1. Перевод диак. Сергия Цветкова Во Святой и Великий пяток (о страсти Господней 1 ). Кондак, глас 3-й. Страстию Твоею, Человеколюбче, Христе Боже, разрешилось обладавшее нами иго вражды, плач Евин престал: ибо, чрез нее (спасительную страсть Свою) умерший, Ты обновился (воскресением), ею и разбойник водворяется в раю; один Адам ликует. Икосы . 1) ( χοθητι) Ужаснись ныне небо! Обратись в хаос (первобытное смешение) земля! Не дерзай, солнце, взирать на Владыку своего, добровольно повешеннаго на древе! Разселись скалы: ибо (твердое как скала) Основание жизни пронзается ныне гвоздьми Да раздерется завеса церковная во время прободения Тела Владычна копием от беззаконных (людей). Вся тварь пред страстию Творца да вострепещет, да возстенет; один пусть ликует Адам. 2) ( λ) Умоляю (Тебя), Спаситель мой, о моих (прегрешениях), да получу Твоя (милости). Ты восхотел пострадать, чтобы я презрел страсти (греховныя); (Твоею) смертию я ожил; Ты был положен во гробе, и нам даровал в жилище рай. Сошед во глубину (адову), Ты меня вознес. Презрев двери ада, Ты отверз мне вечныя (райския) двери, Спаситель (мой), – Ты все устроил для падшаго (человека), все претерпел Ты, да ликует Адам. 3) ( Σ τν κρατοντα) Тебя, держащаго дланию Своею весь круг земный, нечестивые, схватив, ныне повели во двор Каиафы, – Тебя, (целым) миром невместимаго. А когда ослепленные умом увидели Тебя, – неистово вопияли: «Он пришел раззорить закон и Моисея! Итак кто почитает Моисея, тот чтит и закон его, а сей пусть покажет ревность (свою). Итак никто (из нас) да не нерадит; [ибо грешный человек] пришел пострадать, да ликует Адам». 4) ( Τατα) Когда народ вопиял о сем, первосвященник сказал: «Не справедливо ли говорил я прежде: „лучше погибнуть одному Сему, а не всему моему народу“?» Кто видел аспида дающаго врачество вместо яда? Кто созерцал огнь орошающий? Кто когда слышал ложь истинствующую? Так Каиафа невольно проповедует, что за всех умирает Спаситель, да ликует Адам. 5) ( Ο τω μν) Хотя так именно сказал первосвященник, но он не уразумел сего. Ибо зависть не (только) не оставляла его, но даже возбуждала его к убийству. За завистию следует убийство, и свидетель (тому) Авель, которому Каин сперва завидовал, а потом убил его: так и Христос добровольно претерпел страдание по ярости народной; а чтобы показать Свою любовь, Он исцелял болезни; но, вместо благодарности, бичеванный распинается и умирает, да ликует Адам.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

V. Христианское священнослужение в его отношении к первосвященническому служению Христа Спасителя Раскрытое нами до сих пор православное учение о сущности христианского священства позволяет нам сделать следующие весьма важные выводы: в христианстве, кроме священства его членов, есть особые священники в собственном смысле этого слова, то есть богоучрежденные посредники между Богом и верующими. Так как учение Церкви по этому вопросу не оставляет никакого сомнения, то можно было бы ограничиться изложенным нами уже церковным учением по данному вопросу. Но однако есть в этом учении такие стороны, который требуют еще некоторого пояснения для их правильного, и, главное, сознательного усвоения христианскою мыслию, и прежде всего в этом случае мы укажем вопрос об отношении этого иерархического священства к вечному первосвященству Христа Спасителя. Насколько важно ответить для уяснения истинного понятия о сущности христианского священства на этот вопрос, едва ли нужно и раскрывать подробно, так как важное значение этого вопроса ясно вытекает само собою из сделанного нами краткого обзора новозаветного учения о вседовлеемости первосвященнического ходатайства за мир Христа Спасителя, с одной стороны, и раскрытия церковного учения о священниках Церкви, как посредниках между Богом и людьми, как священниках в собственном смысле этого слова – с другой. В самом деле, если Христос Спаситель есть единый вечный посредник между Богом и людьми, благодаря посредническому ходатайству Которого раздралась завеса, отделявшая святое святых от народа, и нам открыть дерзновенный доступ в самое небо, то понять факт существования в христианской Церкви особых священников – посредников между Богом и верующими – нельзя иначе, как признавая или незаконность такого порядка церковной жизни, порабощение верующих самозванными иерархами Церкви; или же признав священство Церкви единым по существу с первосвященством Христа Спасителя, видимым органом Его первосвященнического служения, продолжением последнего в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

