Как имя иудеев означало весь народ иудейский, не живущих только в уделе Иудином, но и в других городах Палестины, так и имя «Иудея» означало всю обетованную землю, всю Палестину, все земли, по которым расселялись иудеи по возвращении своем из плена (см. напр. Агг.1:1, 14, 2:2. 21 . Зах.1:21 . Мак.2:11–12). Когда Иуда Маккавей вел войны, защищая свое отечество от иноплеменников, к нему обращались с просьбой о защите не иудеи только иерусалимские, но и из Галилеи, и Самарии, и Галаада ( 1Мак.5 гл.). Но собственно под Иудеей разумеется только южная часть Палестины. Около времен И. Хр. обетованная земля разделялась на четыре главные части: на Иудею, Самарию и Галилею, и к ним присоединялась четвертая часть за Иорданом. Такое разделение можно примечать еще во времена И. Навина ( Нав.20:7–8 ). То же видно из книг Маккавейских ( 1Мак.10:30 ). То же видим у Флавия, который подробно описывает границы этих земель (о Войн. Uyд. III, 3 ). Это же видим из Нового Завета ( Мф.2:1, 3:1, 4:12–16, 23–25 . Мк.3:7–8 . Лк.1:65, 2:4, 3:1 . Ин.4:3–4, 7:1 . Деян.1:8, 8:1, 9:31 ). К Иудее собственно принадлежали: колена – Иудино, Вениаминово, Симеоново, Даново и часть Ефремова (сн. 2Пар.15:8–9 ). Иудеей называется эта часть, потому что большей частью принадлежит Иудину колену, иудеям, а не израильтянам. Границы ее на севере – горы Ефремовы и Самария, на юге – Аравия и пустыня Дин (Вади-Муррег), отделяющая Иудею от Идумеи, на западе – Средиземное море, на востоке – Мертвое море и Иордан. По Флавию, к ней принадлежали также и приморские земли на Западе – до Птолемаиды (Herz. XI. р. 2 и 31). Понимая Иудею в этом объеме, мы, согласно указаниям Св. Писания, различаем в ней пять главных частей: 1., Полуденную, 2., Нагорную Иудею, 3., пустыню Иудейскую, 4., низменные места Иудеи и 5., прибрежные равнины ( Быт.13:3, 20:1, 24:62 . Втор.34:3 . Нав.10:40, 11:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Кедр Кедр ( – от быть плотным, крепким – кедр называется так от своей крепости и плотности; Κδρος; Cedrus; Кедръ; L: Ceder): Лев.14:4 . Чис.24:6 . Суд.9:15 . Иов.40:12 . Пс.28:5, 79:11 . Песн.1:16, 5:15 . 2Цар.5:11, 7:2, 7 . 3Цар.4:33, 6:9 и дал. 3Цар.7:2, 10:27 . 1Пар.14:1, 17:1 . 2Пар.2:3, 8, 9:27 . Ис.2:13, 9:10. 14:8, 37:24, 41:19, 44:14, 60:13 . Иер.22:7, 14 . Иез.17:3, 12. 27:5, 31:3 и дал. Ам.2:9 , Зах.11:1 . Сир.24:14, 50:14 . и пр. и пр. – Высокое, стройное, ветвистое, крепкое и долговечное дерево, принадлежащее к семейству хвойных, игольчатых деревьев, и более по виду подходящее к лиственнице. Самые большие из них имеют от 11 до 13 сажен вышины и от пяти до шести сажен в обхвате. Ветви таких толстых дерев раскидываются на 16-ть сажен. Рост их медлен, особенно в первые годы. Подобно сосне и ели, кедр не перестает роста дотоле, пока не потеряет своей мягкой верхушки ( Иез.17:3, 31:3 ); с потерей верхушки он начинает толстеть и удлиннять свои ветви. Ветви его расположены вокруг ствола так же, как и у ели. Они у верхушки коротки и тонки, но чем ближе к корню, тем становятся длиннее и толще. Нижние ветви кедра, по своей толщине, равняются иногда главному стволу его, и разветвляясь на множество боковых отпрысков, дают широкую тень. Хвоя или иглы, покрывающие ветви и верхушку кедра, в 1 1 / 2 дюйма длины, мелки, тонки, почти четырехугольные, вечно зеленеющие, темного цвета; на старых ветвях они расположены кучками по 20-ти в одном гнезде, а на молодых побегах растут поодиночке. На 50-м году своего возраста кедры начинают приносить плоды или шишки, по наружности очень похожие на сосновые. Они растут по концам ветвей кучками, по три и по четыре вместе, яйцеобразны, острыми концами обращены вверх, держатся крепко на коре серо-бурого или темно-коричневого цвета, и издают приятный запах, так как и все дерево. Кедры размножаются и возобновляются только семенами, падающими на свежую землю к корням старых дерев. Из естественных щелей, или искусственно сделанных надрезов на коре дерева, отделяется белая смола, похожая и видом и запахом на меккский бальзам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Лев Лев (, , , , , , , , , ,; Λων, λαινα, σκμνος; Leo, leaena, catulus; Лев, львица, скменъ; L: Löwe, Löwin, junge Löwe): Быт.49:9 . Чис.23:24, 24:9 , Втор.33:20, 22 . Суд.14:5, 8 . 