В первые века христианства трихотомическое воззрение на человеческую природу было господствующим, а воззрение дихотомическое (т.е. признающее только душу и тело в составе человеческого существа) встречалось весьма редко. Более или менее трихотомических взглядов придерживались святой Игнатий Богоносец, святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, преподобный Ефрем Сирин, святой Григорий Нисский, преподобный Нил Синайский, преподобный Иоанн Кассиан, преподобный Исихий Иерусалимский, преподобный Иоанн Лествичник, преподобный Исаак Сирин, святитель Димитрий Ростовский, преподобный Серафим Саровский и др Такие взгляды высказывали в своих сочинениях Аристотель, Платон, Плотин, Филон, Фихте, Шуберт, Шеллинг, Дю - Прель, Яков Беме, проф. Лопатин, знаменитый русский врач Н.И. Пирогов и др Очень интересно высказывание митрополита Московского Филарета (Дроздова) по поводу учения о трехчастности состава человеческой природы. Вот что он пишет к архиепископу Тверскому Алексию, попросившему митрополита Филарета доказать несостоятельность трихотомии: " Не могу, отец ректор, подать Вам помощи в Вашем сражении с мыслью о тричастном составе человека. Довольно необходимости сражаться с врагами, с учениями, противными догматам, какая нужда воевать против мнений, не враждебных никакому истинному догмату? В месячной минее июня 25, в каноне найдете следующие слова: омый тело, очисти дух, и душу мою освяти. Не угодно ли Вам сразиться и с сею церковною книгою? Ибо слово дух поставлено здесь так, что нельзя понимать его в смысле благодатного дарования, чтобы уклониться от понятия о составе человека. Я думаю, что решение сего спора лежит в глубине, до которой не проникают спорящие. Февраля 26. 1848. Филарет М.М " Обычно приходится иметь дело с двумя основными наиболее ярко выраженными теориями. Первая теория состоит в том, что душа человека по своей природе совершенно нематериальна, совершенно духовна и является как бы низшим проявлением духа, а потому безусловно материальным признается только тело человека. Вторая теория признает душу человека или прямо материальной, или же " причастной " к материальности, а потому тело и душа до некоторой степени объединяются в нечто единое, едино - материальное (иногда обозначаемое библейским термином " плоть " ), дух же считается исключительно нематериальным и единственно духовной частью природы человека. Условимся называть первую теорию нематериально - душевной, а вторую теорию будем именовать материально - душевной теорией

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/418/...

