Глава 8 1–2. Возвышение Мардохея. 3–6. Просьбы Есфири об отмене Аманова указа. 7–12. Новый указ к иудеям. 13–17. VI-e добавлений к книге: текст указа к иудеям. Распространение указа и впечатление от него. Эсф.8:1 .  В тот день царь Артаксеркс отдал царице Есфири дом Амана, врага Иудеев; а Мардохей вошел пред лице царя, ибо Есфирь объявила, что он для нее. «Вошел он пред лице царя», т.е. сделался ближайшим слугой царя, вместо Амана. «Есфирь объявила, что он для нее», т.е. объявила о своем родстве с Мардохеем и о всех тех благодеяниях, которые он оказал ей в качестве ее воспитателя. Эсф.8:3 .  И продолжала Есфирь говорить пред царем и пала к ногам его, и плакала и умоляла его отвратить злобу Амана Вугеянина и замысел его, который он замыслил против Иудеев. Эсф.8:4 .  И простер царь к Есфири золотой скипетр; и поднялась Есфирь, и стала пред лицем царя, Эсф.8:5 .  и сказала: если царю благоугодно, и если я нашла благоволение пред лицем его, и справедливо дело сие пред лицем царя, и нравлюсь я очам его, то пусть было бы написано, чтобы возвращены были письма по замыслу Амана, сына Амадафа, Вугеянина, писанные им об истреблении Иудеев во всех областях царя; Эсф.8:6 .  ибо, как я могу видеть бедствие, которое постигнет народ мой, и как я могу видеть погибель родных моих? Эсф.8:7 .  И сказал царь Артаксеркс царице Есфири и Мардохею Иудеянину: вот, я дом Амана отдал Есфири, и его самого повесили на дереве за то, что он налагал руку свою на Иудеев; Эсф.8:8 .  напишите и вы о Иудеях, что вам угодно, от имени царя и скрепите царским перстнем, ибо письма, написанного от имени царя и скрепленного перстнем царским, нельзя изменить. Падением Амана и благодеяниями Есфири и Мардохею – не устранялась страшная участь, угрожавшая иудеям по указу Амана. По персидским законам, раз выпущенный от имени царя указ не мог уже терять свою действительную силу ( Эсф.8:8 ). Поэтому царь, уступая просьбам Есфири, должен был придумать лишь такой компромисс, которым бы изданный указ ослабил свои действия, если не совсем парализовал оные. Это он предоставил теперь самим Мардохею и Есфири, дав им право и об иудеях (осужденных на гибель) написать, «что вам угодно» – Последние слова прямо намекали и уполномочивали написать об иудеях то же самое, что было написано об их противниках, которые в назначенный день должны были с оружием в руках устремиться на иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Книги неканонические Ветхого Завета Книги неканонические Ветхого Завета . В православно-библейской литературе неканоническими книгами признаются священные, чтимые и святые (по 85 апост. правилу) книги, входящие в состав библейских писаний по греко-славянскому библейскому кодексу, но не принятые в еврейский и православный 22-книжный священный ветхозаветный канон и не имеющие посему авторитета богодухновенности. Таковы следующие книги, входящие в состав славяно-русской Библии: Товита, Иудифь, 1, 2 и 3 Маккавейские, 2 и 3 Ездры, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Варуха, Послание Иеремии. Неканонический характер носят дополнения в канонических книгах, не существующие в еврейском тексте, а именно: в книге Есфирь ( Есф.1:1 . Есф.3:12 . Есф.4:17 . Есф.5:1–2 . Есф.8:12 . Есф.10:3 ), прор. Даниила ( Дан.3:24–90. 13–14 ), Паралипоменон ( 2Пар.36:23 ), Псалтири ( Пс.151 ) и Иова ( Иов.42:17 ). – Все вышеотмеченные отделы и книги, не существующие ныне в еврейском тексте и еврейской Библии, не были никогда приняты и в еврейский канон и не принимались православною Церковью в число канонически-богодухновенных писаний (см. „Канон ветхозав. книг в „Энц.