Научную богословскую деятельность Владимир Троицкий воспринимал как форму служения Церкви. Своим постригом он явил готовность послужить Матери Церкви на том месте, где это будет более полезно самой Церкви, даже если для этого ему придется отказаться от своего любимого рода деятельности, то есть от науки. Но опасения пока не сбываются. Облекшийся «ангельским чином» через сугубое служение Церкви отдает себя Богу. Господь оставляет ему академию. Дальнейшие исторические события показали промыслительное значение этого непростого для молодого богослова решения. После пострига отец Иларион переживает небывалый с ним прежде духовный подъем, который служит уверением в правильности сделанного выбора: «Что я пережил, не умею рассказать, но после почувствовал себя помолодевшим, совсем мальчиком. В духовной радости пробыл 5 дней в храме... В прошедшие дни моего монашества я переживал преимущественно чувство радости и душевного мира... Да, дела прежние, но чувствуется значительная перемена в себе самом. Хочется верить, что это действие особой благодати, даруемой монаху... А стоит только сознаться: „ведь не одна же форма жизни должна быть для всех». Я избрал ту, которая мне казалась, а теперь и оказалась наиболее подходящей. Не жалейте, а сорадуйтесь, потому что я теперь радуюсь. А что значит Иларион? Веселый» 148 . 11 апреля 1913 года, в Великий Четверг, монах Иларион рукополагается во иеродиакона и остается все в том же мирно-радостном настроении: «Продолжаю до сего времени пребывать в мире и радости. Утром отслужишь обедню, приобщишься – так это на душе хорошо. Дома ждет дело, но дела все мои интересные, а не житейские заботы... Слава Богу! Дожил до мира и покоя. Бесу и то доступу мало. Прямо чувствуешь, что после службы он боится близко подойти – обжигается. А нам того только и требуется» 149 . 139 Основываясь на неверной датировке некоторых копий писем В. Троицкого (архим. Илариона), о. Дамаскин (Орловский) делает ошибочный вывод о том, что после защиты диссертации Владимир Алексеевич побывал в Житомире, где активно общался с еп. Прокопием (Титовым) и архиеп. Антонием (Храповицким) (Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого) //Иларион (Троицкий), архиеп. Церковь как союз любви. – М.: ПСТБИ, 1998. С. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

После безвременной кончины (в возрасте 32 лет ) мамы Владимира Варвары Васильевны заботу о детях отца Алексия Троицкого взяла на себя ее незамужняя сестра, Надежда Васильевна, преподавательница церковно-приходской школы. Лишившись в детстве матери, Владимир Троицкий долго и остро переживал эту потерю: «Ты, мой дорогой, знаешь, – писал архимандрит Иларион в 1916 году в «Письмах о Западе», – что я почти двадцать лет назад потерял мать. В то время ощущал я свое сиротство, так сказать, практически, в смысле житейском, а теперь порою я болезненно ощущаю свое сиротство мистически». Возможно, и потому еще у владыки с детства особо теплое чувство к Богородице: «Пресвятая Богородица – наша общая Матерь» , – и в еще большей степени – к Церкви Христовой, в отношении к которой он любил приводить слова священномученика Киприана Карфагенского: «Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь» . Надо думать, что это высшее материнство в совершенной мере восполнило если уж и не житейское, то «мистическое» сиротство архиепископа Илариона. Рано освоив грамоту, Владимир в возрасте пяти лет уже участвует в храмовом богослужении, читает часы и шестопсалмие . Если старший современник Володи Троицкого писатель А.П. Чехов вспоминал, что он и его братья в детстве пели на клиросе, но «в это время чувствовали себя маленькими каторжниками» , то будущий священномученик с детства относился к богослужению с любовью, которую пронес через всю жизнь: «Однажды он сказал мне, – вспоминал об архимандрите Иларионе (Троицком) бывший студент МДА Сергей Волков, – что церковное богослужение, исполненное по Уставу, с любовью и тщанием, прекраснее лучшей оперы с ее “нелепыми руладами и часто посредственным смыслом”… Эту красоту церковного богослужения, которая привлекала меня в академии, сильно и глубоко чувствовал Иларион» . В том же пятилетнем возрасте Володя в компании младшего брата Дмитрия делает попытку уйти в Москву «учиться». «Ну и оставайся неученым», – был суровый ответ на жалобы утомленного длительным путешествием и заплаканного братишки . На отцовские упреки старший из беглецов приводит пример Ломоносова, который ради учебы отправился в Москву пешком из Архангельска. Н. Кривошеева с печальной иронией замечает: «Спустя тридцать лет он поедет “продолжать свое образование” из Москвы в Архангельск» .

