Замок Фредериксборг. 1722 г. Замок Фредериксборг. 1722 г. В сер. XVII в. Д. включала Норвегию с принадлежавшими ей Исландией, Гренландией и Фарерскими о-вами и северогерм. герц-ства Шлезвиг и Гольштейн. В 1667 г. к Д. были присоединены графства Ольденбург и Дельменхорст, лены Свящ. Римской империи. К этому времени Д. потерпела ряд поражений в войнах со Швецией. После заключения в 1658 г. мира в Роскилле Д. потеряла владения на юге и юго-западе Скандинавского п-ова (Сконе, Блекинге, Халланд, норвежские области Бохуслен и Тронхейм, о-в Борнхольм). Зимой 1658/59 г. швед. кор. Карл Х Густав осадил Копенгаген, после чего в 1660 г. был заключен датско-швед. мирный договор, согласно к-рому Д. возвращались Тронхейм и Борнхольм. В сент. 1660 г. состоялось собрание сословий, последнее в истории Д., на котором присутствовали представители дворянства, бюргерства и духовенства. 13 окт. ригсрод постановил, что власть монарха является наследственной, в т. ч. по жен. линии. В 1661 г. представителями сословий и провинций был разработан и подписан «Акт самодержавного наследственного правления, или Акт суверенитета», одобренный впосл. сословными собраниями Норвегии, Исландии и Фарерских о-вов. Новый политический строй оформлялся особым актом - «Королевским законом» (Kongeloven), в к-ром утверждалось божественное право монарха на неограниченную власть. Монарх был обязан хранить верность Аугсбургскому исповеданию , поддерживать целостность королевства и лишался возможности изменять законодательство. Устанавливался строгий порядок престолонаследия, в случае несовершеннолетия монарха период регентства ограничивался достижением им 13-летнего возраста. В 1683 г. была завершена работа по составлению единого свода т. н. Датского закона (Danske Lov). В Северной войне (1700-1721) Д., стремившаяся вернуть утраченные владения, а также устранить угрозу со стороны герц. Гольштейн-Готторпского Фридриха IV, вместе с Россией и Саксонией образовала антишвед. союз - Северную лигу. После того как рус. войска под командованием Петра I разбили швед. армию под Полтавой, дат. войска в нояб. 1709 г. высадились в Сконе. Им удалось захватить Юж. Швецию, но они не смогли взять Мальмё и морскую крепость Карлскруну. В дек. 1712 г. дат. армия потерпела поражение в Мекленбурге (Германия). В 1720 г. был заключен Фредериксборгский мир между Швецией и Д. По условиям этого мира датчане должны были освободить герцогскую часть Гольштейна, сохранив герцогскую часть Шлезвига, к-рый целиком возвращался под власть дат. короны, но не в состав собственно Д.

http://pravenc.ru/text/171341.html

Замок осмыслялся также как эротический символ и своего рода «антисвятыня» («замком» называли порой женский половой орган, о месячных девушки говорили: «замки ослабели» и т. п.). Грызли, целовали замок, дотрагивались до него во время совершения обрядов, связанных с идеей сексуальности или кощунственного, ведовского поведения. «Мне беременеть, тебе прихоти носить», – говорила на Смоленщине невеста, грызя церковный замок, когда входила в церковь для свершения обряда венчания. Мотив запирания замка в заговорах непосредственно вытекает из его роли в обрядах охранительной магии. Характерны т. н. «закрепки» заговоров типа: «Земля – замок, ключ – небо»; «... а к этому моему слову небо и земля – ключ и замок; аминь», «Ключ да замок, аминь». Такие закрепки, как и образ железной либо каменной стены до неба, воплощали идею космического брака неба и Земли. Бросание замка в морскую пучину, в огненную реку, а также разлучение ключа и замка должны придать заговору особую действенность и незыблемость: «... Замок в небе, а ключ в море; замкнул и ключ в воду бросил!» Рекомендация замкнуть замок, а ключ утопить в воде встречается и в магических действиях. В некоторых случаях закрепка заговора перерастала в формулу невозможного, напр.: «К этому моему слову ключ и замок отношу я к Окиян-морю; есть на Окиян-море остров велик, на берегу лежит бел камень Алатырь; под камнем стоит живая щука, пожрет тот мой ключ и замок. Кто кругом Окиян-моря обойдет, кто около Окиян-моря песок вызоблет, кто из Окиян-моря воду выпьет, кто ту живую щуку добудет, ключ и замок мой достанет, – тот мой промысел попортит». Образ замка в заговорах близок образу камня, ср.: «К тем моим словам небо и земля, ключ и камень». Лит.: Познанский Н. Ф. Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Пг., 1917; Макаров Н. А. Магические обряды при сокрытии клада на Руси//Сов. археология. 1981. 4. А. Топорков Замолотки см.: Кондратьев день. Занавеска Запон, в женском народном костюме передник особого покроя, с рукавами или без них, с округлым или прямоугольным вырезом для шеи, с бочками и короткой спинкой, открытый ниже лопаток; носился с поневой или сарафаном; обычно праздничная одежда, украшенная ткаными вставками, кружевами, вышивкой. Занавесь кутная

