Имея высшее образование кандидата богословия, священник Воробьев разъезжал по Балашовскому уезду, устраивал по селам диспуты на религиозные темы, пользуясь при этом литературой антисоветского характера, которую он всегда возил с собой. В гор. Балашове Воробьев при содействии священника гр-на Маматова при соборном коллективе верующих организует нелегальное общество помощи бедным. Производятся сборы, и деньги используются им, Воробьевым, в частности, на поддержку административно ссыльного в Нарыме епископа Досифея. Там же, в г. Балашове, Воробьев стремится организовать нелегальное религиозное общество “сестричество”. Балашовское духовенство устраивало нелегальные собрания в квартирах священников, где обсуждаются вопросы борьбы с безбожниками, руководителем этих совещаний является он же, Воробьев». В предъявленном обвинении по статьям 70 и 72 УК протоиерей Владимир Воробьев виновным себя не признал. 18 ноября 1926 года дело было направлено в Особую коллегию при ОГПУ для рассмотрения во внесудебном порядке. Согласно выписке из протокола Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 28 января 1927 года пять человек, в том числе Воробьев, по обвинению в проведении антисоветской агитации были приговорены к высылке «через ПП ОГПУ в Сибирь, сроком на три года». Ссылку он отбывал в Барнауле, затем в селе Старая Тараба (ныне Кытмановский район Алтайского края) и Петрушах. Летом 1927 года в ответ на ходатайство об изменении меры социальной защиты удовлетворение ходатайства в секретном заключении коллегии ОГПУ было признано нежелательным. В незаконченных «Очерках по истории Саратовской епархии с 1917 по 1943 годы», над которыми трудился Алексей Евгеньевич Сабуров († 2005), содержится следующая информация из следственного дела последней игумении Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря Антонии (Заборской; 1868–1942) и проходящих с ней по одному делу инокинь и мирян, датируемая 1927 годом: «Из показаний обвиняемых и свидетелей известно, что помощь деньгами и продуктами сестры Крестовоздвиженской обители оказывали священникам, содержавшимся в губернском следственном изоляторе, среди которых были протоиереи Владимир Иванович Воробьев и Михаил Петрович Атаевский».

http://pravoslavie.ru/93992.html

62 Собор старцев Троице-Сергиевой Лавры. — Прим. сост . 63 Имеется в виду фотография, воспроизведенная на обложке книги (из фондов ГИМ). — Прим. сост . 64 Устроенный в Лавре в память пятидесятилетия архиерейского служения Владыки, в котором спустя несколько дней после сего и положено тело скончавшегося Архипастыря, известно что в храм помещены все иконы, поднесенные ему в день юбилея. — Прим. публ . 65 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 61—62. 66 Деян.21:8—25 67 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 260—291. 68 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 62—64. 69 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 85—87. 70 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». (пропуск в тексте — А.Л.) 71 Высоцкого, известного в то время доктора в Москве. 72 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 87—88. 73 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 61—62. 74 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 61—63. 75 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 88—89. 76 Письма с 12 по 23 опубликованы в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. 77 Из молитвы на сон грядущим св. Иоанна Дамаскина. 78 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1876. XI. С. 148—149. 79 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 74—75. 80 Ирмологий, глас 2, песнь 3 81 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 74—75. 82 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 76—77. 83 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 77—78.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Изучению южного славянства и отчасти православного Востока посвящены следующие сочинения его, напечатанные в 1866 году: «Исторический очерк древней Болгарской церковной иерархии, от принятия Болгарами христианской веры (в 861 г.) до упразднения Болгарского Терновского патриархата» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 9 и отдельный оттиск: Одесса. 