Казанский Богородицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанский Богородицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанская икона в киоте помещалась в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме имелось 12 клейм. Оклад внутренней рамы (1806) был выполнен на средства игум. Софии (Болховской) к возведению в 1808 г. нового Казанского собора. Внешнюю раму с клеймами чудес украшал оклад 1-й пол. XVIII в. с фигурными обрамлениями клейм, выполненный на средства полковника А. И. Змеева и его супруги. Внутренняя рама изымалась из внешней и имела ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В теплое время года чудотворный образ пребывал в летнем Казанском соборе, в холодное - в зимнем храме свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского). В Казанском соборе (1808) чудотворный образ находился в иконостасе слева от царских врат в большом деревянном киоте ( Малов. 1879. С. 29-34; Загоскин. 1895. С. 160). Сохранившаяся монастырская пелена кон. XVI в. (27,5×24,5 см) с изображением Казанского образа (НМРТ) создана, вероятно, в местной мастерской. Возможно, именно эта пелена в XIX в. висела под явленной иконой ( Завьялова М. К., Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. Гос. объединенного музея Респ. Татарстан//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 76-78. Ил. 4). 8 июля и 22 окт.- в дни празднования Казанской иконе - совершались крестные ходы из Благовещенского собора в монастырский собор, в обители богослужения возглавляли епархиальные архиереи. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. архиерейские службы в мон-ре проходили 15-20 раз в год. Чудотворную икону ежегодно носили еще в 14 крестных ходах в храмы города. По просьбам горожан монастырские священники приносили Казанскую икону в частные дома. Обитель посещало множество паломников, в т. ч. 28 мая 1722 г.- имп. Петр I Алексеевич , 28 мая 1767 г.- имп. Екатерина II Алексеевна , затем имп. Павел I Петрович , 18 авг. 1836 г.- имп. Николай I Павлович , 20 июля 1837 г. и 27 авг. 1871 г.- имп. Александр II Николаевич , в 1871 г.- буд. имп. Александр III Александрович . 5 июля 1894 г. и 16 июля 1897 г. в мон-ре был прав. Иоанн Кронштадтский . После святотатственного похищения явленной Казанской иконы (в ночь на 29 июля 1904) на ее место в соборе была поставлена икона Божией Матери «Паммакаристос», написанная по заказу К-польского патриарха Иоакима III и присланная в дар мон-рю (к 2012 - в фондах Национального музея Республики Татарстан).

http://pravenc.ru/text/1319812.html

Однофигурные изображения В. известны на иконах XIX - нач. XX в. В святительских, орнаментированных золотом одеждах, высокой митре, именословно благословляющий, с Евангелием в руке, В. стоит фронтально на орлеце, в проеме царских врат, по сторонам массивные колонны (2-я пол. XIX в., ЦМиАР; этой иконой, по надписи на обороте являвшейся «копией с оригинальнаго Образа св. Святителя и Чудотворца Варсонофия», архиеп. Тверской Григорий благословил кимрского купца И. П. Малюгина). В нач. XX в. существовали иконы с поясным изображением именословно благословляющего В. с массивным Евангелием в руке, на золотом канфаренном фоне, с орнаментом на полях, имитирующим цветные эмали. Лик В. исполнен в академической манере с влиянием неорус. стиля (ЦМиАР). В медном литье изображения святителей Гурия и В. в молении помещены на левой створке складней (на правой - Иоанн Предтеча и свт. Николай) со «Спасом Смоленским» или Богоматерью Одигитрией (оба XVIII в., ЦМиАР), Казанской или Страстной Богоматерью в центре (XVIII, XIX вв., ЦМиАР); на отдельных иконках в молении Богоматери «Знамение» (XVIII в., ЦАК МДА). Сохранилась крышка серебряной позолоченной раки, изготовленная в Казани в 1834 г., с рельефным изображением святого в фелони, омофоре и митре (ГОМРТ; фотография (ок. 1941) самой раки, находившейся в Спасо-Преображенском монастыре, также хранится в ГОМРТ). Лит.: Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 222, 287, 314; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. Кат. 98, 99, 108; Пречистому образу Твоему поклоняемся…: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. СПб., 1994. Кат. 166. Ил. на с. 266; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. 60; Завьялова М. К. , Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. ГОМРТ//Древнерус. художественное шитье. Мат-лы и исслед. М., 1995. С. 79. Ил. 9; Опись церковной утвари и ризницы москов. Казанского собора 1771 г./Публ., вступ. ст. С. А. Смирнова//Культура средневек. Москвы, XVII в. М., 1999. С. 390, 398-399, 407; Гнутова С. В. , Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни: Медное художественное литье XI - нач. XX в. из собрания ЦМиАР. М., 2000. Кат. 208, 210.

