Глава V Продолжение наставлений общего характера (1–21). Наставления женам и мужьям (22–33) Еф.5:1–21 . В конце IV-й главы Ап. выяснил достаточно, что он понимает под «праведностью», к которой он призывал своих читателей ( Еф.4:24 ). Теперь он дает наставления касательно «святости» (см. тот же стих). Именно он предостерегает читателей от увлечения пороками, противными христианской святости ( Еф.5:1–10 ), а потом приглашает обличать эти пороки ( Еф.5:11–14 ), требуя, чтобы и сами христиане не подавали своим поведением повода к соблазну ( Еф.5:15–17 ). Наставления о христианской чистоте Ап. заключает приглашением читателей исполняться Духом Божиим ( Еф.5:18–21 ). Еф.5:1 .  Итак, подражайте Богу, как чада воз­люблен­ные, Еф.5:2 .  и живите в любви, как и Христос воз­любил нас и пред­ал Себя за нас в при­ноше­ние и жертву Богу, в бла­го­ухание при­ятное. Эти оба стиха представляют собою заключение к Еф.4:32 . В отношении друг к другу между христианами должны царить любовь и всепрощение. Примером для них, во-первых, должен быть Сам Бог, прощающий нам наши прегрешения (ср. Мф.5:45 и Мф.6:13–14 ), а потом – Господь Иисус Христос , Который по любви к нам принес Себя в «приношение» ( προσφορν), именно в жертвенное кровавое приношение ( θυσαν) для того, чтобы загладить грехи наши пред Богом (указание на искупительное значение смерти Христовой ср. Евр. 10:10 ). – «В благоухание приятное». Жертва Христова была вполне угодна Богу (ср. Лев.1:9 ). Еф.5:3 .  А блуд и всякая нечистота и любо­стяжание не должны даже имено­ваться у вас, как при­лично святым. Еф.5:4 .  Также сквернословие и пустословие и смехотвор­с­т­во не при­личны вам, а, напротив, бла­го­даре­ние; «Блуд» – наиболее распространенный в язычестве порок. «Не должны именоваться». Не только не должны существовать эти пороки, но и говорить-то о них христиане между собою не должны, чтобы не навести кого-либо из своих на дурные мысли. – «Сквернословие..». Это грехи языка. О «смехотворстве» (собственно: хорошее обращение – ευτραπελα) славянский наш перевод дает понятие очень определенное. Это есть «кощуны» или кощунство, т. е., по нашему, насмешки над священными предметами. (Слав. выражение «кощун» происходит от древнего слова «кощей», которое означало молодого человека из хорошего рода. Такие кощеи служили при дворах древних великих князей и, очевидно, в беседах между собою не стеснялись требованиями приличия...). Еще римский писатель Плавт подметил в ефесянах склонность к непристойным шуткам, и потому Ап. вполне основательно на этом пороке останавливает внимание своих читателей. – «Благодарение» – за все то, что верующие получили во Христе (см. Еф.2:11 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6 Еф.6:1 .  Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Чада, послушайте своих родителей о Господе: сие бо есть» благоугодно и праведно, то есть согласно с законом Божиим. Сие и присовокупил Апостол: Еф.6:2 .  Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием. «Чти отца твоего и матерь: яже есть заповедь первая во обетовании». Есть и другие заповеди прежде сей, но Законодатель не соединил с ними обетования. А здесь присовокупил: Еф.6:3 .  Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. «Да благо ти будет и будеши долголетен на земли» ( Исх. 20, 12 ). Божественный Апостол показал, что излишнее в законе, по пришествии Законодателя, утратило силу, а предписываемое самою природою имеет силу и после Нового Завета. Еф.6:4 .  И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. «И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни». Детям повелел повиноваться, услуживать отцам и не оскорблять их, а отцам – благочестиво воспитывать и обучать Божественному. Еф.6:5 .  Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу. «Раби, послушайте господий своих по плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, якоже и Христа». По необходимости постановляет закон и рабам. Ибо тело Церкви заключает в себе все: и мужей и жен, и отцов и детей, и рабов и господ, и богатых и бедных, и начальников и подначальных. Посему повелевает, чтобы рабы с надлежащим страхом служили господам и были чужды злонравия. Сие и выразил, сказав: «в простоте сердца вашего». Присовокупил же: «якоже и Христа», утешая сим и научая, что служащим искренно уготована награда. Еф.6:6 .  Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души. Еф.6:7 .  