Среди молившихся за Литургией были заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря  г. Москвы игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова). Богослужебные песнопения исполнил хор Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы «Благозвонница», регент Е.Л. Дремов. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». На монастырской площади были установлены большие экраны, на которых шла трансляция из Успенского собора. После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви совершил молитву о мире на Украине. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан священника диакона Александра Карповича, клирика Покровского ставропигиального женского монастыря  г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес игумен Филипп (Симонов), клирик московского храма свт. Николая в Отрадном, заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. По окончании Литургии Святейший Владыка, сослужившие Его Святейшеству иерархи и духовенство поклонились Кресту Господню.   Наместник Иосифо-Волоцкого монастыря архимандрит Сергий (Воронков) приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству икону преподобного Иосифа Волоцкого.   Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар Иосифо-Волоцкому монастырю Святейший Владыка передал икону Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому. Святейший Патриарх огласил указ, согласно которому в главном храме Иосифо-Волоцкого монастыря — соборе Успения Пресвятой Богородицы — благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш...». Наместнику обители архимандриту Сергию (Воронкову) Предстоятель вручил юбилейный наперсный крест, изготовленный к 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира.

http://patriarchia.ru/db/text/4231733.ht...

Духовник несколько раз благословлял музыканта оставить концертную деятельность и связать себя с Церковью. Отец Петр в ответ ссылался на возраст, неважное самочувствие и отказывался. На путь священства он решился вступить только в 51 год. 16 февраля 1989 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рукоположил Александра Николаевича в сан диакона, а 10 декабря 1991 года — во пресвитера. Отныне отец Александр сосредоточил все свои силы на служении Церкви. «Чтобы быть хорошим священником нужно много знать, постоянно развиваться», — часто повторял он. Будучи уже зрелым человеком, с 1990 по 1994 год священник учился в Московской духовной семинарии. Недолгим, но ценным был опыт работы в Российском православном университете им. Иоанна Богослова в качестве профессора и главы кафедры церковного пения (1994). Церковное служение отец Александр начал в Свято-Троицком Ново-Голутвином Коломенском женском монастыре, где с 1989 по 1992 год был сперва диаконом, а затем священником. В феврале 1995 года он перешел на Патриаршее подворье в Высоко-Петровском монастыре. В 1998 году Святейший Пат¬риарх Алексия II назначил иерея Александра настоятелем Храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья бывшего Заиконоспасского монастыря, а в 1999 году — настоятелем Патриаршего подворья храма Святителя Николая Мирликийского в селе Шостье Касимовского района Рязанской области. В 2000 году отец Александр был пострижен в монашество с именем Петр — в честь святителя Петра, митрополита Московского. Спустя пять лет, в 2005 году, его назначили настоятелем Патриаршего подворья храма святого благоверного великого князя Александро-Невского в селе Акатово Клинского района Московской области, а в 2006 году — настоятелем храма Трех святителей в селе Волынщино Рузского района Московской области. Еще через четыре года последовало новое послушание: отец Петр стал наместником вновь открытого Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря. В 2011 году Святейший Пат¬риарх Кирилл во время посещения обители вручил ему игуменский жезл и удостоил права ношения креста с украшениями, а в 2013 году возвел в сан архимандрита.

http://e-vestnik.ru/obituaries/petr_afan...

