Закрыть itemscope itemtype="" > Василий Андреевич Жуковский в Крыму 13.05.2014 1544 Время на чтение 7 минут Очерк В 1837 году для наследника Николая I - будущего императора Александра II - было организовано почти восьмимесячное путешествие по 28 губерниям России с тем, чтобы показать великому князю страну, которой ему предстояло править. Впервые будущий русский царь пересек Урал, оказавшись в Сибири. Маршрут этого путешествия - «Путеуказатель» - разрабатывался под руководством наставника цесаревича - великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского, учителя национального гения России - А. С. Пушкина и организатора выкупа из крепостной неволи национального гения Украины - Т. Г. Шевченко. Как известно, именно воспитанный Жуковским русский царь Александр II в 1861 году отменит в России крепостное право и получит титул «Освободитель». 25 августа (6 сентября по н. ст.) 1837 года Василий Жуковский сопроводит наследника в город Вознесенск ( Украина , Николаевская область) для участия в больших военных маневрах, на которые было собрано необыкновенное количество кавалерии и пехоты. Будущему Главнокомандующему страны этому тоже надо было учиться. Наставник цесаревича - человек сугубо гражданский. Ему это не интересно. Он передает ученика в руки императора, которого окружали многочисленные военачальники и иностранные гости, представлявшие в буквальном смысле слова всю Европу. Жуковский задумал в это время совсем другую поездку - он отправляется на целый месяц в Крым. К этому его побуждали две причины. Первая была связана со смертью 29 января (10 февраля по н. ст.) 1837 года после ранения на дуэли его младшего друга А. С. Пушкина. Именно в Крыму в 1820 году молодой поэт задумает ряд произведений, включая поэму «Бахчисарайский фонтан» и роман «Евгений Онегин», - которые принесут ему настоящую славу. В год смерти Пушкина Жуковский решает посетить столь благодатную для его ученика крымскую землю и совершить паломничество по местам, хранившим память о нем. Готовить эту поездку Василий Андреевич, судя по всему, начинает через месяц-два после кончины поэта. Для этого в «Путеуказатель» им заблаговременно закладывается посещение царской семьей в сентябре 1837 года Крыма и Бахчисарая. Жуковский задумал провести в Крыму вечер памяти погибшего друга.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Василий Жуковский Жуковский Василий Андреевич (1783–1852) – поэт, прозаик, переводчик, одна из самых ключевых фигур Золотого века русской литературы. О нем писали многие современники, но, пожалуй, наиболее точную характеристику дал Иван Киреевский: «Старая Россия отдыхала; для молодой нужен был Жуковский. Идеальность, чистота и глубокость чувств, святость прошедшего, вера в прекрасное, в неизменность дружбы, в вечность любви, в достоинство человека и благость провидения; стремление к неизменному; равнодушие ко всему обыкновенному, ко всему, что не душа, что не любовь, – одним словом, вся поэзия жизни, все сердце души, если можно так сказать, явилось нам в одном существе и облеклось в пленительный образ музы Жуковского. В его задумчивых чертах прочли мы ответ на неясное стремление к лучшему и сказали: «Вот что недоставало нам!» Еще большей прелестью украсило его любовь к отечеству, ужас и слава народной войны». Бородинское сражение было переломным в его судьбе. Он выступил навстречу врагу среди трех тысяч московских ополченцев, будучи поэтом мало кому известным вне литературной элиты, а вернулся после Бородино певецом во стане русских воинов. Его поэма еще до окончания войны вышла тремя изданиями, включая нотное, – с музыкой самого знаменитого композитора того времени Дмитрия Бортнянского. Двадцатилетний доброволец, Иван Лажечников, тоже впоследствии ставший писателем, отметит 20 декабря 1812 года в своих «Походных записках»: «Часто в обществе военном читаем и разбираем «Певца во стане русских», новейшее произведение г. Жуковского. Почти все наши выучили уже сию пьесу наизусть. Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собой душу воинов!.. Довольно сказать, что «Певец во стане русских» сделал эпоху в русской словесности и – и в сердцах воинов!» Особое положение Жуковского еще более упрочилось после того, как в 1817 году он стал учителем русского языка великой княгини, будущей императрицы Александры Федоровны, а с 1826 по 1841 год – наставником наследника престола, будущего царя-освободителя Александра II.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отец русской авиации Н.Е. Жуковский К 175-летию со дня рождения 18.01.2022 2434 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором В 1909 году в Императорском Московском Техническом Училище (ИМТУ) под руководством профессора Николая Егоровича Жуковского возник Воздухоплавательный кружок, колыбель русской авиации. Выдающемуся русскому ученому удалось сплотить вокруг себя поборников летного дела. Среди его верных учеников и сподвижников были Андрей Туполев, Иван Сидорин, Александр Архангельский, Владимир Ветчинкин, Борис Юрьев, Григорий Сабинин, Алексей Черемухин, Гурген Мусиянц, Борис Стечкин. Императорское Московское Техническое училище На первый порах студенты летали на крыльях Отто Лилиенталя, которые известный немецкий планерист-смельчак подарил при случае русскому ученому-энтузиасту воздухоплаванья из загадочной России. Николай Егорович Жуковский сразу заприметил, что они похожи на крылья сконструированные еще Леонардо да Винчи, который первым попытался оторваться от земли. Чтобы ощутить себя в полете студенты члены Воздухоплавательного кружка выпрыгивали из окон ИМТУ и парили в воздухе. А потом Андрей Туполев построил свой первый планер, который испытали в Лефортовском парке. Удалось сконструировать и первую аэродинамиче скую трубу. В начале ХХ века интерес к авиации был всеобщим. Многие авиаторы в Европе и Америки уже летали на небольших деревянных самолетах. А Россия потрясла весь мир гигантскими по тем временам бипланами конструкции Игоря Сикорского «Русский витязь» и «Илья Муромец». По ним можно было ходить, как по палубе корабля. Во время полета Игорь Сикорский выходил на нижнее крыло и проверял работу двигателей. Еще одним приоритетом России стала фигура высшего пилотажа «мертвая петля», которую летчик Петр Нестеров после консультаций и расчетов в Воздухоплавательном кружке Жуковского осуществил над Киевом, матерью городов русских. Поэтому Николай Егорович Жуковский считал делом чести отстоять первенство русского авиатора перед французским летчиком Адольфом Пегу, который гастролируя с авиационным шоу по Европе, заявлял о своих амбициях.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/18/ot...

Жуковский. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Село Новорождественно (было на месте г. Жуковский) было государевым. В древности на этом месте находился монастырь Иоанна Предтечи у перевоза через Москву реку. Монастырь запустел после Смутного времени. В 1631 г. на его месте стояла небольшая деревянная церковь. В 1722 г. село пожаловано графу И.А. Мусину-Пушкину. В 1730 г. его сын граф П.И. Мусин-Пушкин построил вместо ветхой деревянной церкви каменный двухэтажный храм. В нижнем этаже размещался теплый придел Святителя Николая Чудотворца, в верхнем- главный храм Рождества Иоанна Предтечи. В 1937 г. церковь закрыли. В 1940 г. взорвали. В 1998 г. был раскопан фундамент храма. 19.12.1998 г. в строящемся деревяном храме совершена первая Божественная литургия. По материалам книги: Прот. О.