В церковь были перенесены местночтимые святыни, сохранившиеся в церкви Ярославских чудотворцев – икона великомученицы Варвары (XVIII b.) и икона Жен-Мироносиц. К 2000 году в храме проведены были значительные реставрационные работы: восстановлены и позолочены купола, установлены кресты, настлан мраморный пол, в трапезной части разобран ветхий потолок и устроен новый. В настоящее время восстанавливается храмовый иконостас. Главной святыней храма является частица святых мощей великомученицы Варвары. Свято-екатерининский мужской монастырь Своим возникновением монастырь святой великомученицы Екатерины обязан чуду, произошедшему с царем Алексеем Михайловичем. Ему явилась великомученица Екатерина и сообщила о рождении дочери. В благодарность царь назвал свою дочь Екатериной, а на месте явления основал монастырь. Событие это произошло 26 ноября (7 декабря н. ст.) 1658 года. Первые строения монастыря были сделаны из дерева, однако уже в мае 1664 года царь Алексей Михайлович повелевает деревянные постройки продать или разобрать на иные цели и возвести здесь каменные сооружения: одно – для церковного причта, другое – для содержания престарелых царских слуг. Строительство царь поручил приказчику из Москвы А. Мерчукову. Царь сам следил за устроением новой обители. К лету 1667 года начались работы по внутреннему благоустройству палат. Деньги на строительство и содержание пустыни, на церковную утварь и облачения священнослужителей жалуются из «комнатных Государевых денег». В дар церкви Алексей Михайлович приносит икону святой великомученицы Екатерины, украшенную драгоценной ризой, прославившуюся как чудотворная. С 1674 года церковь с небольшим кладбищем, деревянными и двумя каменными строениями именуется уже пустынью «Екатерининския Рощи», а в 1679 году поднимается уже новая каменная церковь, имеющая два придела: левый – во имя преподобного Сергия Радонежского и правый, теплый – с «пещью изращатою» – в честь святителя Николая. Церковь была «об одной главе»; храм и приделы покрыты тесом, а глава обита зеленой черепицей и увенчана золоченым прорезным крестом. На северной стороне обители возвышалась над Святыми вратами каменная колокольня также «об одной главе», «крытая тесом на обе стороны». На колокольню приобрели семь колоколов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Вологда. Укрепленное поселение располагалось в границах совр. улиц Ленинградской, Октябрьской и Мира. Раннее формирование города и Верхнего посада (выше по правому берегу р. Вологды) привело к тому, что на небольшой площади оказалось свыше 30 каменных церквей, к-рые композиционно подчинялись Софийскому собору и располагались на 3 уровнях (от кромки берега до 500 м от собора), образуя единую панораму. Радиальная структура улиц Верхнего посада, а также ряд улиц Заречья (на низком левом берегу) и Нижнего посада (ниже устья р. Золотухи по правому берегу) были ориентированы на собор Св. Софии, к-рый просматривался с любой точки. Большинство церквей (20 - на Нижнем посаде и 14 - в Заречье) тяготело к реке, только кладбищенские церкви, к-рые логически замыкали городское пространство, были удалены от реки, в Заречье. Храмы соседствовали с мостами, переправами и пристанями. Нек-рые церкви имели «парное» расположение на противоположных берегах. Вдоль дорог из города, на берегах реки, формировались слободы Рощенье, Новинки, Владычная, Рассыльничья, Козлена, Фроловка и др., где также были построены храмы, постепенно входившие в общую городскую структуру. На р. Вологде были сооружены и первые мон-ри - Спасо-Прилуцкий и Дюдикова пуст.; в кон. XVI - нач. XVII в. на основных направлениях дорог на