А. С. Из Варшавы. Православный собор//Русской обозрение. 1893. Кн. 4. С. 1078–1079. А. С. Из Варшавы. Торжество 30 августа и его значение//Русское обозрение. 1894. Кн. 10. С. 937–944. Закладка православного собора. А. С. Из Варшавы//Русское обозрение. 1893. Кн. 7. С. 454–460. Вопросы культурной жизни русского населения. А. Ч. Введение всеобщего обучения и земские финансы//Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. Ч. 47. 1913. Сентябрь. Отд. 31. С. 45–94. С таблицами расходов земств на народное образование в 1907–1910 гт. A. Ш. Из Вологодской губернии (страничка из земской жизни). Письма из провинции//Новое слово. 1896. 4. С. 166–174. Вопрос о земских и церковно-приходских школах в Сольвычегодском и Великоустюжском земствах. Баранов А. Г. Проект основных положений устройства низшей общеобразовательной школы//Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. Ч. 355. 1904. Сентябрь. Отд. 3. С. 1–22. Текст проекта. Барсов Н. П. Библиографическая заметка: Н. П. Батюшков – Холмская Русь, исторические судьбы Русского Забужья. СПб., 1887. Оттиск из «Варшавского дневника». 218, 220 и 222 за 1887 г. Белецкий А. Первые годы генерал-губернаторства В. И. Назимова//Русский вестник. 1905. Т. 298. Июль. С. 156–171. Конец 50-х годов, содержание записки митр. Иосифа Литовского Александру II об опасности полонизации края. Белецкий С. П. Григорий Распутин. Из воспоминаний//Былое. 1925. Белоконский И. П. О всеобщем обучении//Русская школа. 1898. С. 118–128; С. 127–147. Статистическое исследование по материалам труда автора «Начальное народное образование в Курской губернии». 1895–1896 гт. Вельский Сергий. Письмо в редакцию «Русское богатство». 1898. Кн. 5. Отд. 2. С. 204–207. По поводу письма из Тамбова «Церковно-приходская школа в Тамбовском уезде "http://Русское богатство. 1898. Бердяев Н. Типы религиозной мысли в России//Русская мысль. 1916. Кн. XI. С. 1–34. Березкин Д. М. В Изосиминской пустьгаьке. Рассказ из быта сектантов-бегунов//Исторический вестник. 1903. Февраль. С. 601–643. Олонецкая губерния.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Псевдонимы эти он сам открыл и указал нам в оттисках статей своих, в бытность нашу в Иерусалиме в 1873– 1874 годах. К немалому сожалению, нам вовсе неизвестны корреспонденции его в Афинской печати, а они в свое время производили немалое впечатление в Иерусалиме и даже на Западе Европы. Вообще, литературная деятельность отца архимандрита Антонина была так сложна и так продолжительна, что для полного изображения ее потребуется еще немало трудов нескольких лиц. Мы даем, что можем, и в то же время сознаем, что труд наш, по местным обстоятельствам, далек от желанной полноты. 1850 1) Седмица Страстей Христовых. Стихи. Киев, 1850. 2) А. А. Круг подвижных праздников Церкви. Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие особенно чествуемые дни Постной и Цветной Триоди. Киев, 1850. Т. 1. (Рец.: Москвитянин. М., 1850. 19. с. 107//Отечественные Записки. СПб., 1850. Т. 74. Отд. 6. с. 41). 1853 3) Некролог архимандрита Феофана (Авсенева), начальника миссии нашей в Риме//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1853. Ч. 77. Отд. 7. с. 101–108. 1854 4) О христианских древностях в Греции//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1854. Ч. 81. Отд. 2. с. 31, 143. 1859 5) О разрытиях внутри российско – посольской церкви в Афинах//Известия Императорского Археологического общества. СПб., 1859. Т. 2. Вып. 3. с. 129–145. 1860 6) Избрание Патриарха на Константинопольский престол (митрополита Кизического Иоакима) и патриаршее служение//Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1860. 50. с. 770–782. Отрывок: Патриаршее служение//Странник. СПб., 1861. Отд. 4. с. 26. 7) Заметки поклонника Святой Горы (1859)//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1860. Кн. 1 ; 1861. Кн. 2, 10, 11; 1862. Кн. 5, 6, 11; 1863. Кн. 1, 4, 5, 7. Отд. изд.: Киев, 1864. 402 с. 1861 8) А. А. Известие о присоединении к Православию мельхитов (или сирийцев)//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1861. 13. с. 87–90; 17. с. 443. 9) С Востока. (О Богословском училище на острове Холки)//Христианское чтение. СПб., 1861. Т. 2 (октябрь). с. 270. Отд. оттиск: СПб., 1861. 