Служа с усердием, как Господу, а не как человекам. «Не пред очима точию работающе яко человекоугодницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божию от души», «со благоразумием служаще Господу, а не человеком». То, чтобы служить господам с благорасположенностию, Апостол назвал служением Господу, опять утешаясим рабов. Служением же «пред очима» называет служение не от искреннего сердца предлагаемое, но прикрашенное наружным видом. Указывает же и уготованную награду.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 5 Еф.5:1 .  Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные. «Бывайте убо подражателе Богу, якоже чада возлюбленная». Сподобились вы всыновления, именуете БогаОтцом. Поэтому ревнуйте о сем родстве. Еф.5:2 .  И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. «И ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания». И здесь показал Апостол равенство Отца и Сына. Ибо, повелев подражать Богу, то же самое заповедует и в рассуждении Сына. И как сказал об Отце, что даровал нам, так и о Сыне говорит, что «возлюбил есть нас и предаде Себе за нас». Ибо не по нужде, как какой-нибудь раб, повиновался, но добровольно «предаде Себе за нас». Сие же: «жертву и приношение в воню благоухания», явно говорит о теле, потому что тело пригвождено ко кресту. Еф.5:3 .  А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. «Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым». Достаточно показал отвратительность исчисленных пороков, повелев и самые наименования их истребить из памяти. Еф.5:4 .  Также сквернословие и пустословие и смехотворство не при­личны вам, а, напротив, благодарение. «И сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение». Изгоняет из собрания благочестивых и неумеренный смех, потому что его порождают буесловие и кощунство. Еф.5:5 .  Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. «Сие бо да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния во Царствии Христа и Бога». То же сказал и в Послании к Коринфянам ( 1Кор. 6, 9–10 ). Идолослужением же назвал любостяжание, по слову Господнему. Ибо сказано: «никтоже может двема господинома работати», и: «не можете Богу работати и маммоне» ( Мф. 6, 24 ). Еф.5:6 .  Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 2 Еф.2:1 .  И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим Еф.2:2 .  В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления. «И вас сущих прегрешеньми мертвых и грехи вашими», «в нихже иногда ходисте». Ибо умертвила нас действенность греха; она зачала смерть. «По веку мира сего». «Миром» называет создания, а «веком» настоящую жизнь. «По князю власти воздушныя: духа, иже ныне действует в сынех противления». Ясно научил нас Апостол, что древле диаволу вверена была власть над воздухом. Но, лишившись оной за лукавство, сделался он учителем злочестия и лукавства. Однако же владычествует не над всеми, но над не приемлющими только Божественных вещаний. Ибо их назвал Апостол «сынами противления», напоминая ефесянам Божие благодеяние, а именно, что сподобил их спасения, когда по причине греха были еще мертвы и находились под властию диавола. А чтобы напоминания о прежней жизни не приняли за обвинение, причисляет к ним и себя самого, показывая, что болезнь сия была всем общая. Еф.2:3 .  Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие. «В нихже и мы вси жихом иногда в похотех плоти нашея, творяще волю плоти и помышлений, и бехом естеством чада гнева, якоже и прочии». Апостол показал, что не одна плоть, но и самая душа заслуживает обвинение, потому что первоначально приемлет в себя наклонность к худшему, а потом уже с помощию плоти приводит в действие, что замышлено умом. Сказал же Апостол: «естеством чада гнева», то есть достойны гнева и крайнего наказания. Так, антихриста наименовал «сыном погибели» ( 2Фес. 2, 3 ), то есть достойным погибели. Еф.2:4 .  Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою воз­любил нас. Еф.2:5 .  И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены. «Бог же, богат сый в милости, за премногую любовь Свою, еюже возлюби нас», «и сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом». Но, когда были мы столько худы, Владыка Бог , имея бездну благости, «соделал» нас причастниками бессмертной жизни Владыки нашего. Сие разумеет Апостол, сказав: «сооживи Христом». Ибо, так как воскрес Он, надеемся воскреснуть и мы, потому что в Нем наше преспеяние. Потом Апостол яснее показывает величие дара.