Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНИСИФОР (Боровик Онисим; 1769 - 20.04.1828), еп. Вологодский и Великоустюжский (1814-1827), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический (1827-1828). Род. в Могилёвской губ. в семье представителя духовного сословия «из малороссов». Учился в Могилёвской ДС, к-рой покровительствовал Георгий (Конисский), архиеп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский. По окончании семинарии Боровик женился на племяннице архиеп. Георгия и 9 июня 1788 г. был рукоположен архиепископом во иерея к могилёвской Воскресенской ц. Овдовел через неск. месяцев после свадьбы, переведен в кафедральный собор и назначен настоятелем в семинарии. В 1789 г. свящ. О. Боровик подал прошение о поступлении в полковые священники и получил назначение в Козловский мушкетерский полк. В составе корпуса под рук. ген.-поручика гр. Б. П. Меллина принял участие в сражениях русско-польск. войны 1792 г., а также в подавлении восстания Т. Костюшко (1794), в т. ч. в битве под Миром (31 мая 1792), в сражении под Щекоцинами (26 мая 1794), в сражении при Мацеёвице (29 сент. 1794) и в штурме Праги (24 окт. 1794), вместе со своим отрядом совершал изнурительные переходы по болотам и речкам. Он получил высокую оценку своей службы во время военных действий и в 1796 г. был возведен в сан протоиерея. В 1800 г. прот. О. Боровику был пожалован наперсный крест, в 1801 г. он переведен в Апшеронский мушкетерский полк и в том же году назначен благочинным; в 1804 г. награжден камилавкой. В составе полка, входившего в армию М. И. Кутузова, прот. О. Боровик принял участие в русско-австро-франц. войне 1805 г., в т. ч. в битве при Кремсе (30 окт.). Во время отступления к Ольмюцу, куда прибыл имп. Александр I Павлович, чтобы возглавить рус. армию, прот. Онисим был представлен императору и имел у него аудиенцию. 15 янв. 1806 г. ген. Кутузов обратился к имп. Александру I с просьбой выделить протоиерею единовременное денежное вознаграждение, т. к. тот лишился имущества после битвы под Аустерлицем, отмечая «примерное его житие и особенное усердие к службе» ( Жмакин. 1905. 14. С. 582-583).

http://pravenc.ru/text/2578433.html

Василий Иванович (12.07.1853, с. Николаевка Николаевского у. Самарской губ.- 26.05.1907, С.-Петербург), прот., магистр богословия. Род. в семье диакона, в 1875 г. окончил Самарскую ДС, в 1879 г.- СПбДА. В академии Ж. учился на одном курсе с В. В. Болотовым . За канд. соч. «Церковноучительная деятельность митрополита Даниила» был удостоен высшей студенческой премии. Московскому митр. Даниилу была посвящена и 1-я печатная работа Ж. «Взгляд митрополита Даниила на отношение к еретикам» (ЖМНП. 1879. 5. С. 1-51). Переработав канд. соч., Ж. написал фундаментальный труд «Митрополит Даниил и его сочинения», за который получил степень магистра богословия и был награжден полной Уваровской премией (речь перед защитой «Черты современности в сочинениях митрополита Даниила» (ХЧ. 1882. Ч. 1. 3/4. С. 457-466)). Содержание труда Ж. значительно шире его названия. В исследовании, основанном на большом количестве источников, подробнейшим образом проанализированы и охарактеризованы сочинения митр. Даниила в контексте исторических событий, а также рус. общественной мысли и лит-ры кон. XV - 1-й трети XVI в. Ряд произведений митр. Даниила и нек-рых его современников был опубликован в приложениях к работе. Ж. предположил, что по предсмертному распоряжению вел. кн. Василия III Иоанновича митр. Даниил должен был фактически руководить боярским правительством, хотя в реальности этого не произошло. Автор, находившийся под влиянием либеральных взглядов О. Ф. Миллера и Н. И. Костомарова , характеризовал идейное направление прп. Иосифа Волоцкого и его последователя митр. Даниила как «консервативно-формальное», чуждое «критицизму» и слепо следующее всякому церковному авторитету; направление прп. Нила Сорского и нестяжателей - как «критическое», «нравственно-либеральное», проникнутое «идеей свободы», признающее «право личности как нравственного существа», а последователей ереси жидовствующих - как «людей увлечений и жизненной ломки». Из-за спорности взглядов сочинение Ж. вызвало критику со стороны проф. КазДА П. В. Знаменского , отметившего в рецензии (ЦВ. 1884. 27) слабость фактической аргументации автора, неопределенность понятия «критицизм» и отсутствие доказательств для подобных оценок. Отзывы на труд Ж. оставили также Вл. Качановский (ЖМНП. 1881. 11. С. 372-392) и Е. Е. Голубинский (Там же. 1882. 11. С. 8-11). Книга Ж. оказала большое влияние на современное ему и позднейшее (вплоть до 2-й пол. XX в.) литературоведение и историографию, в особенности на «Историю русской литературы» А. Н. Пыпина (СПб., 1898. Т. 2).

