Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАРИ [итал. Bari, лат. Barium], г. в Юж. Италии, адм. центр обл. Апулия, центр почитания свт. Николая , архиеп. Мирликийского. В наст. время в Б. находится кафедра архиеп-ства Б.-Битонто, архиепископ к-рого носит также титулы примаса Апулии, епископа Каносы и папского делегата базилики свт. Николая. Из 710 тыс. чел., проживающих в архиеп-стве, 600 тыс. исповедуют католичество (An. Pont. 2001. P. 82). История Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. В рим. время (завоеван в 317 г. до Р. Х.) Б. был известен как стратегически важная гавань на Адриатическом м., находясь на ответвлении Аппиевой дороги , соединявшей Рим с вост. провинциями империи. При имп. Нероне (54-68 гг. по Р. Х.) Б. получил статус муниципия. После падения Зап. Римской империи (476) Б. был завоеван остготами, но после 552 г. отошел к Византии. В силу соседства с горами Гаргано, где, по преданию, в кон. V в. произошло явление арх. Михаила, город пользовался известностью в христ. мире. В кон. VII в. присоединен к лангобардскому герц-ству Беневент. В состав Византии Б. вернулся при имп. Льве III Исавре (717-741), но вскоре восстал против его иконоборческой политики. Местный правитель Феодор провозгласил независимость от империи, и Б. стал прибежищем мн. противников иконоборчества, с к-рыми иногда связывают появление скальных церквей в окрестностях города. В кон. VIII в. Б. вновь вынужден был признать власть лангобардского герц-ства Беневент. Начавшаяся в это время стабилизация сельского хозяйства и морской торговли была прервана араб. нашествием. В 840 г. Б. выдержал натиск вторгшихся из Африки арабов, но уже в 847 г. был захвачен эмиром Хальфуном, основавшим в Б. независимый эмират и распространившим свою власть на обширную территорию. Вскоре после того как в 871 г. город был отвоеван у арабов франк.

http://pravenc.ru/text/77546.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «О благоукрасителях святых Божиих церквей...» (Телепрограмма, 01.10.05) (комментарий в русле истории) Феодоровская икона Божией Матери Из истории чудотворного образа Список Федоровской иконы Божией Матери, конец XVII в. Во время опустошения Русской земли татарами, под предводительством Батыя, был ими также разорен и Городец Волжский, где в храме находилась запрестольная икона Богородицы. По преданию, написан был образ св. апостолом и евангелистом Лукой. На этой иконе Богоматерь была изображена с Предвечным Младенцем на правой руке; правая нога Младенца была простерта и покрыта ризою Богоматери; левая согбена и обнажена по колено. На другой стороне образа изображена святая мученица Параскева-Пятница. В 1239 году 16-го августа брат св. великого князя Александра Невского Костромской князь Василий Ярославич, по прозванию Квашня (впоследствии – великий князь Владимирский), отправился на охоту в густой лес, находившийся в версте от Костромы. Во время охоты недалеко от князя пробежал какой-то зверь. Князь бросился преследовать его, заехал в чащу леса и, потеряв след зверя, остановился. Вдруг он увидел пред собою на дереве образ Богоматери. Пораженный этим видением, князь сошел с коня. Поняв, что эта икона явилась чудесно, хотел взять ее; но едва прикоснулся к ней, как икона поднялась на воздух. Князь, пав на колени, долго молился пред образом. Икона спустилась на прежнее место. Но едва князь опять протянул руку, как икона снова поднялась на воздух. Подлинник чудотворной Феодоровской иконы Боогородицы Князь Василий тотчас отправился в Кострому и известил о явлении иконы священнослужителей. Духовенство, облачась, с крестным ходом, в сопровождении множества народа торжественно отправились к месту явления иконы. Придя на указанное князем место, все увидели икону на сосновом дереве. После молитвы, священники с благоговением подошли к иконе, беспрепятственно взяли ее и отправились в город. Все жители города, оставшиеся дома, вышли на сретение Богоматери и с умилением припадали пред Нею. Икону поставили в соборном Успенском храме Костромы, в приделе Феодора Стратилата. На другой день к литургии в собор пришел князь Василий с боярами и вельможами. Жители, подойдя к князю, сказали ему: «Вчера, до отбытия твоего на охоту, мы видели, что эту самую икону нес по городу какой-то человек в богатой воинской одежде: он очень сходен со святым великомучеником Феодором Стратилатом, как изображается он на иконе». Вследствие чудесного видения, бывшего гражданам Костромы и еще потому, что икону поставили в приделе собора, выстроенном в честь святого великомученика Феодора Стратилата, святую икону, найденную князем, назвали Феодоровскою. Празднование ей было установлено в день чудесного обретения – 16 (29 н.ст.) августа.

