Святыми молитвами возрождаемся из пепелища… Тихон Задонский – собеседник Ангелов в горнем мире, Живоносный источник в благодатной Божественной силе, Дивен Бог, что во Святых Своих людям является, У нетленных мощей, по молитвам, они исцеляются… Оставив Воронежскую кафедру, в Задонский монастырь переселился Святитель Тихон. Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 годы, за которые сподобился от Бога дара исцелений, чудотворений, прозорливости, покаянных слез и непрестанной молитвы, но самое главное – дара любви и необыкновенной доброты. Келия Святителя Тихона в Задонском монастыре сделалась источником духовного просвещения для обширного круга людей. Из всех уголков Русской земли стекался народ в обитель, чтобы получить его наставления и благословение. Святитель Тихон любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, нуждающимся помогал деньгами. На это уходила вся его пенсия и, приносимые в дар средства. Из монастырской слободы к нему приходили дети, которых он наставлял в духовной жизни и приучал к церкви. В качестве литературного наследия от Святителя Тихона Задонского дошло множество сочинений. Церковь называет его «Российским Златоустом». На покое, в Задонском монастыре, Святитель написал свои лучшие духовные произведения. Святитель Тихон принял блаженную кончину 13(26) августа 1783 года. Сразу же после смерти в обитель началось паломничество к гробнице Божиего угодника. В начале 19-го века в монастыре стала осуществляться перестройка строений. Было начато строительство нового собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1846 году, при разборке старого храма, были обретены нетленными мощи Святителя Тихона. В 1861 году 13(26) августа состоялось его прославление. В начале 20-го века монастырь стал настоящим духовным центром России, куда стремились паломники и богомольцы. Однако, после революции 1917 года, на обитель обрушились тяжкие испытания. В 1919 году началось гонение на монашествующих, были вскрыты мощи Святителя Тихона. К 1929 году Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь был окончательно расформирован, имущество конфисковано, часть монашествующих арестована и сослана в ссылку, часть – изгнана из обители. После разграбления монастыря в безбожное лихолетье, икона Божией Матери «Владимирская» была утеряна. Мощи Святителя Тихона Задонского отправили первоначально в местный краеведческий музей, затем – в Елец. Перед войной 1941 года мощи отправили в город Орел, который на тот момент был областным.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/26/...

С 1814 года Задонский монастырь берет на свое попечение от 10 до 20 самых бедных учеников как воспитанников Святителя Тихона. В 1822 году правлением Воронежской губернии Задонскому монастырю было выделено для строительства колокольни и гостиницы 480 кв. м земли. В 1827 году архимандрит Самуил подал прошение в епархию о расширении Владимирского собора, на что преосвященный Антоний XI ответил: «Заготовление материалов дозволяется, но рекомендую отцу-настоятелю попещись не о распространении ныне существующей церкви, а о построении новой, соответственной знатности монастыря». Строительная комиссия одобрила план стройки нового храма, колокольни и гостиницы в 1829 году. Уже на следующий год колокольня была отстроена по второй этаж включительно; возводилась она отдельно от церкви. В 1832 году расширили и перестроили главную церковь, обновили роспись и иконостас, заменили кровлю. 21 августа 1835 года колокольню освятил архиепископ Антоний XI. Под колокольней располагались главные ворота, которые предполагалось использовать в особых торжественных случаях. Вход украшен греческим портиком, опирающийся на колонны. В арке входа потолок был расписан изображением двух ангелов, несших икону Николая Чудотворца, и была нанесена надпись «Радуйся Николае великий чудотворче!» Во втором этаже колокольни был устроен храм Святителя Николая Мирликийского, который освятили в 1838 году. С обеих сторон колокольни располагались корпуса для паломников; общее количество комнат 78. Колокольня имела 11 колоколов. Самый первый и самый большой отлили (весом 5т) в 1846 году, второй колокол весил 1965 кг, третий 1146 кг. Общая масса колоколов составила 9844 кг. Среди малых был колокол, обнаруженный в 1815 году на пустыре Донщины. В 1830 году между гостиницей и храмом возвели ограждение с двумя входами: со стороны колокольни к Владимирскому храму и со стороны гостиницы во двор. Позже у ворот был оборудован тротуар с пирамидальными тополями по бокам, ведший в храм Рождества Пресвятой Богородицы (перестроена в 1834 году из одноэтажной трапезной братии); позже здесь находились мощи Святителя Тихона. Деревянное помещение имело арки в боковых стенах, а свод держался на 18 деревянных колоннах со штукатуркой под мрамор. Храм Рождества Пресвятой Богородицы имел три предела: по центру — Рождества Пресвятой Богородицы, справа — во имя Митрофана, первого епископа Воронежского и чудотворца, слева -преподобных Антония и Феодосия Пещерских. В 1862 году храм из-за ветхости начали перестраивать в каменный.

