Раскол и сектантство. По Всеподданнейшему отчету г. Обер-Прокурора Св. Синода за 1898 г. 263 //Миссионерское обозрение 1901 г. 5. С. 599–607 Деятельность противораскольнической и противосектантской миссии в 1898 г. Деятельность миссии в 1898 году отличалась большим напряжением сил и подъемом энергии её деятелей. Особенно утешительным является усиление забот епархиальных начальств об учреждении миссий там, где их доселе не существовало, об открытии новых миссионерских вакансий, а равно и об изыскании средств и мер к лучшему обеспечению миссионерствующих пастырей Церкви и самих миссионеров. Новые епархиальные миссии в истекшем 1898 году учреждены в С.-Петербургской епархии и Грузинском Экзархате, в Кишиневской, Олонецкой, Тамбовской и Забайкальской епархиях. Новые вакансии открыты: в С.-Петербургской (две), в Киевской (третьего епархиального противосектантского миссионера), Черниговской (противосектантского), Тамбовской (второго противосектантского), Херсонской (противораскольничьего), Олонецкой (епархиального противораскольничьего), Вятской (противораскольничьего при Сарапульском викариатстве), Рязанской. Независимо от сего, во многих епархиях открыто по нескольку вакансий окружных миссионеров, например, в Рязанской, Тамбовской, Херсонской. В приходском духовенстве и в учащемся духовном юношестве заметно пробуждается дух любви к миссионерству и разумение высоты и важности этого служения в Церкви, – интерес и потребность к изучению сектоведения. Никогда ранее миссия не имела в рядах своих столько новых деятелей из состава академических воспитанников, как в истекшем году. В 1898 году, по заявлению представителей духовенства, открыты «особые миссионерские отделы» при Епархиальных Ведомостях (Екатеринославских, Томских и Херсонских) и вообще оживилась миссионерская литература о местном расколо-сектантстве. Главным же печатным органом внутренней миссии, отвечающим миссионерским запросам приходского духовенства, был, по прежнему, издающийся в С.-Петербурге журнал «Миссионерское Обозрение», посвященный всестороннему исследованию и обличению русского рационалистического и мистического сектантства, а также расколо-старообрядчества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Забайкальские епархиальные ведомости , журнал, официальный печатный орган Забайкальской епархии (недейств.) Первоначально события Забайкальской епархии освещали " Иркутские епархиальные ведомости " , но забайкальские материалы занимали в них второе место, кроме того, в силу больших расстояний, они становились неактуальными и как следствие - неинтересными забайкальскому читателю. Преосвященный Мефодий , епископ Забайкальский и Нерчинский, в 1899 году обратился в Святейший Синод, ходатайствуя о разрешении издания " Забайкальских епархиальных ведомостей " . Разрешение было получено и первый номер журнала вышел в Чите в январе 1900 года. В нем были определены задачи нового издания: " «Забайкальские епархиальные ведомости» как и вообще ведомости других епархий Российской империи, имеют своею задачей не только познакомить духовенство епархии с распоряжениями и мероприятиями высших органов духовного управления и местных епархиальных учреждений, а также с внешней церковной и внутренней религиозно-нравственной стороной епархии, но и по возможности, содействовать развитию этих сторон через указание здравых приемов, выработанных церковной практикой. Исходя из своего назначения епархиальных ведомостей, последние не только должны служить ясным и светлым зерцалом текущей жизни духовенства во всех ее деталях, но и предлагать средства к прогрессивному развитию епархии, иначе говоря, «Забайкальские епархиальные ведомости» будут совмещать в себе две части - официальную и неофициальную... Дай, Господи, чтобы благодать Божия немощное врачующая и оскудевающее восполняющая, была неотступным спутником всех принимающих участие в издании настоящего духовного органа, дабы он мог послужить во славу святой Церкви " . Журнал выходил 2 раза в месяц. Часто 2, 3 или 4 номера публиковались одним выпуском, в 1905 - 1906 годах вышло по 21 номеру, в 1908 году - 22, в 1919 - 20 номеров.

