25, 27, 43). Певцы поставлялись в свое служение малым посвящением и особой молитвой. На соборе Лаодикийском (367 г.) относительно церковного пения сделано несколько постановлений и в числе их два главных, именно, прав. 15: „кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви“; правило 59: „не петь в церкви псалмов несвященных и книг неканонических“. Первое из этих правил Валсамон дополняет следующим изъяснением: „Кажется, древности некоторые из простого народа присвоили себе право чтецов, начинали псалмопение, пренебрегая клириков, и пели, как у нас жены, непристойно и даже неупотребительное. Отцы, запрещая сие, говорят, что кроме клириков, поющих с амвона, никто не должен начинать пения, подпевать же не запрещено простым, но они должны петь только то, что написано в церковных книгах на дифферах или кожах“. Поводом к такому запрещению послужило тогда распространение и употребление некоторыми певцами псалмов, песней и молитв, самочинно составленных христианами, неканонических или даже еретических, взамен принятых церковью. 367 Запрещение петь и читать в церкви мирянам в том же смысле подтверждено и собором Трульским в 691 г., прав. 33. В силу этих правил не только миряне, но даже не посвященные монахи и отшельники, не могли исправлять должность клириков, певших и читавших на амвоне. 368 С четвертого же века являются и церковные хоры или группы особых певцов по должности, именуемые ликами. О хоре обетных дев, устроенном св. Ефремом Сириным в Эдессе, упомянуто выше. Первым же учредителем хорового церковного пения должно считать собственно св. Иоанна Златоуста . Действуя против ариан, он ввел при своей кафедре в Константинополе клир особых певцов для совершения всенощного бдения и молебных пений, и, конечно, и для пения на литургии. 369 Супруга царя Феодосия Великого дала ему и особого придворного учителя, который, обучая певцов, заготовлял и гимны для пения. 370 О хоровых песнопениях упоминается также в житии Порфирия еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

   Если будем просить у Бога терпения, будем просить того, что угодно Ему, и будет с нами по слову Христову: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11).    А это разве не благо — терпение? Прошение о терпении — это угодное Богу прошение, и Бог не оставит, Бог поможет каждому христианину, взывающему о терпении под тяжестью креста своего. Бог поможет каждому несчастному человеку, обремененному большой семьей и изнывающему в нищете, если будет просить он о терпении.    Но бывает, что просят и люди злые, идущие путем темным, греховным, творящие зло на каждом шагу; они тоже изнывают под тяжестью своей злой жизни, бывает, что и они просят терпения. А им Бог терпения не даст: это значило бы облегчить их черную, греховную жизнь, содействовать ей. Им не даст, а всем тем добрым, которые просят смиренно о терпении на своем христианском пути, Господь даст терпение, как говорит апостол Павел: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).    Дает терпение, сверх сил никого не обременяет, только бы не впадали в малодушие, только бы помнили, что наши беды и страдания, что наше горе ничто по сравнению с тем, что претерпел за нас Господь наш Иисус Христос. И потому надо нам много терпеть, ища утешения, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр. 12:2—3).    Вот чем надо укрепляться, вот откуда черпать можно, без конца черпать терпение — от креста Христова.    Взирайте почаще на Крест святой, на Спасителя, Распятого на кресте, и молитесь вместе с Ефремом Сириным: Господи и Владыко живота моего, дух терпения даруй ми, рабу Твоему. Аминь. Молитва святого Ефрема Сирина — о любви Господи и Владыко живота моего, дух любви даруй ми, рабу Твоему.    О любви, которая есть исполнение всего закона, о любви просим мы. Если не имеем любви, то, по слову святого апостола Павла, мы «...медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Помните, Господь умеет отметить людей, отличить дела человеческие, творимые по заповедям Христовым. «Кто хочет быть первым, да будет последним, да будет всем слуга» (Мк.9:35).    Молитесь с Ефремом Сириным об избавлении от тяжкого порока любоначалия. От этого порока да избавит вас всех Господь Иисус Христос. Аминь. Молитва святого Ефрема Сирина — о празднословии Господи и Владыко живота моего, дух празднословия не даждь ми!    И святой Ефрем молится об этом, и святой пророк Давид говорит в псалме своем: «Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устах моих» (Пс.140:3).    И Сам Господь Иисус Христос сказал, что «за всякое праздное слово дадим мы ответ на Страшном Суде (Мф.12:36). Вдумайтесь, как это серьезно, как тяжело: за каждое, за единое праздное слово дать ответ.    А скажите, разве есть что-либо другое, к чему относились бы легче, чем к слову? Удивительно, поразительно, как люди не понимают огромного, колоссального значения слова человеческого.    Наша способность слова в значительной мере уподобляет нас Самому Богу. Бог словом сотворил весь мир (Быт.1:1), слово Божие имеет огромную, могущественную силу. Знаете, что пророк Илья словом воскрешал мертвых (3 Цар.17:21—22), словом своим останавливал дождь, заключал небо и вызывал этим голод (3 Цар.17:1), низводил дождь на землю (3 Цар.18:42—45).    В чем же сила, заключающаяся в слове? Не думайте, что вырвавшееся из уст слово рассеивается в воздухе, и не остается от слова ничего. Это неверно. Слово живет, живет столетия, тысячи лет. До сих пор живут слова, которые изрекали великие Божии пророки, жившие за много столетий до Рождества Христова. Великие слова Моисея, великие слова, которые некогда говорили святые апостолы, те слова, которые изошли из уст подвижников Божиих, учение Церкви Божией, живы в течение тысяч лет.    А если слово живет тысячи лет, значит, это нечто чрезвычайно важное. Слово, исходя из уст наших, всегда производит действие, чрезвычайно глубокое на окружающих нас людей, даже на удаленных от нас людей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  По глаголу – по обещанию. Во откровение – в просвещение. Языки – язычники. Кем составлена эта песнь? Эта песнь составлена праведным старцем Симеоном. Ему было открыто Духом Святым, что он не умрет, доколе не увидит Христа. Когда сорокодневный младенец Иисус принесен был в храм, – по внушению Св. Духа пришел сюда и Симеон. Взявши младенца Иисуса на руки, он сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко (из здешней жизни в загробную) ( Лк. 2,29 ). Когда эта молитва произносится? Во время церковного богослужения за вечерней. Молитва св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия,смиренномудрия,терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего; яко благословен еси во веки веков. Аминь.  По-русски Господь и Владыка жизни моей! Не дай мне духа праздности, уныния, желания начальствовать и пустословить. Напротив, одари меня, раба Твоего, духом целомудрия, смирения, терпения и любви. О, Господь и Царь! Дай мне видеть свои грехопадения и не осуждать брата своего; ибо Ты прославлен до скончания веков.   Уныние – безпечность, бездействие в деле спасения. Любоначалие – желание начальствовать. Празднословие – пустословие. Смиренномудрие – смирение. Ей – о, да! О чем мы молимся в этой молитве? Молимся Богу об очищении нас от грехов и об утверждении нас в добродетельной жизни. Кем она составлена? Святым Ефремом Сириным , жившим в 4м веке от рождества Христова в Сирии. Когда она произносится? В Великий пост во время церковных служб и сопровождается земными поклонами. Хвалебная и благодарственная песнь (кондак) Божией Матери Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. По-русски Непобедимую Воительницу благодарим мы Тебя, рабы Твои, Богородица, за то, что избавлены от напастей.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tolkovyj-pr...