1866 г.); «Обращение Хиландарской Лавры в общежитие» (там же, 17); «Архиепископия первой Юстинианы Охридской и ее просветительное влияние на южных славян – болгар и сербов» («Чтения в Общ. Истории», кн. IV и отдельный оттиск: М. 1867 г.); «Историческое обозрение Афонских славянских обителей» («Херсонские Епарх. Ведомости», 21, 22, 24, 1867 г., 1–2 и отдельный оттиск: Одесса. 1867 г.). В 1867 году: «Русский монастырь св. Пантелеймона – Русик» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 6, 7, 17–22, и отдельно: Одесса, 1867 г.); «Речи при встрече великих князей Алексия Александровича и Сергия Александровича с великою княжною Марией Александровной» (там же, 19); «Известие о кончине настоятеля Зографской Афонской обители игумена Анфима» (там же); «О славянских переводах церковного богослужебного устава» («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «Киприан до восшествия на Московскую митрополию» (там же); «Сербская иноческая обитель в Палестине» (там же, кн. 3); «Историческое описание Сербской царской Лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому» (там же, кн. 4, и отдельно: М., 1868 г.); «Двухдневное пребывание на св. горе Афонской вел. кн. Алексия Александровича» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 20, и отдельно: СПб., 1868 г.); «Лавра св. Саввы Освященного» (там же, 23, 24, 1868 г., 5–10, и отдельно: Одесса, 1868 г.). В 1868 году: «Изображения славянских первоучителей и просветителей святых Кирилла и Мефодия на иконе Николая Скоропомощника в Афонском Дохиарском монастыре» («Чтения в Общ. Истории», кн. «Хан Нагай и его влияние на Россию и южных славян» (там же, кн. III); «Монастырь Липеси, место погребения греческой царицы, русской княжны Анны Васильевны» («Утро», сборник Погодина, М. 1868); «Хиландарски тиник или устав св. Саве» («Гласник», кн. 7, и отдельно: Белград, 1868 г.); «Стара Српска писма из Руского монастира св. Пантелеимона у cbemoj гори» (там же и отдельно: Белград, 1868 г.); «Студийский монастырь в Константинополе» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 22) и между прочим: «Опись города Волхова Троицкого Оптина монастыря по 1779 год» (кн. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Ученики Павла прусского (Соврем. Лет. 18б8. 11). Иностранные газеты об иноке Павле (Современ. Лет. 1868. 11). Нечто о странниках (Соврем. Лет. 1868. 16). Русская старообрядческая литература за границей (Русский Вестник. 1868. 7, 8). Что делается у старообрядцев (Современ. Летоп. 1868. 33 и 46. 1870. 8, 9, 39, 40, 41). По вопросу о старообрядцах (Совр. Лет. 1868. 40). Современные известия об Аркадие Славском (Соврем. Лет. 1868. 42). О предположении учредить в Москве братство для содействия ослаблению раскола и воссоединению раскольников с православною церковию (Современ. Летоп. 1868. 14 и 15). Несколько слов о единоверии в ответ на возражения из Вятки (Соврем. Лет. 1869. 21). Учреждение архиерейской кафедры у турецких раскольников (Русск. Вестн. 1869. 5 и 6). Прошение ветковских старообрядцев о епископе (Душепол. Чтен. 1870. 1). Поездка священноинока Павла в северо-западный край (Соврем. Лет. 1870. L9 и 20). Летопись происходящих в расколе событий (Соврем. Лет. 1871. 4, 11, 14, 20, 21, 34, 36, 38, 40, 46, 47, 48; издана и отдельной книгой). По поводу записки о Венедикте Кралевиче (Русский Вестник 1872. 2). Летопись происходящих в расколе событий (Москов. Ведом. 1872. 93). Точные снимки с двух знаменитых памятников древности (Евангелия Мстиславова и Евангелия Юрьевского), представляющие свидетельство о правильном начертании достопокланяемого имени Христа Спасителя Иисус, с предварительными замечаниями по вопросу о имени Иисус (Изд. брат. св. Петра митроп. М. 1872). Деяние московского Собора 1654 г. по подлинному списку, с предисловием (Изд. брат. св. Петра митр. Μ. 1873). Записка об учреждении и первоначальной деятельности братства св. Петра митроп., читанная в общем собрании членов братства 21 декабря 1872 г. в день его торжественного открытия (Душен. Чтен. 1873, кн. 1) Отчет по братству св. Петра митроп. за 1873 (Душеп. Чтен. 1874, кн. 2). Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой австрийской, или белокриницкой иерархии. М. 1874 г. (Сочинение на степень доктора богословия).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