http://sedmitza.ru/text/403371.html

16-е Празднование Феодоровской Костромской иконы Богородицы Феодоровская-костромская икона Богородицы называется Одигитрия. По сказанию предания она написана св. ев. Лукою, с начала XII века находилась в часовне вблизи города Кидекша. Псковский князь, Георгий Всеволодович, устрояя этот город, по желанию жителей, хотел перенести сюда образ. Но когда, по окончании молебного пения, приступили взять образ: то не могли сдвинуть с места. Князь заключил, что Богоматери угодно своею иконою здесь пребывать и он в 1164 году основал обитель, известную ныне под именем Городецкой-Феодоровской, по имени Городца, города Нижегородской губернии, и храма во имя Феодора Стратилата. В соборном храме этого монастыря, до разорения Городца в 1238 году татарами при Батые, Феодоровская икона находилась запрестольною. В 1239 году, августа 16 дня, костромской князь Василий Георгиевич Квашня был на охоте. Вблизи того места, где стоял князь с небольшою свитою, пробежал зверь: князь погнался за ним; заехал в чащу леса и вдруг прямо пред собою увидел на сосновом дереве икону Богоматери; изумленный видением, князь сошел с коня и хотел взять икону; но она поднялась на воздух. Князь повергся на колена и долго молился пред явленною иконою. Она спустилась на прежнее место. Князь немедленно отправился в Кострому и возвестил о чудесной иконе протоиерею и священникам, в присутствии множества граждан. Духовные в священных одеждах, с иконами, крестами, кадилами и свечами, по указанию князя, отправились к месту явления, воспевая молебные пения. Пришедши на указанное князем место, действительно все увидели икону Богоматери на сосновом дереве. Совершив пред нею молебное пение, все пали пред нею на колена. Восстав от земли, священники приступили к иконе, невозбранно взяли ее на руки свои и отправились в город. Жители города вышли навстречу Богоматери и с умилением припадали пред нею. Икона внесена была в соборный костромской храм. Слух о явлении и перенесении в Кострому иконы Богоматери разнесся по окрестностям города и отовсюду стеклись бесчисленные толпы народа на поклонение ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (комментарий в цифрах и фактах) Владимирская икона Почитание Владимирской иконы в XII–XX вв. Фрагмент статьи из т. IX «Православной Энциклопедии», Москва. 2005 г. В описании изложенного в сказании XII в. чуда троекратного схождения Владимирской иконы со своего места в храме Вышгорода отражена идея составителей сказания о перенесении иконы в Северо-Вост. Русь по желанию Пресв. Богородицы. Это чудо свидетельствует так-же о том, что икона была выносной (запрестольной, с изначальным изображением на др. стороне). В Вышгороде у иконы еще не было имени; кн. Андрей не знал о ее чудесах. Прославление образа, совершавшего чудеса на пути из Киева, началось во Владимире по инициативе кн. Андрея и клира Успенского собора, пришедшего с князем из Вышгорода. Существует предположение, что Владимирская икона была списком с чтимой константинопольской иконы из базилики при имп. дворце во Влахернах. О. Е. Этингоф полагает, что прославление Владимирской иконы на Руси было связано с почитанием Влахернской иконы Божией Матери (типа «Умиление»; см. ст. Влахерны) и культом влахернских Богородичных реликвий (Этингоф. С. 127–156). Согласно летописям и сказанию XII в., во Владимире икону носили в крестных ходах и омывали св. водой, получавшей целительную силу, что, как предполагает Этингоф, также связано с «ритуалами Влахернского святилища», где в «часовне источника» была мраморная статуя Богоматери, «из рук которой истекала вода» (Там же. С. 143). Омовение чудотворных икон, восходящее к чину омовения св. мощей и Нерукотворного образа Спасителя в Великий пост, на Руси XII в., вероятно, было соединено с чином малого освящения воды. Омовение Владимирской иконы заключалось в обтирании ее золотого оклада губкой, смоченной св. водой.

