Иоанн менюжский, 24 июня. Иоанн московский юродивый, 3 июля. Иоанн псковский, 24 окт. Иоанн ростовский, 3 сент. Иоанн суздальский епископ, 15 окт. Иоанн яренский, 3 июля. Иов почаевский, 28 окт. Иоасаф , митр. моск., 27 июля. Иоасаф псковский прап., 4 мая. Иона климецкий, 6 июня. Иона пермский епископ, 29 янв. Иона псковский, 29 мар. Иона соловецкий, 12 июня. Иосиф алавердский, 15 сент. Иосиф заоникиевский, 23 июня. Иосиф печерский, 28 авг. Иосиф грузин муч., 16 сент. Иулианиа , княгиня вяземская, 21 дек. Иулиания лазаревская, 2 янв. Калужской иконы Божией Матери, 8 сент. и 12 окт. Кассиан преподобный авнежский, 15 июня. Кассиан печерский, 28 авг. Кассиан угдицкий, 2 окт. Кассиан спасокаменский, † 1463. Кетевань , царица кахетинская, 13 сент. Киккской иконы Божией Матери, 26 дек. Киприан увотский юродивый, 2 окт. Киприан устюжский, 29 сент. Киприан стороженский на Ладожском озер. Кипрской иконы Божией Матери, 20 апр. и 9 июля. Кипяжской иконы Божией Матери, 20 апр. Кирилл Алйанов, 17 июня. Кирилл важский, 9 июня. Кирилл челнский, 8 дек. Кириак преподобный, 28 апр. Климент , еп. Белицы, 27 июля. Климент Алфанов и братья его, 17 июня. Колайцев 9 бр. мучч. грузин, 22 февр. Коломенской иконы Божией Матери, 9 июня. Константин косинский, 29 июля. Константин князь грузинский, 10 нояб. Константин князь аргветский, 2 окт. Коприй печенгский, 4 февр. Корнилий палеостровский, 21 авг. Корнилий переяславский, 22 июля. Корнилий псковский, 20 февр. Корнилий , ученик Александра свирского . Корсунской иконы Божией Матери, 9 окт. Косма пр. яхронский, 18 февр. Косма ученик Варлаама хутынского. Ксенофонт преподобный робейский, 28 июня. Купятицкой иконы Божией Матери, 15 нояб. Лаврентий калужский юродивый, 10 авг. Лаврентий затворник, 28 авг. Лазарь авва мурманский, 8 мар. Лазарь князь сербский, 15 июня. Левкий , преподобный волоколамский, 7 апр. Леонид преподобный устьнедумский, 17 июля. Леонид , ученик Александра свирского . Леонтий печерский, 28 авг. Лидской иконы Божией Матери, 27 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Перед кончиной за воскресной литургией И. З. причастился Св. Таин; несмотря на крайнее изнеможение, святой молился, преклонив колени. В келье он рассказал братии о чудесном обретении Заоникиевской иконы Божией Матери и о явлении ему святых. На следующий день, предчувствуя близкую смерть, старец завещал похоронить его в часовне; игум. Феодосий исполнил просьбу И. З. Место погребения святого в часовне оградили решеткой. Богомольцы, приходившие поклониться Заоникиевскому образу Божией Матери, служили у могилы И. З. панихиды, многие исцелялись от болезней. В 1716 г., вскоре после хиротонии в янв. этого года на Вологодскую кафедру Павла, строителем Заоникиевой пуст. был поставлен иером. Анастасий, к-рый возобновил часовню И. З. и повелел эконому Сергию записывать чудеса, происходившие у гроба преподобного или совершавшиеся по молитвам к нему (РГБ. Волог. 74. Л. 32-33 об. (чудеса 29-34), 82 об.- 90 об. (чудеса 35-43), 110-119 (служба И. З.), возможно, написаны Сергием). 2 июня 1717 г. обитель посетил еп. Павел, у гроба преподобного он молился о даровании дождя, поскольку в то лето стояла сильнейшая засуха. После молебна при сияющем солнце пролился обильный дождь. По благословению еп. Павла была совершена канонизация И. З. к местному почитанию. Епископ повелел вологодскому иконописцу свящ. Максиму Яковлеву написать «образ на плащанице преподобнаго Иосифа», а ярославскому иконописцу Тимофею сделать копию с Заоникиевской иконы Божией Матери с чудесами на полях «во уверение впред будущему христианскому роду и в похвалу Божия Матери и Ея служителю новому чудотворцу Иосифу» (РГБ. Вологод. 74. Л. 2). Образ преподобного был положен на его гробницу. 28 июля 1717 г., после откровения свыше одному из монахов, в старой кладовой нашли власяницу святого, к-рую впосл. хранили у раки и возлагали на больных (И. З. почитали как «новаго врача»; власяница была утрачена в нач. XIX в.). Первое время у могилы новопрославленного святого совершались панихиды (о чем свидетельствуют чудеса 1717-1719 гг.), а затем была составлена служба И. З. по образцу службы прп. Галактиону Вологодскому . В нояб. 1717 г. из Заоникиевой пуст. в Кириллов Белозерский мон-рь был послан эконом Сергий для сбора пожертвований на строительство каменного храма в пустыни. В Кирилловом мон-ре Сергий обнаружил рукопись, содержащую «Сказание о явлении иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». В монастырской больнице Сергий встретил иеросхим. Авраамия (в миру Афанасий Слеза), который рассказал, что 80 лет назад (т. е. в 40-х гг. XVII в.) он служил пономарем в Заоникиевой пуст. Схимник сообщил мон. Сергию некоторые подробности жизни И. З.