http://pravoslavie.ru/67049.html

Помимо всего прочего он успевал издавать свои богословские сочинения, статьи и проповеди в журнале «Христианин», участвовал в опеке приюта для малолетних детей, который обслуживали студенты академии , и бесстрашно вступал в полемику с такими выдающимися философами своего времени, как Н. Бердяев, С. Булгаков и Н. Езерский . Священномученик Иларион: «Само монашество – ведь оно… руководитель всего мира!» За успехи в учебе в 1908 году Владимир Троицкий был награжден стажировкой за границей. Особые, незабываемые моменты от этой поездки у молодого студента академии связаны со Святой Горой Афон. В публицистическом труде «От академии до Афона» он пишет: «Разве не маяк он для церковного православного благочестия? Да, маяк и кормило. И само монашество, давшее славу Афону, – ведь оно тоже столп, утверждение и руководитель всего мира! Сколько бы ни порицали монашество, а это всетаки именно так, а не иначе. И не почему-либо другому это так, а в силу высоты и чистоты внутреннего идеала монашества, в силу его самоотречения, подвига, смирения, последования за Христом, в силу его наивысшей “христианственности”, в силу его Небесности даже» . В этих размышлениях видна склонность Владимира Алексеевича более к монашеской жизни, нежели к мирской. В скором времени Владимир Троицкий начинает писать кандидатское сочинение на тему «История догмата о Церкви». Тема достаточно серьезная, фундаментальная, так как она касалась сущности Церкви. Ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский), являвшийся одним из рецензентов, выявил основную задачу автора такими словами: «Желание выяснить внутреннюю природу Церкви и не столько с догматической ее стороны, а именно со стороны жизни ее и утвердить единство в понимании Церкви в живом христианском сознании на протяжении веков» . Действительно, священномученик Иларион отличался живым умом, для него кроме теории существовала жизненная и практическая сторона. Другой рецензент, заслуженный ординарный профессор по кафедре догматического богословия А.Д. Беляев, с одобрением отметил научную подготовку Владимира, его осведомленность в различных подходах к теме как у отечественных, так и у зарубежных научных деятелей. Система изложения, по мнению того же рецензента, заключена больше в идее, чем в хронологии, так как Владимир не всегда соблюдал временные рамки . Несмотря на некоторые несущественные недочеты, оба рецензента остались довольны показанной эрудицией, живым видением автора в тонких богословских вопросах, а также прекрасной научно-исследовательской подготовкой выпускника академии.

http://pravoslavie.ru/70571.html

Таким образом, основные жизненные интересы Владимира определились уже с первых лет его жизни. Кратко их можно обозначить двумя словами – это Церковь и наука. Впрочем, второй интерес, то есть наука, был для него производным от первого, поскольку наука имеет смысл только тогда, когда она, так или иначе, служит Церкви: «наука должна быть ancilla Ecclesiae» . И если о науке архиепископ Иларион всегда вспоминал как о «своей первой и единственной любви» , то Церкви были посвящены не только почти все его богословские работы, но и вся его жизнь. В 10 лет Владимир поступает в Тульское духовное училище, по окончании которого в 1900 году продолжает образование в Тульской духовной семинарии, где учится с неизменным успехом. В 1906 году В. Троицкий поступает на казенный счет в Московскую духовную академию. Кроме того, ему присуждается частная стипендия имени профессора В.Д. Кудрявцева-Платонова. Ко времени учебы Владимира Троицкого в семинарии и академии революционные идеи захватили значительную часть русского общества. Причем очень часто рассадниками этих идей являлись именно духовные учебные заведения. Революционные настроения не прошли и мимо МДА. Вот как описывал первые впечатления Владимира Троицкого от академии и результаты навеянных ими дум его однокурсник священник Г. Добронравов: «Владимир Алексеевич поступил в академию в 1906 году, когда чад и угар революционный, проникший и за стены академии, только начинал рассеиваться, но не исчез еще окончательно. И Владимиру Алексеевичу пришлось много пережить, видя, как он говорил, “позор академии, променявшей светлые ризы чистой и трезвой науки на яркие, но грязные разноцветные лохмотья уличной политики”, позор той академии, которую он любил как “свою возлюбленную невесту”… Но гроза не прошла бесследно для Владимира Алексеевича: его всеанализирующий ум не мог успокоиться, пока не отыскал причины, почему пронесшийся шквал захватил столь широкие круги: одним из главнейших условий, определивших такой масштаб движения, была безцерковность нашего общества, в его массе утратившего связь с Церковью, порвавшего с его исконными традициями… Как только это определилось с достаточной ясностью… он посвятил свои обязательные сочинения и свои досуги разработке вопроса о Церкви и церковности» .

