Духу, так что и самые выражения: «благодать» и «Дух Святой», «дар благодати» и «дар Св. Духа» являются взаимно-заменимыми ( Деян.2:38 ; 1Кор.6:11 ; 2Кор.1:22 ; Гал.3:2,14 ; 1Фес.4:8 ) и самый Дух Св. называется «Духом благодати» ( Евр.10:29 ) (хотя, впрочем, прямо выражения «благодать Духа Св.» в Нов. 3. и не встречается). – Поскольку Дух Св. сообщает дар оправдания лишь в силу искупительных заслуг и по ходатайству прославленного Христа ( Ин.7:39 ; Ин.14:17 ; Ин.15:7 ), то благодать является специфическим даром Нового Завета 39 . Новозаветное учение со всей решительностью утверждает, что спасение человека совершается благодатью. Мысль эта ясно выражается в тех случаях, когда спасение человека сравнивается с новым рождением ( Ин.3:3–7 ), с новым творением ( 2Кор.5:17 ; Еф.2:10 ), или когда называется оживотворением и воскресением ( Еф.2:5 ; Кол.2:13 ; Кол.3:1 ). Все, что христианин имеет, он «получает» ( 1Кор.4:7 ); все, чем он является, совершается благодатью ( 1Кор.15:10 ; Фил.2:3 ). Но с другой стороны, новозав. откровение столь же решительно ставит спасение и в зависимость от самого человека. Непременным условием спасения поставляется покаяние и вера, зависящие от свободы человека, почему и делаются постоянно увещания к покаянию и вере ( Мк.1:15 ; Мк.5:36 ; Ин.6:29 ; Ин.10:38 ; Ин.12,36 ; Ин.14:1,11 ; Деян.16:31 ; Деян.20:38 и др.). Рим.1:5 вера представляется как «послушание» (πακο), след., как нравственное расположение, которое должно быть усвоено человеком. Деятельное участие человека в деле усвоения спасения ясно предполагается и в призываниях к твердому пребыванию в вере ( Деян.14:22 ; 1Кор.16 и др.), к постоянному бодрствованию ( Мф.24:42 ; Мк.13:35 ; 1Пет.5:3 ; Евр.3:7 ; Откр.3:3,20 ; Откр.16:15 ), к напряженному подвигу ( Мф. 7:13–14 ; Деян.14:22 ; 1Кор.9:24–27 ; 1Фес.1:3 ; 2Тим.2:5 ; 2Тим.4:7 ) и вообще, к упражнению в добродетели и исполнению обязанностей христианина. Таким образом, новозав. учение признает и благодать и свободу одинаково необходимыми деятелями в созидании спасения, хотя преобладающее, господственное значение усвояется все же благодати: «Благодатию Божиею есмь, еже есмь не аз же, но благодать Божия, яже со мною» ( 1Кор.15:10 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Любовь к ближнему определяется мерой любви каждого человека к самому себе:      якоже      хощете      да      творят вам человецы, и вы творите им такожде. ( Лк. 6:31 ), сказал Спаситель. Но Бог и на земле ( Еф. 3:15 .), для явления нашего в мир сей даровав нам родителей, насаждает в их сердце самую попечительную о нас любовь, особенно в младенческом нашем бессилии, и посему заповедал: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли ( Исх. 20:12 ). Итак, первый долг всякого человека в общежитии почитать своих родителей, повиноваться им ( Еф. 6 ), питать и покоить их во время старости (Товиг. 4:3,4. Притч. 23, 22 ), по кончине же их молиться о спасении душ их. А как Государство, коего законы защищают нашу безопасность, есть как бы одно великое семейство, которого Отец есть Государь, пекущийся о благосостоянии всех и каждого: то любовь наша к Царю и Отечеству должна простираться до готовности положить за них жизнь свою ( Ин. 15:13 ). Кроме сего, место родителей заступают для нас Пастыри и Учители духовные; потому что они учением и таинствами рождают и воспитывают нас для жизни вечной ( Евр. 13:17 ), и потому также достойны нашего почтения, равно как и все начальствующие господа, воспитатели, наставники, благотворители и старшие возрастом ( Рим. 13:1, 2 . 1Пет. 2:13, 14, 17 . 