39 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Беллюстин Иван Степанович (ок. 1820, Новгород – 2.6.1890, Калязин) – после окончания духовной семинарии с начала 40-х гг. священник в соборе г. Калязина. Был хорошо образован, владел французским, английским языками. В 1850 г. о. Иоанн передал митрополиту Московскому Филарету свое сочинение «Наука и религия». Митрополит не проявил интереса к автору, а сочинение назвал «мудрованием». С 1852 г. о. Иоанн начал публиковать, как правило без подписи, свои очерки и статьи в журнал «Московитянин». Издатель этого журнала, известный историк М.П. Погодин, посоветовал молодому священнику написать книгу о сельском духовенстве. В 1858 г. в Лейпциге один из друзей М.П. Погодина опубликовал написанную Беллюстиным книгу «Описание сельского духовенства», без согласия и даже вопреки воле автора, не предназначавшего свое сочинение для печати. Книга была запрещена к ввозу в Россию, но, «написанная... не чернилами, а кровью», получила рас­пространение: «все интеллигентные люди... постарались ее достать... или прочитать...» ( Певницкий В. Г. Записки//Русская старина. 1905. 9. С. 542–543). По сообщению «Колокола» (1859, апр.), Беллюстина «чуть было не сослали на каторгу», и только заступничество одного из членов царской семьи (по слухам, великой княгини Елены Павловны) помешало этому. Прихожане неоднократно обращались к священноначалию с просьбой назначить о. Иоанна настоятелем Никольского собора, но ходатайства отклонялись. Обремененный большим семейством, Беллюстин всю жизнь бедствовал, но все попытки как-то улучшить его положение – хлопоты столичных друзей о переводе его в другое место – наталкивались на сопротивление недоброжелателей и оставались безуспешными. «Описание сельского духовенства» сделало Беллюстина писателем. С конца 50-х гг. он начинает активно выступать в печати по проблемам церковной жизни, народного просвещения, положения крестьян (в «Журнале для землевладельцев», «Московских ведомостях», « Журнале Министерства народного просвещения» при К.Д. Ушинском , в газетах И.С. Аксакова «День» и «Москва», в «Русском вестнике» и «Современной летописи» М.Н. Каткова, в газете М.П. Погодина «Русский», в 70-е гг. – в славянофильском журнале «Беседа», после чего активно сотрудничал с «Неделей» и газетой «Церковнообщественный вестник»).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Анастасиев А. И. В разных школах. Заметки старого учителя//Журнал министерства народного просвещения. Нов. сер. Ч. 22. 1909. Июль. Отд. 3. С. 1–19. Наблюдения по Вятской губернии 1907–1908 гг. Андреев Николай. Когда же Россия станет грамотной?//Летопись. 1916. 12. С. 308–315. Анализ цифровых данных о грамотности и состоянии школьного дела в России за последние 15–20 лет (до 1916 г.). Анисимов В. Связь грамотности крестьянского населения с его хозяйственным благосостоянием//Русское богатство. 1898. Кн. 4. Отд. 2. С. 15–25. Антоний [Храповицкий], архиепископ Волынский. Послание к духовенству епархии о крестьянских беспорядках//Миссионерское обозрение. 1902. 9. С. 374. Антонович П. Что пережила Холмская Русь? Популярный исторический очерк. Холм, 1912//Приложение к газете «Холмская Русь». Апрель–май 1912. Анугин Д. Г. Монастырская реформа в Царстве Польском//Русская старина. 1902. Т. CXI. Сентябрь. С. 513–532; т. СХП. Октябрь. С. 145–163; декабрь. С. 555–576; т. СХШ. Январь. С. 201–210. Исторический очерк о закрытии в 1864 г. римско-католических монастырей за участие в восстании 1863 г. Статистические сведения о монастырях. Автор – участник проведения реформы подробно описывает закрытие Бернардинского монастыря. А. П. По поводу письма православной ревнительницы католичества//Русский вестник. 1896. Т. 246. Сентябрь. С. 304–309. С текстом объяснительной записки попечителя Виленского учебного округа, представленной в 1889 г. министру народного образования по поводу письма к императору Александру III попечительницы женского пансиона в Шавлях, содержавшего жалобу на принуждение учеников-католиков посещать в «высокоторжественные дни» православные церкви. Арсеньев К. К. Погибающая реформа//Вестник Европы. 1910. Кн. 6. С. 397–401. По поводу ухудшения Гос. Советом закона о старообрядчестве, принятого III Гос. Думой. Арсеньев К. К. Третья Дума и предстоящие выборы//Вестник Европы. 1912. Кн. 7. С. 399–408. А. С. Из Варшавы. Кафедральный собор. Поляки и Православие//Русское обозрение. 1893. Кн. 1. С. 437–440. О необходимости сооружения православного собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

