Сортировать по Исключить новости Введение в Ветхий Завет. Книги Товита, Иудифи, Есфири, книги Маккавейские, книги Премудрости, книга Иова Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 Книги Товита, Иудифи, Есфири Эти три книги в Вульгате располагаются после исторических книг. Во многих основополагающих списках греческого перевода Библии расположение такое же, но в некоторых, напротив, они находятся после книг Премудрости. Эти три книги образуют маленькую группу, отличающуюся некоторыми особыми признаками. 1. Их тексты плохо сохранились. Книга Товита восходит к утраченному семитскому оригиналу. Для своего перевода (Вульгаты) бл. Иероним использовал “халдейский” (арамейский) текст, до нас также не дошедший. Однако в одной из пещер Кумрана найдены фрагменты четырех арамейских рукописей книги Товита и одной еврейской. Переводы на греческий, сирийский и латинский языки дают возможность установить наслоения четырех редакций текста, из которых две основные представлены в Ватиканской (Codex Vaticanus) и в Александрийской (Codex Alexandrinus) рукописях, а две другие—в Синайской рукописи (Codex Sinaiticus) и в древнем латинском переводе. Последняя из вышеназванных редакций текста, подкрепленная ныне кумранскими фрагментами, представляется наиболее древней. Еврейский оригинал книги Иудифи также утрачен. Греческие тексты представлены в трех формах, значительно отличающихся друг от друга. Вульгата предлагает еще одну редакцию, также со значительными отклонениями; как кажется, бл. Иероним—не без использования некоторого арамейского переложения—всего лишь обработал более древний латинский перевод. Книга Есфири дошла до нас в краткой редакции (масоретская версия) и в расширенной редакции (греческая версия). Что касается греческой версии, то опять-таки существуют два ее варианта: так наз. стандартный тип и отличающийся от него вариант Лукиана Антиохийского. Греческий перевод присовокупляет к еврейскому тексту следующие дополнения; сон Мардохея (начало Есф 1) 1 , его толкование (в Есф 10 после 10:3), оба приказания Артаксеркса (Есф 3—фрагмент между стт. 13 и 14, Есф 8—фрагмент между стт. 12 и 13), молитвы Мардохея и Есфири (окончание Есф 4 после ст. 17), второй рассказ о явлении Есфири перед Артаксерксом (начало Есф 5) и приложение, объясняющее происхождение греческого перевода (конец Есф 10). Эти дополнения переведены бл. Иеронимом как приложения к еврейскому тексту (Вульг. 10:4–16:34), в нашем же переводе они последовательно вводятся туда, где находятся в греческом тексте.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Книга Есфирь Название книги Еврейское название книги Есфирь есть Esther, греческое – Εσϑρ. Название это, очевидно, заимствовано от главного предмета книги; поскольку она повествует о Есфири, знаменитой Иудеянке из колена Вениаминова, которая из бедной и беспомощной сироты возвысилась до звания царицы персидской и сделалась, по изволению Божию, орудием спасения для своих соотечественников в персидской стране. Время описываемого события Писание умалчивает о времени, к которому должна быть относима история Есфири. Но, с наибольшей вероятностью, ее можно относить к годам от 480–475 до Р. X.; ибо, по указанию и исследованиям некоторых ученых 941 , царь, сделавший Есфирь своей супругой и называемый в еврейском подлиннике Ассуиром 942 , есть не кто иной, как известный Ксеркс 943 , прославившийся своим неудачным походом в Грецию 944 . В самом деле все, повествуемое о сем царе в книге Есфирь, вполне согласно с его сластолюбивым и жестоким характером, а, равно, и с некоторыми отдельными обстоятельствами его царствования, о которых говорит светская история. Сюда относится, например, чрезвычайный совет сановников, созванный им в третий год по восшествии на престол 945 , также – возвращение из Греции в Персию на седьмом году царствования 946 . Писатель книги Есфирь Точных сведений о писателе книги Есфирь не имеется. Впрочем, большинство толковников этим писателем считают Мардохея, воспитателя Есфири, – на что есть основания и в самой книге; ибо там говорится, например, что Мардохей записал события, составляющие предмет книги 947 , и также, – что рукою Мардохея, совместно с Есфирью, написано окружное послание к Иудеям об учреждении праздника Пурим, с объяснением исторических обстоятельств и повода к учреждению этого праздника, – а это, именно, и составляет все содержание книги Есфирь 948 . Притом же, это содержание показывает в писателе современника, и даже очевидца рассказываемых событий; так, например, он до мельчайших подробностей знает обычаи и обстановку двора персидского, называет по имени жену и десятерых сыновей Амана 949 и с точностью обозначает время и даже дни, в которые происходили события 950 . Все это весьма вероятным делает мнение о Мардохее, как писателе книги Есфирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Библия, изложенная