Гордею по паспорту было всего 16 лет, поэтому Анна Васильевна надеялась, что война кончится раньше, чем он будет пригоден к мобилизации. Аккуратно исполняя обязанности счетовода, Гордей чувствовал, насколько возросла его ответственность. Анна Васильевна старалась не показывать, но в ее секундных взглядах видел Гордей тревогу, которая мучила ее от одного письма отца до другого. Тем временем война брала свое и неумолимо приближалась к Чиганакам. Бои шли уже в непосредственной близости от хутора. Мужчин призывного возраста практически уже не оставалось, и военно-медицинская комиссия гребла всех подряд, даже явных инвалидов. Работал Гордей в подчинении у Латрыцева Александра Васильевича, калеки, которому комиссия выдала освобождение от призыва. Но ему показалось, видимо, унизительным, что его признали небоеспособным. Чтобы как-то доказать свою удаль и патриотизм, он стал объезжать места сражений и однажды нашел там труп румына, привязал к повозке и мотался с ним по хутору, поднимая облака пыли. Жестоко, но признавалось допустимым. Не осуждал никто. В других хуторах, где шли бои, поговаривали, что даже дети рыскали среди трупов, выбирая румынские или итальянские, чтоб поживиться какой-нибудь галантереей. Похоронки к концу лета 1941 года развозили по хуторам едва не каждый день. Впечатления военного времени питала постоянная боязнь перед новостями завтрашнего дня. И этот страх будущего стал определяющим в палитре мироощущений. Сначала пропали вести от Степана Ивановича. Единственное и последнее письмо от него было из-под Ростова, из Белой Калитвы. Потом он не ответил на посылку жены. Ответ прислал командир его части, поблагодарив за посылку и сообщив, что Степан Иванович в полку больше не значится, пропал без вести. Павла Кононовича определили в часть близ станции Прудбой, где шло формирование 4-й танковой бригады в основном из остатков 15-й танковой дивизии, выживших в мясорубке июльских боев на Украине и в районе Бердичев — Казатин. 4-я танковая бригада прославилась жесткостью боевых учений, которые устраивал комбриг полковник Катуков. Днем и ночью его бойцы отрабатывали маневры, гоняли тяжеловесные танки по оврагам, тренировали точность стрельбы. Это Гордей узнавал по рассказам, в то время как его отец воевал в других частях, и по письмам сложно было составить представление о том, с чем он сталкивается. Но было понятно, что он участвует в боях, и потому никто сильно не удивлялся, что весточки от отца и вовсе перестали приходить.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/19/ka...

