«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Русские святые Долгие годы монахиня Таисия собирала жития русских святых. Плодом этих многолетних трудов стали «Русские святые», насчитывающие около четырех сотен имен. Вереница русских святых от равноапостольных Кирилла и Мефодия до преподобного Силуана Афонского. Русские святые. Хронологический список Имя, день памяти Год, век   до XI в.   Святой апостол Андрей Первозванный. Ноябрь, 30 62 Священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонесские. Март, 7 IV в. Святого равноапостольного Кирилл первоучителя и просветителя славянского. Февраль, 14 869 Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий. Май, 11 869 и 885 Святого равноапостольного Мефодия первоучителя и просветителя славянского. Апрель, 6 885 Великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена. Июль, 11 969 Первомученики Феодор и Иоанн Варяжские. Июль, 12 983 Святитель Михаил, митрополит Киевский. Сентябрь, 30 992   Преподобный Аркадий Новоторжский, Или Вяземский. Декабрь, 13 XI в. Преподобный Аврамий Ростовский. Октябрь, 29 XI в. Георгий Угрин, брат преподобного Ефрема Новоторжского. Январь, 28 1015 Равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий. Июль, 15 1015 Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид. Июль, 24 1015 Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский. Июнь, 8 1023 Преподобный Моисей Угрин Киево-Печерский. Июль, 26 1043 Благоверная княгиня Анна, во святом крещении Ирина, Новгородская. Февраль, 10 1050 Благоверный Владимир, князь Новгородский. Октябрь, 4 1052 Преподобный Ефрем Новоторжский. Январь, 28 1053 Преподобный Варлаам, Игумен Печерский. Ноябрь, 19 1065 Преподобный Иеремия Печерский. Октябрь, 5 1070 Преподобный Дамиан Печерский. Октябрь, 5 1071 Преподобный Антоний Киево-Печерский. Июль, 10 1073 Святитель Леонтий, епископ Ростовский. Май, 23 1073

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Родом угреня. преподобного Новоторзького: новий погляд 23 червня 2022 р. 17:55 Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на Русской земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне 2022 года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея кандидат филологических наук Виктор Кузнецов ( 6, 2022 , PDF-bepcuя ). Не смогли преподобнаго жития искупити Согласно церковной традиции, которой в той или иной мере следует большинство ученых, Ефрем Новоторжский вместе со своими братьями Георгием и Моисеем прибыл из Венгрии на службу к князю Борису Владимировичу. Георгий был ближайшим слугой князя, любившего его «без меры» и подарившего ему золотую гривну — знак отличия и особого княжеского расположения. В 1015 году на реке Альте святой князь Борис был убит по приказу Святополка Окаянного. Вместе с ним погиб и Георгий: убийцы обезглавили его, чтобы снять дорогой княжеский подарок. Моисею удалось бежать, после чего он оказался в плену в Польше, где пострадал ради сохранения телесной чистоты и остаток дней провел в Киево-Печерском монастыре . Ефрем служил у князя Бориса конюшим и, по всей видимости, во времена этих событий находился в Ростове, поэтому оказался на реке Альте позже. На месте страшного злодеяния он пытался найти тело брата, но отыскал только голову Георгия. Не желая больше иметь дело с княжескими распрями и враждой, он отправился на север Руси, в Новгородские земли, чтобы служить Богу и людям.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5939501...

