Из представленных доказателъств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грех свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» ко злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общаго у света со тьмою»? ( 2Кор. 6:14 ). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определенное время» Он послал в мир Сына своего ( Рим. 5:6 ; Гал. 4:4 ), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш Своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, Своими страданиями и смертью на кресте, Своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принес за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» ( Рим. 8:2–3; 3:25 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 9:25, 26 ). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой ( Еф. 2:15,16 ; Кол. 2:13–15 ; 2Кор. 5:19 ). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному ( Рим. 8:15 ; 2Петр. 1:10,11 ; Евр. 4:16; 9:12,14,24; 12:22–24 ). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский ( Рим. 8:1; 5:1 ; Лк. 2:14 ; Еф. 2:16 ). «Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровию Своею? Господь Иисус Христос , пострадал за всех людей ( 1Ин.2:2 ). Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин. 1:15 ; Рим. 5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «перваго» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор. 15:45, 48–49 ). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр. 1:5 ), того не касается и благодать искупления (Ср. Зах. 1:3 ; Флп. 2:12 ; Еф. 2:1–9 ; Рим. 11:17–23 ). Для таких людей эта благодать- все то же, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, и жаждут, и наготуют ( Откр. 3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученые, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто может, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:37–38 ср. Ис.55:1; 12:3 ; Иоил. 3:18 ).– Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин. 4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпающие ее из источников спасения ( Ис. 55:1 ; Сн. 21:3; 40:29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Духу, так что и самые выражения: «благодать» и «Дух Святой», «дар благодати» и «дар Св. Духа» являются взаимно-заменимыми ( Деян.2:38 ; 1Кор.6:11 ; 2Кор.1:22 ; Гал.3:2,14 ; 1Фес.4:8 ) и самый Дух Св. называется «Духом благодати» ( Евр.10:29 ) (хотя, впрочем, прямо выражения «благодать Духа Св.» в Нов. 3. и не встречается). – Поскольку Дух Св. сообщает дар оправдания лишь в силу искупительных заслуг и по ходатайству прославленного Христа ( Ин.7:39 ; Ин.14:17 ; Ин.15:7 ), то благодать является специфическим даром Нового Завета 39 . Новозаветное учение со всей решительностью утверждает, что спасение человека совершается благодатью. Мысль эта ясно выражается в тех случаях, когда спасение человека сравнивается с новым рождением ( Ин.3:3–7 ), с новым творением ( 2Кор.5:17 ; Еф.2:10 ), или когда называется оживотворением и воскресением ( Еф.2:5 ; Кол.2:13 ; Кол.3:1 ). Все, что христианин имеет, он «получает» ( 1Кор.4:7 ); все, чем он является, совершается благодатью ( 1Кор.15:10 ; Фил.2:3 ). Но с другой стороны, новозав. откровение столь же решительно ставит спасение и в зависимость от самого человека. Непременным условием спасения поставляется покаяние и вера, зависящие от свободы человека, почему и делаются постоянно увещания к покаянию и вере ( Мк.1:15 ; Мк.5:36 ; Ин.6:29 ; Ин.10:38 ; Ин.12,36 ; Ин.14:1,11 ; Деян.16:31 ; Деян.20:38 и др.). Рим.1:5 вера представляется как «послушание» (πακο), след., как нравственное расположение, которое должно быть усвоено человеком. Деятельное участие человека в деле усвоения спасения ясно предполагается и в призываниях к твердому пребыванию в вере ( Деян.14:22 ; 1Кор.16 и др.), к постоянному бодрствованию ( Мф.24:42 ; Мк.13:35 ; 1Пет.5:3 ; Евр.3:7 ; Откр.3:3,20 ; Откр.16:15 ), к напряженному подвигу ( Мф. 7:13–14 ; Деян.14:22 ; 1Кор.9:24–27 ; 1Фес.1:3 ; 2Тим.2:5 ; 2Тим.4:7 ) и вообще, к