Таково было отношение освященного собора к проекту царя Феодора, когда он вынес его на обсуждение в 1-й раз в Ноябре 1681 г. Но царь так был уверен в одобрении собором своего проекта и так был проникнут сознанием неотложности проведения его в жизнь, что ограничившись, видимо, лишь согласием патриарха, приступил было к проведению его в жизнь еще до рассмотрения его освященным собором. По крайней мере так можно думать на основании следующего известия: Автор того же «Созерцания Краткого лет 7190–91–92» говорит, что в 7190 (1681) г. было на самом деле приступлено к разделению области русской церкви на 12 митрополий и наименованию митрополитов по главнейшим городам в государстве, для чего некоторые самостоятельные доселе епархии закрывались, другие, бывшие доселе только архиепископиями или епископиями, возводились на степень митрополий. «В лето 7190 г. митрополия Сарская и Подонская», пишет он, «отставлена была и Варсанофий, митрополит Сарский переведен в новоучиненную митрополию, что прежде архиепископия была Тверская....... такожде и Коломенская архиепископия отставлена была и архиепископ Павел переведен бысть с Коломны в Суждаль»... «того же лета его государевым повелением учинишася из архиепископий митрополии; Псковская, Смоленская» 61 .... Вернее всего, что во исполнение того же царского предначертания в конце 1681 г. была вновь открыта и кафедра Звенигородская, – одна из 34, намеченных в ноябрьском проекте царя, куда 6 Ноября 1681 года поставлен епископом Кирилло-Белозерский архимандрит Никита. Но начинание царя Феодора, по выражению того же автора, «в совершенное действо за некими препятии не произведеся». Никита Звенигородский уже 24 Декабря того же 1681 года был переведен в Коломну и Звенигородская епархия «упразднися», «митрополии Сарской и Подонской паки повелено быти».... «в Тверь паки поставиша архиепископа», восстановлена митрополия Суздальская 62 . и т. д. Легко понять откуда шли эти «препятия»: Несомненно, главнейшим из этих «препятий» был отказ освященного собора в Ноябре 1681 года дат проекту свое одобрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отмечая беспримерное служение игуменьи Поликсении на благо монастыря, по указу императора ей был пожалован золотой наперсный крест. С 1867 по 1879 годы в монастыре возведена новая колокольня над центральным въездом святых ворот в западной стене, при этом прежняя, стоявшая близ церкви Александра Невского была разобрана. Под колокольню селением Тюнино было отведено 6 кв. саженей земли. Согласно описаниям " она была четырехярусная, с колоннами, высоким шпилем, крытым белым железом с вызолоченным железным крестом. 30 сентября того же года под праздничный благовест на ней были подняты колокола " . На третьем ярусе был установлен самый крупный колокол в 300 пудов, изготовленный в Воронеже. В 1889 году началось строительство грандиозного трехпрестольного храма во имя Вознесения Христова (на возведение которого было собрано 80 тыс. руб.) " о пяти верхах " , с шатровыми завершениями, по проекту воронежского архитектора Кюи. В нем три придела: центральный - в честь Вознесения Христова, и боковые, один из которых в честь святителя Тихона и Николая Чудотворца, другой - в честь Всех святых. Освящение его, до которого игуменья Поликсения не дожила, состоялось 14 августа 1900 года. К этому времени в монастыре пребывало 142 человека, а приписано земли 164 десятины. Спустя три года после смерти Поликсении в сан игуменьи была возведена монахиня Клавдия, на чью пору пришлось и завершение строительства собора, и годы Первой мировой войны, и тяжелые времена первых революционных лет. В 1919 году были С 1920 по 1922 год в монастырских зданиях помещалась детская колония, с октября переехавшая в " Скит " . К 1932 году были живы несколько монахинь, хотя обитель с 1920 года была формально упразднена. Вознесенский собор оставался приходским для местных жителей, где совершал службу священник Гордей Иванович Аргунов. Решением " тройки " 13 мая 1930 года священник Гордей Аргунов и игуменья Мелитина были расстреляны в Елецкой окружной тюрьме. Остальные 13 участников так называемой антисоветской " группы " были осуждены на различные сроки лишения свободы. Несколько оставшихся на свободе сестер вместе с приютившими их семьями также подверглись репрессиям.

