Фото из архива Жировиского монастыря 19 мая 2020 г. 10:34 Образу Божией Матери «Жировицкая» 550 лет В этом году Успенский Жировичский мужской монастырь отмечает 500 -летие своего основания. Созданию святой обители предшествовало явление иконы Божьей Матери, которое произошло в XVI веке, 550 лет назад. Эта икона, до ныне пребывающая в Успенском соборе монастыря, стала главной святыней Белой Руси. Испокон века поклониться ей приходили сотни людей. В советские годы Жировичская обитель стала единственным действующим монастырем Белоруссии. В наши дни ее ежегодно посещает около 50 тыс. человек со всех концов земли. По молитвам к Богородице люди находят решение духовных и житейских вопросов, обретают здоровье и семейное счастье. И хотя закрытие обители в связи карантином внесло свои коррективы, торжества по случаю обоих юбилеев перенесены, чтение акафиста перед Жировичской иконой не прерывалось. Ее насельники верят, точно также как это было в годы суровых испытаний, молитва Божьей Матери сохранит обитель и в наши дни. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас! По преданию, Жировицкая икона была обретена весной 1470 года в имении, принадлежащем православному вельможе Великого княжества Литовского Александру Сóлтану. Пастухов, пасших стада своего господина, привлекло необычное сияние, исходящее от кроны дикой груши. Подойдя ближе, они увидели на ветвях маленькую икону (5,6 на 4,4 см), вырезанную на камне. Пастухи отнесли икону Солтану, а тот спрятал ее в ларец, чтобы вечером показать своим гостям. Но икона исчезла из ларца, и на следующий день ее вновь обнаружили на той же груше. Солтан построил на месте явления иконы деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы и поместил туда икону. На поклонение к ней потянулись жители окрестных сел и городов, некоторые из них селились рядом с храмом. Скоро при храме образовалась община-богадельня, где помогали престарелым и больным, искавшим исцеления у чудотворного образа. По преданию, при первом жировичском храме служило 12 священников, которые не только ежедневно совершали уставные богослужения, но и переписывали книги, обучали грамоте крестьянских детей.

http://e-vestnik.ru/church/550_let_girov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Ермоген (Голубев) и архимандрит Михей (Хархаров): как жилось в Жировицком монастыре гонимым властью 19.05.2020 445 Время на чтение 19 минут Источник: Православие.Ru В 2020-м году в Республике Беларусь состоятся празднования по случаю 550-летия обретения чудотворной Жировичской иконы Божией Матери и 500-летия со дня основания Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря, расположенного в Слонимском районе Гродненской области. Центральной датой торжеств станет День памяти Жировичской Божией Матери, который ежегодно отмечается 20 мая. Традиционно в этот день паломники со всех уголков Беларуси и других стран посещают Жировичский монастырь, чтобы поклониться чудотворной иконе. В послевоенные годы монастырь оставался действующим, причём в начале 1960-х годов дал приют сёстрам двух закрытых женских монастырей – Гродненского Рождество-Богородичного и Полоцкого Спасо-Евфросиниевского. В XX столетии в монастыре жили видные иерархи Русской Православной Церкви: в 1912–1915-м годах – епископ Гермоген (Долганёв), с 1965 года до кончины в 1978-м году – архиепископ Ермоген (Голубев). Братия Жировицкого монастыря в 1960-е годы Заметное место в истории монастыря занимает XX век. Есть в ней и такая строка: «Архимандрит Михей (Хархаров) снят с должности наместника Жировицкого монастыря за благожелательное отношение к сосланному в обитель защитнику церковных интересов архиепископу Ермогену (Голубеву)». Настоятельница Гродненского Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря игуменья Гавриила (Глухова) – одна из свидетелей тех событий. Когда отец Михей переступил порог обители, будущей игуменье, а тогда Машеньке, было 5 лет. А когда наместник покидал Жировицы, ей исполнилось двенадцать. С архиепископом Ермогеном она была связана до его кончины в 1978-м году. Эти записи составлены на основе ее воспоминаний. Наместником Жировицкой обители архимандрит Михей был назначен 20 октября 1963 года. Было ему в это время 42 года.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/19/arhiep...