http://azbyka.ru/palomnik/Задонский_Рожд...

Высота шпиля с яблоком и крестом составляла 14 саж. Общая высота колокольни с крестом 38 саж. В 1836 г. колокольня полностью отделана: поштукатурена, украшена большими фигурами евангелистов, лепными изображениями херувимов, второй и третий ярусы – огромными вазами из белого металла и вокруг шпиля - двумя рядами позолоченных звезд. Вся колокольня была покрашена светло-зеленой краской, а колонны и все выступающие детали выбелены. В 1836 г. по обе стороны надвратной монастырской колокольни заложены и вчерне построены два каменных корпуса: «один с северной, другой с полуденной стороны колокольни» в одну с ней линию. Каждый корпус по 16 саж. длиной, а оба вместе с колокольней 42 саж.; северный - в 2 этажа, южный - в три. В них 78 покоев, 5 сеней и 5 длинных коридоров. В 1837 г. завершилась отделка надвратной церкви св. Николая Мирликийского - на втором ярусе колокольни: изготовлен иконостас и написаны иконы. Иконостас выкрашен белой краской под лак, вызолочены Царские Врата и колонны, капители и вся резьба. «На оной колокольне боевые с репетициею недельные часы, четверти отбивают в 12 колоколов, а часы в большой колокол». Часы с циферблатами на три стороны приобретены в 1836 г., вес их составлял 40 пуд., а стоимость 5 000 руб. В 1836 – 37 гг. старая монастырская колокольня была разобрана до основания, оставлена лишь одна ограда. В 1838 г. состоялось освящение надвратной Никольской церкви. Под храмом - «главные святые ворота для торжественных крестных ходов, встречи знатных посетителей…, над ними, с подъезда в арке, живописное изображение двух ангелов, держащих образ св. Николая с надписью: «Радуйся, Николае, великий чудотворче!» На колокольне для звона 9 колоколов. Большой в 117 пуд, второй – 71, а прочие меньше. А.Ю. Клоков, Л.А. Морев, А.А. Найденов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район. Часть I» Стройная классическая колокольня, несомненно, архитектурная изюминка монастыря. В монументальном издании " Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. Летопись " есть подробное её описание. " Строительство каменной трёхъярусной колокольни было завершено в 1835 году. В среднем её этаже располагалась трёхпрестольная церковь, главный престол которой освящён в 1838 году во имя святителя Николая Мирликийского, правый - в честь Рождества Иоанна Предтечи, левый - во имя Евсевия, епископа Самосатского. Снаружи здание было убрано вазами, капителями, изображениями ангелов и другими фигурами изящной лепной работы. Под колокольней находился главный вход в монастырь - Святые ворота, надвратная арка которых живописно расписана сюжетами из жизни основателей Задонской обители старцев Кирилла и Герасима, принесших сюда Владимирский образ Божией Матери. В основании колокольни имела " в широту и долготу 30 аршин (21 м), а в высоту со шпилем, обитым белой англицкой жестью, и крестом железным, вызолоченным червонным золотом, 114 аршин (81 м) " .