б) Тело создано прежде души. Это мнение встречается во II в. у Тертуллиана 675 . В IV-VII вв. его разделяли некоторые грекоязычные представители Антиохийской богословской школы (блаж. Феодорит Кирский , свят. Иоанн Златоуст ) и такие сироязычные писатели, как Ефрем Сирин и Исаак Сирин 676 . В VI столетии такие взгляды встречаются и у некоторых видных монофизитских богословов, как сирийских (Филоксен Маббугский 677 ), так и египетских (Иоанн Филопон 678 ). С одной стороны, распространение этого мнения могло быть связано с влиянием психологии Аристотеля 679 . С другой стороны, такая точка зрения имеет некоторое основание в Ветхом Завете. В Книге Исход ( Исх.21:22–24 ) говорится, что если кто беременной женщине нанесет повреждения и в результате этого случится выкидыш, то виновный обязан понести наказание. При этом мера наказания зависит от того, имеет ли плод человеческий облик или еще нет 680 . Эти слова иногда толкуют в том смысле, что до определенного срока (сорокового дня) это преступление еще не есть человекоубийство, поскольку душа в человеке еще не появилась 681 . В православном богословии мнение об одухотворении эмбриона на сороковой день было отвергнуто. В контексте полемики с монофизитами его несостоятельность особенно ярко показал преп. Максим Исповедник 682 . в) Душа и тело творятся одновременно, а последовательность творения, о которой говорится в Быт.2:7 , следует понимать логически, а не хронологически. Это мнение стало преобладающим в Предании Церкви. Оно разделялось такими свв. отцами, как преп. Максим Исповедник 683 , преп. Иоанн Дамаскин 684 и др. Эта точка зрения была подтверждена и соборными решениями: « Церковь же, наученная Божественными Писаниями, утверждает, что душа сотворена вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена » 685 . Свв. отцы отмечали, что в строгом смысле слова само наименование «человек» не прилагается ни к телу, ни к душе по отдельности, но только к сложному существу, составленному из обоих 686 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Родоначальником одной из самых древних аскетических практик является буддизм. Вокруг буддизма сложился обширный круг самой разнообразной исследовательской литературы. Например, известны труды таких авторов как К. Эррикер, В. И. Корнев, А. Н. Кочетов, Г. М. Бонгард-Левин, О. Розенберг, Ф. И. Щербатский. Знаменитый зарубежный исследователь Э. Л. Гоффманн (Лама Анагарина Говинда) описал буддийский аскетический путь просветления. Большая исследовательская работа была проделана учеными-востоковедами XIX-XX вв. Ф. М. Мюллером, А. Уотсом, Т. Нэльдике, Г. Бюлером, Г. Ольденбергом, В. П. Васильевым, В. М. Алексеевым, В. И. Рудой, В. К. Шохиным, В. А. Кожевниковым , Е. П. Островской, Д. Т. Судзуки, Е. А. Торчиновым, М. Элиаде и др. Проблемой аскетизма занимались практически все античные философы, начиная с орфической традиции и Пифагора и заканчивая аскетической традицией Плотина. Последующее развитие идеи аскетизма получили в Восточной христианской традиции. Здесь можно указать на фундаментальный пятитомный труд «Добротолюбие», описывающий аскетическую практику таких известных подвижников как Антоний Великий , Варсонуфий и Иоанн, Макарий Великий , Ефрем Сирин , Максим Исповедник , Иоанн Лествичник , Исаак Сирин , Симеон Новый Богослов , Никифор Уединенник, Григорий Синаит , Григорий Палама и многие другие. Если мы обратим внимание на русскую философско-богословскую традицию, одними из самых серьезных и глубоких исследователей аскетики в отечественной традиции были святитель Феофан Затворник (XIX в ) и святитель Игнатий Брянчанинов (XIX в.). Несомненным знатоком данной темы является С. М. Зарин, автор монументального труда «Аскетизм по православному христианскому учению» (1907 г.), где он систематизирует православную аскетическую практику, выводя ее из ортодоксальной сотериологии. К исследователям аскетики в XX в. можно отнести епископа Василия (Кривошеина) , В. Н. Лосского , протопресвитера Иоанна Мейндорфа, протоиерея Георгия Флоровского и архимандрита Киприана (Керн) . Целая многотомная энциклопедия, посвященная феномену аскетизма в ортодоксальной традиции, была написана епископом Варнавой (Беляевым) . К упомянутым именам можно еще причислить трех представителей русской диаспоры на Западе Г. П. Федотова , И. М. Концевича и А. С. Позова .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Сегодня строки писем шестидесятилетней давности читаешь с горечью, памятуя о том, во что превратилась цветущая страна, берущая свое начало за несколько тысяч лет до Рождества Христова. Представляем вниманию читателей несколько писем, недавно обнаруженных в архиве митрополита Иоанна (Вендланда). Они адресованы митрополиту Гурию (Егорову), а одно митрополиту Николаю (Ярушевичу), на тот момент председателю Отдела внешних церковных сношений, о подготовке к открытию домовой церкви в здании Представительства Московской Патриархии в Дамаске. Эльвира Меженная ПИСЬМА ИЗ ДАМАСКА 5 июля 1958 г. Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Николаю, митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Письмо архим. Иоанна митр. Николаю из Дамаска с просьбой благословить устройство церкви В здании Представительства Русской Церкви Дамаска имеется зал, предназначенный для домовой церкви. Предполагается, что арабское православное население прилегающего района города (Сахлия) будет обслуживаться этой церковью. Зал имеет размер 14х9 метра при высоте 3,6 метра. В настоящее время в зале сооружается алтарная часть, изготовляется иконостас, престол, жертвенник, два аналоя, два киота. На помещение для молящихся 9 метров длины зала. В случае неожиданно большого наплыва прихожан они смогут частично разместиться в прилегающих комнатах. Очень просим Ваше Высокопреосвященство благословить нижеследующее: Определить название храма. Можно было бы, например, избрать какого-либо святого, просиявшего в Антиохийской Церкви. (Св. апостолы Петр и Павел, св. Игнатий Богоносец, св. Иоанн Златоуст; прп. Иоанн Дамаскин, Петр Дамаскин, Исаак Сирин, Ефрем Сирин; и др.) Надо только иметь в виду, что в Дамаске есть церкви прп. Иоанна Дамаскина, св. Екатерины, Собор Божией Матери, Крестовоздвиженский, св. Георгия и кругом много церквей св. Илии. Можно было бы церковь назвать именем русского святого или одного из почитаемых в России святых (например, св. Николая). Или же в честь праздника Господнего или Богородичного – как будет угодно благословить Вашему Высокопреосвященству.