Перед тем, как перейти непосредственно к рассказу о реформе, мне бы хотелось вкратце напомнить, с чем, собственно, наша духовная школа подошла к тому историческому этапу бытия нашей Церкви, когда на повестку дня и встал вопрос о реформе духовного образования. Все мы помним, что к началу изменений, начавших происходить в нашем обществе в год тысячелетия крещения Руси, наша Церковь подошла, имея три Духовных семинарии: в Москве, в Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде, и в Одессе, — и две Духовных академии в двух наших столицах. В 1989 г. удалось открыть три новых семинарии: Киевскую, Минскую в Жировицком монастыре и Тобольскую. Тогда же стали появляться духовные школы нового типа, — духовные училища, двух- или трехгодичные, предназначенные для подготовки церковнослужителей. Но на практике, как нам хорошо известно, выпускники этих училищ, как правило, рукополагались в священный сан, а вовсе не становились псаломщиками, алтарниками или другими работниками на ниве церковной. В том же 1989 году первые такие училища были открыты в Смоленске, в Ставрополе (потом они были преобразованы в семинарии), в Новосибирске, а также в Кишиневе — училище, ставшее впоследствии Новонямецкой семинарией. Открыто было Черниговское училище. При МДА была создана иконописная школа. На Архиерейском Соборе 1989 года было принято определение о реорганизации структуры и содержания учебного процесса таким образом, чтобы в ближайшее время обеспечить обязательное высшее богословское образование для пастырей на базе духовных школ. В ближайшее после Собора время решить задачу преобразования духовных семинарий в высшие богословские школы не удалось. О причинах этого мы еще поговорим. Но очевидно, что Церковь столкнулась и с кадровыми и финансовыми трудностями и с тем обстоятельством, что большинство абитуриентов духовных школ на рубеже 80–90-х годов не имело достаточно полной подготовки для того, чтобы обучаться в Высших богословских школах. Лишь одна Минская семинария в Жировицком монастыре была преобразована в Высшую школу со сроком обучения пять лет и, кстати, диплом бакалавра, который выдается выпускникам этой семинарии, признается республикой Беларусь.

http://pravmir.ru/reforma-duhovnyih-shko...

Перед тем, как перейти непосредственно к рассказу реформе, мне бы хотелось вкратце напомнить, с чем, собственно, наша духовная школа подошла к тому историческому этапу бытия нашей Церкви, когда на повестку дня и встал вопрос о реформе духовного образования. Все мы помним, что к началу изменений, начавших происходить в нашем обществе в год тысячелетиякрещения Руси, наша Церковь подошла, имея три Духовных семинарии: в Москве, тогда еще в Ленинграде и в Одессе, - и две Духовных академии, в двух наших столицах. В 1989 г. удалось открыть три новых семинарии: Киевскую, Минскую в Жировицком монастыре и Тобольскую. Тогда же стали появляться школы духовные нового типа, духовные училища, двух- или трехгодичные, предназначенные для подготовки церковнослужителей. Но на практике, как нам хорошо известно, эти училища, как правило, стали училищами, после которых их выпускники рукополагались в священный сан, а вовсе не становились псаломщиками, алтарниками или другими работниками на ниве церковной. В том же 1989 году первые такие училища были открыты в Смоленске, в Ставрополе, потом они были преобразованы в семинарии, в Новосибирске, а также духовное училище в Кишиневе, ставшее впоследствии Новонямецкой семинарией. Открыто было Черниговское училище. При МДА была создана иконописная школа. На Архиерейском Соборе 1989 года было принято определение о реорганизации структуры и содержания учебного процесса таким образом, чтобы в ближайшее время обеспечить обязательное высшее богословское образование для пастырей на базе духовных школ еще в 1989 году. В ближайшее после Собора время решить задачу преобразования Духовных семинарий в высшие богословские школы не удалось. О причинах этого мы еще сегодня поговорим. Но очевидно, что Церковь столкнулась и с кадровыми и финансовыми трудностями, и с тем обстоятельством, что большинства абитуриентов Духовных школ на рубеже 80-х - 90-годов не имело достаточно полной подготовки для того, чтобы обучаться в Высших богословских школах. Лишь одна Минская семинария в Жировицком монастыре была преобразована в Высшую школу, со сроком обучения пять лет и, кстати, дипломы бакалавра, который выдается выпускникам этой семинарии, признается республикой Беларусь.

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/refo...

