Закон Божий повелевает всю надежду полагать на Бога, – повелевает и совесть. Ибо один только Бог все может как Всемогущий, всякое же создание без Бога и вне Бога немощно, поэтому и надежда на него непостоянна и не тверда. Закон Божий повелевает родителям и всем властям, от Бога посланным, повиноваться и воздавать честь, слышим это и в совести. Закон Божий запрещает вредить человеку и жизнь у него отнимать, запрещает и совесть. Закон Божий повелевает в случае нужды помогать человеку, повелевает это и совесть. Закон Божий запрещает прелюбодействовать и блудодействовать, слышит это человек и в совести, и она внутри человека вопиет, чтобы не осквернял себя нечистотой. Закон Божий запрещает касаться чужого добра без воли хозяина, то же требует и совесть. Закон Божий повелевает давать просящему, слышит это человек и от совести своей. Закон Божий запрещает лгать, льстить, обманывать, – запрещает и совесть. Закон Божий запрещает на ближнего клеветать, запрещает и совесть. Закон Божий повелевает ничего чужого не желать, повелевает и совесть. Так Закон Божий и совесть между собой схожи и ведут к одной цели, то есть к нашему блаженству. Поэтому даже язычники, просвещенные философским учением, написали много полезных установлений, которые происходили не от чего иного, как от совести или естественного закона, многим трудом и обучением просвещенного. Поэтому всякий, кто грешит против совести, грешит и против Закона Божия и самого Законодателя-Бога. Кто не слушает совести, тот не слушает и Закона Божия и самого Бога. Не повинуется совести, – не повинуется и Закону Божию и самому Богу. Раздражает совесть, – раздражает и самого Бога. И такие христиане, которые против совести грешат, истинно Бога не почитают, но являются лицемерами. Ибо Бога без чистой совести почитать невозможно. Истинный христианин против совести согрешить и так Закон Божий нарушить не хочет и опасается, и лучше согласится страдать, чем согрешить. В такой совести вера почивает и делает человека радостным. Ибо, где чистая совесть, там вера и радость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Закон естественный есть внутреннее управление совести в человеке (3:211, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ , 373). Закон дан всем и всех призывает к послушанию (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 334). Закон был дан, чтобы человека оправдать и спасти (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335). Слова, дела и помышления, согласные с законом, есть добродетель, а несогласные – грех и порок Закон Божий, в десяти заповедях содержащийся, есть правило жития христианскаго. СЛОВО, ДЕЛО и ПОМЫШЛЕНИЕ, закону Божию согласное, есть ДОБРОДЕТЕЛЬ; но всякое дело, слово и помышление, закону Божию противное, есть ПОРОК и ГРЕХ. Сего ради необходимо нужно знать его всем христианам и по правилу того жить (5:176). Закон учит, что делать и от чего отвращаться (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335). Закон Божий ведет человека к жизни непорочной (3:223, см. СОВЕСТЬ , 958). Закон дан неисправным, чтобы в покаяние пришли Проповедуется неисправным, чтобы им устрашившеся и очувствовавшеся, в покаяние пришли. Тако Предтеча святый, хотя привести людей к покаянию, и тако приуготовати сердца их к восприятию веры евангельския, проповедал: «уже и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» ( ) (3:427) (также 3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335). Закон нужен для грешников, чтобы удерживать их от греха (3:427, см. СВОБОДА , 827). Закон проповедывать, чтобы бесстрашные пришли в страх (3:13, см. ПРОПОВЕДЬ , 769). Закон и СОВЕСТЬ совместно обличают в человеке грех Как бо закон Божий написанный, так и естественный сей закон, хотя в грешнике и потемненный, всегда обличает грех и суд Божий грешнику означает. Закон бо Божий и совесть во едино сходятся и что закон Божий на хартии глаголет, тое совесть внутрь. Закон Божий глаголет: «не укради», тоежде и совесть твоя тебе глаголет. Откуду бывает, что и самые великие беззаконники ищут сокровеннаго места к творению беззаконных дел. Никто бо не хощет явно грешити, и содеянный грех всячески утаевает. Сие же не отъинуды, как от совести происходит, которая обличает грешника, что он худо делает, и СТЫД в нем соделывает (2:130) (также 5:191, см. СОВЕСТЬ , 958) (5:152, см. СОВЕСТЬ, 957) (5:214, см. СОВЕСТЬ, 956).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