В 1906 году Мельгунов вступил в партию конституционных демократов (кадетов), где примкнул к левому крылу. Он считал, что кадеты должны «полеветь», но его надежды не оправдались, и в 1907 г. Мельгунов переходит на позиции народно-социалистической партии (энесов). Одновременно, в начале 1900-х годов, он публикует историко-публицистические материалы в газете «Русские ведомости», журналах «Русское богатство», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Вестник воспитания» и др. Выходят его работы «Из истории студенческих обществ в русских университетах» (М., 1907), «Студенческие организации 80–90-х гг. в Московском университете» (М., 1908); сборники его статей «Старообрядцы и вопросы совести» (М., 1907); « Церковь и государство в России (К вопросу о свободе совести)» (Т. 1–2. М., 1907–1908). В 1911 г. Мельгунов основывает кооперативное издательство «Задруга». За 11 лет «Задруга» сумела издать более 500 книг, многие из которых были предназначены для просвещения бедных слоев населения и стоили очень дешево. В этом издательстве под редакцией Мельгунова и при его авторском участии выходят коллективные труды: «Великая реформа» (Т. 1–5. М. 1911), «Крестьянское право в России и реформа 19 февраля» (М. 1911), «Отечественная война и русское общество. 1812–1912» (Т. 1–7. М., 1911–1912), «Масонство в его прошлом и настоящем» (Т. 1–2. М., 1914–1915) и др. В 1913 г. Мельгунов организует издание журнала «Голос минувшего» и становится его редактором. Журнал выходил до 1923 г., всего было выпущено 65 томов. Февральскую революцию Мельгунов встретил с одобрением и вскоре вошёл в Организационный комитет народно-социалистической партии. С марта 1917 года он был назначен Временным правительством уполномоченным по обследованию архивов. Теперь ему был открыт доступ в архивы Министерства внутренних дел, Московской духовной консистории и Миссионерский архив. На основе документов предполагалось издать тома, посвященные 1905 году, русской провокации, майскому погрому 1915 года в Москве, Ходынке, деятельности «Священной Дружины» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Сулоцкий А. И., протоиерей. Тобольские и томские архипастыри, или Краткая История Тобольской и Томской епархии. – Омск, 1881. Сулоцкий А. И., протоиерей. Забота Павла, митрополита Тобольского и Сибирского об утверждении христианства в своей епархии//Миссионер. – 1873, 34. Сулоцкий А. И., протоиерей. Описание краткое всех церквей, существующих в г. Тобольске, и пространное Тобольского Софийского собора. – М., 1852. Сулоцкий А. И., протоиерей. Краткая история Тобольской и Томской епархии//Иркутские епархиальные ведомости. – 1881. Абрамов Н. А. Тобольские пожары//Тобольские губернские ведомости. – 1857, 14. Абрамов Н. А. Материалы для истории христианского просвещения Сибири, со времени покорения ее в 1581 году до начала XIX столетия//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1854, 2, 3. – С. 15–56. Абрамов Н. А. Павел первый, митрополит Сибирский и Тобольский//Странник. – СПб., 1867, 10, октябрь. Абрамов Н. А. Павел первый, митрополит Сибирский и Тобольский//Тобольские епархиальные ведомости. – 1859, 23–24. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 6. – С. 413. Сырцов И. Я., протоиерей. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии//Тобольские епархиальные ведомости. – 1887, 13. Недоседов А. Павел I, митрополит Сибирский и Тобольский//Тобольские епархиальные ведомости. – 1888, 13–14. – С. 274. Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири: в 2 т. – 2-е изд. – СПб., 1886. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032– 1882 гг. – Иркутск, 1883. Строев П. М. Выходы государей, царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Русии самодержцев (с 1632 по 1682 г.). – М., 1844. – С. 660, 661. Андриевич В. К. История Сибири. – СПб., 1889, ч. 2. – С. 23, 235, 328, 331–335. Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников Императорской публичной библиотеки. – СПб., 1882. – С. 355. Востоков А. X. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музея, составленное Александром Востоковым. – СПб., 1842. – С. 440.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