Домовый храм ВДНХ во имя Святителя Василия Великого тоже полностью белокаменный. «Но сегодня это скорее демонстрация технических, организационных и финансовых возможностей заказчика, — замечает автор этих проектов заслуженный архитектор России, руководитель 12-й мастерской Института " Моспроект-2 " им. М.В. Посохина Андрей Оболенский. — Ведь " настоящий " , классический каменный храм не содержит кирпичных включений и не предусматривает утеплитель и штукатурку. Его блоки могут промерзать, поэтому в истории отечественного зодчества такие храмы именовались холодными, " летними " . В современных подражаниях мы, конечно, оборудуем их отопительными системами. И сложенный в 1990-х годах из добытого под Ковровом мячковского известняка храм на ВДНХ ведет себя вполне добротно». Ряд подобных церквей возводится сейчас в Подмосковье. Предполагает подобное исполнение и весьма амбициозный проект Сретенского мужского ставропигиального монастыря — новый собор Новомучеников и исповедников Российских. Однако если стопроцентно каменный конструктив в современной храмовой архитектуре — редчайшее исключение, то частичное использование целых каменных блоков в тех или иных элементах, наоборот, явление повсеместное. Так, в недавно воссозданной по Никольской улице колокольне Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря в Москве из известняка целиком сложен первый ярус. Но чаще эти изделия применяются в резных каменных порталах (примыкаемых к капитальной стене элементах, собранных по классической схеме конструктива), оконных наличниках и карнизах. Пример подобного решения — кафедральный соборный Храм Христа Спасителя , где мраморные резные профили представлены в широчайшем разно-образии. Оптовые цены на отечественный известняк для строительных и реставрационных работ в Центральной России (в пересчете на кубометр сырья) колеблются в пределах от 40 до 60 тыс. рублей, доломит — от 50 до 70 тыс. рублей, песчаник — от 90 до 120 тыс. рублей, гранит — от 70 до 135 тыс. рублей, мрамор — от 60 до 90 тыс.

http://e-vestnik.ru/church/za_kamennoy_s...

Верующим были розданы иконки святителя Николая Чудотворца с Патриаршим благословением. Предстоятель ознакомился с жизнью Шостьенского монастыря. Святейший Владыка посетил Успенский храм и осмотрел монастырское хозяйство  детский корпус, пекарню, скотный двор и молочный цех. Первое упоминание о церкви в селе Шостье встречается в окладной книге Касимовского уезда, где сказано, что «построена в том селе церковь Николая Чудотворца по благословенной грамоте и освящена в (1688 г.)». Первоначально церковь была деревянная. В 1875 г. она сгорела во время опустошительного пожара, постигшего село Шостье. Многие жители лишились своих домов и бедствовали, но крестьянская община села изъявила желание построить новый храм в камне. Рязанским губернским инженером Н.Н. Вейсом был составлен проект каменной церкви с тремя приделами (Вознесения Господня, свт. Николая и свв. мчч. Флора и Лавра) и колокольней. Строительство храма было начато в 1876 г. и продолжалось более 25 лет. Первые десятилетия после революции 1917 года храм продолжал действовать, был закрыт в 1937 году и превращен в зерноток, а позже в склад химических удобрений. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 22 июня 1999 г. в селе Шостье было образовано Патриаршее подворье храма свт. Николая Мирликийского. Настоятелем был назначен священник Александр Афанасьев (впоследствии  архимандрит Петр, наместник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы). 30 мая 2002 года было получено письменное благословение Святейшего Патриарха Алексия II на создание сестричества при Патриаршем подворье храма свт. Николая в Шостье. С 2002 г. обязанности старшей сестры исполняла монахиня Антония (Минина) (ныне игумения Антония, настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в с. Акатово Клинского района Московской области). В 2005 году Святейшим Патриархом Алексием II на отца настоятеля было возложено послушание восстановить бывший Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Монахиня Антония и несколько шостьенских сестер переехали на постоянное жительство в с. Акатово. С этого времени обязанности старшей сестры стала исполнять монахиня Неонилла (Фролова).

http://patriarchia.ru/db/text/4887668.ht...