http://pravenc.ru/text/673669.html

Наибольшее количество чудес, совершавшихся по молитвам к И. З., датировано 1717 г. Так, 23 июня 1717 г., на праздник Владимирской иконы Божией Матери, во время крестного хода по близлежащим деревням мон. Сергий посетил настоятеля Ильинской ц. на Выгалове свящ. Полиевкта, который был тяжело болен «каменной болезнью». Монах утешил отчаявшихся родственников, рассказав им о чудесах, совершающихся в Заоникиевой пуст. Он предложил больному посетить пустынь. Священник, который уже лежал на смертном одре и не мог говорить, глазами выразил согласие. В рассказе о чуде (оно названо «изящным») сообщается, что через 2 дня иерей Полиевкт с крестным ходом пришел в пустынь, где «конечное целение получи». Чудо 24 Сергий сопроводил замечанием: «удивлению и памяти достойно». В нем повествуется об исцелении крестьянки Марии Зайцевой из дер. Ильинской Кубенской вол. Ослепнув, она не могла помогать своему мужу-пекарю, к-рый всякий раз укорял ее. Во время молитвы Марии явился старец с иконой в руках и благословил. Женщина стала различать окружающие предметы и отправилась в поле жать пшеницу. Однако здесь, будучи еще слабой после болезни, она на короткое время заснула и увидела себя в Заоникиевой пуст., где к ней подошел монах, «в мантию и куколь оболчен, высок видением, браду долгу зело, седу имея, в руках жезл держа», и исцелил ее. Нек-рые чудеса записаны исцелившимися собственноручно. 6 июня 1719 г. в Заоникиеву пуст. приезжала игум. вологодского Успенского Горнего мон-ря Афанасия (Блезнина), ее правая рука распухла и не двигалась. В часовне у гроба И. З. игумения исцелилась, о чем «исписала епистолию своею рукою» (РГБ. Волог. 74. Л. 94). Но были и противники почитания святого. Свящ. Василий, настоятель вологодской Преображенской ц. во Фрязинове, запрещал своим прихожанам ходить на богомолье в Заоникиеву пуст. Когда однажды священник по своему обыкновению начал хулить И. З., то внезапно ослеп. Прихожане отвели его в храм, где он, покаявшись, прозрел. У иером. Иоасафа из вологодского Димитриева Прилуцкого монастыря , не верившего в чудеса святого, отнялись правая рука и нога. Рассказ о его исцелении написан от 1-го лица и завершается словами: «...и ныне вседушевно верую и проповедую истинно угодника Христова и подписуюсь своеручно» (РГБ. Волог. 100. Л. 61 об.).

