1) Стоящий на престоле, серебренный 84 пробы, вызолоченный крест. На одной стороне его, отличной работы, под чернь следующие изображения: в верху - Бог Отец, по концам креста - Богоматерь и Иоанн Богослов, внизу на подножии - лобзание иудино, распятие Господа Иисуса Христа, снятие Его со креста и положение во гроб. В средине креста сделан крестообразно ящичек, в котором хранится маленький, величиною с вершок, золотой крестик с частицею в нём древа животворящего креста Господня. На другой стороне креста сделана под чернь надпись: «хранимым в этом большом кресте малым золотым крестом, содержащим в себе частицу древа из животворящего креста Господа нашего, Иерусалимский патриарх Поликарп благословил Екатеринославского архиепископа Иова Потемкина, а архиепископ Иов благословил им статского советника Григория Мизко, от которого и прислан в дар Свято-Николаевской в Борзне церкви 19 декабря 1847 г., на пользу всех притекающих с верою и любовью». В подножии этого креста есть ящик, в котором хранится русский перевод греческой грамоты патриарха Иерусалимского Поликарпа архиепископу Иову и письмо архиепископа Иова к статскому советнику Григорию Мизко. Копия грамоты патриаршей: «По благодати данной нам от Иисуса Христа, благословляю ваше высокопреосвященство в знак нашей к вам любви и благорасположения, яко сослужителю престола, золотим крестом, к котором обретается древо животворящего креста Господа нашего. В уверение чего утверждаем мы нашею печатью и подписом. На подлинном подписано: «Иерусалимский Патриарх Поликарп. Мая 10 дня 1816 г. Константинополь». При сем, на особенном лоскутке бумаги, находится красного сургуча печать Иерусалимского Патриарха Поликарпа; вблизи печати слова:«». Письмо архиепископа Иова к статскому советнику Григорию Мизко: «Высокоблагородий господин, милостивый государь, Григорий Тимофеевич! Во время служения нашего в храмах Божьих, заметили мы, с каким вы благоговением предстоите в оных и приносите молении в знак нашей к вам любви и благорасположения, благословляем вас золотым крестом, в коем обретается древо животворящего креста Господа нашего. Сим крестом благословил меня в знак любви своей ко мне о Господе святейший Патриарх иерусалимский Поликарп. В удостоверение чего утверждаем мы нашею печатью как сие, так и свидетельство перевода грамоты, от святейшего Патриарха присланной. В прочем, с отличным моим к вам почтением (написано рукою архиепископа) есмь всеусердейший». Как и когда досталась эта икона церкви, где и кем сделана на ней надпись греческая, - совершенно неизвестно. Икона эта находится в алтаре, на жертвеннике.

http://sobory.ru/article/?object=55411

Патриарх Кирилл ознакомился с ходом восстановительных работ в кронштадтском Морском соборе, в частности посетил галереи западной части храма и осмотрел купольную и алтарные части. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил заседание Попечительского совета фонда по возрождению собора, на котором был рассмотрен план работ по восстановлению собора на 2010–2011 гг. 6 марта, накануне недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чином выноса Честнаго и Животворящего Креста Господня в Никольском Морском соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения Предстоятель поклонился чтимому образу Святителя Николая, пребывающему в нижнем храме собора. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. На молитвенную память о посещении собора Святейший Патриарх передал в дар храму образ Спасителя и частицу Честнаго и Животворящего Креста Господня. Святыня, доставленная в Санкт-Петербург благотворителем, была отделена от части Креста Господня, которая хранится в базилике Святого Креста Иерусалимского в Риме. По окончании утрени Святейший Патриарх Кирилл направился в Иоанновский ставропигиальный монастырь на Карповке — официальную резиденцию Предстоятеля в дни визитов в Санкт-Петербург. По прибытии туда Патриарх Кирилл поклонился мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского. 7 марта, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Казанском кафедральном соборе. По прибытии в собор Предстоятель поклонился чудотворному списку Казанской иконы Божией Матери. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью о крестоношении, к которому каждый христианин призывается словами из Евангельского чтения: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). «Мы именуем крестом только то страдание, которое нам посылается и которое мы не способны преодолеть, — сказал, в частности, Патриарх Кирилл. — Это могут быть и болезни, и скорби, и люди, которые нередко приносят нам страдания. Такое страдание, которое не от нас, но от Бога — это крест».

http://e-vestnik.ru/reports/pervosvyatit...

