Житие прп. Павла Обнорского



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ЗАТВОРНИЧЕСТВО • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Содержание Суть подвига З. Правила и условия вступления в затвор История З. в Русской Церкви З. в Западной Церкви [затвор; греч. ἐγκλεισμός, от ἐγκλείω - закрывать, запирать, затворять], особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве ( στενοχωρία, лат. clausa, recluserium ) . В явлении З. прослеживаются 2 центральные темы: умирание для мира, когда келья затворника переживается как могила, и добровольное заключение, подобное тюремному, с целью покаяния. 1-я отчетливо представлена в традициях и вост., и зап. монашества, 2-я более характерна для западного ( см., напр. : Grimlaicus presbyter. ) Regula solitariorum. 14 PL. 103. Col. 592 (. Уподобление З. пребыванию в тюрьме отразилось в совр. словоупотреблении: так., франц. recluse означает и монашеский затвор, и тюремное заключение, англ. cell - и келью затворника, и тюремную камеру.) Определение места З. в аскетике связано с трудностями как содержательного, так и терминологического характера. Терминологически З. часто приближается к отшельничеству (анахоретству) ; ἔγκλειστος не только человек, подвизающийся в затворе, но иногда пустынник, отшельник ( ... текст полностью ...
ЗАТВОРНИЧЕСТВОИскать в Источникеpravenc.ru
... библиотека Т. 19, С. 661-666 опубликовано: 3 декабря 2013г. Содержание Суть подвига З. Правила и условия вступления в затвор История З. в Русской Церкви З. в Западной Церкви ЗАТВОРНИЧЕСТВО [затвор; греч. ἐγκλεισμός, от ἐγκλείω - закрывать, запирать, затворять], особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве ( στενοχωρία, лат. clausa, recluserium ) . В явлении З. прослеживаются 2 центральные темы: умирание для мира, когда келья затворника переживается как могила, и добровольное заключение, подобное тюремному, с целью покаяния. 1-я отчетливо представлена в традициях и вост., и зап. монашества, 2-я более характерна для западного ( см., напр. : Grimlaicus presbyter. ) Regula solitariorum. 14 PL. 103. Col. 592 (. Уподобление З. пребыванию в тюрьме отразилось в совр. словоупотреблении: так., франц. recluse означает и монашеский затвор, и тюремное заключение, англ. cell - и келью затворника, и тюремную камеру.) Определение места З. в аскетике связано с трудностями как содержательного, так и терминологического характера. Терминологически З. часто приближается к отшельничеству (анахоретству) ; ἔγκλειστος не только ... текст полностью ...
Преподобный Павел ПрепростойИскать в Источникеazbyka.ru
... Краткое житие преподобного Павла Препростого Преподобный Павел Препростый жил в IV веке. Препростым он назван за свое простосердечие и незлобие. Преподобный был женат, но, узнав о неверности супруги, оставил ее и удалился в пустыню к преподобному Антонию Великому (память 17 января) . Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний сперва не принял Павла, почтя его неспособным к тяжелой отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у келлии подвижника, сказав, что скорее умрет, чем уйдет отсюда. Тогда преподобный Антоний поселил Павла к себе, долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом, суровым постом, ночными бдениями, неустанным пением псалмов и земными поклонами. Наконец преподобный Антоний разрешил Павлу поселиться в отдельной келлии. За многолетний подвиг преподобному Павлу Господь даровал прозорливость, власть изгонять бесов. Когда к преподобному Антонию привели бесноватого юношу, он направил больного к преподобному Павлу со словами: " Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими " . Полное житие преподобного Павла Препростого Сей Павел был земледельцем в одном селении. Человек он был ... текст полностью ...
Преподобный Павел Комельский (Обнорский)Искать в Источникеazbyka.ru
... Собор Радонежских святых Житие преподобного Павла Комельского (Обнорского) Преподобный Павел Комельский, славный ученик преподобного Сергия Радонежского, родился в Москве в 1317 году. С юных лет он отличался благочестием и милосердием к бедным и страждущим. Богатые родители готовили его к мирской жизни, но сын в двадцать два года тайно покинул родительский дом и принял постриг в Рождественском монастыре на Волге (в Ярославской епархии) . Оттуда Павел перешел в Свято-Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и несколько лет провел у него в келейном послушании, всецело повинуясь мудрому руководству святого старца. С благословения преподобного Сергия он поселился вдали от обители в отшельнической келлии, где пробыл пятнадцать лет в затворе. Испросив у преподобного Сергия благословение уйти в пустыню для безмолвной и уединенной жизни, он долго странствовал, отыскивая себе место для уединения. Он обошел много пустыней, был у преподобного Авраамия Чухломского (память 20 июля) и, наконец, остановился в Комельском лесу. Над речкой Грязовицей, в дупле старой липы преподобный устроил себе маленькую келлию и прожил там три года в полном безмолвии, " не дая покоя телу, за ... текст полностью ...