http://pravenc.ru/text/673669.html

Моденская – в селе Косине время его путешествия по Европе и принесена им в приходскую церковь села Косина. Но по другому сказанию, более достоверному, известно, что эта икона пожертвована с. Косино императором Петром Великим. Когда Измайловский пруд и Яуза оказались тесны для флотилии, на которой отрок Пётр обучался морской службе, тогда он перенёс свою флотилию на Белое озеро в Косино, где она и оставалась до перенесения на Переяславское озеро. Благодарный за первую науку обоим озёрам, Пётр не забывал их и не один раз посещал Измайлово и Косино и в знак своего благоволения оставил Косинской церкви драгоценный дар – икону Божией Матери, именуемую Моденскою. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена стоящею с Предвечным Младенцем на левой руке. Спаситель обращён лицом к народу; правою рукою благословляет, а левою – держит свиток. Эта икона имеет 1 аршин 3 вершка вышины и 10/2 вершков ширины. Живопись на иконе древняя, итальянская, прекрасно сохранившаяся. Пресвятой Богородице угодно было прославить сию икону многими благодатными знамениями и чудесными исцелениями. Во время свирепствовавших в 1848 году эпидемических болезней в окрестных селениях и на фабриках много раз приносили из с. Косина чудотворную икону для общественного молебствия, и заступлением Владычицы мира болезни утихали и прекращались. 23.06. Заоникиевская Заоникиевская В 1588 году июня 23 явилась икона Владимирская в 12 верстах от Вологды. В честь сей иконы преподобный Иосиф на месте её явления построил храм и обитель. Эта пустынь названа Заоникиевскою, как говорит предание, потому, что в окрестном лесу жил разбойник Аника, отчего и самый лес назывался Аникиевским, а как пустынь находится за сим местом, то и названа Заоникиевскою, так же как икона, в ней пребывающая. 23.06. Владимирская Празднество сей иконе установлено в 1480 г. повелением великого князя Иоанна Васильевича III, по благословению митрополита Московского Терентия, в память внезапного удаления татар и освобождения России заступлением Богородицы от нашествия в 1480 году ордынского царя Ахмата. Подробные сведения находятся в описании 21 мая. 23.06. Владимирская – в Поречской Ордынской пустыни