В час смерти Господа совершились великие и чудесные знамения. Солнце померкло и по всей земле сделалась тьма от шестого до девятого часа. Завеса церковная разодралась надвое сверху донизу. Земля содрогнулась, скалы расселись, отверзлись гробы и воскресли телеса многих святых, которые покоились там. Все это были чудесные и могущественные свидетельства о величии и славы Того, Кто только что испустил на кресте дух со словами: «Совершилось! Отче! в руки Твои предаю дух Мой!» Но в то же время через эти знамения всемогущий Бог возвещал на небе о смерти Своего возлюбленного Сына. Эти знамения свидетельствовали и о том, что на древе проклятия и позора висел Тот, о Котором говорил Отец: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф. 17, 5 ). Эти знамения до глубины души поразили римского сотника, который стоял у креста. Он видел, как этот Человек с несравнимым терпением и достоинством переносил невыразимые страдания и муки, причем над Ним еще жестоко издавались. Он слышал все слова, сказанные окровавленным, страдающим и умирающим Спасителем на кресте. Он видел, как солнце померкло над Его главою. Он чувствовал, как земля колебалась под его ногами. Он слышал, как разрывались и расщеплялись вокруг него скалы и горы. Этот храбрый воин, по всей вероятности, много раз в жарких сражениях смотрел смело в глаза смерти. Он уже видел многих умирающих на полях битвы. Но ему до сих пор еще никогда не приходилось видеть такой величественной, такой назидательной, такой царственной смерти. Он пришел к убеждению, что здесь совершилось нечто такое, чему не было ничего подобного в истории его народа, в истории всего мира. Смерть Спасителя произвела на Него столь сильное впечатление, что он не мог выдержать, чтобы не произнести своего благоговейного исповедания: «Истинно Человек этот был праведник» ( Лк. 23, 47 ), «воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27, 54 ). Этот язычник, конечно, ничего не знал о том великом и божественном значении, которое имела смерть Господа для всех людей и для него самого. Тем не менее мы слышим здесь из его уст дивное и величественное исповедание. Что предсказал некогда Ангел Господень Марии ( Лк. 1, 35 ), что возвестил голос с неба ( Мф. 3, 17 ), что Сам Иисус Христос торжественно с клятвою засвидетельствовал перед первосвященниками иудейскими, – что Он есть Сын Божий, – это же исповедали теперь уста римского воина. Мы радуемся, что он при этом нисколько не убоялся ни гнева первосвященников и книжников, ни ярости ослепленного народа, ни крайнего легкомыслия своих воинов, он произнес те слова, которые и по сей день не забыты христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

иером. Иаков (Цветков) Во Святой и Великий Пяток 50 I. (Поклонение Кресту). Краткие тропари. α) (ρχοντες) Еврейские начальники, беззаконные фарисеи, советовали лукавое на Спасителя. (Βαραββν) Убийцы просили (освободить) единомысленнаго (им) Варавву; а о Благодетеле восклицали: «Да распят будет»! (Γγονας) Ты добровольно соделался клятвою, Долготерпеливе, дабы искупить от клятвы человека ( Гал.3:13 ). (Δμος) Народ Еврейский кричал: «Да распнется! Но как скоро Ты вознесен был (на крест), – падшие возстали; β) (ν μσω) Среди беззаконников нечестивые Иудеи пригвоздили на древе соблюдшаго закон. (Ζλον νδσατο) Завистно возжигался беззаконный Каиафа, соизволявший совету убить Тебя, Безсмертне. (λοις) Гвоздьми пригвожденъ былъ Ты, Долготерпеливе Господи, создавшей Своими руками человека. (Θαντου) Вкусилъ смерть, Ты, умертвившей смерть, и мертвыхъ какъ бы отъ сна пробудившей. γ) (οδας) Отвергнут Иуда, но разбойник исповедал, созерцая нагим, Тебя, у красителя твари. (Κτσισ) Содрогалась тварь, – камни распадались, – не терпя видети Владыку распинаемаго. (Λγχη) Беззаконные копием пронзили ребро Твое; Ты же отверз райская двери. 