13 сентября – память обновления святого храма Воскресения Христова в Иерусалиме на Голгофе; 23 сентября – праздник Зачатия честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 2 июля – праздник Положения честныя ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне; 1 августа – Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Эта служба соединена со службой свв. мученикам Маккавеям. Где в этот день отмечается храмовой праздник, то положено совершать особую службу «Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии» с величанием. «Происхождение» иначе вынос Животворящего Креста Господня, который совершался в Константинополе из императорских покоев в церковь Св. Софии. При этом совершаемо было и водоосвящение. Праздник Всемилостивому Спасу совершается в память двух побед: константинопольского имп. Мануила над сарацинами и вел. кн. Андрея Боголюбского над волжскими болгарами, которые совпали в один и тот же день 1 августа 1164 года. Оба государя видели с войсками своими светлые лучи, исходившие от взятых на войну икон Спасителя и Богоматери. В день 1 августа как бы предначинается празднование Животворящему Кресту: с этого дня и до отдания Воздвижения поется на всех праздничных утренях катавасия: «Крест начертав Моисей». После Великого славословия выносится крест на середину храма и бывает поклонение ему с пением: «Кресту Твоему покланяемся Владыко», подобно тому, как в неделю Крестопоклонную и в праздник Воздвижения. Обыкновенно после литургии совершается малое освящение воды. Крест остается на середине храма до вечерни следующего дня 2 августа: после отпуста вечерни он торжественно, при пении тропаря и кондака, вносится снова в алтарь. С 1-го августа начинается Успенский пост, так что 31 июля бывает мясопуст, или заговены. Если 31 июля придется в постный день среду или пяток, – заговены бывают 30 июля. 16 августа – праздник Перенесения Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше Святого Убруса, от Эдесса в Константинополь град. Это перенесение было в 944 г. Авгарь, царь Эдесский, будучи болен послал Ананию к Господу Иисусу Христу с письмом, в котором просил Господа придти к нему и исцелить его. Авгарь поручил также Анании, бывшему живописцем, написать изображение лика Христова. Но последнему это не удавалось. Тогда Господь отер лицо Свое полотенцем, или убрусом, и на нем чудесно отобразился Его Божественный Лик. Помолившись перед этим чудесным изображением, Авгарь исцелился. В царствование имп. Константина Багрянородного этот Нерукотворенный Образ был перенесен в Константинополь, в память чего и был установлен праздник 16 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Обитель эта была известна строгой аскетической жизнью своих иноков. Здесь первоначально подвизались великие угодники Русской Церкви: преподобные Иосиф Волоцкий и Левкий Волоколамский (XVI в.), Даниил Переяславский (V 1540; пам. 7 апр.) и Давид Серпуховской (V 1520; пам. 18 окт.). При постриге будущий святитель был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария Египетского (V 391; пам. 19 янв.). В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. Соборный храм Боровской обители был расписан знаменитым иконописцем Дионисием, были в нем и иконы преподобного Андрея Рублева (XV в.; пам. 4 июля). У великих мастеров древности учился художественному мастерству инок Макарий, будущий митрополит. Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив». Промыслу Божию было угодно воздвигнуть сей сосуд смирения и послушания на более высокую степень церковного послушания: 15 февраля 1523 г., в заговенье на Великий пост, инок Макарий был поставлен митрополитом Даниилом (1522-1539; V 1547) в архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, основанного преподобным Ферапонтом Можайским (V 1426; пам. 27 мая). Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский Синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь своего Небесного покровителя -преподобного Макария Египетского. Но пребывание архимандрита Макария в Можайске оказалось недолгим: через три года он был призван к архипастырскому служению. 4 марта 1526 г. архимандрит Макарий посвящается в архиепископы Великого Новгорода и Пскова, на самую древнюю кафедру Московской Митрополии. Хиротония святителя была в день памяти преподобного Герасима «иже на Иордане», в Успенском соборе Московского Кремля, а 29 июля того же года, в день памяти святого мученика Каллиника, он прибывает на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Летописец говорит: «Сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».

