Святая Гора Афон занимает особое место в Православии. Её история, устав, особые строгие правила монашеской жизни, непрерываемая традиция старчества были всегда эталоном, авторитетом для монашествующих всего православного мира. С одной из древних афонских обителей — монастырём Дохиар — Ионинский монастырь связывает многолетняя духовная дружба, и постоянные взаимные визиты только укрепляют её. В одно из таких посещений Киева афонитами редакции «Отрока» удалось побеседовать с проэстаменосом (помощником игумена) монастыря Дохиар архимандритом Гавриилом (Гиуврисом) — монахом, уже тридцать лет живущим в подвиге на Святой Горе . — Многие люди считают, что в монастырь можно уйти, если не сложилась жизнь. Хочется что-то противопоставить такому взгляду. Как почувствовать, нужно ли тебе идти в монастырь или нет, призывает ли тебя Господь? Может быть, дойти до какого-то возрастного рубежа и на этом рубеже однозначно отправляться в монастырь, если ты не вступил в брак? — Прежде всего, если нет призвания от Бога, то никто не сможет стать настоящим монахом. Первый этап на пути к истинному монашеству — это зов Божий, а второй — это согласие человека на этот зов и следование ему. Так как существуют именно эти два условия, то других условий для вступления в монастырь нет. Ни возрастных, ни других. Конечно, юный возраст имеет свои преимущества. На моей родине есть такая поговорка: или в юности женись, или юным постригись. Всё делай в юности. Почему? Потому что юноша имеет огонь, пламенное желание, он любит божественное — любит божественное так сильно, как юноша любит девушку, это то, что называется словом πθος — желание, стремление к единству. Это чувство — ответ человека на зов Божий. Другое дело — расслышать, понять, что это именно зов Божий. Одни люди понимают это рано, другие чуть позже, а некоторые — совсем поздно. Чем быстрее человек это поймёт, тем лучше — прежде чем мир схватит его и затянет своими похотями. Для настоящей монашеской жизни очень важно, насколько чистым и свободным от мирских пристрастий в неё вступает человек. Например, некто занимается бизнесом, он богат, у него много денег и имущества — он с трудом отклеится от них, потому как привык к определённому образу жизни. А другой очень склонен к каким-то грехам, и ему тоже весьма трудно от них отстать, чтобы стать монахом. Поэтому у нас и говорят, что чем раньше человек определится и чем более чистым он вступит в монашескую жизнь, тем плодотворнее она будет.

http://pravoslavie.ru/56856.html

Помочь человеку услышать зов Божий РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_34103.html 30 октября 2006 Петр Королев Помочь человеку услышать зов Божий Интервью с игуменом Димитрием (Байбаковым), руководителем Информационно-издательского центра Екатеринбургской епархии Источник:  http://vstrecha.mpda.ru/ Православный журнал МДА " Встреча " За 12 лет Информационно-издательский центр Екатеринбургской епархии вырос в настоящий церковный медиахолдинг. Сегодня он издает не только периодику, но и книги, имеет собственную типографию, информационное агентство, несколько вебсайтов, телеканал " Союз " , а также радиостанцию " Воскресение " . О деятельности этой радиостанции мы попросили рассказать игумена Димитрия (Байбакова). – Отец Димитрий, расскажите, какой была первоначальная концепция радиостанции и изменилась ли она впоследствии? – На одном из первых собраний наших сотрудников, летом 2003 года, я поставил такую задачу: сделать хорошее радио, на котором были бы представлены все стороны жизни человека: музыка, здоровье, сельское хозяйство, воспитание, техника, литература – не было бы только насилия и разврата. Сколько времени в день вы молитесь? Час? Вот столько должно быть и чисто религиозных программ, может быть, чуть больше. Было желание не испугать людей, не оттолкнуть клерикализмом, а наоборот, привлечь разнообразием добрых и светлых программ. Примерно такой была первоначальная концепция. Жизнь доказала ее полную несостоятельность. Наши радиослушатели стали звонить и сначала просить, а потом требовать убрать из эфира светскую музыку: " Мы ее и на других волнах послушаем, а церковной больше нигде нет " , – не заниматься рассказами о том, когда сажать картошку: " Для садоводов есть специальные газеты и журналы, а со слуха мы все равно не запомним " , – и даже прекратить уроки английского языка: " Не надо нас убеждать, что это пригодится для паломничества " . Примерно за год мы пришли к тому, что из всех программ выжили только православные. Именно такое содержание, сугубо церковное, оказалось наиболее востребованным.