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За все эти имения Яблоновский обязался уплатить 75,000 польских злотых, и креме того – принял на себя уплату долгов, простиравшихся на этих имениях до 165,000 польских злотых 277 . Последний владелец м. Ляховец из Яблоновских, князь Александр сын Иосифа, умер бездетным, и м. Ляховцы с др. имениями перешло в руки князей Сапег, из коих Лев Сапега в 1831 г. принимал участие в польском мятеже, а потому, после смерти княгини Анны Сапеги, имение это перешло в ведение Министерства Государственных Имуществ; затем – владельцем Ляховецких ферм на Леонцине стал бывший Начальник Волынской губернии Иван Владимирович Фон-Галлер. Из древностей в м. Ляховцах заслуживают внимания развалины замка – среди пруда, образовавшегося из р. Горыни. Полагают, что этот замок построен кем-либо из Сенютов, быв. владельцев Ляховецких, и притом православным представителем этого рода, так как в самом замке была некогда православная церковь . Прежде замок был деревянный. По преданию, строитель замка велел сначала сделать насыпь среди пруда, для чего употреблял, в качестве рабочих, пленных татар и турок, и эту работу производил в течение семи лет; затем – на этой насыпи он построил дерев. замок с дворцом и службами и обнёс всё это деревянным забором. Около 1745 г. князь Иосиф-Александр Яблоновский построил наместо деревянного каменный замок в виде пятиугольника. Стены каменные и кирпичные были толщиною в 1½ аршина. Замок этот был обведён водою и сначала было сообщение с местечком только на лодках, а потом были устроены подъёмный мост, и наконец – плотина и постоянный мост. В замке находилась огромная тронная зала, где могло поместиться до 400 человек. Замок этот особенно процветал при князе Иосифе-Александре Яблоновском, который, в расчёте на польскую корону, задавал здесь великолепные балы, привлекавшие множество польской аристократии. В этом замке в 1787 г. 14 марта княгиня Франциска из кн. Воронецких, вдова по князе Иосифе Яблоновском, вместе с сыном своим Николаем-Августом, принимала польского короля Станислава-Августа Понятовского, ехавшего в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Молитва взята из стихов царя Теймураза о мученичестве святой. 124 Молитва составлена самим автором этой книги. 125 5 июля по н. ст. Житие и страдание святого довольно пространно описаны Католикосом Виссарионом 126 Местечко Цхинвали находится при р. Большой Лиахви в Горийском уезде. В древности это был замечательный город, основанный грузинским царем Асфагуром (1705 - 1724гг.), затем Католикосом Антонием (1744 - 1788гг.) и многими другими лицами- Я пользовался творениями Католикосов Антония и Виссариона. 127 Эртацминда находится в Карталинии при реке Тедзами, название происходит от искаженного слова " эстатедминда " , то есть " святого Евстафия " , во имя которого освящен престол эртацминдского храма. 128 Цхиэртский замок находится в Карталинии, в княжестве Сабаратиано, расположен между притоками р. Куры, Тедэами и Кавтис-Хеви, на таком же расстоянии от Тифлиса, как и монастырь Кавтисхевский. Замок этот построен в древности грузинскими царями и известен в народном предании как замок царя Симеона Великого, потому что царь Симеон, постоянно воюя с турками, имел тут свою резиденцию. Замок этот до сего времени еще цел. Он построен на самом укрепленном месте, защищенном с трех сторон отвесными скалами и потому неприступном со всех сторон, кроме восточной. В этом замке, теперь совершенно пустом, есть церковь. Из гор подземными трубами в замок проведена ключевая вода. 129 Местечко Одзиси находится у истоков маленькой речки Квельтис-Цкали, впадающей в приток р. Куры - Алгет, а Квельта расположена при впадении упомянутой речки в Алгет. 130 См. Жизнеописания святых Грузинской Церкви, часть I, Житие и подвиги св. равноап. Нины, просветительницы Грузии. 131 Книга 2, куплеты 5 - 7. 132 Гостибские высоты находятся между реками Кавтис-Хеви и Тедзами. Местечко Квенадризи при р. Тедзами находилось напротив большой крепости Зеда-Дризи в Карталинии. 133 Долина Доэсская - это правая часть низменности, где протекает р. Тедзамис-Цкали, от Эртацминды до места впадения этой реки в Куру и вверх по течению Куры почти до г. Гори, по правому берегу. 134

