Молитва «Богородице Дево, радуйся» составляет основу католич. молитвенного последования розарий («венок из роз»), розарием также называются четки, по к-рым это последование совершается. Появление в Зап. Европе текстов, посвященных розарию, можно связать с установлением католич. Церковью в 1572-1573 гг. под 7 окт. празднования в честь Девы Марии - Царицы розария (праздник установлен после победы 7 окт. 1571 под Лепанто объединенного европ. флота над тур. армадой; победу объясняли тем, что перед битвой папа Пий V призвал всех католиков читать розарий). Т. о., сб. «З. П.» можно считать отражением в восточнослав. книжности католич. традиции почитания розария (в предисловии сборник назван «венцом разумным», молитвы Богородице - белыми цветами, исходящими из уст молящегося, Богородица плетет Себе из этих цветов «прекрасный венец»). Связь сб. «З. П.» с католич. традицией подчеркивается также тем, что название «Звезда Пресветлая» имеет рус. икона Божией Матери (ок. 1700, МИХМ), воспроизводящая католич. иконографию розария. В сборнике отразились антипротестант. идеи: в одной из новелл рассказывается о том, как М. Лютер ударил мечом икону Богородицы и из нее потекла кровь; есть чудеса, связанные с миссионерской деятельностью иезуитов в Индии. В последней, 15-й гл. содержатся рассказы о чудесах от икон Божией Матери восточнослав. происхождения (преимущественно юго-западнорусские). Среди оригинальных восточнослав. сюжетов особо можно выделить чудо в веси Каменке Новоторжского у., события к-рого связаны со Смутным временем : икону Богоматери оскверняет интервент-поляк, но большим грехом в сравнении с этим оказывается совершение священником службы в пьяном виде. Сохранилось неск. сот рус. списков «З. П.» посл. трети XVII - кон. XIX в., в основном совпадающих как по составу чудес, так и по порядку их расположения (ряд списков не имеет заглавия «З. П.» (несмотря на характерную структуру текста), поэтому может не отождествляться археографами и исследователями, напр., список посл. четв. XVIII в. из Кор. б-ки в Копенгагене (Ny kongeling Samling 122d - 4. Л. 258-377; см.: Svane G. Славянские рукописи в Копенгагенской Королевской библиотеке. Copenhagen, 1993. С. 43-47, 15). На основе различного написания имен собственных выделены 2 группы текстов: во вторичную, с искажением наименований, входит 7 списков, все остальные составляют основную группу. Особый вариант представляет сокращенная редакция сборника, дополненная рассказами из др. сборников и сохранившаяся в списке БАН. N.I. А58 (34.3.6), который в кон. XVII в. готовился к печати и содержит посвящение царевне Софии Алексеевне (см. о нем: Соболевский. 1903. С. 223). Отдельные новеллы из «З. П.» встречаются в сборниках пестрого состава.

http://pravenc.ru/text/182737.html

Тогда другие две старицы сказали, что и они слышали во сне подобное возвещение о приходе Царицы Небесной, и все вместе пошли по Киевской дороге, где они вскоре встретили неизвестных трех странниц, которые приближались уже к городу… Юнейшая из трех инокинь шла впереди других и на руках несла створчатый киот со святой иконою. Подойдя близко к старицам, она спросила: «Далеко ли еще до города Севска? И кто есть в гор[оде] такой боголюбивый, который бы приютил их странных?» Тогда старицы Севские исполнились великой радости и объяснили, что они посланы от самой Царицы Небесной им навстречу и просят инокинь усердно посетить их убогий храм и келии. Так совершилось перенесение чудотворной иконы Молченской Божией Матери в г. Севск, апреля 24 дня». Молченская икона Божией Матери путивльского Молченского мон-ря. Литография. Кон. XIX — нач. XX в. Факт переноса иконы в Севск оставался малоизвестным на протяжении XVII-XVIII вв. Знаток Богородичных икон С. Ф. Моховиков в рукописи 1714-1715 гг. «Солнце Пресветлое» датировал явление М. и. 1635 г., обойдя молчанием 1405 и 1612 гг.: «Образ Престыя Бдцы Молченския, чудотворный, явися в лето 6143 апреля в 24 де во пределех града Путивля северныя страны российского црьства, яко з поприщ от града того, на месте зовомо молченское, инже на той превысочайшей горе создан мнтрь Престыя Бдцы, аки звезда издалеча зрится всеми» (МГУ НБ. 10536-22-71. Л. 83 об.- 84). Архим. Палладий (Батенин) также считал, что М. и. вернулась в Софрониеву пуст. в 30-х гг. XVII в., когда на Чудной горе «около 1630 г. вместо деревянной церкви построена… каменная… и перенесена, в числе других святынь, чудотворная икона Богородицы Молченския. С тех пор она неразлучно пребывает в Молчанской Софрониевой пустыни» ( Палладий. 1914. С. 22). Он также оставил замечание, что в Б. Молченском мон-ре в Путивле была своя чудотворная М. и., к-рая явилась, «как сказано об этом в московских описных реестрах, 24 апреля 1635 г. вблизи Молчи, в Линевском лесу, у колодезя, называемого «Кобозева Криница», которая во время бывшего в этом монастыре в 1752 г. пожара сделалась неизвестной, о чем и возбуждалось тогда дело в Путивльском Духовном Правлении» (Там же). К этому же времени относил появление иконы в Софрониевой пуст. ее настоятель архим. Сосфен, о чем сообщил в составленном и изданном им в 1855 г. описании обители. Е. Н. Поселянин в нач. XX в. отмечал, что «чудотворный образ исчез неизвестно куда», и датировал 1635 г. принесение в Софрониеву пуст., при строителе этой обители Серапионе, списка М. и. «от сумского атамана Лукиана Константинова» ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 600). Следов., ни церковные историки, ни насельники Софрониевой пуст. и путивльского Б. Молченского монастыря не знали, где точно находилась чудотворная икона начиная со Смутного времени до 1635 г.

