Сергиев Посад. 1894. С. 86–176; Строев П.М. Словарь библиографический и черновые материалы словаря//Сб. ОРЯ и С. Имп. АН. Спб, 1882. Т. 29. С. 16. 121 Христианство: энциклопед. словарь. М., 1995. Т. 2. С. 431; Религиоведение: энциклопед. словарь. М., 2006. С. 781–783. 126 Орлов С.Н. Археологические исследования на территории бывшего Антониева монастыря в Новгороде//Новгородский край. Л., 1984. С. 152–156. 128 Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеке православного Востока. Киев. 1895. Т. 1, ч. 1. С. XXX. О Федоре Студите и Студийском Уставе более подробно будет рассмотрено при изложении строительной деятельности Антония. 132 Впервые эту версию высказал В.Д. Сарабьянов в книге «Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде» (М., 2002. С. 8–10), но в дальнейшем он откорректировал данную версию, предположив, «что Антоний был одним из первых монахов-миссионеров, посланных в Новгород из Киева и продолжавших исполнять свое послушание, оставаясь в юрисдикции киевского митрополита». При этом исследователь не исключает чужеземного, скорее всего, греческого происхождения Антония (см.: Сарабьянов В.Д. Монашеская тема во фресках собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде//Византийский мир : искусство Константинополя и национальные традиции: к 200-летию христианства. М., 2005. С. 338–341). 133 Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония римлянина новгородского чудотворца//НЕВ. 1897. 12. С. 771–773. Текст Жития напечатан по хранившемуся в Антониевом монастыре списку. В списке Жития XVII в. из Чудовского собрания (ГИМ) речь свт. Никиты, обращенная к посадничьим детям, передается так: «.чада мае, послушайте мене, есть бо в отечествии вашем селцо близ во отечествии града рекомое Волховской, Бог изволи и Пресвятая богородица воздвигнути на месте том храму Пречистыя богородици честнаго и славнаго ея Рождества, и устроити обители странным сим преподобным Антонием, и возлется молитва к господу о сретении душ ваших и воспомяновение будет родителям вашим.».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