http://sobory.ru/article/?object=02122

В 1988 году началось восстановление обители с ремонта главного Владимирского собора. В августе 1991 года состоялось торжественное перенесение мощей Святителя Тихона из Орла в Задонский монастырь. С возрождением обители была изготовлена копия почитаемой храмовой иконы Божией Матери «Владимирская», согласно сохранившемуся ее описанию. На сегодняшний день, икона находится во Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря. В знак особого почитания и благоговения перед иконой Божией Матери «Владимирская» в монастыре ежедневно совершается акафист. Божией помощью, на сегодняшний день, Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, является самым крупным в Липецкой епархии. Обитель и поныне выступает ее духовным центром. Исцеления и чудеса, обильно источаемые от образа иконы Божией Матери «Владимирская» и от мощей Святителя Тихона, привлекают в монастырь, до сей поры, тысячи паломников. В дальней Задонской обители... В дальней Задонской обители Тихоне – чудный Святителе, Нёс со смиреньем служение, воли избрав отвержение, В сердце горел он молитвою, путь его битва за битвою, Шёл к высоте добродетелей помощью вышних свидетелей… Радосте Русской обители, Тихоне – мудрый Святителе, Пастырем, Господом избранный и на служение призванный, Веры Христовой ревнителе, страждущих - добрый целителе, Всем показует смирение, учит любви и терпению… Светоч для скромной обители, Тихоне – верный Святителе, Ересей злых обличение, вверенной паствы сплочение, Воин Христов в Слове Истины, Матерью Божией признанный, Чудным при жизни явлением в лике Святых прославлением… Златословестный учителе, в Господе наш просветителе, Многих взыскавый спасения, веры в сердцах укрепления, Молится в горних селениях Богу о душ исцелениях, Ныне в Небесной обители Тихоне – дивный Святителе. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/26/...

Но есть и те, которые ведут внешне подвижническую жизнь, но не стяжали плодов духа (см. Гал. 5:22). И стоит только где-то задеть их самолюбие, как все их «благодушие» тут же испаряется. Поэтому надо очень внимательно относиться к прохождению иноческого пути, чтобы внешние подвиги и достижения способствовали очищению сердца от страстей, а не самопревозношению. — Ваше Высокопреосвященство, Вы стояли у истоков возрождения Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, прославленного трудами великого подвижника и чудотворца святителя Тихона Задонского. Несомненно, это требовало огромной как физической, так и духовной отдачи. Поделитесь, пожалуйста, в каких условиях начиналось созидание монастырской жизни? — В советское время монастырь был передан овощесушильному заводу Грязинского пищекомбината, кроме того, часть зданий занимали районный больничный комплекс и женское общежитие культпросветучилища. Когда в 1990 году обитель передали Церкви, владыка Мефодий , митрополит Воронежский и Липецкий, благословил мне взять на себя труды по его восстановлению. Впервые переступив порог монастыря, я увидел жуткую картину: собор был огорожен забитыми в асфальт металлическими кольями с натянутой на них панцирной сеткой. Внутри Владимирского собора — разруха. Другие монастырские храмы представляли собой еще более печальную картину. Ограда монастыря была полностью разрушена, коммуникации сгнили, территория невероятно захламлена. Во дворе — шум, гам, сквернословие. Для нашего жилья было отведено всего три комнаты в здании разрушенной колокольни. Мы отгородили в коридоре уголок — получилась кухня, здесь же трапезная. В таких условиях надо было полагать начало: и строить, и служить, и общину собирать. Конечно, хотелось, чтобы монастырь стал образцовым, как прежде: многочисленная братия, полноценные службы, красивые облачения, ухоженные здания… Но важнейшей задачей было возродить духовную жизнь. — С чего Вы решили начать? — Первые годы я ждал и молился, чтобы Господь из многочисленных паломников, которые тогда потянулись в обитель, выделил и сплотил тех, кто сможет проникнуться духом любви, пример которой оставил нам и сам святитель Тихон, и наши старцы: отец Виталий и владыка Зиновий. Было понятно, что, пока не соберутся здесь единодушные люди, готовые и душу свою положить за Христа и за наш монастырь, будет очень сложно созидать полноценную духовную жизнь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5217306...

