Сортировать по Исключить новости Анатомия счастья Кто такие «нищие духом»? 18 августа, 2014 Кто такие «нищие духом»? Чему нас учат заповеди блаженства? В начале Своего служения Иисус Христос произнес очень важную проповедь, которая именуется «нагорной».Христос произнес ее, взойдя на гору (Мф. 5, 1) — то есть обратился к людям с вершины холма. Центральной частью «нагорной проповеди» стали заповеди блаженства. В ближайших номерах наш постоянный автор, священник Василий Куценко будет размышлять о том, что же означают эти загадочные заповеди, как «расшифровываются» и какими путями реализуются – все в целом и каждая в отдельности. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф. 5, 3-11). Такой странный «тренинг» Когда говорят о заповедях Христовых, то обычно подразумевают именно заповеди блаженства. Но вот вопрос: ведь задолго до проповеди Христа были даны десять заповедей, зачем же понадобились новые? Дело в том, что заповеди блаженства не отменяют и не заменяют собой десять заповедей, данные через пророка Моисея на горе Синай. Сам Господь Иисус Христос говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я,но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 17-18). Но зачем все таки понадобились еще заповеди? Интересно, что заповеди блаженства очень сильно отличаются от заповедей Моисеевых. Я Господь Бог твой…, Не сотвори себе кумира…, Не кради…, Не убивай… — с одной стороны; и Блаженны нищие…, плачущие…, алчущие — с другой.Заповеди Моисеевы в большей степени говорят о том, что нельзя делать. Заповеди блаженства — о том, каким нужно быть. Поэтому можно сказать о том, что заповеди блаженства дополняют заповеди Моисея. Христос изображает нового человека и его состояние. Человека, который верует в Бога, не убивает, не крадет, не прелюбодействует. Заповеди блаженства — это откровение внутреннего, духовного состояния христианина.

http://pravmir.ru/anatomiya-schastya/

Евангельские заповеди блаженства Бог дал людям десять заповедей еще в ветхозаветные времена. Даны они были для того, чтобы оградить людей от зла, предупредить об опасности, которую несет грех. Господь Иисус Христос установил Новый Завет, дал нам евангельский закон, основой которого являются любовь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13, 34) и святость: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5, 48). Спаситель не отменил соблюдение десяти заповедей, но возвел людей на высший уровень духовной жизни. В Нагорной проповеди, рассказывая о том, как должен строить свою жизнь христианин, Спаситель дает девять заповедей блаженства. Эти заповеди говорят уже не о запрете греха, а о христианском совершенстве. Они рассказывают, как достигнуть блаженства, какие добродетели приближают человека к Богу, ибо только в Нем человек может найти истинную радость. Заповеди блаженства не только не отменяют десять заповедей Закона Божиего, но премудро дополняют их. Недостаточно просто не совершать греха или изгнать его из нашей души, покаявшись в нем. Нет, нужно, чтобы в нашей душе были противоположные грехам добродетели. Недостаточно не делать зла, нужно творить добро. Грехи создают стену между нами и Богом; когда стена разрушена, мы начинаем видеть Бога, но приблизить к Нему нас может только нравственная христианская жизнь. Вот девять заповедей, которые дал нам Спаситель как руководство к христианскому подвигу: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