http://pravenc.ru/text/2564082.html

Радуйся, Божественный Покрове всех притекающих к Тебе; Радуйся, скорая Услышательнице в молитвах наших; Радуйся, скорбящих радосте, обидимых заступление; Радуйся, в недузех скорое поможение; Радуйся, милосердная Целительнице душ наших; Радуйся, Святая Заступнице от действа диавольскаго избавляющая; Радуйся, всякаго прибегающаго с верою и любовию приемлющая; Радуйся, упование и предстательство верных. Радуйся, Благословенная Владычице,/мир и благоденствие верным подающая.  Кондак 5  Боготечней звезде подобна явися икона Твоя, Владычице, егда девица со слезами много моляся пред чудотворным образом Твоим, прося об исцелении от слепоты душевныя и телесныя. Ты же Свет Небесныя радости той подала еси, открывая очи души и тела, да вси восхвалим Бога: Аллилуия. Икос 5  Видевше токи чудес от Югския иконы Твоея, мнози людие стекахуся на поклонение к ней. Ты же, о Всепетая Дево, всем, по коегожде потребе милостивно подавала еси, да христоименитии людие с сокрушенным сердцем благодарственно прославляют Тя: Радуйся, чудес неисчерпаемая бездно; Радуйся, потребная изливающая яко мед и млеко; Радуйся, Целительнице душ и телес наших; Радуйся, Скоропослушливо внемлющая молитвам смиренных; Радуйся, Милостивая, руку помощи требующим простирающая; Радуйся, Всецарице, от недугов избавляющая; Радуйся, Живоносный источниче Божия благодати; Радуйся, Чаше Неиспиваемая, Ею же получаем спасение. Радуйся, Благословенная Владычице,/мир и благоденствие верным подающая.  Кондак 6  Проповедают преславная чудеса Твоя, Царице Всепетая, вси людие православнии, ибо милость Свою источаеши на весь род христианский, спасая Покровом Своея благости от всех наветов вражиих и молитвами Своими избавляя от всех бед и напастей, да поим Богу: Аллилуия.  Икос 6  Возсияла еси икона Твоя, Пречистая Дево, Югская Одигитрия, яко звезда пресветлая среди звезднаго неба множества чудотворных икон Твоих, имиже вся вселенная просвещается Божиею благодатию, подвизая нас хвалебно взывати Ти: Радуйся, первописанный образ Твой благословившая;

http://pravicon.com/info-3835

Тропарь, глас 5-й Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших. Кондак, глас 1-й Источник исцелений и веры Православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися, темже и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, Лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощеши, можеши. 18 сентября/1 октября Иконы Божией Матери «Целительница» Тропарь, глас 4-й Яко пресветлая звезда, просия Божественными чудесы святый Твой образ, Целительнице. Подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость. Кондак, глас 6-й Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. 12/25 октября Иконы Божией Матери «Иерусалимская» Тропарь, глас 4-й Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твоя к Твоему предстательству прибегаем, и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная. Кондак, глас 3-й Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася, пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1732...