1Тим. 5:1, 2 ). Посему Бог повелевает нам покоряться всякой власти ( Рим. 13:1, 2 ), отдавать всякому что должно: емуже дань, дань; емуже страх, страх; емуже честь, честь ( Рим. 13:7 ). Раби, говорит божественный Апостол, послушайте господий no плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, не пред очима точию работающе, якоже человекоугоднницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божию от души ( Еф. 6:5, 6 ); раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам не токмо благим и кротким, но и строптивым ( 1Пет. 2:18 ). Повелевая нам поступать таким образом, слово Божие предает проклятью всякого не почитающего своих родителей ( Втор. 27:16 ), признает достойным смерти всякого мятежника, неповинующегося властям ( Втор. 17:42 . Числ. 16 ), всякого строптивого своевольника ( Втор. 21:17. 21 ), и осуждает всякого не покоряющегося здравому учению Пастырей Церкви ( Евр. 13:17 ). Но, с другой стороны, тоже слово Божие заповедует отцам не огорчать детей своих ( Еф. 5:4 ), пастырям Церкви – быть бескорыстными ( 1Пет. 5:2,3 ); от господ требует доставлять рабам и слугам все должное им и справедливое, помня, что над всеми есть Господь и праведный Судья на небеси ( Кол. 4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Не только спасенные пребывают во Христе, но и Христос в них: «Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ; ср. Ин.14:20 ; 1Ин. 4:16 ; Еф.3:17 ). Смысл спасения. Преимущества союза со Христом описываются по-разному. Представляется целесообразным разделить многочисленные библейские образы на три отдельные категории: новое положение, новая личность, новый образ жизни. Спасение показано в Библии явлением в трех измерениях. Новое положение: спасение как объективное изменение. Спасение означает, прежде всего, изменение правового положения, обретение новых прав (и обязанностей) в результате союза со Христом. Новое положение, полученное благодаря Божьему спасительному служению, изображается с помощью четырех основных образов. Понятие искупления вызывает в воображении образ рыночной площади. В Ветхом Завете искупление было обычаем, позволявшим родственнику освободить члена семьи из рабства путем уплаты выкупа ( Исх.21:30 ). Искупление означало сделку, когда какой-то предмет или человек выкупался за плату. Например, невнимательный хозяин вола, забодавшего человека до смерти, мог избежать наказания смертью, уплатив выкуп «за душу свою» ( Исх.21:29–30 ). Яхве рассматривался как Искупитель Израиля ( Втор.13:5 ; Ис.49:26 ). Иисус тоже обращался к образу искупления для объяснения природы Своего служения и Своей смерти: «Ибо и Сын Человеческий... пришел... отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк.10:45 ). Термин искупление Лука использует в общем смысле спасения ( Лк.1:68; 2:38; 21:28; 24:21 ). Павел тоже пользуется образом искупления ( Рим.3:24 ; 1Кор.1:30 ; Гал.4:5 ; Кол.1:14 ) и заявляет, что ценой нашего искупления была Кровь Христа, символизирующая небесную жизнь: «... в Котором мы имеем искупление Кровию Его» ( Еф.1:7 ; ср. Евр.9:12–15 ; 1Пет.1:18–19 ). «Ибо вы куплены дорогою ценою», – напоминает Павел своим читателям ( 1Кор.6:20 ). Оправдание – это образ, заимствованный из судебной практики. Оправдание означает, что судья признает обвиняемого невиновным. «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ). В этом случае спасение тоже подразумевает обретение нового положения, то есть освобождение, которое следует за вынесением оправдательного приговора: «не виновен». Павел дает ясно понять, что грешники объявляются праведными на основании не их собственных заслуг или достижений (дел), а их положения «во Христе»: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» ( Рим.8:1 ; ср. Рим.3:21–31 ; Гал.3:11 ; Еф.2:8–9 ). Оправдание, как и искупление, обусловливается пролитой Кровью Христа, «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» ( Рим.4:25 ; ср. Рим.5:8–9 ). Новое положение, полученное благодаря оправданию, выражается в прощении грешников, которые во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Из представленных доказателъств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грех свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» ко злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общаго у света со тьмою»? ( 2Кор. 6:14 ). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определенное время» Он послал в мир Сына своего ( Рим. 5:6 ; Гал. 4:4 ), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш Своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, Своими страданиями и смертью на кресте, Своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принес за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» ( Рим. 8:2–3; 3:25 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 9:25, 26 ). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой ( Еф. 2:15,16 ; Кол. 2:13–15 ; 2Кор. 5:19 ). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному ( Рим. 8:15 ; 2Петр. 1:10,11 ; Евр. 4:16; 9:12,14,24; 12:22–24 ). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский ( Рим. 8:1; 5:1 ; Лк. 2:14 ; Еф. 2:16 ). «Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровию Своею? Господь Иисус Христос , пострадал за всех людей ( 1Ин.2:2 ). Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин. 1:15 ; Рим. 5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «перваго» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор. 15:45, 48–49 ). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр. 1:5 ), того не касается и благодать искупления (Ср. Зах. 1:3 ; Флп. 2:12 ; Еф. 2:1–9 ; Рим. 11:17–23 ). Для таких людей эта благодать- все то же, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, и жаждут, и наготуют ( Откр. 3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученые, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто может, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:37–38 ср. Ис.55:1; 12:3 ; Иоил. 3:18 ).– Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин. 4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпающие ее из источников спасения ( Ис. 55:1 ; Сн. 21:3; 40:29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Кто праздненъ, тотъ безъ дела и безъ пользы. Таковы пути всехъ техъ, которые не трудятся, но охотятся словами и воображаютъ себе, что это праведно и для нихъ полезно. Труды таковыхъ подобны вдовицамъ празднымъ и болтливымъ, которыя шатаются и обходятъ по домамъ (1 Тим. 5) въ болтливости своей, и охотятся словами праздными, и переносятъ изъ дома въ домъ въ многое безъ страха и вместе съ темъ, въ безстыдстве своемъ, говорятъ разныя слова, подъ предлогомъ О если бы они были учители истиннаго и были блаженны! Но они докучны, не понимая чего хотятъ, и утверждая чего нетъ, поелику хотятъ быть учителями и хвастаются того, что говорятъ, и торгуютъ во имя Христово. Это свойственно многимъ, но не подобаетъ рабамъ Они не слушаютъ говорящаго: пусть не будутъ учителями между вами, и не все будьте пророками. Кто въ слове не согрешаетъ, сей совершенъ мужъ, силенъ обуздати и поработити все тело свое 3, 1–2) и: если кто говоритъ, пусть говоритъ въ слове (1 Пет. 4, 11). И: если есть въ тебе преподай слово брату твоему, а если нетъ, положи руку твою на уста твои: ибо во время надо молчать, и во время говорить (Еккл. 3, 7). И опять говоритъ: кто говоритъ въ свое время, благо тому (Прит. 25, 11). И еще говоритъ: да будутъ речи ваши основаны во благодати (Кол. 4, 6). Дело человека — знать, какимъ образомъ предложить слово всякому человеку въ своемъ месте. Кто говоритъ что ни попадетъ на языкъ, тотъ всегда заводитъ и кто говоритъ слова, умножаетъ болезнь (Сир. 20, 8), и скорый губами своими падаетъ въ злая (Прит. 13, 3. 