упражнению в добродетели и исполнению обязанностей христианина. Таким образом, новозав. учение признает и благодать и свободу одинаково необходимыми деятелями в созидании спасения, хотя преобладающее, господственное значение усвояется все же благодати: «Благодатию Божиею есмь, еже есмь не аз же, но благодать Божия, яже со мною» ( 1Кор.15:10 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Это – преимущественное проявление и царство Бога-Духа («Царю Небесный»), нераздельно с Отцом и Сыном действующего и проявляющегося как вообще в мире и ветхозаветном человечестве ( Быт. 1:2 ; Иов. 33:4 ; Прем. 1:7 ; Пс. 50:12, 103:30, 138:7 сл., ср. Деян. 28:25 ; 2Пет. 1:21 ), так в особенности в Новом Завете, преимущественно в Церкви ( Ин. 4:24, 7:39, 20:22 ; Мф. 3:11, 10:20 Деян. 1:2–4, 2:17–18, 33 ; Рим. 8:11, 28 Гал. 4:6 ; 1Кор. 2:10, 12, 3:16, 6:16, 19 , – особ. 12 гл. 2Кор. 3:17–18 , др. мн.), – Духа Господа и Утешителя ( Ин. 14:17, 26, 15:26, 16:13 ; 2Кор. 1:22, 3:17–18 ), – Духа радости, мира, любви, истины, правды ( Рим. 14:17 ; Гал. 5:22 ; 1Фес. 1:6 , др.), – Дух обетования и Надежды ( Рим. 15:13 ; Гал. 5:5 ; Еф. 1:13 ) на обновление человека ( Тит. 3:5 ), а с ним и всей твари, в свободу славы детей Божиих ( Рим. 8:16–24 ; 2Кор. 3:17–18 ), в жизнь вечную ( Гал. 6:8 ), – Коего полное проявление с радостью ожидается верующими, когда прекратится «частичное, гадательное, посредственное» и настанет «совершенное, лицом к лицу, непосредственное» ( 1Кор. 13:10–13 ), когда посев «душевного тела» возрастет в «тело духовное», – тленное облечется в нетленное и смертное в бессмертное, – когда мы свергнем с себя образ перстного и будем носить образ Небесного ( 1Кор. 15:44, 48–49, 53 ), «Человека-Господа с неба» или Богочеловека ( 1Кор. 15:47 ) 2 , – когда Христос предаст царство Богу и Отцу... и Бог будет все во всем ( 1Кор. 15:24–28 ). Как Древний Завет был как бы преимущественным проявлением славы и царством Бога-Отца и прообразовательно – предначинательным откровением славы и царства Слова-Сына, так Новый Завет , являясь как бы преимущественным царством и откровением славы Бога-Слова-Сына в лице Спасителя-Христа-Богочеловека, есть предначинательное царство Бога-Духа-Утешителя, имеющее достигнуть своего полного осуществления и проявления после второго пришествия Христа, в царстве славы сынов Божиих. И как древний Израиль, служа Единому Богу и Отцу Небесному, должен был вести все человечество ко Христу и Его царству, так новый Израиль – Церковь своим назначением имеет осуществление и распространение главенства Христа во всех народах земли, чтобы было одно стадо и Один Пастырь ( Ин. 10:16 ) и все человечество стало одним живым соборно-всемирным телом – Церковью Одного Главы-Спасителя Богочеловека, оживотворяемою Духом Святым, как и каждый отдельный человек имеет одну главу, один дух, одно Я, одно самосознание, при одном же живом теле, хотя и с разнообразными членами и многочисленными элементами ( Ин. 10:1 дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Об этом общем причастии людей греху Адама знала ветхозаветная еврейская Церковь . Уже в кн. Бытия засвидетельствовано, что «помышления сердца человеческого – зло от юности» ( Быт.8:21 ), т. е. с детства. Праведный Иов яснее указывает на ту же истину: «кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов.14:4 ). И в другом месте: «что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным?» ( Иов.15:14 ). А св. царь Давид о самом себе исповедал в слух всего мира: «вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ; ср.: 3Ездр.7:48 ). Из представленных доказательств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грехи свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» ко злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общего у света со тьмою?» ( 2Кор.6:14 ). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определенное время» Он послал в мир Сына своего ( Рим.5:6 ; Гал.4:4 ), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, своими страданиями и смертью на кресте, своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принес за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» ( Рим.8:2–3 ; Рим.3:25 ; 2Кор.5:21 ; Евр.9:25–26 ). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой ( Еф.2:15–16 ; Кол.2:13–15 ; 2Кор.5:19 ). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному ( Рим.8:15 ; 2Петр.1:10–11 ; Евр.4:16 ; Евр.9:12,14,24 ; Евр.12:22–24 ). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский ( Рим.8:1 ; ср.: Рим.5:1 ; Лк.2:14 ; Еф.2:16 ). «Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровию Своею? Господь Иисус Христос, пострадал за всех людей ( 1Ин.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Здесь же Тишендорфом было заявлено намерение – издать в свет эти драгоценнейшие отрывки (pretiosissima ista fragmenta), хотя намерение это и не было исполнено им, по неизвестным причинами, как остались без исполнения, – заметим кстати, – и многие другие планы этого неутомимого ученого труженика. Между тем, к вышеуказанным восьми листам прибавилось еще шестнадцать листов, открытых вновь тем же способом. Из числа их четырнадцать листов оказались содержащими также отрывки Павловых посланий, – а именно: Рим.14:10–15 (fol. 1), 1Кор.16:1–17:7 (fol. 4), 2Кор.7:10–8 (fol. 9), 2Кор.10:16–11:21 (fol. 11), 2Кор.12:14–13 (fol. 12), Гал.2:5–3:5 (fol. 13), Еф.1:16–2 (fol. 14), Флп.1:1–20 (fol. 15). 1Тим.1:12–2 (fol. 17), 1Тим.5:18–6 (fol. 18), Евр.6:6–7 (fol. 19), Евр.7:8–8 (fol. 20), Евр.9:27–10 (fol. 21), Евр.10:25–11 (fol. 22); два же листа представляли весьма значительную часть первого послания св. Иоанна Богослова: 1Ин.3:8–4:15 (fol. 23), 4:16, 5(fol. 24). Текст этих-то 24 пергаментных листов и предлагается в первый раз г. Циглером вниманию ученых исследователей слова Божия в печатном критическом издании. Кроме точного воспроизведения самого текста рукописи (все 24 листа считаются, как было уже замечено, в каталоге мюнхенской библиотеки, как одна рукопись или один манускрипт), разбор которого стоил почтенному ученому издателю, судя по приложенным в конце книги фотографическим снимкам, немалых трудов, издание обставлено, как мы уже сказали, разного рода учеными справками, объяснениями, исследованиями, требуемыми новейшею ученою критикой, и в частности именно – библейской в делах подобного рода, – что и придает ему особенный интерес. В весьма пространном введении (стр. 2–30) г. Циглер делает прежде всего самое подробное описание издаваемых фрагментов; указывает затем орфографические и лингвистические особенности их, и наконец определяет важность и отношение их к другим известным манускриптам древне-латинского, до-иеронимовского перевода. Вторую часть составляет самый текст фрагментов, отпечатанный, согласно с характером самого письма их, унциальным (заглавным) шрифтом, с соблюдением, насколько было возможно, всех интервалов, пунктуации и других внешних особенностей оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Объяснение. Человек не должен хвалиться, что будто он сам приобретает себе спасение, нет, он только удостаивается спасения по милости Божией. Но так как верующие созданы на добрые дела: Еф.2:10 , то они обязаны стараться и трудиться, совершать христианские добродетели, чтобы тем благодарить Бога за дарованную им благодать спасения, чему научаемся из слов того же апостола Павла: 2Тим.4:7 . Оправдание на судилище Христовом будет не по одной только вере, но и по делам: 2Кор.5:10 . А что апостол не отвергает добрых дел, это видно из многих мест его посланий: 1Тим.6:18 ; Гал.6:10 ; Тит.3:1 . Еф.6:13:16–17 . «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, всё преодолевши, устоять... а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие». Объяснение. Оправданный пред Богом неуязвим от диавола, хотя бы подвергся самым многочисленным и тяжёлым ударам от него; но находящийся ещё под гневом Божиим: Рим.1:18 , легко поражается врагом. Итак оправдание служит для христианина бронёй, которое хотя и даётся даром: Рим.3:24 , но ему должны предшествовать добрые дела: Иак.2:22–24 , и исполнение заповедей: Рим.2:6:13 . Тит.2:11:13–14 . «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков... ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Объясн. В этом месте апостол касается того, что соделано для нашего спасения Богом, и того, что требуется для той же цели от нас самих. Под благодатью здесь разумеются не только дары Святого Духа, возрождающие нас и утверждающие в жизни духовной, но и всё вообще домостроительство нашего спасения: вочеловечение Сына Божия, дарование евангельского закона, искупительная смерть, спасительное воскресение: Ин.3:16 ; 1Кор.15:3–5 . Христианство есть также искупление от греха жертвой Христовой, затем таинственное соединение с Христом, Который есть Глава, а мы – члены тела Его: Еф.5:23:30 ; Кол.1:18:2:19 . Об этом и говорится в ст.14. Не одним только учением совершает Христос наше избавление от греха, но и тем, что приносит Себя в жертву за нас и даёт питаться нам Телом и Кровью Его: Ин.6:53–55 ; 1Кор.10:16:11:26 . И при этом нельзя думать, что для нас и за нас сделано всё и что нам остаётся только покоиться, веруя в своё спасение как несомненное и неотъемлемое, нет, апостол отсекает эту мысль, когда говорит: «ревностный (народ) к добрым делам»: ст.14, – показывая этим, что, научившись от Христа, получив искупление от Него, возлагая на Него, как на своего Царя и Главу, «блаженное упование»: ст.13, мы должны ревностно заниматься совершением добрых дел: Иак.2:24–26 . По учению Евангелия, Царство Небесное усилием берётся: Мф.7:12:11:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О Себе Самом Иисус Христос учил как о лице, на котором и чрез которого были исполнены все ветхозаветные обетования и пророчества, т.е. как о Мессии или Христе. В первый раз Иисус Христос прямо указал на Себя, как на Мессию или Христа, в беседе с самарянкою ( Ин.4:25–26 ); затем в назаретской синагоге, прочитав несомненно мессианское место из книги пророка Исаии ( Ис.61:1–2 ), Он прямо отнес его к Себе ( Лк.4:16–22 ). В другой раз, в Иерусалиме, обличая ожесточенное неверие иудеев в Него, Он употребил против них их же собственное оружие. «Испытайте писания, – сказал он им, – ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне... Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» ( Ин.5:39–47 ). И простой народ говорил об Иисусе Христе: «Это истинно тот Пророк, Которому должно придти в мир» ( Ин.6:14 ), «Он точно пророк», «Это – Христос» ( Ин.7:40, 41 ). После Своего воскресения из мертвых Иисус Христос уже подробно, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял Апостолам сказанное о Нем во всем Писании ( Лк.24:27 ) и, следовательно, учил о Себе, как о предвозвещенном пророками. В частности, Иисус Христос учил о Себе, как об Искупителе падшего человечества, т.е. что согласно ветхозаветным пророчествам, Он должен пострадать и умереть в наказание за грехи людей, для примирения грешников с Богом, для дарования людям средств ко спасению и вечному блаженству. «Сын Человеческий не для того пришел на землю, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ); кровь Его пролита за многих во оставление грехов ( Мф.26:28 ); Он пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:10 ), призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). В беседе с Никодимом И. Христос изложил это учение о Себе в следующих словах: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесу быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14, 15 ). Еще раньше Самого И. Христа учил о Нем, как об Искупителе всего человечества Иоанн Предтеча. Указывая на И. Христа своим ученикам, он говорил о Нем: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29, 36 ). Впоследствии это учение согласно проповедовали все Апостолы, утверждая, что Бог послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши ( 1Ин.4:10 ), что поэтому кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ). См. еще 1Пет.1:2, 19, 2:21, 3:18, 5:1 . Рим.3:25, 5:9, 10:10, 16, 11:25, 27 . Еф.1:7, 2:13 . Кол.1:14, 20 . Евр.2;14, 9:12, 14:20, 26, 10:19, 13:12. 