“ VIII, 276 сл. 251 сл.). По своему происхождению в оригиналах, неканонические книги и отделы относятся к послепленной эпохе, по заключении ветхозаветного канона: с IV в. до р. Хр. до I в. по р. Хр. включительно, так как в некоторых книгах (напр., Ездры) признается ясное указание на новозаветные времена и книги. Все неканонические книги и отделы, кроме 3 Ездры (сохранившейся в латинском и сирийском переводах), – сохранились в греческом, для некоторых бесспорно оригинальном (Премудрости Соломона, 2 и 3 Маккав.), для большинства переводном, тексте. Происхождение последнего падает также на послепленную эпоху: с III века до р. Хр. по I и II вв. по р. Хр. Чрез греческий же текст, – можно думать, – эти отделы и книги вошли в состав библейских священных списков. Хотя все неканонические книги и отделы произошли от иудеев палестинских и александрийских, но иудеями не усвоялось им богодухновенно-канонического авторитета, а потому в библейские списки греческого перевода LXX толковников, распространенные среди иудеев александрийских, а потом и палестинских, – как можно судить по сочинениям Филона и И. Флавия, – эти книги и отделы не вносились, хотя некоторые из них (напр., Товита, 2 Ездры, 1 Маккав.) и были знакомы Флавию [а Сираха – Филону]. Вносить их стали в греческие библейские списки, принадлежавшие уже христианам из язычников, не всегда точно знавшим состав и объем ветхозаветного библейского канона. Причиной внесения их в библейские списки служили их поучительное религиозно-возвышенное содержание и имена (не всегда точные) их писателей (Ездры, Варуха, Соломона). Некоторые из неканонических книг (напр., Премудр. Соломона) были известны, будто бы, уже священным новозаветным писателям, но не цитуются ими, как богодухновенное „Слово Божие“, наравне с каноническими ветхозаветными писаниями 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Ездра Ездра (=помощь, помощник; σδρας; Esdras; Ездра; L: Esra): а) Неем.12:1, 13, 33 . – Из глав священников, возвратившихся из плена Вавилонского вместе с Зоровавелем и Иисусом (сн. ст. Неем.12:7, 31–34 ). б) 1Ездр.7:1 ... 10:1... Неем.8:1, 4–6, 13, 9:6, 12:26, 36 . 2Ездр.8:1, 88 . 9:1, 7, 16, 39. 3Ездр.1:1, 2:10 ... – Ученый священник, сын Сераии, сына Азарии, сына первосвященника Хелкии, жившего во дни царя Иосии, из рода и потомства Финееса, сына Елеазара, сына Ааронова ( 1Ездр.7:1–5 ). Он жил в Вавилоне в царствовании Артаксеркса Лонгимана, царя Персидского. Предварительная история его неизвестна. Неизвестно имела ли здесь влияние на царя Есфирь, супруга его, иудеянка, иди Ездра сам своими заслугами обратил на себя внимание царя, только Ездра заслужил особенную доверенность у царя, и был уполномочен от него: препроводить оставшихся иудеев, по их желанию, в Иерусалим, доставить туда дары и приношения от царя и народа для Храма, требовать от царских чиновников из государственных доходов необходимого количества денег и других вещей на издержки жертвоприношения, и чтобы ни на кого из священников, левитов и нефинеев, служащих при Храме. не было налагаемо никаких повинностей и податей, наставлять народ в Законе Божием и наблюдать за сохранением закона и порядка в народе, поставлять судей и судить и наказывать преступников по своему благорассуждению ( 1Ездр.7 ). Прибыв благополучно в Иерусалим и сдав священникам при Храме все сосуды и пожертвования, он вступил в отправление своего служения, и весьма много содействовал к водворению благоустройства и порядка в народе и к сохранению Закона Божия в чистоте его. Узнав о супружестве многих с иноверными, он явил здесь всю свою ревность по Боге и закону Его, и обязал народ и священников клятвой – оставить незаконные супружества, и тогда более ста супружеств было расторгнуто (гл. 1Ездр.9, 10 ). Но далее о нем ничего не говорится до 20-го года царствования Артаксеркса, до прибытия в Иерусалим Неемии ( Неем.2:1, 5:14 ), и потому думают, что он в это время опять был в Персии, и при Неемии снова прибыл в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Марк Мангано (протестант) Книги Ездры и Неемии. Дейл Мейнор Книги Ездры (ивр.) и Неемии (ивр.) названы так в честь главных героев повествований. Обе книги считаются одной в еврейском каноне, а Вавилонский Талмуд объединяет их под названием Книга Ездры. 