Иеромонах Даниил (Константинов), наместник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы в докладе «Послушание " о Христе братии "  — что это означает в контексте монастырской жизни» на примерах жития близких нам по времени святых показал, насколько важным является для монаха послушание, оказываемое равным по чину. Жизнь монаха-послушника проходит в ежедневном соприкосновении с такими же, как и он, иноками. Оказывать послушание братии в обыденных ситуациях значит приобретать навык отсечения собственной воли — качества, которое отличало святых учителей монашеской жизни. Настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря ( Санкт-Петербургская епархия ) игумения Илариона (Феоктистова) в докладе «Добродетель послушания в практическом применении монастырского устава» раскрыла тезис, что монастырский устав является школой послушания. Большинство приходящих в монастырь, отметила матушка, имеют смутные познания о вероучении и слабые навыки церковной жизни. В этих условиях изучение устава и усвоение его на практике становится для монашествующих насущной задачей. Первым шагом к добродетели послушания при поступлении в монастырь является согласие новоначального с уставом монастыря. Устав обители изображает спасительный образ жизни как целостную систему подвижничества: распределение времени суток, молитва храмовая и келейная, чтение святых отцов, бдение, поклоны, правила поведения, труды и прочее. Сердечное принятие устава как принципа монашеской жизни, познание смысла уставных норм и правил, богослужения и молитвы помогают монаху стяжать добродетель послушания, выводят его из мира страстей и вводят в жизнь по закону свободы и любви. Мы все призваны к тому, чтобы исполнить Предание, и значение монастырского устава в этом очень велико. В условиях нашего времени, когда не много осталось живых носителей Предания, соблюдение устава приобретает особое значение, — подчеркнула матушка Илариона. Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге, раскрывая тему доклада «Враги послушания — вопросы: " А почему я? " , " А зачем? " " А может, лучше по-другому? " " А если я не смогу? " и прочие — источник их происхождения и методы борьбы», заметила, что желательная часть души стала для современного человека определяющей весь его образ жизни.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5231673...

В храме молились  епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ  В.Р. Легойда , настоятельница Никольского женского монастыря г. Переславля-Залесского игумения Евстолия (Афонина), насельники монастыря Дохиар на Святой Горе Афон иеромонах Меркурий (Кудрявцев) и монах Макарий (Буга), представители государственных структур и МИД России, профессорско-преподавательский состав и учащиеся МГИМО, благотворители, строители и благоукрасители храма святого благоверного князя Александра Невского. Богослужебные песнопения исполнил хор храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО (регент — Т.И. Аксенова), и детский хор «Небесные ласточки» общеобразовательной школы под управлением З.В. Богачевой. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире  телеканала «Союз» . После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Виталия Родина, клирика  Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря  города Москвы, во пресвитера. Проповедь перед Причастием произнес протоиерей Димитрий Рощин. По завершении Литургии со словами приветствия и благодарности к Предстоятелю Русской Церкви обратился протоиерей Игорь Фомин: «Хотим поблагодарить Ваше Святейшество за сегодняшний необычайно прекрасный день. В преддверии Великого поста это событие вдохновляет нас на те труды, которые и должен положить каждый христианин, как мы сегодня слышали в Евангелии — быть милостивым ко всем и близким к Богу. Ваше внимание нас вдохновляет на это». Настоятель новоосвященного храма преподнес Его Святейшеству панагию. Святейшего Владыку приветствовал также ректор МГИМО МИД России А.В. Торкунов. «То, что Вы, Ваше Святейшество, приехали в этот храм, который Вы в свое время благословили и за строительством которого так внимательно следили, для нас это и великая честь, и огромное счастье, — сказал, в частности, ректор вуза. — Здесь люди совершенно разных поколений — и совсем маленькие ребята, студенты и студентки, их родители, преподаватели. И, конечно же, здесь жители соседних домов, для которых этот храм стал уже их домом, куда они приходят помолиться, поговорить с Богом. Это же великое счастье, когда рядом с тобой такой красивый, великолепный, а теперь еще и освященный самим Патриархом храм. Низкий Вам поклон за все, что Вы делаете, и особая благодарность, конечно, за этот храм».

http://patriarchia.ru/db/text/4390672.ht...