http://pravoslavie.ru/67049.html

Библиография работ о персоне: Память святаго священномученика  Мефодия, епископа Патарского//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн.  11. – Месяц июнь. Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 83).  То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. VI, гл. 13). Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. II.    Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – Б.г.: Издание Сретенского монастыря, 1998. С.136–141, 292–294. Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. – [Т] II: Христианство без оккультизма. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С.102–103. Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Гарнак А. История догматов//Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.233–235. Е.Л. Сведения о жизни и творениях святого великомученика Мефодия//Григорий Чудотворец; Мефодий Патарский; Симеон Новый Богослов. Творения. – М.: Паломник, 1995. Иларион (Алфеев), иеромонах. Священномученик Мефодий Олимпийский (Вступительная статья).//Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах/Составление,       биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г.  – Т. 1 Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.128–129. Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.138–140. Мефодий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.    Миллер Т.А. Мефодий Олимпский и традиция платоновского диалога//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.

http://bogoslov.ru/person/2993115

Священномученик Иларион: «Другой студент… совершенно серьезно прервал меня: “Нет, ты скажи мне, что сделала ваша академия для революции?”» Время, в которое Владимир Троицкий учился и жил, было проникнуто различными революционными идеями. Наглядным тому примером может послужить переданный им позднее в труде «Христианство и социализм» разговор, случившийся с ним, когда он учился в Московской духовной академии : «Другой студент, когда я хвалил ему духовную академию, перечисляя ее добрые качества, совершенно серьезно прервал меня: “Нет, ты скажи мне, что сделала ваша академия для революции?”» . Итак, отлично закончив семинарию, Владимир подает документы в Московскую духовную академию. Во время сдачи вступительных экзаменов тульских семинаристов отмечали дважды. Первый раз похвалили одного студента на экзамене по всеобщей церковной истории: «Все попытки комиссии извлечь какие-либо независимые от учебника сведения оканчивались неудачей, за исключением, впрочем, одного присланного тульского, отвечавшего вполне самостоятельно» . Можно предположить, что это был Владимир Троицкий, так как у него была особенная любовь к церковной истории. На экзамене по латинскому языку похвалили уже всех тульских студентов – за отличную подготовку . Студентами Московской духовной академии стали 53 человека, Владимир Троицкий набрал наивысший балл из всех поступивших, за что был удостоен частной стипендии имени протоиерея В.Д. Кудрявцева-Платонова размером 220 рублей . Для студента того времени, как, впрочем, и для любого человека, это была очень большая сумма. Когда пришло время выбирать специальность, Владимир отдал предпочтение исторической группе. Этот выбор был не случайным, его интересовала история, однако он хотел выучить английский язык, который входил именно в предметы исторической группы. К тому времени Владимир знал немецкий, французский, некоторые древние языки, но не владел английским. Во время обучения будущий богослов имел только отличные оценки, но кроме этого его успеваемость была признана лучшей за последние 50 лет существования МДА . И вообще в академии трудно было не заметить Владимира: его ревность и ответственность в учебе сразу бросались в глаза. Он везде был на виду благодаря своему трудолюбию и способности к изучению любой науки. Об этом хорошо свидетельствует то, что он удостоился премий митрополита Макария и митрополита Московского Иосифа за различные достижения в учебе .

