Важной книгой в жизни православного христианина является молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно. В утренних молитвах православный человек выражает свою радость, обращаясь к Богу сразу же, «восстаете от сна». Одновременно он осознает свое падшее состояние и просит: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» ( Пс. 50 ), исповедует православную веру, читая Символ веры . Он просит благословения на предстоящие в течение дня труды, взывает к Богу об укреплении веры, «да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды»; обращается к Ангелу Хранителю с молитвой о покровении: «Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе», В последней молитве, обращенной к Пречистой Деве, испрашивается отгнание различных скорбных состояний и далее: «И от всех действ злых свободи мя». В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Он просит Бога о помощи побороть «враги плотския и безплотныя» и молит: «всю сатанину детель отжени от мене»... «Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи». К Ангелу Хранителю взывает христианин:» и от всякого лукавствия противного ми врага избави мя», Предстоящий сон является напоминанием и размышлением о неминуемой смерти: «Не ужели мне одр сей гроб будет?» Благодаря Бога за прошедший день, мы испрашиваем мирный сон в предстояшую ночь, исповедуем свои грехи и молимся «о расточении злых духов»: «избави мя настоящего обстояния бесовского». Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Авторами-составителями утренних и вечерних молитв являются известные в истории православные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий , святитель Василий Великий , святой Антиох, святитель Иоанн Златоуст , преподобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин . Первоначально молитвы были написаны на греческом языке, а затем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке русский человек из поколения в поколение постоянно беседует с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Крещение – это благодать, приобщающая к Богу, но это и ответственность пред Богом за свой христианский или нехристианский образ жизни. В нашем обществе немало таких людей, которые не думают об этом, но вдруг с ними случается несчастье. И бывает очень жаль родителей, которые, похоронив некрещеных детей, приходят наконец-то в храм и спрашивают, чем они могут помочь почившему. А им, при их горе, приходится отвечать, что уже поздно. Так люди живут в окружении других, и никто не удосуживается им подсказать о важности и необходимости крещения детей. Но в наши дни существует еще одна опасность. Сейчас предпринимаются большие усилия, чтобы разложить Русскою Церковь : сеются расколы, в России активно орудуют различные сектанты. Однако вспомним: Христос жил в I веке, а баптисты появились лишь в XVII веке и так далее. И чем хронологически дальше появившиеся секты отстоят от Христа, тем изощреннее завлекают они в свои сети атеизированных и духовно нетвердых людей. Теперь Христа уже не отрицают, а преподносят Его в извращенном виде. И сколько при этом тратится финансовых средств из-за рубежа на так называемые бесплатные Библии или другие бесплатные дары, на которые клюет рядовой обыватель, не видя сути этого процесса. Не обращают внимания и на то, как наша Церковь в это время трудится над восстановлением поруганных храмов, обителей, воссозданием утраченных церковных институтов. Раздав Библии или что-нибудь другое на потребу дня, заморские проповедники начинают крестить в свою веру «Иванов, не помнящих родства». Так за чечевичную похлебку продается первородство ( Быт.25:34 ) и святое Православие. Позднее некоторые из таких людей вспоминают о своем православном Крещении, совершенном в детстве, и, придя в храм, начинают сокрушаться и спрашивать, что им теперь делать. Ответить на этот вопрос можно так. Кто еще не принял святого Крещения, тот должен, возвращаясь к вере отцов, принять это великое Таинство в Православной Церкви и хранить его. Кто совершил грех вероотступничества, будучи завлечен сектантской пропагандой, тот должен идти в православный храм и каяться в своём прегрешении. Нужно начинать вести христианский образ жизни, возвращаясь к Православию, с которым наш народ шел всю свою предшествующую историю на протяжении веков в различные ее периоды. Не следует забывать, что ни одно исповедание в мире не явило в XX веке столько мучеников, как наше Православие. Предавать их память забвению, попирая при этом спасительность православной веры, – трагично (ср.: Мф.7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Существует благочестивая