периферии города: Успенский - на пути к Кириллову Белозерскому мон-рю и Свято-Духов - на Московском тракте. Под влиянием архитектуры московских и ярославских храмов, а также кафедрального собора Св. Софии в XVII в. в Вологде строились монументальные 2- и 4-столпные на подклете, близкие к кубическим 5-главые храмы с трапезными и колокольнями, отличавшиеся сдержанным декором. На 1-м этаже размещалась теплая церковь, на 2-м - 2-светный холодный храм во имя вмч. Димитрия на Наволоке (после 1651), Рождества св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. (1651-1653, не сохр.), собор Свято-Духова мон-ря (1654, не сохр.), свт. Иоанна Златоуста (Жен-мироносиц, 1664, восстанавливается), свт. Николая во Владычной слободе (1669), ап.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Что же касается аргумента, приведенного в качестве опровержения, то нужно ответить, что в одном и том же человеке благодать подвизающегося превосходит благодать начинающего, однако в случае разных людей это не всегда так, поскольку иной может начать с благодатью большей, чем та, которой другой обладает в состоянии подвизающегося; так, Григорий говорит, что «все знали, какую великую благодать получил от самого своего начала отрок Бенедикт» 268 . Раздел 3. ВОССТАНАВЛИВАЕТ ЛИ ПОКАЯНИЕ КАЮЩЕГОСЯ В ЕГО ПРЕЖНЕМ ДОСТОИНСТВЕ? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что покаяние не восстанавливает человека в его прежнем достоинстве. Так, глосса на слова [Писания]: «Дева Израиля повержена» ( Ам. 5, 2 ), замечает: «Сказано не то, что она не может встать, а то, что дева Израиля не встает; так и однажды заблудившаяся овца, хотя пастух и возвращает ее на раменах своих, уже не имеет той славы, какая была у нее незаблудившейся». Следовательно, покаяние не восстанавливает человека в его прежнем достоинстве. Возражение 2. Далее, Иероним говорит: «Если кто не сможет сохранить достоинство священного порядка, тот пусть довольствуется спасением души, ибо восстановить прежнюю степень весьма затруднительно». Кроме того, по словам папы Иннокентия I, «правила Никейского собора исключают кающихся даже из самых низких духовных порядков». Следовательно, покаяние не восстанавливает человека в его прежнем достоинстве. Возражение 3. Далее, до согрешения человек может восходить к высшим священным порядкам. Но кающемуся после согрешения это запрещено, в связи с чем читаем: «Левиты, которые удалились от Меня, ... не будут приближены ко Мне, чтобы священнодействовать» ( Иез. 44, 10, 13 ); и еще, согласно «Декреталиям», Леридский собор постановил: «Если служащие святому алтарю внезапно впадут в некоторую прискорбную слабость плоти, а после по милости Божией совершат надлежащее покаяние, то пусть вернутся к своим обязанностям, но так, чтобы в дальнейшем не продвигаться». Следовательно, покаяние не восстанавливает человека в его прежнем достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

ж) 1664 г, Декабря 18. Допрос протопопа Михаила ключаря Иова, священников и дьяконов боярином князем Никитой Ивановичем Одоевским, по делу о приходе патриарха Никона , 18 Декабря 1664 г., в Успенский собор Да боярин же князь Никита Иванович Одоевский протопопа Михаила и ключаря Иева и священников и диаконов допрашивал. Ведая они, что Никон патриарх патриаршеский свой престол оставил самовольно, а ныне пришёл к Москве в соборную церковь Успения пресвятой Богородицы без ведома великого государя и всего освященного собору, – и они для чего к патриарху к благословению ходили? И протопоп с братией сказал: том де они перед великим государем виноваты, что у Никона патриарха у благословения были они простотой