http://pravoslavie.ru/104825.html

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение четвертой Заповеди Блаженства Четвертая заповедь Блаженства гласит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Матф.5:6 ). Слово «правда», по другим переводам «праведность», означает святость, богоподобность. А Бог и есть Наивысшая Святость. Текстовое пояснение заповеди: Блаженны – значит счастливы; алчущие обозначает голодные. Слово «жаждущие» имеет два смысловых значения: хотеть пить, то есть жаждать, стремиться утолить жажду; в переносном смысле сильно желать чего-либо. Слово «правда» имеет три смысловых значения: то же что и истина; порядок, основанный на справедливости и честности; то же, что и правота. По религиозным представлениям, праведником называется человек, живущий праведной жизнью, то есть благочестивый, безгрешный человек, жизнь которого основана на правде во втором смысловом значении этого слова. Иными словами, жизнь такого человека подчиняется религиозно-нравственным правилам и не нарушает порядок, основанный на справедливости, честности и заповедях Божиих. Такая жизнь и называется безгрешной или праведной. По религиозным толкованиям слово «правда», понимается как праведность и обозначает святость, богоподобность. О Законе Божием в Библии говорится «ибо все заповеди Твои праведны» ( Пс.118:172 ), то есть справедливы, верны, истинны, святы. Слово насытиться имеет четыре смысловых значения: наесться досыта; растворить в себе большое количество вещества; наполнить в большем количестве до предела что-либо; наполнить или снабдить что-либо в изобилии. Суммируя смысловые значения слов этой заповеди, можно сделать вывод о том, что в ней говорится следующее: «Будут счастливы желающие праведности, потому что они удовлетворят свое желание». В этой заповеди говорится о людях, которые усердно стремятся, как голодные к пище, как жаждущие к питью, к Богу. Они это делают для того, чтобы Бог научил их жить праведно и очистил от грехов, и желание таких людей исполнится. Очень часто для наглядности своей мысли Христос в своих словах прибегает к поясняющим примерам и сравнениям. Так и в четвертой заповеди Блаженства, людей, которые непреодолимо ищут правды Божьей, Христос сравнивает с алчущими и жаждущими. Известно, что люди, мучимые голодом и жаждой, с непреодолимой силой стремятся удовлетворить свои потребности. В этом сильном стремлении к удовлетворению потребности подобны те люди, которые стремятся к удовлетворению, но уже не физических, а духовных потребностей, выражающихся в познании Божественной Истины и в исполнении во всем Воли Божьей. Такие люди, которые служат Богу и станут блаженными, (то есть получат радость и счастье), так как они насытятся, (то есть будет удовлетворено их стремление к праведности).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

     – Владыко, продолжим наш разговор о заповедях блаженства. Четвертая заповедь блаженства звучит так: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся». Что такое алчба и жажда правды? – В этой заповеди Христос сопрягает понятия блаженства и правды. И правда выступает в качестве условия человеческого счастья. Правда – это верность человека завету с Богом. Ведь каждый из нас при крещении вступил в союз, или завет, с Богом. Те, кто стремятся жить по правде, на образном языке Библии именуются «алчущие и жаждущие правды». Жить по правде непросто, потому что в мире очень много лжи. Источник лжи – дьявол, о чем прямо говорит Господь: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). И всякий раз, когда мы умножаем ложь, говорим неправду или совершаем дела неправедные, то расширяем владения дьявола. Живя во лжи, человек не может быть счастливым, ибо не дьявол источник счастья. Путем неправды мы входим в сферу зла, а зло и счастье несовместимы. Заповеди блаженства свидетельствуют: не может быть счастья без правды, как не существует счастья с ложью. И потому всякая попытка устроить личную, семейную, общественную или государственную жизнь на началах лжи неминуемо приводит к поражению, разделению, болезни и страданию. Алчущими и жаждущими правды были все те, которые с самого начала пошли за Христом и не оставили Его до смерти. И сегодня жаждущими правды станут те, кто жаждет Христа, ибо Иисус есть вся полнота правды, вся Истина и весь порядок жизни, как Сам Он сказал о Себе: «Я есть путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6). – Пятая заповедь блаженства: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». Эта заповедь нам говорит, что надеждой на помилование Божие может быть оказание милости ближним? Что относится к делам милости? – Святые отцы учат, что самым чистым источником милости является сострадание. Сострадание – это милующее сердце. Совершая дела добра и помогая ближнему, мы обнаруживаем, что человек, в судьбе которого мы приняли участие, перестает быть для нас чужим, он входит в нашу жизнь. Отзывчивость, сострадание и добро, обращенные нами к другим людям, соединяют нас с ними. Сам Господь перечисляет дела милости, совершение которых вводит человека в Царство Божие: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35–36).