http://drevo-info.ru/articles/21540.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Забайкальской и Нерчинской епархии, выходившее в Чите с янв. 1900 по нояб. 1919 г. 2 раза в месяц. Часто 2, 3 или 4 номера публиковались одним выпуском, в 1905-1906 гг. вышло по 21 номеру, в 1908 г.- 22, в 1919 - 20 номеров. С 1894 г. материалы о жизни новой Забайкальской епархии печатались в «Иркутских епархиальных ведомостях» , к-рые распространялись по приходам епархии. Издание «З. е. в.» было разрешено в 1899 г. указом Святейшего Синода по ходатайству Забайкальского и Нерчинского еп. Мефодия (Герасимова) . Журнал редактировали свящ. Михаил Колобов (1900-1901), В. М. Сибирский (1901-1904), М. А. Злобин (1905-1906), свящ. Сергий Старков (впосл. еп. Арзамасский Софроний ) (1907-1908), прот. Епифаний Кузнецов (см.: Ефрем , сщмч., еп. Селенгинский) (1908, 1913), Н. А. Соколов (1908-1909), Н. П. Стуков (1909-1913, с перерывами), свящ. Иннокентий Иванов (1910-1911, 1913). С 19 за 1913 до кон. 1917 г. свящ. И. Иванов был редактором офиц. отдела; за неофиц. часть с 19 за 1913 по 7 за 1917 г. отвечал архим. (с дек. 1916 епископ) Ефрем (Кузнецов), далее до кон. 1917 г. отделом руководил редакционный совет в составе священников С. Старкова, Феодора Титова и И. Иванова. Этот же совет редактировал офиц. и неофиц. отделы в 1918-1919 гг. С 8 за 1917 по 1919 г. издателем журнала было Забайкальское епархиальное церковное братство святителей Кирилла и Мефодия. В офиц. отделе печатались общецерковные постановления и гос. документы, имеющие отношение к Церкви, а также епархиальная документация: предложения правящего архиерея на имя консистории; журналы епархиальных съездов и правлений учебных заведений; списки священников, назначенных к произнесению проповедей в храмах епархии; списки награжденных и получивших благодарности; списки служащих в консистории, миссии, учебных заведениях (напр., «Краткие биографические сведения о начальствующих и учащих в Читинском ДУ» (1901. 1)), учеников ДУ и воспитанниц епархиального жен. уч-ща, воспитанников Иркутской ДС, жертвователей и благотворителей, членов Палестинского Православного общества и т. п.

