Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения , но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. Церковное поминовение в родительскую субботу Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

http://pravoslavie.ru/42594.html

в письменных памятниках встречается крайне редко, обычно упоминается только панихида накануне. В Обиходнике XVII в. (РГБ. Унд. Ф. 310. 149. Л. 76) предписывается: «А тропари говорити на часех и на заутрени святому», что указывает на службу с «Бог Господь» . Т. о., согласно этому Обиходнику, поминовение усопших было ограничено панихидой. В «Богослужебных указаниях», издававшихся Московской Патриархией в 50-х гг. XX в., на Д. р. с. определено совершать такую службу, как в субботу мясопустную, что возвышало статус поминовения до вселенских суббот ; та же практика зафиксирована в нек-рых пособиях по богослужебному уставу. В совр. традиции РПЦ в Д. р. с. совершается заупокойная служба согласно 13-й гл. Типикона (о службе с «Аллилуия» в субботу). Этот устав формально может применяться во мн. субботы года, но на практике Д. р. с. осталась единственным днем в году, когда богослужение совершается по этой главе; 2 вселенские субботы и 3 заупокойные великопостные субботы имеют свой устав, описанный в 49-й гл. Типикона, а в др. субботы служба с «Аллилуия» практически нигде не поется. В случае совпадения Д. р. с. с праздничным днем (напр., с 22 окт.- днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу. В 1895, 1900 и 1906 гг., когда Д. р. с. совпадала с 21 окт.- днем восшествия на престол имп. Николая II, Святейший Синод переносил поминовение на пятницу, 20 окт.- день кончины имп. Александра III. В богослужебной практике старообрядцев-беспоповцев на Д. р. с. совершается служба по уставу вселенской родительской субботы, последование Минеи отменяется, поются песнопения Октоиха и храма (см., напр.: Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2006 г. [М., 2005]. С. 183). В случае совпадения с праздником Казанской иконы Божией Матери заупокойная служба переносится, если совершается праздничная служба Божией Матери (см.: Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2000 г. [М., 1999]. С. 124). Особенное значение придается и всей седмице перед Д. р. с., к-рая носит название «(Димитриевская) родительская седмица», в эти дни не совершаются бракосочетания (кроме Д. р. с. подобные родительские седмицы отмечаются только перед 2 вселенскими субботами).

http://pravenc.ru/text/172067.html

Подпишитесь на наш Телеграм В Православной Церкви есть особые дни поминовения усопших . К таким дням относятся и заупокойные субботы. Об одной из них — Димитриевской родительской субботе, которая в этом году приходится на 5 ноября, мы и расскажем. Связана ли родительская суббота с благоверным князем Димитрием Донским? На сегодняшний день среди прихожан Русской Православной Церкви распространено мнение о том, что Димитриевская родительская суббота была установлена благоверным князем Димитрием Донским после победы великого князя над войском Мамая на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Но эта версия появляется только в XIX столетии, в то время как в более ранних источниках о ней не упоминается. Такой день поминовения усопших отсутствует у народов Южной Европы. В связи с этим священник Михаил Желтов пишет, что «у других народов Европы в древности существовали осенний и весенний праздники в честь умерших предков». Видимо, Димитриевская суббота — это результат христианизации этого древнего обычая: вместо приношения жертв умершим Церковь установила в эти дни сугубо молиться о душах усопших. Что такое парастас? Димитриевская родительская суббота не упоминается в церковном Уставе, но в практике Русской Православной Церкви занимает третье место среди поминальных дней в году. Накануне родительской субботы вечером совершается заупокойное богослужение — парастас (с греч. — «ходатайство»). Вся Церковь в лице каждого из нас ходатайствует перед Богом об упокоении душ наших родственников и о прощении им всех согрешений. За кого можно молиться об упокоении? На богослужениях поминаются все, кто являются членом Церкви Христовой, поэтому общественные поминовения не совершаются за самоубийц и некрещеных. Но в индивидуальной молитве как в храме, так и дома каждый верующий может и должен молиться о своих родственниках и близких, даже если они не являлись частями Тела Церкви Христовой. Можно ли причащаться в родительские субботы? Сегодня можно встретить расхожее мнение о том, что в родительские субботы нельзя причащаться или причащать детей. Однако это не имеет никакого церковного обоснования и является заблуждением.