http://pravenc.ru/text/154327.html

Многое зависело от руководителей и сотрудников музеев. При желании и умении они могли спасти драгоценные экспонаты. Даже после визитов в музей «ударных бригад», отбиравших лучшие экспонаты (в перспективе возможной продажи за границей) и составлявших соответствующие акты на изъятие, далеко не все из упомянутых в актах предметов были утрачены. Возможно, это было вызвано нераспорядительностью властей, огромными объемами торговли памятниками искусства и старины, отдаленностью от столиц или какими-либо другими причинами. Значительная часть памятников искусства и старины сохранилась в Национальном музее Республики Татарстан. Публикуемые документы выявлены в основном в 4 фондах Национального архива Республики Татарстан: Отдела народного образования Казанского губернского исполкома (ф. Р–271), Народного комиссариата просвещения Татарской АССР (ф. Р–3682), Центрального музея Татарской АССР (ф. Р–2021), Казанского епархиального управления (совета) (ф. Р–1172). Для публикации отбирались те документы, которые наиболее ярко характеризовали деятельность казанской интеллигенции по сохранению наследия прошлого, полно и точно отражали события эпохи. Публикуемые документы свидетельствуют, что наиболее ценные в художественном отношении вещи долгое время хранились в Центральном музее Татарской АССР, коллекции которого в 1920-х гг. (в том числе в 1928 и даже в 1930 г. – накануне мощной кампании по изъятию и продаже художественных ценностей за рубеж) – постоянно пополнялись из Музейного фонда Музейного отдела Академцентра Татарского Наркомпроса. Более того, в 1926 г. сотрудник музея искусствовед П. Е. Корнилов организовал в музее подотдел древнерусского искусства и устроил постоянную экспозицию, где демонстрировались церковные цehhocmu[xxvi].     ПРИМЕЧАНИЯ   Писцовое описание Казани и Казанского уезда 1565–1568 гг./Публ. подгот. Д. А. Мустафина. Казань, 2006. С. 60–72. О памятниках лицевого шитья из собрания Национального музея Республики Татарстан см.: Силкин А. В. Памятники строгановского лицевого шитья в Казани//Памятники русского искусства. Исследования и реставрация: Сборник научных трудов. М., 1987. С. 58–73; он же. Древнейший памятник лицевого шитья в Казани//Древнерусское художественное шитье: Материалы и исследования. М., 1995. С. 53–69; он же. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 186, 188–191, 294–298, 303–305; он же. Лицевое шитье строгановских мастериц. М., 2009; Завьялова М. К., Каргалова Т. А. Золотая нить русских мастериц: Лицевое шитье XVI–XVII веков в собрании музея//Казань [журнал]. 1997. С. 56–61; 2004. 8–9. С. 28–32.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Не только строгановские шитые предметы пополняли ризницы храмов К. и Т. е. В качестве вкладов в ризницы поступали произведения столичных мастерских, напр. пелены с иконой Казанской Божией Матери и со «Спасом Еммануилом» (НМРТ; Завьялова, Каргалова. 1995. Ил. 7. С. 79, 80; Каргалова. 2002. С. 202), стиль к-рых близок к стилю произведений ярославского мастера 70-х гг. XVII в. Силы Савина. Сохранились сведения о местных традициях лицевого шитья. Еще в нач. XX в. в ризнице Зилантова мон-ря хранился набор литургических покровов: большой воздух с изображением лежащего Христа и 2 служащих ангелов и 2 сударя - с изображением Божией Матери «Воплощение» (для потира) и служащих ангелов по сторонам дискоса со звездицей и лежащего Младенца, а также с образом Саваофа вверху (для дискоса) ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 27-28; Денике. 1917. С. 7-9 (фотографии); Рощектаев. 2004. С. 147-148). По мнению Денике, эти произведения были связаны с возведением монастырского собора в камне ( Денике. 1917. С. 10; см. также: Завьялова, Каргалова. 