своею, потому что митрополит Иона пошёл к благословению прежде их. „Протопоп Михаил руку приложил“. Да дьякон Михайло сказал: у патриарха ж де Никона у благословения были чёрные власти: Из Ярославля Спасского монастыря архимандрит. Патриарший домовой казначей. Да он же де слышал от ключаря Фёдора, что в соборной же церкви была в то время Вознесенского монастыря уставщица, старица Олена Хрущова. „Поп Перфирей руку приложил, поп Василий Фёдоров руку приложил, поп Киприан руку приложил, дьякон Михайло руку приложил, дьякон Трофим руку приложил“. з) 1664 г. Декабря 18. Допрос стрельцов в стрелецком приказе и допросные их речи по поводу приезда патриарха Никона в Успенский собор 18 Декабря 1664 г. И того же числа указал великий государь допросить в стрелецком приказе стрельцов, которые стояли на карауле по Земляному и по Белому городу у Никитских и у Смоленских ворот про приезд Никона патриарха , как он в город въехал и как на караулах сказывался. И в стрелецком приказе стрельцы допрашиваны. А в допросных их речах написано: 173 года, Декабря в 18 день, в стрелецком приказе полковника и головы стрелецкого Артемона приказу Матвеева стрельцы, которые стояли на стенном карауле по Земляному городу у Никитских ворот, и по Белому у Смоленских ворот, и по Кремлю у Отводной башни, и у Троицких ворот распрашиваны: видели ли они то, как патриарх въехал в город, и в котором часу, и как они у караулов окликали, и он им как сказывался?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

1828. Т. 4. С. 84-117. 27 (май 1663) [греч. текст и рус. пер.; на с. 116 - воспроизведение листа с подписями патриархов Дионисия К-польского, Паисия Александрийского, Макария Антиохийского и Н.]). В кон. 1663 - нач. 1664 г. Н., вероятно, встречался с Мелетием Греком в Яссах; известна его приписка на одном из экземпляров вопросоответов от февр. 1664 г., в которой он подчеркивает, что патриарх, как и любой другой архиерей, подлежит соборному суду, а при троекратном отказе явиться на Собор осуждается заочно (РГАДА. Ф. 135. Отд. 3. Рубр. 1. 7). В марте 1664 г. Н. из Ясс отправил Алексею Михайловичу особое послание (получено в нач. 1665), где убеждал его примириться с Никоном и не допускать пагубной практики низложения патриархов царской волей, что в свое время привело к упадку греч. Церковь (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 616 (20 марта 1664); изд. греч. текста с рус. пер.: СГГД. Т. 4. С. 134-141. 37; см. также: Греческо-русские связи сер. XVI - нач. XVIII вв.: Греч. док-ты моск. хранилищ: Кат. выст./Сост.: Б. Л. Фонкич. М., 1991. 66; текст написан рукой архидиак. Досифея, буд. преемника Н.), а в апр.- грамоту с просьбой об оказании материальной помощи братии афонских монастырей (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 617 (апр. 1664); изд. греч. текста и рус. пер.: Кузенков, Зубов. 2015). Позиция Н. в отношении патриарха Никона не соответствовала интересам царского правительства. Посланник патриарха был оставлен в Москве на неск. лет и содержался фактически под арестом. Российские власти еще неоднократно приглашали Н. приехать в Москву для консультаций по церковным вопросам, связанным с делом Никона. Одно из таких предложений было передано патриарху в Молдавии в янв. 1665 г. греком Стефаном Юрьевым. Н. после нек-рых колебаний отказался от поездки. Впосл. в Москву приехал его племянник митр. Косма Амасийский, к-рый присутствовал на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. и подписал решения об осуждении Никона. В ходе подготовки и проведения Московского Собора получили огласку материалы, компрометирующие царского фаворита Газского митр.