http://blog.predanie.ru/article/pyat-vop...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь родительских суббот 2 мин., 29.02.2024 Родительские субботы — дни особого поминовения усопших. «Родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. В эти дни на Литургии читаются молитвы об умерших православных христианах, а после Литургии совершают особую заупокойную службу — панихиду. О том, когда и какие бывают родительские субботы, смотрите в инфографике журнала «Фома». Родительские субботы в 2024 году: календарь 9 марта: Вселенская (мясопустная) суббота За неделю до Великого поста, в день, предшествующий воспоминанию Страшного суда, христиане молят Праведного Судью явить Свою милость всем усопшим христианам. 30 марта и 13 апреля: родительские субботы Великого поста 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста. В 2024 году таких дня будет два, поскольку вторая Родительская суббота совпадает с днем предпразднства Благовещения и заупокойное богослужение отменяется. За неделю до Великого поста, в день, предшествующий воспоминанию Страшного суда, христиане молят Праведного Судью явить Свою милость всем усопшим христианам. На протяжении всего Великого поста очень мало дней, когда возможно совершение полной Литургии, а значит, и главной церковной молитвы об усопших. Чтобы не лишать умерших молитвенного предстательства в этот период, Церковь установила три особых дня для молитвы о них. 14 мая: Радоница Радоница — 9-й день после Пасхи, вторник Фоминой седмицы С этого дня Устав Церкви вновь, после перерыва на Великий пост и пасхальные дни, дозволяет общецерковное поминание умерших. 9 мая: День поминовения усопших воинов После литургии совершается благодарственный молебен за дарование победы и заупокойная лития. 22 июня: Троицкая родительская суббота В субботу перед праздником Святой Троицы Накануне Пятидесятницы Церковь молится о христианах, переступивших порог земной жизни. 11 сентября: День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных Поминовение было установлено указом Екатерины II во время Русско-турецкой войны (1768–1774). В современной богослужебной практике зачастую опускается. 2 ноября: Димитриевская родительская суббота Установлена благоверным князем Дмитрием Донским после возвращения в Москву с битвы на Куликовом поле (1380). Обычно празднуется в субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 23.03.2021 13.04.2024 23.03.2021 13.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi-info...

Но седальны по 3-й песни канона, кондак и икос по 6-й обязательны и потому сохраняются и в данном случае. В конце панихиды опускаются обычные тропари: Со духи праведных и заменяются тропарем дня Глубиною мудрости с его богородичном. Тропари Со духи праведных на панихиде, как было отмечено 639 , соответствуют стихирам в конце утрени. Обычно на панихиде в пяток вечера, в субботу на утрени не бывает заупокойных стихир. В две вселенские родительские субботы, хотя накануне совершается панихида, и на утрени кроме других заупокойных песнопений будут свои особые заупокойные стихиры не только на стиховне 640 . ЧИН ПОМИНОВЕНИЯ О ПРАВОСЛАВНЫХ ВОИНАХ Православная Церковь считает своим особым долгом творить летнее (ежегодное) воспоминание... всех о православии подвизавшихся... яко защитников и пособников онагои потому в неделю Православия при торжественном архиерейском богослужении возглашает вечную память, между прочим, и пострадавшим и убиенным в различных походах за православную веру и отечество князем, боярам, христолюбивому воинству 641 . Но и кроме сего раз в год совершаемого церковного чествования защитников Церкви, для православных данной поместной Церкви естественно желание особо помолиться о своих соотечественниках, за православную веру в их общей родине подвизавшихся. Этому желанию и может служить особый чин поминовения о православных воинах и о всех за веру и отечество на брани убиенных, издаваемый отдельной брошюрой. Чин этот – обычная панихида. Но в тексте ектейных прошений и возгласов имя рек заменено общей формулой, канон же взят из последования на исход души и прекрасно приспособлен к данному случаю 642 . 