http://pravicon.com/info-2832

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской http://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm , сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm , которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост. Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html , вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm , а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице http://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm , который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом , так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа. И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm . В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия http://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm , Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

Лена вспомнила, как пришла однажды к батюшке в недоумении. Она думала над словами соседки по келье. Та громогласно вещала: «Проще надо жить! Живи по заповедям! Вот и всё. Можно и без духовных наставников жить. И святых отцов читать, я считаю, необязательно. Есть заповеди, вот и живи по ним. А то мудрствуют тут! Духовники! Духовное руководство!» А может, на самом деле достаточно заповедей? Не делать другому того, чего не хочешь для себя? И только-то. Когда она пришла к духовному отцу, он посмотрел на задумчивое чадо и, ни о чём не спрашивая, дал читать книгу с закладкой. И она прочитала: «Заповедь дана, но в жизни она может исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не всегда легко понять, что происходит – искушение ли это или то, чего хочет от тебя Господь». И ещё прочитала: «Духовная жизнь не означает только пребывание в облаках... Она заключается в раскрытии законов духовной жизни, насколько они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях». Вот и ответ на вопрос, нужны ли нам духовные наставники и чтение святых отцов. Больше у Лены по этому поводу вопросов не возникало. Она посидела ещё немного в задумчивости. Потом подошла с книгой к батюшке: – Я иногда нуждаюсь в утешении, – и вздохнула тяжело. – Я и говорю, что расти духовно нужно, Елена! Не искать утешений. А тебе всё утешения подавай! Утешение – пирожное духовное. Пирожного захотелось? Лена улыбнулась: – Да, батюшка, мне бы немного утешения, парочку духовных пирожных: внимания и сочувствия! – Так, чадо моё унывающее, внимание ты получила, сочувствие к нему прилагается. Пирожное тоже будет. Сегодня заговенье на Успенский пост. Купи себе чего-нибудь вкусного, мороженку съешь. Хочешь мороженое? Эскимо, например? – Хочу, – сказала Лена. – Вот и утешься. Так, всё! Исповедоваться придёшь на Преображение. Бог благословит, отправляйся на послушание. Игумен А. был очень добрым, но и строгим духовным отцом. И Лена больше ничего не сказала, благословилась и отправилась на труды. Пока трудилась, представляла себе, как после послушания искупается в источнике преподобного Пафнутия Боровского, а потом купит себе в магазине одно, нет, два эскимо. Сядет на своей любимой полянке под тёплым оптинским солнышком и будет утешаться. Завтра пост начинается, не до мороженого. А вот сегодня – можно и полакомиться!