перев. П. Николаева. Москва, 1900 г.), 3) на «Философию права» проф. Б.Н. Чичерина (Москва, 1900 г., кн. 3-я, гл. И-я), 4.) отчасти на нашу статью в «Христианск. Чтении»: «К вопросу о нравственной статистике и свободе человеческой воли» (1897 г., апрель), 5) на книгу Астафъева П.Е. «К вопросу о свободе воли» (М., 1889 г.); чит. «3-й выпуск» «Трудов Московского Психологического общества», «0 свободе воли» (М., 1890 г.); 6) отчасти на «Лекции по Введению в круг богословских наук» архим. (после еписк.) Михаила (Грибановского ); Казань, 1899 г. стр. 209 и след. и на друг. сочин. 14 «Обзор русской духовной литературы», цитов. изд., стр. 441 (здесь есть и другме сведения о переводчике). 17 См. в «Энциклопед. Словаре·» Брокгауза-Ефрона, XIII полут. 1892 г., Спб., стр. 172; также в «Истории новой философии» Фалькенберга (русск. изд. 1894 г., Спб.), стр. 263 и в друг. сочин 18 «Духовные школы в России до реформы 1808 года». Сочин. П. В. Знаменного. Казань, 1881 г., стр. 754–755. 19 См. в «Энциклопед. Слов.» Брокгауза-Ефрона, XV полут., 1892 г., Спб., стр. 279–280. Чит. о нем в особенности в цитов. труде Luthardt " а: G. d. chr. Eth. " Zw.Hlft. Leipz. 1893, S. 412–420, a об его «moralischen Vorlesungen», в частности, S. 416. Чит. и друг. источн. 20 Здесь он «сильно читался, начиная с 70-х годов» X40;VII-ro «и до 20-х годов» XIX-ro века (Энц. Слов. Брок.– Ефр. 1. cit., стр. 280. Тут-же см. и о других русск. Переводах сочинений Геллерта). 21 См. о Шуберте, напр., у Wuttke («Handbuch der christlichen Sittenlehre», 2 Aufl., Erster Band; Berlin, 1864, S. 257), y Schmid " a («Christlichen Sittenlehre», Stuttgart, 1861, S. 100) и друг. 22 См. о Фергюсон, напр., в цит. соч. Luthardt’a, (tom. cit., S. 455, § о «морали английского деизма и утилитаризма»), в цит. соч. Фалъкенберга: стр. 189 и у друг. 23 Об этике Меланхтона см. нашу статью в «Хр. Чт.» (1897 г., Май): «К характеристике наиболее существенных особенностей нравственного мировоззрения Филиппа Меланхтона (по поводу исполнившегося 400-летия со дня его рождения)» 24 О Бенед.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Парфененков В. О. К историографии трудов Кирика Новгородца/ О. Парфененков//Петербургские чтения-97: Петербург и Россия: (материалы энциклопед. б-ки «Санкт-Петербург-2003»). СПб., 1997. С.384–396. Парфененков В. О. Кирик-Новгородец –древнерусский ученый/В. О. Парфененков.//Петербургские чтения-96: (материалы энциклопед. б-ки «Санкт-Петербург-2003») СПб., 1996. С. 343–346. Пашков А. М. От заблуждений к правильной оценке творчества Кирика Новгородца/А. М. Пашков, Р. А. Симонов//Вопросы истории естествознания и техники. 1986. 4. С. 92–94. Пашков А. М. Кирик Новгородец в письмах Н. В. Степанова к А. А. Шахматову/А. М. Пашков, Р. А. Симонов//Историкоматематические исследования. М., 1987. Вып. 19. С. 311–324. Пиотровская Е. К. Кирик Новгородец/Е. К. Пиотровская//Словарь книжников и книжности Древней Руси: XI –первая половина XIV в. Л., 1987. С. 215–217. Пиотровская Е. К. «Летописец вскоре» константинопольского патриарха Никифора и «Учение о числах» Кирика Новгородца/Е. К. Пиотровская//Византийские очерки. М., 1977. С. 216–224. Пиотровская Е. К. Кирик/Е. К. Пиотровская//Литература Древней Руси: биобиблиограф. слов./под ред. О. В. Творогова. М., 1996. Пиотровская Е. К. Об одном списке «Учения о числах» Кирика Новгородца и собрания архива ЛОИИ СССР АН СССР/Е. К. Пиотровская//Труды Отдела древнерусской литературы/Ин-т рус. лит. АН СССР. Л., 1985. Т. XL. С. 379–384. Пихоя Р. Г. Опыт изучения ранних новгородских памятников церковного права (Правило «Аще двоеженец» и «Вопрошание Кириково»/Р. Г. Пихоя//Вспомогательные исторические дисциплины. Свердловск, 1973. Т. 1. С. 9–16. Пихоя Р. Г. Церковь в Древней Руси (конец X –перв. пол. XIII в.). Древнерусское покаянное право как исторический источник: автореф. дис. ... канд. ист. наук/Р. Г. Пихоя. Свердловск, 1974. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.)/Подскальски Г. СПб., 1996. С. 306–310, 374. Позоровский Д. И. О старинном русском счислении часов/Д. И. Позоровский.//Труды второго археологического съезда. СПб., 1881. Вып. 2. С. 165.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Отличаясь храбростью, он не был безумно отважен, не бросался в неравный бой, не тратил сил напрасно, а с расчетливым мужеством отражал врага: сначала он нападал на менее опасного противника, что­бы заставить трепетать и храбрейших неприятелей. Огромный поэтический талант доставил ему, «сыну невольницы» высокую честь быть в числе семи славнейших поэтов, произведения которых были вывешены в Каабе. В своей поэме он воспевает любовь к Абле, своей возлюбленной, которая, будучи близкой его родственницей, отдала поэту свою руку за его рыцарскую храбрость и геройские подвиги в битвах родного племени. В своих рыцарских подвигах он мог соперни­чать с знаменитым Амруль-Кайсом и кончил жизнь в преклонной старости от раны стрелой. Впоследствии его героическая личность по­служила неизвестному автору сюжетом для романа «Сират Антарат альбаттал» т. е. приключения бойца Антары. В романе Антара являет­ся рыцарем-певцом, защитником и поклонником женщины, и мстителем за кровь родных. (См. Энциклопед. словарь, составл. русскими учеными и литераторами. С.