7) В Иркутских епарх. ведомостях: «Место заточения, смерти и погребения Арсения Мадеевича, бывшего Ростовского митрополита» – 1863 г. 54 ; «Исторические сведения об иконописании в Сибири» – 1863 г. 48–51 55 ; «Заметки о пенсии митр. Филофею Лещинскому» – 1866 г. «Справедливо ли, что Иркутск видел иерархов среди себя больше, чем Тобольск»? 1867      г.; «Прекращение в Иркутске викариатства Тобольской митрополии, открытой в 1707 г.» – 1868 г.; «Наказание за нарушение всегда соблюдавшегося в одном селении празднования в честь св. кн. Бориса и Глеба – 1868 г.; «Замечательный случай отверзия слуха у одной старушки во время молитвы» – 1868 г.; «Викариатство Тобольской епархии и выделение из нее других Сибирских епархий» – 1871 г. 28; «О Преосвященном Софонии» – 1872 г. 31; «Секретарь одной из Сибирских консисторий П.А. Бекреев» – 1872 г.; «Пятидесятилетний юбилей Омского протоиерея С.Я. Знаменского» – 1874г. 56 . «Варлаам I. Тобольский Архиепископ» 1877 г.; «Прощальное слово к воспитанникам Сибирской военной гимназии» – 1878 г. 8; «Омский протоиерей Д.С. Пономарев» – 1879 г. 8) В Православном Обозрении: «Одна из церковных библиотек Тобольской епархии» – 1867 г. кн. XI; «Воскресенский собор в Омске» – 1867 г. XI. 9)      В Волынских еп. ведомостях: «Нечто об Архиепископе Евлампии» – 1868 г. 16. 10) В Ярославских епархиальных ведомостях: «К жизнеописанию Арсения Мацеевича » – 1868 г. 4, 6, 7. 11) В Современном листке: «О посещении Великим Князем Владимиром Александровичем в 1868 г. храмов в Омске и Павлодаре» – 1868 г. 12) В Вологодских епархиальных ведомостях: «Священническая и диаконская скуфьи в старину» – 1869 г.; «Епископ Вологодский Антоний Знаменский и регент хора Фелицын» – 1873 г. 6; 1879 г. 20. 13) В Душеполезном чтении: «Образ Божий в человеке» – 1874 г. книга VIII; «Черты из жизни Камчатского Епископа Павла» 1877 г. книга VI; «В память Омского городского головы О.Л. Чернавина» – 1879 г. кн. VI; «В память законоучителя Омской женской гимназии Иоанна Сотникова» – 1879 г. книга X.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Зиновий Григорьев - крестьянин деревни Шубина - вкладчик суммы денег, в том числе на которую был отлит благовестный колокол с изображениями Илии Пророка, преподобного Сергия, Казанской Божией Матери и Рождества Христова, в том числе на которую построена каменная ограда; упоминается в летописи в причте церкви от 1868 года, получение вознаграждения приходом за поминовение его души (1868). Священник Иоанн Максимов Смирнов – священник села Иудина, находится при церкви с 11 декабря 1836 года. Обучался в Спасо-Вифанской семинарии и окончил курс с аттестатом 1-го разряда. С 1852-го г. по 1864 г. проходил должность ведомственного духовника; 1859 года 14 июля в память войны 1853-185.. годов награжден бронзовым наперсным крестом, в . по . проходил должность благочинного и за усердное и ревностное прохождение оной должности изъявлена ему признательность Епархиального начальства, в сем же 1868 году Всемилостивейшее пожалован бархотною скуфьею. Священноцерковнослужитель с. Иудина (летопись 1868 года) В 1869 выбран ведомственным духовником в церкви. Дьякон пономарь Василий Васильев Лебедев - священноцерковнослужитель с. Иудина (летопись 1868 года, 1883 г.) исправляющий должность псаломщика. Пономарь Николай Петров Тихомиров – в 1868 г. определен пономарем в Иудино. В июле 1871 г. уволен из духовного звания за нетрезвую жизнь. Леонтий Никитин Гомозов - староста церкви села Иудина 1861 г. Федор Лукьянов Горбачев - крестьянин деревни Шубина, староста церкви села Иудина с 1 января 1862, его стараниями вырезан и вызолочен иконостас в 1867, устроен балдахин. В 1865 году награжден от консистории похвальным листом. Господин Шилов - вложил в 1834 г. Евангелие в пол-листа, обложенное малиновым бархатом, с медной посеребренной верхней доской (издание от 1657 года). Иерей Петр - 1767 г. - церковный строитель, его имя указано на Кресте серебряном, чеканном беспробном с мощами. Московский купец Василий Амвросиев – вклад креста маленького серебряного позолоченного безпробного с мощами. Афанасий Степурин упоминается в летописи в причте церкви от 1868 г., получение вознаграждения приходом за поминовение его души.