29 августа, для какового дня назначается этот чин, он безусловно не может быть совершаем, как стоящий в полном противоречии с торжественностью службы этого дня 643 . Но в другое время этот прекрасный чин не следовало бы забывать, в частности, его прилично бы совершать в субботу Димитриевскую, которая и установлена прежде всего для поминовения воинов, погибших на Куликовом поле.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Таким образом, «православным следует знать и твердо помнить (а духовенство должно обстоятельно и подробно это разъяснять), что в ДВЕ ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ, преимущественно пред всеми другими случаями поминовения усопших, ИХ ДОЛГ МОЛИТЬСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО О ВСЕХ ОТ ВЕКА УСОПШИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАНАХ, чтобы, исполняя заповедь Церкви и поддерживая ее установление, тем самым, говоря мирским языком, как бы гарантировать сохранение этого святого установления “в долготу дней” [Пс. 92 :5], обеспечить поминовение наших любимых усопших до скончания века, и как бы внести некоторый залог в сокровищницу Церкви в счет поминовения и нас самих в века последующие» с. 41] . Традиция предварять наступление поста совершением особого поминовения усопших – довольно древняя. Так, в Иерусалимском Уставе уже в VII веке поминовение усопших совершали в сырную субботу. Впоследствии эта идея была воспринята в Константинополе, но так как здесь день сырной субботы уже был «занят» памятью всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (современная служба сырной субботы), то заупокойная служба была смещена на неделю раньше и закреплена за субботой мясопустной. В результате мясопустная суббота как день особого поминовения усопших в константинопольской традиции начинает отмечаться только в монастырских Уставах IX века (до этого данная суббота была обычным днем). При этом в Уставе Великой церкви такой памяти нет вообще, во всех рукописях здесь указаны только рядовые чтения субботы мясопустной; видимо, в главном патриаршем соборе с его торжественными богослужениями заупокойное последование было неуместно. Однако в студийских Типиконах особая память субботы мясопустной отмечается с самых ранних редакций (она есть в Студийско-Алексиевском Типиконе). Затем заупокойное богослужение мясопустной субботы постепенно проникает в другие Уставы и окончательно закрепляется в XI веке. Современный канон, находящийся в Триоди в службе данной субботы, составлен преподобным Феодором Студитом . Правда, И.А. Карабинов считает, что сам преподобный Феодор свой канон предназначал для службы Троицкой субботы, тогда как изначально в службе субботы мясопустной употреблялся другой канон, составленный другим песнописцем IX века – святым Климентом. В каноне Климента много говорится об ужасах смертного часа и Страшного Суда, то есть этот канон тематически соответствовал субботе мясопустной как дню, предшествующему Неделе о Страшном Суде. Однако впоследствии канон Климента был опущен, а в службу субботы мясопустной перенесен из Троицкой субботы канон преподобного Феодора с. 53] .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Присовокупляю и сие. По благословению правящего Владимир[ской] Епархией Преосв[ященного] Епископа Онисима в соборной Церкви г. Коврова мною было принято участие в богослужении в следующее время. 