А. И. Осипов пишет, что «и состояние спасения может быть различным. Для одного оно со славой и честью за подвиг праведной жизни, другой хотя и спасется, но как бы из огня, поскольку все им совершенное оказалось духовно бесплодным, скверным, бессмысленным – соломой, сгоревшей при первом же испытании огнем дня вечности ( 1Кор.3:12 )» 241 . В главе «Что нас ждет на Страшном Суде» он повторяет ту же мысль: «Что означает этот Суд? Не подумаем, что в течение всей человеческой истории Бог был любовью, а уж теперь, извините, – одна справедливость». Там же пишет о возвращении воли по воскресении тела: «Это возвращает человеку и волю к самоопределению, следовательно, и последнюю возможность обращения к Богу, духовного обновления и полного исцеления – в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером земной жизни. Отсюда и страшность Последнего суда – человек навсегда решает свою вечную участь...» 242 . И далее «здесь перед лицом любви Божией каждый воскресший человек произнесет свое окончательное «да» или «нет» Богу» 243 . В главе «Христос – спаситель всех человеков» он перечисляет отцов Церкви, которые якобы разделяли идеи апокатастасиса: «Святому Исааку Сирину , конечно же, повезло, что он живет не в наше время. Крепко бы ему сегодня досталось вместе со святыми Иустином Мучеником , Григорием Нисским , Афанасием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , Ефремом Сириным , Амфилохием Иконийском , Епифанием Кипрским , Иоанном Дамаскиным , Максимом Исповедником , авторами многих стихир Октоиха и Миней и еще многими за их убеждение о возможности спасения нехристиан – из еретиков бы им не выбраться» 244 . И далее: «Совершенно очевидно, все эти их слова говорят с полной определенностью о том, что победою Христовою все, не только праведно жившие, но даже и мертвые, некогда непокорные, были и будут освобождены из ада. Все они, пройдя в нем огненный искус страстей, приняли и примут Спасителя, получат дар благодати Крещения, и, таким образом, став членами Церкви Христовой, спасутся » 245 . Следуя мысли А. И. Осипова , «другие святые одновременно говорят и о полном уничтожении ада, и о вечных муках грешников. Очевидно, это было вызвано соображениями духовной пользы конкретных слушателей» 246 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Афинагором (Legat. §69), Ефремом Сириным (Орр. III, 212 р.). Их очень часто в полемике с арианами цитирует св. Афанасий (С. Arian. §49. De incarnat. 22…). Ими же пользуются Кирилл Иерусалимский (Оглас. поуч. XI, 15), Григорий Богослов , Василий Великий , Григорий Нисский , Евсевий Кесарийский , Дидим, Епифаний, Златоуст и др. Также слова: посем на земли явися и с человеки поживе ( Вар.3:38 ), часто цитируют, как «пророчество» о воплощении Сына Божия, в отеческой письменности, иногда под именем пророчеств Иеремии, например Ириней (Прот. ерес. V, 35), Кирилл Иерусалимский (Оглас. поуч. IV, 35; XII, 4), Григорий Богослов (Epist. 102), Григорий Нисский (Adv. lud.), Епифаний Кипрский (О ересях. 53, 55, 63) и мн. др. Климент Александрийский цитирует, как «святое писание», Вар.3:16–19 (Paed. II, 3), Ориген в том же смысле цитирует Вар.3 (Com. in Ier. 31 с.). Многократно цитируют разные места из книги Варуха Кирилл Александрийский , Анастасий Синаит , Иоанн Дамаскин и другие православные церковные писатели и учители. В православном богослужении в паремиях в навечерие Рождества Христова на часах и вечерне читается Вар.3:36–4:4 . Итак, согласно своему общему содержанию и характеру и указанным частностям, справедливо книга Варуха помещалась и ныне помещается в ряду священно-библейских писаний. Объяснением книги Варуха в отеческий период занимался бл. Феодорит (М. 81 t.)· Другие отцы и учители не оставили на нее толкований. В новое время в западной литературе изданы следующие ценные экзегетические монографии: Reusch. Erklarung d. В. Baruch. Freib. 1853. Trochon. Ieremie, Lamentationes, Baruch. 1878 г. Kneuker. Das B. Baruch. 1879. Daubanton. B. Baruch. 1888. Knabenbauer. Commentarius in pr. Daniel. Lamentationes et Baruch. Par. 1891. Rotstein. 1900 г. (в издании Кауча). В русской литературе ценна библиологическая и критико-текстуальная, не раз упомянутая, монография архимандрита Антонина. Книга пророка Варуха. Спб. 1902 г. Главная цель автора восстановить древний еврейский оригинальный текст книги Варуха, но попутно обстоятельно решаются библиологические, текстуальные и экзегетические вопросы о книге Варуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