Со своей стороны, епископ Даниил тепло поблагодарил митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия за оказанный прием и просил передать Предстоятелю Русской Православной Церкви слова приветствия и благопожелания от Патриарха Коптского Тавадроса II. Глава делегации также выразил восхищение расцветом духовной жизни, который переживает сегодня Россия, в том числе строительством новых храмов в Москве, возрождением по всей стране поруганных и закрытых в советский период монастырей и открытием новых: «Мы не только видим нашими глазами, но и чувствуем сердцем, что Господь очень сильно любит Русскую Церковь и ее народ, промыслительно ведя Российское государство к великому будущему. Мы непрестанно молимся за наших русских братьев и сестер и всегда рады видеть их на Египетской земле, освященной самим Спасителем и сонмом дивных угодников Божиих». Вечером того же дня в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре делегацию Коптской Церкви торжественно принимала братия обители во главе с наместником, первым викарием Патриарха Московского и всея Руси епископом Воскресенским Дионисием . 15 сентября гости из Египта посетили обители Подмосковья — Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Покровский монастырь в Хотьково , где поклонились святым мощам преподобного Сергия Радонежского, известного и почитаемого в Коптской Церкви, а также родителей игумена земли Русской — преподобных Кирилла и Марии. Представителей Патриарха Тавадроса II сердечно принимали наместник лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон и настоятельница Хотьковской обители игумения Олимпиада (Баранова). В Москве делегация посетила кафедральный соборный Храм Христа Спасителя , Даниловский и Заиконоспасский монастыри, а также совершила прогулку по историческому центру российской столицы. Во время пребывания в пределах Московской епархии гостей из Коптской Церкви сопровождали наместник Данилова монастыря епископ Солнечногорский Алексий , настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова), эконом Заиконоспасского монастыря иеромонах Ермоген (Корчуков), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудники ОВЦС С.Г. Алферов и Р.А. Ахматханов, а также представители коптской общины Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/5500283.ht...

1 окт. 1828 г. по распоряжению училищного правления, утвержденному митр. Филаретом, И. был определен смотрителем и учителем высшего отд-ния Перервинского ДУ Московской губ. С 19 марта 1829 г. инспектор МДА и наставник философских наук, с 27 сент. 1830 г. соборный иеромонах при ставропигиальном Донской иконы Божией Матери московском монастыре . 19 марта 1833 г. И. был возведен в сан архимандрита. 13 нояб. 1834 г., после избрания в семинарии и одобрения академического правления, митр. Филарет утвердил И. в должности ректора МДС. Указом Синода от 21 янв. 1835 г. И. был назначен настоятелем ставропигиального Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря . 18 янв. 1836 г. митр. Филарет утвердил И. членом Московской духовной консистории. 29 апр. 1839 г. «за отлично усердную службу» И. был награжден орденом св. Анны 2-й степени. По ходатайству митр. Филарета И. был определен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, 27 дек. 1842 г. в Чудовом в честь Чуда архангела. Михаила в Хонех мужском монастыре хиротонисан во епископа. Одновременно И. был назначен надзирателем над законоучителями всех учебных заведений Москвы и Московской губ. И. ежегодно обозревал церкви и приходы Московской епархии. Впосл. И. вспоминал, что митр. Филарет не стеснял его действий, позволял выражать и отстаивать свое мнение по спорным вопросам, всегда был «доступен для совета». За ревностные труды и посильную помощь митр. Филарету 5 апр. 1846 г. И. был награжден орденом св. Анны 1-й степени. После кончины 20 дек. 1846 г. свт. Антония (Смирницкого) предполагалось назначение И. на Воронежскую кафедру, однако 13 янв. 1847 г. эту епархию возглавил архиеп. Игнатий (Семёнов) . 20 нояб. 1849 г. И. был назначен епископом Оренбургским и Уфимским. Перед отъездом на кафедру посетил Троице-Сергиеву лавру, 28 дек. 1849 г. выехал, а 12 янв. 1850 г. прибыл в Уфу. В нач. 1851 г. при И. последовало отделение Бузулукского, Бугурусланского и Бугульминского уездов от Оренбургско-Уфимской епархии и присоединение их к новообразованной Самарской епархии.