http://sedmitza.ru/text/415982.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконопись НЯМЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 26 июня), чудотворный процессионный, запрестольный двусторонний образ (на обороте - вмч. Георгий Победоносец) XIV в., один из древнейших в Румынии «О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ» композиция, иллюстрирующая песнопение Октоиха (богородичен седален 8-го ласа в воскресенье на утрене по 2-й кафизме) ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ (По плоти обрезание Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа)], праздник, отмечаемый на 8-й день по Рождестве Христовом ОВИНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, происходящий из Паисиева галичского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы «ОДИГИТРИЯ» [Путеводительница], чудотворная икона К-поля; распространенный в многочисленных вариантах иконографический тип, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом на руках ОЛЕГ (ЛЕОНТИЙ) РОМАНОВИЧ (кон. 50-х гг. XIII в.- кон. XIII или нач. XIV в. (?)), прп., вел. кн. Черниговский и Брянский (пам. 20 сент., в Соборе святых Брянской митрополии, и в Соборе Волынских святых) ОЛИМП [Олимпан] (I в. по Р. Х.), ап. от 70, ученик ап. Петра (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 нояб. и 30 июня - в Соборе св. апостолов) ОЛИСЕЙ ГРЕЧИН (Гречин Петрович, в иночестве Савва; † 15.03. 1230?), новгородский художник, политический и церковный деятель ОНИСИМ (кон. I - нач. II в. по Р. Х.), апостол от 70, ученик ап. Павла, сщмч. (пам. 15 февр., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70) ОНИСИМ (XIII-XVI вв.?), прп. (пам. 21 июля, 4 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе Всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник ОНИСИФОР (2-я пол. XI в.- 1-я пол. XII в.), прп. (пам. 9 нояб., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, иером., исповедник

http://pravenc.ru/rubrics/123174_24.html

Период третий. От возвращения Почаевской Лавры на лоно православия (1831 г.) до наших времен «Взбранной Воеводе, избравшей гору Почаевскую в место селения своего, похвальная восписуем ти, рабы твои, Богородица, яко от, лет древних прославила еси место сие Богоносное, явлением цельбоносная стопы Твоей и Твоего Божественного образа чудоденствием; темже, яко избавльшая иногда обитель Твою от нашествия агарянского, от всяких нас бед и напастей свобода, да всегда Твоей помощью избавляемые, из глубины душевные вопием Ти: Радуйся похвало Почаевская, надежда наша и утешение». (Из рукописного акафиста в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской). 9-го октября, 1831 года, накануне святых мученик Евлампия и Евлампии, возсияла 1) новая благодатная заря в лавре Почаевской. В этот день православные служили первое водоосвящение с вечерней в большой лаврской Успенской церкви по возвращении лавры на лоно православия и потом первый торжественный православный молебен пред чудотворным ликом Почасвской иконы Божией Матери. На другой день, в том же храме, совершена была первая, по возсоединении, православная обедня в лавре, а с тем вместе и св. икона ее и все имущество обители возвратились в недра Церкви православной, как ее исконная и неотъемлемая собственность и достояние 2). 1) Евлампий значит Благосветлый, а Евлампия–Благосветлая. 2) Рассказывают, что еще в мае 1831 г. в лавре Почаевской, во время утрени, послышатся однажды необыкновенный гром, подобный пушечному выстрелу, которого грохот и гул разнесся мгновенно в Успенском соборе по сводам зданий и монастырским корридорам. Это произошло от того, что Как значится в описи, составленной православными приемщиками лавры (в числе которых, между прочим, был и кременецкий протоиерей Григорий Рафальский, впоследствии Антоний митрополит новгородский и с.– петербургский), св. икона Почаевская была принята православными в углублении того же запрестольного униатского киота, в котором она была поставлена униатами в 1791 году, в медной посеребренной, узорчатой доске и в ризе из крупного и мелкого жемчуга, с двумя золотыми венцами на Спасителе и Богоматери, украшенными рубинами и алмазами (должно быть, теми самыми, которыми св. икона была коронована в 1773 году 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

