Ефрем Сирин. О духовном состоянии//Его же. Творения. Т. 2. М., 1993, с.396. Ефрем Сирин. О непостоянстве человеческой воли//Его же. Творения. Т. 5. М., 1995, с.184–189. Ефрем Сирин. О покаянии//Его же. Творения. Т. 3. М., 1994, с.74–77. Ефрем Сирин. О покаянии//Его же. Творения. Т. 4. М., 1995, с.122–345. Ефрем Сирин. О свободе нашей и о том, что человек создан свободным//Его же. Творения. Т. 3. М., 1993, с.396. Ефрем Сирианин. О свободной воле человека//Его же. Творения. Т. 5. М., 1995 с.24–33. Ефрем Сирин. О смирении и гордости//Его же. Творения. Т. 4. М., 1995, с.114–122. Жураковский Е. О характерах (Критико-психологический очерк)//Богословский вестник. 1908, 7–8, с.509–534; 1909, 7–8, с.462–489. Зарин С. М. Сущность и значение «страстей» по православно-аскетическому учению. СПб., 1905 (Христианское чтение. 1904, 4–11). Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы//Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.123–126. Зенько Ю. М. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002. Зенько Ю. М. Секулярный и христианский подходы к измененным состояниям сознания//Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.126–128. Зенько Ю. М. Современная психология и святоотеческий духовный опыт//Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. – СПб.: СПбАППО, 2005, с.105–110. Зеньковский В. В. Единство личности и проблема перевоплощения//Переселение душ. М., 1994, с.336–356 (переизд.: Переселение душ. Париж, 1935, с.83–108; Человек. 1993, 4, с.76–89). Зеньковский В. В. Задачи религиозной психологии//Христианская мысль. 1917, 1, с.24–45. Зеньковский В. В. Об иерархическом строе души//Труды Русского народного ун-та в Праге. Т. 2. 1929, с.235–250. Зеньковский В. В. Христианское учение о познании. Пушкино: Грааль, 2001 (из книги «Основы христианской философии»). Зыбин А. Табак, как пагубная страсть, и его вредное влияние на духовную и телесную жизнь человека. Белогорск, 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

У кого нет долготерпения, тот далек от твердости, потому что в скором времени изменяется. Он не приобрел себе рассудительности, дружится с порочным, делит время с злоязычным, помогает обидчику, не скрывает тайны, всякое слово готов вывести наружу. И что злополучнее этого? (прп. Ефрем Сирин , 31, 11). Источник. Блажен тот... кто приобрел терпение, потому что у терпения есть упование, упование же не посрамляет (ср.: ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 11). Подлинно блажен и трекратно блажен тот, в ком есть терпение. Ибо претерпевый до конца, той спасен будет (ср.: ). И что лучше сего обетования? Благ Господь терпящим Его ( )... (прп. Ефрем Сирин , 31, 11–12). Источник. Терпение одно не бывает, но оно требуется во многих добродетелях. Терпеливый достигает всякой добродетели. В скорбях он радуется, в нуждах оказывается благоискусным, в искушениях восхищается. Он готов к послушанию, украшен долготерпением, исполнен любви. За оскорбления он благословляет, в ссорах хранит мир, в безмолвии мужествен, в псалмопении не ленив, к постам готов, в молитвах терпелив, в делах неукоризнен, в ответах прям, в исправлении поручения благопокорен, в жизни рачителен, в оказании услуг любезен, в обращении привлекателен, в общежитии с братством приятен, в совещаниях сладок, в бдениях не угрюм, в попечении о странных старателен, в хождении за немощными предупредителен; первый помощник в затруднительном положении, в мыслях трезвен, во всяком деле добр (прп. Ефрем Сирин , 31, 12). Источник. Кто приобрел терпение, тот приобрел упование. Ибо он украшен всяким добрым делом. Почему с дерзновением возопиет ко Господу, говоря: терпя потерпех