(Паевский Михаил Львович; 15.11.1879, с. Витулин Бельского у. Гродненской губ.- 17.05.1931, Москва), архиеп. Енисейский и Красноярский. Происходил из древнего белорус. священнического рода. Сын известного церковного историка и публициста прот. Льва Семеновича Паевского (1850-1919). С детства прислуживал в храме, с 8 лет был церковным чтецом. После учебы в Жировицком ДУ поступил в 1892 г. в СПбДС. Из-за слабого здоровья в 1897 г. перевелся в Таврическую ДС, которую окончил в 1898 г. В 1900 г. поступил в КазДА. 12 февр. 1901 г. пострижен в монашество с именем Мелхиседек. 10 апр. 1901 г. рукоположен во диакона. На 2-м курсе академии заявил о желании поступить в состав Пекинской духовной миссии, 18 янв. 1902 г. был отчислен из числа студентов, однако из-за отмены отъезда в Китай восстановлен в академии 8 марта того же года. 28 янв. 1903 г. рукоположен во иерея. В 1904 г. окончил КазДА с ученой степенью кандидата богословия. 3 сент. того же года получил назначение преподавателем основного, догматического и нравственного богословия Могилёвской ДС. 28 апр. 1905 г. стал настоятелем кафедрального собора Могилёва. С 25 сент. того же года исполнял обязанности настоятеля могилёвского Братского в честь Богоявления Господня мужского монастыря . С 11 окт. 1905 г. благочинный мон-рей Могилёвской епархии. 18 дек. 1906 г. назначен настоятелем Богоявленского мон-ря с возведением в сан игумена. 24 янв. 1907 г. стал настоятелем Белыничского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Могилёвской епархии с возведением в сан архимандрита. С 22 сент. 1907 г. настоятель Херсонесского во имя святого равноапостольного князя Владимира мужского монастыря Таврической епархии. 19 марта 1909 г. переведен настоятелем новгород-северского в честь Преображения Господня мужского монастыря Черниговской епархии. 17 окт. 1910 г. назначен смотрителем Владикавказского ДУ. 11 марта 1914 г. стал ректором Самарской ДС. 23 авг. того же года переведен ректором Тифлисской ДС. По благословению экзарха Грузии архиеп. Питирима (Окнова) ввел регулярные богослужения на груз. языке в домовом семинарском храме во имя Св. Давида. 31 окт. 1914 г. М. стал членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы. И. о. главы синодальной конторы во время отсутствия архиеп. Питирима. В нояб. 1915 г. по инициативе М. при Тифлисской ДС утверждены курсы по изучению древних груз. песнопений.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Лазарь (Швец), митр. Симферопольский и Крымский. Фотография. 2015 г. (Швец Ростислав Филиппович; род. 22.04.1939, с. Комарин Кременецкого повята Волынского воеводства, Польша (ныне Кременецкий р-н Тернопольской обл., Украина)), митр. Симферопольский и Крымский. Из крестьянской семьи. В 15 лет поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы мужской лавры , затем 2 года нес послушание в Жировицком (Жировичском) в честь Успения Пресв. Богородицы монастыре . В 1957 г. поступил в Минскую ДС. В 1958-1961 гг. проходил срочную военную службу. В 1964 г. окончил Одесскую ДС, в 1968 г.- ЛДА. В 1968-1971 гг. обучался в аспирантуре МДА и работал референтом ОВЦС. По окончании аспирантуры трудился в киевском филиале ОВЦС. 5 марта 1971 г. рукоположен целибатом во диакона, 12 марта - во иерея, служил в киевском в честь Покрова Пресв. Богородицы женском монастыре и в киевском Владимирском кафедральном соборе. 25 июля 1975 г. был переведен в клир Аргентинской и Южноамериканской епархии , где исполнял послушание секретаря Аргентинского еп. Платона (Удовенко ; с 1977 архиепископ). В 1978 г. возведен в сан протоиерея. 20 марта 1980 г. определен епископом Аргентинским и Южноамериканским, патриаршим экзархом в Центр. и Юж. Америке. 1 апр. в Почаевской лавре пострижен в монашество с именем в честь прп. Лазаря Муромского, 7 апр. возведен в сан архимандрита. Епископскую хиротонию Л. 18 апр. в киевском Владимирском кафедральном соборе возглавил Киевский митр. Филарет (см. ст. М. А. Денисенко ). Во время пребывания Л. на Аргентинской кафедре было основано представительство Московской Патриархии при Благовещенском кафедральном соборе в Буэнос-Айресе, построен храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, в г. Ланус (пров. Буэнос-Айрес), создан архиерейский хор. 20 июня 1985 г. возведен в сан архиепископа. В 1988 г. в честь 1000-летнего юбилея Крещения Руси Л. добился переименования во имя равноап. кн. Владимира одной из площадей Буэнос-Айреса, на к-рой был установлен памятник св. князю. С июня по окт. 1985 г. управлял Ивано-Франковской и Коломыйской епархией , затем был вторично назначен архиепископом Аргентинским и Южноамериканским.