http://religare.ru/2_34103_1_21.html

Разделы портала «Азбука веры» В московской студии нашего телеканала — беседа с кандидатом философских наук, кандидатом богословия, преподавателем Российского православного университета и Московской духовной академии священником Стефаном Домусчи. – Сегодняшняя тема нашей передачи – «Границы Церкви». Конечно, это очень живая и сложная на сегодняшний день тема. Что же такое Церковь ? – Если говорить о Церкви как о духовной реальности, конечно, можно давать некоторые формальные определения, можно смотреть на этимологию слова. Например: слово «церковь» происходит от греческого «кириакон», то есть «дом Господень». То есть русское слово «церковь» скорее обозначает здание, чем некоторую духовную реальность. Если говорить о греческом слове, которое обозначает церковь как духовную реальность, то надо употреблять слово «екклесия», означающее «собрание позванных», «выборку». То есть это не просто все люди, а люди, которые откликнулись на зов Божий. Хотя, конечно, слово «екклесия» употреблялось и до христианства, в античной Греции, и означало собрание граждан. Есть полис, в котором есть граждане, а есть просто жители – и рабы, и туристы, и купцы, кто угодно. Но судьбу города решают граждане, они как раз являются народным собранием, которое вправе решать нечто о городе. Потом понятие «собрание позванных» очень хорошо совпало с тем значением, которое в еврейском языке отводится слову «кахал», то есть « Церковь как собрание людей, верных Богу, ответивших на Божий зов». Если давать формальное определение Церкви, тоже будут сложности. В свое время было очень возвышенное определение Хомякова: «Церковь – единство благодати Божией во всех разумных существах». Есть схоластическое, школьное определение из учебников: «Церковь – от Бога установленное общество всех разумных существ (людей, ангелов) в единстве веры и закона Божьего, в единстве с епископатом». При этом я хотел бы подчеркнуть одну деталь. Есть богословские методы: апофатический («таинственный») и катафатический. Когда мы говорим о Боге, то не все о Нем мы можем сказать, сформулировать. Если мы говорим о Церкви как о богочеловеческом организме, то есть о том, в чем участвуют и Бог, и человек, то и Церкви до конца четкого исчерпывающего определения дать невозможно. То же самое мы говорим об антропологии. Например, если человек есть образ Божий, то как Бог таинственен в глубине Своей, так и человек таинственен, и значит, Церковь как богочеловеческий организм тоже таинственна. Поэтому здесь очень много умолчаний, вопросов, есть нечто нам открытое, что нам знать полезно и спасительно, но нечто остается тайной Божией.

http://azbyka.ru/besedy-s-batyushkoj-gra...