Господа, и внят ми ( ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 12). Источник. Злополучен и жалок, кто не приобрел терпения. Таковым Божественное Писание угрожает горем. Горе, говорит, погубившим терпение (ср.: ). И действительно, действительно горе тому, в ком нет терпения. Он возметается как лист ветром, не переносит оскорбления, в скорбях впадает в беспечность. Его легко вовлечь в ссоры. Где нужно терпеть, там он ропщет. Где требуется послушание, там прекословит. В молитвах ленив, в бдениях расслаблен, в постах угрюм, в воздержании нерадив, в ответах медлителен, в делах неисправен, в лукавстве неодолим, в занятиях самоволен, в спорах мужествен, в безмолвии бессилен. Людям, достойным одобрения, он противник, и преуспевающим – соперник (прп. Ефрем Сирин , 31, 13). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кони в первом видении (1:8–11) означают св. Ангелов, служителей Божиих, так и здесь кони означают сих же Ангелов, принявших такой вид по скорости исполнения повелений Божиих. Эти Ангелы, вместе с колесницами, может быть, как подчиненные с главными Ангелами, имели исполнить определения Божии о народах, к коим посылались (ст 6, 7), а различие цветов коней означало, по разумению толковников, различие народов 74 . «Рыжий цвет, – говорит бл. Феодорит, (в толк. 8 ст. 1 главы) – означает гнев (Божий) на враждующие народы; потому что гневный имеет красный цвет». Таким образом, вид рыжих коней означал, что св. Ангелы посланы наказать те народы, которые враждовали против народа Божия, угнетали сверх меры, назначенной Господом. Таковы были, между прочим, Вавилоняне, а потому – под рыжими конями св. Ефрем Сирин разумеет «Вавилонян, основавших первое царство», или, вообще, разумеются все народы, восстававшие на Иерусалим» (Блаж. Феодорит), которые были орудиями наказания, и сами, в свою очередь, понесли возмездие от Господа. Вороной, или черный цвет – есть символ скорби и печали, означает тяжелое бедственное время ( ), а потому, тот же св. Ефрем Сирин разумеет под вороными конями – Персов, которые много бедствий причинили Вавилонянам. В третьей колеснице были кони белые. Белый цвет – символ радости, победы ( ). Белые – «это Македоняне (греки 75 ), – объясняет св. Ефрем Сирин , – ибо два сии народа – Персы и Македоняне – ниспровергли царство Вавилонское и разорили Вавилон». В четвертой колеснице были кони пестрые, крепкие. «Под образом коней пестрых (пегих), объясняет св. Ефрем Сирин , – представлены вожди народа Иудейского, цари римские и другие чуждые народы, от которых потерпели поражение народы южные, т. е. Идумеи, Аравитяне и Египтяне, (ст. 6) и которые отомстили им за то, что препятствовали восстановлению Иерусалима. Ибо известно, что много притеснений потерпели от них Иудеи, по возвращении своем из плена». По блаж. Феодориту, кони (Ангелы) называются пестрыми, «потому что исправляют, всякого рода, служения, где должно – наказывают, и, где надобно – благодетельствуют».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ефрем Сирин ). «Повелел рыдать и плакать всем им (поясняет блаж. Феодорит), высокодумавшим об Иордане (т. е. Иудее) и обманувшихся в надеждах». Ст. 4. Сице глаголет Господь Вседержитель: пасите овцы заколения. С евр.: Так говорит Господь Бог Мой: паси овец, обреченных на заклание. Это говорит Бог Отец Богу Сыну, Спасителю мира Господу Иисусу Христу, который Сам Себя называет добрым Пастырем ( ). Так понимают бл. Феодорит и свят. Ефрем Сирин . Вместо пасите, они читали – паси. Т. е., паси Евреев – этих овец, назначенных на заколение, на истребление. И сию заповедь приемлет Спаситель мира, как человек, а не как Бог, равночестный Отцу, приемлет