http://pravenc.ru/text/2462537.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЯДАНСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Ляденский, Лядинский), (Борисовской и Марьиногорской епархии Белорусского Экзархата), находится в дер. М. Ляды Смолевичского р-на Минской обл. (Республика Беларусь). Основан в XVII в. в мест. Ляды Минского повета. Устроение обители связано с исцелением Терезы Тышкевич, дочери пана Владислава Тышкевича (1644-1684) и Теодоры Александры Сапеги (1639-1678), жены минского воеводы пана Христофора Станислава Завиши (ок. 1668-1721). Как и муж, Тышкевич происходила из старинного правосл. западнорус. боярского рода. Его представители переходили в католичество со 2-й пол. XVI в.; затем, после Брестской унии 1596 г., нек-рые паны Завиши и Тышкевичи боролись за права православных. Во 2-й трети XVII в. они приняли унию, но не стали порывать со старинными традициями богомолья в православных обителях ( Яковенко Н. М. Паралельний cbim: Дocлiджehhя з icmopiï уявлень та iдeй в Ykpaïhi XVI-XVII ст. К., 2002. С. 16, 36). Набожная вдова Тышкевич, страдавшая тяжелой болезнью, получила исцеление во время паломничества к Жировицкой иконе Божией Матери . Вскоре по просьбе Тышкевич был выполнен список с чудотворного образа, который поместили в Ляданскую ц. в ее имении. Этот храм располагался в одной из старинных родовых вотчин семьи Завишей. Ляданская ц. находилась в 6 км от мест. Смиловичи, центра одноименной волости, вошедшей в Бакштинское графство рода Завишей. К Ляданской иконе притекало множество паломников, получавших исцеления. В 1730 г. семья Тышкевичей решила построить в Лядах вместо обветшавшего новый деревянный храм и основать при нем униат. базилианский мон-рь. В 1732 г. Л. м. были переданы от имени вдовы Тышкевич и ее сына мечника Литовского великого княжества и минского старосты Игнатия Аникиты Завиши (1690-1738), графа «на Бакштах, Бердичеве и Завишине», большие земельные угодья - деревни Слободка и Грива и вложены финансовые средства в размере 4 тыс. польск. злотых; кроме того, мон-рь получил право бесплатного перемола хлеба для своих нужд на мельнице в Смиловичах. Эти пожалования благотворители подтвердили в том же году в Трибунале Великого княжества Литовского.