http://pravenc.ru/text/182331.html

епархий на присоединенной территории. При имп. Павле I Г. устранялся от гос. дел, часто болел, неск. раз брал продолжительный отпуск. 16 окт. 1799 г. он был освобожден от управления С.-Петербургской епархией, но оставлен митрополитом Новгородским и Олонецким. 19 дек. 1800 г. по собственному прошению был уволен от управления епархией. При этом Павел I отказал Г. в просьбе поселиться в Симоновом московском мон-ре и в предоставлении пенсии. Г. поселился в Новгороде, вел аскетический образ жизни, тратил много средств на благотворительность, практически не оставив после себя сбережений. Первым из духовных лиц награжден орденом Андрея Первозванного (1796), также получил орден Александра Невского (1797). Погребен в соборе Св. Софии в Новгороде в Предтеченском приделе. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 56. 1; Оп. 60. 49; Оп. 77. 448. Соч.: Толкование на соборные послания св. апостолов Иакова, Петра, Иоанна. СПб., 1815; О блаженствах//ХЧ. 1837. Ч. 4. С. 50-83; О служении и чиноположениях Правосл. Церкви. М., 18634; Письма к Арсению (Верещагину)//РА. 1864. 11-12; Кн. крат. поучений. Н. Новг., 1910. Лит.: Поленов В. А. Жизнеописание митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила//Тр. имп. Рос. акад. 1840. Ч. 1. С. 137-145; Макарий (Миролюбов), архим. Сказание о жизни и трудах преосв. Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского. СПб., 1857; Еп. Гавриил// Чередеев К. К. Биографии тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 126-128; Письма рус. государей, вел. князей и др. особ к новгородским архиереям//ЧОИДР. 1860. Кн. 3. С. 123-148; Филарет (Гумилевский). Обзор; Феофан (Соколов), архим. Зап.//Странник. 1862. Февр. С. 33-58; Сухомлинов М. И. История Рос. акад. СПб., 1874. Т. 1. С. 58-137; Беляев А. Митр. Петербургский Гавриил как устроитель монашеской жизни в России//ДЧ. 1889. 2. С. 164-178; Знаменский Ф. , прот. Преосв. Гавриил, митр. Новгородский и С.-Петербургский//ПрибЦВед. 1901. 3. С. 76-82; Жмакин В. , прот. К биогр. митр.