Протоиерей Николай Данилевич: Самое страшное – ненависть между христианами А в основе всех конфликтов лежит отсутствие любви и уважения 19 декабря, 2017 А в основе всех конфликтов лежит отсутствие любви и уважения Почему не надо бояться других христиан, в чем проявляется христианский «стиль жизни» и что получает священник, который выступает от имени Церкви в межконфессиональных конфликтах – рассказывает заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич. Раз уж попался на Божий «крючок», лучше с него не спрыгивай — Отец Николай, можете ли вы согласиться с мнением, что, если Бог коснулся сердца человека, никакие злые бабушки или невнимательные священники уже не собьют с пути? И как было в вашем случае? — Соглашусь абсолютно. Бог ведет к Себе разными путями. И если Он позвал, человек обязательно придет. Один мой однокурсник по академии так говорил: «Раз ты уже попался на этот Божий «крючок», лучше с него и не спрыгивай…» То есть Господь тебя «ловит», но для твоего же блага. Или, лучше сказать, зовет, призывает. Что касается меня, то я к вере не «приходил», я в ней родился. Родом я из Западной Украины, Ровенской области, а люди у нас там, в основной своей массе, церковные: даже в советские времена ходили на службы. И наша семья на большие праздники обязательно шла в храм. Помню, интерес к вере, к Богу у меня и в детстве был. Но классе в девятом я вдруг ощутил огромное внутреннее побуждение, прямо зов, голос души: «Ты должен ходить в храм!» Ну, раз должен… Взял и пошел. Раз, другой, с бабушкой — потому что она точно знала, как в церкви правильно себя вести. Но это внутреннее, невербальное побуждение не утихало. И я начал спорить: почему мне нужно регулярно ходить в храм, а, например, мои одноклассники так часто не ходят? Но в сердце и дальше продолжал безапелляционно звучать тот же зов: ты должен ходить в церковь. Хорошо, согласился я, как крещеный православный христианин, я и вправду должен. Стал бывать на службах, узнавал о вере все больше и больше, пономарил и читал на клиросе, и мне это было интересно.

http://pravmir.ru/protoierey-nikolay-dan...

С. Девятова Скачать epub pdf Иван Данилович – человек Божий Воспоминания выпускницы Знаменских Богословских курсов Тамары Терениной печатаются по благословению  настоятеля московского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря игумена Никона (Смирнова)          «Простой деревенский житель из отдаленной деревни «Погибловка» Орловской области, в молодости откликается на зов Божий и идет странствовать, а перед концом жизни, получив от Бога дар исцеления, опять возвращается в свою деревню, в свою родительскую избу, и по воле Божией принимает, наставляет и исцеляет народ. Господь сподобил нас с мамой быть у него в 1976 году в самом начале лета. Я в 18 лет получила место в рабочем общежитии на фабрике и поняла, что такой тишины, как раньше, когда почти год снимала комнату, у меня теперь не будет. Я хотела уехать из шумной Москвы в деревню к родителям. Очень скучала по природе, грустила, что хожу не по земле, а по асфальту. Задумала спросить у одной верующей женщины в нашей деревне, как мне быть? Как она скажет, значит так воля Божия. А она дала мне адрес старца Ивана Даниловича. Царствие Небесное рабе Божией Надежде. Как она про него интересно рассказывала, что он много странствовал по святым местам, и всегда пешком, какой у него своеобразный подвиг нашего времени. Что он много знает, и за меня помолиться, а его молитва очень сильная, и подскажет, как и где мне лучше спасаться. Помню, я такая счастливая прибегаю домой и объявляю родителям, что завтра рано