518 Масоретский текст, хотя и признает разделение на две книги, тем не менее, считает их единым произведением, что обозначено на полях текста, где Неемии 3:32 назван серединой композиции. Ко времени Оригена (III век н.э.) и Иеронима (IV век н.э.) книги уже существовали отдельно в их современном виде. Хотя Ездра/Неемия считаются единой книгой по еврейскому канону, почти дословное повторение родословной в Ездры 2 и Неемии 7, похоже, указывает на то, что книги изначально были отдельными композициями (см. дальнейшее обсуждение вопроса в этой главе). Еврейская Библия помещает Ездру/Неемию в раздел, известный под названием «Писания» (ивр., кетувим), который иногда называется «Агиографы» («Священные Писания»). Обычно Ездра/Неемия находятся до Паралипоменона, но в некоторых традициях, Паралипоменон стоит в начале раздела «Писания», а Ездра/Неемия – в конце. В Септуагинте расстановка книг соответствует двум историческим периодам. Девтерономистская история, которая начинается книгой Второзаконие и завершается книгами Царств, где книга Руфи вставлена в соответствии с хронологической последовательностью, сразу после книги Судей. Серия исторических книг начинается Паралипоменоном и продолжается до Ездры, Неемии и книги Есфирь. Книги второго исторического периода написаны в хронологическом порядке после пленения и касаются вопросов, которые волновали людей, возвратившихся из плена. 519 Исторический и культурный фон Контекст Ездры/Неемии сильно связан с вавилонским завоеванием и пленением при Навуходоносоре. Вавилоняне осуществили три похода в Иудею, нанесших стране разную степень ущерба. Первый поход состоялся вскоре после смерти Иосии, когда вавилоняне в 605 году взяли Иерусалим под свое покровительство. Именно тогда они увели в плен Даниила ( 4Цар 24:1 ; Дан.1:1 ). Из-за постоянного непослушания Иудеи и ее стремления к союзу с Египтом, Навуходоносор вошел в страну вторично в 597 году и пленил Иоакима, уведя его в Вавилон и посадив там под домашний арест ( 4Цар.24:1016 ). Он также взял в плен большое число искусных художников и строителей, а также воинов ( 4Цар.24:16 ). Среди этих пленников был Иезекииль ( Иез.1:12 ). Вместе с пленением царя, значительным идеологическим ударом стало разграбление храма, откуда были вынесены золотые сосуды и сокровища ( 4Цар.24:13 ). На трон он посадил дядю Иоакима, дав ему имя Седекия. Но Седекия, так же, восстал против вавилонских сюзеренов, приблизив третье нашествие на Иудею ( 4Цар.24:1725:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Глава 9 1–5. Кровавый день по всей империи. 6–11. Кровавый день в Сузах. 12–15. Продолжение кровопролития в Сузах на следующий день. 16. Итоги убийств в провинциях. 17–32. Установление времени и порядка празднования Пурим, Эсф.9:1 .  В двенадцатый месяц, то есть в месяц Адар, в тринадцатый день его, в который пришло время исполниться повелению царя и указу его, в тот день, когда надеялись неприятели Иудеев взять власть над ними, а вышло наоборот, что сами Иудеи взяли власть над врагами своими, – «Взять власть над ними», или лучше – «взять верх над ними», восторжествовать, преодолеть, превозмочь. Эсф.9:2 .  собрались Иудеи в городах своих по всем областям царя Артаксеркса, чтобы наложить руку на зложелателей своих; и никто не мог устоять пред лицем их, потому что страх пред ними напал на все народы. Эсф.9:3 .  И все князья в областях и сатрапы, и областеначальники, и исполнители дел царских поддерживали Иудеев, потому что напал на них страх пред Мардохеем. «Собрались иудеи в городах своих» – т.