http://pravenc.ru/text/161309.html

В отличие от митр. Даниила и Нила (Полева) Д. был собирателем, но не переписчиком книг. Сборник, содержащий сочинения прп. Симеона Нового Богослова, для Д. переписал буд. митр. Даниил, Евангелие - буд. Суздальский еп. Симеон , Псалтирь с заставкой «в красках» и Требник - Иван Пищулин, Лествицу - Ефрем, тетрадь из сборника смешанного состава - дьяк Ф. Вараксин (ГИМ. Епарх. 348(502). Л. 326; КЦДР. С. 25, 29, 35, 73, 82, 184, 364). Ист.: Горский А. В. , прот. Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоколамского мон-рей в XVI в.: [Изд. ркп. письма XVI в.]//ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 506-507; Жмакин В. Нил (Полев)//ЖМНП. 1881. Т. 216. 8. С. 189-196; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882. С. 78-79. 121(459); С. 198. 177(557); Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 366-369; Собрание Иосифо-Волоколамского мон-ря. Ф. 113: Дополнительная опись к печ. описанию иером. Иосифа «Опись рукописей...» (М., 1882)/Рукописи обработаны Л. В. Тигановой, Н. Б. Тихомировым, Ю. А. Неволиным. М., 1972. 121(449). С. 69; 235(661). С. 153-154; Рукописные собрания Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 146; 1996. Вып. 3. С. 406; РИИР. Вып. 2. С. 42, 112; КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. 1991. С. 10-12, 25-26, 29, 31, 34-35, 38, 62, 73, 80, 82-83, 85, 184, 207, 364, 366, 400. Лит.: Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 202-230; она же. Дионисий Звенигородский Лупа//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 191-192; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 72, 88, 114-115, 267-268; он же. Россия на рубеже XV-XVI ст.: Очерки соц.-полит. истории. М., 1982. С. 205-207; Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 108-109; он же. Избр. труды. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIV-XVI вв. С. 334-335, 347. Примеч. 10; Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в.: Ист.-генеалогическое исслед. М., 1986. С. 39-44, 74, 75; Анхимюк Ю. В. Новообретенные рукописные книги из б-ки Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в.//История Волоколамского края и перспективы «Золотого наследия Руси»: Сб. докл. науч.-практ. конф., 30 окт. 1998 г. М., 1999. С. 74-76, 78-79.

http://pravenc.ru/text/178380.html

Ж. проявлял интерес к изучению придворных церемоний, особенно коронации и погребения. В серии церковно-исторических очерков «Коронации русских императоров и императриц» он рассмотрел церемонии коронации монархов - от Екатерины I до Александра II, в т. ч. сюжет о посмертной коронации Петра III. Особо интересовался эпохой имп. Павла I, в частности проведением праздников и постов при дворе. В 1903-1904 гг. к 200-летнему юбилею С.-Петербурга напечатал в «Церковных ведомостях» статьи, посвященные столичным храмам. Он также создал серию биографий церковных деятелей XVIII и XIX вв.: Новгородских и С.-Петербургских митрополитов Гавриила (Петрова) и Михаила (Десницкого) , Кишинёвского митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) , Пензенского еп. Иннокентия (Смирнова) , Тверского архиеп. Амвросия (Протасова) , Астраханского архиеп. Сильвестра (Лебединского) и др. Посвятил неск. публикаций истории княжеской семьи Ширинских-Шихматовых, в частности игум. Аркадиевского вяземского монастыря Августе (Ширинской-Шихматовой). Кроме того, Ж. издал «Материалы для истории русской богословской мысли тридцатых годов текущего столетия: Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых» (СПб., 1890), «Письма прот. А. А. Самборского к имп. Александру I и кн. А. Н. Голицыну за 1806-1815 гг.» (СПб., 1894), «Письма о воспитании благородной девицы и обращении ее в мире кн. Алексея Александровича Ширинского-Шихматова» (М., 1901), «Письма высочайших особ к митр. Амвросию» (ХЧ. 1902. Ч. 2. 9. С. 368-391), «Приветствия русских архипастырей воцарившемуся имп. Александру I» (Там же. 1903. Ч. 1. 1. С. 136-146). 28 мая 1907 г. в Александро-Невской ц. Николаевского кадетского корпуса состоялось отпевание Ж., которое в сослужении большого числа духовенства совершил настоятель Петропавловского собора прот. А. Дернов . На отпевании присутствовали обер-прокурор Святейшего Синода П. П. Извольский и др. синодальные чиновники, а также почитатели и духовные дети Ж. Погребение на Никольском кладбище Александро-Невской лавры совершил Нарвский еп. Антонин (Грановский) .