СОВЕСТЬ Бог насадил в душу СОВЕСТЬ, как некое правило руководства Бог, созидая человека, насадил в души его совесть, дабы тою аки правилом управлялся и, что творить и от чего уклоняться, наставлялся. Совесть не иное что, как закон естественный или природный; почему и с законом Божиим написанным совесть сходна. Чего бо научает закон Божий, того изучает и совесть. Закон Божий велит единаго Бога знать: того научает и совесть. Откуда и самые язычники, совестию убеждаемые, единаго Бога признавали. Закон Божий повелевает Бога паче всех созданий ПОЧИТАТЬ и Ему единому высочайшую честь отдавать: тое повелевает и совесть... Закон Божий запрещает вредить человека, и живот у него отнять: запрещает и совесть. Закон Божий повелевает в случае и нужде помогать человеку: повелевает тое и совесть. Закон Божий запрещает прелюбодействовать и блудодействовать: слышит человек тое и в совести, и она внутрь человеку гремит, дабы не осквернял себе нечистотою. Закон Божий запрещает касаться чуждаго добра, без воли хозяина: тоежде вопиет и совесть. Закон Божий повелевает просящему давать: слышит тое человек и от совести своей. Закон Божий запрещает лгать, льстить, обманывать: запрещает и совесть... Тако ЗАКОН Божий и СОВЕСТЬ между собою сходны суть, и к единому концу, то есть к ближнему нашему намеревают. Откуда и самые язычники, философским учением просвещенные, много полезных установлений написали: сие не отъинуды, как от совести, или естественнаго закона, многим трудом и обучением просвещеннаго, произошло. – Сего ради всяк, кто против совести грешит, – грешит и противу закона Божия и самого Законодавца – Бога. Не слушает кто совести: не слушает и закона Божия и Самого Бога (5:214–215). Совесть свидетельствует о бытии Создателя и Судии Свидетельствует совесть человеческая о Бозе Создателе нашем. Верный сей свидетель никогда не молчит, но всегда вопиет человеку: «есть Бог, есть и праведный суд Его; есть Бог, Который награждает добродетель, и казнит грех». Откуду за грех обличает человека, безпокойствует и мучит: за добродетель утешает и увеселяет (4:347).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Возлюбленные христиане! Явитесь и вы и дети ваши на Суде Страшном Христовом и за них ответ дадите Судье праведному. Он у вас не спросит, учили ли вы детей ваших художествам, учили ли по-французски, по-немецки, по-итальянски говорить, но научили ли по-христиански жить? Юные дети более внимают родительским поступкам, нежели их наставлению. Поэтому, если хотите, чтобы дети ваши были благочестивыми и добрыми, будьте сами благочестивыми и добрыми, и себя в пример им показывайте, и так воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Тогда и дети ваши, и вы получите вечное спасение о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь. Слово шестнадцатое. О совести Бог, создавая человека, насадил в душе его совесть, чтобы ею, как правилом, человек руководствовался и наставлялся, что творить и от чего уклоняться. Совесть есть не что иное, как естественный или природный закон, поэтому она схожа и с написанным законом Божиим. Ибо, чему учит закон Божий, тому учит и совесть. Закон Божий велит единого Бога знать, этому учит и совесть. Потому даже язычники, убеждаемые совестью, единого Бога признавали. Закон Божий повелевает Бога более всех созданий почитать и Ему единому высочайшую честь воздавать, то же повелевает и совесть. Закон Божий учит никого равным Богу не иметь, тому же учит и совесть. Закон Божий повелевает Богу, как Верховному Властелину, оказывать покорность, повиновение и послушание, тому же учит и совесть. Закон Божий повелевает Бога, как Судию праведнейшего, бояться, – слышим это и от совести. Закон Божий велит хулителей имени Божиего казнить, – не терпит хулы и совесть наша. Закон Божий учит Бога слушать более, чем любую земную власть, – тому же учит и совесть, ибо все земные власти и сами Богу подвластны и подчинены. Закон Божий велит Бога любить более всего, – велит и совесть, потому что Бог – высочайшее и верховнейшее добро и источник всякого добра. Поэтому и любить Его должно более всякого созданного добра. Закон Божий учит за все Бога благодарить, – учит и совесть, ибо быть благодарным благодетелю сама совесть убеждает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