12) (Μεσοσης) Среди дня затмилось солнце, не перенося видеть Тебя, распятаго вместе с беззаконными. δ) (Ναο) Светлая завеса церковная раздралась надвое, изобличая дерзновение распинавших Тебя, Господи. (Ξλ) К древу пригвожден быль Ты, незлобиве Господи, дланями Своими создавший человека. (ξος) Оцетом и желчно на губе напоили Тебя, истомившего воду в земле безводной. (Πιλτφ) Пилату предали беззаконные Спасителя, дающаго закон не убивать праведнаго. ε) (Ρπισμα) Ты, Долготерпеливе, добровольно приял заушение, дабы искупить человека от рабства. (Σταυρ) Ко кресту пригвоздил Тебя народ беззаконный; Ты же сокрушил узы смертныя. (Ταφν) Ты, Долготерпеливе, добровольно приял погребете, дабы похитить от гроба (κ το τφου φαρπσης) человека. (Υψωθες) Быв вознесен на лобнем месте на древо, Ты сокрушил смерть, смертно Твоею, Господи. (Φς) Свет и нетление произрастил крест Твой, просвещающий народы к прославленно Тебя, Безсмертне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По благословению Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины Проскомидия Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров против обычного. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной – одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни. Соединения в потир должно быть влито достаточное количество в зависимости от числа сослужащих и причастников-мирян. По обычаю, архиерею уготавливаются еще две отдельные просфоры. Встреча Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить все необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, пред местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, пред амвоном и у входных дверей из притвора в храм. При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверями из алтаря навстречу и становятся у входных дверей. При этом каждая пара соблюдает свое равнение. Иереи (в рясах и головных уборах – скуфьях, камилавках, клобуках) по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посредине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятию к левой руке, на блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иереев на шаг. Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый – справа, с мантией, второй и жезлоносец (посошник) – слева.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

События Великой Пятницы Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из 4 евангелистов (Мф 26. 20–27. 66; Мк 14. 17–15. 47; Лк 22. 14–23. 56; Ин 13. 1–19. 42), согласно которым все, что произошло в Великой Пятницы, не было случайностью, а являлось важнейшей частью домостроительства (Божественного плана) спасения. Евангелия повествуют о событиях, происходивших начиная с ночи четверга и до вечера пятницы Страстей: после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправились в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос – в молитвенном подвиге; см. Гефсиманское борение) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и старейшин израильских. Господь Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Иисус Христос был отведен к первосвященнику Анне, а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом Синедриона (утром), который приговорил Его к смерти. В это время ап. Петр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрекся от Него. После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем римской власти и помимо прочего ведал смертными казнями), который отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, правившему в Галилее (ибо Иисус был из Галилеи; тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Господь Иисус снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие. Узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. После бичевания и поругания в претории Господь Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят римскими солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе (Лобном месте, где по преданию был похоронен череп Адама (Epiph. Adv. Haer. [Panarion] 26 (46). 5)). Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было множество народа, Господь Иисус Христос умер на Кресте, «и завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф 27. 51–52). Двое из Его тайных учеников Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и похоронили «во гробе» – небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв его большим камнем; при погребении присутствовали женщины-последовательницы Христа (мироносицы).