http://pravenc.ru/text/182395.html

По отзыву профессора Знаменского, он носил в себе задатки настоящего учёного. Но, занятый по выходе из академии широкою и многотрудною практическою деятельностию, сначала по устройству новообразованной томской семинарии, потом по управлению епархиями – Камчатскою и Иркутскою и по делам сибирских миссий, он не имел ни времени, ни возможности предаться научной кабинетной работе. Однако «высокое научное образование отразилось в документах и самой административной деятельности архипастыря. Его отчёты о деятельности сибирских миссий за разные годы представляют собою драгоценные церковно­исторические этюды, без которых не возможно обойтись при изучении как состояния сибирской церкви с её миссиями, так и состояния сибирского ламства. Эти отчёты, а также многие письма архипастыря, которому принадлежит инициатива возбуждения и самого вопроса о ламизме, содержат в себе, можно сказать, лучшую в настоящее время научную разработку этого вопроса с церковно исторической точки зрения, а для будущих историков послужат неизбежным и плодотворным для науки материалом». Отчёты эти печатались в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» и в некоторых духовных журналах, а в 1883 – 86 гг. изданы отдельно под названием: «Труды православных миссий восточной Сибири», в 4-х частях. В эти «Труды», кроме отчётов о миссиях Камчатской, японской и Забайкальской, вошли миссионерские журналы, статьи разных лиц о верованиях инородцев, письма преосвященного Вениамина и его статьи: «Ламское идолопоклонническое суеверие в восточной Сибири», «Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников» и «Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к православной русской церкви». Последние три статьи отпечатаны и отдельною брошюрой, под названием: «Жизненные вопросы православной миссии в Сибири», Спб. 1885. Перу преосвященного принадлежит также «краткая, но веская» статья о буддизме, напечатанная в «Иркутских Епарх. Вед.» за 1890 г., и немало назидательных проповедей и катехизических поучений, из которых некоторые переведены на бурятский язык. Биографические сведения – в «Истории Казанской дух. академии», проф. Знаменского и в «Иркутских Епарх. Ведомостях», преимущественно, за 1888 и 1892 гг., а также в брошюрах: «Памяти высокопреосвященнейшего В., архиепископа Иркутского и Нерчинского», Иркутск, 1892, и «Двадцатипятилетие епископского служения высокопреосвященного В., архиепископа Иркутского и Нерчинского», Иркутск, 1888. Некролог в «Страннике» 1892 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Евгений (Зернов) Евгений (Зернов Семён), митрополит Горьковский. Родился в 1877 году в семье диакона Московской епархии. В 1898 году окончил Московскую семинарию. В 1902 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, где в 1900 году принял монашество и рукоположен в иеродиакона. 25 марта 1902 года рукоположен в сан иеромонаха и по окончании академии назначен преподавателем Черниговской духовной семинарии. В Чернигове он, как преподаватель раскола, усердно изучал сектантство, результатом чего явился особый доклад о мерах борьбы с ним. За этот доклад он удостоился благодарности епархиального начальства. В 1904 году – инспектор той же семинарии. В 1906 году возведён в сан архимандрита и определён ректором Иркутской духовной семинарии. В Иркутске, кроме обязанностей ректора семинарии выполнял сложные обязанности председателя епархиального училищного совета: был членом миссионерского комитета, членом Географического общества, братства во имя св. Иннокентия и редактором «Епархиальных Ведомостей». Миссионер. В 1909 году – член комиссии по освидетельствованию останков святителя Софрония Иркутского. 20 янв. 1913 года хиротонисан во епископа Киренского, вик. Иркутской епархии. Хиротония состоялась в г. Иркутске в кафедральном соборе. Чин хиротонии совершали: Серафим, архп. Иркутский и Верхоленский, Мефодий, епископ Томский и Алтайский, Иоанн, епископ Забайкальский и Нерчинский. 11 июля 1914 года – епископ Приамурский и Благовещенский. 30 ноября 1923 года возведён в сан архиепископа. 13 авг. 1930 года назначен архиепископом Белгородским – назначение отменено. С 1931 года – архп. Котельнический, вик. Вятской епархии. 3 апр. 1931 года награждён правом ношения креста на клобуке. С 8 сент. 1933 года – архп. Вятский и Слободской. С 3 мая 1934 года – митрополит Горьковский. В 1935 году епархией не управлял. Скончался 12 ноября 1935 года. Труды Речь при наречении его во епископа Киренского «Приб. к Церк. Вед.» 1913, 7–8, стр. 347 Литература «Церк. Вед.» 1913, 3, стр. 11. 1913, 20, стр. 294–295. 1914, 29, стр. 340. 1918, 19–20, стр. 111

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МЕЛЕТИЙ (ЯКИМОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Мелетий (Якимов) Святитель Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский. Икона работы Елены Андрюшиной Для усиления средств к распространению просвещения, владыка открыл церковное братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия в Чите, чтобы закрепить свои духовные завоевания посредством церковно-приходской школы. Следствием всего этого было то, что за время управления Забайкальской миссией Преосв. Мелетием число обращенных в православную веру из шаманистов и ламаитов доходило до четырех тысяч. 5 июля 1889 года назначен епископом Якутским . Прибыл в Якутск 16 сентября. С 14 октября 1896 года - епископ Рязанский и Зарайский . 27 ноября отбыл из Якутска и прибыл в Рязань 17 февраля 1897 года. С 1897 года - почетный член Казанской духовной академии . Скончался 14 января 1900 года. Похоронен в Архангельском соборе Рязанского Кремля . В 1984 году по почину епископа Омского Максима (Крохи) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена Мелетий был причислен к Собора Сибирских святых . Местночтимый святой Рязанской, Иркутской и Красноярской епархий. 18 июня 1998 года обретены мощи святителя Мелетия. 18 сентября 1998 года мощи были перенесены в Рязанский Троицкий монастырь . Известный миссионер и подвижник, просветитель Сибири. В течение 35-летнего труда на этом поприще был прозван " Апостолом якутов и просветителем язычников в Сибири и Азии " . Был инициатором облегчения участи больных проказой. Сам лично облегчил страдания прокаженных якутов. Добрый, приветливый, строгий к себе и снисходительный к другим, он был настоящий христианский миссионер по призванию. Он оставил по себе богатое наследие добрых дел. На поприще духовного писателя оставил много печатных трудов, многие из них помещены в Епархиальных Ведомостях (Иркутских, Якутских и Рязанских) и Православном Благовестнике.