http://sobory.ru/article/?object=02075

1 «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Отд. 5-й «Царь Феодор Алексеевич», стр. 467. С.-Петербург 1874 г. 4 «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Отд. 5-й «Царь Феодор Алексеевич», стр. 467–469. 5 «История русского раскола, известного под именем старообрядчества» 2 пер. гл. 5 стр. 328. С.-Петербург 1855 г. 6 протоиерей П. Ф. Николаевский. «Патриаршая область и русская епархия в XVII в.» 1888 г. «Христианское чтение». 1–2. (январь-февраль), стр. 150–189. 9 «Руководство к русской церковной истории» 2-е изд., стр. 242 сравн. 273 и др., Казань 1876 г. 11 Если считать год по современному с января по январь, то по Воробьеву выходит, что деяния собора начались в Ноябре 1680 года, а не 1681 года и окончились в апреле 1682 г., т. е. должны быть приурочены им к трем годам: 1680, 1681 и 1682-му. Относя-же 16 месяцев время заседаний собора – на 1681–1682 гг.., Воробьев, очевидно, имел в виду здесь, к большому недоумению современного читателя, сентябрьские годы, а не современные нам – январские. По-современному нам счету годов заголовок его сочинения нужно прочитать так: «О Московском соборе 1680 1681 и 1682 годов», а не 1681–82, как значится у него. 13 «Патриаршая область и русская епархия в XVII в.», «Христианское чтение». 1888 г. кн. I стр. 186 примеч. 1. 14 В 4-й долю листа на 79 страницах, вставлено в рукописный сборник принадлежавший П. М. Строеву. 17 Текст этого документа в сравнении его с черновым рукописным подлинником помещен в приложениях к настоящему исследованию 10. 18 Эти надписи, как вполне выражающие предмет содержания каждой тетради, удержаны и при напечатании этих тетрадей в приложениях к настоящему исследованию. 19 При нижеследующем описании документов автор имеет в виду читателя, ознакомившегося предварительно с текстом их по приложениям. 20 По листам скреплена роспись Тверская, но разобрать имя и фамилию стряпчего невозможно, так как листы на местах скрепы отрепаны. 24 Московский архив Министерства Юстиции. Сибирский приказ столбец 592 Грамота цари Алексея Симеону, архиепископу Тобольскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти царя Алексея Михайловича († 29 янв. 1676) патриарх Иоаким (Савёлов) , противник Н., начал новое следствие против бывш. патриарха. Приставы обвинили Н. в использовании обращения «святейший патриарх», жестокости и битье палками стрельцов, лечении мирян, многие из которых умерли, в строительстве богатых келий и т. п. Выяснилось, что в нояб. 1668 г. к Н. приходили казаки с Волги и уговаривали идти с ними, о чем приставы сообщили в Москву, а Н. не сообщил (Дело о патр. Никоне. 1897. С. 341-351). По результатам следствия Н. в июне 1676 г. был переведен в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , в к-ром пробыл до 1681 г. Его содержали под караулом, он не мог выходить за пределы мон-ря. Ситуация начала меняться в 1678 г., когда Н. стал благоволить царь Феодор Алексеевич , по-видимому, вследствие заступничества царевны Татьяны Михайловны, с детских лет почитавшей Н. (см.: Шушерин. 1871. С. 94). В мае 1678 г. Феодор Алексеевич и Татьяна Михайловна сделали богатый вклад в Белозерский мон-рь. 5-8 сент. 1678 г. царь ездил на богомолье в Новоиерусалимский мон-рь, это была первая после опалы Н. поездка царя в эту обитель. Феодор Алексеевич стал оказывать мон-рю покровительство, неоднократно посещал его в 1678-1681 гг., имел намерение завершить строительство монастыря. 5 дек. 1678 г. Феодор Алексеевич отправил Н. собственноручное письмо, посылал подарки, уговаривал патриарха Иоакима вернуть Н. из ссылки. Исследователи связывают изменение отношения к Н. не только с личной симпатией царя к бывш. патриарху, но и с намечавшейся царем церковной реформой ( Седов. 2006. С. 422-452). Летом 1681 г. Н. позволили покинуть место ссылки, и он отправился в Воскресенский мон-рь. 26 июня 1681 г. были посланы царские грамоты к вост. патриархам с ходатайством о прощении Н. и о возвращении ему сана патриарха. Посылка грамот была связана с тем, что Московский патриарх Иоаким не давал согласия на освобождение Н. 16 авг. 1681 г. Н. на стругах достиг Ярославля, 17 авг.

http://pravenc.ru/text/Никон ...