Сходство балахнинской и муромской икон несомненно. Создатель балахнинской иконы, очевидно, также имел перед собой зап. образец, восходящий к иллюстрациям розария. На это указывают центрическая композиция с клеймами, расположенными наподобие венка вокруг Богородицы, их количество, деление на 3 части, характерное сияние. Однако икона из Балахны сложнее по составу и приближена к традиционной православной иконографии. Иконописец несколько изменил состав сцен, изобразив в отдельных клеймах по 2 сюжета. Завершение сюжетного цикла композицией на тему Страшного Суда, не соответствующее канону розария, находит аналогию в «Розарии» Альберто ди Кастелло. В основе иллюстраций, начинающих каждый из 3 разделов книги,- мотив цветка с 5 крупными и 5 мелкими лепестками, в центре которого венок с образом Богоматери в разных иконографических типах, в т. ч. в царском венце на престоле в сиянии из языков «пламени». Среди иллюстраций - Богоматерь в венце из 12 звезд на полумесяце в сиянии ( Castello. 1556. P. 179), т. е. «жена, облеченная в солнце» (Откр 12. 1); о связи иконографии «жена, облеченная в солнце» и «Мадонна с четками» см.: Leksikon. 1985. S. 167. В конце «Розария» помещены тексты и иллюстрации, представляющие завершение истории домостроительства спасения: слава праведников, обновление мира и наступление жизни будущего века, что близко к 3-й части сюжетного цикла иконы из Балахны. Т. о., католическое изображение «Мадонна с четками» в рус. иконах получило отражение как минимум в 2 одновременно написанных, несколько различающихся по иконографии образах, один из которых известен под названием «Звезда Пресветлая». Арх.: Опись памятников церковных древностей, находящихся в церквах г. Ниж. Новгорода, Арзамаса и в Ардатовском у. 1904 г. Нижегородский обл. архив. Ф. 559. Оп. 1779а. Ед. хр. 2. Ист.: Castello A. di. Rosario della gloriosa vergine Maria. Venezia, 1556. P. 34, 90, 146, 179; Писцовая книга Балахны, 1674-1676 гг.//Действия Нижегородской ученой архивной комиссии. Н. Новг., 1913. Сб. 15. Вып. 1; Les estampes des Wierix: Catalogue. Brux., 1978. Vol. 1. P. 1338-1340.

http://pravenc.ru/text/182739.html

Описание иконы Мирожская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В Псковской области, при устье реки Мирожи, находится Спасский мужской Мирожский монастырь, основанный в 1156 году. В нем и хранится Мирожская чудотворная икона Божией Матери. Явление ее произошло в 1198 году. В 1567 году во время сильного морового поветрия икона прославилась многочисленными чудесными знамениями: из очес ее изливались слезы, и болящие получали исцеление. Особенно много исцелений совершилось в городе Пскове, когда туда, по случаю моровой язвы, была приносима св. Мирожская икона Богоматери. С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее образ, по благословению преосвященного Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, празднование в честь Мирожской иконы было установлено 24 сентября. На этой иконе Богоматерь изображена во весь рост стоящей с воздетыми руками. По правую руку от Нее в молитвенном положении изображен св. благоверный псковский князь Довмонт, в иночестве Тимофей; с левой стороны в молитвенном положении изображена супруг[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Мирожская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Мирожская " Тропарь, глас 4 Яко звезда пресветла возсия в Российской земли от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево, из обою очию текущи слезы Твоя, яко река, и видевше народи псковскии,[...] Описание: Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская. Вторая половина XVI в. Копия с иконы XIII в. 144Х112. Из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (1156). Псковский музей, куда поступила в 1926 (?) из церкви святого Стефана Спасо-Преображенского монастыря Над фигурами предстоящих имеются надписи, исполненные вязью: " Благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей " , " Благоверная княгиня Мария, Довмонтова жена, дщерь Великого князя Александра Невского "