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

—83— этого замка были, конечно, свидетелями многих лиц и событий. После князей Острожских, замок переходил от одного владельца к другому и выполнял разнообразное назначение. Достаточно указать, что в XIX веке здесь жил первый Волынский ( – после присоединения края к России – ) епископ, затем здесь помещались: уездный суд, дворянская опека, артиллерийский склад, тюрьма… С девяностых годов прошлого столетия замок стал необитаемым. Печально глядели наглухо заколоченный двери и окна. Точно связанный по рукам и ногам богатырь, мрачно высился на горе замок, виднелся издалека и как бы укорял за свою заброшенность и невнимание к его историческому прошлому… Недавно наступила новая полоса в его существовании. Братство имени князей Острожских получило замок в свое хозяйственное заведывание и решило устроить в нем музей, библиотеку, архив и зал для лекций, чтений и т.д. Мысль Братства удостоилась Высочайшего одобрения. Но прежде чем приспособлять замок для каких-либо целей, – надо его ремонтировать, привести в соответствующей его великому прошлому вид. Государь Император соизволил повелеть Удельному Ведомству отпустить лесные строительные материалы и 5.000 рублей. К этой Высочайшей жертве присоединились и другие пожертвования; на эти средства в течение двух лет (1912–1914) производились реставрационные работы. Верхний этаж был отделан весной 1914 года. Когда началась война, Братство решило устроить в замке лазарет; для осуществления этой цели Братству пришлось израсходовать почти все наличные суммы. Поэтому реставрация нижнего и среднего этажей замка приостановлена, так как приток пожертвований естественно должен был уменьшиться вследствие всепоглощающих интересов войны. 98 —84— Князья Острожские, как известно, любили строить церкви и монастыри. Во время их жизни и деятельности Острог имел (при небольшом количестве населения) более пяти церквей, из которых сохранилась лишь указанная выше Богоявленская церковь , да Пречистенская – XV века, обращенная в XVII веке в католический костел.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы нашли место, которое идеально подходит для монастыря. Это замок Зайфридсберг И наконец мы нашли такое место, которое идеально подходит для монастыря, потому что расположено в уединённом месте и окружено природой. Это замок Зайфридсберг. Теперь нам надо его выкупить. И тогда он будет монастырской собственностью. Первые упоминания о замке относятся к 1251 году. Его строителем был епископ Зигфрид III, граф фон Рехберг. Замок состоит из трехэтажного главного корпуса и бокового крыла. Главное здание и подъезд соединены стеной с черепичной крышей, образуя закрытый двор. В 1851 году перед дворцом был разбит лесоботанический парк, в котором высадили кустарники и деревья со всего мира, в том числе дерево гингко, известное своими целебными свойствами, секвойи, кусты рододендронов, которым сейчас более 100 лет, и они представляют собой настоящее чудо природы, когда цветут в мае-июне. Замок Зайфридсберг Замок удобно расположен в часе езды от Мюнхена, и число братии, надеемся, будет увеличиваться. Мы, наконец-то, сможем построить настоящий храм вместо домового, монашеский корпус для братии и гостиницу для паломников, устроить дополнительные мастерские, далее развивать наше производство. Мы также планируем разместить там епархиальный центр, центр для молодёжной миссионерской работы, образовательный центр для проведения курсов для священнослужителей. Как по финансам, так и с точки зрения огромных размеров самой территории и по части того, что необходимо сделать, ни наш монастырь, ни наша епархия никогда ещё не предпринимала такой крупный проект. Русская Зарубежная Церковь — совсем не богатая, мы продолжаем торговаться с хозяевами замка и прилетающей территории. Мы также учредили фонд, через который намереваемся привлекать средства на покупку и ремонт, который будет дорогим. Для проведения его нам, помимо специалистов, нужны будут и волонтёры. —  Какая сумма потребуется для покупки замка? — Примерно 2,5 млн. евро, ремонт обойдётся еще минимум в 1,5 млн. или даже больше. И только тогда мы сможем планировать переезд. Это будет непросто для монастыря.

http://ruskline.ru/opp/2022/02/10/episko...