е. каждый сплотился с другими иудеями в том городе, в котором жил и который был для него «своим». Это были, вероятно, города с преобладающим еврейским населением. Это то преобладание, при содействии напавшего на всех (особенно князей, сатрапов и других чиновников) страха перед Мардохеем и вообще иудеями, и помогло последним так благополучно отбиться от врагов. Эсф.9:4 .  Ибо велик был Мардохей в доме у царя, и слава о нем ходила по всем областям, так как сей человек, Мардохей, поднимался выше и выше. «Слава о нем ходила по всем областям, так как сей человек, Мардохей, поднимался выше и выше». Другой перевод данного места: по всем областям прошла молва, что Мардохей возвышается и возвеличивается. Эсф.9:5 .  И избивали Иудеи всех врагов своих, побивая мечом, умерщвляя и истребляя, и поступали с неприятелями своими по своей воле. «Поступали с неприятелями своими по своей воле», то есть как хотели.. Эсф.9:13 .  И сказала Есфирь: если царю благоугодно, то пусть бы позволено было Иудеям, которые в Сузах, делать то же и завтра, что сегодня, и десятерых сыновей Амановых пусть бы повесили на дереве.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24     Исторические книги По принятому в греко-славянской и латинской Библиях делению ветхозаветных книг по содержанию, историческими (каноническими) книгами считаются в них книги Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре книги Царств, две Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемии и Есфири. Подобное исчисление встречается уже в 85-м апостольском правиле 1 , четвертом огласительном поучении Кирилла Иерусалимского , Синайском списке перевода LXX и отчасти в 60-м правиле Лаодикийского собора 350 г.: Есфирь поставлена в нем между книгами Руфи и Царств 2 . Равным образом и термин «исторические книги» известен из того же четвертого огласительного поучения Кирилла Иерусалимского и сочинения Григория Богослова «О том, какие подобает чести кн. Ветхого и Нового Завета» (книга Правил, с. 372–373). У названных отцов церкви он имеет, впрочем, несколько иной, чем теперь, смысл: название «исторические книги» дается ими не только «историческим книгам» греко-славянского и латинского перевода, но и всему Пятикнижию. «Исторических книг древнейших еврейских премудростей, – говорит Григорий Богослов , – двенадцать. Первая – Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, Второзаконие, потом Иисус и Судии, восьмая – Руфь. Девятая и десятая книги – Деяния Царств, Паралипоменон и последнею имееши Ездру». «Читай, – отвечает Кирилл Иерусалимский , – божественных писаний Ветхого Завета 22 книги, переведенных LXX толковниками, и не смешивай их с апокрифами… Эти двадцать две книги суть: закона Моисеева первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Затем Иисуса, сына Навина, Судей с Руфью составляют одну седьмую книгу. Прочих исторических книг первая и вторая Царств, у евреев составляющая одну книгу, также третья и четвертая, составляющие одну же книгу. Подобно этому, у них и Паралипоменон первая и вторая считаются за одну книгу, и Ездры первая и вторая (по нашему Неемии) считаются за одну книгу. Двенадцатая книга – Есфирь. Таковы исторические книги».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Марк Мангано (протестант) Канон Иудейская Библия (соответствует христианскому Ветхому Завету) состоит из двадцати четырех книг, объединенных в три группы. Первая группа, носящая название тора («закон»), включает Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Эти пять книг (Пятикнижие) обычно называются «Книги Закона» или «Книги Моисея» (ср. Мк.12:26 ). Вторая группа называется невиим («пророки») и подразделяется на ранних пророков (Иисус Навин, Судьи, книги пророка Самуила и две книги Царств) и поздних пророков (Исайя, Иеремия, Иезекииль и книга двенадцати пророков). Третья группа называется кетубим («писания»). В нее входят одиннадцать книг (так называемые агиографы): Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плачь Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Даниил, Ездра-Неемия (считается единой книгой) книга Паралипоменон. Иудейская Библия, в общем, идентична христианскому Ветхому Завету. Различие в количестве книг появилось в результате деления единой книги Двенадцати Пророков на двенадцать отдельных книг, так называемых Малых Пророков, а также деления книг Самуила, Царств, Паралипоменон и Ездры-Неемии на соответственно 1, 2, 3, и 4 книги Царств, 1 и 2 книги Паралипоменон и книги Ездры и Неемии. Эти книги составляют канон Ветхого Завета. Слово канон означает собрание книг «признанных группой верующих Священным Писанием» 2 . Существуют ли исторические и текстуальные свидетельства, подтверждающие каноничность всего Ветхого Завета и каноничность каждой его книги в отдельности? Свидетельства Иудейских Источников Текст Ветхого Завета В самом тексте Ветхого Завета можно увидеть указания на авторитет или, если хотите, богодухновенность, отдельных книг. 2 книга Царств 14:6 Воцарившись и утвердившись на иудейском престоле, Амасия (796–767) казнил всех слуг, замешанных в убийстве его отца Иоаса (835–796). Но Амасия не стал казнить сыновей убийц, во исполнение заповеди из книги Второзакония 24:16: «Не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за свое преступление должен быть наказываем смертью». 2 книга Паралипоменон 17:9

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Скипетр (Scepter) Наряду с «престолом» и «венцом», скипетр в Библии служит символом царского достоинства и связанных с ним власти и силы. В египетской письменности понятие «властвовать» основывалось на иероглифическом знаке, обозначавшем скипетр, и этот факт подчеркивает символическое значение скипетра на древнем Ближнем Востоке. В Ветхом Завете мы встречаем скипетры, сделанные из золота и железа. Иезекииль образно пишет о «матери» израильских князей как о виноградной лозе, ветви которой были «крепкие для скипетров властителей», но перестали быть таковыми ( Иез.19:11, 14 ). Псалмопевец называет скипетр Бога «жезлом правоты» ( Пс.44:7 ), а автор Послания к евреям применяет этот образ к Христу ( Евр.1:8 ). В образе скипетра может выражаться динамика принуждения или милости, связанных с царской властью. В Книге Есфирь важную роль играет золотой скипетр царя Артаксеркса. Любого, кто приблизится к царю без вызова, ждет смерть, если царь не прострет к нему свой золотой скипетр ( Есф.4:11 ). Напряженность возрастает по мере того, как Есфирь приближается к царю, чтобы защитить евреев. Но царь обрадовался ее появлению и простер к ней свой золотой скипетр ( Есф.5:2; 8:4 ). В псалмах мы видим противоположный образ силы скипетра. Царствование Давидовой династии будет продолжаться с помощью Яхве, и царь будет править народами «жезлом железным» и «сокрушать их, как сосуд горшечника» ( Пс.2:9 ). Здесь скипетр ясно показан как оружие, а железо служит царским символом на поле битвы. В Пс.109:2 Царь Давидовой династии тоже заверяется: «Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих». Любопытно отметить, что только провидец в Откровении прямо связывает жезл сильной власти ( Пс.2:9 ) с Христом ( Откр.12:5; 19:15 ) и Его последователями ( Откр.2:27 ). Господь, Небесный Царь, сокрушает скипетр нечестивых правителей ( Ис.14:5 ). В Ветхом Завете говорится о скипетрах разных народов: Вавилона ( Ис.14:5 ), Персии ( Есф.4:11 ), Моава ( Иер.48:17 ), Дамаска ( Ам.1:5 ), Аскалона ( Ам.1:8 ) и Египта ( Зах.10:11 ). О падении Египта, например, сказано, что его скипетр отнимется ( Зах.10:11 ). Падение Моава насмешливо оплакивается: «Как сокрушен жезл силы, посох славы!» ( Иер.48:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Эрик Нюстрем (протестант) Персия Персия Персы жили сначала в земле Персис или Парас ( Иез 27.10 , Иез 38.5 , где они упоминаются среди войск Тира и Гога), вероятно, теперешней провинции Фарсистак – на северо-восточном берегу Персидского залива; в 559 г. до Р.