http://pravenc.ru/text/578511.html

М. был 1-м рус. переводчиком трудов мч. Иустина Философа на рус. язык. В 1783 г. в университетской типографии Н. И. Новикова на средства М. была опубликована хрестоматия, которая включала «Апологию за христиан к Римскому сенату», «Апологию вторую за христиан к Антонину Пию», часть «Диалога с Трифоном иудеем» («каким образом дошел он до познания Бога и Христа») и приписываемые св. Иустину труды «О единовластительстве Божием» и «Повествование о древнем публичном христианском священнослужении», а также письмо свт. Василия Великого к свт. Григорию Богослову о пустынножительстве. В том же году и в той же типографии М. опубликовал словарь новогреч. языка с краткой грамматикой и указаниями на происхождение некоторых слов. В 1791 г. по представлению митр. Платона, к-рый указал на заслуги М. в преподавании богословия и назвал его «умом проницательным и ученым» (ЧОЛДП. 1877. 3. Мат-лы. С. 54), назначен ректором и «богословия учителем» Славяно-греко-латинской академии. 11 дек. 1791 г. утвержден в должности ректора. Множество прежних студентов М. устремлялись туда, чтобы послушать лекции любимого наставника. М., «хотя и очень близко подражал Феофану Прокоповичу, но гораздо больше всех своих предшественников сумел развить элемент исторический и освободиться от скучного хлама схоластических тонкостей» ( Знаменский. 1881. С. 761-762). 1 янв. 1792 г. М. был возведен в сан архимандрита ставропигиального училищного Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря . По др. сведениям, в нач. 90-х гг. XVIII в. возведен в сан архимандрита и назначен ректором ( Первухин. 1901. С. 163). В том же году по распоряжению имп. Екатерины II участвовал в комиссии по рассмотрению сомнительных и подозрительных печатных и письменных книг. Тогда же гр. К. Г. Разумовский пожертвовал Академии 3500 р. В нач. 1793 г. ряд англ. богословов через рус. посланника в Лондоне гр. С. Р. Воронцова обратились к митр. Платону с вопросами об отличии правосл. Церкви от западной, о крещении, о почитании святых и икон по книге франц.

http://pravenc.ru/text/2563124.html

     В храме молились епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда , настоятельница Никольского женского монастыря г. Переславля-Залесского игумения Евстолия (Афонина), насельники монастыря Дохиар на Святой Горе Афон иеромонах Меркурий (Кудрявцев) и монах Макарий (Буга), представители государственных структур и МИД России, профессорско-преподавательский состав и учащиеся МГИМО, благотворители, строители и благоукрасители храма святого благоверного князя Александра Невского. Богослужебные песнопения исполнил хор храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО (регент — Т.И. Аксенова), и детский хор «Небесные ласточки» общеобразовательной школы 324 под управлением З.В. Богачевой. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз» . После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Виталия Родина, клирика Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы, во пресвитера. Проповедь перед Причастием произнес протоиерей Димитрий Рощин. По завершении Литургии со словами приветствия и благодарности к Предстоятелю Русской Церкви обратился протоиерей Игорь Фомин: «Хотим поблагодарить Ваше Святейшество за сегодняшний необычайно прекрасный день. В преддверии Великого поста это событие вдохновляет нас на те труды, которые и должен положить каждый христианин, как мы сегодня слышали в Евангелии — быть милостивым ко всем и близким к Богу. Ваше внимание нас вдохновляет на это». Настоятель новоосвященного храма преподнес Его Святейшеству панагию. Святейшего Владыку приветствовал также ректор МГИМО МИД России А.В. Торкунов. «То, что Вы, Ваше Святейшество, приехали в этот храм, который Вы в свое время благословили и за строительством которого так внимательно следили, для нас это и великая честь, и огромное счастье, — сказал, в частности, ректор вуза. — Здесь люди совершенно разных поколений — и совсем маленькие ребята, студенты и студентки, их родители, преподаватели. И, конечно же, здесь жители соседних домов, для которых этот храм стал уже их домом, куда они приходят помолиться, поговорить с Богом. Это же великое счастье, когда рядом с тобой такой красивый, великолепный, а теперь еще и освященный самим Патриархом храм. Низкий Вам поклон за все, что Вы делаете, и особая благодарность, конечно, за этот храм».

http://pravoslavie.ru/91274.html

  001     002    003    004    005    006    007    008