http://pravenc.ru/text/2564876.html

...будучи ми в твоей столовой, свидтельствовал, глаголя, яко нчим мн заплатить за твою работу. – По мнению Я.Л. Барскова, патриарх Никон говорит здесь о первом соборном заседании во дворце в столовой палате 1 декабря 1666 г. – Барсков 1912, 343. «Иже воздает злое воздоброе. не подвижется злое из дому сего». – Притч. 17:13 . Господь бо, мстя, отмстит. – Ср.: Рим. 12:19 . «Ей, погибнут вси ненавидящий тя, и сокрушит Богъ челюсти их, и сами разсыплются, яко прах» – Переложение текстов трёх псалмов; ср.: Пс. 33:22 («погибнут вси ненавидяшии тя»); 57:7 («сокрушит Богъ челюсти их»); 34:5 («сами разсыплются, яко прах»). Самъ при испытании моем свидтельствовал... И после тово все не так сталося. – Разговор патриарха Никона с царём подобного содержания на соборном заседании 5 декабря 1666 г. описал и клирик Иван Шушерин в «Известии» (это заседание биограф датировал 3 декабря). По Шушерину, царь упрекал Никона в оскорблении его чести, когда перед поездкой на Собор патриарх постился, исповедался, соборовался и отслужил литургию, как будто готовясь к смерти. Никон подтвердил, что, совершая все эти деяния, он действительно приготовлял себя к смерти, а не только к страданиям к мучениям – Шушерин 1997, 124. ...якоже Иовъ сказует: «Смерть мужу покой есть». – Иов 3:23 . Л. 184 ...Господь Бог будет ти ратникъ... – Ср.: Рим. 12:19 . ...по длом руку твоею воздастъ теб Господь. – Выражение часто встречается в Ветхом Завете; ср.: Пс. 27:4; 61:13 ; Притч. 12:14 . «В длех руку своею увязъ грешник». – Пс. 9:17 . И паче всякого убийцы и душегубца пристав зло зло прелют... – Пристав Степан Лаврентьевич Наумов. Келарь всесовершен воръ... – Келарь Ферапонтова монастыря Макарий Злобин. Келарь – монастырский эконом; инок, ведающий монастырскими поместьями. «Иже бо аще погубит душу свою Мене ради и Евангелия ради, той спасет ю». – Мк. 8:35 . 1668 г. 3 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (9 октября) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 54–56. Столбец из трёх сставов. Автограф. Филигрань «Голова шута»; по срезу видны отдельно верхняя и нижняя части знака; верхняя часть напоминает: Дианова 1997, 314 (1663, 1664), 315 (1664, 1665), 316 (1664, 1666), 317 (1664, 1665), 318 (1665, 1666); нижняя часть типа: Дианова 1997, 310 (1660, 1661), 311 (1660, 1662), 315 (1664, 1665).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

173 (1665) году приемные Пятницкого монастыря Строителя Митрофана, что он отдавал пустоши в Пятницком монастыре, писаны на двух листах, за его Митрофановою рукою. 173 (1665) году книги росписные Воскресенского подворья Строителя Филофея с Священником Сергием, за их руками, писаны на тетради. 168 (1660) году книги росписные Давыдовы пустыни Священника Леонида с Священником Андреяном, за их руками, писаны на семи листах. 171 (1663) году книги приходные и расходные старца Флавиана, да сына Боярского Остафья Глумилова, за рукою старца Флавиана, писаны на двух листах. 172 (1664) году книги расходные Офонасьевского монастыря Строителя Сергия, за его Сергиевою рукою, писаны на 9 листах. 172 (1664) года книги приходные и расходные Понойского промыслу старца Иеремии, за рукою Иеромонаха Мисаила, писаны на трех листах. 172 (1664) году книги приходные и расходные Понойского ж промыслу Иеромонаха Досифея да старца Иова, за его Досифеевою рукою, написаны на пяти листах. 172 (1664) книги приходные и расходные старца Флавиана, что он издержал денег на древяную покупку, за его рукою, писаны на пяти листах. 16З (1665) книги Строителя Иеромонаха Феодосия, за рукою, что он издержал на разные покупки. 173 (1665) году книги приходные и расходные старца Флавиана что он покупал дубовые бревна на деньги и на соль, за его Флавиановою рукою, писаны на четырех тетрадях. 173 (1655) году книги Иконома Иеромонаха Феодосия хлебной покупки в платеж за крестной монастырь, за его Стоителевою рукою, писаны на пяти листах. 