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Не долго, впрочем, привелось ему с высоты архипастырской кафедры светить пастве светом своих добродетелей и назидать пасомых словом и житием. Только два года и две недели продолжалось его управление Вологодской епархией. Но и в это непродолжительное время своими отеческими заботами о благе пасомых, тихостью нрава и кротостью обращения, нелицеприятным правосудием, радушием и милосердием к бедным он снискал у всех великую любовь и уважение. Как истинный преемник служения апостольского, всю жизнь свою заботившийся только о славе Божией и о пользе ближних, св. Антоний в последний год своей жизни обрадован был чудесным явлением иконы Божией Матери в 14 верстах от Вологды, в Заоникиевской пустыни. Со слезами сердечной благодарности приемля явление св. иконы как знак особенного благоволения и милости Божией к пастве и пастырю, он приказал на месте явления святой иконы воздвигнуть храм и устроить монастырь во славу и честь Богоматери. Предвидя близость своей кончины, святитель поспешил устроить при новом каменном Софийском соборе придельный храм св. Иоанна Крестителя, который к своей радости и освятил 1 октября 1588 года. Еще при жизни своего учителя, прп. Герасима († 1554 г., 1 мая) св. Антоний был уже в летах совершенных и удостоен священного сана (что в тогдашнее время не могло быть ранее тридцатилетнего возраста), – следовательно в год освящения храма св. Иоанна Крестителя ему было уже более 60 лет от роду. Но в заботах о скорейшем устроении храма Господня он не обращал внимания на свое телесное здоровье, забывал свою старость и неразлучные с ней немощи, казался бодрым и деятельным, подавая собой пример другим. Вскоре после освящения храма святитель почувствовал в себе упадок сил, с каждым днем становился слабее и слабее и начал готовиться к смерти. Каждодневно он ходил в новоосвященный храм ко всем церковным службам и дома большую часть дня и ночи проводил в молитвах. По прошествии недели, когда здоровье его еще более расстроилось и он сильно изнемог, «в субботу на Божественной литургии во свою подобную одежду оболкся, – говорит современный списатель его жизни, – и всему священному собору мир и благословение подав и сам взя у них прощение, целовав святыя иконы и пред престолом Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во храме св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Игнатий, Иосиф Заоникиевский и Димитрий Прилуцкий; на ней серебряная риза, вес. 15 ф. 54 зол., сделана в 1802 году. 2) Св. Пророка Илии, с житием и чудесами (храмовая); риза на ней серебряная, местами золоченая, вес. 17 фунт. 30 зол., заведена в 1803 году; длина иконы 2 аршина, ширина 1 1/2 арш. Икона эта носит следы глубокой древности; надо полагать, что она была храмовою же и в той церкви, которая существовала до устроения настоящей; старинное письмо ее не отличается искусством. На южных дверях изображение Архангела Гавриила. 3) Сошествие Господа во ад, в серебряной ризе, вес. 16 фун. 50 зол., сделанной в 1803 году. 4) Св. Великомученика Димитрия Солунского. По левую сторону царских врат: 1) " Виленская " Божией Матери, в ризе, шитой по фольге мелким жемчугом; поля и венец серебряные, вес. 10 фун. 18 зол.; риза сделана в 1801 году. 2) Божией Матери " Неопалимая Купина " ; риза на ней шитая жемчугом по малиновому бархату; вокруг Богоматери восемь треугольников с изображениями символов Евангелистов и четырех ангелов, ангелы же в разных видах изображены на полях иконы; поля иконы обложены серебряною ризою, а треугольники сребропозлащеною; вес. 11 фун. 18 золотн.; вышина иконы 1 арш. 13 верш., ширина 1 1/2 арш.; писана по золоту; риза заведена в 1802 году, в 1896 году исправлена и перезолочена. В том же году была поновлена и самая икона, но лик Богоматери остался нетронутым. Эта икона, составляющая одну из главных святынь Кубенской церкви, принесена в село в 1696 году 8 мая из Вологды, по случаю бывшей в Кубенском в этом году моровой язвы. Об обстоятельствах принесения ее существует следующее сказание, записанное на особой доске, помещенной под иконою. " В лето бытия мира 7204-е, от рождества же по плоти Бога Слова 1696, месяца маия в 8 день, индикта 4, принесен бысть чудотворный образ Пречистыя Богородицы Неопалимыя Купины из города Вологды в село наше Ильинское, который написан в том городе Вологде по обещанию Ильинских поселян; ибо в сие лето вышеписанное в нашем селе Ильинском, грех ради наших, умножися на человецех смертоносная язва, скорчение жил и нетерпимое нытие костем, от которой неизцелимой в ногах болезни мнози померли.