1Цар.17:34 и дал. 2Цар.1:23, 23:20 . 3Цар.7:29, 36, 10:18–20, 13:24, 20:36 . 4Цар.17:25 . 2Пар.9:17–19 . Иов.4:10–11, 16 . Пс.7:3, 17:12, 22:14, 34:11, 57:5 . Притч.22:13, 28:1, 15, 30:30 . Песн. 4:8 . Ис.15:9, 21:8, 30:6 . Иер.2:15, 4:7, 5:6, 49:19, 50:44 . Иез.1:10, 19:2–9, 32:2 . Дан.6:8, 7:4 . Ос.5:14, 13:7 . Ам.3:4 . Наум.2:11–13 . Соф.3:3 . Зах.11:3 . 1Пет.5:8 . Откр.5:5, 10:3 . и др. – Лев, справедливо почитаемый царем животных и властелином их, есть чрезвычайно сильное хищное животное, кошачьей породы, буро-желтого цвета. Он имеет крепкое тело с плотно прилегающею к нему буро-желтой, короткой шерстью, голову огромную с широким лицом, небольшими глазами и круглыми зрачками, густую гриву, падающую на плечи и придающую ему гордый, царский вид, усы из щетин, расположенных в 6 и 8 рядов, грудь широкую, переднюю часть тела толще задней, живот втянутый, морду тупую, лапы огромные и сильные, хвост длинный, оканчивающийся пучком волос с закрытым ими роговым ногтем. – Львов разные виды, но в своих качествах и образе жизни они сходны между собою. Лев ведет жизнь одинокую, и только до возраста детей держится около самки. Каждая пара выбирает себе особое местоположение, вырывая в земле неглубокое логовище; вместе ходят они на охоту; в прочее же время лев живет в своей собственной области, не входя в столкновение с другими подобными; и нет ни одной области, где бы львы попадались часто; он соединяется с другими только для набегов. Любимое местопребывание его – широкие лесистые долины около рек (сн. Суд.14:5 ). Впрочем, живет и на горах (Песн. Песн.4:8 ). Жизнь льва преимущественно ночная; днем редко оставляет он свое логовище, или оставляет только насильно, когда, наприм., начинают отыскивать его место и выгонять собаками из логовища.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Ассирия Ассирия, Ассирийсний, Ассирияне ( – от или =шествие, шаг, поступление вперед, прямоидущий, прямой, ровный, честный, справедливый, блаоуспешный, счастливый; отсюда Ассур, как имя верховного божества ассириян у филологов толкуется «справедливый», как имя основателя их царства может значить вождь, предводитель, сильный, могущественный, благоуспешный, счастливый, и как имя страны – «ровная страна, плоскость, равнина»; σσορ, σσυροι; Assur, Assyrii; Ассуръ, Accpía, Assyrien, Assyrer): Быт.2:14, 10:11, 22 . Числ.24:22, 24 . ... 20:6, 23:29. 1Пар.5:6 . 2Пар.28:16 ... 32:1... 1Ездр.4:2, 6:22 . Неем.9:32 . 2Ездр.5:66, 7:15 . Тов.1:2. 3 . Иудифь.1:1, 7, 11, 4:1, 5:1, 6:1, 17, 7:17–18 . Пс.82:2 . . Иер.2:18, 36 . Плач.5:6 . Иез.16:28, 23:5, 7, 9, 12, 27:23, 31:3, 32:22 . Ос.7:11, 8:9, 9:3, 10:6, 11:5. 11, 12:2, 14:4 . Мих.5:4–5, 7:12 . Соф.2:13 . Зах.10:10, 11 . 3Ездр.2:8 . Понятие. Это обширная и могущественная страна в древней Азии, лежавшая на Тигре, столицей которой была Ниневия, лежавшая недалеко от нынешнего города Моссула; название свое Ассирия имеет от Ассура, сына Симова ( Быт.10:11, 22 ). В северной, гористой своей части, она обнимает при верхнем Цабе лежащую землю курдов или древних халдеев; восточная часть ее, лежащая на границе Мидии, в Ветхом Завете известна под именем Арапахитис (теперь Албак). Ныне вся эта местность составляете большую часть турецкого Курдистана. Границы. Она граничит с севера Арменией, к западу Месопотамией, к востоку Мидией, к югу – Вавилонией. Но границы эти в разные времена изменялись. Нередко под Ассирией разумелась страна, обнимавшая собой собственную Ассирию, Вавилонию и Месопотамию. Сн. Атл. Menke II и I. Киппер. 2 и 3. Физическое состояние страны. Обширная страна Ассирии в северных пределах своих гориста, а на юге большей частью представляет богато орошенную, и потому почти везде плодоносную равнину. Гористая часть ее образуется горными хребтами Армении и Курдистана. Здесь на северо-востоке идут горы Загроса, отделяющие Ассирию от Мидии, и известные на севере под именем Гордейских или Кардухинских гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Иудеи Иудеи – по первоначальному словоупотреблению (в Библии прежде всего у пр. Иер.32:12 , Иер.38:19 , Иер.40:11 , Иер.41:3 , Иер.44:1 , Иер.52:28,30 ) – название для обозначения рода подданных царства