http://pravicon.com/icon-196

«Слышаша пастырие Ангелов, поющих плотское Христово пришествие, и текше, яко к пастырю, видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Мариине упасшася, Юже поюще реша: Радуйся, Агнца и Пастыря Мати; радуйся, дворе словесных овец…» Следующие три строфы (5-й кондак, 5-й икос, 6-й кондак) говорят о поклонении волхвов. Обратим внимание на среднюю из этих строф. Здесь поэтическими средствами изображена парадоксальная ситуация: с одной стороны, Бог – это младенец, находящийся на руках Девы; с другой стороны, Он – Творец, создавший весь этот мир: «Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу создавшаго рукама человеки…» В этом фрагменте можно увидеть и стремление к аллитерации: греч. херси … хири ( руку… рукама ) перекликается с постоянно повторяющимся воззванием хере ( радуйся ). " Звезда Пресветлая " икона Божией Матери. В игру вовлекается и образ звезды: если в 5-м кондаке говорится о вифлеемской звезде и о ее сиянии («Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари…»), то в 5-м икосе звездой метафорически именуется уже Богомладенец, а сиянием – Дева: «Радуйся, звзеды незаходимыя Мати, – обращаются волхвы к Марии, – радуйся, заре таинственного дне…» В последних двух строфах первой (исторической) части Акафиста вспоминается бегство в Египет (6-й икос) и встреча с Симеоном (7-й кондак). Мы понимаем, что на самом деле хронология была иной: сперва – Сретение, затем – бегство (и, кстати, возможно лишь после этого – поклонение волхвов). Но это нарушение хронологической последовательности событий как раз очень хорошо подчеркивает родство иконографии и гимнографии, которая, в свою очередь во многом восходит к библейской поэзии. Икона двумерна, и на ее единой плоскости могут изображаться разновременные события, один и тот же персонаж может быть представлен дважды, трижды; библейское повествование, как и любой текст, прежде всего линейно, но об одном и том же нередко говорится по два раза, но в разных выражениях – знаменитый библейский параллелизм, получивший свое наиболее яркое выражение в псалмах и доведенный до высшей степени виртуозности в Великом акафисте.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-v-...

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ) Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ) В 1691 г. А. И. создал 2-стороннюю выносную икону «Богоматерь Камень горы нерукосечный. Евхаристия» для Казанской ц. Мурома, упраздненной в 1811 г. Икона находилась в собрании Н. П. Лихачёва, откуда в 1913 г. поступила в ГРМ. Как и икона «Царь царем», это сложное символическое произведение. На лицевой стороне иконы изображена Богоматерь с Младенцем Христом, сидящая на роскошном троне. В руках Она держит гору и лестницу, которые, согласно христ. толкованию ветхозаветных текстов, являются прообразами Богоматери и воплощения Бога Слова. На оборотной стороне фигура Христа-Младенца в чаше. Эта композиция, символизирующая евхаристическую Жертву, в надписи названа «Образ Таинство Божия». На нижнем поле иконы находится пространная надпись: «Писанъ сей обра(з) вдомъ Прес(вя)тыя Б(д)цы Казанъския влето 7199 го(ду) м(с)ца июля исия Б(о)жия ц(е)рковь свещена того же меся(ца) июля в 7 де(нь). Писалъ сей обра(з) муроме(ц) изуграфъ Алекса(н)дръ Ивано(в) с(ы)нъ Казанцавъ». Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 1690 г. (МИХМ) Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 1690 г. (МИХМ) Для муромского Благовещенского монастыря была написана огромных размеров (2×2,5 м, на 3 досках) икона «Святые князья Константин, Михаил, Феодор, с житием» (1714, МИХМ) - единственный житийный образ этих святых. Внизу иконы имеется надпись, указывающая, что икона написана А. И. с сыном Петром: «Лета 7223 году от Рож(д)ества же Ии(су)съ Хр(и)ста 1714 год писал сий образ чудотворцев муромец изуграф Александръ Иванов с(ы)нъ Казанцевъ с сыном своимъ Петромъ». В центре изображены святые Константин, Михаил и Феодор, предстоящие Св. Троице, а в 87 клеймах представлена «история града Мурома». Каждая сцена индивидуальна, информативно насыщена. Здесь и ангел-хранитель града Мурома, припадающий к Господу, и чудеса от Муромской иконы Богоматери, и царь Иоанн Грозный у мощей святых. По сравнению с др. произведениями мастера этот памятник выглядит более традиционным. Иконописец сознательно обратился к древнерус. образцам, стараясь передать легендарный «первообраз» святых и их историю. Он стремился не только сделать список чудотворного образа, но, имея набор образцов, обеспечивающих необходимую свободу выбора, создать произведение, соответствующее, по его представлению, древнему. Немаловажно, что единственная известная работа А. И., посвященная местной церковной истории, создана для Благовещенского мон-ря и в мастерской этой обители, к-рая являлась центром почитания крестителей Мурома, здесь находились все связанные с ними святыни. В мон-ре иконописец мог также пользоваться рукописями Жития святых Константина, Михаила и Феодора, слышать бытовавшие в мон-ре и городе устные предания о них.