http://sedmitza.ru/text/414275.html

Толковый типикон, 1 «Объяснительное изложение Типикона. С историческим введением.» Первоначально «Толковый Типикон» был задуман автором как практическое пособие для священнослужителей. Но Скабалланович, захваченный широтой темы и ее глубоким научным значением, создал книгу, ставшую, в своё время, событием в жизни Русской Церкви.Книга включает 1-ю главу работы. Михаил Скабалланович Толковый ТИПИКОН Вступительная глава История Богослужебного Устава От автора История — лучшая учительница, и самое глубокое толкование Типикона это будет его историческое толкование. С самого начала имея в виду дать Типикону главным образом историческое объяснение, автор хотел было представить последнее в виде исключительно мелких замечаний на отдельные пункты и частности Типикона. Но если бы дело свести только к этому, то такое толкование нельзя было бы назвать историческим, поскольку история есть нечто целое и единое. Посему автор счел за лучшее те из исторических объяснений Типикона, которые можно было связать в одно, заключить в одну большую главу, чтобы при рассмотрении и анализе самого Типикона, не повторяя того, что сказано в этой последней, ограничиваясь лишь ссылками, останавливаться только на мелких деталях. Итак, толкование Типикона в самых основах и существенных чертах его уже дается читателю «Вступительной главой» к нему. Это не предисловие к Толковому Типикону и не введение к нему, это самая основная и существенная часть его. Автор надеется, что она достойна своего почетного заглавия «главы» Типикона, хотя только вступительной. Автор уверен, что кто будет иметь охоту или терпение (то или другое будет зависеть не только от интереса к богослужению, но и от степени общих церковно-исторических познаний читателя), кто будет иметь терпение или охоту прочесть эту «главу», у того спадет завеса пред многими тайнами и загадками Типикона, тот почувствует, что Типикон наполовину и в главном истолкован и от последующего содержания книги будет ждать объяснения таких например частностей, почему на вечерни сугубая и просительная ектении положены после входа и повторяют прошения великой, или почему на 9 часе в Великий пост положены только три поклона. Только ответов на подобные вопросы придется искать в будущем выпуске нашей книги тому, кто прочтет внимательно этот ее выпуск, если только это чтение не подготовит и к самостоятельному разрешению таких недоумений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Указания для священно-церковнослужителей при архиерейском служении НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ Проскомидия. Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной – одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни. По обычаю архиерею уготавливаются еще две отдельные просфоры. Встреча. Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить всё необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, пред местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, пред амвоном и у входных дверей из притвора в храм. При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверями из алтаря на встречу и становятся у входных дверей. При этом каждая пара соблюдает свое равнение. Иереи (в рясах и головных уборах – скуфьях, камилавках, клобуках) по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посредине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятью к левой руке, на блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый диакон (в полном облачении) с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иереев на шаг. Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый – справа, с мантией, второй и жезлоносец (посошник) – слева. Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, отдает жезлоносцу посох, и все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Введение Экклезиологические вопросы ныне стоят в самом средоточии богословских обсуждений, составляют сердцевину богословствования. По словам В.Н. Лосского , «основная догматическая тема нашего времени – учение о Церкви». 