д. Таким образом растягивать время соборных заседаний по предложениям царя Феодора Алексеевича на шестнадцать месяцев и приурочивать их к трем годам, как это сделал в своем исследовании Гр. Воробьев, не представляется никакой нужды и никаких оснований. С другой стороны, помеченное в 5 томе Актов Исторических ноябрем 1681 года соборное деяние, сохранившееся от заседаний этого собора, как их результат, правильнее было-бы пометить февралем 1682 года, так как записанные в нем постановлении выработаны в числа 8-е, 10-е и не позже 14-го именно этого месяца, и не 1681-го, а 1682-го года. Названный документ при издании его в 5 т. Актов Исторических помечен, ноябрем 1681 года по недоразумению, а между тем именно эта помета и была, очевидно, главным основанием, почему некоторыми исследователями русской истории этот собор приурочен к 1681 году. Недоразумение у издателей 5 т. Актов Исторических, как кажется, произошло оттого, что самый текст этого документа, по-видимому, прямо относить время заседаний собора на числа ноября 1681 года: «Егда написанный свиток (в нем же разные подлоги суще, требующые соборного суждения)», говорится здесь от лица патриарха, «нам принесеся нынешнего 7190 лета месяца Ноемврия ... дня, тогда мы приемше. ... и соборне оные судивше... на всякое вопросительное предложение сотворихом отвещание, иже суть написаны ниже сего особыми разделении»... Но что это указание документа не точно, показывает, прежде всего, тот, установленный сейчас, факт, что царские собору предложения, на которые ниже в соборном деянии написаны ответы, переданы были на соборное обсуждение лишь 6-го и 8-го февраля 1682 года и никак не ранее, а затем тоже предисловие к соборному деянию своим дальнейшим текстом, как мы уже видели, само выдает неточность этой своей хронологической даты, или по крайней мере, сообщает ей совсем другой смысл: – Рассказывая те обстоятельства, при которых состоялись соборные постановления по предложениям Феодора Алексеевича, предисловие представляет дело так, что соборные постановления, записанные «ниже» его «особыми разделении», состоялись лишь после получения патриархом особого, приведенного здесь же, царского письма 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сравнение же текста этого письма с (письмом) присланным на собор 6 февраля 1682 года, указывает на их совершенное тожество. Следовательно, само же предисловие ясно говорит, что записанные «ниже» его соборные постановления выработаны не ранее 6 февраля 1682 года. Под ноябрьским «свитком с подлогами» нужно, следовательно, разуметь нечто другое, а не письменное изложение всех царских предложений собору. А что такое представлял собою «ноябрьский свиток», дает отчасти понять история первого царского собору предложения, которую оно имело задолго до изучаемого собора еще в 1681 году и с которой мы подробнее ознакомимся в следующей главе. Из нее между прочим видно, что, «ноября в 27 день 1681 (7190) года от Великого Государя, Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малые и Белые Росии Самодержца, послан к Великому Господину Святейшему Иоакиму, патриарху Московскому и всеа Росии, лист» с указанием, где назначить вновь архиереев; т. е. в ноябре 1681 г, был представлен чрез патриарха на обсуждение освященного собора проект Феодора Алексеевича о переустройстве епархиального управления на Руси и увеличении количества архиереев, тот самый проект, который, не быв тогда одобрен, на изучаемом соборе является первым предложением царского благоволения. В этом проекте, как показывает его текст 37 , содержится несколько пунктов, предложенных на обсуждение освященного собора. Возможно, что эти пункты проекта и названы «подлогами свитка». Но так как освященным собором в 1681 году не было дано, как увидим ниже, полного ответа на все пункты представленного ему в ноябре проекта о церковном управлении, а выработан он был лишь в феврале 1682 года, то предисловие к соборному деянию и соединило в одно целое эти, пополняющие друг друга, разновременные факта: факт поступления к патриарху в 1-й раз царского проекта и факт его окончательного обсуждения собором. Значит, упоминание означенного документа о принесении свитка с подлогами к патриарху в ноябре 1681 года должно понимать в смысле указания лишь того времени, когда в первый раз царь внес на соборное обсуждение первое свое предложение, а вовсе не в смысле точного указания времени заседаний собора, выработавших ответы по всем предложениям царя, записанным в этом документе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" На оси, делящей пополам квадратный участок монастыря, стоят святые ворота с надвратной церковью, а на другом ее конце - шатровая колокольня (1681). Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 г. Храм переделывался в 1787-1793 годах. К югу от центральной оси построена монастырская трапезная с одноглавой Троицкой церковью (1683-1689). Она поставлена на высокий подклет, а стены, как и в соборе, расчленены арочными нишами, к алтарю добавлены позднейшие пристройки. Колокольня (1678-1681 гг.) шестиярусная украшенная восьмериком и шатром на высоком основании. На ярусе звона и шатре сохранились богатые цветные изразцовые украшения. Между 1682 и 1707 годами с южной стороны к колокольне был пристроен настоятельский корпус - жилое двухэтажное здание. В 1766 году наверху установлены башенные часы с боем. Прежде в нижних ярусах колокольни размещалась монастырская библиотека, славившаяся собранием уникальных рукописей. Всю восточную и южную границу монастыря занимает длинный двухэтажный корпус келий (1681-1707 гг.) построены, как сплошная линия двухэтажных строений, где размещались жилье и различные помещения хозяйственного назначения - мастерские, квасоварни, сушила и т. п. В середине восточного корпуса находятся главные въездные ворота, над которыми стоит надвратная Петропавловская церковь. В юго-восточном углу на стыке между корпусами находилась церковь Зосимы и Савватия, обрушившаяся в 1950-е годы. Ограда и ряд остальных хозяйственных построек относится к 1787- 1793 годам. Голицынский корпус (1712 г.) - каменное двухэтажное жилое здание, построенное для постригшегося в монахи князя Б.А.Голицына, умершего в 1713 году сподвижника Петра I. В 1890-е годы здесь помещалась иконописная школа " .