Пэнэжко Бронницкий уезд. Храмы Раменского района. Вдадимир, 2006 Вблизи озера Глушица через Москву-реку пролегал древнейший путь, освоенный, судя по остаткам городищ, еще в I тысячелетии до н. э. После присоединения Коломны к Московскому княжеству он становится одним из важнейших в экономическом и стратегическом отношении. Этот путь стал называться Астраханским трактом. В 1581 г., после смерти сына, Иван Грозный повелел поставить здесь монастырь в честь Рождества Иоанна Предтечи и устроить переправу через реку. Монахами в новом монастыре стали бывшие опричники. В писчей книге Приказа большого двора за 1631-1633 г.г. указано: «За озером Здегошем, на монастырской земле стоял храм Рождества Иоанна Предтечи, храм великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы, да придел Николая Чудотворца, по прошествии времени монастырь от разорения запустел». Заброшенные монастырские земли были переданы Патриарху Филарету и вскоре перешли в Дворцовое ведомство. На месте монастыря возникло село Новорождествено. Ни монастырь, ни его старые храмы не были восстановлены. В селе заново отстроили деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1710 г. Петр I подарил село Новорождествено и Раменскую волость графу И.А. Мусину-Пушкину в награду за подавление восстания в Астрахани в 1722 г., пожаловав его в вечное владение. В 1730 г. помещик возвел двухэтажную каменную церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, нижний придел которой освятили во имя святителя Николая. Имелось богатейшее мраморное Распятие. Среди многих старинных икон особо почиталась древняя Новодворская икона Божией Матери, в серебряной ризе. Раньше она принадлежала старинному роду князей Хромых-Волконских-Орловых. Церковный хор славился в округе. В 1852 г. село стало самым крупным в имении князей Волконских.

http://sobory.ru/article/?object=04983

Закрыть itemscope itemtype="" > Металл Победы К 135-летию со дня рождения Ивана Ивановича Сидорина (1888-1982) 25.02.2023 1248 Время на чтение 10 минут Фото: Предоставлены автором В России знаковые события в мире науки свершались в разные эпохи в независимости от экономических формаций и политической власти, благодаря людям, способным на подвижнический труд во имя Отечества и развития научной мысли. Поэтому нет ничего удивительного в больших достижениях науки и техники в нашей стране, разорённой Гражданской войной и интервенцией. Дореволюционная научная школа оказалась на высоте, а новая власть её вынужденно поддержала, предлагая взять на себя ответственность. Так в преддверии Великой Отечественной войны у нас в стране была создана цельнометаллическая авиация. И в этом величайшая заслуга выдающегося учёного-металлурга, материаловеда, инженера Ивана Ивановича Сидорина. Он родился 25 февраля по н.ст. в Москве на Нижней Красносельской улице в глубоко верующей купеческой семье с крестьянскими корнями. После окончания Александровского коммерческого училища поступил на Химический факультет Императорского Московского технического училища (ИМТУ), где вскоре вошёл в Воздухоплавательный кружок проф. Николая Егоровича Жуковского, «отца русской авиации». Ныне это МГТУ им. Н.Э. Баумана. В начале ХХ века интерес к воздухоплаванию был всеобщим. Поэтому совсем не случайно смельчаки из кружка Жуковского летали на крыльях планериста Отто Лилиенталя, выпрыгивая из окон Училища. Эти крылья немецкий планерист подарил русскому учёному при личной встрече в Германии. Самый деятельный ученик проф. Жуковского Андрей Туполев построил свой первый планер и лично испытал его. В то время весь мир летал на деревянных самолётах. А Россия потрясла любителей воздухоплавания гигантскими по тем временам самолётами из дерева «Русский Витязь», «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского. И только одна немецкая фирма «Юнкерс» строила самолёты из металла, а точнее из дуралюминия. Придя к власти, большевики поспешили заключить договор с фирмой «Юнкерс» по созданию металлического самолетостроения у нас в стране. Однако на деле всё обернулось только сборкой привезённых из Германии деталей руками советских рабочих.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/25/me...