http://pravenc.ru/text/182331.html

Погребен в новгородском соборе Св. Софии , в приделе св. Иоанна Предтечи. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 97, 433, 693, 917, 1074, 1169, 1270; Оп. 98, 1, 78, 272, 390, 524, 611, 911, 980; РНБ. Ф. 755. 13. Л. 1-3, 6-7, 11-21об., 24-25, 74об., 82; Ф. 124. 595; Ф. 35. 1; Ф. 609; Ф. 588. 340; Ф. 1000. Оп. 1. 34; Ф. 588. 339; Оп. 1. Ф. 33; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 142. Соч.: Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1779, 18032. К., 1825. 3 ч.; Собр. поучительных слов, говоренных в разное время. М., 1810, 18253; Собр. речей благодарственных, поздравительных и приветственных. М., 1810, 18162. Лит.: Жизнь и пастырские труды Амвросия (Подобедова), митр. Новгородского и Санкт-Петербургского, до вступления его на С.-Петербургскую кафедру//ХЧ. 1857. Ч. 2. С. 178-184; Чистович И. Преосв. Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский и С.-Петербургский//Странник. 1860. 5. С. 156-221; 6. С. 224-225; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 491-493; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новгород, 1897. С. 128-139; Жмакин В. , прот. Письма Высочайших особ к митр. Амвросию (Подобедову)//ХЧ. 1902. Ч. 2. С. 368-377; Мануил. Русские иерархи, 992-1898. Ч. 1. С. 110-114; Евгений. М., 1995. С. 34-37. Прот . Владислав Цыпин Иконография Сохранилось довольно много живописных портретов А., в основном копийных, выполненных в период его пребывания на столичной кафедре и позднее. К неизвестному оригиналу восходят неск. идентичных по иконографии портретов, созданных неизвестными художниками в нач. и 1-й пол. XIX в. (ГИМ; КБМЗ), представляющих иерарха в митре, архиерейской мантии, большом омофоре, с благословляющей десницей, в левой руке жезл с характерным навершием (типа посоха) и вензелем на сулоке, на груди панагия (с образом Спасителя), наперсный крест с украшениями, ордена св. Андрея Первозванного (с алмазными знаками), св. Владимира и св. Иоанна Иерусалимского; один из портретов выполнен худож. Олдберхом в 1816 г. (ГИМ). Данный тип изображения повторяется в погрудном портрете нач. XIX в. (ГМИР), поясном портрете 1-й трети XIX в. (Патриаршие покои ТСЛ), где отсутствуют алмазные знаки к ордену св. Андрея. На портрете нач. XIX в. (КБМЗ) митрополит изображен в архиерейской мантии и белом клобуке. У Д. А. Ровинского (Стб. 290-291) упоминаются 2 эстампа с портретом А.: гравюра 1806 г. (ГРМ; ЦАК МДА) К. В. Зеелигера с оригинала Ф. Яненко, выполненная в технике черной манеры,- иерарх представлен в рясе и белом клобуке, с наперсным крестом и орденской звездой, с раскрытой книгой в правой руке, сидящим возле стола на фоне книжного шкафа; и гравюра 1843 г. В. Храмцева пунктиром, в овале, из собрания портретов П. П. Бекетова (Из изд.: Портреты именитых мужей Российской Церкви. М., 1843).

http://pravenc.ru/text/114402.html

Однако И. не удалось дождаться окончательного благоустройства архиерейского дома в Орле, т. к. 21 июля 1821 г. в сане архиепископа он был переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. По благословению И. были построены каменные храмы: Знаменский в с. Капшине Калязинского у., Михаило-Архангельский на погосте Архангельское Корчевского у., Борисоглебский (1822-1833) в с. Любодицы и Владимирский (1825) в с. Толстикове Бежецкого у., Покровский (1824) в с. Кимра Корчевского у., Свято-Троицкий (1825) близ дер. Княжиха Бежецкого у., благоустроен Преображенский храм в с. Красном Старицкого у. и др. Будучи доверенным лицом министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына , 26 февр. 1823 г. И. был назначен членом Святейшего Синода и с этого времени проживал в С.-Петербурге. Нек-рое время занимал должность вице-президента Российского Библейского об-ва, был одним из 3 архиереев, подписавших составленное митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) предисловие «К христолюбивым читателям. По случаю издания всего Нового Завета на одном русском наречии» к изданию 1823 г. И. восторженно отзывался о переводах Российского Библейского об-ва, замечал, что переводчики «и на русском наречии не отступили от величественной простоты сего божественного слова и не заимствовались нигде и ни в чем от прикрас кичливой словесности века» ( Чистович. 1857. С. 32). Был известен склонностью к мистицизму; свящ. Феодосию Левицкому , проживавшему в 1823-1824 гг. на Тверском Синодальном подворье в С.-Петербурге, рекомендовал для чтения и изучения ж. «Сионский вестник» , сочинения И. Г. Юнга-Штиллинга . Считался противником Новгородского и С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) , к-рый в 1824 г. предлагал императору вывести И. из состава Синода. Архим. Фотий (Спасский) обвинял И. в масонстве, отступлении от Православия. Биограф архиеп. Амвросия (Протасова) прот. В. И. Жмакин ошибочно утверждал, что И., проводя ревизию Казанской епархии, устроил гонения на архиеп. Амвросия, хотя на самом деле ревизию проводил Астраханский архиеп. Иона (Василевский) .