Хр. они, под водительством могучего Кира свергли власть мидян, расширили свои границы и образовали великую персидскую державу, которая простиралась от Средиземного моря до Индии ( Дан 2.38 ). В этом значении упоминается Персия во 2Пар 36.20 и дал., Езд 4.5 и дал., Есф 1.3 , Есф 1.18 , Есф 10.2 . Собственно Персия, или Фарсистан, представляет жаркую, нездоровую приморскую страну; внутри она гориста и неплодородна; но в ней встречаются и плодоносные хорошо орошаемые равнины и долины. Здесь находятся развалины старинного царского города Персеполя. Персидская монархия, которая просуществовала с 559 до 330 гг. до Р. Хр., в дни своего расцвета охватывала двадцать провинций, разделенных на 127 областей. Царские дворцы в Екбатане, Сузах и в Вавилоне отличались роскошью постройки и обстановки. В книге Есфирь описываются нравы и обычаи того времени. К царскому столу ежедневно приглашалось до 15.000 человек. Одни только украшения, носимые Ксерксом, оценивались греками в 12.000 талантов (См. «Деньги»). Наиболее выдающимися из персидских царей и имевшими особенное значение в истории израильтян, были следующие: Кир, который в 538 году взял Вавилон и сделался освободителем израильтян; 559–529 до Р.Хр. ( 1Езд 1.1 и дал.). Камбиз завоевал Египет (529–522 гг.). Дарий Гистасп (521–486 гг.) покровительствовал евреям и позволил им строить храм ( 1Езд 4.24 , Езд 6.12 и дал.). Ксеркс, великий персидский царь, который наказал море ударами бичей, хотел покорить Грецию, но со стыдом должен был вернуться обратно (485–465). Он и есть тот Артаксеркс, который описан в книге Есфирь. Артаксеркс Лонгиман покровительствовал Неемии (465–424 гг.). Дарий Нотх (423–404) воевал с египтянами и арабами. Артаксеркс Мнемон (404–364 гг.) послал персидские войска к южным границам Палестины, чтобы смирить Египет, причем евреи много потерпели от его военачальника Багоза.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) БЛАГОВОНИЯ Как все восточные народы, Израиль широко пользовался ароматическими веществами. В Библии упоминаются не менее тридцати сортов Б. Праотцы приносят Б. в подарок Иосифу ( Быт 43, 11 ), Соломон устанавливает монополию на торговлю ими ( 3Цар 10, 2, 10 ; ср Быт 37, 25 ), Езекия следует его примеру ( 4Цар 20, 13 ). Б. так же необходимы для жизни, как еда и питье. Их значение двояко: в общественной жизни они служат выражением радости или интимных отношений между людьми; в литургической жизни они символизируют приношение даров и хвалу. 1 . Благовония в общественной жизни. – Умаститься Б. значит проявить вовне свою жизни ( Притч 27, 9 ), украситься, «навести красоту». Это делают приглашенные на пир ( Ам 6, 6 ) и жених или невеста перед плотским общением ( Притч 7, 17 ). Умастить голову гостю значит выразить ему радость принять его ( Мф 26, 7 п), не сделать этого – невежливо ( Лк 7, 46 ). Траур требует упразднения этих знаков радости ( 2Цар 12, 20; 14, 2 ), но в дни ученики Христовы не должны от них воздерживаться, чтобы не выставлять свое покаяние на показ ( Мф 6, 17 ) и не омрачать печалью подлинную хр–скую радость. Действие Б-ий носит иногда более интимный характер: они как бы переносят чье–либо физическое присутствие в сферу более тонкую и проникновенную. Т. обр. они являются безмолвной вибрацией, в к-рой данное лицо излучает свою сущность, чтобы можно было воспринять шопот его сокровенной жизни. Так, напр., Есфирь (2, 12–17) и Иудифь (Иф 10, 3 сл.), чтобы вернее проникнуть в сердце тех, кого они хотели пленить, умастились мирровым маслом и другими ароматами. Запах поля (полного), идущий от одежды Иакова ( Быт 27, 27 ), свидетельствует о том, что благословил его Господь; в Песне Песней невеста сравнивает присутствие Возлюбленного с «мирровым пучком» и с «благовонными мастями» (1, 12, 3), тогда как Жених называет ее «мирра моя с ароматами моими» (5, 1; ср 4, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010