20 . Гал.3:13, 4:5 . Откр.1:5, 5:9, 7:14 . 2Кор.15:6 . 1Тим.1:15 . 2Тим.4:18 . Тит.3:5 . Самого Иисуса Христа Апостолы часто называли прямо Спасителем мира, Спасителем нашим, Спасителем всех людей ( 1Ин.4:14 . Иуд.1:25 ; 2Пет.1:1, 11, 2:20, 3:2, 18 . Еф.5:23 . Флп.3:20 . 1Тим.1:1, 2, 3, 4:10 . 2Тим.1:10 . Тит.1:3, 4, 2:10, 13, 3:4, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Сей внутренний дух, будучи рассматриваем в самом писании как в посредствующей причине Божиих действий на человека, есть Дух живого слова Божия, иначе именуемый помазанием ( Ин.2:20–24 ), ( Ин.6:63 ), ( 2Кор.1:21–22 ), ( 1Сол.1:5; 2:13 ), а будучи рассматриваем как сила Божия, которую Бог совершает самую спасительную перемену в человеке через писание и другие средства, дарованная к спасению, есть благодатное действие Божие. При сем–то внутреннем начале и возможно токмо живое ( 1Кор.2:4, 10, 12, 13 ), ( 2Кор.3:6 ) познание и духовная деятельность ( Ин.15:5 ), ( Рим. 8:9–11, 14 ). Иначе есть ли при внешнем – высшем начале духовной деятельности, каковы суть Божеств[енной] силы, напрвляющей к действию, то не произойдёт в нем духовной перемены, но не в состоянии будет исполнять; или даже мерою собственных сил будет измерять силу духовных требований ( Ин.3:4; 6:69 ), и таким образом или будет ослаблять в понятии своем значение и силу оных, или после некоторых бесполезных усилий успеть в духовной жизни – опять будет возвращаться в прежнее духовное состояние ( Мф.19:22, 26 ), ( Мк.10:22 ). Посему деятельное Богословие, дабы быть истинно таковым, во всем учении своем должно направлять человека к приобретению Духа Божия, к исполнению Духом Божиим ( Еф.5:14 ) и к действованию силою Духа Божия, дабы не иначе, как Дух Божий или Божественное действие, как единственное начало духовной жизни, раскрыть в тех, коих должно поучать духовной деятельности ( Рим.8:9, 14 ), ( Гал. 5:16, 18, 20 ). – Личный предмет и качества потребные для изучения Деятельного Богословия Личный предмет образования Деятельного Богословия и качества потребные для изучения Деятельного Богословия. – Хотя основательное и полное наставление в истинах спасения относится без исключения ко всем невозражденным; поскольку Благодать Божия спасительная явилась для того, что бы научить всех отвергнуться нечестия и мирских похотей ( Тит.2:11–12 ) и Спаситель пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние ( Мф.9:13 ). Впрочем из самого свойства и образа изложения Деятельного учения нельзя не видеть того, что приступающие к изучению деятельных истин, рассматриваемых во всей полноте и пространстве должны иметь по крайней мере некоторый начаток духа ( Рим.3:23 ), дабы могли быть беспрепятственно возводимы к преднамереваемому совершенству ( Евр. 6:1 ), ( 2Тим. 3:17 ), именно: со стороны познания должны иметь начала Христова Слова, дабы способны были понимать и принимать, яже Духа Божия ( 1Кор.2:14 ), а со стороны сердца иметь чувство своего духовного несовершенства ( Рим.7:18, 24 ), дабы при собственном бессилии к совершенству ( Ин.6:68; 7:17 ), с искренним желанием могли обратиться к силе Божией и от всего сердца предаться образу предлагаемого учения ( Рим.6:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Третья часть 10:1 – 14:40. Экклезиология апостола Павла. а. Типология 10:1–13. б. Евхаристия 10:14–22. с. Евхаристические собрания 11:2–34. д. Церковь – тело Христово 1261–30. е. Высшие дары. Гимн любви 12:31 – 13:13. f. Пророчество и дар языков 14:1–40. Четвертая часть 15:1–58. а. Проповедь 15:1–11. б. Воскресение Христа и воскресение мертвых 15:12–22. с. Эсхатология 15:23–28. д. Тело после воскресения 15:29–58. Пятая часть 16:1–24. Последние рекомендации Экзегеза Обращение 1:1–3. Эта часть в 1 Кор. довольно длинная и требует комментария. Отправителями являются