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава VI Отношение детей к родителям и родителей к детям (1–4). Отношения между господами и рабами (5–9). Борьба христиан с злыми духами (10–20). Заключение (21–24) Еф.6:1–4 . Дети должны оказывать послушание своим родителям, а отцы не должны раздражать своих детей несправедливою строгостью. Еф.6:1 .  Дети, по­винуйтесь сво­им родителям в Го­с­по­де, ибо сего требует справедливость. «В Господе», т. е. во Христе. Повиновение детей родителям должно быть вполне согласным с требованиями христианства: оно свободно, основано на любви и не должно простираться далее позволенного законом Христовым. – «Справедливость». Этого требует и общее человеческое чувство справедливости. Еф.6:2 .  Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетова­ни­ем: «Первая с обетованием». Первые четыре заповеди Десятословия не имеют при себе обещаний наград за их исполнение (некоторое исключение – вторая): пятая заповедь – первая, в которой ясно и определено, упомянута и награда за ее исполнение 24 . Еф.6:3 .  да будет тебе бла­го­, и будешь долголетен на земле. Слов пятой заповеди: «доброй, которую Господь тебе дает» ( Исх.20:12 ) Ап. не приводит, потому что они ограничивают приложение заповеди только областью народа Израильского ( «тебе»), а Апостол имеет в виду дать наставление всем детям всех наций... – Заметить нужно, что из этого обращения к детям видно, что в Апостольской церкви и дети принимали крещение и обучались христианской вере. Еще Ап., как и ветхозаветное Десятословие, обещает награду детям за послушание здесь, на земле, а не на небе. Это само по себе в большинстве случаев бывает, но, конечно, не исключает и возможности противоположного: очевидно, Ап. имеет в виду при этом, что воля Божия хочет именно здесь на земле наградить послушного своим родителям ребенка. Еф.6:4 .  И вы, отцы, не раз­дражайте детей ваших, но воспитывайте их в уче­нии и наставле­нии Го­с­по­днем. «Отцы». Направление воспитанию детей дает отец и потому о матерях Ап. не упоминает. Главным ответчиком за детей является также отец. – «В учении» παιδεα, т. е. вообще посредством обыкновенных воспитательных мер. – «В наставлении» νουθεσα – в словесных наставлениях, посредством разговоров. – «Господнем». Все эти меры воспитательные должны быть согласны с законом Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Благодать Слово Благодать 37 – χρις – имеет два главнейших значения. Оно обозначает 1) свойство Божие, которое, в отличие от благости, простирающейся на всех тварей, и любви, простирающейся вообще на личные духовно-разумные существа, проявляется в отношении к падшему человеку, выражаясь в прощении ему грехов и помиловании, вообще – в спасении; 2) силу Божию, которой совершается спасение человека. I. Понятие о благодати , как свойстве милующей и спасающей любви Божией, находит себе выражение уже в Ветхом Завете. Как обладающий этим свойством, Бог слышит молитву взывающего к Нему ( Исх.22:27 ), укрощает гнев свой на грешника ( Исх.32:12 ), оставляет беззакония и неправды ( Исх.34:7 , ср. Пс.50:3 ), прощает грехи уповающим на Него (пс.31:5,10; Пс.29:7,8 ; Пс.142:8 ) и боящимся Его ( Пс.102:11,13 ; сн. Пс.5:13 ). Многократно это свойство указывается наряду с истиной и верностью ( Пс.85:11 ; Пс.88:15,34 ; Пс.91:3 ; Пс.97:3 и др.), с правдою и судом ( Ос.2:19 ), и противополагается гневу Божию ( Пс.84:6–8 ; Ис.60:10 ; сн. Ис.54:8 ). В Новом Завете, где дается полнейшее раскрытие понятия о благодати, последняя представляется как милующая любовь в отношении к грешнику, в силу которой Бог предлагает ему принять ничем незаслуженный дар спасения, дарует ему прощение грехов и вечную блаженную жизнь. Такое понятие выражается в сопоставлении благодати с благоволением (ευδοκα), по которому Бог от вечности предопределил усыновить Себе людей ( Еф.1:5 сл.; сн. 2Тим.1:9 ), и с человеколюбием (φιλανθρωπα), явленным в спасении через Христа Иисуса ( Тит.3:4 сл.). Поэтому благодати прямо усвояется название «спасительной» ( χρις το θεο σωτριος – Тит.2:11 ). Отличительная характеристическая черта этого свойства Божия в том, что оно действует независимо ни от каких заслуг со стороны человека ( 2Тим.1:9 ; Тит.3:5 ), изливается на него свободно, как чистый дар Божий ( Еф.2:8,9 ; Еф.3:7 ; сн. Рим.5:15 ), а не как что-либо должное, на что человек имел бы право. Поэтому