ЗАКОН Творец закона – Бог (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ , 334). Закон Божий – что есть Под именем закона Божия разумеются заповеди Божии, в которых Бог или повелевает, или запрещает нам что делать, как-то: «уклонися зла и сотвори благо» ( ) (2:7). Закон Божий есть в Библии , слове Божием (2:5, см. СЛОВО БОЖИЕ , 890). Закон Божий дан в раю, затем Моисею Евангелие принес Христос Закон Божий, хотя прародителям нашим АДАМУ и ЕВЕ в РАИ дан, и написан был на СЕРДЦАХ их, но потом МОИСЕЮ святому на горе Синайской, на двух скрижалях от Бога написанный, предан, и чрез него всем людям объявлен, якоже о том пишется в книге Исхода ( и 34). ЕВАНГЕЛИЕ же ХРИСТОС Сын Божий от недр Отца Своего небеснаго на землю принесл и проповедал (2:7). Закон на сердцах прародителей написан был, а писанный был дан Моисеем (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335). Закон был вложен в душу при творении, затем на двух скрижалех. Человеколюбец Господь Бог наш, когда создал человека по образу Своему и по подобию, насадил в душе его закон, которым он мог все, что до должности его касается, знать и по тому поступать. Он по тому закону мог знать, в чем его состояла должность к Богу, Создателю своему, к себе и ближнему своему. Но по падении человеческом тот закон сей попортился, что едва малые следы его остались. Откуду воспоследовало, что люди вместо добра, зло избирали и тьмою неведения помрачены, пороки вместо добродетелей почитали. Чего ради милосердый Творец наш, по своей естественной благости, изобразил закон тот на двух скрижалех, которыя чрез Моисея, вернаго Своего раба, предал избранному Своему народу – Израилю, а по нем и всем народам и языкам (1:84–85). Закон и ПРОРОКИ были посланы для исправления человека Послан был к нему с небесе Божий «Закон»: но той обличал его только, и язвы его ему показывал, а не исцелял; смертию ему грозил, а не помогал. Посланы были «Пророки»: но и тии ничего не успели. Лежал бедный человеческий род неисцеленный: лежал ураненный, уязвленный, умученный, обезчещенный, обруганный от разбойника диавола! лежал «еле жив» ( ) (4:136).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Закон Божий запрещает касаться чужого добра без воли хозяина; то же требует и совесть. Закон Божий повелевает просящему давать; слышит это человек и от совести своей. Закон Божий запрещает лгать, льстить, обманывать; запрещает и совесть. Закон Божий запрещает на ближнего клеветать; запрещает и совесть. Закон Божий повелевает ничего чужого не желать; повелевает и совесть. Так Закон Божий и совесть между собой сходны и к единой цели, то есть к блаженству нашему ведут. Поэтому даже язычники, философским учением просвещенные, много полезных установлений написали. Поэтому всякий, кто против совести грешит, грешит и против Закона Божьего и самого законодателя Бога. Кто не слушает совести, не слушает и Закона Божьего и самого Бога: не повинуется совести, не повинуется и Закону Божьему и самому Богу; раздражает совесть, раздражает и самого Бога. И такие христиане, которые против совести грешат, истинно Бога не почитают, и есть лицемеры. Бога же без чистой совести почитать невозможно. Истинный христианин против совести согрешить и тем Закон Божий нарушить не хочет и опасается и лучше согласится страдать, чем согрешить. В такой совести вера живет и делает человека радостным. Потому что, где чистая совесть, там вера и радость. Как Закон Божий обличает человека за грех, так и совесть обличает. Поэтому бывает, что когда слово обличительное говорится вообще, тогда грешники, совестью задетые, смущаются. Так смущаются блудники, когда о блуде говорится; смущаются воры и похитители, когда о воровстве и хищении говорится; смущаются льстецы и лжецы, когда о лести и лжи говорится; смущаются, и это видно внешне: это в них действует обличение совести. Как Закон Божий грешника устрашает судом Божиим, так устрашает и совесть, и она грешнику внутрь говорит: человек, худо тебе будет!