-Петербург, 1862. Том 4, стр. 510–511. Энциклопед. Словарь, издан. под ред. пр. И. Е. Андреевского. Т. 1. С.-Петербург, 1890 г. стр. 827). 244 В настоящее время многие даже бедные бедуины имеют ружье и запас пуль. Хаджии рассказывают, что все одеяние бедуина не превышает по стоимости пяти рублей, а ружье и до 50 зарядов в патронташе стоит не менее 50 рублей. 253 В описании путешествия по Востоку и Святой Земле Великого Князя Николая Николаевича в 1872 г. рассказывается, что бедуины во время междоусобиц или воинственных игр, садят в украшенную шелковыми материями и богатыми чепраками и укрепленную на горбах верблюда лодку самую красивую девушку, около которой и происходит самая ожесточенная драка, возбуждаемая воинственными криками девуш­ки. Кто овладеет верблюдом и лодкой, тот считается победителем, и все племя его становится участником победы. (См. Рус. Вестн. 1876 г. 8, стр. 716). Читать далее Источник: Издание Сыр-Дарьинского Областного Статистического Комитета. Ташкент. Тип. при канц. Турк. Г. Губернатора. 1910. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Однако характер и стиль церковного служения определялся целым набором куда более прозаических факторов, связанных, в том числе, с правовым положением и статусом священника. Формально требовалось «прославление Триединого Бога и ревностное назидание гласом Церкви всех православных христиан в истине веры и чистоте жизни» 111 , фактически же духовенство оставалось «служилым» в самом что ни на есть мелочном смысле этого слова. Более того, обязанности священнослужителей расширялись и усложнялись на типично чиновничий манер. Параллельно шла неуклонная бюрократизация внутрицерковной жизни. К середине XIX в. были фактически узаконены антиканонические явления: покончено с выборностью клира и епископата, автономностью прихода. Ликвидировались также элементы самоуправления, сузились полномочия церковного суда. Вместе с тем, начиная с периода «торжества православия» во времена Николая I духовенство неизменно оставалось поразительно бесправным. В сравнении с ним даже крестьянство существенно возвысило свой правовой статус после 1861 г. Но нужны ли были формальные правовые гарантии сословию, чей общественный статус ограждался и поддерживался верой и властью? Оказывается, что в новых условиях бесправие духовенства порождало не только беззаконие, но и безверие. В ходе Великих реформ на плечи духовенства так или иначе легла задача «адаптации» народа к новым социоэкономическим реалиям. Из простого исполнителя треб и проповедника кротости священник должен был превратиться в деятельного, но бескорыстного просветителя, способного развить «умственные и духовные способности прихожан». Попечительско-контролирующие функции государства и помещиков переместились в церковное ведомство. Однако эволюция социоправового положения самого духовенства происходила при этом крайне медленно. Сами священники недоумевали по этому поводу. «И странно, непонятно странно, от чего это происходит, что, когда все у нас, так или иначе, идет вперед, одно духовенство стоит неподвижно, точно Китайская монархия; во второй половине XIX века в нем те же уставы, тот же порядок, то же управление, что были в XVII, XVI и далее веках?» – вопрошали отдельные из них 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоялось заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, по итогам работы за 2011 год 21 декабря 2011 г. 19:01 16 декабря 2011 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, посвященное подведению итогов работы Совета в 2011 году. Заседание возглавил председатель Научно-редакционного совета, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . В заседании приняли участие заместитель председателя Научно-редакционного совета, заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игумен Евфимий (Моисеев), заместитель председателя Научно-редакционного совета, профессор Института мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ РАН), доктор филологических наук М.И. Щербакова; ответственный секретарь, сотрудник коллегии научно-исследовательских проектов Издательского Совета С.В. Лизунов; научный секретарь, преподаватель Петрозаводского государственного университета Н.И. Соболев; члены Научно-редакционного совета: настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря игумения Вера (Ровчан); вице-президент Международного общества Ф.М. Достоевского, заместитель директора Российского гуманитарного научного фонда, доктор филологических наук, профессор В.Н. Захаров; доктор филологических наук В.В. Каширина; эксперты Научно-редакционного совета: ведущий сотрудник Российского государственного архива древних актов Е.Н. Горбатов; преподаватель Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), кандидат филологических наук Е.В. Никольский; исследователь-архивист, секретарь Московского генеалогического общества А.Е. Лукьянова; исследователь-архивист А.Н. Свирин; исследователь-архивист Н.Б. Чуткова; редактор томов издания И.В. Судникова; дизайнер-полиграфист А.Г. Ярославцев; старший библиограф В.В. Тарасов, а также руководитель Секретариата информационных технологий Издательского Совета Русской Православной Церкви С.В. Буянов и веб-программист С.А. Казарин.