для семейного чтения. Книга Есфири Есфирь перед Артаксерксом Во дни Персидского царя Артаксеркса, царствовавшего «над ста двадцатью семью областями от Индии и до Ефиопии», жил в Сузах, столичном городе Персии, иудеянин именем Мардохей, из колена Вениаминова. Он был из рода тех пленников, которых переселил из Иерусалима вместе с Иехонией, царем Иудейским, Навуходоносор, царь Вавилонский, но которые не воспользовались разрешением, данным иудеям Киром, царем Персидским, возвратиться в свое отечество, и находился на службе при дворце царя Артаксеркса. «В третий год своего царствования Артаксеркс сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска Персидского и Мидийского и для правителей областей своих, показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего в течение многих дней, ста восьмидесяти дней. По окончании сих дней, сделал царь для народа своего, находившегося в Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского. И царица Астинь сделала также пир для женщин в царском доме царя Артаксеркса. В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал семи евнухам, служившим пред лицем его, чтобы они привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень красива. Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, объявленному чрез евнухов. И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем. И призвал царь на совет мудрецов, знающих прежние времена — ибо дела царя делались пред всеми, знающими закон и права, и в присутствии приближенных своих и знатнейших спросил их, — как поступить по закону с царицею Астинь за то, что она не сделала по слову царя Артаксеркса, объявленному чрез евнухов? И сказал Мемухан пред лицем царя и князей: если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление и впишется в законы Персидские и Мидийские и не отменяется, о том, что Астинь не будет входить пред лице царя Артаксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее. Когда услышат о сем постановлении царя, которое разойдется по всему царству его, как оно ни велико, тогда все жены будут почитать мужей своих, от большого до малого. И угодно было слово сие в глазах царя и князей; и сделал царь по слову Мемухана — разослал во все области царя письма, чтобы всякий муж был господином в доме своем, и чтобы это было объявлено каждому на природном языке его».

http://pravoslavie.ru/2929.html

Скачать epub pdf Второй отдел. Исторические книги Следующие за Пятикнижием Священные ветхозаветные книги, помещаемые в греко-славянской Библии непосредственно за Пятикнижием и соединенно между собой, называются в православном катихизисе и русской богословской литературе, историческими, потому что они излагают преимущественно историю ветхозаветной церкви Божией и народа Божия. Обнимаемый каноническими историческими книгами период времени начинается с эпохи Иисуса Навина и оканчивается эпохою Ездры, Неемии и Есфири. К историческим каноническим книгам относятся книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1, 2, 3 и 4 Царств 1 и 2 Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. В еврейском каноне эти книги помещаются в иной группировке: И. Навина, Судей и Царств помещаются непосредственно за Пятикнижием, как «старшие пророки», а остальные книги помещаются после наших учительных книг в третьем отделе – «писаниях», причем Руфь и Есфирь, по синагогальному употреблению, еще в особом отделе иногда помещаются, в «пяти свитках». В христианских западных переводах размещение Священных книг сходно с нашим. При исагогическом обозрении исторических Священных книг остановимся на тех же вопросах, как и при обозрении Пятикнижия, только с большей краткостью. Критические возражения относительно их направляются преимущественно на достоверность их, а для унижения последней на вопрос о единстве и систематичности их, времени происхождения и писателях их. Посему и апологетам доводится останавливаться на этих же вопросах и давать ответы на возражения и излагать положительные доказательства исторического авторитета сих книг. И мы отведем значительное место положительным признакам их историчности. В этих положительных признаках, ясных в каждой из сих книг, рассеиваются сами собою все критические гипотезы о священной ветхозаветной истории и ее эволюционных «перестройках». Ясною, как Божий день, окажется вся тенденциозность и бездоказательность подобных перестроек и незыблемость православно-христианского непоколебимого авторитета исторических писаний. Подробно излагать историю критического отношения к сим книгам, а равно и разные «возражения», как в большинстве повторения аналогичных вопросов о Пятикнижии, не будем. Остановимся лишь на положительно-апологетическом решении исагогических вопросов, так как оно, думаем, больше имеет значения для православного богословия, чем знакомство с часто изменяющимися и явно тенденциозными критическими возражениями, спор с коими может быть бесконечен. В сравнении с этим «спором» положительные доказательства идейности, систематичности и историчности, думаем, имеют более устойчивый и ценный характер и достоинство. Книга Иисуса Навина