http://drevo-info.ru/articles/12141.html

Евсевий (Никольский) Евсевий (Никольский Евгений), митр. Крутицкий. Родился в 1861 году в семье священника Тульской епархии, день Ангела 22 июня. Окончил Тульскую духовную семинарию. В 1885 году окончил Московскую духовную академию магистрантом и назначен учителем русского языка в Могилёвское духовное училище. С 1888 года – помощник смотрителя Могилёвского духовного училища. 3 авг. 1893 года пострижен в монашество, а 6 авг. – рукоположен в сан иеромонаха. С 11 сент. 1893 года – член СПб. Духовно-цензурного Комитета в сане архимандрита. С 18 окт. 1893 года – ректор Иркутской духовной семинарии. 26 янв. 1897 года хиротонисан в Иркутске в Вознесенском монастыре во епископа Киренского, вик. Иркутской епархии. Хиротонию совершали: Тихон, архп. Иркутский и Верхоленский; Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский; Георгий, епископ Забайкальский и Нерчинский и Никодим, епископ Якутский и Вилюйский. В Иркутске состоял председателем Епарх. училищного Совета и редактором «Иркутских Епархиальных Ведомостей». 4 окт. 1897 года – епископ Камчатский. С 1899 года – епископ Владивостокский и Приморский. Будучи на этой кафедре построил более ста церквей и сам все освятил. 6 мая 1906 года возведён в сан архиепископа. Назначен председателем Комиссии по выработке правил, регулирующих перевозку св. икон по водным путям. В 1915 году награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Был членом Всероссийского Церковного Собора в 1917–1918 гг. Остался в Москве и жил при Патриархе, был постоянным членом Св. Синода. В 1919–1920 гг. не имея возможности возвратиться во Владивосток, временно управлял Смоленской епархией. В 1920 году назначен Наместником Патриаршего престола в Москве с возведением в сан митрополита Крутицкого. В последующие годы до своей кончины проживал в Москве. Скончался 18 января 1922 года. Погребён в Новодевичьем монастыре. Будучи епископом Владивостокским, много потрудился по управлению Приморской епархией. При его содействии выстроено много церквей, церковно-приходских школ и два монастыря; он поднял миссионерское дело в Уссурийском крае и на Камчатке на недосягаемую высоту. В частной жизни отличался простотой, незлобием, нищелюбием и всепрощением к окружающим. Труды

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Улан-Удэ. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Точная дата постройки храма не известна, но существует несколько мнений по этому поводу. Одно из них говорит о том, что Свято-Вознесенская церковь долгое время была приписной к соборному храму Спаса Всемилостивого (ныне не существует, разрушен в 1934 г.) именовалась Богородице-Владимирской и располагалась на правом берегу реки Уда под острожной горкой. В 1809 году «по просьбе прихожан и дозволению Епархиального начальства» (Клировая ведомость Градо-Верхнеудинской Спасской церкви за 1837г., Читинское архивное управление Восточносибирского края) церковь была перенесена на левый берег реки Уда (где и находится по сей день), а при ней открыто городское кладбище. Церковь деревянная, двухэтажная, с колокольней. Стены храма двойные, рубленные из лиственницы. Через два года нижний придел был освящен во имя Архангела Михаила, а уже в 1816 году состоялось освящение главного верхнего придела в честь Вознесения Господня. В конце XIX века указом Святейшего Синода под 1417 от 28 марта 1894 года Забайкальская область, входящая в состав Иркутской епархии, была преобразована в самостоятельную епархию, с назначением викарного епископа Селенгинского Георгия (Орлова) епископом Забайкальским и Нерчинским. На то время в епархии насчитывалось 5 монастырей, 254 храма, около 200 часовен и молитвенных домов. После постройки Михаило-Архангельской церкви в 1907 году, нижний придел Свято-Вознесенской церкви был отремонтирован и переименован в честь святого пророка Иоанна Предтечи. Февральская революция 1917 года и последующие события привели к фактическому прекращению существования Забайкальской и Нерчинской епархии. На основании ст. 36 декрета ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. и постановления ЦИК БМАССР здание Свято-Вознесенского храма изъяли и передали Верхнеудинскому горсовету. После закрытия храм использовали под столовую для рабочих кожевенного завода, а вначале 40-х годов ХХ века передали НКВД. Храм был переоборудован под общежитие, купола и кресты сняты и уничтожены. Колокола изъяты в марте 1930 г. и сданы на лом вместе с колоколами других храмов города.