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Выслушайте теперь, что он произрек на творящих дела нечестивые и беззаконные: « скорбь и теснота», рек он, «на всяку душу человека творящаго злое, Иудеа же прежде и Еллина» знал, что многие из Иудеев извиняли сами себя во грехах тем, что трудно им казалось исполнить закон Божий, и что закон Божий казался им противен закону естественному: то он предлагает им в пример язычников, дабы тем более сделать их безответными. Когда, говорит он, вы видите, что язычники, не имеющие закона Божия, чрез Моисея на горе Синайской данного, исполняют заповеди его: то отсюда не другое что можете заключить, как то, что естество человеческое имеет в себе закон естественный, который, руководствуя человека к исполнению заповедей Божиих, делает его законом самому себе. « Егда имуще закона, естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть (Рим 2:14). Но тот же самый Павел, скажете вы, говорит: « Вижду же ин закон во удех моих, противувоюющь закону ума моего, и пленяющь мя законом греховным, сущим во удех (Рим 7:23). По учению убо Павлову два суть закона в человеке, один другому противоборствующий, закон плоти и закон ума: который же из них есть закон естественный, закон ума, или закон плоти? Закон плоти есть закон греха, он не насажден Богом в естестве человеческом, но завистью диавола вниде во уды плоти нашей, по грехопадении прародительском: и потому закон плотский не есть закон естественный в человеке, но закон привведенный и противоестественный, как и болезнь телесная не есть естественная, но привходит в естество от какого-либо расстройства и беспорядка. Законом убо естественным должен быть закон ума: его вложил Бог в человека при самом еще творении, вдунул « в лице его дыхание жизни» 2:7) и соделал его разумным, умствующим и рассуждающим.

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Исполнение закона – в освобождении от СТРАСТЕЙ Обрежем и мы сердца наша от негодных похотей и страстей, да тако закон Божий исполним (5:88). И ныне христиане должны жить по его правилам (3:9, см. ЗАКОН , 386). Христос обретается в тех сердцах, которые поучаются в законе Его (5:92, см. СЕРДЦЕ , 841). Христианин должен поучаться в законе Божием (5:98, см. ПОКАЯНИЕ , 719). Необходимо изучать и исполнять закон Божий (5:214, см. СОВЕСТЬ , 956). Грехи познаются от поучения закона Божия (5:97, см. ГРЕХИ, 259). Хотящему истинно каяться необходимо вникнуть в закон (3:13, см. ПОКАЯНИЕ, 721). От познания закона Божия сердце печально сокрушается (5:104, см. УТЕШЕНИЕ , 1060). Нужно страшиться грешить и Божий закон нарушать (5:10, см. КЛЯТВА , 432). Невозможное дело: принять Царя, а закон его нет Не приемля ига Его, и самаго Его не приемлет. Надобно бо приемлющим Его за Царя своего и главу свою подклонить благому игу Его. Невозможное дело есть быть подданным царю, и закона его не приимать и не покоряться ему; подданный бо царю ради того подданный нарицается, что власти его и закону подлежит и покоряется: тако и Царю небесному – Христу тии только поддаются и приемлют Его, яко своего Царя, которые приемлют иго Его, и верно работают Ему. Прочие же хотя и нарицают Его Царем своим, но не приемлют ига Его, и не покоряются Ему, не приемлют Его за Царя своего (3:352). Нарушающий закон Божий не верит в Бога (5:22, см. ГРЕШНИК , 242). Бог видит закон Свой от человека нарушаемый и терпит (5:66, см. БОГ , 77). Христианин, нарушающий закон Божий, оскорбляет Бога, его усыновившего (4:33, см. ХРИСТИАНИН , 1106). Закон Божий кто нарушает, тот собирает себе гнев Божий (2:13, см. СЛОВО БОЖИЕ , 926).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