1995. С. 81. Примеч. 18). Из этого набора сохранился покровец на дискос (НМРТ); рисунок отличается чрезвычайной простотой: к минимуму сведены разделка одежд, ликов, упрощены контуры фигур. Еще свящ. П. Заринский отмечал сходство плащаницы и воздухов (покровцов) из Зилантова монастыря с воздухами вклада И. Верёвкина, сделанного 27 июля 1673 г. в Спасо-Преображенский мон-рь ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 28; Лебедев. 1895. С. 58-59). Судя по описанию, плащаница и 2 покровца, вложенные Верёвкиным на помин себя и родных, были шиты из желтого атласа, края - из зеленого атласа ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 10-11). Они имели общую вкладную надпись краской на обороте; при иконографическом и композиционном сходстве они отличались от литургических покровов из Зилантова мон-ря. Шитье ликов, напр. тени вокруг глаз в виде своеобразных очков, находит аналогию в шитье палицы с образом Св. Троицы (1681, НМРТ; Завьялова, Каргалова. 1995. Ил. 6. С. 79, 80), с вкладной надписью и тропарем, к-рая происходит, вероятно, из Благовещенского собора, в ризнице которого уже находилось собрание архиерейских епигонатиев. Возможно, уже в Казани местными мастерицами были вышиты фигуры святых на подоле саккоса митр. Лаврентия II, к-рые по технике шитья и рисунку более просты и трафаретны, нежели фигуры в композициях.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Саккос митр. Лаврентия. 60-е гг. XVII в. (НМРТ) В 50-60-х гг. XVII в. в храмы К. и Т. е. делали вклады именитые люди Строгановы (о значении Казани в торговой деятельности Строгановых в XVI-XVII вв. см.: Введенский. 1962. С. 274-295). Сохранилось 8 произведений из ризниц казанских соборов и церквей (ныне в собр. НМРТ). Это пелены к иконам, прежде всего к Казанской иконе Божией Матери или к иконе Божией Матери «Знамение» (обе сер. XVII в., НМРТ; Силкин. 2002. Кат. 18, 19. С. 187-189). Наиболее роскошными были шитые в мастерской Анны Ивановны Строгановой вклады в кафедральный Благовещенский собор Казани. В 60-х гг. XVII в. по обещанию Г. А. и Д. А. Строгановых для митр. Лаврентия II был создан саккос, сплошь расшитый композициями праздников и образами святых (НМРТ). Саккос имел вкладную надпись с именами святителя и заказчиков ( Яблоков. 1909. С. 39; см. также: Пинегин. 1890. С. 364; Спутник по Казани. 1895. С. 115; Завьялова, Каргалова. 1995. С. 78-79, 80; Силкин. 2002. Кат. 95. С. 294-297). Расшитый серебряными и золотыми нитями саккос был подобен драгоценному сосуду или окладу; среди изображенных святых большая часть - рус. князья, святители, преподобные. Саккос митр. Лаврентия чрезвычайно близок к шитому саккосу свт. Ионы (Сысоевича), митр. Ростовского, также созданному Строгановыми ( Завьялова, Каргалова. 1995. С. 80; Силкин. 2002. С. 296). Исполненный в визант. традициях, он напоминает о лицевых саккосах в патриаршей ризнице. Для саккоса митр. Лаврентия предназначалась палица с образом «Спас Нерукотворный» ( Завьялова, Каргалова. 1995. С. 75. Ил. 5; Силкин. 2002. Кат. 96. С. 298). Вероятно, наряду с саккосом и палицей для кафедрального Благовещенского собора Казани в той же «светлице» Строгановых были сделаны плащаница и комплект покровцов на служебные сосуды ( Силкин. 2002. Кат. 107-109. С. 303-305). В соборную ризницу из архиерейской казны перешли 2 панагии митр. Лаврентия. Одна имела образ Божией Матери Печерской с Младенцем, вырезанный на камне («фатисте»), на ее обороте располагалась позолоченная «доска»-пластина с текстом Символа веры, исполненным в технике черни ( Яблоков. 1909. С. 34).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