пастырство над Еврейским народом; потому что пастыри или начальники, доселе у него бывшие, как видно из следующего стиха, злоупотребляли своей властью, не пасли, а губили Евреев своим примером и притеснениями. Таковы были власти и начальники – цари, правители, священники, правившие Еврейским народом после Вавилонского плена. Этих худых пастырей Бог обрекает на истребление, а дело пасения передается другому Пастырю – Спасителю мира. Ст. 5. Яже стяжавшии закалаху, и не раскаявахуся, и продающии я глаголаху: благословен Господь, и обогатихомся: и пастыри их не печахуся ничимже о них. С евр.: Которых купившие убивают ненаказанно, а продавшие говорят: «благословен Господь, я разбогател!» и пастухи их не жалеют о них. «Здесь речь обращена (поясняет св. Ефрем Сирин ) к лукавым пастырям; т. е. к нечестивым священникам, которые покупали священническое достоинство у Греков, и гнусным примером своим губили народ. Яже стяжавшии закалаху, и не вменялось им в вину и не раскаявахуся и продающий я глаголаху: благословен Господь, и обогатихомся. Т. е., стяжавшие или покупавшие власть и священническое достоинство у Греко-сирийских царей, своими требованиями от Иудеев даров, жестоко мучили и умерщвляли последних, а, продававшие священникам власть и достоинство, не только не винили и не наказывали за это левитов; но еще благословляли (Бога); потому что обогащались дарами священников». Св. Ефрем Сирин . Подобным образом объясняет это место и бл. Феодорит. «Управляемые злочестивыми царями и беззаконными Иереями Евреи, терпели от них тысячи зол.... Заразившись недугом честолюбия и любостяжания, (иереи) сделали священство продажным, и покупали сан, ни мало им не принадлежащий. От сего, тысячи бедствий постигли Иудеев». Таким образом, лукавые пастыри нисколько не заботились о народе, не жалели его – печахуся ничимже о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306—373) Сирийские христиане называют Ефрема своим «пророком», «учителем мира», «столпом Церкви», «арфой Святого Духа». Его гимны стали частью сирийских литургий. Они переводились, включались в книги, использовались как образцы для подражания в греческом, армянском, коптском, арабском и эфиопском языках. Ритмы его memre (несколько серий равносложных стихов, а также неодинаковых строф, исполняемых солистом и, сопровождающихся хоровым вдохновили византийскую гимнографию, особенно творчество Романа Сладкопевца. Ефрем родился в семитской Месопотамии, в Низибии, в христианской семье. Под сильным влиянием местного епископа Иакова, выдающегося аскета и интеллектуала, поощрявшего развитие собственно сирийского богословия, Ефрем становится «домашним частая в ту пору практика, перемежавшаяся краткими периодами отшельничества. Он был рукоположен в диаконы, но решительно отклонил попытки возвести его в сан священника и вплоть до того, что, по свидетельству Созомена, однажды притворился безумным. При преемнике Иакова Вологезе (346—361), пользовавшемся не меньшим почитанием со стороны Ефрема, последний предстает уже как признанный авторитет. Несколько раз, когда персы угрожали городу, Ефрем давал своим согражданам полезные советы. В 363 г. Римская империя уступила Низибию Сасанидам. Как и большинство христианского населения, Ефрем ищет убежища на римской территории, в Эдессе, где основывает знаменитую «школу персов». Он сохраняет связь с горными отшельниками, среди которых часто ищет уединения. В качестве диакона Ефрем, как в Низибии, так и в Эдессе, руководил в церкви исполнением собственных сочинений, аккомпанируя на арфе хору детей или монахинь. В его обширном наследии немало например, в Низибийских песнопениях, где оплакивается