http://pravoslavie.ru/37928.html

Сию проповедь он читал в день святителя Алексея, который в том году выпал на предпоследний день Масленицы. Завтра -заговение на Великий пост. Увы, как сейчас, так и тогда люди не понимали, что Масленица не для того, чтобы перед постом полнее набить себе брюхо, а чтобы уже начать подготовку к долгому воздержанию. Ведь уже запрещено все мясное, Церковь своими установлениями постепенно смиряет плоть человека. Печально видеть в храмах на Масленицу мало народу, зато много – на площадях, где кипит веселье, в ресторанах, в кабаках, где гудит пьяный пчелиный рой. Наступает Великий пост, и смиряется плоть, хотя и с опозданием. Христиане начинают многодневный поход к главному празднику года – Пасхе Христовой. А после Пасхи, выдержав постное испытание, многие опять бросаются в неумеренное веселье, объядение, пьянство, разгул. – Чистая радость есть благородная и целомудренная дева, которая имеет неразлучною спутницею чистую совесть, которая может быть в обществе только с теми, которых и поступки непорочны, и слова скромны, и намерения чисты и возвышенны, – учил митрополит Филарет в пасхальной проповеди 1827 года в Успенском соборе Кремля. – Если грубое и безумное веселье мира заступает ее место, тем хуже. Мщение небесное за оскорбление небесной радости посылает проклятие на все источники радости земной. В 1827 году исполнялось пятнадцать лет Отечественной войне и изгнанию Наполеона. Новый император мечтал со своей стороны почтить память той победы. Обветшавшие Триумфальные ворота, деревянные, поставленные на площади Тверской заставы в 1814 году, он приказал разобрать и на их месте спроектировать новые, каменные. А еще во время коронационных торжеств царь ознакомился с тем, как движется строительство храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, и остался весьма и весьма недоволен. За почти десять лет там ничего не сдвинулось с места. Храм был заложен в 1817 году, но архитектор Витберг продолжал разрабатывать экономический проект строительства, в соответствии с которым на занятые в опекунском совете десять миллионов рублей предполагалось купить восемнадцать тысяч помещичьих крестьян с землей в Московской и близлежащих губерниях. Заработанные этими крестьянами деньги должны были поступать в казну, а та отпускала бы их на строительство храма. Кроме того, часть этих же крестьян предполагалось использовать на работах по возведению храма. А для доставки камня, найденного Витбергом в Верейском и Рузском районах Подмосковья, требовалось наладить судоходство. Однако Витберг оказался не лучшим руководителем, и многое из задуманного у него не получилось. Крестьян купили, камень стали заготавливать, но доставить его до места строительства так и не смогли. 300 тысяч рублей вообще оказались неизвестно где. История стара как мир, и там, где большие деньги, там и большие хищения. А в 1825 году Витберг лишился своего главного покровителя и крестного – императора Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В Великом посте большая часть седмиц и недель (воскресений) носили особенные календарные названия. Воскресенье перед Масляной неделей называлось «Мясное заговенье» (Мясопуст). Воскресенье после Масленицы носило название «Недели сыропустной». Саму Масленицу именовали «Сырной», «Масляной» или «Молочной неделей». Впервые название «Масленица» встречается в XVI в. Первая седмица Великого поста именуется в летописях «чистой», «Федоровой». Воскресенье после этой недели носило название «Сбора», «Честного сбора», «Недели соборной». Это название происходило от того, что священники в этот день обыкновенно съезжались на ежегодный епархиальный собор к епископу. Четвертая неделя известна в летописях под именем «Средокрестной», «Средоговения»; пятая – под именем «Похвальной». Шестая носила название «Вербницы», «Цветной», «Цветоносной». Наступал Великий пост , но не сразу стихал разгул масленичного веселья. Об этом свидетельствует послание митрополита Фотия (XV в.), который пишет: «Да еще слышанье мое, что заговев Великий святый пост, еже есть Божие одесятование всего лета, и простии де людии бой и шум сотворяют и зрелища безчинная, еже суть Богу мерзкая и ненавидима» 10 . Но постепенно языческий разгул уступал место покаянной молитве. Как иноки, так и миряне в Прощеное воскресенье в торжественной церковной