И (заповедь) Аврааму (названа) иначе: обрезание, а не закон. Ведь закон есть одно, завет же другое. По-разному ведь Творец назвал оба». Философ же отвечал им: «Об этом я скажу так, что закон называется и заветом. Ибо сказал Господь Аврааму: закон Мой на теле вашем, — который и знамением назвал, — который будет между Мной и И также к Иеремии вновь воззвал: слова завета сего и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима. И скажи им: Так говорит Господь Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Отвечали иудеи на это: «Так и мы считаем, что закон называется и заветом. Все, кто соблюдал их и закон Моисеев, все Богу угодили. И мы придерживаемся его и тоже надеемся (угодить Богу). А вы, создав другой закон, попираете закон Божий». Философ же сказал им: «Правильно поступаем. Если бы Авраам не сделал обрезание, а соблюдал Ноев закон, то не был бы назван другом Божиим; ни Моисей, после того как написал закон вновь, первого не соблюдал. Так и мы их примеру следуем и, приняв закон от Бога, соблюдаем его, чтобы Божья заповедь сохранялась твердо. Ведь дав Ною закон, Бог не сказал ему, что потом другой даст, но что этот будет пребывать во веки во (всякой) живой душе. И так же дав обет Аврааму, не возвестил ему, что другой даст Моисею. Так как же вы соблюдаете закон? И Бог (устами) Иезекииля возглашает: уничтожу (закон) и другой вам дам». И Иеремия говорит: наступают дни, говорит Господь, когда я заключу с домом Иуды и с домом Израиля Новый Завет. Не такой Завет, какой Я заключил с отцами вашими, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, тот завет Мой они нарушили.

http://pravoslavie.ru/59816.html

Норман Л. Гайслер (протестант) З Закон: сущность и виды (LAW, NATURE AND KINDS OF) Нравственный закон есть мерило человеческого поведения. Это первичный принцип (см. первичные принципы) человеческой деятельности. Закон, после того как провозглашён, становится обязательным. Сторонники теономизма (примата Божьего закона), утверждая, что единственно легитимный закон – это Божий закон, настаивают на том, чтобы всякое земное правительство основывалось на библейском законе (Bahnsen). Сторонники ситуативной этики настаивают, что нравственных абсолютов не существует и все законы сводятся к человеческому закону. Моралисты рассуждают о соотношении между Божиим законом и человеческим законом. Трактовка этой темы у Аквинского относится к числу самых глубоких и значительных в истории вопроса. Светские, протестантские и католические учёные, в том числе Жан Джон и Томас а также Уильям Блэкстон (Blackstone, 1723–1780), основывались на его анализе проблемы. Сущность закона . Закон есть норма или правило, которые предписывают нам совершать или не совершать определённые действия. Закон есть первичный принцип наших действий. Это основополагающее правило или принцип, которым и регулируются действия человека. Правилом и нормой для человеческих действий выступает разум, функция которого – направлять их как средства для достижения цели (Aquinas, Summa Theologlca, 1а2ае.90,1). Гражданский закон – это предписания разума для общественного блага, установленные общественным деятелем (или деятелями), который уполномочен на это обществом. Этот закон обнародуется (ibid., 1а2ае.90,4). Закон как первичный принцип. В каждой сфере человеческой деятельности есть свои принципы. Существуют первичные принципы человеческого мышления, такие как закон непротиворечивости. Аналогичным образом, существуют первичные принципы бытия, такие как «сущее существует». И есть первичные принципы человеческих действий, такие как «делай добро и избегай зла». Последний принцип называется также естественным законом. Для практического разума предписания естественного закона – то же, что первичные принципы мышления для философских построений. Первичный принцип практического разума – это достижение нашей высшей цели, счастья. Закон прежде всего занимается планированием действий для достижения этой цели. Говоря вкратце, закон есть правило, нацеленное на достижение общего блага (счастья) (ibid., 1а2ае.90, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010