традиция, когда в Великий Четверток верующий человек пламенем свечи, принесенной из храма после чтения 12 страстных Евангелий, изображает на окнах и дверях своего дома крестное знамение. Крест Христов положен в основу православного храма и он же венчает его купол и иконостас в нем. Крестное знамение является непременным священнодействием при совершении таинств. Крестным знамением и призыванием имени Божия святые подвижники творили чудеса, изводили воду, поражали бесовскую силу. При таинстве крещения на крещаемого одевается нательный крест. На молитве христианин осеняет себя крестным знамением; священник, благословляя, осеняет нас крестным знамением; перед принятием пищи ее благословляют крестом. Отходя ко сну, благочестивый христианин целует нательный крест. После смерти на могиле христианина также ставится крест, который венчает жизненный путь. Таким образом, крестное знамение сопровождает христианина в течение всей его жизни. Крест – это наш жизненный путь. Именно это имеет в виду Христос Спаситель, призывая Своих последователей: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16,24 ). Апостол Павел в Послании к галатам пишет: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6, 14 ). На Руси издревле это хорошо понимали. Под 1068 годом в «Повести временных лет», можно сказать, содержится гимн Кресту, силою которого был преодолен раздор между князьями и была явлена победа при нашествии иноплеменных: «Се же Бог яви силу крестную, понеже Изяслав целовав Крест, и я и... темже наведе Бог поганыя, сего ж яве избави Крест честный в день бо Въздвиженья Всеслав вздохнув рече: “О Кресте честный! Понеже к тобе веровах, избави мя от рва сего”. Бог же показа силу крестную на показанье земле Русьтей, да не преступают честнаго Креста, целовавше его; аще ли преступит кто, то и зде приимет казнь, и на придущем вице казнь вечную. Понеже велика есть сила крестная: Крестом бо побежени бывают силы бесовьскыя, Крест бо князем в бранех пособит, в бранех Крестом согражаеми вернии людье побеждают супостаты противныя, Крест бо вскоре избавляет от напастий призывающих его с верою, ничто же ся боят беси, токмо Креста, аще бо бывают от бес мечтанья, знаменавше лице Крестом прогоними бывают». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Предисловие Наверное, каждый человек хочет, чтобы в его жизни все было хорошо. Как правило, в это понятие включается крепкая, дружная семья, здоровье самого человека, его родных и близких, спокойствие в доме и мир в душе. Однако достичь этих, в общем-то, простых вещей в нашем мире не так просто. Прежде чем пытаться их получить, полезно понять, почему же здесь возникают сложности и что делать, чтобы их преодолеть. Христианин не просто «верит, что: что-то там есть», – он верит в Единого Бога, Творца мира, создавшего его Словом, в Святого Духа, осеняющего мир благодатью Божией. Христианин всецело доверяет Богу, надеется только на Него и Его помощь и покровительство и обретает путь к Богу в Церкви. К сожалению, в наше время многие считают, что Церковь уводит людей от жизни, пренебрегает их простыми житейскими нуждами. Достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть, что это не так. Как Господь наш Иисус Христос в Своей земной жизни кормил голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых, так и Православная Церковь никогда не оставляла без помощи тех, кто нуждался и обращался за ней. Перед нами книга, в которой простыми, доступными словами рассказывается о том, как Церковь помогает людям в их повседневной жизни, как действует Божественная благодать в мире, помогая избежать воздействия сил зла. Написал ее известный историк и богослов, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, профессор Московской Духовной академии. Предубежденные люди могут подумать: а разве ученому и монаху есть дело до наших забот? Тот, кто так считает, просто не знает ни о том, какую роль Церковь Христова играет в мире, ни о том, насколько она обращена к людям. Русская Православная Церковь с древних времен была и наставницей, и кормилицей, и целительницей всех нуждающихся. Великий православный подвижник, Игумен земли Русской и основатель Лавры преподобный Сергий Радонежский не отказывал в помощи, совете и утешении тем, кто к нему обращался, будь то князья или крестьяне. Праведные старцы и великие молитвенники Оптиной пустыни раскрывали двери своих келий для всех, приходящих к ним в поисках сведения, и учили не только тому, как спасти душу и достичь вечной жизни, но и тому, как на пути в вечность устраивать свои житейские дела таким образом, что бы они не препятствовали миру душевному – той основе, на которой и строится духовное возрастание человека на его пути к Царствию Божию. Самое простое объяснение такой заботы иноков, ушедших от мира, о тех, кто в этом мире живет, состоит в том, что они, совершенствуясь в любви к Богу, получают от Него дар высшей, Божественной любви к ближнему. Об утренних и вечерних молитвах 