Название Задонский остается и до сих пор, так как в селении Тешевке в 1779 году учрежден был уездный город, который стал называться Задонск. Богородицким он называется в честь Богородицы, икона которой здесь издавна всеми почитается, и ее имени посвящен главный Владимирский храм Задонского монастыря. Таково было начало основания монастыря. В 1692 году весь монастырь и его деревянная церковь сгорели, но храмовая икона Владимирской Божьей Матери, принесенная Кириллом и Герасимом, осталась среди пожара совершенно неповрежденной. Обнаружение этой чудодейственной благодатной силы, проистекающей от честной иконы Владимирской Божьей Матери, еще более усилило веру молящихся пред нею. С 1693 по 1697 год настоятелем Задонской обители игуменом Трифоном была сооружена вторая деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери на месте прежней сгоревшей, а также были восстановлены все прежние монастырские постройки. В 1736 году настоятель игумен Ефимий II (в схиме Евсевий) приступил к строительству первой каменной церкви с двумя приделами; главный престол был освящен в 1741 году в прежнее наименование Сретенья Богородичной иконы Владимирской. Правый придел – в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, а левый – во имя Евсевия, епископа Самосадского. Также игумен Ефимий построил на западе переднюю часть каменной ограды, ворота которой вели внутрь монастыря. Напротив соборной церкви была сооружена каменная колокольня в готическом стиле, которая примыкала своей передней стороной к западной ограде; внутри колокольни на первом этаже был устроен храм во имя святителя Николая; по обе стороны колокольни были построены в два этажа кельи с кладовыми для настоятеля и казначея, а также были приобретены ризница и престольная утварь. До революции от этой утвари оставались серебряный напрестольный крест со святыми мощами и Евангелие. Слава Задонской обители особенно возросла в связи с именем Святителя Тихона I Соколовского, который в 1769 году, в Великий пост, переселился сюда, оставив Воронежскую кафедру по любви к безмятежному житию и безмолвию.

http://sobory.ru/article/?object=00450

Тем более теперь празднование дивного прославления во святых святителя Христова Тихона составляет духовное торжество не одной уже Задонской обители, но и всей Православной отечественной Церкви. X. Крестные ходы Крестные ходы подразделяются здесь на особенные и обыкновенные. 1) Особенные ходы установлены в обители Задонской: а) в 13 день августа вследствие торжественного обнесения св. мощей святителя Тихона вокруг монастыря; б) вследствие перенесения оных из летнего Владимирского собора в теплый Рождества Богородицы храм ежегодно совершается 5 октября и обратно 1 мая. В таких случаях молебное пение Святителю заканчивается многолетием Государю Императору и всему Царствующему дому, Святейшему Правительствующему Синоду, местному архиерею со всей его паствой, Синклиту, воинству, благодетелям обители и всем православным христианам. 2) Обыкновенные крестные ходы здесь совершаются преимущественно к монастырской часовне или к церкви, что над источником, в положенные уставом дни, как то: а) в пяток пасхальной седмицы; но с 1862 года исключительно в этот день установлено здесь при благоприятной погоде совершать крестный ход в Тюнинский девичий монастырь в честь той обители храмового праздника Богоматери Живоносного Источника 103 , который, по окончании там поздней обедни и положенного молебствия с водосвятием, при колокольном звоне, возвращается обратно в Задонский монастырь; б) в день Преполовения – и в этот же день относится с крестным ходом в монастырскую церковь над колодцем св. чудотворная икона Владимирской Богоматери вторая, которая там остается на все лето; а 1 октября, по освящении в источнике воды, Богородичная икона с торжеством возвращается в монастырь; в) 1 августа – с литиями вокруг монастыря и г) общий 6 января – (в эту же монастырскую церковь ) для Иорданского водоосвящения. XI. Ризница В начале истории этой мы говорили, что монастырь Задонский Богородицкий по возникновении своем имел уже « церковь и в церкви образа местные, книги, ризы и проч.», но в 1735 году при игумене Евфимии II (как свидетельствует Преосвященный Евгений Болховитинов) лучшая ризница и утварь церковная в Задонской обители устроены были войска донского атаманшей Варварой Ивановной Фроловой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