41 Пс. 54:18. Дан. 6:10; 9, 21. 42 Hersfeld , Gesch. d. V. I. П. 129—134. 183. 43 Maimonides , Hilcoth Tephillah V-VII. Deutsch. Uebersetzung. Petersb 1850—52, II 276 ff. 44 Талмуд, Succa III, 10, 11. Никитин А . Синагоги иудейчуие, как места общественного богослужения, Киев, 1891, стр.240 п д. Алексеев А . Богослужение, праздники и религиозные обряды нынешних евреев, Новг. 1861, стр. 14. Еще на рус. яз. О синагог. Богосл. С его историей ст. Зелюлинского Н . Еврейская синагога и ее функции (преимущественно по учению Мишны). Журнал Министерства Народного Просвещения 1887, 1—60 стр. 45 Молитва Kaddisch замечательна сходством некоторых выражений с молитвою Господней. Она начинается так: «Да возвеличится и святится Его высокое имя в мире, который Он сотворил по своей воле, и да являет Он царство Свое». 46 Формула «Благословите Господа» упоминается и Мишной (части Талмуда IIIb.) Berachoth VII, 3. Ср. наш возглас: «Благословен Бог наш», не употребляемый за литургией, службой, преимущественно новозаветной. «Благословения» berachoth – обычное название молитвы и самая употребительная молитвенная формула у евреев. Она предписывается Талмудом для всех случаев: «Во время дождей и слыша добрые вести, произносят: «Благословен Преблагий Благодатель»; слыша худые вести: «Благословен Судия праведный»; увидя радугу, произносят: «Благословен верный своему завету»; при виде негра, краснокожего, альбиноса, великана и карлика произносят: «Благословен … разнообразящий свои творения»; при виде красивого человека или красивого дерева, говорят: «Благословен … Создавший в своем мире красивые существа»; при виде идола произносят: «Благословен Долготерпеливый» (Berachoth IX, 1). 47 Посему о Шеме не говорится «молиться ею», а только «читать ее». Schürer , Gesch. D. I. V. II, 529. 48 Талмуд, Berachoth I, 4. 49 Ср. наше великое славословие: «Благословен еси Господи Блже отец наших»; «научи мя оправданием Твоим», «пробави милость Твою ведущим Тя»; все это библейские выражения, но характерен подбор их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Афиногенов  Д.Е. Об идейно–политической ориентации “Хроники” Георгия Амартола//Византийские очерки: Труды российских ученых к XIX Международному конгрессу византинистов. – М.: Индрик, 1996. Афиногенов  Д.Е. Представления Георгия Амартола об идеальном императоре//Византийские очерки: Труды советских ученых к XVIII Международному конгрессу византинистов. – М.: Наука, 1991. Афиногенов Д.Е. " Обличение и опровержение " патриарха Никифора как источник хроники Георгия Амартола//Христианский Восток. Новая серия. – СПб., 1999. – Т. 1. Афиногенов  Д.Е., Турилов А.А., Попов Г.В. Георгий Амартол прэ 11 Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia Philologica). С. 282–283. Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.89–90. 290. С.92–93. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. I.  Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.   Истрин В.М. Книгы временьныя и образныя Георгия Мниха: Хроника Георгия Амартола в древнем славяно–русском переводе: Текст, исследование и словарь. – Пг, 1920. – Т. 1 – 3. Истрин В.М. Хроника Георгия Амартола в славяно–русском переводе и связанные с енй памятники //Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1917. – Т. 69. – Май. Каждан А.П. Из истории византийской хронографии Х века//Византийский временник. –  М.,  1961. – Т. 19. Любарский Я.Н. Византийский историки и писатели: Сборник статей. – СПб.: Алетейя, 1999. С.284–286. Любарский Я.Н. Сочинение Продолжателя Феофана. Хроника, история, жизнеописания?//Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей/Пер. Я.Н. Любарского. – М.: Наука, 1992. Любарский Я.Н. Сюжетное повествование в византийской хронистике (постановка проблемы)//Византийские очерки: Труды российских ученых к XIX Международному конгрессу византинистов. – М.: Индрик, 1996. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.  