http://pravoslavie.ru/98266.html

О четвертой и пятой заповедях блаженства Радуйся, известный исполнителю заповедей Христовых! (Акафист Преподобному Сергию, Икос 6) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, в предшествующей беседе мы говорили, что главное внимание каждого христианина, стремящегося ко спасению, должно быть обращено на исполнение нравственного закона Божия, или, что то же, воли Божией. Не будем исполнять волю Божию – и молитва наша не доставит нам спасения; возгнушается бездушной молитвой Господь и не услышит нас. «Что вы Меня зовете «Господи, Господи», и не исполняете того, что Я повелеваю?» (см.: Лк. 6:46 ), – такое слово обращает Господь во Святом Евангелии Своем ко всем христианам. В прошлый раз мы говорили, что вся сущность нравственного христианского закона кратко изложена в девяти заповедях блаженства, которые Господь преподал в Своей Нагорной проповеди. Мы говорили, что для достижения блаженства необходимо иметь духовную нищету, сокрушаться и плакать о своих грехах, быть кротким и укрощать порочные движения гнева. И сегодня мы также побеседуем о заповедях блаженства – четвертой и пятой. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся ( Мф. 5:6 ). В этом изречении Господь говорит, что для достижения блаженства необходимо алкать и жаждать правды, то есть необходимо всей душой желать и искать своего оправдания пред Богом. Алкать и жаждать, то есть испытывать голод и жажду, – это неотъемлемая принадлежность нашей телесной жизни. Человек по телу не может оставаться живым, если не будет удовлетворять голода и жажды, если не будет есть и пить. Так и наша душа, чтобы жить духовной жизнью, имеет нужду в правде, должна стремиться к правде, любить правду, жить правдой. Что надо разуметь в данном случае под правдой? Правда есть исполнение воли Божией, постоянное хождение во свете лица Божия, хранение себя непорочным пред Богом и пред людьми, соделание себя не подлежащим обвинению на суде Божием, или, что то же, – праведным. Вначале Господь сотворил человека праведным и святым, и в таком невинном состоянии человек всегда ходил во свете лица Божия, во всем свято исполняя Его волю. Но через падение человек лишился этого невинного, святого состояния. По словам Премудрого, люди, согрешив, взыскали помыслов многих, обратили свои мысли и сердца от Бога к твари и через то предались беспечности и не радят о невинности. О том, что прежде составляло существенную потребность и естественное украшение человека, через падение он вовсе перестал заботиться, перестал жалеть об этом утраченном бесценном украшении своей души, по слову Писания: Когда нечестивый приидет во глубину зол, нерадит.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Скачать epub pdf Вторая заповедь блаженства «Блажени плачущии, яко тии утешатся» Поучение 1-e. Объяснение второй заповеди блаженства 1. Начав с того, с чего преимущественно и начать надлежало, т.е. с заповеди о смирении, Спаситель переходит к другой заповеди, кото­рая, кажется, противоречит мнению целой все­ленной. Ибо, тогда как все почитают радующихся блаженными, а плачущих несчастными, Он вместо первых называет блаженными после­дних, говоря: «блажени плачущии». 2. Но каких плачущих Господь ублажа­ет? И в чем состоит их утешение? а) Плач и сетование у людей происходят от различных причин. Плачет богатый, ког­да лишается своих сокровищ. Сетует честолю­бец, когда обходят его почестью. Сокрушается преданный удовольствиям и утехам мира, когда они отнимаются у него. Скорбит завистли­вый, когда видит счастье ближнего своего. Воз­дыхает злобный, когда не может отомстить врагу своему. Но не таких плачущих ублажа­ет Спаситель. Нет, плачущие и воздыхающие о предметах земных не только не заслужива­ют ублажения, но еще достойны осуждения. Ибо плач людей о предметах земных ясно по­казывает, что эти люди прикованы к земле всем существом своим, не знают иных благ, кроме благ земных, иных нужд, кроме нужд плоти, – они далеки от жизни Божией, от жиз­ни святой, истинно-христианской. Притом, плачущие о предметах земных, если не нахо­дят для себя утешения, неизбежно предаются унынию, малодушию, даже отчаянию; а при таком состоянии духа люди неспособны быва­ют ни к чему доброму и, доколи остаются в этом состоянии, они как бы мертвы душой. аа) Не тело наше, сотворенное из земли и имеющее возвратиться в землю, а главным образом душа бессмертная, созданная для вечного блаженства, должна быть предме­том наших забот и попечений. Прекрасна была душа человеческая в начале! Созданная по образу Божию, она носила в себе отпечаток совершенств Божеских. Правда, мир и радость обитали в ней. Но, увы! Грех исказил Богопо­добную душу нашу так, что едва сохранились в ней некоторые только черты образа Божия; он лишил нас благодатного общения с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сортировать по Исключить новости Плачущие — утешатся О второй заповеди блаженств 29 августа, 2014 О второй заповеди блаженств Заповеди блаженства можно сравнить с башней. У башни должно быть крепкое основание — фундамент, без которого она просто не выстоит. И чем глубже и основательнее башня укреплена, тем неприступнее она для врагов. Каждый следующий ярус башни имеет свою определенную функцию и назначение. Основанием, фундаментом всего является заповедь о духовной нищете. А следующим ярусом, стоящим прямо на фундаменте является заповедь о плаче. Слезы — от чего? Вторая заповедь блаженства обращена к плачущим: Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Эти слова звучат еще необычнее, чем слова о блаженстве нищих духом из первой заповеди. Сам собой возникает вопрос: разве слезы делают человека счастливым? Конечно, люди могут плакать и от радости. Но практически всегда и для всех, слезы  — это скорбь, а плач  —  очень тягостное состояние печали, невыносимой грусти. К тому же слезы и плач воспринимаются зачастую как что-то отрицательное, даже как проявление слабости и бездействия. Наверное, всем знакомы крылатые выражения: «сильные не плачут» и «слезами горю не поможешь». Но почему-то Христос объявляет блаженными именно плачущих. Может быть, христианин должен как можно больше плакать, чтобы стать блаженным? Или в этой заповеди говорится только о тех, кто плачет от радости? Чтобы понять смысл второй заповеди блаженства, нужно еще раз вернуться к первой заповеди. Нищета, о которой говорил Господь Иисус Христос, не означала фактической нищеты. Нищий духом может уповать лишь на милосердие Божие, на бескорыстный дар Бога. Поэтому и плачущий — не тот, кого довели до слез трудности, обиды или огорчения. Святой апостол Павел писал к христианам древнего Коринфа:  Я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога… Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие…  (2 Кор. 7, 9-11). Печаль и плач ради Бога, слезы покаяния  — вот что делает верующего блаженным, счастливым. И утешением для плачущих слезами покаяния будет прощение.