18; Еккл. 10, 12): ибо языка приводитъ гневъ, а неиспорченный (человекъ) хранитъ языкъ свой и соблюдаетъ душу свою въ животъ (Прит. 16, 26–27; 21, 23). Те, которые и благими словесы прельщаютъ сердца незлобивыхъ (Рим 16, 18), — ублажая ихъ, обманываютъ ихъ. Убоимся же определеннаго учителямъ: большее бо 3, 1) учители, которые учатъ и не делаютъ (Матф. 23, 4), которые носятъ имя Христово во лжи и выдаютъ себя за истинныхъ учителей, и ходятъ и бродятъ безразсудно и превозносятся и славятся въ плоти. Они — какъ тотъ слепецъ, который слепца водитъ, и оба падаютъ въ яму (Матф. 15, 14; Лук. 6, 39); они носятъ (Гал. 5, 10), поелику въ болтовне и своемъ учатъ пустому, мудрости душевной 3, 15), тщетному препретельныхъ словесъ мудрости (1 Кор. 2, 4), по воле началъ и властей воздушныхъ и духа, иже действуетъ въ сынехъ (Еф. 2, 2), по сего, а не по Христову (Кол. 2, 8). По складу речи познается человекъ. Однакожъ, если ты получилъ слово или случай или пророчества, или благословляй Бога, который помогаетъ всякому человеку и не завидуетъ, — Бога, говорю, который даетъ всякому человеку и не поноситъ 1, 5). Итакъ — даромъ, который ты получилъ отъ Господа, служи духовнымъ, пророкамъ, которые знаютъ, что слова, которыя ты говоришь, суть слова Господа, — и полученные дары, если они действительно у тебя есть, изрекай въ церкви, въ братьевъ во Христе, чтобъ эти дары были благими, изобильными и полезными людямъ Глава XII.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Спасение означает также усыновление или включение в Божью семью ( Исх.4:22 ; Ос.11:1 ; Гал.4:5–7 ). Процесс усыновления связан с воздействием Святого Духа, Которого Павел назвал «Духом усыновления» ( Рим.8:15 ). Спасенные становятся членами Божьего Царства и своими Богу. Человек – не дитя Божье по природе, и в образе усыновления подчеркивается благодать спасения. В образе усыновления союз с Богом понимается как доступ ко всем привилегиям, связанным с положением законных детей Бога, «наследников Божиих, сонаследников же Христу» ( Рим.8:17 ; ср. Еф.1:13–14 ). Наконец, Павел изображает новое положение спасенных с помощью образа из области личных взаимоотношений – примирения (см. ВОССОЕДИНЕНИЕ ), когда прежняя отчужденность преодолевается или устраняется. Все люди – по природе враги Бога вследствие греха ( Рим.5:10 ; Кол.1:21 ). Бог тоже отчужден от человеческих существ, так как Он испытывает праведный гнев ( Рим.1:18 ). Но смерть Иисуса Христа побеждает грех и отвращает Божий гнев: «Бог во Христе примирил с Собою мир» ( 2Кор.5:19 ; ср. Еф.2:16 ). Благодаря этому примиряющему служению пребывающий во Христе восстанавливает отношения с Богом и вслед за Авраамом может именоваться «другом Божиим» ( Иак.2:23 ). Новая личность: спасение как внутреннее изменение . Во-вторых, пребывающий во Христе претерпевает внутреннее обновление. «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). Спасение означает новое субъективное состояние, обретение не только нового объективного положения, но и новой личности. Наиболее ярким образом этого внутреннего Преобразования служит, пожалуй, метафора Иисуса о рождении свыше ( Ин.3:3–7 ; ср. 1Пет.1:23 ). Потребность в таком внутреннем обновлении осознавалась псалмопевцем: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» ( Пс.50:12 ). Пророки тоже предвидели время национального обновления и духовного очищения ( Иез.36:25–28 ), когда Бог заключит новый завет и напишет Свой закон на сердцах людей ( Иер.31:31 ; Ос.6:1–3 ). Павел понимал крещение как знамение возрождения: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых... так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:4 ; ср. 2Тим.2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Вместе с тем само Воскресение являет онтологическую полноту Божественного всемогущества, делающую это утверждение в Б. возможным и открытым для всех следующих Христу. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3. 