1-е в день чествования Иконы Б[ожией] М[атери] Казанской (22 Окт[ября]), затем – на другой день (в Дмитриевскую родительск[ую] и на третий день в Воскресенье. И во все сии дни при богослуж[ении] на заздравных ектениях нами было произносимо вместе с другими и имя Ваш[его] Преосвящ[енства], чем приглашались верующие возносить свои молитвы о Вашем драгоценном здравии, что мы, впрочем, совершали и до сего, и исполнем, и будем продолжать и после оного. Владыко! Там же (в Коврове) Ваше письмо читали о[тец] протоиерей Владимир Спиридонов с протопопицей, и нами оно же (В[аше] письмо) было зачитано некоторым из членов Вашей бывш[ей] Ковровской паствы. И ото всех и всюду мы слышим пожелания Вам здравия и долгоденствия... что и буди, буди! Впрочем, испрашивая благословения на продолжение своего пребывания в Средней Азии, – пребываю Вашего Преосвященства нижайший послушник заштатный диакон Иаков. 5/ХII–55 г. Адрес свой не проставляю, потому что здесь нахожусь временно. Д. 11. Л. 36–37 об. Подлинник. Автограф. 8. 27 марта 1956 г. Преосвященнейший Владыко, Благослови! Сегодня, т. е. 27/III–56 г., нам были доставлены рукописи о. Серафима, которые представил лично сам их владелец Иван Яковлевич Додонов, у которого они сохранялись 25 лет. Хотя я о них и слыхал от самого отца Якубовича, но, увидев оные (рукописи), я буквально был поражен величием материала и высотой его содержания. Да, действительно! В этом море духовной мудрости только под силу разобраться человеку (да одному ли?), имеющему великий ум и отличные богословские познания. Значит, для науки они (рукописи) не потеряны. Из них будут черпать уроки для ума и души целые поколения. А посему имя о. Серафима золотыми буквами будет записано на страницы всемирной истории. Пройдут годы, протекут веки, промчатся тысячелетия, а память о нем будет хранить благодарное потомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В Иерусалимском уставе была дополнительно подчеркнута связь богослужения Великой субботы с обычной воскресной службой посредством уподобления первой, то есть пасхального бдения, второй, то есть обычному бдению под воскресенье. Основными признаками такого уподобления стали: 1) прибавление к концу литургии Великой субботы молитвы благословения хлеба и вина, как на обычном бдении (но без пшеницы и елея - ради поста 6 ), а также «великого чтения» - продолжительного чтения, во время которого благословенные хлеб и вино, собственно, и должны вкушаться (в Великую субботу таким чтением служат Деяния свв. апостолов; чтения других воскресений года и бденных праздников давно вышли из реальной практики), и 2) дополнение вечерни Великой субботы «квази»-утреней - так называемой пасхальной полунощницей. Пасхальная «полунощница» (правильное наименование этой службы - паннихис) содержит обычное начало (с Трисвятого), 50-й псалом, канон Великой субботы, Трисвятое, воскресный тропарь 2-го гласа, ектению и отпуст. При этом канон, согласно уставу, должен исполняться, по сути, по уставу канона утрени (но не повечерия, молебна или чего бы то ни было еще): с катавасией, на 14 и даже с библейскими песнями (ср. указание Типикона: со стихами песней ); на каноне должно читаться слово свт. Епифания Кипрского, удивительное по свое красоте. Богослужебный устав Русской Церкви предписывает начинать вечерню и литургию Великой субботы «о часе десятом», то есть около 17.00-18.00. Тем самым, литургия Великой субботы - это, согласно уставу, самая поздняя литургия в году 7 .Этот факт, как и общий порядок службы Великой субботы: 1) вечерня - 2) литургия - 3) благословение хлебов и великое чтение - 4) паннихис (т. е. как бы утреня), свидетельствуют о том, что Типикон все еще помнит, что вечерня и литургия Великой субботы - это пасхальное бдение. Однако современная практика совершения богослужения в Великую субботу несколько отступает от указаний Типикона: благословение хлебов и великое чтение не следуют одно за другим, а разделяются многочасовым промежутком, так что вечерня, литургия и благословение хлебов бывают утром, а великое чтение и паннихис - вечером, причем паннихис («пасхальная полунощница») не закрывает собой службу, а, напротив, открывает ее - после пасхальной полунощницы сразу следуют крестный ход, Светлая заутреня и ночная литургия Пасхи.