И со дня его прибытия в Ливонию, эта страна, с ее народами и племенами, не знала мира, обагрялась кровью и была свидетельницею жестоких набегов и свирепых подвигов христиан-католиков против язычников и обратно язычников против христиан. Так продолжалось до тех пор, пока немецкое господство не было признано народами Ливонии и пока католичество не было принято и теми, кто не желал его принимать. В 1207 году послал епископ Альберт своих гонцов по всей Ливонии и Летигалии, с призывом всех, кто принял уже христианскую веру, к военному походу. И когда собралось большое войско, послал епископ аббата Теодориха и Энгельберта пробста (протоиерея), со всею дружиною и пилигримами, а также вместе с ними и братьев рыцарства Христова, для покорения селонов. Придя к Аскраду и перейдя чрез Двину, они нашли тела убитых перед тем летонов непогребенными; они давили их по дороге и в стройном порядке подошли к замку селонов. И осадили замок со всех сторон, где многих, находившихся внутри замка, переранили стрелами, а многих в деревнях взяли в плен, иных убили; нанесли дров и разложили большой огонь, день и ночь не давали покоя замку и тем навели страх на селонов. Тогда старшины селонов тайно обратились к войску и запросили мира. Но им сказали: «Буде вы желаете истинного мира, то откажитесь от служения идолам и примите истинного мироносца, который есть Христос, в свой замок, креститесь и немедленно же удалите из вашего замка летонов (литовцев), противников Христова имени». Эти условия мира были приняты, они обещали дать заложников, принять крещение, удалить летонов и быть во всем послушными христианам. По принятии от них мальчиков в заложники, войско прекратило военные действия. Аббат же и пробст и прочее духовенство вошли в замок, где приготовляли селонов к принятию крещения, окропили замок святою водою и на валу водрузили хоругвь пресвятой Девы Марии 34 . Итак, селонам-латышам было предложено одно из двух: или война или мир и крещение. После такой победы над латышами, жившими в Зельбурге 35 и в окрестностях его, немцы сочли благовременным наложить свою проповедническую руку и на латышей в Имере по реке Зедде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– «У той холодной церкви, в паперти, чулан казенной, замок весучей. У холодной церькви замок нутряной. Под тою, холодные церькви, папертию погреб соляной, з замком, а замок нутряной. У трапезы замок нутрянной». «Да в теплой церкви, в олтаре, две коробьи под книгами и под иною церьковною утварию, без замков; да в олтаре укропник медной, да ящик свечной. Да в ящике грамота Святейшего Никона Патриарха московского и всеа России, да старых митропольих три грамоты; да в дву свитках приказные отписи всякие монастырские писмянные крепости целы; да Государева жалованная грамота. «Да в посаде (т. е. городе Каргополе) двор монастырьской – изба; против тое избы клеть; посторонь избы горенка на столбах; да баня на том дворе; а живет Терешка Михайлов; да на том же дворе кладязь, воду черпают вопчи з Гаврилом, прозвищем Зятком». «Да в верх Чельмы реки, у Лексимозера, мельница – едне жерновы в мельнишном анбаре, да две ступы, шесть пестов, а оковы железные. Против мельнишново анбара кельишко. Да за монастырем скотцкой двор. А скота на том скотцком дворе четыре кобылы: две саврасы, бережы, третья – рыжа, под нею жеребенчок рыж, селеток, четвертая кобыла каря, четырех лет; да кобыла вороная, да мерин рыж, четырех лет, что Филофей положил те две лошади; да лошадь мерин рыж, что привел в монастырь Сидор старец, а в монастыре ево кормили. Да рогатово скота четырнацать коров дойных, да одинацать нетелей, да 3 быка; да четыре селетков; два бычка, да две телушки; да семь овец больших, осмой боран а под ними девятеро ягнят молодых селетков 352 . «А на монастыре поставлена келарская двойная: одна с печью, а другая белая. А против тое келарской сени рубленые надвое, в черную и в белую, двои двери на косяках, да в сени двери ж на косяках; да келья старая поповская, с сенми; да келья, с прилубом, что Филофей жил». «А за монастырем двор новой, изба новая поставлена двойная; а перед избою икон – два деисуса, да икона пядница Успение Пресвятыя Богородицы, да икона великомученика Георгия, да крест. – Да на дворе три хлева новых скотских, да сарай новой не покрыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь и у меня в доме есть свой уголочек для икон, а после прочтения книги «Новые чудеса святителя Николая» я купила маленький образок чудотворца Мирликийского: мой сынок хочет молиться ему, он тоже прочел со мной эту книгу. Может быть, мой рассказ покажется вам малозначительным, но только я уверена, что тогда святитель предостерег меня от ужасного шага: ведь продавать иконы, особенно наследственные, семейные – большой грех. Раба Божия Светлана, г.