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

176 «Что такое намоленная икона? Икону можно сравнить с человеком. При рождении христианин принимает таинство крещения. Но одни после крещения забывают дорогу в храм, а другие становятся действительно церковными людьми, исполняя заповедь Христову: “Будьте совершенны, якоже Отец ваш Небесный совершен есть” ( Мф. 5, 48 ). И Господь дает таким людям благодать. Так и икона. Если ей из поколения в поколение в семье возносятся молитвы, перед ней изливают скорби, то и Господь подает через нее Свою богатую милость. Икона – это окно в иной, небесный мир. Так вот, намоленная икона – это окно, омытое благоговейными слезами и горячими молитвами, через которое ярко светит благодать Божия» (Макарий, архим. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях//Вышенский паломник. 1998, С. 96–97). 179 Таким образом апостол Фома строил в небесных обителях хоромы для правителя в Индии, доверившего ему финансовые средства (Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. М., 2005. С. 112–115). 181 Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 512–515; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подг. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 35–36, 138–139. 183 Борисов Н. С. Политика московских князей: Конец XIII – первая половина XIV века. М., 1999. С. 39. 185 Макарий, архим. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях//Вышенский паломник. 1998, 2 (7). С. 97. 187 Мурьянов М. Ф. История книжной культуры России: Очерки. СПб., 2007. Ч. 1. С. 449; Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Октябрь, дни 4–18. СПб., 1874. Стб. 1044; Филарет, архиепископ Черниговский//Жития святых, чтимых Православною Церковию. СПб., 1892. Октябрь. С. 153. 194 Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших. Изд. 7-е. М., 1897. Ч. 2. С. 75. См. также житие преподобного Евдокима Ватопедского (XVII век; память 5 октября) (там же. С. 215).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

38 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М., 1996. С. 212. Другой дипломат, посетивший Москву в 1675 году, также отмечает: «После обеда все спят» (Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С. 365). 42 Завельский Ф. С. Время и его измерение от биллионных долей секунды до миллиардов лет. М., 1972. С. 14. См. также: Мурьянов М. Ф. Хронометрия Киевской Руси//Мурьянов М. Ф. История книжной культуры России. Очерки. СПб., 2007. Ч. 1. С. 135–152. 43 Присёлков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. 2 изд. СПб., 2002. С. 457. См. об этом также: Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М., 2007. С. 245–248. 44 Макарий архимандрит. Святитель Макарий и Соловецкий монастырь//Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М., 2003. С.24. В Великих Четьях Минеях святителя Макария имеется текст, в котором описан «средневековый способ счета “косыми” часами. Он состоял в измерении тени стоящего человека его же ступнями. По числу ступней, используя вспомогательные таблицы, могли определить идущий “косой” час» (Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М., 2007. С. 206). 45 В некоторых регионах мира длительность стражи была более продолжительной и поэтому ночь и день состояли из трёх страж (Бикерман. Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 11). 46 Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М., 2007. С. 201. 49 Пипуныров В. Н. История часов с древнейших времен... С. 191 – 192. Для перевода древних часов на современные см. таблицы, составленные Д. Прозоровский (Прозоровский Д. О старинном русском счислении часов//Труды второго археологического съезда в Санкт-Петербурге. СПб., 1881. Вып. 2. С. 183–188). 50 Петром I в России был введён также январский новый год и летосчисление велось уже не от сотворения мира по византийской эре, а от Рождества Христова (Завельский Ф. С. Время и его измерение... С. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