http://pravenc.ru/text/2561098.html

Н.В. Маслов Письма схиархимандрита Иоанна (Маслова) Схиархимандрит Иоанн (в миру Иван Сергеевич Маслов) вошел в историю Русской Православной Церкви как выдающийся духовный пастырь, богослов и педагог. Родился в 1932 г. В 1955 г. принят в число братии Глинской пустыни. В 1957 г. пострижен в монашество. Нес послушание письмописца, трудился в столярной мастерской, делал свечи, был заведующим аптекой и одновременно клиросным. После закрытия монастыря в 1961 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, по окончании которой продолжил образование в Московской Духовной академии. Еще в годы учебы ему было вверено духовное окормление прихожан, студентов и преподавателей. По окончании Академии около четверти века преподавал в Московских Духовных школах Пастырское богословие и Литургику. Почти 20 лет был ризничим Академического храма. В 1962 г. рукоположен в сан иеродиакона, в 1963 г. – в сан иеромонаха. В 1967 г. возведен в сан игумена, в 1973 г. – в сан архимандрита. Получил звание доцента Московской Духовной академии и ученую степень магистра богословия. Отец Иоанн обладал многими благодатными дарами (рассудительности, прозорливости, исцеления и другими). Приняв на себя подвиг старчества, он воспитал тысячи духовных чад, стекавшихся к нему с разных концов страны и из-за рубежа. Последние годы перед кончиной отец Иоанн (Маслов) был духовником Свято-Успенского Жировицкого монастыря в Белоруссии. Благодаря его трудам возродилась духовно-нравственная жизнь обители и наладилась ее хозяйственная деятельность. До самой кончины отец Иоанн отдавал все свои силы служению Богу и ближним. Несмотря на тяжелую болезнь сердца, которая в последний год земной жизни приковала его к постели, он продолжал принимать духовных чад и работать над богословскими трудами. 29 июля 1991 г. отец Иоанн преставился ко Господу в Сергиевом Посаде. По своему смирению никому не открывал, что принял схиму. Об этом стало известно лишь после его кончины. Святейший Патриарх Алексий II отмечает, что схиархимандрит Иоанн (Маслов) «принадлежал к тем редким, исключительным людям, которые замечательно соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие, ясновидящую мудрость и глубокую непоколебимую веру». «Его духовность, – указывает Предстоятель Русской Православной Церкви, – так же, как и при жизни, привлекает к старцу многих людей, которые всегда будут тянуться к этой величайшей личности».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Будто всегда жил в Саратове…» Что в этих строчках? Кроме фактологической точности и замечательного лапидарного стиля — любовь к жизни, ко всем ее Божиим проявлениям. 10 декабря, 2014 Что в этих строчках? Кроме фактологической точности и замечательного лапидарного стиля — любовь к жизни, ко всем ее Божиим проявлениям. 4 декабря в рамках дней памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского), которые уже двенадцатый раз проходят в Саратове, состоялась презентация третьего тома (в двух частях) дневников приснопоминаемого владыки. Они посвящены записям 1965-1993 годов, когда архиепископ Пимен управлял Саратовской епархией. Выход в свет дневников архиепископа Пимена, который почти ежедневно писал в общих тетрадях о событиях своей жизни и жизни Церкви, начался в 2008 году. Тогда в издательстве Саратовской епархии появился первый том в коричневой обложке — это были дневниковые записи архимандрита Пимена, который в 1955–57 годах возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Второй том вышел в 2011-м и был посвящен следующему периоду жизни архиепископа Пимена — с 1957 по 1964 год он был наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Владыка родился в 1923 году в Смоленске, стал насельником Жировицкого монастыря в 20 лет. В 1944 году принял монашество. Он учился в Минской духовной семинарии, а затем в Московской Духовной Академии, преподавал в МДАиС. В 1955 году Патриарх Алексий I (Симанский) направил его в Иерусалим. Трогательные и живые рассказы о жизни на Святой Земле из первого тома дневников проиллюстрированы уникальными фотографиями, многие из которых были сделаны самим владыкой. Иерусалимские дневники показывают, каким живым, радостным, интересным человеком был архимандрит Пимен (Хмелевской). В ноябре 1957 года он был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, сменив на этой должности будущего Патриарха Пимена (Извекова) — Владыку Пимена даже называли в свое время Пименом «младшим». Назначением и открывается второй том, «лаврский». Третий том полностью посвящен жизни и служению в Саратове, куда архиепископ Пимен был направлен в 1965 году. Именно с записи 9 января начинаются дневники саратовского периода:

http://pravmir.ru/budto-vsegda-zhil-v-sa...

Будущий архиепископ Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) родился 26 сентября 1923 г. в Смоленске. В 1943 г. поступил в Свято-Успенский Жировицкий монастырь, где исполнял должности секретаря канцелярии, а затем кладовщика. В монастыре принял монашеский постриг и назначен ризничим. В 1945 г. иподиакон Пимен поступил в Минскую духовную семинарию, которую с отличием окончил в 1949 г. В том же году был рукоположен в иеромонаха и направлен в Московскую духовную академию. Во время обучения исполнял обязанности благочинного академического и семинарского духовенства. В 1953 г. окончил академию со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение на тему «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием») и был оставлен в академии профессорским стипендиатом. Затем назначен преподавателем катехизиса в академии и одновременно исполняющим обязанности священника домовой церкви в резиденции Святейшего Патриарха Алексия I в Москве. В 1955 г. возведен в сан игумена и назначен заместителем начальника, а потом начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Там был возведен в сан архимандрита Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом. В 1957 г. Решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандрит Пимен был вызван в Москву и назначен помощником наместника, а затем наместником Троице-Сергиевой лавры. В феврале 1958 г. Совет Московской духовной академии присвоил архимандриту Пимену звание доцента за его работу «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова ». В 1957/58 учебном году он преподавал в Московской духовной академии пастырское богословие, а в 1960–1966 гг. – логику. За время пребывания архимандрита Пимена наместником лавры с благословения Патриарха Алексия I он постриг в монахи многих видных впоследствии иерархов Русской Церкви, в том числе Патриарха Алексия II, митрополитов Питирима (Нечаева) , Филарета (Вахромеева), Владимира (Котлярова), Николая (Кутепова), Феодосия (Процюка) и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010