1909. С. 38-39). Плащаница украшена композициями «Снятие с креста» и «Положение во гроб», к-рые соединены благодаря размещению их на оси креста распятия ( Силкин. 1995; Дроздова О. Э. Иконография Оплакивания и Положения во гроб Господа и Бога нашего Иисуса Христа в лицевом шитье//Убрус. СПб., 2003. Вып. 3. Цв. вкл. 3; Гриднева. 2010. С. 61. Примеч. 6; С. 66). Подобно иконам Страстного цикла из свияжского Успенского собора мастер-знаменщик избегает экспрессивных образов и движений в отличие, напр., от мастеров светлицы кнг. Е. Старицкой, плащаницы которой 60-х гг. XVI в. служили образцовыми ( Силкин. 1995. С. 59-60). Писцовые книги упоминают в кафедральном соборе лицевую 2-стороннюю хоругвь, на к-рой «Прсвятые одигитрия выбиван с обе стороны золотом и серебром по тафте по зеленой крест медян» ( Невоструев. 1877. С. 12). Положение во гроб. Плащаница из Спасо-Преображенского мон-ря в Казани. 60-е гг. XVI в. (НМРТ) Положение во гроб. Плащаница из Спасо-Преображенского мон-ря в Казани. 60-е гг. XVI в. (НМРТ) По образцу плащаницы казанского Благовещенского собора были созданы др. воздухи: для свияжского Успенского собора (60-е гг. XVI в., вклад кнг. Т. А. Тёмкиной-Ростовской; см.: Яблоков. 1907. С. 83; Гриднева. 2010. С. 61. Примеч. 6) и для казанского Спасо-Преображенского монастыря (оба в НМРТ; о плащанице Спасо-Преображенского монастыря см.: Невоструев. 1877. С. 29; Заринский. Церковные древности. 1877. С. 11-13 (публ. надписи на с. 12); Лебедев. 1895. С. 59; Силкин А. В. Плащаница Агаповой//Древнерус. искусство. М., 1990. С. 53-69. Ил. 1, 6, 7. (Новые открытия реставраторов/ВХНРЦ; 1); Завьялова, Каргалова. 1995. С. 70-72). Авторы XIX в. отмечали тонкость шитья, а также смелость и энергичность в рисунке фигур ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 12). Вкладом знатной московской семьи была несохранившаяся плащаница свияжского городского собора: «воздух Положенье во гроб Господа нашего Исуса Христа на вишневой камке, шит золотом да серебром» ( Французова. 2002. С. 345).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

1920). С 40-х гг. XVII в. началось прославление святынь, обретенных в землях черемисов (мари). С 1647 г. известна чудотворная икона св. Жен-мироносиц, к-рую носили в Москву (АИ. Т. 4. 20; Елисеев. 1849. С. 62-63; Стариков, Левенштейн. 2001. С. 10, 47-49). В 1644 г. был написан «по вере Козмодемьянска города всяких людей» Нерукотворный образ Спасителя, хранившийся в Стрелецкой часовне г. Козмодемьянска, на берегу Волги (Обозрение. 1898. С. 300; Стариков, Левенштейн. 2001. С. 31). По преданию, автором иконы был Григорий Чёрный, московский мастер, написавший 2 чудотворных образа Божией Матери, чтимых в Нижегородской епархии и на соседних с ней чувашских землях,- Владимирской-Оранской (1629) ( Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери//ПЭ. 2005. Т. 9. С. 34) и Палецкой-Страстной (1641). Стрелецкая часовня на протяжении веков получала значительные дары: напр., по преданию, медное литое паникадило с двуглавым орлом было, вероятно, подарено имп. Петром I (Обозрение. 1898. С. 300). Древнейшие святыни в рус. городах, построенных на земле мари, были, согласно преданиям, принесены стрельцами в XVII-XVIII вв.: храмовый образ из ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Владимирском, образ Спасителя из Воскресенского собора Царёвококшайска, резная скульптура «Христос в темнице» из Троицкой ц. Царёвококшайска с надписью: «От стрельца 1695 году», «вымененная» в Киеве козмодемьянскими стрельцами Киево-Печерская икона Божией Матери из ц. Богоявления (каменная с 1734) Козмодемьянска ( Стариков, Левенштейн. 