138 Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году. М., 2009. С. 108. 148 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1901. Т. 1. Ч. 1. С. 52. Адам Олеарий, посетивший Московскую Русь в XVII веке, говорит, что во время крещения Руси при князе Владимире и произошло чудо с несгоревшим Евангелием, который он почерпнул у греческих историков (Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М., 1996. С. 288). 149 Федотов Г. П. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 3. Святой Филипп, митрополит Московский. Приложение. Житие и подвиги Филиппа, митрополита Московского и всея России. М., 2000. С. 143. 150 Никитин В. Великий игумен Соловецкого монастыря. К 475-летию со дня рождения святителя Московского Филиппа//Журнал Московской патриархии. 1983, 5. С. 12. 158 Вознесенский Л., Гусев Ф. Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. СПб., 1899. С. 128–129. 161 Иванов С. А. Византийское миссионерство. Можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003. С. 144. 162 Существует точка зрения, что святитель Петр скончался в 1325 году (Борисов Н. Политика московских князей (конец XIII – первая половина XIV века). М., 1999. С. 203, 209). 166 Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба (Старшая редакция жития митрополита Алексея)//Источники и историография славянского средневековья: Сборник статей и материалов. М., 1967. С. 248. 169 Новикова О. Л. Келейное летописание в Кирилло-Белозерском монастыре в первой половине XVI века//Летописи и хроники. Новые исследования. 2008. М.; СПб., 2008. С. 215. 171 ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 277. Митрополит Феодосий (1461–1464; † 1475) написал «Сказание», посвященное этому чуду (ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 20. С. 271–276). 173 Живой колос с духовной нивы. Выписки из дневника протоиерея Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского. Пг., 1915. С. 109. 175 Макарий, архим. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях//Вышенский паломник: Православный журнал. Рязань, 1998. 2 (7). С. 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Благодатная помощь кронштадтского пастыря простиралась не только на православных людей. Например, в конце XIX века в Варшаве жили две дружные семьи: одна православная, другая – католическая. И случилось так, что заболела католическая супруга. Во время последнего посещения больной лечивший ее доктор сказал, что утром она умрет. Но ее православная подруга направила телеграмму святому Иоанну с просьбой молитв о болящей. «Под утро пришел ответ: “Молись Богу, все будет благополучно”. Утром больная села на кровати и стала упрекать домашних, что она не может их дозваться, чтобы ей подали стакан воды». По выздоровлении ей рассказали историю ее чудесного выздоровления. «Тогда гордая католичка рассердилась и сказала: “Как, православный священник? Это вздор!”» После этого дружба двух семей расстроилась, и католическая семья постепенно «погибла от разных несчастных случаев». 172 Помогал великий праведник и иноверным. Когда он был в Крыму, к нему обратился мусульманин: «“Батюшка, – говорил он, – слышал я, что твой Бог сильнее нашего Аллаха. По молитве твоей у соседа поправился ребенок, помолись за мою больную жену”. Отец Иоанн посмотрел на него и ответил обычное: “Помолимся вместе”. Затем опустился на колени и стал читать молитву. Татарин бил себя в грудь и повторял за ним слова молитвы. Они молились около часу. Когда поднялись, на глазах у татарина блестели слезы... И больная выздоровела». 173 Призывая людей к духовному совершенству ( Мф. 5, 48 ), Христос учил: «...будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех; яко солнце сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя» ( Мф. 5, 45 ). Таким образом, как солнце сияет для праведных и неправедных, так и действие благодати и милости Божией простирается на различных людей. Это наблюдается на протяжении истории, наблюдается, прежде всего, при общении со светильниками веры. Благодать Божия действует по отношению к православному, инославному и иноверному, иногда даже помимо их воли, укрепляя одного в истинной вере, другого же призывая к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