б) Второе событие – это разрушение Иерусалима и осквернение Иерусалимского храма римскими войсками в 70 г. после Рождества Христова. «Если бы пророчество Даниила относилось только к Антиоху, то в таком случае Иисус Христос, повторяя о мерзости запустения, реченной через пророка Даниила ( Мф.24:15-21 ; Лк.21:20-24 ), не мог бы говорить как о событии, имеющем совершиться в будущем, так как для Его времени эпоха Антиоха Епифана уже давно миновала» (проф. Беляев, «О безбожии и антихристе», т. 1, с. 230). Событие это описано иудейским историком Иосифом Флавием. По его словам, римляне, подавляя восстание иудеев, разрушили Иерусалим и «внесли свои знамена во святилище и поставили их против Восточных врат; принесли перед знаменами торжественные жертвы (языческие) и громкими криками провозгласили Тита самодержцем». Так стала «мерзость запустения» в священном граде и в святыне этого града…, в храме Иерусалимском. В этом храме теперь принесена была жертва языческим богам руками язычников; отселе жертвы и молитвы истинному Богу в нем прекратились навсегда» (проф. Беляев, там же, с. 216). в) Но это пророчество о мерзости запустения могло только отчасти относиться к разрушению Иерусалима в 70 г. по Р. Х. Главным же образом оно имеет в виду другую, грядущую, эпоху, «когда будут осквернены все храмы на земле и вместе с тем произойдет опустошение и осквернение Нового Сиона – Церкви Христовой… по всей земле. Это будет пред кончиною мира – при антихристе» (проф. Беляев, там же, с. 219). Блаженный Иероним все пророчество Даниила о поставлении «мерзости запустения» относит к антихристу и только некоторые черты – к Антиоху. Не совсем понятным в изречении о «мерзости запустения» является слово «на крыле» ( Дан.9:27 ). Остроумной попыткой его истолкования является перевод его с объяснением известного составителя еврейской грамматики и еврейско-немецкого лексикона – Гезения. Он переводит изречение Даниила следующим образом: «И на крыльях мерзости – опустошитель». Изъясняет же он перевод свой так: «Враг Церкви, т. е. антихрист, представляется здесь носимым на крыльях мерзостного идола, подобно тому как Иегова представляется носимым на херувимах». Очень возможно, что антихрист на крылатом идоле, как на колеснице или на троне, будет переносим с места на место. Но не будет ничего невероятного также и в том, если антихрист на крыльях мерзостного идола будет летать по воздуху (на специально выстроенном для него аэроплане – в виде крылатого мерзкого идола). Последнее предположение, хотя и не в применении к этому именно изречению, за много веков до Гезения было высказано св. Ефремом Сириным («Слово на пришествие Господне», 39, ч. 3, с. 25).

http://azbyka.ru/antihrist

Болландисты (Acta 88. Febr. II. 535) издали два жития: одно неизвестного, другое Метафрастово на латинском языке. Первое находится в жизнеописаниях отцов (vitae patrum); во сии жизнеописания составлены не только Иеронимом, но Ефремом сириным , Софронием, еп. иерусалимским, Иаковом диаконом; потому Болландисты не говорят об иеронимовом житии святой. Иероним скончался гораздо ранее сей святой († 430). Изданное ими житие неизвестного весьма сходно с Метафраотовым. В Метафрастовом житии в начале означено время жизни Пафнутия, именно: в правление Феодосия младшего (408–460), посему Болладисты конину Евфросинии полагают около 470 года, Филарет (Подвижницы восточн. церкви) ок. 445 г. В житии неизвестного сказано, что она крещена спустя 7 лет по рождении. Во Метафрастову житию отец ее жил в монастыре после нее 20, а по месяцеслову Василия 28 лет. Тильмон не много ценит жизнеописание ее не известного, но много ценит его Бароний и Будто (Hismoir monast I. 196). Метафрастово греческое житие издано в Полном Курсе Патрологии Миня (Т. 114. 306). У Фабряция показаны четыре жития ее (Т. X. 225). Преподобномуч. Пафнутий . В царствование Диоклитиана правитель Египта Арриав, преследовавший хрисиан, пришед в г. Гентирию (Тентиру), приказал 200 воинам найми представить подвижника Пафнутия, до он, прежде предуведомеленный ангелом, явился сам и после исповедания Христа заключен в темницу, затем снова был представлев правителю, при чем оковы с рук и ног его спали сами, несмотря на то он до того терзаем был на мучилищном древе, что внутренности его выпали, но ангел исцелил его. Два воина Дионисий и Каллимах , мучившие святого, увидев сие, уверовали и тут обезглавлены. Пафнутий, заключенный в темницу, обратил сорок чиновников, брошенных туда правителем, которые за исповедание Христа преданы огню. Пафнутий, чудесно освобожденный из под стражи и принятый с усердием в доме богатого Нестория , возбудил к подвигу мученичества его, жену и дочь его Стефану , которые обезглавлены Аррианом; потом обратил 16 учеников отроков, детей знатных родителей; сии пронизаны дротиками и один из них испустил дух в отце; 80 рыболовов, возбужденные к мученичеству, лишены жизни секирою.