http://sobory.ru/article/?object=00050

567) Новые русские строения в Иерусалиме, Иллюстрация 1863, 568) Русское Богоугодное заведение в Иерусалиме. Из воспоминаний поклонника св. Гроба, В.К. Каминского, Дух. Бес. 1864, стр. 201–208. 569) О нынешнем положении русских сооружений в Иерусалиме для улучшения быта правосл. поклонников, Ж. М. Нар. Просв. 1864, ч. 121, отд. 6, стр. 62. 570) Освящение русских учреждений в Иерусалиме, Странн. 1864, отд. IV, стр. 92–94; Киев. Епарх. Ведом. 1864, стр. 634. 571) Краткий очерк жизни и кончины преосв. Кирилла, еписк. Мелитопольского, начальника миссии в Иерусалиме, соч. А. Захарова, 8 , 8 стр., без года и места печати; перепеч. из Казанск. Губ. Вед. 1866. 572) Речь при погребении преосв. Кирилла, еписк. Мелитопольского, († 10 февраля 1866), Прав. Собес. 1866, март, 236; Странн. 1866, май, IV, 42. 573) Вести из Иерусалима, Руков. для сельск. пастырей, 1864, т. III, стр. 514–515 (о русских постройках; об экспедиции Сольси). 574) Описание русских построек, возведенных близ Яффских ворот Иерусалима, Морск. Сборн., т. 85, 1866, неоф. 166–187. 575) Праздник 30 августа 1866 г. в Иерусалиме, Сев. Почта, 1866, переп. в Церк. Летоп. 1866, стр. 662 и в Херс. Епарх Ведом. 1866, стр. 208, статья П. Г. Папандони. 576) Пасха в Иерусалиме 1867 г., Херс. Епарх. Ведом. 1867, стр. 140–162, статья Папандони. 577) Положение и штат русских православных церквей заграницею, Прав. Обозр. 1867, стр. 94, изв.; 1868, 474; 1869, 328–330. 578) Патриаршее богослужение в Иерусалиме, по поводу 25 мая в Париже, Дух. Бес. 1867, Церковн. Летоп., стр. 519–528, статья II – н и. 579) Из Иерусалима, Впечатление от кончины митр. моск. Филарета, Церк. Летоп. 1868, стр. 123. 580) Письмо из Иерусалима, А. Солодянского, от 21 марта 1868 (Зима, поклонники; преосв. Александр, бывший Полтавский († 1874); постройки; абиссинский князь), Сев. Почта 1868, стр. 7. 581) Письма из Иерусалима, А. Солодянского, от 5 апр. 1868 (Пасха; археологические раскопки; обедня 17 апреля), Сев. Почта 1868, мая 4. По поводу этих писем см. заметку в Воскр. Чтен. год XXXII, кн. 1, стр. 551; возражение на заметку – в Трудах К.Д. Акад. 1869, май, стр. 413.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Плюс ко всему новый торговый устав не содержал прямого указания на закон, установивший монополию церкви на продажу церковных свечей, чем тут же воспользовались предприимчивые коммерсанты, нанося ей ущерб. На местах в поисках средств дружно обратились к многолетнему опыту подтасовки отчетности, полагая, что лучше на свечные деньги обустраивать епархиальные учебные заведения для собственных детей, чем оказывать помощь сомнительно нуждающимся. Показатель свечного сбора дрогнул и стремительно покатился вниз: 1866 г. –1 150 720 руб. 1867 г. –1355 992 руб. 1868 г. –1408 977 руб. 1869 г. –1 389 909 руб. То есть в 1868 г., первом после начала реформы, прирост поступлений значительно сократился: если сбор 1867 г. превышал сбор 1866 г. на 205 271 рубль, то сбор 1868 г. превысил предыдущий всего на 52 984 рубля. А в 1869 г. денег поступило уже на 19 068 рублей меньше, чем в 1868 г. Вполне естественно, что Синод не мог оставить без внимания уменьшение доходов, на которые твердо рассчитывал