http://pravenc.ru/text/1319860.html

Страшный Суд. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (1714–?) (МИХМ) Страшный Суд. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (1714–?) (МИХМ) Согласно «Описи древних церквей города Мурома и древних предметов в них находящихся» кон. XIX в., в Христорождественской ц. находилась несохранившаяся икона «Муромския Божия Матери, шириною в 1 арш., вышиною в 1 арш. и 7 вершков (71,1×101,9 см.- О. С.). Писана по зеленому полю. Доска деревянная, гладкая, риза сребропозлащенная, 84 пробы, обронная. Венцы на Божией Матери и Предвечном Младенце украшены стразами… на иконе имеется следущая надпись: «Я писалъ сий образъ Пречистыя Богородицы града Мурома изуграфъ Александръ Ивановъ сынъ Казанцевъ по реклу Остафьевъ»». На полях рукописи указана дата иконы «1730 года» и помета карандашом - «на лицо» (МИХМ. Науч. арх. 29. Л. 26). В этом документе появилось неизвестное по др. источникам прозвище муромского иконописца - «Остафьев», и неясно, была ли зафиксированная в рукописи дата написана на самой иконе. Если она верна, то к моменту создания Муромской иконы Божией Матери А. И. было 72 года. Местный «хроникер» А. А. Титов в 1840 г. отметил эту икону и упомянул иконописца: «Образ Муромския Божия Матери, пожертвован в прошедшем столетии, писанный здешним посадским человеком Казанцевым» ( Титов А. А. Статистическое обозрение г. Мурома//Памятная книжка Владимирской губ. Владимир, 1900. С. 32 (2-я пол.)). С именем А. И. связывают редкую по иконографии и по художественному достоинству икону «Богоматерь Звезда Пресветлая» (см. ст. «Звезда Пресветлая» икона Божией Матери ) из местного ряда иконостаса собора Рождества Пресв. Богородицы в Муроме (МИХМ). Ее датировали кон. XVII в. или ок. 1700 г. ( Масленицын. 1971. С. 31; 1000-летие рус. худож. культуры. 1988. С. 142); позже датировка была уточнена (Иконы Мурома. 2004. C. 284-287. Кат. 53 (автор описания О. А. Сухова)). Скорее всего образ Богоматери, парный к подписной иконе А. И. «Царь царем», был создан одновременно с последним, т. е. в 1690 г. Иконография этого образа восходит к сб.

http://pravenc.ru/text/1319860.html

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в ц. Спаса Преображения Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в ц. Спаса Преображения Композиция московской чудотворной иконы с изображением страждущих восходит к «Gloria»: в центре - Богоматерь с Младенцем, стоящая на облаках и окруженная сиянием, по сторонам вверху - 2 ангела с рипидами, еще 2 ангела помещены среди скорбящих. Особенность московской чудотворной иконы - в изображении святых над страждущими: слева - прп. Сергия Радонежского и свт. Феодора Сикеота, справа - преподобных Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Подбор святых указывает на патрональный характер иконы, написанной по индивидуальному заказу и именно для Спасо-Преображенской ц. на Ордынке, где издревле находился придел прп. Варлаама Хутынского. Над Богоматерью представлено изображение «Св. Троицы» (т. н. новозаветной), под ней - картуш с текстом кондака иконе. Эти особенности указывают на вторичность иконографии образа и косвенно свидетельствуют о том, что петербургская чудотворная икона (см. с. 708) была первоначальной, а московская - списком с нее. Точные списки с московской иконы известны с нач. XVIII в. (Алексей Квашнин, 1710, ЦМиАР). Состав дополнительных святых на них мог меняться в соответствии с требованиями заказа, иногда они отсутствуют. Распространению этих списков в XVIII в. способствовали гравированные листы, выполненные с чудотворного образа ( Ровинский. Народные картинки). На петербургской иконе, в целом совпадающей с московской в изображении Богоматери с Младенцем, есть и др. отличия помимо отсутствия страждущих. Так, Богородица представлена стоящей на луне - деталь в сочетании с сиянием, окружающим Ее, соответствует тексту Апокалипсиса о жене, облеченной «в солнце; под ногами ее луна» (Откр 12. 1). Подобные изображения на Западе известны с XIV в., в Россию пришли в XVII в., дав начало неск. иконографическим типам («Солнечная», «Благодатное Небо» и др.). Четки в руках Богоматери и Младенца, также зап. по происхождению деталь, характерная для иконографии «Rosarium» (Видение св. Доминика), в рус. иконописи встречается чрезвычайно редко, единственный известный пример - икона «Богоматерь Звезда Пресветлая» А. И. Казанцева (90-е гг. XVII в., МИХМ). Поскольку Богородица держит четки, Ее правая рука не приложена к груди, а опущена. Вместо «Св. Троицы» (т. н. новозаветной) вверху представлено изображение Бога Отца, что позволяет избежать двойного изображения Христа (как Вседержителя и как Младенца), присутствующего на московской иконе. Точные списки с петербургской иконы очень редки и бытовали только в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/155562.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010