утром еду к святому старцу, который знает волю Божию. Мама говорит, я бы с тобою, да ноги болят. Смотрю, наутро, она такая  веселая собирается. Говорит, что отец, зная мое упрямство, сказал ей ехать со мной, а то заеду куда-нибудь, потом неизвестно где искать. У мамы на ногах постоянно лопались вены. Я ей говорю: «Там же идти восемь километров по бездорожью...» А она отвечает: «На всё воля  Божия, к Божиему человеку же идем, и я спрошу про свою судьбу». И дорога наша была удачной. От дома прямо до станции нас подвезли пять километров на попутной машине. С билетами, с местами в автобусе, было все удобно. Настроение приподнятое, радостное. И когда от Орловского шоссе шли 8 километров по полям, настроение было ликующее... И я обратила внимание, мама идет впереди меня такими большими шагами, а я за ней едва поспеваю. Смотрю, она как-то странно идет, почти не касаясь земли. Я ей не раз говорила: «Мама, потише иди, я за тобой не успеваю!» А она так радостно отвечала, что ноги сами идут, такие легкие, что я их даже не чувствую. «Видно мы вправду к человеку Божиему идем, и он видно нас ждет и за нас молится. Какой же вокруг Божий мир красивый, а я всю жизнь с войны в заботах такого и не замечала». Ей было тогда в 1976 году 48 лет...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Собрание в Церковь Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 12 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 Когда вы собираетесь в церковь… 1 Кор 11:18 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Еф 5:32 Что такое Церковь? Религиозная организация, учреждение, церковная иерархия, личное благочестие, система обрядов, музейно-туристический комплекс, архитектурное сооружение, храм?.. Русское слово Церковь происходит от греческого κuriakn. Смысл слова Кириакон — дом Господень, дом Божий — многозначен. Во-первых, домом Божиим в Священном Писании называется всё Божие творение: ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог (Евр 3:4); во-вторых, человек: Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (Евр 3:6); в-третьих, домом Божиим называют храмы — “здания, которые воздвигает человеческая вера человеческими руками и где Бог у Себя дома . Храм — дом убежища для Господа Вседержителя Эти храмы могут быть скромны или величественны, — они всё равно содержат всю полноту Божественного присутствия” 1 . Слова апостола Павла дом же Его — мы говорят не только о том, что каждый отдельный верующий во Христа человек должен стать храмом, “местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах” 2 , но — “мы” — Святое таинственное собрание в Его тело под Его главою. “Разумею же истинный храм Божий — всесвятое тело Его, как Сам Он назвал его, разрушьте, говоря, храм сей (Ин 2:19)” 3 . Дом Божий, как и всякий дом, “устрояется” из различных по отношению друг к другу частей, собранных в определённом порядке. Но сам он не является окончательно законченным результатом творческого процесса его созидания, а находится в постоянной динамике и становлении; это и есть его жизнь — непрерывное собирание разного в единое. Слово экклесия означает народное собрание; вообще собрание, сходку; Новозаветное собрание христиан, церковь. Экклесия — второе слово, которое с древних времён употреблялось по отношению к Церкви. Церковь представляет особое общество, собранное Самим Богом во Христе. По определению Митрополита Антония Сурожского, “Церковь — это общество избранников, общество людей, услышавших зов Божий, которых Бог послал и посылает в мир быть свидетелями истины Божией, жизни Божественной. И эти свидетели — мы все по призванию…” 4 .