Его Святейшеству сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д.Артамонов, заместитель губернатора Г.В.Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н.Дятлов, мэр Козельска И.М.Богачев. За малым входом Божественной литургии Патриарх Алексий наградил настоятельницу обители игумению Никону (Перетягину) правом ношения креста с украшениями. По окончании Божественной литургии игумения Никона сердечно приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству три иконы, созданные сестрами Шамординской обители, – образ Святой Троицы, а также шитые иображения Калужской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий поздравил участников торжеств с освящением главного храма обители и с 15-летием ее возрождения. В память об освящении Казанского собора Его Святейшество передал насельницам Казанской Свято-Амвросиевской пустыни образ святителя Алексия, Митрополита Московского, а всем богомольцам – изображения Казанской иконы Божией Матери с Первосвятительским благословением. 14 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Его Святейшество совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Казанском соборе Оптиной Пустыни 13 августа по пути из Шамордина в Оптину Пустынь Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил храм Преображения Господня в селе Нижние Прыски. Его Святейшество поздравил настоятеля храма протоиерея Леонтия Никифорова с 75-летием со дня рождения и побеседовал с прихожанами храма. Затем Патриарх Алексий ознакомился с ходом реставрационно-восстановительных работ в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни, а также посетил подсобное хозяйство обители. Вечером, в предпразднество Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение с чином выноса Креста в Казанском соборе Оптиной Пустыни. По окончании всенощного бдения Его Святейшество, в частности, сказал:

http://pravoslavie.ru/14266.html

«Поклоняясь Живоносному Кресту Господню, мы вспоминаем, как в летние дни в Константинополе совершалось шествие с Животворящим Древом Креста Христова, чтобы оградить православную столицу от болезней, которые часто постигали людей в это жаркое время года. Поклоняясь Живоносному Кресту, мы вспоминаем искупительную Голгофскую Жертву Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Его слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мр. 8,34.).Господь не дает нам креста свыше наших сил. В испытаниях Спаситель ограждает нас силою Своего Честнаго и Животворящего Креста». В самый день праздника Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Казанском соборе Свято-Введенской Оптиной Пустыни. Его Святейшеству сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. После Божественной литургии Патриарх Алексий совершил освящение меда. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д.Артамонов, заместитель губернатора Г.В.Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н.Дятлов и мэр Козельска И.М.Богачев. По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовал наместник Свято-Введенской Оптиной Пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков), который преподнес в дар Его Святейшеству образ Божией Матери «Спорительница хлебов». Затем, Святейший Патриарх обратился к богомольцам с Первосвятительским словом. Его Святейшество также наградил орденом св. благоверного князя Даниила Московского, II степени, губернатора Калужской области А.Д.Артамонова и орденом преп. Серафима Саровского, III степени, наместника Оптиной Пустыни архимандрита Венедикта. В память о посещении Оптиной Пустыни, Святейший Патриарх передал настоятелю и братии обители евхаристические сосуды.