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В главе 10 он, наоборот, предостерегает от продолжительных или несвоевременных бесед с друзьями или старцами. Уход из мира, даже от своих собратьев по духу, вероятно, является наиболее трудной частью аскетики преподобного Нила. Без сомнения, он никогда не сказал бы вместе с Ефремом Сириным : «Для того, кто стал мертвым в сердце своем для ближних, для того и диавол стал мертв». Преподобный Нил сохраняет в сердце горячую любовь к многочисленным духовным чадам и друзьям, но он предпочитает сокращать общение с ними, для того чтобы не прерывать своего общения с Богом. Наиболее устрашающими словами, вышедшими изпод его пера, является цитата из Симеона Нового Богослова , где он говорит о высших состояниях единения с Богом: «И в сих быв, не токмо не хощет из кельи изыти, но и в ров, под землею ископан, хощет сокровен быти, да тамо, рече, введен быв вне всякаго мира, вижу безсмертнаго Владыку моего и Создателя». Несмотря на умеренность преподобного Нила в отношении телесной аскезы, его внутреннее аскетическое отношение к миру, вероятно, более строгое и непреклонное, чем отношение его оппонентов в вопросах дисциплины – преподобного Иосифа Волоцкого и его учеников. Как учитель телесной аскезы, преподобный Нил особенно печется о том, чтобы сохранялся закон меры: «О пище и питии, противу [согласно] силы своего тела, более же души, окормления кийждо да творит… Здравии и юные да утомляют тело постом, жаждою и трудом по возможному; старии же и немощнии да упокояют себя мало». Он знает, что «вся естества единем правилом объяти невозможно есть: понеже разнство велие имуть телеса в крепости, яко медь и железо от воска». Единственный совет его, касающийся поста, относится к неразборчивости в пище. Ссылаясь на Григория Синаита , он советует брать «по малу от всех обретающихся брашен, аще и от сладких». Этим мы избежим «возношения» и не покажем гнушения добрым творением Божиим. Эти правила преподобного Нила, представляющиеся многим «недоумительными», кажутся прямо направленными против трапезного устава преподобного Иосифа Волоцкого с его градацией блюд и правом выбора между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В обоснование своей мысли о необходимости в песнопениях архиерейского погребения отразить личность погребаемого как личность епископа Преосвященный Мануил приводит ряд песней, воспетых преподобным Ефремом Сириным при гробах епископа, пресвитера, диакона, монаха и мирянина. Но характерно уже то, что Святая Церковь , при всем ее глубоком уважении к прп. Ефрему, – с такой любовью принявшая, например, его великопостную молитву, – с любовью сохраняющая все писания святого отца, – до сих пор не находила потребным внести в установленные ею погребальные чинопоследования ни одной из надгробных песней прп. Ефрема. Это, вероятно, и потому, что означенные песни и самим творцем их не предназначались для общего употребления. Они носят индивидуальный характер и, воспетые при гробе определенных лиц, хорошо известных преподобному, не всегда были бы соответствующими при гробе других лиц, хотя бы и проходивших при жизни такое же церковное служение. Так, например, песнь: «От юности еще понес ты на себе иго...» – едва ли можно воспевать при гробе всякого архиерея, едва ли, например, можно было бы воспеть при гробе святителя Григория Старшего, отца святителя Григория Богослова , о котором известно, что он лишь в зрелом возрасте оставил пути заблуждения. Нельзя бы было воспеть эту песнь и при гробе блаженного Августина , о котором известно, что юность его была далеко не безупречна. Никак не могу согласиться с утверждением Преосв[ященного] Мануила, что существующие чинопоследования погребения монахов и мирян одно нарочито отображает только личность монаха, другое только личность мирянина. Внимательное чтение обоих чинов не позволит сделать такого заключения. Характерно уже то, что в обоих этих чинопоследованиях почти нет молитвословий, составленных специально только для погребения. Таковы лишь стихиры, поемые при прощании, но они поются во всех чинах погребения, кроме младенческого. Нарочито составлены еще для того и другого погребения тропари для «блаженн»... Все остальное первоначально не предназначалось специально для погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010