Закрыть itemscope itemtype="" > Я плачу русскими слезами, я верю русскою душой… К 150-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Жуковского 31.03.2021 1095 Время на чтение 11 минут Потомственный дворянин, русский дипломат, поэт и переводчик Владимир Григорьевич Жуковский родился 19/31 марта 1871 года в Самаре. Его отцом был коллежский секретарь Григорий Иванович Жуковский (1835-1900), член Самарского окружного суда (впоследствии, с 1895 года – тайный советник, сенатор). Мать, Ольга Фердининдовна, урожденная баронесса Корф, происходила из боковой ветви этого старинного и знатного рыцарского рода. Дед Владимира Григорьевича по матери, барон Фердинанд Николаевич Корф, родился 4 июля 1806 года в Кенигсберге в семье Никласа фон Корфа, майора прусской армии и Антуанеты-Теодоры Граун, внучки композитора Грауна. Датой смерти Никласа фон Корфа обозначен 1812 год. Обстоятельства этой смерти мне неизвестны, но общеизвестно, что в 1812 году Пруссия была союзницей Наполеона при вторжении оного в Россию. Так что майор Никлас фон Корф мог погибнуть и в боях против русской армии. Его сын Фердинанд осиротел в шесть лет. Мне неизвестны также обстоятельства поступления Фердинанда на русскую службу. На русской службе барон Фердинанд Корф сделал неплохую карьеру: дослужился до генерал-лейтенанта и, скончавшись в 1869 году, был погребен в Царском селе. От своей жены Нины Александровны, урожденной Шишковой, имел двух сыновей и пять дочерей. Одна из дочерей, Ольга, и вышла замуж за Григория Ивановича Жуковского. Как и положено дворянину, Владимир Григорьевич Жуковский выбрал государственную службу. В 1897 году он окончил с дипломом 1-й степени юридический факультет Санкт-Петербургского университета и был определен на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел в чине коллежского секретаря. Женился на Анне Алексеевне Неклюдевой. 1 августа 1900 года родилась дочь Александра. 1 января 1904 года родился сын Григорий. В 1899 году с должности секретаря генерального консульства в Галаце (Румыния) начал дипломатическую карьеру, В 1902-1903 гг. служил секретарём генерального консульства в Иерусалиме. С 1903 по 1907 гг. служил вице-консулом в Адрианополе (ныне – город Эдирне в Турции). В 1907 году с пожалованием чина надворного советника был переведен консулом в Кенигсберг, где служил до 1909 года. С 1910 по 1914 гг. занимал должность российского консула в Праге, откуда был отозван в связи с началом Первой мировой войны уже в чине статского советника.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/31/...

Симеон Полоцкий Полоцкий Симеон (в миру Петровский-Ситнянович Самуил Гаврилович) (1629–1680) – поэт, переводчик, драматург, богослов. Уроженец Полоцка. Образование получил в Киево-Могилянской коллегии и Виленской иезуитской академии. Вернувшись в Полоцк, преподавал в школе православного братства. В двадцать семь лет принял монашеский постриг под именем Симеон, получив известность как «дидаскал» – поучительный поэт. В 1656 году приветствовал в Полоцке своими панегирическими виршами царя Алексея Михайловича. В 1660 году, будучи в Москве, вновь преподнес царю свои вирши, что и сыграло едва ли не решающую роль в его судьбе. В 1664 году, после того как Полоцк отошел к Речи Посполитой, он переселился в Москву, где уже вскоре вошел в ближайшее окружение царя Алексея Михайловича. С 1667 года Симеон Полоцкий – учитель наследника престола Алексея Алексеевича, после смерти которого в 1670 году – Федора Алексеевича, для царевны Софьи и малолетнего Петра он тоже был наставником. Так что Симеон Полоцкий на этой ниве – предшественник Василия Жуковского. Два поэта воспитали русских царей-реформаторов. Но воспитанники Симеона Полоцкого , введя крепостное право, закабалили русский народ, а воспитанник Жуковского Александр II стал царем-освободителем. Симеон Полоцкий , оказавшись в эпицентре русского раскола XVII века, сыграл немалую роль в низвержении «староверов», для которого они были «иже умом дети». Но и последователи Аввакума не остались в долгу. Эта полемика между «славянофилами» и «западниками» того времени не утратила своей остроты ни во времена Жуковского, ни в наши дни. Строки из знакового стихотворения «К ненашим» Николая Языкова «Не любо вам святое дело//И слава нашей старины...» можно с полным правом отнести к Симеону Полоцкому . Но среди славянофилов того времени еще не было своего Хомякова, который смог бы на равных противостоять ему в риторике, философии, «пиитике», поскольку таковые считались на Руси ересью. Это «окно в Европу» начал прорубать царь, прозванный Тишайшим, с помощью Симеона Полоцкого ...