http://pravoslavie.ru/14266.html

Поднятие означенного креста на церковную главу состоялось 11 числа сентября месяца, в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Божественная литургия, а предварительно оной – водоосвящение, совершены были в храме во имя преподобного Александра Свирского, причем на Литургии вслед за сугубой ектенией возглашена была ектения о упокоении душ усопших рабов Божиих храмоздателей в веси сей и сродников их, блаженных ктиторов и благодетелей святого храма сего и всех служивших в нем священноиереев, священнодиаконов и чтецов. По отпусте Литургии учинено было освящение обновленного креста ... .За сим последовал вокруг того же храма крестный ход с предношением имевшего быть поднятым на главу креста и при пении ирмосов праздничного канона Крест начертав, Моисей… Пением тех же ирмосов, а также стихир самогласных, положенных на целование честного креста сопровождалось и самое утверждение креста на церковной главе, после чего перед храмом было благодарственное Господу молебствие с пением на Бог Господь взамен тропаря Богородице, христианом Помощнице тропаря Спаси, Господи, люди Твоя и с провозглашением, во-первых, многолетий Государю Императору и всему царствующему Дому; Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду и Святейшим Патриархам православным Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому; господину нашему Высокопреосвященнейшему Ионафану, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, со всею его богохранимою паствою; во-вторых, вечной памяти тем лицам, о коих было вознесено заупокойное моление на Литургии по сугубой ектении, и наконец в-третьих, многолетия благоверным Правительствующему Синклиту, военачальникм, градоначальникам и всем православным христианам. Указом Ярославской Духовной Консистории на имя блаженного протоиерея Р.-Борисоглебского Воскресенского собора Петра Юрцева от 22 мая прошлого, 1884 года за N 2985 объявлено было нам, священно- и церковнослужителям, о последовавшем со стороны Его Высокопреосвященства в 16-й день того же мая архипастырском разрешении на сооружении, согласно ходатайству содержателя церквей села Ваулова, владельца сего села действительного статского советника Владимира Павловича Мордвинова, в… зимней теплой церкви во имя преподобного Александра Свирского новых престолов и жертвенника, с тем, между прочим, условием, чтобы верхние доски прежних престолов и жертвенника, буде таковые окажутся годными к употреблению, не были уничтожены, а оставлены были в церкви на хранение впредь до того времени, когда представится возможность написать на них иконы для поставления их в храме села Ваулова.

http://sobory.ru/article/?object=18409

Все отметили солнечную, теплую погоду, что объяснили историческим событием — в залив Креста впервые в истории прибыл ковчег с частицей Животворящего Креста Господня. Ковчег со святынями передан в дар и благословение Дальнему Востоку Святейшим Патриархом Алексием, и кроме Хабаровска и Анадыря побывал уже на самом восточном приходе Чукотки в пос. Лаврентия. Сразу договорились о ближайших службах — на Происхождение Честных Древ и на следующее воскресение. В этом году исполняется 280 лет со дня открытия залива. Название поселка — Эгвекинот — происходит от чукотского «острые камни». На черных вулканических сопках, которые плотным кольцом окружают поселок, действительно видны обнажения твердой породы острой пирамидальной формы. А залив получил свое название оттого, что был открыт Витусом Берингом в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Рядом с поселком Полярный круг пересекается со 180-м меридианом. Правее по карте — уже Западное полушарие.   Чукотские дороги Запись из августовского дневника: «Чудесное времечко сейчас на Чукотке — солнечно, сухо, прохладно. Синее облачное небо, море. Тундра порыжела от заморозков, листья голубики и брусники — ярко-красные, а у шикши — еще зеленые. Ясный чистый воздух. В Белгороде такая красота ближе к концу октября начинается, а здесь вот сейчас. Этакий осенний бонус… Вверх по реке Анадырь, к селам Усть-Белая, Краснено и Снежное, ушла в рейс самоходная баржа “Мадина”. Вместе с капитаном В.А. Курочкиным отправлена собранная за последние месяцы детская одежда и игрушки. Капитан “Мадины” уже 10 лет помогает православным прихожанам анадырских храмов переправлять теплые вещи детям из малоимущих семей коренных жителей Чукотки перед началом холодов». Всего на попечении государства находятся 650 детей жителей Чукотского автономного округа. Органы опеки испытывают затруднения с подбором семей воспитателей. Списка желающих просто нет, поэтому рады каждому кандидату. Немалая часть семей воспитателей на Чукотке — православные христиане, хотя есть и пятидесятники, евангелисты. Для многих семей воспитание приемных детей — это еще и возможность хоть какого-то заработка. Государственная дотация составляет около 14 тысяч рублей на каждого ребенка, и в ближайшее время будет повышаться. Опекуны и дети пользуются всеми социальными льготами по летнему отдыху, бесплатному проезду в центральные районы страны, снабжению канцелярскими товарами.

http://e-vestnik.ru/church/zemlya_i_vera...