http://patriarchia.ru/db/text/1845229.ht...

священник Алексий Мороз, Руководитель амбулаторного антинаркотического центра «Воскресение», к.п.н., член Союза писателей России, настоятель храма Успения Божией Матери, Новгородская область священник Валентин Жохов, Учредитель Душепопечительского центра во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны села Ромашково Московской области священник Даниил Сысоев, Настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской, преподаватель Николо-Перервинской духовной семинарии, г.Москва священник Максим Плетнёв, Руководитель реабилитационного центра в Мельничных Ручьях, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади г.Санкт-Петербурга священник Роман Тарасов , Руководитель отдела по работе с нарко- и алкогользависимыми лицами Уфимской и Стерлитамакской епархии священник Дионисий Долженко , Настоятель Михаило-Архангельского храма г.Бирск Уфимской и Стерлитамакской епархии Т.В.Адамова, Научный сотрудник Института реабилитации Национального научного центра наркологии, г.Москва И.А.Адливанкин, Руководитель миссионерского отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, психолог, г.Москва Е.С.Вишневский, Помощник президента Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, г.Москва Р.М.Гарипов, Президент регионального общественного фонда «Возрождение», г.Уфа, республика Башкортостан Т.Н.Дудко , Директор Института реабилитации Национального научного центра наркологии, д.м.н., проф., академик Российской академии естественных наук, академик Академии проблем безопасности обороны и правопорядка, г.Москва А.В.Желобанов, Специалист по биологической обратной связи, психолог, сотрудник Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, г.Москва Н.В.Каклюгин , Аспирант государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского, врач-психиатр, сотрудник научно-методического отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, г.Москва

http://pravoslavie.ru/36447.html

За богослужением пел хор храма под руководством Инны Самойловой. По окончании богослужения к собравшимся обратились митрополит Амвросий и епископ Мефодий. Епископ Мефодий вручил настоятелю Вознесенского храма и директору Центра помощи наркозависимым «Радуга» протоиерею Андрею Лазареву медаль Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению праведного Филарета Милостивого II степени. После богослужения на Вознесенской площади под открытым небом состоялось торжественное мероприятие, посвященное 10-летию Центра помощи наркозависимым «Радуга». Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, прихожане и гости стали участниками праздника. По случаю 10-летия со дня основания и во внимание к трудам на благо Центра помощи наркозависимым «Радуга» города Кимры сотрудникам центра были вручены Архиерейские благословенные грамоты. Затем состоялись концерт и спектакль, организованные силами выпускников центра. Участники спектакля в игровой форме рассказали о том, как ценности жизни возвращаются к человеку, проходящему реабилитацию. В рамках проекта «Летопись Верхневолжья» в этот день кимрские храмы посетили волонтеры епархиального Фонда восстановления порушенных святынь в честь благоверного князя Михаила Тверского. Директор фонда С.С. Корнилов и волонтеры по пути из Трубнева в Филиппово приехали в Кимры поздравить протоиерея Андрея и сотрудников центра «Радуга» с праздником. По окончании концерта для всех было организовано чаепитие с прихожанами и гостями прихода. В 2012 г. протоиерей Андрей Лазарев был назначен настоятелем храма Вознесения Господня и директором помощи Центра наркозависимым в городе Кимры. 25 февраля 2013 г. центр принял в программу реабилитации первых пациентов, а в мае был зарегистрирован в Минюсте как общественная организация с названием «Радуга». Подготовка к открытию центра длилась более 10 лет. В то время появилась острая необходимость в оказании помощи молодым людям, попавшим в беду наркозависимости. Более 10 лет отец Андрей сотрудничал с директором-основателем польского центра «Фамилия» доктором Анджеем Май-Маевским. 30 лет терапевтическое сообщество, созданное Май-Маевским, помогает молодежи вернуться к трезвой и здоровой жизни, год от года оттачивая эффективные методы реабилитации. В течение многих лет рождался международный проект «Фамилия» — «Радуга». Центр «Фамилия» проводил обучение и стажировку будущих сотрудников кимрского центра «Радуга». Результатом совместной работы стала программа реабилитации, основанная на многолетнем опыте успешной работы «Фамилии» и адаптированная для работы на православном приходе.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