http://sobory.ru/article/?object=00900

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе. Никола в Вишняках Карта и ближайшие объекты Известна с 1625 г., была деревянной. Каменная церковь постройки 1681-83 гг. заменена в 1805 г. новым ампирным храмом - крупной одноглавой ротондой на четверике с мощной алтарной апсидой. В 1847 г. построены нынешняя широкая трапезная и надстроена колокольня. Главный престол во имя Перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. В трапезной южный придел прп. Сергия, известен с 1722 г. Северный придел был Василия Амасийского (1766 г.), переосвящен во Введенский в 1847 г. В советский период храм не закрывался. Приход храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе впервые упоминается в 1624 году, но существует с конца XV века. Церковь первоначально была деревянной. По клировым ведомостям первый каменный храм заложен в 1681 году, освящен в 1683 году. Существующее здание церкви с главным алтарем построено в 1805 году, трапезная с приделами – в 1847 году. Колокольня постройки 1681-1683 гг. в 1847 году была перестроена и получила новый архитектурный декор. Главный придел освящен во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Южный придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского, известен с 1722 года. Северный придел был устроен в 1766 году во имя священномученика Василия Амасийского. В 1849 году этот придел был заново освящен святителем Филаретом (Дроздовым) в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. После революции, в годы гонений храм не закрывался. С 1992 года является основным храмом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. 1 апреля 2012 года Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое освящение главного и Сергиевского приделов. Была приходским храмом Кузнецкой слободы. Впервые церковь упоминается в 1625 г. под именем «Николы в Кузнецах». Храм, возможно, существовал еще в XVI веке. Вначале он был деревянным, а в 1681–1683 гг. его построили в камне. В XVIII веке в Никольском храме устроили два придела: преподобного Сергия Радонежского (известен с 1722 г.) и священномученика Василия Амасийского (1766 год). К 1805 г. церковное здание обветшало, и тогда выстроили новое, дошедшее до нашего времени.

http://sobory.ru/article/?object=02235

Кострома. Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Богослова каменная, с каменной колокольней была построена в 1681-1687 гг. вместо двух деревянных церквей, устроенных в 1562 г. по грамоте Московского митрополита Макария и сгоревших в 1681 г. Построена она по благословению патриарха Иоакима, попечением настоятеля Ипатьевского монастыря архимандрита Антония. Придельный храм с престолами во имя святого Николая и в честь Феодоровской иконы Божией Матери устроен в 1901 г. В приходе существовало с 16 сентября 1879г. попечительство Костромского Александровского братства. Церковь расположена недалеко от Ипатиевского монастыря. Когда-то, эта территоря была " особой экономической зоной " (поселенцы освобождались от ряда налогов), созданная, чтобы было кому кормить монахов. Принадлежала монастырю с 15-го века. Когда в середине 17-го века монастырям запретили владеть слободами, монахам удалось обойти этот запрет, сославшись на то, что слобода отделена от монастыря рекой (на самом деле, жалким ручьем, ныне спрятанным в трубу). Застройка нынешней слободы без существенных искажений представляет ее облик по состоянию на 17-е столетие. Центром слободы служит прекрасно сохранившаяся церковь Иоанна Богослова. Она начата стройкой в 1681, закончена в 1687, однако, судя по названию слободы, деревянный храм в ней существовал еще века с 15-го. Росписи этого храма схожи с таковыми Троицкого собора, хотя выполнена лишь в 1735 году и дурно поновлена в конце 19-го столетия. В 1901 году облик сооружения был испорчен пристройкой теплого храма – «кричащей архитектуры», как говорили еще дореволюционные знатоки. По материалам сайта http://arheologia.narod.ru Один из лучших храмовых комплексов города с замечательным памятником костромского культового зодчества последней четверти XVII в. и с оградой середины XVIII и начала XIX вв. в стиле барокко и классицизма. Расположен в центре слободы при Ипатьевском монастыре и играет важную градостроительную роль. В середине XVI в. здесь стояли две деревянные церкви — шатровая Иоанна Богослова и клетская Николая Чудотворца, которые сгорели в 1680 г. Вместо них на средства монастыря и прихожан в 1681-1687 гг. возведен каменный храм Иоанна Богослова. В XVIII в. сооружено его южное крыльцо (начало XVIII в.) и при трапезной устроено два придела — Никольский (1706-1709) и Федоровский (1780).

http://sobory.ru/article/?object=00648

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010