http://pravenc.ru/text/578314.html

Преемницей игум. Августы в 1857 г. стала игум. Аркадия (Шаховская). По ее инициативе в 1863-1870 гг. Спасский храм вновь был перестроен, в нем были освящены новые приделы - во имя прп. Нила Столобенского (на нижнем этаже) и Владимирской иконы Божией Матери (на верхнем этаже). В 1863 г. за алтарем храма над камнем, на к-ром молился прп. Аркадий Вяземский, вместо обветшавшей древней часовни была построена ц. Всех святых. На камне часто выступала вода, обладавшая по молитвам к святому целебными свойствами. В авг. 1879 г. А. в. м. был спасен от пожара заступничеством прп. Аркадия, икону к-рого вынесли навстречу огню. В память об этом событии ежегодно 28 авг. в обители совершался крестный ход. В 60-80-х гг. XIX в. А. в. м. владел 13 дес. усадебной и сенокосной земли, мельницей на р. Яузе в с. Златоустове Гжатского у., сенокосной пустынью в 150 дес. при с. Андрианы Юхновского у. При игум. Сергии (Пузенькиной; 1887-1909) обитель приобрела Касплинское оз. в Поречском у., сдававшееся монахинями в аренду. С авг. 1909 г. мон-рем управляла игум. Агния (Костина). К 1917 г. в А. в. м. подвизались 43 монахини и 152 послушницы. Обитель владела 190 дес. земли. В 1922 г. мон-рь был закрыт, мн. насельницы приняли мученическую кончину в мест. Русятка близ Вязьмы, остальных выслали в Казахстан. В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 г., когда решением исполкома он был закрыт. В 1976-1980 гг. Спасский храм был отреставрирован, в наст. время в нем находится Вяземская городская б-ка. В здании богадельни размещается лит. салон, хозяйственный корпус с просфорной и погребами принадлежит частным лицам, ограда мон-ря уничтожена. Сохранилась часть Спасской башни кремля, поврежденная в марте 1943 г. и отреставрированная в 1974-1980 гг. На территории бывш. монастырского кладбища построен кинотеатр. Лит.: Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 309-316; Виноградов И. П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включ.). М., 1890; Чанцов В. , свящ. Вяземский Аркадиевский девичий мон-рь. М., 18962; Жмакин В. И. , прот. Игумения вяземского Аркадиевского мон-ря Августа (в миру кнг. Ширинская-Шихматова). М., 1897; Строев. Списки иерархов. Стб. 604; Денисов. С. 780; Зверинский. Ч. 1. С. 78; Православные русские обители. С. 624-625; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 138; Даниил (Сычев), иером. Вязьма: Очерки истории. М., 1997. С. 82-90.