16),- в ответ этой животворящей любви все наследующие Христу, сопричастные Его смерти («если один умер за всех, то все умерли» - 2 Кор 5. 14) и Его победе над смертью, также призваны жить «уже не для себя… но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор 5. 15), а значит, по мере сил и для ближних своих, за кого пролил кровь Сам Спаситель,- и именно в этом служении Богу и ближним человек обретает и собственное, открытое для восприятия даров неиссякающей жизни Б. Ибо Тому, Кто любит нас совершенной любовью, нужна полнота нашей жизни. Любя Его, мы не смеем отказывать Ему в этом - в надежде, что такие же отношения связывают друг с другом и с Творцом и др. Божии создания, весь мир Божий. Господь, «Наполняющий все во всем» (Еф 1. 23), указует нам онтологическую реальность, нравственный смысл и неисчерпаемую внутреннюю содержательность, «преизобильное богатство» (Еф 2. 7) такого Б. Восстав из гроба, Христос как «первенец из мертвых» (Кол 1. 18; Откр 1. 5) указывает своим верным путь парадоксальный, но спасительный: «...Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк 9. 24). И еще: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12. 24). Полным непониманием духа и смысла этих слов было бы рассматривать самопожертвование как своего рода «средство», методический прием достижения Б. - достоин и поистине обретает Б. тот, кто способен о нем забыть, кем движет не страх смерти, а живая жертвенная любовь к Богу и ближнему, любовь, к-рая «изгоняет страх» (1 Ин 4. 18). С начала своей истории христианство вступило в полемику с философским учением о Б. души.

http://pravenc.ru/text/бессмертия.html

Еф.5:14 . Сего ради глаголет: востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос. Кто глаголет сие? Слов сих в Божественных Писаниях не обретается. Некоторые говорили, что оные взяты из книг, апокрифическими называемых, Пророка Иеремии (Георг. Синге), а другие из Псалма некоторых писателей (Смот. Феод. в он. мест.), которые, сподобившись Божественной благодати, написали Псалмы, о коих Апостол Павел сказал: « кийждо вас Псалом имать » ( 1Кор.14:26 ). Вероятнее однако ж кажется, что мысль оная взята от сих Пророческих слов Исаии: « людие ходящии во тьме, видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы » ( Ис.9:2 ; Мф.2:15 ; Ос.11:1 ). В иных же словах представлена Апостолом Павлом, как и другие некоторые речения пророческие переиначены святыми Евангелистами ( Мф.27:9 ; Иер.32:9 ; Зах.11:12–13 ). Спящим называет грешного, яко праздного и бездействительного в делании добрых дел, и вчиненным с мертвыми, яко имеющего душу свою умерщвленную грехом. К покаянию же слово сие грешника возбуждает. Востани, говорит, спяй сном греховным, и воскресни от мертвых, дел греховных. Сие есть обличение греха. Но посмотри, как по обличении и по предполагаемом сокрушении сердца обещает свет благодати: « и осветит тя », говорит, « Христос ». Вот убо как чрез обличение бывый прежде грешным и темным соделывается праведным и светлым от света благодати Иисус Христовы. Еф.5:15–16 . Блюдите убо, како опасно ходите, не яко же не мудри, но яко же премудри: искупующе время, яко дние лукави суть. Время есть мера, которою измеряем продолжение пребывания вещей: оно не продается, ни покупается, ни выкупается. Равно и дни, будучи часть времени, ни лукавы, ни не лукавы суть: явствует убо отсюда, что в переносном смысле употребил оные слова Апостол Божий. Что же значит: « искупующе время, яко дние лукави суть »? То же написал он и к Колоссаям, говоря: « В премудрости ходите ко внешним, время искупующе. Слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено, ведети, како подобает вам единому комуждо отвещавати » ( Кол.4:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Среди притч Спасителя, есть притча о хозяине виноградника и его работниках (Мф. 21:33-41, Мк. 12:1-9, Лк. 20:9-16). Фактически там