10 сентября 1798 года в сан архимандрита монастыря был возведён Тимофей (Самбикин), который на протяжении предыдущих восьми лет был в нём игуменом, а также состоял присутствующим членом Воронежской консистории. В этой должности он пробыл по 15 июля 1805 года, когда был из Задонска определён настоятелем Соловецкого монастыря. С приходом нового архимандрита возобновляется строительство новых зданий на территории монастыря — в том числе восточная одноэтажная келья для настоятеля и двухэтажный южный корпус для служителей, закачивается строительство каменный ограды с двумя башнями (одна сохранилась до современности). В то же время обновляется Владимирский храм — появляется настенная живопись, перекрывается крыша, достраиваются служебные дворы. С 1779 г. по 1802 г. на территории монастыря размещались Уездное Казначейство и присутственные места. В конце XVIII века монастырь причислили к третьему классу, по которому полагалось иметь игуменов. В 1797 году для третьеклассных монастырей было положено иметь архимандритов, поэтому в уже в 1798 году в Задонском монастыре появилась архимандрия. Монастырь значился на 130 м месте в списке 1810 года всех монастырей третьего класса. С увеличением числа паломников в Задонский монастырь назревает объективная необходимость строительства новых зданий и обновление существующих. Так был построен северный жилой корпус для паломников, впоследствии отданный под кельи. Корпус был позже уничтожен при строительстве нового здания Владимирского храма. Сам храм Владимирской Богоматери был вновь расписан и подновлен в 1803 году. При архимандрите Иннокентии в 1806 году была устроена каменная трапезная с богатой отделкой в виде колонн, богатых украшений и алебастровых фигур. В ней же расположилась монастырская хлебопекарня. Позже трапезную переоборудовали в зимнюю церковь. В 1815-16 гг. обновлены кельи, трапезная и прочие здания. В 1817 году к двухэтажному корпусу пристроили двухэтажную Вознесенскую церковь и помещение для больницы. В 1818 году рядом с Вознесенским храмом было возведено здание для духовного училища (первые два этажа занимали ученики, третий этаж был отдан наставникам). В том же году в обитель прибыл Георгий (Задонский) , который на протяжении 17-ти лет вёл в монастыре затворническую жизнь.

http://azbyka.ru/palomnik/Задонский_Рожд...