http://sobory.ru/article/?object=22963

1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ) Иларион Амвросимов был крестьянином дер. Обухово, в 50 лет внезапно потерял зрение. Истратив немалые средства на лечение и не получив исцеления, он дал обет неукоснительно бывать на богослужении в храме по воскресным и праздничным дням. Во время воскресной литургии в ц. во имя свт. Василия Великого на р. Еде крестьянину явился мч. Косма Асийский (см. Косма и Дамиан , бессребреники, Асийские) и, сняв с Илариона нательный крест, благословил им его. По окончании службы Иларион, ведомый св. Космой, пришел на лесную поляну около дер. Лучниково. На следующий день крестьянин обрел здесь образ Пресв. Богородицы. Св. бессребреники Косма и Дамиан, явившиеся Илариону, повелели ему взять икону, как будто висевшую в воздухе. Иларион приложился к иконе и почувствовал себя исцеленным (явление иконы празднуется 23 июня). Тогда же он услышал повеление поставить крест на поляне. Иларион построил часовню, в к-рой поместил крест и икону, и остался жить неподалеку. Весть о чудотворном образе разнеслась по всей округе, первые 9 чудес совершились при жизни И. З. В 1588 г. по благословению свт. Антония , еп. Вологодского и Великопермского, игум. Песочного мон-ря Пимен и ключарь Софийского собора свящ. Иоанн Емельянов проверили показания свидетелей о чудесах, совершившихся у иконы. Во время работы комиссии исцелился новгородец Кондрат, бывший слепым ок. 7 лет. Близ часовни был построен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя прав. Алексия, человека Божия. В день освящения храма Иларион принял монашеский постриг. Вскоре вокруг святого собралась община. В «Сказании...» сообщается, что И. З., стараясь избежать почитания и славы, принял на себя подвиг юродства, ходил босым, под ветхой одеждой носил власяницу, за пазухой - камни, песок и землю, изнурял себя постом, ночи проводил в часовне в молитве перед явленным образом Пресв. Богородицы. Святой отказался от настоятельства, и 1-м игуменом Заоникиевой обители стал старец Силуан.

http://pravenc.ru/text/673669.html

Богослужебные церковные книги, как то: Апостол, минеи и триоди - все, печатанные в первой половине прошлого века, подписаны принадлежащими Свято-Успенскому Песочному монастырю, например, Апостол печати 1742 года подписан так: " сия книга Свято-Успенскаго Песочнаго монастыря " . В метрической книге, сохранившейся от 1780 года, деревни вновь учрежденного тогда Песошенского прихода имеют отметку: " бывшей вотчины Песочнаго монастыря " . В приходской часовне в деревне Бузакове сохранились запрестольные иконы, из которых на одной существует надпись: " написася сий святый крест лета семь тысяч (далее стерлось) го Августа 2-го дня во храм Пресвятыя Богородицы Песочнаго монастыря благословением игумена Феодосия сбратиею " . Когда был основан Песочный монастырь, об этом ни в приходе, ни в церковных архивах, ни в разных пересмотренных нами документах не сохранилось известия. Конечно, в монастыре существовали какие-нибудь записи об основании монастыря, но все они сгорели в последний пожар пред упразднением монастыря, если только не сгорели когда-нибудь ранее, что вполне возможно, потому что в старину пожары были не редки. Но что монастырь Песочный сравнительно древний, не может быть сомнения. В " Истории российской иерархии " Амвросия Песочный монастырь прямо назван " древним " , а в ряду игуменов Песочного монастыря по " спискам " Строева известен игумен Пимен от 1588 года, то есть времени царствования Феодора Иоанновича, сына Ивана Грозного. Это тот самый игумен Пимен, который, по древнему сказанию о Заоникиевской пустыни, в 1588 году, по распоряжению Вологодского епископа Антония был назначен вместе с некоторыми другими духовными лицами для исследования обстоятельств явления иконы Божией Матери, что в Заоникиевой обители, и чудотворений от нее. На основании этого известия можно заключить, что монастырь был основан не позже третьей четверти шестнадцатого века, потому что из строящейся или и вновь только устроенной малоизвестной обители едва ли бы послали игумена для упомянутого важного дела, да и ничто не может подтвердить того, что этот игумен Пимен был первым игуменом Песочного монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=39411