http://pravoslavie.ru/150094.html

Книги 2015 год Дунаев А.Г. Дэпрэ В. Преподобный Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I. Новое издание с приложением греческого текста, исследованиями и публикацией новейших рукописных открытий. М., 2015. Крачковский И.Ю. Труды по истории и филологии христианского Востока. М.: Восточная литература, 2015. Лявданский А.К. Лилит в традициях сирийских христиан Курдистана и иранского Азербайджана. М.: Индрик, 2015. Селезнев Н.Н. Йоханнан Бар Зоби и его «Истолкование таин»: Критический текст, перевод, исследование. Омск: Амфора, 2015. 2016 год Муравьев А.В. и др. Мар Исхак Ниневийский (преподобный Исаак Сирин). Книга о восхождении инока. Первое собрание (трактаты I-VI) М.: ЯСК, 2016. 2017 год  Олферьев С.П. В верховьях Тигра: Дневник и описание пути, составленное надворным советником С.П. Олферьевым во время поездки в земли несториан осенью 1912 г./под ред. И.В. Зайцева. М., 2017. 2018 год Религии Центральной Азии и Азербайджана. T. IV. Христианство. Самарканд: МИЦАИ, 2018. Селезнев Н.Н. «Книга общности веры» – средневековый восточнохристианский экуменический трактат. М.: Грифон, 2018. 2019 год Иларион (Алфеев), митр., ред. Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие. Материалы конференции. М.: Познание, 2019. Кобищанов Ю.М. и др. Очерки истории христианских цивилизаций. В 2 т. М.: Политическая энциклопедия, 2019. 2020 год Заболотный Н. Сирийское христианство между Византией и Ираном. СПб.: Наука, 2020. Диссертации Заболотный Е.А. История конфессионального разделения сирийского христианства и развитие христологии в IV–VIII веках. (Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Научный руководитель П.В. Кузенков). М.: МГУ, 2016. Фурман Ю. Йоханнана бар Пенкайе. «Суть вещей, или История временного мира» в сирийской средневековой интеллектуальной культуре (Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Научный руководитель Н.Н. Селезнев). М.: РГГУ, 2017. Комментарии ( 0): Написать комментарий:

http://bogoslov.ru/article/6168507

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ИСААКИЙ Алфанов (кон. XIV - нач. XV вв.), прп. (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) - см. Алфановы ИСААКИЙ († 1538), преподобномученик (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Обнорский, насельник Павлова Обнорского во имя Св. Троицы Комельского мон-ря - см. Дионисий, Ефрем, Герасим, Исаакий ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИСААКИЙ (Чернь; † после 1088) пещерник, прп., Киево-Печерский (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и святых, в Малой России просиявших) ИСААКИЙ (Бобраков Иван Николаевич; 1865 - 1938), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим. ИСААК СИРИН [Исаак Сполетийский, Монтелукский] († ок. 550), прп. (пам. 12 апр.; пам. зап. 11 апр.), отшельник, основатель монастыря на горе Монтелуко в Умбрии (Италия) ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ИСАИЯ Сийский (XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых) ИСАИЯ мч. Кесарийский (пам. 16 февр.) - см. в ст. Памфил, сщмч., пресв., и др. мученики Кесарие-Палестинские ИСАИЯ И НИКАНОР († между 1617 и 1627?) и († ранее 1615), преподобные Ручьёвские(пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_64.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН САБА [Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский; сир.    ,    /    ] (ок. 690, сел. Ардамут, ныне Каваши, Сев. Ирак - ок. 780, мон-рь Мар-Йозадак), св. Церкви Востока (пам. в 4-е воскресенье Великого поста), аскетический писатель, один из основных деятелей т. н. несторианского мистического возрождения (свт. Исаак Сирин , Иосиф Хаззая , Дадишо Катрая и др.). Жизнь Сведения об И. С. восходят к «Книге целомудрия» Ишоднаха , еп. Басрского (IX в.), и к небольшой анонимной биографической заметке (BHO, N 510). Начальное религ. образование И. С. получил в родном селе (изучал Свящ. Писание с комментариями прп. Ефрема Сирина и Феодора Мопсуестийского). В юные годы посещал мон-рь Мар-Афнимаран, в 20 км от села. Обитель считали «мессалианской» (этот термин еще не получил в науке однозначной оценки, дискуссию см. в: Fitschen K. Messalianismus und Antimessalianismus: Ein Beispiel ostkirchlicher Ketzergeschichte. Gött., 1998; как полагают нек-рые исследователи, в данном случае он означал ориентацию на мистическое созерцание и христологию, близкую к халкидонской ( Beulay. 1990. P. 16)). Ок. 700 г. И. С. вступил в мон-рь Мар-Йозадак в Бет-Карду, также известный как «мессалианский». Стефан, наставник молодого И. С., был воспитанником Афнимарана и бывш. иноком мон-ря Бет-Аве (Бет-Абе). Через 7 лет после пострига И. С. по благословению настоятеля оставил обитель и удалился на север, в горный массив, получивший название Дальята (сир.- побеги, лозы) по селу виноделов, расположенному у его подножия. Там И. С. провел большую часть жизни. В старости он вернулся в Бет-Карду, будучи не в состоянии переносить суровые условия Дальяты. В рукописи Harvard. syr. 30 и у некоторых авторов Нового времени (таких, как яковитский патриарх Игнатий Ефрем II Рахмани, А. Мингана, А. Шер) И. С. отождествляется с Иоанном бар Пенкайе , но это мнение не выдерживает научной критики ( Idem. 1978. P. 259). Осуждение