http://bogoslov.ru/article/399377

Прокимны при первых двух группах паримий выбраны так же, как и в Константинополе, почти в последовательном порядке псалмов, но тенденции контантинопольских прокимнов, вероятно, имеющих в виду персидскую войну Ираклия, в них не заметно, хотя некоторые из них, как будто, намекают на это 22 . Почему вторая седмица так обильно наделена была в Иерусалиме паримиями, сказать трудно: быть может, это стоит в какой-нибудь связи с обстоятельствами посещения Ираклием по окончании персидской войны св. города и возвращения при этом Св. Древа: последнее водворено было Ираклием на прежнее место 21 марта (среда 5 седм. поста) 630 г. 23 Наконец, 4-ю группу паримий составляют чтения для оглашенных, которые указываются лекционариями в том же составе и порядке, как и у св. Кирилла 24 : в парижской рукописи они помещены отдельно группой пред чтениями 40-цы, в бодлеянской – распределены по средам (кроме 2-ой седм.), в нынешней системе чтений армянской церкви они полагаются по понедельникам, вторникам и четвергам 40-цы (кроме опять-таки 2-ой седм.). Паримиями пятницы 6-ой седмицы лекционарии заключают чтения 40-цы: Лазареву субботу они называют шестым днем пред (ветхозаветной – бодл.) Пасхой. В этот день они согласно с Эферией указывают богослужение в Вифании (бодл. – в 10-м ч.) и назначают для него – Пс. 29:4 : Господи возвел еси от ада душу мою, спасл еси мя от нисходящих в ров: 1Сол. 4:12–17 (наш субботний заупокойн. Апостол), аллилуиа Пс. 39 : Терпя потерпех Господа, Евангелие – лишь: Ин. 11:55 – 12:11 ; т.е. только древнее зачало при возвещении Пасхи, о предшествующем же чтении – Ин. 11:1–45 , как это было в IV в., лекционарии не говорят. Чтения в неделю Ваий: на литургии в Константиновой базилике – Пс. 97:8 : Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются: Еф. 1:3–10 , аллил. Пс. 98:1 : Господь воцарися, да гневаются людие: Мф. 21:1–11 , в 9-м ч. того же дня указывается процессия с вайями на Елеонскую гору, где бывает служба, состоящая лишь из псалмов и молитв до 10-го (бодл. 11-го) ч., а после этого процессия возвращается в храм Воскресения с пением Благословен грядый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Отв. 40. Исходя из неправильного воззрения мирян на панихиду или литию над коливом, митр. Иоасаф в своем решении, конечно, прав. Но если иметь в виду символическое значение колива, то правильнее совершать это действие именно над могилою. Так, по крайней мере, отчасти дается понять в одном из постановлений Большого Московского Собора (См. у Никольского, К. Т, цитов. изд., стр. 747 и 752). Отв. 41. Затронутый здесь вопрос многократно и с различных сторон обсуждался и в нашей церковно-практической литературе и собственно в применении к теоретической точке зрения, какую и имеет в виду настоящий ответ, – решался на тех же основаниях (Ср. – диак. В. Руднева – «Ответы на некоторые вопросы о почивших младенцах» в Душепол. Чт 1865, I, стр. 202–214; свящ. Н. Богословского – «К вопросу о поминовении усопших» – в Церк. Вестн. 1883, стр. 728; А. Н. – «Вопрос и ответ относительно заупокойного моления о почивших младенцах» в Казанск. Епарх. Ведом, 1871, 12, 365–369; Мф. С. – «Решение некот. вопросов касат. почивших младенцев», в Ру ков. для сел. паст. 1884, II, стр. 515–550; З. – «В дополн. к вопросу о заупокойн. молении об усопших крещенных младенцах» – ibid., 1885, III, 177–178; – В. Лакербая – «Должно ли молиться об усопших крещенных младенцах» – ibid., стр. 166–177. Отв. 42. Обстоятельную речь о преисподниках или, так называемых, «вуркулаках» см. у проф. Павлова, Номок. при Требн., М. 1897, 145–151 (по поводу 21 статьи). С своей стороны, несколько исторических данных по этому веровании греков мы имеем сообщить в особом обзоре письменных памятников, связанных с представлением о «вуркулаках». Отв. 43. В прежнее время весьма широко практиковался (и в Греческой и в Русской церкви) обычай при приближении смертного часа принимать пострижете в монашество, и кажется, это в особенности было развито в высших классах общества. Вероятно, подобные частые случаи и вызвали настоящий вопрос Георгия Дразина, – вызвали, конечно, в виду того представления, что чин пострижения в монашество по своему содержанию в особенности предполагается совершаемым в храме. О том, как при подобном условии совершать пострижете (- νδειν ε τ γιον σχμα), имеется наставление в правилах, напр., Никифора Исповедника. (См. Pitra, Juris eccl. hist. et monum, II, pag. 330, reg. 35). По всей вероятности сюда же относится и другое приписываемое ему же правило: « Π ς πρεσβτεροε ξουσαν χει γιον σχμα δοναι, ν [ σι] πστοι». (Ibid., pag. 334, κεφ. 66).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010