иудейского, а также (у писателя 4Цар.16:6 , 4Цар.25:25 ) название отдельных личностей, принадлежавших к населению царства иудейского и выходцев из него. Со времени гибели 10-коленного царства израильского, составлявшего другую половину распавшегося народа Божия, «Иуда», как общий представитель этого народа, противопоставляется всем другим народам, и выражение «иудеи» становится существенно равнозначительным с понятием «евреи» ( Иер.34:9 ). Когда надо было. противопоставить арамейскому наречию еврейское, в 4Цар.18:26, 28 (ср. также 2Пар.32:18 и Неем.13:24 ) последнее именуется «иудейским», что показывает, что понятие «иудейский» не только вполне исчерпывало соответствующее ему понятие «еврейский», но и предпочиталось ему в употреблении. Как наименование целого народа, – в полном смысле слова выражение «иудеи» стало употребляться собственно уже в послепленное время. Такое наименование усвоили себе еврейские переселенцы, осевшие в Иерусалиме. Иосиф Флавий объясняет (Древн. 11, 5–7) это тем, что «колено Иудово первое прибыло в ту местность, откуда как народ, так и самая страна получили свое название» (Иудея). Нужно думать однако, более: это произошло от того, что большинство возвратившихся принадлежало к бывшему царству иудейскому, а равно вследствие сосредоточения религиозных надежд народа в имени «Иуды»; последнее оправдывается тем, что не только все евреи, возвратившиеся из Вавилона, приняли это название, но и оставшиеся в Вавилоне, как еще впоследствии рассеявшиеся по другим странам. Вообще в устах и язычников и израильтян, это название весьма скоро стало обычным для обозначения всего израильского народа – как в национальном, так и в религиозном смысле этого слова. В таком смысле однажды встречается это название (иудеи) у пр. Захарии ( Зах.8:23 ) и Даниила ( Дан.3:8,12 ), чаще у Ездры и Неемии и преимущественно в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

В книге Левит мы читаем следующее: «и поставлю завет мой в вас, и не возгнушается душа моя вами и похожду в вас, и буду вам Бог, и вы будете ми людие» ( Лев.26:11–12 ). Сии слова, «буду вам Бог, и вы будете ми людие», находятся и у других Пророков, а именно, у Иеремии, Иезекииля и Захарии ( Иер.31:33:32:38 ; Иез.11:20:37:27 ; Зах.8:8 ). Здесь должно приметить, как Богомудрый Апостол, по Апостольской благодати, в нем сущей, взял из книги Левит слова не слово в слово, но по выбору приличному к мысли, и приспособил оные к верующим во Иисуса Христа, по их истинному смыслу и цели, с которою они были предречены Богом. Почему вместо «в вас», он положил «в них» : вместо, «поставлю завет Мой», он употребил истолковательное того слово: «вселюся», а о сих: «не возгнушается душа моя вами», для сокращения речи умолчал. Примечания также достойно и составление речи. Во-первых, полагает, как бы первую часть оной 15 . «Вы есте Церкви Бога жива». Вы, говорит, Христиане, есте жилище Бога, не Бога тленного и смертного, каковы были боги идолопоклонников, то есть, бренные изваяния и смертные люди, но Бога нетленного и бессмертного, который есть Бог живый и пребываяй в бесконечные веки. А потом тотчас приводит и доказательство: Бог утвердил сие, сказал: «вселюся и похожду в них», то есть в верующих в мя, «и буду им Бог», а они будут возлюбленным и избранным народом Моим. То же самое обещал и Господь наш, Иисус Христос, любящим Его: «Аще кто любит Мя», сказал Он, «слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к Нему приидем, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). В Ветхом Завете для того так сказал Бог: «поставлю завет мой 16 и похожду», дабы показать тем имеющее быть пременение закона: ибо как сень или палатка, так и ходящий, переменяют место: а в Новом сказал Он: «приидем и обитель сотворим» для того, дабы показать чрез то неизменяемость и твердость Евангельского учения и Евангельских дарований. Каким же образом Бог вселяется в нас и ходит? Вселяется Он, просвещая, укрепляя и усиливая нас благодатию Пресвятого Духа Своего: а ходит в нас, последствуя, руководствуя и содействуя нам во всяком деле блазе. После сего доказательства выводит Апостол из оных Пророческих слов следующее заключение:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010