Разделы портала «Азбука веры» Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский Рюрик (862 – 879), в Новгороде Равноапостольный Мефодий, учитель Словенский Олег (879 – 912), в Киеве Равноапостольная вел. кн. российская Ольга Святослав Игоревич (946 – 972) Первомученик Феодор варяг, Киевский Св. Владимир I Святославович (980 – 1015) Первомученик Иоанн варяг, Киевский, сын св. Феодора варяга Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси Равноапостольный блгв, вел. кн. Киевский Владимир-Василий Мученик блгв. кн. Борис-Роман Ростовский Святополк I Ярополкович (1015 – 1019) Мученик блгв. кн. Глеб-Давид Муромский Мученик Георгий Угрин, брат прп. Ефрема Новоторжского Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский Ярослав I Владимирович (1019 – 1054) Святитель Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский Преподобномученик Моисей Угрин, Печерский, в Ближних пещерах Ок. 1043 Блгв. кн. Анна Новгородская Блгв. кн. Ирина Киевская Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский Преподобный Ефрем Новоторжский Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси Ок. 1053 Святитель Лука, епископ Новгородский Изяслав I Ярославич (1054 – 1073) Преподобный Варлаам, игумен Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Иларион схимник, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Иеремия прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Дамиан пресвитер, целебник, Печерский, в Ближних пещерах Святитель Леонтий, епископ Ростовский Преподобный Антоний Печерский, первоначальник монашеского жития на Руси, в Ближних пещерах Преподобный Аврамий Ростовский, архимандрит Ок. 1073 – 1077 Святослав Ярославич (1073 – 1075) Преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский Ок. 1077 Изяслав Ярославич (1076 – 1078) Преподобный Матфей прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Всеволод Ярославич (1078 – 1093) Блгв. кн. Ярополк (Петр) Владимиро-Волынский Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах До 1088 Преподобный Никон, игумен Печерский, в Ближних пещерах Святитель Иоанн, митрополит Киевский Преподобный Симон варяг, Печерский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Глава I. Первые проявления христианства на земле Русской. – Аскольд и Дир. – Святая княгиня Ольга. – Первые мученики – Варяги. – Святой равноапостольный князь Владимир. – Святые страстотерпцы Борис и Глеб. – Преподобный Ефрем Новоторжский. «Духовное возрождение целого народа, как и одного человека, совершается не одинаково, – говорит один недавно почивший знаменитый архипастырь, 1 – в ином народе оно совершается ранее, в другом позднее, в одном быстро, в другом медленно». Преподобный Нестор повествует, что апостол Андрей из Синопы через Корсунь или Херсон, доходил берегом Днепра до Киевских гор, благословил их и водрузил там крест, сказав: «На сих горах воссияет благодать Божия». Оттуда он отправился на север, до берегов Волхова и озера Ильменя, а оттуда в Рим. 2 Но в летописи Нестора не упомянуто, чтобы путешествие Первозванного Апостола оставило по себе следы на почве Киевской Руси. Известия о частных обращениях жителей южной Руси к христианству начинаются с IV века. Блаженный Иероним писал: «Гунны изучают псалтирь; хладная Скифия согревается огнем веры истинной; войска рыжих и белокурых Гетов или Даков носят за собой походные храмы». Из этих слов видно, что под именем холодной Скифии нужно разуметь ту, которая простиралась от левого берега Дуная до Дона, где, по свидетельству древних, еще с I века по Р. Х. обитали славяне. 3 У Гетов, или Готфов, живших в нынешней Бессарабии вместе со славянами, еще при Константине Великом образовалась епархия. О распространении веры между Готфами и Скифами более всех заботился святой Иоанн Златоуст . Он посылал миссионеров к скифам, жившим за Дунаем, и для Готфов посвятил епископа Унилу. Но Гунны, Авары и Болгары, одни за другими, опустошали Скифию, и христианство , еще слабое между скифами, пожиналось войною или гонением язычества. На севере Русской земли, где славяне, жившие при впадении Волхова в озеро Ильмень, призвали к себе на княжение Рюрика с братьями (около 862 года), почти не было слухов о христианстве. Двое из сподвижников Рюрика, Аскольд и Дир, отправились из Новгорода искать счастья в Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Заметки по русской агиологии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 Преподобный Серапион Кожеезерский В Священном Писании есть такие слова: “Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода: много славного Господь являл чрез них, величие Свое от века” (Сир 44:1–2). “Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их” (1 Пет 3:12; ср. Пс 33:16). Святые угодники — это “соль земли” (Мф 5:13), которая своими трудами и молитвами осоляла и осоляет весь мир. Святая Русь прославилась множеством подвижников и явлением чудотворных икон. Интересно, что на ниве Русского Православия трудились также святые различных национальностей. Русь приняла свою веру из Византии, став ее достойной преемницей. И на Руси спасались подвижники нашей Матери-Церкви 1 . Это были преподобный Лазарь Мурманский (†1391; пам. 8 мар.), преподобный Кассиан Грек Угличский (†1504; пам. 2 окт.), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 янв.). Среди русских святых мы видим также выходцев из западных стран: дочь шведского короля Олафа благоверную Анну Новгородскую (†1056; пам. 10 февр.), супругу князя Ярослава Мудрого, а также преподобного Антония Римлянина (†1147; пам. 3 авг.), блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского (†1303; пам. 8 июля), блаженного Исидора Твердислова Ростовского (†1474; пам. 14 мая), блаженного Иоанна Власатого Ростовского (†1580; пам. 3 сент.) 2 , преподобного Макария Римлянина, Новгородского чудотворца (XVI в., пам. 19 янв.). На Руси подвизались также выходцы из славянских народов: из моравских пределов прибыл святой Меркурий Смоленский (†1238; пам. 24 ноябр.), а с Афона — сербский инок преподобный Савва Крыпецкий (†1495; пам. 28 авг.). Венграми были преподобный Моисей Угрин Киевопечерский († ок. 1043; пам. 26 июля) и преподобный Ефрем Новоторжский (†1053; пам. 28 янв.). Русская земля вынесла монголо-татарское иго, покорив затем татарские ханства. Московским князьям приходили служить татарские царевичи. Известны также русские святые татарской национальности: благоверный Петр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец (†1290; пам. 30 июня). Потомком татарского баскака был преподобный Пафнутий Боровский (†1477; пам. 1 мая) 3 . В 1552 г. в Казани пострадали два новокрещенных татарина Петр и Стефан (пам. 24 марта) 4 . Менее известно имя преподобного Серапиона Кожеезерского (†1611; пам. 27 июня).