http://pravenc.ru/text/471487.html

11 Isaacus Syrus. Sermo II, 21//Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые текст. С. 210. 13 Isaacus Syrus. Sermo I, 1//Mar Isaacus Ninevima. De perfectione religiosa. P. 5. Рус. пер.: Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 4. Ср. примеч. 9. 14 См.: [zallq meyan] (Isaacus Syrus. Sermo I, 1//Mar Isaacus Ninevima. De perfectione religiosa. P. 6). 18 К большому сожалению, нужно отметить, что в издании Луи Лелуара (см.: Saint Éphrem. Commentaire de l " Évangile concordant: texte syriaque (manuscrit Chester Beatty 709)/Édité et traduit par Dom Louis Leloir. Dublin, 1963) все три рассматриваемых нами фрагмента отсутствуют по причине лакунарности рукописи. Тем не менее даже при переводе на другие языки параллели в этих фрагментах не вызывают особого сомнения 20 Isaacus Syrus. Sermo I, 3//Mar Isaacus Ninevima. De perfectione religiosa. P. 24– 25. Рус. пер.: Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 18–21. 22 Isaacus Syrus. Sermo I, 35//Mar Isaacus Ninevima. De perfectione religiosa. P. 239–240. Рус. пер.: Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 89–91. У Афраата так же, как у Ефрема, пост является оружием и щитом против диавола (см.: Aphrahates. Demonstratio III. De jejunio 1//Patrologia Syriaca. Pars I. T. I/Ed. I.Parisot. Parisiis, 1894. Col. 97). 25 Isaacus Syrus. Sermo I, 28//Mar Isaacus Ninevima. De perfectione religiosa. P. 203–204. Рус. пер.: Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 78. 26 Саврей В.Я. Антиохийская школа в истории христианской мысли. М., 2012. С. 161. Ценно также замечание Г. Кесселя: «Важно отметить связь Афраата с учениями более поздних сирийских авторов: как живших в близкое с ним время (прп. Ефрем Сирин , Иоанн Апамейский, автор Liber Graduum и др.), так и века спустя (Мартирий-Сахдона, прп. Исаак Сирин )» (Кессель Г. М. Учение о духовной жизни Афраата Персидского Мудреца по «Тахвите о сынах Завета»//БТ. М., 2003. Вып. 38. С. 374). 27 См.: Ефрем (Лэш), архим. Ефрем Сирин . «Греческий Ефрем»//ПЭ. М., 2008. Т. 19. С. 95. Самые древние папирусные фрагменты (CPG. 3938) и рукопись Sermo asceticus (CPG. 3903) датируются VI веком (см. там же. С. 92).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/vl...

   Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Св. Климента, епископа Римского, к Коринфянам. Посл. 1. Гл. 36. С, 96.    Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 264.    Из утренних и вечерних молитв ко Пресвятой Богородице.    Пс. 138:17; Ин. 15:14; Иак. 2:23.    Иер. 15:1; 2 Мак. 15:12, 14.    Откр. 8:3-4; 4, 8—9.    Быт. 20:7-19; Иов. 42:8-9; 1 Цар. 7:8-10; Пс. 33:16 и др.    Иак. 5:16-18; Еф. 1:16; 2 Сол. 1:11-12 и др.    Святого апостола Иакова, евангелиста Марка, святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого.    Напр.: святитель Василий Великий, святитель Афанасий Великий, преподобный Ефрем Сирин и др.    Ориген и др.    Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Казань, 1891. VII Вселенский Собор. Деяние VI. С. 271 и Деяние VI. С. 171.    Петр, епископ. Указание пути ко спасению. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. С. 169.    О терпении в молитве. «Прибавления к творениям святых отцов». 1855. 14. С. 402.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 17.    Прибавления к творениям святых отцов. 1855. 14. С. 403.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 187 (преподобный Иоанн Лествичник).    Феофан, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 166.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 128 (преподобный Ефрем Сирин). С. 331—332 (преподобный Исаак Сирин) и др.    Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 31. С. 178.    Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1850. С. 375—376. (Слово 113).    ЕНил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 32. С. 179.    Там же. Гл. 33. С. 179.    Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 151.    Творения. Ч. 6. М., 1850. С. 377 (сл. 113); ср.: Феофан, святитель. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 458..    Творения. Т. 2. М., 1899. С. 327, § 244.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 79.    Там же. С. 91 (святитель Иоанн Златоуст).    Там же. С. 91.    Там же. С. 91—92.    Дьяченко Г., священник. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1894. С. 173.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

пер. ч.I, с.178–179). «Все прошения наши восходят к единому Богу, – говорит Ефрем Сирин , – единый слух невидимого Величия внимает прошениям нашим и различает их. Если просишь полезного, приемлет прошение; если вредного, отвергает. Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно (Ефрем Сирин. Творения, ч.5, с.177–178). Хотя и прискорбно просящему, что не исполнилось прошение его в то же время: но Податель в свое время утешает его пользой (ibid., с.178). Посему предоставим прошение наше воле Истинного и Милосердного. Он правдой Своей искушает и отвергает прошения для нас вредные, по милосердию Своему исполняет прошения полезные. Возблагодарим Благого за то, что дает Он, и поклонимся Правосудному за то, в чем отказывает» (ibid., с.179). 1671 Исаак Сириянин. Творения. Слова подвижнические. Слово 36, с.153–154. Приводит это место, только не дословно, и епископ Игнатий в сочинении «О чудесах и знамениях», с.32–33. 1672 Ср. Ioannes Climacus, Gradus 28. Migne. P.s.gr., t.88, col.1129; Слово 28:4, с.246; ibid, col.1132; 12, 15; c.247; ibid., col.1133, 14, с.248–249; ibid., col.1136; 31, c.250; ibid., col.1140; 53, с.252. Ср. s.Nilus. De oratione, cap.13, 14; ibid., col.1169, c.176; cap.64; ibid., col.1180, с.184–185 и мн. др. Ср. еще Ефрем Сирин. О посте, ч.4, с.111. 1673 «Не будь несмыслен в прошениях своих, чтобы не оскорбить тебе Бога малостью своего ведения. Будь мудр в своих молитвах, чтобы сподобиться тебе славы. Проси досточестного. Премудрости просил себе Соломон... приял и царство земное. Ибо кто у царя домогается маловажного, тот уничижает честь. Приноси Богу прошения свои сообразно с Его славой... Вот ангелы и архангелы, сии вельможи Царя, во время молитвы твоей устремляют на тебя внимание, с каким прошением обратишься ты к Владыке; и изумляются и радуются, когда видят, что ты, земной, оставил плоть свою и просишь небесного» (Исаак Сириянин. Слово 5, с.26–27). 1675 Basilius Magnus. Constitutiones monasticae. Migne. P.s.gr., t.31, col.1132; рус. пер. т.5, с.322–323. 1681 Дивные примеры услышания Господом такой неотступной молитвы можно видеть в житии святых столь часто, что невольно испытывается затруднение – какой пример наиболее назидателен. В последнее, всем памятное, время во святой православной Христовой Церкви Господь прославлялся тем, что Он необыкновенно милостиво исполнял дерзновенные прошения смиренного иерея Своего о. Иоанна Кронштадтского . Чудеса, совершенные по молитве его, многочисленны и для всех известны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010