http://pravenc.ru/text/76014.html

С 4 окт. 1879 г. Ж. служил помощником инспектора СПбДС. 20 мая 1884 г. рукоположен во иерея к Александро-Невской ц. Николаевского кадетского корпуса в С.-Петербурге, одновременно назначен законоучителем корпуса. Также служил законоучителем в частной жен. гимназии Е. М. Гедды в С.-Петербурге. 14 мая 1896 г. возведен в сан протоиерея. Был авторитетным пастырем, хорошим проповедником и строгим, требовательным законоучителем. Стремясь поддерживать в воспитанниках религ. настроение, устраивал поездки в различные мон-ри и церкви. Опубликовал исторический очерк об Александро-Невской ц. (Ист. очерк ц. Николаевского кадетского корпуса//ВВД. 1892. 8-9). С 13 сент. 1900 г. Ж. постоянно присутствовал на заседаниях Учебного комитета при Святейшем Синоде. В 1906 г. стал редактором офиц. ж. Синода «Церковные ведомости» , сменив прот. П. А. Смирнова . При Ж. издание стало более актуальным и разнообразным по содержанию. На страницах журнала появлялись статьи по церковно-общественным вопросам, регулярно печатались распоряжения епархиального начальства, постановления съездов духовенства, освещались ход заседаний Предсоборного присутствия 1906 г., деятельность Гос. думы и т. д. Ж. принадлежат многочисленные статьи по рус. церковной истории, написанные в основном по архивным материалам и опубликованные в различных светских и духовных журналах (нек-рые статьи подписаны «В. Ж.» и «Ж-н»). Ж. продолжал начатые в 80-х гг. XIX в. исследования, посвященные XVI в. С кн. «Митрополит Даниил и его сочинения» были идейно и содержательно связаны статьи «Нил Полев» (ЖМНП. 1881. 8. С. 185-199), «Борьба идей в России в первой половине XVI в.» (Там же. 1882. 4. С. 147-161) и др. Ж. написал работу «Русское общество XVI века» (СПб., 1880), опубликовал в «Журнале Министерства народного просвещения» ряд источников, напр. ответ анонимного автора на послание Н. Булева Ростовскому архиеп. Вассиану II (Санину) под названием «Памятник русской противокатолической полемики XVI века» (ЖМНП. 1880. 10. Отд. наук. С. 319-332). Работа «Ересь есаула Котельникова» была посвящена учению секты духоносцев, основанной Е. Котельниковым .

http://pravenc.ru/text/182331.html

В письмах епископа Иннокентия, помимо духовных наставлений, можно отыскать и сведения, очень интересные для характеристики религиозно-нравственного состояния пензенской паствы,– как духовенства, так и простого народа. Вот что, например, писал он в Петербург через две недели после своего приезда в Пензу: «На сих днях ко мне явился Тихон Смирнов, который проповедует всеобщее покаяние. Ныне, в Великий Четверток, он сам публично в церкви перед народом с позволения настоятеля принес покаяние во всех грехах своих и желает, чтобы их напечатали для его собственного смирения и во образец смирения прочим. Теперь живет у меня. Сам он из монастыря Краснослободского Пензенской епархии. Его ревность к проповеданию или распространению покаяния, иначе обращения к Богу, имеет непреодолимую силу. «Умру,– говорит,– а не отстану от своих мыслей, от данного мне побуждения распространять славу Божию». Семь лет он полагает временем покаяния и потому внушает поспешность, советует завести училища, где бы обучали только страху Божию и благочестию, а не языкам и наукам. Жалуется на духовенство, впрочем, не осуждая, чего крайне боится. Чтение и пение в храмах почитает, но считает их в том виде, в каком они сейчас находятся, очень безобразными внимания к читаемому не находит. Епархиальные дела мало оставляют времени для беседы с Тихоном. Его резкая ревность немногим полюбится,– сочтут, как многие уже сочли и считают, сумасшедшим. О, как бы я желал так гореть всем сердцем, всем духом, чтобы восхотеть лучше умереть, чем умолчать о покаянии» 181 . 173 Письма свт. Иннокентия к С.С. Мещерской. С. 49–59. 174 Т. е. к Голицыну. 175 Речь идет, скорее всего, об архимандрите Филарете. 176 Письма свт. Иннокентия к С.С. Мещерской. Письмо 38. С. 50. 177 Автобиография архим. Фотия. Кн. 2. Гл. 2. 178 Житие свт. Иннокентия. Русский архив. 1868. С. 944–945. 179 Письма свт. Иннокентия к С.С. Мещерской. Письмо 51. С. 69–70. 180 Прот. А. Росницкий. Странник. 1868. Сентябрь. С. 139. 181 Письма свт. Иннокентия к С.С. Мещерской. Письмо 59–60, 69–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010