м. «Ленинский проспект» 1-й вагон от центра, далее пешком в сторону Москвы реки, «Воробьевы горы» 1-й вагон от центра, далее пешком по Андреевской набережной в сторону центра «Вера как ценность в XXI веке: высшее образование в постсекулярном обществе» Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан Шестопал Алексей Викторович, Лозовая Ирина Евгеньевна Романченко Вера Юрьевна 31.01  13.00 Синодальная библиотека Московского Патриархата, Андреевский монастырь, Андреевская наб. 2; м. «Ленинский проспект» 1-й вагон от центра, далее пешком в сторону Москвы реки, «Воробьевы горы» 1-й вагон от центра, далее пешком по Андреевской набережной в сторону центра Дошкольное образование и воспитание в православной традиции прот. Димитрий Разинский, иер. Олег Оводков, Алексеева Алла Сергеевна, Гладких Любовь Петровна, Потаповская Ольга Михайловна Крячко Анастасия Алексеевна 1.02  10.30 Общеобразовательная школа Андреевского монастыря, Андреевская наб. 2; м. «Ленинский проспект» 1-й вагон от центра, далее пешком в сторону Москвы реки, «Воробьевы горы» 1-й вагон от центра, далее пешком по Андреевской набережной в сторону центра Конференция «Основы православной культуры в системе образования» Пресс-конференция «Курс «Основы православной культуры» и перспективы национального развития» Епископ Барнаульский и Алтайский Максим Бородина Алла Валентиновна Демкова Нелли Владимировна 31.01 10.30  1.02 11.00  Библиотека Русского зарубежья, ул. Н. Радищевская 2; м. «Таганская».     Семинар для учителей и руководителей образования «Основы православной культуры в системе образования» Бородина Алла Валентиновна Демкова Нелли Владимировна 01.02 14.30 Общеобразовательная школа 979, ул. Тамбовская, д. 10; м. «Красногвардейская», первый вагон из центра, выход к вещевому рынку, авт. 790, 755, 768 до ост. «Ул. Тамбовская». Конференция «Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» Митрополит Калужский и Боровский Климент Гребнев Леонид Сергеевич, Матросов Виктор Леонидович, Меньшиков Владимир Михайлович

http://moral.ru/2007/0130_Rozhd_chten.ht...

35. Мумриков О., свящ. Палитра теорий развития жизни: дискуссии и подходы к мировоззренческому осмыслению// - июля 2011 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/1842609.html 36. Мумриков О., свящ. Homo religiosus: осмысление некоторых аспектов современной социобиологии и психогенетики в контексте библейского богословия.//Сборник материалов XIII междисциплинарной конференции «Наука. Философия. Религия»: " Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий " г. Дубна, 20-21 октября 2010 г. – М.: Фонд Андрея Первозванного, 2011. - С. 183-190. 37. Мумриков О., свящ., Александр (Урбанович), иеродиак. Современные представления о пространстве и времени: естественно-апологетический аспект// - ноября 2011 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/2230131.html 38. Мумриков О., свящ. Библейский взгляд на феномен научно-технического прогресса: ноев ковчег или вавилонская башня? - ноября 2011 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/2246328.html 39. Мумриков О., свящ. Вопрос о множественности миров в контексте мировоззрения М.В. Ломоносова//Доклад на юбилейной конференции «Целостное мировоззрение ученого-христианина: вызовы современной эпохи и пути их преодоления: к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (1711-1765)», Свято-Троицкая Сергиева лавра, МДА:), 1-2 декабря 2011 г.: - декабря 2011 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/2288128.html 40. Мумриков О., свящ. Курсы повышения квалификации для преподавателей духовных школ при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия: неделя первая .  - февраля 2012 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/2429268.html 41. Мумриков О., свящ. Курсы повышения квалификации для преподавателей духовных школ при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия: неделя вторая, завершающая.  - февраля 2012 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/2438379.html

http://bogoslov.ru/person/278181

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010