2001. С. 10, 19, 34, 81). Период после 1654 г. был для К. и Т. е. тяжелым; от эпидемии в Казани погибла большая часть населения. Как мольбы о спасении и обетные приношения следует рассматривать редкие произведения этого времени, напр. палицу, вложенную боярином И. Морозовым в кафедральный собор (1654, НМРТ). На ней вышиты и обнизаны жемчугом композиция «Благовещение», образ Господа Саваофа в небесном сегменте, символы евангелистов и небольшие фигуры в рост святителей Гурия и Варсонофия по сторонам ( Завьялова, Каргалова. 1995. С. 79. Ил. 9). Почти неразличимые по облику Казанские чудотворцы предстают на небольшой палице хранителями города и всех христиан. Совместное изображение святителей Гурия и Варсонофия как «святой двоицы», заступников К. и Т. е., с этого времени известно в вариантах. Они могут быть представлены в позе моления, как на лицевой пелене из казанского Богородицкого монастыря (сер. XVII в., НМРТ). Похожие друг на друга фигуры, в фелонях (разных по цвету), митрах, с Евангелиями, молящиеся образу Божией Матери «Воплощение» в небесном сегменте, представлены в святительском чине. Парное изображение святителей Гурия и Варсонофия Казанских было на оборотной стороне Смоленской иконы Божией Матери в Благовещенском храме Чебоксар (освящен в 1689; см.: Обозрение. 1898. С. 335).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

А. Черногоров (ГМИИРТ) Об активном развитии местного почитания Казанской иконы Божией Матери свидетельствуют несколько памятников: небольшая лицевая пелена, вероятнее всего сделанная местными мастерицами (кон. XVI - нач. XVII в., НМРТ; Завьялова, Каргалова. 1995. С. 76, 78. Ил. 4; см. Казанская икона Божией Матери ), а также местный образ из Троицкой ц. Троице-Сергиева (позднее жен. Иоанно-Предтеченского) монастыря в Свияжске, представлявший собой раму с композициями праздников и сценой обретения Казанской иконы (1-я пол. XVII в., ГМИИРТ) и вставленную в ее центр икону-пядницу, список Казанского чудотворного образа (не сохр.). Рама от образа Божией Матери «Казанская» сменила древнюю икону Божией Матери «Одигитрия» (1-я треть XVI в., ГМИИРТ). Сведения об этом содержатся в трудах историков ( Покровский. 1905. С. 19); на картине А. Черногорова «В церкви» (1875, ГМИИРТ), воспроизводящей внутренний вид наоса деревянной церкви с иконостасом и клиросными иконами, можно видеть эту икону. По принципу житийной иконы на раме расположено 12 клейм. Это Богородичные праздники; заключительная композиция, согласно надписи, изображает «явление Пр(е)с(вя)т(ой) Б(огоро)д(и)цы иже в Казани». Стиль исполнения провинциальный, близкий к стилю икон поволжских центров (Кострома, Ярославль) с резкими белильными высветлениями на ликах и лещадках горок, многоцветными и уплощенными зданиями, композициями, плотно заполненными фигурами, узорами и постройками. Возможно, рама была выполнена по образцу почитаемого оригинала Казанской иконы, поскольку др. списки, напр. в Казанском соборе на Красной пл. в Москве, также имели раму с изображениями 12 Богородичных праздников ( Чугреева. 2003. С. 41). Явление Казанской иконы Божией Матери в Казани. Клеймо иконной рамы. 1-я пол. XVII в. (ГМИИРТ) Явление Казанской иконы Божией Матери в Казани. Клеймо иконной рамы. 1-я пол. XVII в. (ГМИИРТ) К нач. XVII в. списки Казанской иконы Божией Матери появляются и в других крупных храмах Свияжска. В описи свияжского Успенского монастыря, составленной в сент.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Г. А. Булгаковым лицевая пелена с композицией «Преображение Господне» и вкладной надписью (1565, НМРТ; см.: Заринский. Церковные древности. 1877. С. 9 (приведена надпись); Пинегин. 1890. С. 356; Лебедев. 1895. С. 57-58; Спутник по Казани. 1895. С. 152; Завьялова, Каргалова. 