http://pravmir.ru/plachushhie-uteshatsya...

Скачать epub pdf Шестая заповедь блаженства «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» Поучение 1-e. Объяснение шестой заповеди блаженства 1. Для достижения вечного блаженства нам, братия, необходимо блюсти чистоту сердца. Первый человек, когда еще не согрешил и был в невинном состоянии, – имел правый ум и непорочное сердце, – беседовал с Богом и был в постоянном общении с Ним; Бог в Своих от­кровениях непосредственно сообщал человеку Свою волю. Но когда прародители преступи­ли заповедь Божию, грех растлил природу че­ловеческую. Чтобы достигнуть первобытной чистоты, совершенства и святости человеку предстоит усиленный труд, необходимо путем борьбы со страстями и наветами вражьими хра­нить себя от худых мыслей, желаний и дел. Сер­дце – корень всех желаний и деятельности че­ловека; от направления сердечного зависит ваше счастье или несчастье, блаженство или мучение. К чему человек стремится своим сер­дцем, в том и полагает цель жизни: «Идеже со­кровище ваше, ту и сердце ваше будет» ( Мф. 6, 21 ). 2. Чистота сердца имеет несколько степеней. а) На низшей степени чистота сердца со­стоит в простосердечии, когда христианин избегает лицемерия и коварства; он не обнару­живает притворно тех добрых сердечных рас­положений, каких у него в действительности и нет в душе, но так устрояет свою жизнь, что добрые дела его являются плодом сокровен­ных движений сердца. Чистосердечный хрис­тианин избегает суетной славы человеческой, которая может повредить искренности его по­буждений и возбудить в нем греховные движе­ния – дух самомнения и тщеславия. б) Находясь на высшей степени совер­шенства, чистый сердцем постоянно памя­тует о Боге, верой и любовью своей прилеп­ляется к Богу. Через духовное трезвение и постоянное бдение над самим собой он при помощи божественной благодати умерт­вил в себе всякое беззаконное желание, нечистые мысли и пристрастие к земному и чувственному. Трудно нам, немощным, сто­ять на высоте чистоты сердечной. Нас неред­ко обуревают страсти, подобно бушующим вол­нам морским, и возмущают внутренний мир наш. Человек, обуреваемый наплывом грехов­ных движений, изнемогает и совращается иногда с пути истины и добра. Жалок был бы человек, если бы он был предоставлен самому себе в борьбе с греховными навыками и нечис­тыми движениями. У христианина есть верная помощь: с чистосердечным сокрушением он исповедует свои духовные немощи Богу и в та­инстве покаяния получает всепрощение себе и ощущает после того в сердце своем сладость неизреченного Божия снисхождения: к нему возвращается тот мир совести и невинность духа, которые украшали его душу до времени увлечений и падений. Будем чаще обновлять свой дух очистительным действием спаситель­ного таинства покаяния, чтобы нам с Божией помощью возможно было безбоязненно совер­шать доброе течение жизни; упражнением же в благочестии и добродетели поддерживать чистоту сердца. «Чистыми называет Господь тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собой никакого лукавства», – говорит святой Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