173 (1665) году книги старца Флавиана, что он покупал бревна четырех саженные на монастырские деньги, писаны на тетради. 174 (1664) году книги хлебной покупке старца Арсения да старца Иулиена, за рукою Курмышского старца Тимофея, писаны на тетради. 174 (1666) году книги соляной продажи села Рожествена Большова целовальника Федьки Козьмина, за рукою Дьякона Маркела, писаны на трех листах. 174 (1666) году книги соляные села Завидова целовальников Меркушки Григорьева да Федьки Тиханова писаны на двух листах, за рукою Иеромонаха Мисаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

688 Приказал государь уговаривать меня Родиону Стрешневу... – Окольничий Родион Матвеевич Стрешнев (ум. после 1682 г.), близкий родственник царя; в 1664 г. ведал Сибирским приказом. 689 А се посулили мне – Симеонова дни сесть на Печатном дворе... – Симеонов день – 1 сентября. Другие источники не подтверждают пока это известие «Жития» о том, что Аввакуму предлагали службу книжного справщика на Московском Печатном дворе. Однако не исключено, что какой-то намёк мог содержаться в личных посулах Р. М. Стрешнева. 690 ...Лукъян-духовник... – Протопоп Благовещенского собора в Кремле Лукьян Кириллов, царский духовник (16571666). 691 У света моей... жил во дворе... – Боярыня Ф. П. Морозова стала духовной дочерью Аввакума именно в этот период веснылета 1664 г. (см. письма Аввакума к Ф. П. Морозовой и её переписку с Аввакумом и его семьёй, с. 212214, 285290). 692 ...княгиня Евдокея Прокопьевна... – Младшая сестра Ф. П. Морозовой, жена князя П. С. Урусова, царского кравчего, также стала защитницей старых обрядов, последовательницей и духовной дочерью Аввакума; умерла вместе с сестрой в заточении от голода в Боровской земляной тюрьме И сентября 1675 г. (см. с. 291296, 591593). 693 ...у Анны Петровны Милославские, покойницы... – Княгиня А. П. Милославская (ум. в 1669 г.), внучка князя Д. Пожарского, героя освободительной борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией (16101613), свойственица (родственница по мужу) царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской. 694 Да так-то с полгода жил... паки заворчал, написав царю... – Речь идёт о не дошедшем до нас «писме» Аввакума царю летом 1664 г. по поводу кандидатуры нового патриарха (вместо Никона) и иных церковных властей. По-видимому, именно это «писмо» (или «моленейцо») Аввакума упоминается в описи бумаг игумена Феоктиста, захваченных при его аресте в 1664 г.: «Протопопова к великому государю роспись, хто в которые во владыки годитца» (Материалы, 1, с. 336). 695 ...выслал царю... с Феодором юродивым... – Федор, родом с Мезени, устюжский юродивый, стал известен Аввакуму в 1664 г. во время пребывания протопопа в Великом Устюге на обратном пути из Сибири; один из самых преданных последователей Аввакума: он поехал вслед за ним в Москву, тайно навещал Аввакума в заточении в Николо-Угрешском монастыре в 1666 г., пришёл на Мезень, где жила его родня и находилась в ссылке семья Аввакума; выполняя роль связного, разносил «верным» послания Аввакума из пустозерской темницы, возможно, ездил с его поручениями на Соловки (см. письмо дьякона Федора семье Аввакума, с. 351354). В марте 1670 г. был на Мезени повешен. Вместе с ним был повешен и другой духовный сын Аввакума – юноша-москвич Лука Лаврентьевич (см. с. 94). Федор был вхож в Москве в дом боярыни Морозовой, о ссоре с ним см. её письма (с. 285287).