κατ χριν (по благодати) – прямая противоположность κατα­ φελημα (по долгу, – Рим.4:4 ) и ξ ργων (от дел, – Рим.11:6 ; Еф.2:8,9 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Глава первая Еф.1:1 . Павел, волею Божиею ( δια θελματος Θεο) Апостол Иисуса Христа, Смотри, предлог δια он отнес к Отцу, – и заметь, – это для ариан. находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: Смотри, какая в то время была добродетель: святыми и верными он называет мужей мирских, имеющих жен и детей. А теперь и в горах и пещерах не таковы. Еф.1:2 . благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Сказав: «благодать», прибавляет: «от Бога, Отца нашего», дабы показать, что сделала нам благодать, именно: она сделала Отцом нашим Владыку и Бога. Но и Господь, то есть Сын, по благодати к нам соделался и Иисусом и Христом, так как ради нас воплотился, наречен Иисусом и освятил человечество Божеством. Еф.1:3 . Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Вот и Бог и Отец одного и Того же Христа: Бог как воплотившегося, а Отец как Бога Слова. благословивший нас во Христе (Иисусе) 1 всяким духовным благословением В отличие от иудейского благословения он назвал это «духовным». Ибо то было более телесным. Бог «благословит», сказано, «плод чрева твоего» ( Втор.7:13 ); и «благословит вхождение твое и исхождение твое» 2 . Здесь же всякое благословение духовное, и ни в чем у нас нет недостатка. Ибо мы сделались бессмертными и сынами Божиими, и сонаследниками Христа, и начаток наш приемлет поклонение от вышних сил. Посему справедливо сказал: «всяким благословением», потому что нам даровано все божественное и духовное. «Во Христе». То есть чрез Иисуса Христа дано нам благословение, а не чрез Моисея, как иудеям. Поэтому не только качеством благ, но и посредником отличаемся от них. в небесах, Как бы поясняя, почему наше благословение духовно, он говорит: «в небесах». Ибо благословение иудеев было на земле, а посему и телесно: «благая (говорится) земли снесте; землю текущую медом и млеком; благословит Господь землю твою» ( Пс.127 , Исх.33 , Числ.13:14 , Втор.11 и 31). А здесь ничего нет земного, но все небесное. Поэтому-то и духовно наше благословение. Ибо Царство Небесное обещано нищим, и гонимым – великая награда на небесах ( Мф.5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Целомудрие Целомудрие а) заповедано: Не прелюбодействуй. Не желай жены ближнего твоего, ни рабыни его ( Исх.20:14,17 ). Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству ( Рим.13:13 ). Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бегайте блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела ( 1Кор.6:13,18 ). Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф.5:3 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть ( Кол.3:5 ). Храни себя чистым ( 1Тим.5:22 ); б) заповедуется и во взглядах: Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ); в) заповедуется в речах: Сквернословие не прилично вам, а напротив, благодарение ( Еф.5:4 ). Отложите сквернословие уст ваших ( Кол.3:8 ); г) заповедуется сердцу: Не пожелай красоты чужой женщины в сердце твоем ( Притч.6:25 ). Юношеских похотей убегай, а держись правды со всеми призывающими Господа от чистого сердца ( 2Тим.2:22 ). Соблюдайте ваше тело в целомудрии: Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности, на дела святые ( Рим.6:19 ). Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! ( 1Кор.6:15 ). Бог хранит верующих в целомудрии: Добрый пред Богом спасется от женщины, а грешник уловлен будет ею ( Еккл.7:26 ). Мудрость соблюдает в целомудрии: Когда мудрость войдет в сердце твое, тогда рассудительность будет оберегать тебя, дабы спасти тебя от жены другого, от чужой. Дом ее ведет к смерти ( Притч.2:10–11 ). Скажи мудрости: «Ты сестра моя!» и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои ( Притч.7:4–5 ). Пьянство вредит целомудрию: Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное ( Притч.23:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