Павел и Сосфен. Послание адресовано «Церкви Божией, находящейся в Коринфе». Здесь важно отметить, что у апостола Павла термин « Церковь Божия» всегда обозначает местную общину, а не христианское сообщество отдельной страны или всего мира (1 Фес.1:1; 2Фес.1:1; Рим.16:1,23; 1Кор.10:32; 2Кор.1:1; Деян.5:11; 8:1; 11:22…). Для того, чтобы обозначить совокупность общин какой-то области или провинции, апостол Павел употребляет тот же термин во множественном числе: «церкви» например, «Галатийские церкви» (Гал.1:2; см. также Рим.16:4; 1Кор.4:17; 7:17; 11:16…). Ниже мы уточним смысл термина Церковь, когда будем рассматривать Еф. и Кол. Молитва благодарения 1: 4–9. Во всех посланиях апостола, кроме посланий к Галатам и Римлянам, сразу за обращением идет молитва благодарения, всегда адресованная к Богу Отцу. Первая часть 1:10 – 4:21 Общая тема: единство Церкви а. 1:10–16 Апостол обеспокоен опасностью разделения среди коринфян, так как они все время говорят: «Я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов» (1:12). Нам известно, что апостол Павел основал Церковь в Коринфе, а Аполлос потом там проповедовал. Но кто такой Кифа, о котором здесь говорится. Кифа – это арамейское слово, означающее «скала» и соответствующее нашему «Петр»: в данном случае оно может только апостола Симона-Петра, так как у иудеев не существовало имени Кифа. Маловероятно, что Петр проповедовал в Коринфе; называвшие себя «Кифиными» могли быть только иудеохристианами, оказавшимися в Ахаии. Мы полагаем, что под теми, кто называет себя «Христовыми», ап. Павел имел в виду самого себя. Скорее всего, эту фразу следует понимать следующим образом: «Я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я (Павел) Христов. Разве разделился Христов?» (1:12–13). Апостол Павел напоминает Коринфянам о том, что они были крещены во имя Христово, а не Павла или Аполлоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Таким образом мир распят был Павлу: о чем о говорил он: « мне мир распяся ». А кто будучи от мира гоним, поносим, презираем, почитаем якоже отребие и всем попрание ( 1Кор.4:13 ), великодушно и радостно то претерпевает, как подкрепляемый силою креста Павел: того мир почитает как бы распятым, то есть, как бы мертвым и неподвижным. И сие-то значит: « Имже мне мир распяся, и аз миру ». Гал.6:15 . О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но нова тварь. Что есть новая тварь? Уверовавшие во Христа отлагают во святом крещении « ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных: обновляются же духом ума их, и облекаются в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины » ( Еф.4:22–24 ). Сему учил Ефесеев Богоглаголивый Павел, о сем писал он и к Коринфянам: « темже аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се Быша вся нова » ( 2Кор.5:17 ). А сии словеса научают, что новая тварь есть отложение ветхого, плотского греховного жития и созидание жизни новой, духовной, Евангельской по подражанию Иисусу Христу. Почему говорит всехвальный Апостол, что никакой не имеет силы, и ничего соделать не может ни обрезание, ни необрезание, но Евангельская жизнь силою Христовою может спасти человека. Хотя бы ты обрезан был, хотя бы не обрезан, сие нимало не сильно. Если же, уверовав во Иисуса Христа, отложит ветхого человека греховного, и облечется в нового добродетельного, таковое обновление благодатию Христовою оставит тебе вечное спасение. Гал.6:16 . И елицы правилом сим жительствуют, мир на них и милость, и на Исраили Божии. Правилом называет предписания сего учение своего, коим открыл, что ни обрезание, ни необрезание, но обновление верою во Христа пользует и спасает человека: выражением, « на них », показывает уверовавших от язычников: а выражением, « на Исраили Божии », уверовавших от Израильского рода, и по вере соделавшихся чадами Божиими. Желает же как язычникам, так и Израильтянам верным и по предписанию учения его ходящим, мира и милости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010