1 И это наше «экклезиологическое» время открылось не сегодня и не вчера, не с началом экуменического движения, а много веков назад, в канун отделения Западной Церкви от Вселенского Православия, ибо одной из причин раскола было затемнение экклезиологического сознания отделившейся иерархии. Экклезиологическая тема была поставлена в центр православного богословия сразу после Вселенских Соборов. Святительский подвиг Патриарха Фотия, вовремя узревшего опасность раскола и своим учительным словом, своей исповеднической ревностью защитившего чистоту православного учения о Церкви, стал вехой, открывшей новую, экклезиологическую эпоху богословия, которая пришла на смену эпохе христологической. С тех пор Православная Церковь не перестает свидетельствовать свою верность евангельскому и святоотеческому учению о себе и самой жизнью своей, и своим экклезиологическим богословием. Но истина православного свидетельства несомненна лишь для тех, кто сам принадлежит Кафолической Церкви. В мире инославном не только православное учение о Церкви, но и сам строй ее жизни вызывает много недоумений и возражений. И в самое последнее время, для которого характерна большая открытость и чуткость инославных к сокровищам православной веры, нет недостатка в критике и православной экклезиологии, и церковной жизни Востока со стороны западных богословов, с точки зрения которых в православной зкклезиологии недостает доктринальной отчетливости, а в жизни церковной – институциональной завершенности 2 . Православные богословы возражают на эту критику напоминанием о том, что Церковь – это живой организм, неподвластный логическим формулам 3 . Возражение это, однако, уместно лишь в апологетическом плане, оно вовсе не устраняет нужды в догматически строгом определении Церкви. Вселенские Соборы и святые отцы выковали богословски продуманные и словесно отточенные формулы, которыми приоткрывается завеса над тайнами Божественной Троицы и Воплощенного Слова, устанавливаются строгие границы опытного и умозрительного богомыслия, перейти которые означало бы впасть в беспочвенное суемудрие и прелесть. Только соборный разум может найти и для догмата о Церкви совершенную и неуязвимую формулу. Поэтому всякое исследование частных экклезиологических проблем должно быть устремлено к главной цели богословия нашей эпохи – к соборному уразумению догмата о Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

III. О признании царского достоинства Иоанна Васильевича Патриаршим собором в Царьграде Приезд Митрополита Евгрипского в Москву, прямо от лица Патриаршего, показался важным событием для Церкви Российской, потому что со времени завоевания Царяграда, одни только убогие старцы, Афонские, Синайские и Сербские, посещали Россию, и даже сам Патриарх Дионисий вступил в первое сношение с Царем, не иначе как чрез посланца Султанского. Иоанн решился воспользоваться благоприятным случаем, чтобы привести в исполнение давнее свое желание. Вскоре после того, как венчался юный Государь венцом Мономаха и пали к ногам его два царства Восточные, Казанское и Астраханское, пришло ему на мысль укрепить Царское свое венчание, которое совершил Митрополит всея Руси Макарий, благословением Вселенского Патриарха и всей Церкви Восточной, так как Иоанн, первый из своего рода, принял на себя титул царский, и самый венец сей пришел к нам с Востока. Державный отец его, Василий Иоаннович, хотя и сын Греческой Царевны, не решился восприять венца Мономахова; плачевная участь юного внука Uoahha III Димитрия, на которого в отрочестве возложил венец великий дед его, еще более могла побудить Uoahha IV искать сего благословения от Первосвятителя Царьграда, откуда заимствовала Русь и святую веру. Он вступил в тайное сношение, по предмету своего Царского венчанья, с Церковью Константинопольскою. Так как вскоре последовала весть о кончине Дионисиевой и избрании на его престол бывшего Митрополита Адрианопольского Иоасафа, то Государь к нему писал ответную грамоту, чрез посла Патриаршего, снабдив его и богатою милостынею для Патриарха: соболями на тысячу золотых, а Митрополиту Евгрипскому вручил двести рублей деньгами; и брат царский Юрий Васильевич послал от себя Патриарху деньгами двести рублей. Он отправил с ним вместе Суздальского Архимандрита Феодорита для совещания на Востоке по делу благословенной грамоты на царство. Тогда же отпущены были Хиландарские старцы, которые приходили со Св. горы Афонской просить вспомоществования своей обители. Государь послал с ними триста рублей милостыни и богатую завесу к царским вратам, которая доселе сохраняется на Св. горе. Это было в 1557 году. Завеса сия, или катапетазма, была вся шита золотом и унизана жемчугом; на ней изображен был Деисус, т. е. Господь Иисус при предстоянии Матери Божией и Предтечи, с ликами Апостолов и Пророков вокруг; драгоценные камни украшали венцы их. Царевич Иоанн послал от себя панагию серебряную, вызолоченную, с жемчугами, а Князь Юрий Васильевич пятьдесят рублей деньгами, и столько же дано было священноиноку Сильвестру и старцам его от Государя. (Листы 107–110)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010