http://sobory.ru/article/?object=26053

Житие епископа Селенгинского Ефрема ПРАВОСЛАВИЕ.RU СВЯТЫЕ И МУЧЕНИКИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ И МУЧЕНИКИ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ НЕДЕЛИ ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ЖИТИЕ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ЕФРЕМА, ЕПИСКОПА СЕЛЕНГИНСКОГО ВИКАРИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ (1876 - 1918 ) Икона новомучеников и исповедников российских Епископ Ефрем (в миру Епифаний Андреевич Кузнецов) был одним из тех ревностных и преданных служителей нашей Церкви, кто одним из первых принял на себя удар тяжелых гонений, воздвигнутых против Православия. Необычен и путь его к архиерейству. Он не происходил из духовного звания, а родился в 1876 г. в семье забайкальских казаков. Жизнь его началась со скорбей и испытаний. " В раннем детстве, - вспоминал он в 1916 году, - Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками - беднотой, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию. Под тяжестью сего креста умягчилось мое сердце, крепла вера в Бога и надежда только на Его неизреченное милосердие в путях моей жизни " . [Речь при наречении начальника Забайкальской духовной миссии архимандрита Ефрема во епископа Селенгинского, произнесенная в Читинской Архиерейской церкви 19 ноября 1916 г. - Забайкальские епархиальные ведомости, 1916, N 23, с. 812.] Отец, умирая, завещал сыну учиться. Но отрок, который пас стада у своих родных и возделывал землю, чтобы иметь пропитание, мог рассчитывать только на окончание сельского училища. Но Божественный Промысел готовил отрока Епифания к особому служению. На мальчика обратил внимание сострадательный приходской пастырь. Воспользовавшись проездом через станицу иркутского Владыки Вениамина (Благонравова) [Высокопреосвященнейший Вениамин (в миру Благонравов Василий Антонович) (1825 - 1892) - выдающийся миссионер, закончил жизнь архиепископом Иркутским.] , он поставил Епифания перед ним на колени и просил принять его хотя бы на полуказенное содержание в духовном училище, поручившись за него, что тот посвятит себя служению Церкви. " Просьба святителем Божиим уважается, и я, сирота - бедняк казаченок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что было тогда весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия " . [Забайкальские епархиальные ведомости, N 23, с. 814.]

http://pravoslavie.ru/put/sv/efrem_sel.h...

Харацай. Церковь Вознесения Господня. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Указ Его Императорского Величества Александра I о постройке деревянного здания Вознесенской церкви в Харацайской крепости был издан 15 января 1802 года. Большую помощь при строительстве оказала княгиня Потягунина, которая после смерти была похоронена на местном кладбище около часовни, но в конце 30-х - начале 40-х годов XX века могила была разграблена. Вот как церковь описана в Забайкальских Епархиальных ведомостях от 1910 года за 19-20. «Церковь старинная, двухэтажная: нижний этаж освящен, а верхний до сих пор не отделан. Верх небольшой, нет в нем полов и нет места для алтаря. Утварью церковь достаточна. Иконостас с хорошими старинными иконами, живопись замечательная, есть древности... " Снаружи церковь была украшена резьбой, которую выполнили местные мастеровые, один из них - Толстихин Фаст, имена же других неизвестны. По словам очевидцев – старожилов, церковь была красивая, украшенная резьбой, обшита снаружи досками и выкрашена в светло-лазоревый цвет. Двухэтажное здание было построено из лиственницы, дерево брали на месте строительства. На первом этаже шла служба в обычные дни и в день Святой Троицы. На втором этаже - Вознесение, служили особый молебен в праздник Вознесения. На церкви был установлен большой колокол весом 40 пудов. Когда он звонил к заутрене, обедне и вечерне, звон колокола был слышен даже в ближайших деревнях, Нарын и Улекчин. Церковь действовала до 1933 года. Само здание в дальнейшем было использовано под клуб, а в 1947 году в результате пожара сгорело. Здание церкви стояло напротив школы, до сих пор сохранился фундамент. Начало XXI века – это новый виток в истории возрождения духовной жизни Харацая. С конца января 2003 года началось строительство Свято-Вознесенской церкви на месте, где когда-то стояла Вознесенская. Построил ее на собственные средства в память о своей матери Шелкуновой Анне Николаевне, уроженке села Харацай, ее сын - Сухарев Сергей Иванович, ныне житель г. Москвы. http://selorodnoe.ru/history/show/id3629585/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=27458

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010