§ II. Успенский собор построен был первоначально в XIII веке в княжение Василия Ярославовича Костромского; но неоднократные пожары и переделки совершенно изменили его первоначальный вид; даже кладка его стен, насколько можем судить о том по нашим наблюдениям и впечатлениям, вынесенным из осмотра его подвалов, носит на себе следы позднейшего времени. Предметов отдаленной старины сохранилось в этом соборе немного. Находящаяся здесь чудотворная икона Федоровской Божьей матери представляет важнейший и древнейший памятник не только Успенского собора, но и всей Костромы (табл. XXXIII). Явление её относится к XIII в. и соединяется то с именем костромского князя Василия Ярославовича Квашни, брата Св. Александра Невского, сына Ярослава Всеволодовича, то с именем Василия Георгиевича, сына Юрия Ярославовича. Год явления в точности неизвестен. Неопределенность показаний первоисточников по этому предмету замечена уже давно и в XVIII в. она была удовлетворительно разъяснена в том смысле, что наименование князя в рукописях Василием Георгиевичем есть явная ошибка, непримиримая с течением исторических событий, и что вместо него нужно читать «Василий Ярославич» (род. 1241 г.); а явление чудотворной иконы следует относить не к 1239 году, а к концу 50-х годов или даже к 60-м г.г. XIII в. 32 . Икона мерой 1 аршин 2½ вершка, в ширину 12 вершков украшена массивной золотой ризой и имеет рукоять, указывающую на то, что в Городце – первоначальном месте её нахождения, она была запрестольной иконой. Краски иконы сильно потемнели, повреждены и исправлены неоднократно. Точных снимков с этой иконы нет. Находящиеся у нас под руками снимки с неё без металлической ризы – один изготовленный лет 15 тому назад г. Поспеловым, другой г. Кларком по копии, сделанной художником Полторацким по поручению Комитета попечительства о русской иконописи, 33 не внушают особенного доверия к себе, они значительно различаются между собой, и это тем более неизбежно, что г. Полторацкий копировал лик Богоматери с оригинальной чудотворной иконы, а доличное с другой иконы Фёдоровской Богоматери, подаренной Государем Михаилом Фёдоровичем в Костромской Успенский собор (табл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Санкт-Петербург. Церковь Петра и Павла. Церковь Петра и Павла при РГПУ им. А.И. Герцена Карта и ближайшие объекты Крест, установленный на крыше, хорошо различим с обеих сторон Гороховой улицы, фасад украшают 10 полуколонн с коринфскими капителями. Звон колоколов перед богослужением приглашает студентов, преподавателей университета и прихожан на совместную молитву. Вопрос об устроении церкви был поставлен сразу после переезда на Гороховую. В рапорте на Высочайшее имя ноября 1820 г. почетный опекун А.И. Нелидов сообщает, что священник Федор Измаилов " ...изъявил желание занять сие место, с тем, чтобы сверх священнических его обязанностей употребить себя и в классических занятиях с воспитанниками сего училища по распоряжению директора " . Далее, из рапорта видно, что директор Жоффре, испытав способности священника в области преподавания Закона Божия, согласился на его кандидатуру. Таким образом, вопрос о священнике и законоучителе был решен. В 1821 г. завершилась и постройка храма: во имя св. апостола Павла (небесного покровителя покойного супруга вдовствующей Императрицы), по проекту ученика А. Воронихина Петра Плавова, который служил архитектором учреждений Марии Феодоровны. 19 февраля храм освятил наместник лавры архимандрит Товия. " Продолговатая комната, пред которой была большая рекреационная зала, в третьем этаже дома по Гороховой улице, с 4 окнами на правой стороне, послужила для помещения церкви. На западной стороне ее находятся хоры, поддерживаемые 4 деревянными колоннами, а полукруглый деревянный оштукатуренный свод ее завершается под железной крышей дома. Престол и жертвенник - деревянные; антиминс священнодействован и подписан митрополитом Михаилом. Запрестольная икона - Распятие Иисуса Христа - писана на холсте глухонемым воспитанником Степаном Сергеевым в 1822 г.; другим воспитанником, Ивашецким, писана в том же году икона Рождества у жертвенника. Алтарь отделялся деревянным одноярусным иконостасом, в котором было 4 иконы: Спасителя, Божией Матери, ап. Павла и св. Александра Невского. На царских вратах - Благовещение и 4 евангелиста; на боковых - Архангелы Михаил и Гавриил; вверху - Тайная Вечеря. Все эти иконы писал художник Васильев (академик А.А. Васильев) " .