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Игумен Герасим (Дьячков). Рассказы протоиерея М. Ф. Бурцева как исторический источник История Тульской епархии во второй половине XIX века ознаменована активной пастырской, общественной и литературной деятельностью благочинного города Белёва протоиерея Михаила Федоровича Бурцева. Писательский талант отца Михаила проявился в создании художественных произведений и историко-краеведческих исследований. В 1870-х годах отец Михаил состоял в переписке с известным русским историком и писателем Михаилом Петровичем Погодиным и был частым гостем Авдотьи Петровны Елагиной в её имении в селе Уткино Белёвского уезда. М. П. Погодин нередко посещал Белёв. 21 сентября 1869 года он, проезжая через Белёв, посетил Белёвскую уездную публичную библиотеку им. В. А. Жуковского. Михаил Петрович был тепло встречен белёвским обществом и подарил библиотеке свои сочинения 1 . А. П. Елагина была родной племянницей В. А. Жуковского, хозяйкой знаменитого общественно-литературного салона в Москве у Красных ворот 2 . В июне 1874 года М. П. Погодин проездом в Киев заезжал в село Уткино к А. П. Елагиной, а оттуда ездил в Оптину пустынь. Проезжая в Оптину пустынь через Белёв, он посетил дом отца Михаила, чтобы выразить ему благодарность за письмо, которое было напечатано во втором издании «Простой речи о мудрёных вещах» 3 . Отец Михаил был на епархиальном съезде в Туле. Михаил Петрович не застал его дома и поручил сыну А. П. Елагиной, известному составителю «Белёвской Вивлиофики» 4 , белёвскому предводителю дворянства Николаю Алексеевичу Елагину передать благодарность за письмо. Это обстоятельство способствовало близкому знакомству отца Михаила с Николаем Алексеевичем и Авдотьей Петровной. Николай Алексеевич принадлежал к славянофильскому движению русской интеллигенции. В белёвском крае он был известен как библиофил, собиратель и публикатор древних рукописей. Авдотья Петровна так полюбила батюшку, что иногда в неделю раза по два присылала за ним, «чтобы вместе что-нибудь почитать или о чём-нибудь новеньком в литературе побеседовать» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (29.01.1783, с. Мишенское Белёвского у. Тульской губ.-12(24).04. 1852, Баден-Баден, Германия), поэт, переводчик. Внебрачный сын помещика А. И. Бунина и плененной турчанки Сальхи (после крещения - Е. Д. Турчанинова). Фамилию получил от восприемника при крещении холостого дворянина А. Г. Жуковского (грамота на дворянство Ж. получена в 1795). Воспитывался в семье Буниных, с 1792 г.- в тульском доме своей единокровной сестры и крестной матери В. А. Юшковой. Портрет В. А. Жуковского. Худож. А. П. Елагина с оригинала Ф. Т. Гильдебрандта. 1841 г. (ГМП) Портрет В. А. Жуковского. Худож. А. П. Елагина с оригинала Ф. Т. Гильдебрандта. 1841 г. (ГМП) В 1797-1800 гг. учился в Благородном пансионе при Московском ун-те, где приобщился к лит. деятельности (1-я публикация - стихотворение «Майское утро» (1797)). Испытал влияние личности директора ун-та И. П. Тургенева, подружился с его сыновьями Андреем и Александром, проникся общей атмосферой пансиона, где господствовали нравственно-религ. и лит. интересы, почитались сочинения европ. мистиков. В речах и стихотворениях, с к-рыми Ж. выступал на пансионских актах, отразилось увлечение идеями нравственного самосовершенствования, всечеловеческого единства и т. п. («Добродетель» («Под звездным кровом тихой нощи…»), «Добродетель» («От Света светов луч излился…») (оба 1798), «Мир» (1800) и др.). Одно из ранних стихотворений - «Платону неподражаемому, достойно славящему Господа» (1800) было откликом на «Слово на день Рождества Христова» Московского митр. Платона (Левшина) (Ж. присутствовал при его произнесении в Троице-Сергиевой лавре 25 дек. 1800). Окончив пансион с серебряной медалью, Ж. в течение 1801 г. числился на службе в московской Главной соляной конторе. Вместе с Андреем Тургеневым и А. Ф. Мерзляковым стал основателем «Дружеского литературного общества» (янв.-нояб. 1801). Целью об-ва было служение «истине и добродетели» посредством «изящной словесности», в его планы входили популяризация малоизвестных в России достижений европ.