обстановке прощали друг другу все согрешения. Этот день носил название «Прощенного дня» или «Целовальника». Народный обычай прощения в Древней Руси заключался в том, что после вечерней молитвы младшие члены дома с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивая прощения у них, кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками – своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году. В начале XVII века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На масленице россияне... посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, – хотя бы никогда прежде не видались, – целуются, приговаривая: «Прости меня, пожалуй»; другой отвечает: «Бог тебя простит» 11 . При дворе московских государей обряд прощения развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, «прощаясь» с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву Лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощенное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе. Здесь пели прощальные песнопения и произносилось глубоко-покаянное слово патриарха. Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих колодников, то есть заключенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

13 августа праздновалась чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная». По сторонам лика Богоматери изображены два ангела с орудиями страданий Христовых. В центре Москвы для этой иконы в 1654 г. построили Страстной монастырь, ставшим местом паломничества со всей России. Оставалось три дня до Успения: Никитин, Максимов и Михеев. На Михея (14 авг.) (см.: Михей Камнеклад) дуют ветры-тиховеи – к ведреной осени; Михей с бурей – к ненастному сентябрю. Михеев день Успенский пост кончает, осеннему мясоеду навстречу идет, бабьим летом бурей-ветром перекликается. 14 авг. память св. Аркадия Вяземского. 15 авг. празднование Владимирской Ростовской иконы Божией Матери, а также иконы «Прибавление ума». 16 авг. празднование Феодоровской иконы Божией Матери. Успение Пресвятой Богородицы – великий праздник, связанный в народном представлении с целым рядом особых поверий, примет и сказаний. Этот день назывался «Большая Пречистая» – «август-месяц на два полена рубит»: делит пополам. За Успеньем – 16 авг., Третий Спас – " Спожинки». 17 авг. вспоминали св. иконописца Алипия Печерского (ск. ок. 1114). С Успенского заговенья вплоть до Ивана Постного (29 авг., дня усекновения честные главы св. Иоанна Крестителя) шла пора «молодого бабьего лета», время осенних хороводов. «Кому работа, а нашим бабам и в августе – праздник!» Спожинки пройдут, через день вслед за ними шли «Досевки»: 18 авг., память свв. Фрола и Лавра. Начинались вечерние бабьи «засидки». «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена (1 сент.) ленивые». В Симбирской губ., да и в некоторых др. на Фрола и Лавра устраивали лошадиный праздник. В этот день крестьяне прикармливали лошадей с утренней зорьки свежим сеном да овсом, заплетали им гривы пестрыми лоскутками. В обедню гнали коней к церковной ограде – скакали на них во всю прыть малые ребята. После обедни и молебна святым покровителям коней священники выходили за ограду кропить приведенных коней «свяченой» водой. «Умолил Фрола-Лавра – жди лошадям добра!», «Фрол-Лавер до рабочей лошадки добер!» Конеторговцы-табунщики твердо помнили старинный обычай – до «Фрола-Лавра не выжигать молодым коням тавра (клейма)».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для обеда пищи готовится столько, чтобы ее хватило и на ужин, так что ужин всегда есть остаток обеда (как и у Симбиряков). Между Успенским и Рождественским постами весьма незначительная разница в питании. В первый пост для завтрака всего чаще употребляют соленые огурцы с квасом, ботвинью с квасом, вареный картофель с хлебом и иногда с «заливкой», т. е. с конопляным молоком; в Рождественский пост преобладающими кушаньями на завтрак являются: щи с капустой и черными грибами, иногда с таранами,, картофельная похлебка или без всяких прибавлений, или с таранами, или с «заливкой», вареный картофель с черными грибами, реже с таранами. На обед в Успенский пост какие-либо два кушанья из следующих: ботвинья, поливка с зеленым луком и «заливкой», клецки с заливкой, иногда картофель с таранами или шмайкой (селедкой). В Рождественский пост всего чаще подаются на обеде: щи, картофельная похлебка, иногда горох, овсяный кисель, груца с заливкой. В воскресные дни обоих постов к обычному обеденному меню из 2 кушаний прибавляются блины или пампушки с заливкой и каша с конопляным маслом; иногда варят кулагу. По средам и пятницам Успенского поста все, а в остальные дни большинство не едят рыбы. В промежуток между Успенским и Рождественским постами (от 15-го Августа до 14-го Ноября), а также в промежуток от Рождества до масляной в скоромные дни для завтрака всего чаще готовятъ: кулеш с салом или клецки с салом; для обеда – борщ из капусты или свеклы с салом или мясом, груцу или крупеню с молоком или салом, картофельную похлебку, приправленную салом и ячменной крупой, картофель с салом, иногда поливку с луком, с салом или мясом. В воскресные дни к обычному меню присоединяются блины, колбаса и каша. Осенью, после Успенского поста, когда бывает мало молока, крестьяне бьют подкормленых подсвинков и баранов и мясо их (в борще или поливке) едят не только в праздники, но некоторые даже и в будни. На заговенье пред Рождественским постом, в первый день Рождества, на Новый год, на Крещенье, на заговенье пред масляной для обеда готовят не менее 4 кушаний: борщ с мясом или салом, поливку со свининой, кулеш с салом и колбасами, груцу с молоком и гречневую или ячменную кашу с салом или коровьим молоком. Обедают после обедни, затем часа в 2 полдничают; ужинают то же самое, что было на обеде. На другой день Рождества едят оставшееся от первого дня, а если остатков мало, то некоторые кушанья готовятся вновь, как, напр., студень; на третий день Рождества нет уже ни каши, ни колбас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. С Переславского Горицкого с 5 000 душ 150 р. – к. 2. С Даниловского с 3 153 душ 94 р. 59 к. 3. С Никитского с 2 276 душ 68 р. 28 к. 4. С Борисоглебского, что на песках с 48 душ 1 р. 44 к. 5. С Борисоглебского, что на горах с 225 душ 6 р. 75 к. 6. С Фёдоровского женского с 1 338 душ 40 р. 14 к. 7. С Александровского Успенского женского с 113 душ 3 р. 39 к. 8. С Дмитровского Борисоглебского с 1 214 душ 36 р. 42 к. 9. С Верейского Спасского с 178 душ 5 р. 34 к. 10. С Волоколамского Иосифова с 11 422 душ 342 р. 66 к. 11. С Возмицкого с 502 душ 15 р. 6 к. 12. С Варварского женского с 44 душ 1 р. 32 к. 13. С Можайского Лужецкого с 2 212 душ 66 р. 36 к. 14. С Колоцкого с 1 069 душ 32 р. 7 к. 15. С Петровского женского с 146 душ 4 р. 38 к. с 28 940 душ 868 р. 20 к. При бурсе был хлебник и два повара – один для учителей, другой для семинаристов. Для бурсы и жительства учителей отведены были три покоя в Даниловом монастыре. Мы имеем под руками полное расписание расходов на содержание бурсы на 1755 год. Так как оно даёт очень ясное понятие о тогдашнем состоянии бурсы, то и считаем небесполезным поделиться им. Казённокоштных семинаристов было в том году 60 человек, из них 20 сирот. Вот что представлено в смете расходов того года на 319 дней кормовых для всех 60-ти человек и на 47 дней вакациальных для 20-ти сирот. Хлеба печёного по 3 фунта г] на каждого человека в день, в течение года 1606 пудов кг] на 160 р. 60 к. Мяса на 67 дней, в мясоястия, высокоторжественные дни, праздничные и субботние, по 20 фунтов кг] в день, да в заговенья по 1 пуду – 36 пудов 20 фунтов кг], да в вакацию 1 пуд 36 фунтов кг], всего на 23 р. 4 к. В постные таковые ж дни белужины 4 пуда 26,5 фунта кг], всего на 3 р. 75 к. Масла коровьего во щи и кашу по 3 фунта в день, всего 8 пудов 31,5 фунта кг] на 17 р. 57,5 к. Масла постного по 3 фунта в день – 13 пудов 13,5 фунтов 20 р. кг]. Снятков псковских во щи в посты по гарнцу, 3 четверика и 57 гарнцев, 4 р. 40 к. кг]. [с.1305] Толокна в великий пост, 2 фунта на 3 человека, 46 пудов на 13 р. 80 к. кг].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Разделы портала «Азбука веры» 15 (28) ноября – 24 декабря (6 января) Как был установлен Рождественский пост Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский , Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий . Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября». Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым. Зачем установлен Рождественский пост Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

http://azbyka.ru/rozhdestvenskij-post-ka...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010