происходит межклассовый конфликт, когда работники отказываются отдавать слугам хозяина то, что обязаны, а сына хозяина вообще убивают, чтобы завладеть наследством. Естественно, эта притча не о «межклассовой борьбе». Там говорится о другом. Но, очевидно, что и для Спасителя и для его аудитории такие «работники» являются злодеями, достойными смертной казни. Если коммунисты обязаны были призывать к межклассовой ненависти и межклассовой борьбе, то христиане обязаны делать прямо противоположное: они должны призывать к межклассовому миру. У апостола Павла есть прямая инструкция о том, как должны поступать рабы и их господа. « Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, 8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.» (Еф. 6:5-8) При этом инструкции даются не только «низам», но и «верхам» «И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия. « (Еф. 6:9). Аналогичный призыв есть в послании к Колоссянам. (Кол. 3:22-4:1 ). И там и там речь идет об иерархии. Дети должны подчиняться родителям, жены мужьям, а рабы господам. В то время как те, кому подчиняются, должны заботиться о тех, кто им подчиняется. Думаю, очевидно, что данные примеры действуют не только для пары «раб и господин», но и для других пар («верхи и низы»). В другую эпоху Павел, возможно, сказал бы «крестьяне и феодалы». Вот к чему должны стремиться христиане в межклассовых отношениях. Не к борьбе, вплоть до ликвидации одной из сторон, а к миру, когда обе стороны выполняют свои обязательства друг перед другом и друг друга любят. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.» (1 Иоан. 4:20-21).

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/18/...

Земля Мешеха располагалась на севере ( Иез.39:2 ) и далеко отстояла от Кидара, что в Аравийской пустыне. Если народ живет у Мешеха и у Кидара, то это значит, что он рассеян по чужим странам. Пс.119:6             Долго для себя обитала душа моя с ненавидящим мир. Долгим было для души время плена, когда человек принужден был жить с теми, кто ненавидит мир (шалом). Однако именно плен открыл возможность понять, что есть мир – Кто есть мир: Пс.119:7             Я – [сам] мир,                         и когда говорю, они – к войне. " Я – мир» (шалом). Христос – «Он есть мир наш» ( Еф.2:14 ). Миротворение есть главное дело Бога Сына, ибо Отец «умиротворил Кровью креста Его и земное, и небесное» ( Кол.1:20 ). «Ищущий мира – ищет Христа, «ибо Он есть мир наш» ( Еф.2:14 )» (ПсСвОт). Мессия есть сам «мир» и сама «молитва», но именно поэтому с Его Пришествием приходит война. Ср.: «за любовь мою – противятся мне, а я – [сама] молитва» ( Пс.109 /108:4). «Я – [сам] мир, но когда говорю, они – к войне». Слова Мессии по своей природе – возбуждают распрю:        «мир» Божий в грешном человечестве есть основание самой жестокой «войны». И к ней нужно быть готовым: «не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф.10:34 ). Итак, первая из «ступеней восхождений» – необходимость понять, что есть непримиримая «вражда», которая положена между человеком и диаволом ( Быт.3:15 ). Пс.120:6             Днем солнце не поразит тебя,                         и луна ночью. Опасность идет не от солнца и не от луны, но от духов злобы, которые беспрепятственно действуют и под солнцем, и под луной, и в безлунные ночи. «Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днем, от язвы, во мраке ходящей, от заразы, сражающей в полдень» ( Пс.91 /90:5,6). Пс.122:3             Помилуй нас, Господи, помилуй нас,                         ибо мы весьма насыщены презрением 565 . «Весьма насыщены» – пресыщены, больше не можем вместить, дошли до края. Подлинное насыщение человек имеет в богопознании («насыщусь природным Твоим»; Пс.17 /16:15); здесь – его полная противоположность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010