«Всякое Писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде», – говорит апостол Павел ( 2Тим. 3, 16 ). Священное Писание наставляет нас непрестанно молиться ( 1Сол. 5, 17 , см. также: Лк. 18, 1 ). Совершая молитвы, мы беседуем с Богом, а когда читаем Священное Писание, то Сам Господь говорит с нами и мы внимаем глаголу Божию. Известны случаи, когда слова Священного Писания совершенно меняли жизненный путь человека. О таких случаях мы знаем преимущественно на примере святых угодников Божиих, читая их жития. Пребывая в раздумьях о выборе жизненного пути, преподобный Антоний Великий († 356; память 17 января) зашел в храм, где услышал «голос пресвитера, читающего Евангелие: “Рече ему Иисус: аще хощеши совершен быти, иди, продай имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровише на небеси: и гряди вслед Мене” ( Мф. 19, 21 ). Вздрогнуло сердце Антония, радость залила всю его душу, – он вдруг понял, что это к нему обращается Господь, к Антонию, зовет его идти за Собой!» 140 После этого преподобный Антоний раздал свое имущество и посвятил себя монашеским подвигам, явившись в Церкви устроителем монашеского бытия. Об этом событии знал блаженный Августин († 430; память 15 июня), который пишет в своей «Исповеди»: «Я слышал об Антонии, что его вразумили евангельские стихи, на которые он случайно наткнулся: “Пойди, продай все имущество свое, раздай бедным и получишь сокровище на Небесах, и приходи, следуй за Мной”; эти слова сразу же обратили его к Тебе». 141 Последовал такому примеру и автор данной широко известной исповеди. Однажды он взял апостольские Послания, «открыл и в молчании прочел главу, первую попавшуюся... на глаза: “Не в пирах и в пьянстве, не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоти”». 142 Эти слова произвели на него глубокое впечатление. Он «не захотел читать дальше, да и не нужно было: после этого текста сердце... залили свет и покой; исчез мрак сомнений». 143 В этот момент блаженный Августин был вместе с другом Алипием, которому рассказал о своем состоянии и показал место из Священного Писания, которое произвело на него такое сильное впечатление. Познакомившись с текстом, друг «продолжил чтение. Я не знал следующего стиха, а следовало вот что: “Слабого в вере примите”. Алипий отнес это к себе и открыл мне это». 144 После этого блаженный Августин стал готовиться к принятию крещения, чтобы стать христианином. В комментарии к творению блаженного Августина указано прочитанное им место Священного Писания – это Послание апостола Павла к римлянам: Рим. 13:13,14 . А его друг Алипий отнес к себе слова: Рим. 14, 1 . 145

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В одном из псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: «Благословиши венец лета благости Твоея» ( Пс. 64, 12 ). «Венец лета» означает круг года. Эта глубокая мысль псалма подчеркивает цикличность нашего времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об этом постоянно свидетельствует богослужение своим суточным, недельным и годовым кругами чинопоследований. Данное изречение псалмопевца неоднократно используется в службе Новому лету и в молебне на Новый год. Таким образом, начиная новый виток времени, Святая Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа новых милостей на последующий год. Новый год – это точка отсчета времени, освященного христианскими праздниками, днями памяти святых, а также молитвой к ним. И праздник Нового лета есть начало православного месяцеслова. Начало времени положил Сам Бог , пребывающий вне времени, когда Он сотворил сей видимый мир. С этого момента начался отсчет времени. Византийская эра, принесенная к нам после крещения Руси, вела отсчет от сотворения мира, а Новый год отмечался первого марта. Первым двунадесятым праздником тогда был праздник Благовещения, тропарь которого начинался словами: «Днесь спасения нашего главизна...» В конце XV века Новый год был перенесен на первое сентября. И поныне ежегодно в этот день в православных храмах творится служба Новому лету, возносятся молитвы, чтобы Господь ниспослал Свои милости и в наступающем году. В песнопениях службы на этот день говорится: «Христе Боже наш, Иже мудростию вся содеявый, и из не сущих во еже быти приведый, благослови венец лета, и грады наша сохраняй невредны, и верныя люди силою Твоею возвесели, победы дая на супостаты, Богородицы ради даруя миру велию милость». Испрашивая у Бога милости, верующие приносят Творцу свои подвиги и добродетели: «Начало Тебе лета людие Твои приносят, ангельскими песньми славословяще Тя, Спасе». Возвращаясь к своим национальным истокам и вере отцов, мы должны возродить значение церковного Нового года. Когда же заканчивался 1699 год, царь Петр I повелел перенести празднование Нового года на первое января. Так появился у нас гражданский Новый год, отмечаемый, как и в Европе, в январе. Но поскольку у нас был Юлианский календарь, а на Западе с 1582 года – Григорианский, то наш гражданский год «запаздывал». «Догнали» мы Запад только после революции. В результате этого православное Рождество Христово оказалось после праздника гражданского Нового года. Более того, сам гражданский Новый год пришелся на праздник святого мученика Вонифатия († 290).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010