VI. О чтении Священного Писания Изъяснение Священного Писания есть преимущественная обязанность лиц, нарочито поставленных, однако читать Священное Писание полезно и необходимо каждому для собственного спасения и назидания, Для уяснения непонятных мест мы должны обращаться к руководству и наставлению тех людей, которым открыто это Самим Господом и которые для вразумления нашего поставлены (см. Толкование Священного Писания). При чтении Библии мы обязательно должны руководствоваться правильными приёмами. Следующие приёмы показаны нам для отыскания истинного смысла текста Самим Господом и свят. апостолами: 1) Необходимо понять каждое слово текста в его точном смысле, так как одно и то же слово может иметь разные значения (см. Гал.3:16 ; Еф.4:8–9 ; Евр.12:26–27 ). 2) Необходимо рассматривать данное место в общем ходе и последовательности речи (контекст) Священного Писания (см. Евр.10:3–10 ). 3) Для выяснения данного места сделать подбор однозначащих мест Священного Писания (см. Рим.15:8–12:3:19–18 ). 4) Сделать сопоставление с данным местом – мест, по содержанию родственных или противоположных (см. Евр.1:13–14 ). 5) Необходима бывает историческая справка (см. Деян.2:24–35:13:34–37 ). 6) Исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк.2:25–26 ); притчи понимать непременно в смысле переносном ( Мф.13:18–23:36–43 ). Итак, для разумения истинного смысла Священного Писания необходимо основательное изучение всего Священного Писания и всего божественного учения. При самостоятельном чтении священного текста, для избежания ошибки, обязательно проверять своё понимание объяснениями людей, от Господа поставленных (см. Еф.4:11–12 ); если же чего-нибудь из Слова Божия человек не разумеет, то «пусть не разумеет» ( 1Кор.14:37–38 ), потому что он совсем не должен браться за то, что выше его сил и разумения ( Сир.3:21–24:38:24–25 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в вопросе о чтении и разумении Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» Облекитесь во всеоружие Божие… Облекитесь во всеоружие Божие… Станьте твердо, препоясавши чресла ваши истиною. ( Еф. 6:11,14 ) Жизнь – борьба, борьба тяжелая и опасная. Разнообразные обстоятельства и отношения жизни бороться заставляют каждого: даже отшельник в пустыне, в одинокой келье, и тот борется, борется с тяготением к греху, с тяготением к миру, с его искушениями. Иногда жизненная борьба становится общею для целых групп людей, ставит тысяч против тысяч и тем, и захватывает, как это мы наблюдаем ныне, все стороны жизни церковной и гражданской, и общественной и частной. Результаты такой массовой борьбы имеют значение для миллионов людей… Как должен относиться к этой борьбе христианин? И в борьбе он должен неизменно оставаться христианином, «добрым воином Христовым» ( 2 Тим.2:3 ), всегда помнящим Его заветы любви и мира, любящим не только соратника брани, но и врага своего ( Мф. 5:45 ), по нужде облекающимся в оружие телесное, но отличительным оружием которого служит оружие духовное: ( Еф. 6:14-17 ) – это «всеоружие Божие». Тысячи борцов, вооруженных этим святым оружием, победоносно вышли из тяжелой жизненной брани и венчались славою на небе. Но прежде чем взяться за это духовное оружие брани, воин Христов должен препоясаться истиною. «Станите убо», говорит св. апостол, «препоясани чресла ваши истиною». Почему же истина поставляется во главу духовного всеоружия и что значит препоясание его? И среди повседневных жизненных испытаний самое горькое и опасное – мрак мысли и происходящее отсюда смятение чувства. Что такое? Откуда? За что? Можно ли и как перенесть? Увы, горе нам, погибаем! – восклицают страх и малодушие, когда над головою собираются грозные тучи бед, скорбей, испытаний. Этот мрак мысли, это смятение чувств особенно опасны в годины великих испытаний и браней, когда тьма покрывает целые страны и мрак распространяется над целыми народами ( Ис. 60:2 ), когда целые общества, и даже целые народы перестают отличать истину от лжи, правду от неправды. Любовь от коварства, врагов от друзей; когда целые толпы ослепленных людей идут во след вождей слепых, обещающих счастье, но ведущих в пропасть; когда, как на пир, спешат на братоубийственные распри, и на гнусные преступления (грабеж, насилие, убийства) идут как на подвиг. Живущим в таком мраке прежде всего надобен свет духовный, который есть истина. Какова жизнь должна быть, какова она теперь, где враги жизни и спасения, где соратники брани. Откуда ждать помощи, где и как стать. Что делать, что говорить, все это должно быть каждому воину Христову ясно, как день. Только при свете истины можно действовать и другими оружиями брани духовной. Все другие духовные оружия Апостол подчиняет истине, называя их «оружиями света» ( Рим. 13:12 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010