11.02.2019 #нагорная проповедь Подпишитесь на наш Телеграм      × О том, как понимать и применять в жизни главную евангельскую проповедь – Нагорную проповедь Иисуса Христа – рассуждал в минувшую пятницу библеист Владимир Стрелов, ректор библейского колледжа «Наследие». Более 50 человек присутствовало виртуально на этой лекции, запись лекции в видеоформате скоро появится на нашем сайте в разделе Лекторий . Нагорная проповедь — это текст, без знания которого невозможно называть себя христианином. При этом, как ни парадоксально, многие совершенно в ней не ориентируются, а уж как использовать ее в повседневной жизни — этот вопрос может поставить в тупик и верующих со стажем. Мы ищем советов старцев, опытных духовников, — и проходим мимо слов гораздо более важных! По мнению многих, евангелист Матфей в Нагорной проповеди представил квинтэссенцию учения Иисуса. В структуре самого Евангелия она занимает то же место, что Десятословие в Пятикнижии (собственно, она даже названа Нагорной, подобно тому Откровению, что прозвучало с горы Синай). Открывается Нагорная проповедь блаженствами. Некоторые переводы вместо «блаженны» употребляют «счастливы», но блаженство – нечто большее, чем счастье. Счастье временно, зависит от обстоятельств. Блаженным можно быть, несмотря на обстоятельства. Счастливый человек может совсем не помышлять о Боге. Блаженство связано с твердой верой в то, что Богу угоден наш путь, Он его благословляет и пребывает вместе с нами. И все-таки невозможно быть блаженным и не быть счастливым! Блаженства можно понимать двояко: Как возвещение радости блаженства: отныне все, кому плохо, блаженны, потому что Бог о них вспомнил и посетил, и именно им уготовал Царство. Именно так они дошли до Луки – блаженны нищие, голодные, всеми ненавидимые (Лк 6:20-26). Как предписания, заповеди: будь таким, и ты наследуешь блаженство. Этот путь понимания ближе Матфею. Иногда очень важно взглянуть на блаженства именно как на возвещение радости. Когда нам самим плохо, или когда мы видим человека в беде и хотим его утешить, вернуть надежду, – такой взгляд очень помогает.

http://blog.predanie.ru/article/blazhens...

Зло В состоянии по сотворении человеческое естество было вовсе непричастно злу. В нем жило и действовало одно цельное добро. Никакого опытного понятия о зле человечество не имело. Оно знало только, что существует зло, что опытное познание зла пагубно для человечества (см. Быт. 2, 9, 17; 3, 2 ). Теоретическое, поверхностное познание о зле не могло иметь никакого вредного влияния на человеческое естество, как познание мертвое, равновесное незнанию в отношении к внутренней и внешней деятельности человека. Падение человека совершилось при посредстве деятельного опытного познания зла, падение человека заключается в деятельном опытном познании зла, в усвоении себе зла. Так, теоретическое познание о яде не причиняет смерти, напротив, предостерегает от нее, практическое познание яда, то есть вкушение его, приносить смерть. Какое отношение имеет обновленный человек ко злу? Он не может не иметь точного познания о зле. Но мы видели, что невинное естество человеческое в его состоянии по сотворении едва получило такое познание, как и погибло от него. Тем нужнее знать отношение естества обновленного к познанию зла. Отвечаем: чистота сердца – духовное состояние обновленного естества, названное в Евангелии блаженством, доставляющим человеку боговидение (см. Мф. 5, 8 ), является в душе после блаженства милости, проистекает из этого блаженства. Известно, что евангельские блаженства суть духовные состояния, открывающиеся в христианине от исполнения евангельских заповедей, что блаженства открываются одно вслед за другим, рождаясь одно от другого. По отвержении своей правды, как оскверненной злом, из среды плача о своем состоянии падения, из среды кротости – этого примирения ко всем скорбям, видимым и невидимым, – начинает ощущаться в душе алкание и жажда Правды Божией. Правда Божия обретается в милости, где Евангелие и повелевает искать ее. «Любите врагов ваших,» – говорит оно, – «благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010