трагедия его родного города и прославляются оба епископа, бывшие учителями Ефрема. Однако чаще всего трактаты его экзегетичны, а гимны посвящены вере, аскезе, основным моментам спасения. Ефрем творит в совершенно ином культурном мире, нежели греческие отцы, чьи точные и сложные построения были ему неведомы. Мышление же Ефрема насквозь семитично: оно пронизано библейским духом, лирично, образно. Его образы нужно противопоставлять друг другу, приводить к взаимоотрицанию, чтобы выявилась несказанность таинства. Таким путем сама вера предстает как познание и причастность Божественной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

17. Причастник 65 кумиром, Ефрем положи себе соблазны 66 . С Евр.: «сдружился с идолами Ефрем: оставь его»! Ефрем, т.е. 10 колен Израильских сделались сообщниками с другими народами в идолослужении; или: Ефрем сделался сообщником самих идолов потому, что брал себе часть идольских жертв. Св. Ефрем Сирин – «Как бы в некий соблазн и сети поставил пред собой юниц (золотых тельцов) и прочих идолов, поревновав злочестию хананеев». Бл. Феод. 18. Избра 67 хананеов: блудяще возблудиша, возлюбиши бесчестие от хрепетания 68 своего. С Евр.: «кончилось ли пьянство у них; предаются любодеянию; срамом покрывать их любят защитники их». Избра хананеов, т.е. Израильтяне возлюбили хананейских идолослужителей, и подобно им, предались гнусному идолослужению Астарте, или Венере, и это мерзкое служение возлюбили от своей гордости или неистовства своих порочных страстей. В Еврейском под защитниками понимаются сами идолы; ибо защитниками признавали их самих израильтяне, а также соседственные союзные идолопоклонники. Эти-то защитники покрыли позором, привели Израильтян к плену и рабству. 19. Вихрь духа 69 возсвищет в крылех своих, и посрамятся от требищ своих. С Евр.: «унесет ее ветер на крыльях своих; и они устыдятся жертв своих». Как быстро несется вихрь на крыльях ветра: так быстро будут увлечены Израильтяне Ассириянами в плен. Тогда они посрамятся от своих идольских жертвенников, или от идолов, которые привели их к такому бедствию, и «не могли спасти своих жрецов». Св. Ефр.– Бл. Феод. так объясняет: «как птицы движеньем крыл рассекают воздух, производя некий шум: так и Ефрем, подобно окрыленному, отведен будет в чужую землю; потому что гнев Мой, как некий вихрь, повлечет его, и принудит остаться там. Потерпите же это, пожиная плоды идольских жертвенников». Глава 5 1. Слышите сия жрецы, и вонмите доме Исраилев, и доме Царев внушите, понеже к вам есть суд: яко пругло 70 бысте стражбе, 71 и якоже мрежа распростерта на Итаврии. С Евр.: «Слушайте сие, священники и внемли, дом Израилев, и приклони ухо, дом царев; ибо с вами суд; потому что вы петля на Мицпе и сеть, распростертая на Фаворе».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Так, приближаясь к Богу, будешь иметь в Нем готового Заступника». Блаж. Феодорит. 7. Ханаан в руце его мерило неправды, насильствовати возлюби. С Евр.: «Ханаан! В руке и него весы неверные; любит он обижать». «Ханааном, говорит бл. Феодорит, пророк называет Ефрема, потому что кому поревновали в нечестии, от тех заимствовали и название свое (Под. ). Поэтому ты, Ефрем, подражая лукавству Ханаана, приобрел неправедные мерила ума; потому что презираешь справедливость, желаешь несправедливого владычества». – «Ханааном называет, поясняет св. Ефрем Сирин , народ, возлюбивший насильствовати, потому что неправо взвешивал смысл св. писаний, отвергал домостроительство и дела Христовы». 