О повествуемом чудесном явлении знамения креста святейший патриарх Иерусалимский Кирилл 3015 известил посланием царя Констанция, увещевая его обратиться к православному учению. Ермий же Созомен 3016 свидетельствует, что чрез сие явление на небе святого креста 3017 , весьма многие из иудеев и эллинов пришли к истинной вере и, приступив с покаянием ко Христу Богу нашему, приняли святое крещение. И все благочестно прославляли Христа Бога нашего, Единосущного и Соприсносущного Отцу и Святому Духу. Мы же, исповедуя неисповедимую Его силу, явленную крестом, превозносим нашими благодарными хвалами Господа Бога нашего и поклоняемся подножию ног Его, святому кресту, умоляя милосердие Господне, дабы во второе страшное Свое пришествие Христос сподобил нас узреть имеющее тогда явиться «Знамение Сына человеческого» ( Мф.24:30 ), крест святой, в радости и надежде спасения и им, как бы ключом, отверз нам двери Царства Небесного, как некогда благоразумному разбойнику рай ( Лк.23:40–43 ), и вчинил нас вместе с благословенными Своими овцами во веки ( Мф 25:33–34 ). Аминь. Тропарь Креста, глас 8: Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия, егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси: и в нем Твою Спасе, крепость уяснил еси, сим укрепляя и верныя наша цари: яже и спасай выну в мире, молитвами Богородицы Христе Боже, и спаси нас. Кондак, глас 4: Отверзый небеса заключенная, на небеси пресветлыя лучи, на земли возсия пречистый Крест: темже сияний его действа приемше, к незаходимому наставляемся свету, и во бранех имамы его, оружие мира, непобедимую победу. 3010 Констанций, сын Константина Великого и Египет, в 357 г. победив убийцу брата своего Констанса, Магненция, он соединил под своею властью всю Римскую империю. Он разрушал языческие храмы или отдавал их христианам для обращения в церкви; несколько раз им издавался закон, запрещающий отправления языческого культа. Но своим сочувствием ереси Ария Констанций сильно увеличил религиозные раздоры того времени: он преследовал православных епископов, низводил их с кафедр и даже подвергал заточению; при нем ариане занимали высшие места в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так снова, и уже в который раз, завязались более тесные взаимоотношения между двумя братскими Церквами. Русская оказывала активное материальное содействие восстановлению святынь, Иерусалимская усилила молитвенное предстательство за величайшую православную державу, за весь русский народ. Храм на этом месте существовал еще во времена первосвятительского служения святителя Филиппа, Московского и всея Руси чудотворца, возле его загородного дома, и, скорее всего, он был основан самим святителем в честь своего небесного покровителя. Но точные исторические свидетельства обнаруживаются лишь с XVII века. В 1688 году на месте деревянного храма боярин Иван Косьмин построил для поминовения себя и своих родителей каменную церковь с Никольским приделом, которую 2 ноября того же года освятил Патриарх. За полтора столетия и этот храм пришел в ветхость, так что предполагалось его упразднить, тем более, что приход при нем был очень малочислен. Однако Промыслом Божиим ему была уготована совсем иная судьба - стать связующим звеном с древнейшей Православной Церковью. Первым настоятелем Иерусалимского подворья в Москве стал архимандрит Арсений, русский по происхождению. Он управлял подворьем с 1818 по 1823 год. После проведении необходимых реставрационных работ он по благословению Иерусалимского Патриарха и с разрешения Святейшего Синода Русской Православной Церкви переименовал главный престол в честь Обновления (освящения) Иерусалимского Воскресенского храма, и с этого времени церковь стала именоваться храмом Воскресения Словущего. Одновременно Никольский придел был посвящен святому апостолу Филиппу. В 1819 году Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Поликарп прислал в дар и благословение Иерусалимскому подворью в Москве ценные реликвии: Ковчег со святыми мощами и частями древа Животворящего Креста Господня, находящегося в Филипповском приделе Иерусалимского подворья в Москве, современный вид 1) золотой крест, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, внутрь которого собственноручно вложил часть Всечестного Древа Животворящего Креста Господня (впоследствии этот дар был утрачен);