заранее, давая согласие реформировать духовную школу. Некогда отвергнутые предложения архиеп. Димитрия Херсонского неожиданно оказались самым разумным выходом из создавшегося положения. Срочно был разработан указ, подписанный Александром II 21 декабря 1870 г. «О замене свечного сбора процентным с доходов кружечного, кошелькового и свечного на потребности по учебной части духовного ведомства». Теперь церкви должны были отчислять в распоряжение Синода определенный процент со всех основных сборов: свечного, кружечного и кошелькового. За точку отсчета, т. е. за 100%, брались совокупные доходы 1868 г., – года, после которого они начали снижаться. Для разных епархий установили различную величину отчислений: 10% в год – с Волынской, Литовской, Минской, Могилевской, Полоцкой и Рижской; 21% – со всех остальных, исключая Варшавскую, Донскую, Камчатскую, Якутскую епархии и Грузинский экзархат, которые не отсылали свечной сбор в Синод, а расходовали его сами на месте. При каких-либо изменениях, которые влекли за собой уменьшение доходов (например, временное прекращение богослужения в связи с постройкой новой церкви взамен обветшавшей или сгоревшей), сумма отчислений не должна была уменьшаться. Недостающую часть закон 21 декабря предписывал епархиальной власти собирать со всех церквей путем раскладки. Но при одном условии: чтобы добавочный сбор по каждой церкви не превышал 2% с рубля «с суммы поступления по оной доходов кошельковых, кружечных и свечных за 1868 год».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив, 1866, с. 513 и 735). Переводы: 35) Письма принца Делинь (вм. с профессором Немировым, в 10 т.). 36) Всеобщая мифология, сравн. с историей, аббата Трессана (М. 1816). 37) Рустрингия, первонач. отечество первого Российского вел. князя Рюрика, соч. Гольмана (М. 1819). 38) Досуги моего уединения, 2 части (M. 1820). По смерти Снегирева Ивановский издал первый том собрания его сочинений под заглавием: «Старина русской земли» (М. 1871). Дальше это издание не продолжалось. В «Русском Архиве» 1902–1903 гг. напечатан «Дневник И. M. Снегирева». Издания Снегирева: 39) Обозрение Кормчей. Барона Розенкампфа (М. 1829). 40) Древнее сказание о победе Дмитрия Донского (М. 1829). 41) Словарь русских писателей. Киевского митроп. Евгения. Т. I. Словарь профессоров Московского университета (М. 1855). – Русский Архив 1866, 1902–1904 (Воспоминания Снегирева). – Буслаев, по поводу смерти Снегирева (Московские университетские известия 1869, 50–62). – Голос 1868, 250, 254, 258; 1869, 63. – С.-Петербургские Ведомости 1868, 308 и 336). – Русский Инвалид, 1868, 275 и 277). – Петербургская Газета 1868, 131 и 178). – Современный Листок 1868, 102). – А. Д. Ивановский, Ив. М. Снегирев, биографич. очерк. СПБ. 1871 (на самом деле биографий нет, а есть пересказ дневника Снегирева о предметах, совершенно не касающихся его жизни, и перепечатка из дневника же разных речей и проповедей, сказанных где-нибудь при торжественной обстановке). – Историч. Вестник 1880, т. 11 (май), с. 205 (письмо Пушкина к Снегиреву). – Пыпин, История русской этнографии, т. I, 312. Письма Н. Д Иванчина-Писарева к И. М. Снегиреву, с предисл. и примеч. Б. Л. Модзалевского, СПб. 1902. Е. Тарасов. Снегирев, Иван Михайлович (1793–1868) – профессор Московского университета, известный знаток московских древностей. Сын проф. Михаила С. (см. ниже), сам воспитанник Моск. унив. и профессор его по кафедре римской словесности и древностей, С. напечатал по своей специальности только: «Dissertatio de profectlbus Romanorum in disciplinis severiorihus» (М., 1816), «Nova Chrestomathia latina» (М., 1816 г.) и «Латинскую грамматику» (1836 г., 3-е изд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В 1864 г. М. посетил С.-Петербург, чтобы подготовить к изданию переведенные на алтайский язык богослужебные книги и составленные им для алтайцев огласительные поучения. В петербургской Синодальной типографии были изданы на алтайском языке книги: «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1864), «Беседы готовящемуся к Святому Крещению: об истинном Боге и истинной вере» (1865; 2-е изд., испр. и доп., напечатано в Томске в 1892), Евангелия воскресные (утренние), на двунадесятые праздники и Страстную седмицу (1865), последование Часов (1865), Исповедь (1865). Во время поездки в С.-Петербург М. познакомился с лингвистом-тюркологом, переводчиком, членом-корреспондентом Императорской АН Н. И. Ильминским . С этого времени началось их тесное сотрудничество, продолжавшееся четверть века. 14 нояб. 1864 г. М. был утвержден настоятелем монашеской общины, учрежденной при Чулышманском стане (в 1879 преобразована в Чулышманский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мужской монастырь ). Сразу же по прибытии на место в отдаленном урочище Карагай у устья р. Чулышман он взялся за устроение новой обители. На ее территории был сооружен небольшой храм. Однако первые насельники появились в мон-ре лишь в 1866 г. В 1867-1868 гг. М. вновь побывал в С.-Петербурге в связи с публикацией подготовленных им книг для Алтайской миссии. Его трудами были изданы на алтайском языке: «Евангелия воскресныя, на Литургии чтомыя, на наречии алтайских калмыков» (1868), «Избранные места из Евангелия, Литургия св. Иоанна Златоустого» (2-е изд. напечатано в 1887 г.), «Чинопоследование Святого Крещения». В 1868 г. в С.-Петербурге была напечатана 1-я алтайская азбука («Букварь для обучения детей крещеных алтайских инородцев церковному и гражданскому чтению»), подготовленная М. совместно с Чевалковым. В ЦГИА СПб. сохранилась рукопись (Ф. 834. Рукописи Синода. Оп. 4. 1057. 59 л.), с которой была напечатана первая алтайская азбука. Текст «Букваря...» написан рукой М. (установлено по почерку). В июле 1868 г. был направлен в Казань для участия в доработке и подготовке к печати краткой грамматики алтайского языка, составленной прот. В. Вербицким. Доработка была поручена Синодом Ильминскому, а тот пригласил для этой цели М., который, по мнению профессора, в совершенстве владел алтайским языком. Под научным рук. Ильминского работа велась в течение 1868-1869 гг. Грамматика алтайского языка, снабженная русско-алтайским и алтайско-русским словарями, была напечатана в 1869 г. в типографии Казанского ун-та. Этот труд положил начало изданию других переводов алтайских миссионеров и научных грамматик тюркских языков народов России в целом.

http://pravenc.ru/text/2561280.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010