Житие преподобной Марфы Дивеевской | Патриаршее ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... преподобной Марфы Дивеевской Преподобная мать наша Марфа (в миру Мария Симеоновна Милюкова) родилась в 1810 году 10 23 февраля в деревне Погиблово (ныне Малиновка) Ардатовского уезда Нижегородской губернии в крестьянской семье, отличавшейся праведной и богоугодной жизнью. В семье Милюковых, кроме младшей Марии, было еще двое детей: Прасковья и Иван. Прасковья Симеоновна по благословению преподобного Серафима Саровского поступила в Дивеевскую общину, основанную матушкой Алексан-дрой, и стала сестрой высокой духовной жизни. 21 ноября 1823 года, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Саров к батюшке Серафиму впервые пришла вместе с Прасковьей 13-летняя Мария. По выражению Прасковьи Симеоновны, сестра «увязалась» за нею. Великий старец, провидя, что девочка является избранным сосудом благодати Божией, не позволил ей возвратиться домой, а повелел остаться в Дивеевской общине. Так Мария Симеоновна поступила в число избранных Серафимовых сирот в общину матушки Александры. Начальницей общины в то время была старица Ксения Михайловна Кочеулова, которую батюшка Серафим называл «огненным столпом от земли до неба» и «терпугом духовным» за ее праведную жизнь. Мария — ... текст полностью ...
Преподобный Павел Комельский (Обнорский)Искать в Источникеazbyka.ru
... дня Религиозным может считаться человек, который в своей жизни сделал хотя бы один поступок по религиозным соображениям. Не по моральным принципам, а именно ради Бога. – Собор Радонежских святых Житие преподобного Павла Комельского (Обнорского) Преподобный Павел Комельский, славный ученик преподобного Сергия Радонежского, родился в Москве в 1317 году. С юных лет он отличался благочестием и милосердием к бедным и страждущим. Богатые родители готовили его к мирской жизни, но сын в двадцать два года тайно покинул родительский дом и принял постриг в Рождественском монастыре на Волге (в Ярославской епархии) . Оттуда Павел перешел в Свято-Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и несколько лет провел у него в келейном послушании, всецело повинуясь мудрому руководству святого старца. С благословения преподобного Сергия он поселился вдали от обители в отшельнической келлии, где пробыл пятнадцать лет в затворе. Испросив у преподобного Сергия благословение уйти в пустыню для безмолвной и уединенной жизни, он долго странствовал, отыскивая себе место для уединения. Он обошел много пустыней, был у преподобного Авраамия Чухломского (память 20 июля) и, наконец, ... текст полностью ...
О литературных контактах Иосифо-Волоколамского и ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... волоколамском происхождении. В собрании Мазурина в РГАДА мне удалось найти неизвестный ранее сборник Досифея (Топоркова) , составленный в 1520-х гг. и содержащий список первоначальной редакции «Повести». Список фактически современен тому событию, о котором рассказывается в произведении (события приурочены к 1526 г.) . Эта находка, а также некоторые другие соображения позволили атрибутировать «Повесть о видении Антония Галичанина» Досифею (Топоркову) [9]. Вероятно, Досифей побывал в 1520-е гг. в Павлове Обнорском монастыре и услышал историю Антония из его собственных уст. Составитель жития прп. Павла Обнорского посчитал необходимым включить этот волоколамский памятник в житие. При этом он переработал его, придал произведению жанровые очертания посмертного чуда, однако сам суровый волоколамский колорит текста сохранился. Примечательно, что прп. Павел Обнорский, избавив Антония от бесов, никак не проявил свою чудесную силу, когда тот подвергся суду собственной совести, находясь в окружении своих грехов. Иосифо-Волоцкий монастырь. Фото - А. Аракеляна Для характеристики литературных контактов между Иосифо-Волоколамским и Павлово Обнорским монастырями в ХVI в. стоит ... текст полностью ...
ИННОКЕНТИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... смысловые изменения. Он стремился привести свое сочинение в соответствие с агиографическими канонами и активно заимствовал фрагменты из др. житий. Так, автор Жития передает беседу И. и прп. Нила, в к-рой последний предупреждает своего буд. ученика о суровости скитской жизни, а ученик настаивает на своем решении принять постриг. Подобные диалоги встречаются в Житиях прп. Феодосия Печерского, прп. Александра Свирского и прп. Ефрема Перекомского. Во 2-й редакции Жития И. уточнена дата набега казанских татар, разоривших мон-рь, - 1538 г. Источником этих сведений исследователи называют Житие прп. Павла Обнорского (редакция Жития с 26 чудесами; см. : Каган М. Д.) Согласно Житию И., святой принадлежал к княжескому роду Охлябининых. Этот род происходил от ярославских князей Ухорских. Второй сын Василия Даниловича Ухорского, Федор Охлябина, стал родоначальником Охлябининых, а младший, Михаил, - родоначальником Хворостининых, упоминаемых в Житии И. как «свойственников» святого. Из сыновей Федора Охлябины в древнейших редакциях родословных книг названы Петр и Василий. В разрядной книге под 1515 г. единственный раз упоминается Иван Федорович Охлябинин, к-рый традиционно ... текст полностью ...
Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... . Последний, возможно, был основателем деревни Неклюдово, которая позже числится в вотчине монастыря. В любом случае, это упоминание однозначно свидетельствует, что у монастыря в 1530-х гг. уже была вотчина и, следовательно, обитель в это время была общежительной. В 1538 г. территория Комельской волости была разорена казанскими татарами (23) . Иннокентиев монастырь, стоявший на дороге, по которой со стороны Костромы и Галича двигались татары, пострадал одним из первых. Об этом есть сведения в Житии прп. Иннокентия, но более подробно о нашествии казанских татар на монастырь рассказывается в Житии прп. Павла Обнорского: «А тогда их воеводы стояли на волоку на Леском (24) , и пришли во Инокентиеву пустынь безвестно, и ту церковь великого Иоанна Предтечи сожгли и келии, и три старца посекли. И... христиан пустыни тоя мечю предаша, а иные в плен отведоша. Неции же от них убежаша, многие раны о себе носящее, бежаша ко обители преподобного Павла и возвестиша вся ту живущем» (25) . Из этого фрагмента видно, что к моменту нашествия казанских татар церковь, которую завещал построить прп. Иннокентий уже существовала, в монастыре кроме строителя жили не менее трех старцев, значительным ... текст полностью ...
История Русской Церкви, Часть 4 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... не бысть в земли той от Волги реки великия даиже до последних моря... Се перьвая на Вологде общая обитель бяше великая прп. Димитрия, и яко ту нача неотступно снятый жиги с братиею вкупе и мнози иноцы приидоша к нему». Снес. : Ист. росс. иер. 4. 215 (234) . 2355 Смирнов. О прп. Сильвестре Обнор. Душеполезн. чтении. 1861 г. Ноябр. 229–269) 389 () ; Паисия Яросл. Сказание (в Правосл. собесед. 1861. 1. 203) 338 () . Снес. : Ист. росс. иерарх. 6. 69 (234) и Пролог. Июня 1-го (365) . 2356 Ист. росс. иер. 6. 328, 467, 566 (234) . 2357 Житие прп. Дионисия Глушицк. в сборн. моей библ. № 50. Л. 35–40 (150) ; Жит. прп. Павла Обнор. в сборн. моей библ. № 64. Л. 39–41 (157) ; Жит. прп. Григория Пелшемск. в сборн. моей библ. № 50. Л. 9 и след. (150) ; Паисия Ярослав. Сказан, (в Прав. собеседн. 1861. 1. 206) 338 () ; Ист. росс. иер. 3. 88, 698; 4. 96; 5. 21, 355, 428 (234) ; Акт. ист. 1. 485 (228) . 2358 О двух первых см. в житиях прп. Евфимия Сузд. и прп. Авраамия Чухлом. А о двух последних – Карамз. 5. Прим. 254 под 1393 г. (301) ; Ник. лет. 4. 78 (374) . 2359 См. прил. 22. 2360 Акт. истор. 1. 2 (228) ; Акт. Запад. России 1. 27–28. 57 (230) . Князья говорили: «А в наш монастырь... не ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Житие прп. Павла Обнорского
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"