http://pravoslavie.ru/70571.html

Да и исторические материалы наспех сверстаны, похожи друг на друга, а ведь каждый был особенный и у него своя тропинка к Богу до мученичества была. Протоиерей Александр Стрижак, настоятель Лазаревского храма с.Благовещенье Сергиево-Посадского района. Сегодня есть почитание свт. Тихона, священномученика Илариона (Троицкого) , преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары. Остальные же святые почитаются в своих епархиях, на местах и очень слабо. То есть можно говорить о том, что пока почитание собора новомучеников и исповедников Российских не сложилось. Чтобы оно сложилось, нужно время. К сожалению, канонизация была не следствием почитания, а «стимулятором» его. На мой взгляд, это не вполне верно, но теперь это данность, которую не изменить. Есть мнение, что особыми усилиями по распространению житий этих святых среди верующих и написанием им служб можно достичь усиления их почитания. Но народ все равно будет стремиться к свт. Николаю и прп. Сергию, почитание которых утверждено не столько рассказами о их подвиге, сколько реальной благодатной помощью этих святых людям. И это нисколько не умаляет святости новомучеников.  Даже среди общецерковных святых, особенно среди мучеников, есть многие, почитание которых ограничивается упоминанием в святцах, не думаю, что нам стоит ожидать чего-то большего по отношению к новомученикам. Протоиерей Александр Ильяшенко, председатель редакционного совета портала «Правмир», настоятель храма Всемилостивого Спаса в г. Москве. Подвиг новомучеников сегодня недостаточно известен и недостаточно воспринят сознанием большого числа наших соотечественников: тех кто ходит в храмы и тех, кто не ходит.  Недавно я причащал внучку священноисповедника, и  она рассказала, что ее родители в Церковь не ходили: давление на детей исповедников было особенно тяжелым, и  многие отходили от храма. Я знаю несколько таких случаев. Для того, чтобы больше людей об этом подвиге узнали, сделано очень много, но этого недостаточно для того, чтобы широкое сознание во всей глубине восприняло подвиг новомучеников. Необходима большая историческая работа, которая бы подробно описала ту эпоху. Недавно я прочитал «Подстрочник» Лилианны Лунгиной – не раз я останавливался, чтобы сделать пометки и выписки. Вот таких книг не хватает , в таких произведениях воссоздается эпоха. Покойный Н.Е.Емельянов каждый день фиксировал, кто из новых мучеников пострадал в данный день. Нужны хорошие книги и серьезные исследования, благодаря которым люди смогут познакомиться с эпохой и жизнеописаниями новомучеников и исповедников Российских. Священник Михаил Прокопенко,

http://pravmir.ru/pochitaem-li-my-novomu...

Кроме степени кандидата богословия по прошествии определенного времени Владимир Троицкий удостоился премии митрополита Литовского Иосифа (Симашко) в размере 165 рублей . Талант и потенциал успешно защитившегося студента выдвигал его в число выпускников, которых оставляли при академии для преподавания. Подающий большие надежды молодой богослов интересовался не только вопросами, касавшимися истории, его пытливый ум внедрялся во все другие стороны науки, затрагивающие Церковь и ее жизнь. Отсюда и такой богатый спектр работ на различную тематику: «Религия и политика» (1907), «От академии до Афона» (1909), «Торжественные дни в Ростове Великом в память 200-летия со дня блаженной кончины святителя Димитрия Ростовского, чудотворца» (1909), «Христианство и социализм» (1910), «Ветхозаветные пророческие школы» (1908), «Основные начала ветхозаветного священства и пророчества» (1909) и т.д. Глубокая церковность священномученика Илариона прослеживается в любом труде, вышедшем из-под его пера. «Все без исключения его произведения отличаются глубокой проникновенностью, адекватно донося до современного читателя то главное, чем жила его душа, – интуицию Церкви. Возвышенная простота личности В.А. Троицкого, сквозящая в его сочинениях, была названа епископом Феодором в речи при пострижении в качестве его основной черты. “Душа твоя, имущая печать высокой мудрости о Христовой истине, с любовью принимала в себя " простоту, яже о Христе " ” – эти слова приложимы в полной мере к богословскому творчеству В.А. Троицкого» . С окончанием Московской духовной академии началась подготовка Владимира Алексеевича к преподавательской деятельности. Заслуженный ординарный профессор по кафедре Священного Писания Нового Завета М.Д. Муретов отметил двух способных выпускников – священника Владимира Страхова и Владимира Алексеевича Троицкого, впоследствии оставив их на кафедре в качестве профессорских стипендиатов. Студенты, оставленные после окончания МДА профессорскими стипендиатами, получат 700 рублей, из которых 3% уйдут на счет пенсии .