Крестьянин и крестьянка, страдавшие глазами, получили здоровье и ясное зрение от прикосновения к священной раке. Многие другие получали исцеления от разных болезней. – Новгородский митроп. Макарий свидетельствовал мощи праведника в 1610 г. и благословил перенести их в сам храм, в д. свят. Николая. Тогда же сочинена и служба блаженному Артемию. Праведный продолжал благотворить. Житель Холмогор Иларион доходил до отчаяния от скорби о потере зрения и хотел наложить на себя руки. В самый день памяти свят. Николая явился страждущему отрок с посохом в левой руке и с крестом в правой и, осеняя его крестом, сказал: «встань, исцеляет тебя Христос рукой раба Своего Артемия; иди в Верколу, приложись к его гробу и расскажи о всём священнику и крестьянам». Иларион исполнил приказание и прозрел. – Это было в 1623 г. Сын Мезенского воеводы Афанасия Пашкова также получил исцеление от Артемия и – признательный отец построил близ храма святителева храм в честь св. мученика, соименного праведному Артемию. Спустя 30 лет оба храма сгорели. – При царе Алексее Мих. дозволено было построить монастырь на том месте, где были обретены мощи, и в 1649 г. св. мощи перенесены были в обитель. По случаю пожаров три раза выносили их и из храма обители. В 1793 г. построен был каменный храм и освящён в честь праведного Артемия Веркольского. Память праведника чтится 23 июня и 20 октября 230 . † Память о преп. Иосифе Заоникиевском За 16 вёрст от Вологды и ближе к ней был некогда тёмный лес; в 2 вер. от нынешней Заоникиевой пустыни по этому лесу шла из Москвы большая Белозерская дорога. В этом лесу имела притон шайка разбойника Аники, грабившего и убивавшего людей на Белозерской дороге; знаменитый разбойник оставил своё имя лесу, где и ныне показывают могилу его 231 . В этом лесу июня 23-го 1588 г. явилась благочестивому Илариону Владимирская икона Божией Матери, исцелившая его от давней болезни. Благодарный Иларион принял иночество с именем Иосифа и на месте явления иконы основал обитель с храмом. Так место грабежей и разбоев Богоматерь освятила й Своим явлением с тем, чтобы населилось оно певцами славы Божией, день и, ночь воздыхающими о грехах и небесной отчизне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (Амвросимов Иларион; ок. 1530, дер. Обухово Вологодского у.- 21.09.1612, Заоникиева пуст. (близ совр. пос. Дубровское Вологодской обл.)), прп., Христа ради юродивый (пам. 21 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Заоникиевой пуст. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Сведения о святом сохранились в «Сказании о иконе Богоматери Заоникиевской», составленном в нач. XVIII в. Произведение состоит из нескольких частей: собственно «Сказания...», найденного экономом Заоникиевой пуст. Сергием в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре в 1717 г., «Слова на память преподобнаго отца нашего Иосифа, Иоаникиевскаго новаго чудотворца», составленного, возможно, при участии Сергия, и Повести о посещении Заоникиевой пуст. Вологодским еп. Павлом в 1717 г. Наиболее ранний список «Сказания...» (РГБ. Волог. 74) точно датирован: он содержит запись иерея Димитрия, в которой тот сообщает, что переписал текст в марте-апр. 1718 г. (Л. 82; свящ. Димитрий написал листы 3-31 об., 34-82). Список происходит из Заоникиевой пуст., о чем свидетельствуют владельческие записи на листах 119 об., 124 об. В рукопись вошли Повесть о посещении Заоникиевой пустыни Вологодским еп. Павлом (Л. 2) и «Сказание...» (Л. 3-9; нач.: «И зрети на образы подобия святых икон несумненною верою...»). К «Сказанию...» добавлены описания чудес, происходивших от Заоникиевской иконы Божией Матери (34 чуда (Л. 9-33 об.), изложение чудес начинается с 4-го чуда; по мнению А. Эббингхауса, первые 9 чудес воспроизводят запись XVI в.), а также записанные разными почерками в 1716-1729 гг. рассказы о чудесах, совершившихся по молитвам к И. З. (Л. 82 об.- 98; нумерация чудес не соответствует реальному количеству, случаются повторы, пропуски и т. д.); последнее чудо - «об исцелении крестьянок Анны дочери Максимовой и Евфросинии дочери Ивановой» датировано 1729 г.

http://pravenc.ru/text/673669.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010