Ульяновск Целитель и помощник Когда мой сын стал кашлять, врачи говорили, что это от дыма, ведь вокруг горели торфяники. Говорили, что следует давать таблетки от аллергии: кашель усилился, а хрипы при дыхании стали такими, что слышно было в соседней комнате. Но, прежде чем таблетки давать, я на ночь помолилась Господу и святителю Николаю. К утру хрипы почти прошли, а к вечеру их и вовсе не стало. Позже сын сильно ударился и набил большую шишку. После помазания маслом от святителя шишка прошла. Однажды я не смогла открыть замок: дети засунули туда щепу. После молитв святителю замок сразу открылся. Тогда я сразу решила написать об этом, но все откладывала. И вот замок вновь сломан: ключ прокручивается, а дверь по-прежнему заперта. Надо ее ломать. Я подхожу к иконе святителя Николая, прошу его открыть дверь, затем – даже без всякой надежды – подхожу к двери, пробую открыть – и с первого раза замок поддается. Дивен Бог во святых Своих! Пос. Озерный, Смоленская обл. Святитель Николай и царь-мученик Я всегда молюсь св. мученику царю Николаю. Это мой помощник. Был такой случай два года назад. Двоих мальчишек из нашей школы (а сироты остаются у нас на лето) поругали за курение, и они сбежали из школы. Пришлось мне их искать. Поехала по адресам, указанным в личных делах. В одном месте – нет, в другом – нет. Приехала в Екатеринбург – тоже безрезультатно. А были дни памяти святых царственных страстотерпцев. Я зашла в часовню на месте убиения царской семьи. У креста при входе читают акафист царю Николаю; я присоединилась. В самой часовне читали акафист св. Елизавете. Я слезно помолилась и попросила помощи в поиске детей. Приехала в школу, а детей уже привезли родственники. Я спросила, в котором часу их привезли,– сказали, что около двух часов дня. Как раз в это время я была в часовне. А почему раньше не привезли? Машины найти не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Наиболее древняя крепость в Л. фрагментарно сохранилась в Каунасе. Она была возведена, вероятно, уже в XIII в., имела 2 линии стен (разрушена крестоносцами в 1362; возобновлена в кон. XIV-XV в.). На территории древних городищ в XIII-XIV вв. были сооружены деревянные крепости-замки (Апуоле, Импильтис, Аукштадварис, Велион и др.). Кастельного типа замки с квадратным планом и башнями были возведены в Мядининкае (XIII-XIV вв., самая крупная в Л. крепость такого рода - площадью 6,5 га, главная 5-этажная башня - высотой ок. 30 м), Эйшишкесе, Лишкяве и др. Тракайский замок. Кон. XIV в.— 1409 г. Фотография. 2013 г. Тракайский замок. Кон. XIV в.— 1409 г. Фотография. 2013 г. В XIV в. мастерами с Волыни были возведены каменные укрепления великокняжеского замка Гедимина на горе в Вильно (Замковая гора, XIV в., 1419) и Лидский замок (строился с 1322) к югу от города. Наиболее точно средневек. облик сохранил замок Трок (ныне Тракай) на оз. Гальве (2-я пол. XIV - нач. XV в.), в котором сосуществовали как самостоятельные ансамбли княжеский дворец, окруженный оборонительными стенами с 5 башнями, и большой двор с казематами. Дворец включал 2 корпуса и башню-донжон. Невысокий главный зал перекрыт изящными нервюрными сводами. В крепостях Вильно и Трок были правосл. храмы. Начало заселения Вильно связывают с возведением городища, которое имело систему подземных ходов, и башни. По преданию, башня Нижнего замка около кафедрального костела св. Станислава поставлена на месте главного языческого капища. Известны и другие случаи строительства христ. храмов на местах языческих капищ (костел святых Петра и Павла, Пятницкая ц.). В XIV-XV вв. в Вильно были построены первые храмы католических орденов: францисканского и доминиканского, св. Микалоюса (храм св. Николая, 1382-1387), позднее - бернардинского (ансамбль мон-ря с кон. XV в.). В нач. XV в. Виленская епархия (площадь 226 тыс. кв. км) была самой крупной в Польше, первые католич. храмы строились и на периферии: в Вилькомире (ныне Укмярге), Мядининкае, Троках, Ковно (ныне Каунас), Неменчине; к 1500 г.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010