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В этом году исполняется 15 лет с момента официального открытия обители — 17 августа 2004 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II в ответ на мое ходатайство постановил: " Благословить открытие Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря в селе Борок Буйского района Костромской области для возрождения в нем монашеской жизни. Утвердить иеромонаха Ферапонта (Кашина) наместником Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря " . К этой памятной дате хотел бы преподнести монастырю особый дар — крест-мощевик, который некогда, в дореволюционные времена, являлся одной из главных святынь Железноборовской обители. В этом кресте находятся частицы Животворящего Креста Христова и святых мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — небесного покровителя монастыря и священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского. Эту святыню в 1989 году передал мне один из последних насельников Иаково-Железноборовского монастыря, исповедник веры и подвижник благочестия — архимандрит Серафим (Борисов) (в 1993 году он принял великую схиму). Наша встреча с этим удивительным человеком состоялась вскоре после моей архиерейской хиротонии во епископа Костромского и Галичского и прибытия на Костромскую кафедру. Отец Серафим рассказал мне о жизни монастыря, закрытого и разоренного безбожниками в 1927 году, и подарил в личное пользование спасенные им от поругания святыни обители — деревянный ковчежец с изображением усекновения честной главы Предтечи Господня Иоанна и металлический крест-мощевик, содержащий частицы Животворящего Древа Креста Христова, святого Иоанна Крестителя и священномученика Игнатия Богоносца. По словам приснопамятного священнослужителя, эти монастырские святыни ему чудом удалось спасти от поругания и сберечь в суровых условиях заключения в лагерях Архангельской области. Мной было принято решение, спустя 30 лет после получения этой святыни из рук архимандрита Серафима, возвратить крест-мощевик в Иаково-Железноборовский монастырь, которому он исконно принадлежал.

http://patriarchia.ru/db/text/5458411.ht...

– Когда святыни вывезли из Гатчины, настоятель Павловского собора протоиерей Алексий Благовещенский (расстрелянный в 1938-м году) с любовью украсил фотографии Филермской иконы и десницы Иоанна Крестителя вышитыми им самим ризами. В нашем соборе сейчас есть частицы десной руки Иоанна Предтечи и Части Животворящего Креста Господня, у которых мы молимся и с которыми ходим крестными ходами. В нашем соборе есть частицы десной руки Иоанна Предтечи и Части Животворящего Креста Господня После войны настоятелем собора был духовный отец преподобномученицы Марии Гатчинской протоиерей Петр Белавский. Так как крестные ходы по улицам тогда были запрещены, при отце Петре крестный ход с изображениями святынь шел из верхнего храма собора в нижний. Сейчас в соборе идут реставрационные работы, и службы проводятся в нижнем храме, который уже отреставрирован. – Как возникла традиция проводить крестный ход со святынями? – В течение полувека (начиная с 1799 года) святыни находились в Зимнем дворце, в церкви Спаса Нерукотворного Образа. Во время освящения в 1852-м году Гатчинского Павловского собора, построенного в память Императора Павла, гатчинские жители обратились к Императору Николаю Павловичу с просьбой перенести в Павловский собор эти три святыни. Но он на это не согласился и повелел ежегодно приносить святыни для поклонения в Гатчину накануне дня празднования. И даже когда святыни покинули Россию, в Гатчине праздник перенесения святынь из Мальты в Гатчину оставался одним из самых любимых среди православных гатчинцев. 11/24 октября, в канун праздника, святыни переносили в Гатчинский дворец, где служилась вечерня, после чего торжественным крестным ходом шли по улицам города – в Павловский собор, где совершалась утреня, а на следующий день – литургия. Вплоть до революции святыни выставлялись для поклонения верующих на 10 дней. Когда Зимний дворец и его церковь разграбили, святыни удалось перевезти в Архангельский собор Московского Кремля. А в конце 1919 года Святейший Патриарх Тихон благословил доставить их в Павловский собор Гатчины. Генерал П.Н. Краснов в романе «Понять-простить» описал, как 13 октября 1919 года после литургии и молебна последний крестный ход со святынями перед их уходом из России шел по городу под дождем со снегом. Позже будущий настоятель собора протоиерей Алексий Благовещенский написал Патриарху Тихону о том, что после этого крестного хода святыни увезли в Эстонию, чтобы красные не уничтожили реликвии, не ограбили их драгоценные ризы. В присутствии графа Игнатьева и двух военных святыни забрал из собора настоятель протоиерей Иоанн Богоявленский – будущий епископ Таллинский Исидор, ставший духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://pravoslavie.ru/156909.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010