http://sobory.ru/article/?object=60336

Данилово. Церковь Михаила Архангела (строящаяся). Церковь. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Архитектор:И.П. Канаев Ссылки:   Адрес: Московская область, Пушкинский район, д. Данилово Координаты: 56.176139, 37.93403 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Общиной храма Спаса Нерукотворного усадьбы «Мураново» им. Ф.И. Тютчева в настоящее время в деревне Данилово Ашукинского муниципального образования строится храм святого Архангела Божия Михаила, одного из покровителей русского воинства. Исторически достоверно, что подобный храм находился в деревне Данилово с XVI века и определенное время являлся подворьем Чудова Кафедрального Кремлевского монастыря г. Москвы. Планируется построить храм, воспроизводящий формы разрушенного в 1929 году собора Чудова монастыря в Московском Кремле. К настоящему времени выстроена только звонница. 7.11.2016 http://muranovo.ru/ Строящаяся церковь Архангела Михаила расположена у дороги, проходящей через деревню Данилово. Село Даниловское (нынешняя деревня Данилово) известно с XIV века как центр волости Бели, входившей в Радонежское княжество. Оно впервые упомянуто в духовной грамоте Иоанна Калиты в 1335 году. В начале XV века село стало вотчиной кремлёвского Чудова монастыря (монастырь был основан в 1365 году Московским митрополитом Алексием), и здесь было устроено монастырское подворье с церковью во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех (празднование 19 сентября). В 1720 году по прошению архимандрита Чудова монастыря на месте прежней сильно обветшавшей церкви была возведена новая деревянная церковь Архистратига Михаила. Приход её вначале ограничивался только самим селом. Но к середине XVIII века, после того как сгорели церкви в соседнем селе Рахманове, часть деревень Рахмановского прихода была приписана к Даниловскому. В их числе были деревня Подвязново, а также сельцо Мураново и деревня Гришино, принадлежавшие Михаилу Ивановичу Оболенскому. По описи 1778 года, в церкви было много древних сосудов и икон. Среди последних выделялись: запрестольный образ Богоматери, образ Спасителя и храмовая икона Архангела Михаила. В 1764 году вышел государственный манифест " О секуляризации монастырских земель " . Согласно манифесту, подворье Чудова монастыря было упразднено, а Михайловская церковь стала приходским храмом и просуществовала почти 20 лет. По архивным документам можно проследить, как в течение длительного временни небольшой приход и его прихожане всячески хотели подновить и отремонтировать свой храм. Но... На протяжении многих лет в консисторию поступали прошения от прихожан дозволить " под фундамент подвести венец, также крышу перекрыть и стену обшить тёсом " . На что последовал ответ: " Починку в той церкви не дозволять, а священника, если пожелает, определить в монастырь " .

http://sobory.ru/article/?object=41901

Луга. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при бывшей 24-й Артиллерийской бригаде. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь была построена по образцовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх.Ф.М. Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917 г. было выстроено не менее 56 таких церквей. Данный храм для 24-й Артиллерийской бригады, расквартированной в Луге, был заложен в июле 1902 г., в течении двух лет выстроен и торжественно освящён 19 декабря 1904 г. настоятелем Спасо-Преображенского всей Гвардии собора прот. Владимиром Краснопольским, в сослужении настоятеля Лужского Екатерининского собора прот. Анатолия Остроумова и других священнослужителей. На колокольне храма находились 8 колоколов, отлитых на заводе Орлова в Санкт-Петербурге, самый большой из которых весил 100 пудов 8 фунтов (1,64 тонны). В резном дубовом иконостасе, увенчанном иконой Тайной вечери, были помещены иконы Спасителя, Божией Матери, Покров Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила. Запрестольным образом служила икона Воскресения Христова. Бывший командир 24-й Артиллерийской бригады генерал-майор Е.Г. Прежбяно пожертвовал в храм сребропозлащенный напрестольный крест, стоимостью 400 рублей (огромные по тем временам деньги). С 28.11.1904 г. по 10.02.1924 г. (фактически - до конца 1923 г.) настоятелем бригадной церкви являлся протоиерей Феодор Феодорович Забелин (1868-1949). Церковь была закрыта в 1923 г., обезглавлена и обращена в клуб артиллерийского полка, расквартированного в казармах бывшей Артиллерийской бригады. В 1970-е годы данная территория была передана от Министерства Обороны городу под гражданское строительство. В послевоенные годы храм и расположенное рядом с ним здание бывшего офицерского собрания были соединены поперечной одноэтажной перемычкой. В настоящее время в обезображенном снаружи и полностью перестроенном изнутри здании бывшей церкви расположен спортивный зал " СПАРТАК " Лужской детско-юношеской школы. Старая фотография церкви была приведена в справочнике " Земля Невская Православная " , СПб, 2006, с.258.

http://sobory.ru/article/?object=08367

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010