http://bogoslov.ru/person/2674900

Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.57–62. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. I.   Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.   Иванов С.А. Начальная стадия изучения Прокопия Кесарийского как источника по славянской истории//Славяне и их соседи: Миф и история. Происхождение и ранняя история славян в общественном сознании позднего средневековья: Тез 15 конф./РАН. ИСБ.–М., 1996. Иванов С.А. Прокопий Кесарийский о военной организации славян//Славяне и их соседи. – М., 1996.– Вып. 6: Греческий и славянский мир в средние века и раннее новое время. История философии: Запад – Россия – Восток: Учебное пособие. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995.   Источниковедение истории южных и западных славян. Феодальный период. – М.: МГУ, 1999. С. 8–10. Крашенинников М.И. Procopiana I. К критике текста V книги Прокопия Кесарийского//Журнал министерства народного просвещения. – СПб.,  1898. – 6; 1899. – 9, 10. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.   1780. 1975. Свод древнейших письменных известий о славянах. – T.I: (I – VI вв). – М.: Восточная литература, 1994.  Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. Торбатов С.Б. «Скифские аномалии» Прокопия Кесарийского и вопрос о времени составления его трактата «О постройках»//Византийский временник. –  М.,  2002. –  Т.61 (86). Удальцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988. С.52–55. Удальцова З.В. Идейно–политическая борьба в ранней Византии. –  М.: Наука, 1974. С.145–196, 237–242. Удальцова З.В. Из истории византийской культуры раннего средневековья  (Мировоззрение византийских историков IV – VII столетий)//Европа в средние века: Экономика. Политика. Культура. – М.: Наука, 1972.  Удальцова З.В. Мировоззрение Прокопия Кесарийского//Византийский временник. –  М.,  1971. – Т. 31.

http://bogoslov.ru/person/3064312

Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.91–94. Бибиков М.В. Развитие исторической мысли//  Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.,  с.94. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. I.   Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.   Васильевский В.Г. О жизни и творениях Симеона Метафраста//Журнал министерства народного просвещения. – СПб.,  1880. – Т. 212. Васильевский В.Г. Обозрение источников византийской литературы. – СПб., 1890. Каждан А.П. Хроника Симеона Логофета//Византийский временник. –  М.,  1959. – Т. 15. Кенанов Д. Симеон Метафраст и его славянские последователи//Труды Отдела древнерусской литературы. – СПб., 1997. – Т. 50. Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.83–84. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско–восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г. – СПб.: Алетейя, 1998.   Любарский Я.Н. Михаил Пселл: Личность и творчество. К истории византийского предгуманизма. М.: Наука, 1978 .   Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.    Полякова С. В. Ахилл Татий у Симеона Метафраста //Античная древность и средние века. – Свердловск: Уральский университет,  1973. Вып. 10. Полякова С.В. Византийские легенды как литературное явление//  Византийские легенды/Издание подготовила С.В.Полякова. – М.: Ладомир, 1994.    Попова Т.В. Античная биография и византийская агиография//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.  С.243–248. Попова Т.В. Симеон Магистр (Логофет)//Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969. Попова Т.В. Симеон Метафраст//Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  

http://bogoslov.ru/person/3089451

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010