http://pravenc.ru/text/182353.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КНИЖНАЯ СПРАВА Процесс исправления церковнослав. богослужебных и четьих (в первую очередь Свящ. Писания) книг с целью кодификации текстов и церковнослав. языка. В XIX - 1-й пол. XX в. начало К. с. связывали с деятельностью южнослав. (болгарских) книжников по нормализации (преимущественно орфографической, а также морфологической и лексической) церковнослав. языка в рамках афоно-тырновской реформы и относили, т. о., к кон. XIII-XIV в. «Мы не видим в XI-XIV вв. никаких попыток исправить богослужебные книги»,- писал А. И. Соболевский ( Соболевский А. И. Судьбы церковнослав. языка. СПб., 1891. С. 22). Согласно совр. т. зр., общеслав. процесс К. с., в ходе к-рого формировались новые редакции канонических текстов и изводы церковнослав. языка, сопутствовал слав. письменности едва ли не со времени ее появления (см., напр.: Сиромаха, Успенский. 1987. С. 75; Бобрик. 1990. С. 62). Об этом, в частности, свидетельствует материал предпринятого Л. П. Жуковской исследования текстов Евангелий XI-XIV вв. Жуковская отмечает в них обилие лексических и грамматических замен. Исследователь связывает эти замены со стремлением книжников «быть понятными» ( Жуковская. 1976. С. 61-62, 349). Не меньшую роль могло играть, по-видимому, и желание переписчиков учесть разночтения, представленные в различных списках. Централизованная справа богослужебных книг имела место в Болгарии (во всяком случае, в Восточной) в правление св. царя Петра (927-969/70), когда они приводились в соответствие с составом и структурой современных им греческих (вероятно, к-польских) кодексов. Результатом явилось массовое исключение из них оригинальных произведений, написанных учениками равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия . Последовательное исправление книг началось у юж. славян на рубеже XIII и XIV вв., когда возникло представление о том, что в процессе бытования церковнослав. тексты подвергаются порче. С этого времени и до посл. четв. XIV в. (времени Тырновского патриарха св. Евфимия ) усилиями неск. поколений болг. книжников, трудившихся гл. обр. в общеслав. центрах книжности - мон-рях Афона и Константинополя ( Дионисий Дивный , Закхей Философ (Вагил), старцы Иоанн и Иосиф , прп. Феодосий Тырновский , а также многие безымянные переводчики), была осуществлена книжная реформа, получившая наименование афоно-тырновской К. с. Необходимость этой работы была вызвана переходом православных Церквей на богослужение по Иерусалимскому уставу (окончательно утвердился в Византийской Церкви на протяжении XIII в.) и вместе с тем потребностью упорядочения церковнославянского языка, который под влиянием существенных изменений в живом болг. языке утратил к тому времени свой нормативный характер. Реформу, начатую афонскими книжниками, продолжил в Болгарии Тырновский патриарх Евфимий, к-рый первую половину жизни подвизался в мон-рях К-поля и Афона и мог участвовать в этой филологической работе.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010