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другая попытка была сделана Никоном в декабре 1664 г., после чего он отряхнул прах от ног своих, уезжая из Москвы, и отказался окончательно от мысли стать опять правящим Патриархом. Обращает на себя внимание тот факт, что в обоих случаях и в 1662 г., и 1664 г. Никон поехал в Москву, получив, хотя бы и оказавшееся потом ложным, сведение от своих друзей о том, что царь его ждет. Так как опора царя была необходимым условием для него возможности реально противодействовать неканоническому вторжению бояр в церковное управление, то с надеждой опять иметь эту опору в царе, он и мог строить планы на возвращение на престол. Эти два появления в Москве, в особенности последнее, когда он приехал в Успенский Собор и встал на Патриаршее место, особенно рельефно обнаруживают, что Никон не оставлял Патриаршества в смысле окончательного оставления кафедры а только ушел от непокорного народа. Если бы он совсем оставил кафедру, то не могло бы быть ни возвращения на престол, ни той сцены в Черневе 19 декабря 1664 года с посохом Чудотворца Петра, когда Патриарх не хотел его возвращать, как принадлежащего ему по праву. xlv) Приезд Никона в 1664 году В 1664 году Никон имел особое основание полагать, что царь настроен к нему хорошо. Если на первый раз его хотел свести с царем преданный Никону старец Аарон, то во второй раз попытка свести их, в полной уверенности, что личное свидание поможет новому соглашению царя с Никоном, исходила от боярина Никиты Алексеевича Зюзина, вполне преданного Никону, бывшего Путивльским воеводой и получившего боярский чин при содействии Никона. С большим трудом, неоднократными присылками писем к Никону ему удалось убедить Никона в том, что царь хочет его возвращения. В воздействии на Никона помогло ему то обстоятельство, что за несколько дней до писем Зюзина царь очень хорошо принял в Савином монастыре Воскресенского архимандрита и обнаружил в разговоре с ним расположение к Никону и отсутствие на него гнева. Наконец Зюзин обставил это дело так, что Никон мог поверить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Всех действовавших при немцах храмов в Пскове было 8: Собор, Михаила Арх[ангела] церковь, Варлаама Хутынского, Дмитриевская, Алексиевская, Бутырская, Пантелеимона и Мироносицкая. Три из них (Алек[сиевская], Миронос[ицкая] и Бутырская) не осмотрены, потому что еще не были разминированы. Случайно или намеренно (для привлечения и ожидаемого взрыва) Мих[айло]-Арх[ангельская] церковь и приделы в Пантелеимоновой и Димитриевской церквах совершенно целы (иконостасы) и в них можно сразу же начать службу, но утвари и в них никакой нет: все вывезено. В районах при немцах действовало 13 церквей: Лебятковская, в пос.Торошино, на ст.Торошино, Палицкая, в пос. Пескови чи, в пос.Бельском, в пос.Верхолино, в пос.Криновицы, в пос.Корлы, в пос.Комно, в пос.Кусва, и в б[ывшим] Сироткинском монастыре, в пос.Устье. Из них 3 церкви (Торошино - погост, Торошино на станции и Палицкая) уничтожены немцами, в Корлах - пострадала, в Песковичах обращена немцами в колонию, в Комно - загажена. В Кусве производится богослужение доселе единственным оставшимся священником о.Мих.Павл..Смирновым. Все остальные священники эвакуированы немцами - насильно или добровольно. Из них известны: прот. К.Зайц, прот. Шенрок, свящ. Конст[антин] ( кн. Шаховской), свящ. Геннадий Бенигсен, свящ. Ив.Спир.Иванов, свящ.Анатолий Кушников, свящ. Иванов, свящ. Ионов, Ефимов, свящ. Петр Жарков, свящ. Калиновский, свящ. Жунда, свящ. И.Ширяев, свящ. Н.Десятинский, свящ. Сер. Донцов, иером. Амфилохий и иером. Сергий. Таковы результаты осмотра храмов и города. 10-го, в четверг, в 11.30 утра, мы с проф. Мавродиным д[олжны] были уехать. Нас провожали на аэродром В.В.Смирнов (секретарь Горкома), С.Н.Давыдов, о.Н.И.Ломакин. Далее мы блуждали опять, ища аэродром, наконец, тот же Л.П.Яковлев помог отыскать его. Летчик Волков прибыл на том же самолете, и мы в 4 ч[аса] вылетели. В 5.45 мы были уже на Ленингр[адском] аэродроме, прекрасно пролетев пространство. К 8 ч[асам] вечера я уже был дома, любезно доставленный на аэродромной машине. 11-го был в канцелярии, 12-го - у А.И. Кушнарева, где все ему рассказал (а накануне в Облисполкоме Е.А.Беловой).

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010