http://pravmir.ru/sobranie-v-tserkov/

Глава IV. Зов Божий Многи мысли в сердцы мужа: совет же Господень во век пребывает. ( Притч. 19, 21 ) От Господа стопы человеку исправляются. ( Пс. 36. 23 ) Имея от природы веселый и живой характер, любя общество людей, увлекаясь пением и музыкой и даже одно время мечтая о поступлении в военную службу, Александр Михайлович и не думал быть монахом. Но, видно, мысли наши – не мысли Божии, и пути наши – не пути Божии. «В монастырь я не думал никогда идти, говорил впоследствии сам старец, – впрочем, другие почему-то предрекали мне, что я буду в монастыре». То обстоятельство, что другие провидели в Александре Михайловиче будущего инока, очень замечательно: оно показывает, что несмотря на свою веселость и общительность, Александр Михайлович был и казался другим человеком, «не от мира сего». Это значит, что уже в годы своей ранней молодости он, заметно для всех, не имел действительной, внутренней привязанности ни к чему мирскому, был настолько чист сердцем, настолько внутренне был с Богом, что ему и люди не могли предназначать иного пути жизни, как путь всецелого посвящения себя Богу в монашестве. И хотя сам Александр Михайлович и не отдавал еще себе ясного отчета в своем жизненном призвании, но бывали моменты, когда это призвание неожиданно и властно заявляло само о себе в его душе. Так за год до окончания курса в семинарии Александр Михайлович заболел очень серьезно. Надежды на выздоровление почти не было. «Все отчаялись в моем выздоровлении, – рассказывал о. Амвросий, – мало надеялся на него и я сам. Послали за духовником. Он долго не ехал. Я сказал: „Прощай, Божий свет!“ И тут же дал обещание Господу, что если Он воздвигнет меня здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь». Не думавший, как он сам говорил, никогда о монастыре, Александр Михайлович вдруг дает обет сделаться монахом. Не ясно ли из этого, что этот обет, неведомо для него самого, давно уже сложился и жил в глубине его сердца, уже был там крепко напечатлен всеми предшествующими обстоятельствами его жизни и чертами его личного характера, и что только недоставало подходящего случая для того, чтобы он ясно вспыхнул в сознании благочестивого юноши?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Митрополит Иларион: Путь веры − это духовное путешествие, в которое Господь зовет нас, как некогда позвал Авраама 31 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Мы не можем взять с собой материальное имущество, но можем взять близких и дорогих нам людей. Вечером 28 марта 2014 года, в пятницу четвертой седмицы Великого поста и пятую годовщину со дня назначения настоятелем московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в этом храме Литургию Преждеосвященных Даров. За богослужением архипастырю сослужили клирики прихода. По завершении литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Мы слышали сегодня в чтениях из Ветхого Завета, из Книги Бытия, рассказ о том, как Господь призвал Авраама и сказал, что он должен оставить землю, в которой вырос и прожил всю жизнь, взять все свое семейство (детей, многочисленных родственников), имущество и скот и отправиться в некую неведомую землю, которую Господь ему укажет. На тот момент Аврааму было 75 лет и, хотя в те времена люди жили дольше, чем сейчас − по семьсот-восемьсот или девятьсот лет, − если судить по повествованиям Книги Бытия, старели они так же быстро, как  и мы с вами, только старость их длилась гораздо дольше, чем сейчас. Поэтому 75 лет, даже по тем стандартам, − это была не пора молодости, а тот возраст, когда сложно уже начинать какое-то новое дело, тем более, бросать свою землю и отправляться в неизвестный поход в какую-то непонятную землю, которая даже не была названа Богом и о которой, наверное, Авраам имел представление самое смутное. Тем не менее, Авраам, не раздумывая, отправился в это путешествие, потому что знал: если Господь говорит сделать это, значит, так надо. Об этом говорит апостол Павел в Послании к евреям: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11. 8). Он действительно не ведал, куда идет, но знал, Чей голос призывает его идти в ту землю − голос Божий. Так как Авраам был человеком глубоко верующим, для которого зов Божий был основной движущей силой, он и пошел, не раздумывая. Авраам знал, что если Господь его куда-то ведет, значит, приведет его туда, куда надо.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-put...

Архив Проповеди Посланник Божий Похвальное слово святителю Киприану, основателю Сретенского монастыря Свт. Киприан Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшней евангельской притче ( Мф., 89-е зач., 22, 1–14 ) Господь вновь и вновь зовет весь мир, всех нас в Царствие Небесное. Это Царство Он уподобляет прекрасному брачному пиру, на который созывает всех людей. Но мы видим и в притче и в жизни, что большая часть человечества не хочет слышать этот зов, не понимает своего истинного призвания. С горестью говорит Спаситель, что люди, ссылаясь на множество своих суетных, мелких по сравнению с величием Царствия Божия забот, лишают себя самого высокого, самого прекрасного и самого главного, ради чего рождается человек. Ежегодно мы с вами слышим эту притчу. Сегодня же давайте с благодарностью вспомним о тех незаметных рабах, которых посылает Господь исполнять Свою волю, посылает собирать всех нас в Царствие Небесное. Эти посланники Божии – очень верные и мужественные люди. Ведь в притче Господь говорит о них, Своих соратниках и посланцах к человечеству, что одних из них люди изгнали, других оскорбили, иных даже убили. И вот оставшихся в живых Господь вновь посылает к тем же самым людям с тем же самым словом, с той же самой проповедью, с тем же оповещением о воле Божией. И эти рабы вновь идут на крест, на непонимание, на тяжелые испытания и даже на смерть. Что же это за люди, с такой любовью и так мужественно творящие волю Божию? Кто они – служители Божии, призывающие нас, несмотря на наше упрямство, сопротивление и жестокосердие, к Богу? Одним из таких посланников Божиих, забытых нами, был основатель Сретенского монастыря святитель Киприан, он титуловался тогда митрополитом Киевским и всея Руси. 29 сентября нынешнего года мы будем отмечать 600-летие со дня его преставления. Кто из нас знает о нем? Наверное, очень немногие. А он был именно тем рабом Божиим, который был послан к нам на Русь собирать Церковь Христову в Царствие Небесное. По одним сведениям он был болгарин, по другим – серб, по третьим – грек, но известно, что он пришел на Русь в один из самых трагических переломных моментов в жизни христианского православного мира. Это была вторая половина XIV века, когда великая Византийская империя клонилась к упадку – еще немного и в 1453 году турки завоюют и разорят Константинополь, Второй Рим, православное царство, икону Божию на земле, ту мать-Церковь, от которой мы с вами восприняли Христову веру.