8. И рече Ефрем: обаче обогатех, обретох прохлаждение 193 себе: вси труды его не обрящутся ему ради неправды, имиже согреши. С Евр.: «и говорит Ефрем: так! Обогатился я, собрал себе имение; но во всех приобретениях моих не найдут у меня неправедного, что бы было с грехом». По LXX. Здесь показана причина, почему упорен Ефрем, так что на него не действуют обличения пророков Божьих, – потому что нашел, говорит он, прохлаждение себе, т.е. нашел покой, довольство, нет нужды заботиться о чем-либо другом – об исправлении и обращении к Богу. Вот почему Господь угрожает Израилю, что настанет время, когда все труды его по собранию богатства останутся тщетными, имение исчезнет и все приобретенное с трудом уничтожится, т.е. по вторжении врагов в землю Израильскую. По переводу с еврейского, Ефрем хвалился своим богатством и тем, что оно нажито им свято, так что не причин обвинять его в каком-либо преступлении. 9. Аз же Господь Бог твой, изведох тя из земли Египетски: еще вселю тя в кущах, якоже во дни праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

всей святоотеческой мысли является учение о неименуемости Божества (Иустин, Каппадокийцы, Ареопагит, Палама). Будучи непостижимым, Бог превыше всякого человеческого имени; все имена условны, когда применяются по отношению к Богу (Каппадокийцы, Ареопагит и др.). отличие от Ветхого Завета, где имя Яхве воспринималось как собственное имя Бога, в святоотеческом богословии все имена Божий, в том числе и имя «Сущий», воспринимаются как относительные и не выражающие сущность Божию (Каппадокийцы, Ареопагит), хотя некоторыми авторами (Ефрем Сирин, Исаак Сирин) имя «Сущий» и воспринимается как наиболее значимое из имен Божиих. вопросе о природе имен некоторые авторы (Ориген, Евсевий) придерживаются представления о связи между именем и предметом, другие (Каппадокийцы) воспринимают имя как нечто внешнее, прибавленное к предмету, подчеркивая, что предметы не нуждаются в именах. Соответственно, первые усматривают магическую силу в самой внешней форме имени, в его буквах и слогах, вторые считают внешнюю форму лишь оболочкой, придавая основное значение внутреннему содержанию имени. Подавляющее большинство восточно–христианских писателей придерживается второго мнения. имена Божий указывают на действия–энергии Божий, а не на неименуемую сущность Божию, остающуюся за пределом всякого имени (Иустин, Каппадокийцы, Ареопагит, Палама). энергия Божия может быть названа «Богом», «Божеством», а также любым другим именем Божиим (Палама). Божий изобретены не Богом, а человеком (Григорий Нисский и др.). Даже когда Бог называет себя тем или иным именем, Он заимствует его из человеческого языка (Григорий Нисский, Ефрем Сирин). Божий не совечны Богу и не являются онтологической принадлежностью Бога (Каппадокийцы). Было, когда у Бога не было имени, и будет, когда у Него не будет никакого имени (Исаак Сирин). имена Божий равны между собой и взаимозаменяемы (Каппадокийцы, Златоуст, Ареопагит). Божий суть таинственные «символы», возводящие ум человека к Богу (Ареопагит).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Итак, и по учению св. Григория Нисского , душа и дух суть наименования одной и той же духовной сущности и что если делается между ними различие, то лишь для того, чтобы обозначить различные состояния и действия этой сущности. В частности, дух, как нечто третье в человеке, не составляет принадлежности всех людей, а есть отличительная особенность лишь людей совершенных и обозначает собою совокупность тех свойств души, которые действием Св. Духа и естественными усилиями свободной воли человека преобразуются в нечто высшее и особое от прочих общечеловеческих свойств. После св. Григория Нисского особенного внимания по вопросу о трехсоставном делении человека заслуживают рассуждения св. Ефрема Сирина . Ефрем Сирин весьма нередко в своих творениях упоминает о духе, как отдельном от души начале. Особенно же ясное указание на это мы находим в его молитвенном воззвании к Пресвятой Троице. «Даруй нам, Господи наш, принести тебе три избранные дара. Даруй нам, Господи наш, воскурить пред тобою три благоуханные кадила. Даруй нам, Господи наш, возжечь Тебе три ясно горящие светильника: дух, душу и тело, сии три дара единой Троице Дух посвятим Отцу, душу посвятим Сыну, тело посвятим Духу Святому, Который вновь восставит его из праха. Отче, освяти Себе дух наш! Сыне, освяти Себе душу нашу! Душе Святый, освяти Себе тело наше, изнемогающее от язв! Даруй нам, Господи наш, возрадоваться о Тебе, и Ты возрадуйся о нас в последний день. Хвала Тебе от духа, тела и души» 446 . Этого, по-видимому, достаточно, чтобы причислить Ефрема Сирина к защитникам мысли о трехчастном составе души человека. Но такое мнение будет основываться на недоразумении. Сам Ефрем Сирин в разных местах своих творений положительно утверждает, что «человек двойствен, состоит из души и тела» 447 , и эту истину полагает даже в основание для утверждения истинного понятия о лице Богочеловека, в виду вышеизложенного заблуждения Аполлинария. По учению Аполлинария, писал Св. Ефрем Сирин , в человеке три составные части: тело, душа животная и душа разумная, которую он называет умом. Но божественное писание признает только одну душу, а не две, что ясно показывает история сотворения первого человека» 448 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Дж. Р. Фрэнки/Русское издание под редакцией Ю.Н. Варзонина/Пер. с англ., греч., лат. и сир. Тверь: Герменевтика, 2011. С. 175 44 Lange J. P., Schaff P., W., Harwood E., & Sumner B. A. A commentary on the Holy Scriptures: 2 Kings. Bellingham, 2008. P. 18 45 Столь малое количество песнопений позволяет сделать вывод: в гимнографии эпизоду с наказанием отроков в Вефиле почти не уделяется внимания; видимо, он в силу своей специфики не столь интересен и богословски значим, как иные аспекты деятельности пророка Елисея. Возможно также, что соблазн, который данный эпизод традиционно производит в сознании аудитории, является дополнительной причиной нежелания песнописцев лишний раз упоминать о нем. 46 Ефрем Сирин. Комментарии на 4-ю книгу Царств.//Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том V: Исторические книги (часть 2). Книги Царств (3-я и 4-я), Паралипоменон (1-я и 2-я); Ездры (1-я), Неемии и Есфири/Под ред. Дж. Р. Фрэнки/Русское издание под редакцией Ю.Н. Варзонина/Пер. с англ., греч., лат. и сир. Тверь: Герменевтика, 2011. С. 174 47 Ефрем Сирин. Комментарии на 4-ю книгу Царств.//Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том V: Исторические книги (часть 2). Книги Царств (3-я и 4-я), Паралипоменон (1-я и 2-я); Ездры (1-я), Неемии и Есфири/Под ред. Дж. Р. Фрэнки/Русское издание под редакцией Ю.Н. Варзонина/Пер. с англ., греч., лат. и сир. Тверь: Герменевтика, 2011. С. 174 48 МакШейн А. Третья и Четвертая книги Царств./Пер. с англ. С. Денисюка. Ровно: «Живое слово», 2005. С. 228; Уирсби У. Указ. Соч. С. 919 49 Ефрем Сирин. Комментарии на 4-ю книгу Царств.//Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том V: Исторические книги (часть 2). Книги Царств (3-я и 4-я), Паралипоменон (1-я и 2-я); Ездры (1-я), Неемии и Есфири/Под ред. Дж. Р. Фрэнки/Русское издание под редакцией Ю.Н. Варзонина/Пер. с англ., греч., лат. и сир. Тверь: Герменевтика, 2011. С. 174 Читать далее Источник: Кашкин А.С. Пророк Елисей и вефильские дети: экзегетический анализ 4 Цар. 2:23–24//Христианское чтение. 2017. 4. С. 113-138.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010