В 1736-41 гг. севернее прежней деревянной церкви и выше по склону построен был новый кирпичный соборный трехпрестольный храм. Главный престол его освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери 23 июня 1741 г. В тот же день освящен и левый придел во имя св. Евсевия, епископа Самосатского (небесного покровителя игумена-строителя). Другой теплый придел освящен 24 июня того же года в честь Рождества Иоанна Предтечи. В том же 1741 г. на месте древней деревянной церкви был построен надкладезный молитвенный храм - часовня. В 1788 г. из казны выделено было 500 руб. на ремонт монастырских построек, а в 1789 тщанием некого Александра Заборовского ремонтировался снаружи и внутри соборный Владимирский храм: менялась кровля, золотился иконостас, поновлялись иконы. В 1803 г. соборный храм расписан живописным лучшим художеством масляными красками внутри. Писал воронежской казенной палаты отставной канцелярист Арбузов. Годом ранее в 1802 г. на главную святыню обители, поновленную в 1775 г., Владимирскую икону Божией Матери, вместо ветхой, сделана новая сребропозлащенная риза, по приличным местам обнизано хорошим жемчугом, драгоценными камнями и стразами. В 1823 г. заново вызолочена была глава на Владимирском соборе. В иконостасе храма «около местного чудотворного образа Владимирской Божией Матери, в симметрию оного и на другую сторону Царских Врат, таковой же серебряный чеканный оклад» устроен. В 1824 г. сделан новый серебряный чеканный оклад на икону Покрова Божией Матери. В 1830 г. продолжалось строительство колокольни, которую выстроили до второго слухового окна второго этажа. В том же году в соборной церкви сделаны были два новых придельных иконостаса и два киота к столпам посреди церкви. Все оное выкрашено под лак, а резные приличные места позлащены на полимент. Стенная живопись пробликована. В 1841 г., когда исполнилось столетие построенному в 1741 г. первому каменному Владимирскому собору, о. Мартирий известил епархиальное руководство, что в «трапезной церкви Владимирской Богоматери, она же и летняя соборная, трещины в сводах», храмовое здание по указанию священноначалия 13 мая того года было опечатано, а богослужения, вплоть до построения нового летнего храма, с тех пор совершались в теплой монастырской церкви во имя Рождества Богородицы…

http://sobory.ru/article/?object=02123

Первое время Иларий проживал один. Если посетители нарушали его уединение, удалялся в глубь леса или залезал на вершины высоких деревьев и молился там. Когда слава о подвигах и благодатных дарованиях Илария (особенно о даре духовного прозрения) распространилась, сложилась небольшая община: некто юродивый Григорий, крестьянин Орловской губ. Емельян и раненбургский мещанин В. Никитин примкнули к Иларию. Братия страдала от недостатка воды; по преданию, однажды после молитвы в лесу Иларий заснул, а проснувшись, увидел куст прекрасных цветов. На этом месте он вырыл колодец ( Клоков, Найдёнов. 2007. С. 14-15). Источник в Воловом овраге с водой, к-рая считается целебной, сохранился до наст. времени. Однажды ночью во время сильной вьюги, возвращаясь от свящ. Трофима в пещеру, Иларий сбился с дороги, ослабел и упал в снег. Проезжавший мимо крестьянин узнал его, положил в сани и привез к священнику. Отогревшись в доме о. Трофима, Иларий попросил отслужить молебен Божией Матери, затем встал с постели, поцеловал крест и, поклонившись священнику в ноги, бодро вышел за дверь. На др. день утром Иларий уже присутствовал на литургии в головинщинском храме, как всегда босой, в белом летнем халате и без обморожений (Там же. С. 15). В благодарность Господу за избавление от смерти Иларий решил остальное время жизни провести в безвыходном затворе, однако это намерение не осуществилось. Полиция посещала старца в пещерах, Иларий неск. раз покидал овраг, паломничал в Киев. Однажды, возвращаясь в с. Головинщино, Иларий заболел и остановился в Коренной в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь близ Курска. Настоятель о. Филарет, хорошо знавший старца по прежним посещениям, постриг Илария в мантию с именем в честь прп. Илариона Великого (РГБ ОР. Ф. 214. Д. 325/2. Л. 51, 114). Ок. 1800 г. пещеры в Воловом овраге посетила благочестивая девица Д. Кутукова (см. Дария (Кутукова) , прп. Сезёновская) из с. Пикова Раненбургского у. Рязанской губ., впосл. основательница Казанского мон-ря в с. Сезёнове Лебедянского у. Тамбовской губ. И. стал ее духовным руководителем, общался также с учеником свт. Тихона Задонского иеросхим. Агапитом (Болховитиновым; † 17 сент. 1825), старцем задонского Богородицкого монастыря (см. Задонский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь ).

http://pravenc.ru/text/389135.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010