http://pravoslavie.ru/put/060918184142.h...

Главным делом Иринея Лионского как богослова была борьба с гностицизмом, захлестнувшего тогда Церковь. Ириней Лионский противопоставил гностическому эзотеризму, лишавшему большинство людей духовного знания, равнодоступность Божественного  Откровения, усвояемого в зависимости от свободы и желания человека, а не от его «происхождения». Защищал благость и красоту творения против гностиков, видевшими мир как ошибку демиурга или деградацию высших духовных сил. Мир, как учит Ириней Лионский, а через него сама Церковь, – прекрасен и должен быть спасён, он не тюрьма, не ужасное место, из  которого надо выбраться. Соответственно защищал и благость Творца, Который по свободе и любви творит мир. В этом же русле Ириней превозносит человека, как неразрывный синтез души и тела, человек немыслим без тела, поэтому оно воскреснет (гностики презирали телесность): «слава Божья в полностью раскрывшемся человеке», ибо руками Отца, т.е. через Сына и Духа, человек, а не часть человека, создается по подобию Божию. Душа же и дух могут быть частью человека, но никак не человеком; совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу Божию». По мысли Иринея, Дух имманентен человеку, целиком пронизывает душу и тело. И тело тоже участвует в Богообщении. В центре мысли Иринея – Боговоплощение, Бог ставший человеком, плотью, ставший единым  со своим творением. Евхаристия – основа Церкви, т. к. сообщает Бога, и учение Церкви поверяется по ней. Церковь едина и неизменна в Евхаристии и Предании, сохранённом от апостолов. Пример такого единого видения  Иринеем Лионским человека, как благого единства души и тела, блага Творения, Боговоплощения, Спасения и Евхаристии в его полемике с гностиками: «Безрассудны вовсе те, которые презирают устроение Божие и отрицают спасение плоти, и отвергают ее возрождение, говоря, что она не участвует в нетлении. Но если не спасется она, то значит и Господь не искупил нас своею кровию и чаша Евхаристии не есть общение крови Его, и хлеб, нами преломляемый, не есть общение тела Его. Ибо кровь может исходить только из жил и плоти и прочего, что составляет сущность человека, которою истинно сделалось Слово Божие и искупило нас своею кровью». Важно, что Ириней Лионский один из первых Отцов Церкви кто отчетливо учивших о первостепенном значении Девы Марии в деле спасения (без неё творение не откликнулось бы свободно на зов Божий и Боговоплощения не произошло бы): «Ева оказала непослушание и сделалась причиною смерти и для себя и для всего рода человеческого; так и Мария чрез послушание сделалась причиною спасения для Себя и для всего рода человеческого» — т. е. первые люди свободно отклонились от Бога, Мария -«причина спасения» свободно возвращается (и вместе с ней всё человечество) к Нему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010