1995. С. 72-73, 79-80). Композиция «Преображение Господне» принадлежит к редкому изводу, который известен по новгородским иконам XV-XVI вв. Традиц. схема дополнена изображениями в верхних углах воскресения пророков Илии и Моисея: 2 ангела находятся рядом со стоящим на облаке Илией и с Моисеем, восстающим из саркофага (о композиции на «булгаковском сударе» как о варианте редкой иконографии см.: Смирнова Э. С. Новооткрытая новгородская икона 2-й четв. XV в. в частном собрании и вопрос о ветхозаветных мотивах в иконографии Преображения//ИХМ. 2010. Вып. 10. С. 299). Видимо, эта пелена в писцовых книгах описана без упоминания надписи или имени вкладчика: «...сударь Преображенье шит серебром, а венцы шиты золотом на камке на лазоревой» ( Невоструев. 1877. С. 29); в кон. XIX в. свежесть красок и композиция пелены привлекли внимание ученых ( Пинегин. 1890. С. 356). Местная икона монастырского собора, написанная на средства обители, также имела пространный извод праздника, с группами апостолов, поднимающихся на гору и сходящих с нее («Преображение… со всходники» - Невоструев. 1877. С. 26; Заринский. Церковные древности. 1877. С. 14; Лебедев. 1895. С. 37); ее оклад (ныне утрачен) сохранялся со времен составления писцовых книг 60-х гг. XVI в.: «...венцы чеканные с подвесками [цатами], оклад серебряный позолоченный старинной работы, в цатах соответственные надписи вязью» ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 14). Не исключено, что в доме воеводы Г. А. Булгакова была собственная светлица. Сохранились близкие к «булгаковскому сударю» произведения, происходящие из ризницы Благовещенского кафедрального собора: 2 сударя 60-х гг. XVI в., по композиции более похожие на палицы,- центральные изображения одинаково обрамлены фигурами в углах: икона Божией Матери «Знамение» с евангелистами и «Св.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Изображение Я[вленной] К[азанской] и[коны] в драгоценной праздничной ризе известно по фотографии кон[ца] XIX в. (РГИА; Чугреева. О явленной в 1579 г. иконе. [//РЧ, 8-е: Церковные древности]. 2001. Ил. 1 на с. 224; Она же. Божественный Покров: [Казанская икона Богородицы в XX - нач. XXI в.//Традиции и современность. Москва]. 2008. С. 56, вкл.; Липаков [Е.В.]. [Архипастыри Казанские: 1555 - 2007. Казань]. 2007. Ил. на с. 42). Её иконография традиционна, под сильно потемневшим покрытием угадываются черты лика Богородицы с большими глазами и удлинённым носом (считалось, что икона никогда не поновлялась). Сохранилась происходящая из Казанского девичьего монастыря древнейшая пелена кон[ца] XVI в. с изображением Казанской иконы (27,5 × 24,5 см; НМРТ), на её полях - начало тропаря иконе. Судя по характеру шитья, она была создана в местной мастерской (Завьялова М.К., Каргалова Т.А. Краткий обзор памятников древнерус[ского] лицевого шитья XVI - XVII вв. в собр[ании] ГОМРТ//ГММК: Мат[ериа]лы и исслед[ования]. М[осква], 1995. Вып. 10: Древнерус[ское] худож[ественное] шитьё. С. 76 - 78. Ил. 4). Лик Богоматери с огромными глазами обладает необыкновенной выразительностью, свидетельствуя о непосредственном восприятии святыни создателями пелены. Можно предположить, что именно эта пелена висела под явленной иконой. Я[вленная] К[азанская] и[кона], пелена и известные ранние списки имеют один иконографический извод. К Я[вленной] К[азанской] и[коне] имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, - в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На неё надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, алмазами, яхонтами и др[угими] драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством др[угих] бриллиантовых украшений и драгоценных камней. В 1767 г. имп[ератрица] Екатерина II приложила к иконе бриллиантовую корону (Малов [Е.А.]. [Казанский Богородицкий девичь монастырь: История и современное его состояние. Казань]. 1879. С. 31 - 34).

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

  001     002