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

«Откуда в маленьком городе такие большие храмы?» Торжок православный Архитектурные шедевры и атмосфера патриархальной России 17 марта, 2019 Архитектурные шедевры и атмосфера патриархальной России Торжок – город небольшой. По размеру сопоставим с некоторыми округами Москвы. Тем интереснее побывать в нем, побродить по его улочкам, полюбоваться на сохранившиеся архитектурные шедевры. Гости Торжка часто задают один и тот же вопрос: «Откуда в маленьком городе такие большие храмы?» И в самом деле, Спасо-Преображенский собор, Борисоглебский монастырь, Благовещенский храм украсили бы собой Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города России. Местные краеведы считают, что причиной тому – соперничество купцов. Каждый купец, достигший высокого положения, хотел прославить свою фамилию и старался дать денег больше, чем сосед. Недостатка в средствах не было, поэтому храмы строили с размахом. Торжок – город купеческий, до революции более 70% населения составляли купцы. Но и духовенство играло заметную роль. Были даже династии священников – Богоявленские, Модестовы, Ильинские. Дети священников в основном поступали в духовные училища, потом уезжали в Тверскую духовную семинарию, а оттуда, женившись, разъезжались по приходам. Всего в Торжке, по разным оценкам, до революции 1917 года было от 29 до 40 церквей, если считать еще и домовые церкви. Сейчас действуют 10 церквей и 1 монастырь, а еще 15 церквей в разной степени заброшенности. Борисоглебский мужской монастырь Борисоглебский монастырь – один из самых древнейших в России. Его основал преподобный Ефрем Новоторжский в 1038 году. Из «Жития преподобного Ефрема» мы знаем, что на новоторжских землях он оказался после трагической гибели князей Бориса и Глеба. « Оставив свой боярский сан и дом, он прибыл в город Торжок и, нашедши одно весьма красивое место близ города, на берегу реки Тверцы, построил там храм во имя государей своих, великих князей, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и, собрав много иноков, устроил обитель, а сам стал архимандритом», – написано в «Житии Ефрема Новоторжского».

http://pravmir.ru/otkuda-v-malenkom-goro...

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Семёновское. Церковь Симеона Столпника. Карта и ближайшие объекты Построена в 1830 г. Количество алтарей: 3. Церковь села Семёновское (1776-1782) имеет сильно вытянутые по продольной оси восьмерик и четверик, что придаёт храму не совсем традиционный вид. Погост Семеновский, или, как слывет у народа, " Святой Семен " весьма древнее селение; оно известно было в 11 столетии. Из жития преподобного Ефрема Новоторжскаго чудотворца видно, что он, прежде основания в Торжке Борисоглебского монастыря, поселился на высоком берегу реки Тверцы, и здесь устроил странноприимницу, в которой принимал странников, путешественников, торговых людей, отправлявшихся в великий Новгород, и кормил их даром (угощал); отсюда будто-бы и местность, где учредил преподобный Ефрем странноприимницу, получило наименование " Дорогощи " , и впоследствии погост Семеновский стал называться Семеновским, что на Дорогощи. Неизвестно, когда на месте странноприимницы преподобным Ефремом учрежден был мужской монастырь, в котором храм был посвящен памяти преподобного Симеона столпника, отсюда и народное наименование его " Святым Симеоном " . О сем монастыре упоминается под 1537 г., когда в нем был игуменом Киприан. Кроме Киприана у Строева (Списки настоятелей) упоминаются в Симеоновском монастыре, что на Дорогощи, игумен Исаия 1551 г. и строитель Арсений Тархов с 1637 по 1659 г. В 1689 г. Симеоновский монастырь по грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софии, со всеми угодиями и землями был приписан к Новоторжскому Борисоглебскому монастырю. В 1721 г. Симеоновский монастырь был закрыт и бывшия в нем церкви (Похвалы Божиея Матери и преподобного Симеона Столпника) обращены в приходские для погоста Семеновскаго, что на Дорогощи, каковым именем называется здесь протекающий ручей. Памятниками прежде существовавших в этом погосте деревянных церквей на восточной стороне от нынешней церкви остались две небольшие кирпичные, покрытые железом, часовни (каплицы), не в близком расстоянии одна от другой находящияся. Ныне существующая каменная церковь построена в 1782 году на средства прихожан; в ней три престола - главный посвящен иконе Похвалы Божией Матери, а приделы в теплой трапезной преподобному Симеону Столпнику (правый) и святителю Николаю чудотворцу (левый).

http://sobory.ru/article/?object=16198

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕРАЗМ (кон. XI-XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕФРЕМ († 1454), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕФРЕМ (Евстафий; † 1486), прп. (пам. 26 сент., 16 мая, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЗАГАЕЦКАЯ «ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. в 1-ю неделю после Успения Пресв. Богородицы), местночтимый чудотворный образ (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ) ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_10.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010