http://pravoslavie.ru/70571.html

160 Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1915–16 учебном году//Богословский вестник. 1916. 10/11/12. С. 7 (5-я пагин.). 161 Волков Сергей. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. – М., СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 113. 162 Иларион (Троицкий) , архим. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л. П. Архангельской в январе 1913 г.) –Архив А. В. Никитского. 164 В жизнеописаниях сщмч. Илариона обыкновенно говорится, что Святейший Синод дважды, весной 1913 г. и в марте 1914 г., поручал о. Илариону участие в деле «увещания» афонских монахов (Например: Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Иларион (Троицкий) , архиепископ Верейский, викарий Московской епархии//Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. – Тверь: Булат, 2005. С. 391, 393; Голубцов Сергий , протод. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий) //Богословский вестник. 1998. Вып. 2. С. 116.). Согласно этой версии, оба раза через некоторое время поручение отменялось. Такое в течение года почти тождественное повторение факта, имеющего характерные особенности, не может не вызвать подозрения, которые увеличиваются через ознакомление с обстоятельствами жизни Троицкого весной 1913 года. Нам известно, что в марте 1913 года В. Троицкий готовится к постригу, и указанное поручение Св. Синода в этом случае явно выглядело бы неуместным. После пострига о. Иларион в течение двух месяцев пишет своим родным о благостном состоянии, не омраченном никакими неприятностями. Явным диссонансом к этим фактам звучит письмо о. Илариона Лидии Павловне Архангельской, датированное апрелем 1913 года, в котором пишущий замечает: «Дело с афонцами разрешается без моего участия. Возможно, что тревога была у меня напрасно, но она была, и времени у меня пропало много» ( Иларион (Троицкий) , архим. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л. П. Архангельской в январе 1913 г.) –Архив А. В. Никитского).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В отличие от священника Владимира Страхова, который защитил кандидатскую диссертацию по Священному Писанию Нового Завета и чье зачисление на вторую кафедру не вызывало ни у кого из круга преподавателей-библеистов никаких сомнений, М.Д. Муретов аргументированно пояснил, почему решил взять на первую кафедру В.А. Троицкого, защищавшегося по теме, связанной с церковной историей: «Могу указать… Владимира Троицкого, профессорского стипендиата текущего академического года, хотя и не работавшего специально по Священному Писанию Нового Завета, но ставшего мне известным по прочитанной мною его кандидатской работе («История догмата о Церкви»), имеющей особый отдел, посвященный изложению учения Нового Завета о Церкви, – и показывающей в авторе серьезную как лингвистическую, так и методологическую подготовку к научному изучению и академическому преподаванию Священного Писания Нового Завета» . И действительно, зачисление Владимира Троицкого именно на кафедру библеистики полностью оправдывается первой главой его кандидатского сочинения. Нельзя не отметить хорошо аргументированное изложение библейского богословия. Этим автор показывает, с одной стороны, хорошее знание Священного Писания, а с другой – его применение для достижения поставленных задач. Актуальность главы под названием «Новозаветное учение о Церкви» состоит в том, что в ней Владимир Алексеевич затрагивает вопросы, которые всегда будут насущны и важны для каждого христианина. В ней необходимо выделить два основных тематических блока. В первой части автор посредством глубокого разбора текста Священного Писания Нового Завета пытается определить сущность Церкви. Свои рассуждения об онтологии Церкви Владимир Троицкий начинает с того, что Христос пришел не для славы, а для спасения погибшего человечества. Но как это сделать, если после грехопадения уже в самой природе коренятся страсти и грехи? Воплотившись, Господь, прежде всего, восстанавливает падшую человеческую природу, дает ей возможность исправиться и достичь Царства Небесного, утерянного после падения Адама и Евы. Эти непреложные истины, по слову Самого Господа, лежат в основании Церкви: «На сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16: 18). В соответствии с этим, Владимир Алексеевич дает определение Церкви как соединенного и возрожденного Господом общества людей. Другими словами, вера людей в то, что Христос есть воплотившийся Бог, Который дал силы бороться с грехом и диаволом, является тем камнем, на котором Господь создает Свою Церковь.

http://pravoslavie.ru/70571.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010