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Предмет моего сочинения – не самое священно-историческое событие, известное под именем истории Есфири и Мардохея, напр., со стороны его достоверности в общем и в частностях его содержания; эта достоверность, не смотря на все тенденциозные возражения критики, должна стоять и стоит для православно верующего сознания вне всякого сомнения. Предметом моего исследования служит именно книга Есфирь, т. е. запись об этом событии, с одной стороны, на языке еврейском в еврейской-масоретской Библии , а с другой стороны в двух древнейших переводах Библии в греческом и древнем латинском и за тем в переводе славянском. Но изучение этой записи в различных текстах иметь в виду не рассмотрение их каждого в отдельности с целями филогическими. В этом отношении ни еврейский, ни греческий, ни латинский, ни наш славянский тексты кн. Есфирь не представляют какого-либо важного интереса; здесь нет никаких особенностей, которые выделяли бы кн. Есфирь из ряда книг священного ветхозавётного канона, и которые заслуживали бы специального исследования и объяснения. Правда, в еврейском тексте кн. Есфирь встречаются позднейшие слова и грамматические формы, халдеизмы и пареизмы, отличающие кн. Есфирь от некоторых других книг ветхозаветного канона, но не от всех; то же явление имеем напр. в книгах Ездры и Неемии, и оно вполне достаточно объясняется тем временем, к которому эти книги относятся по своему происхождению; а это было время, когда халдейское и затем персидское владычество наложило свою внешнюю печать на еврейский язык и на еврейскую письменность. Задача исследования сравнительное изучение названных текстов книги Есфирь, и главным образом сравнительное изучение текста еврейско-масоретского и двух древнейших из переводных, греческого и древнего латинского. Такое изучение, можно сказать, настоятельно называется тем различием, которое находится между текстами: еврейским-масоретским, греческим и древнем латинским. Как велико оно, и в чем состоит, это указано мною коротко во введении в исследование, а более подробно можно видеть из самого исследования. Но какой смысл, какое значение может иметь подобное исследование?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/znache...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Провидение (Providence) Провидение Бога выражается в двух основных мотивах – в обеспечении Его творения и творений необходимым и в управлении всеми происходящими событиями и созданиями (в том числе в Его водительстве). Обеспечение и управление осуществляются в трех сферах – истории, природе и жизни людей. Божье провиденциальное управление событиями в жизни человека показано в практически каждом библейском рассказе. В некоторых случаях на Бога прямо указывается как на действующее лицо, чтобы подчеркнуть Его непосредственное участие; например, возвышение Иосифа в Египте объясняется тем, что «Господь в руках его дает успех» ( Быт.39:3 ). Прямые ссылки на Бога как на действующее лицо встречаются в библейских рассказах так часто, что становятся само собой разумеющейся предпосылкой Божьего управления событиями человеческой истории. Если обратиться к образам (примечательным примерам) Божьего провидения в Библии – рассказам, в которых искупительный замысел воплощается с подчеркнутой и порой удивительной ясностью, – на память, естественно, приходят рассказы об Аврааме, Иосифе, Руфи и Есфири. Но этот список неполон, поскольку Божье провиденциальное управление историей – аксиома во всех библейских рассказах. Еще один подход к библейскому образу провидения заключается в рассмотрении псалмов хвалы. В каких областях человеческой жизни Бог управляет событиями? В Пс.32 показаны Божьи дела при сотворении мира ( Пс.32:6–9 ), в «советах народов» ( Пс.32:10–17 ) и в жизни верующих ( Пс.32:18–22 ). Аналогичной теме посвящены Пс.146–147 : Божьим делам в природе ( Пс.146:4,8–9; 147:3–7 ), сострадательной заботе об обездоленных ( Пс.146:3, 6 ) и о Его избранном народе ( Пс.147:1–9 ). В качестве третьего примера можно привести Пс.102 , где Божье искупительное служение распространяется на личную жизнь автора ( Пс.102:2–5 ), на заветное сообщество ( Пс.102:6–18 ) и на вселенную ( Пс.102:19–22 ). Одни из самых ярких образов Божьего провидения встречаются в псалмах о природе, где Божья забота проявляется в самой природе и через природу ( Пс.64:10–14; 103 ). Силы природы служат Богу: облака – Его колесница, например, а ветра – Его посланники ( Пс.103:3–4 NIV). Наиболее подробно неограниченная власть Бога над силами природы раскрывается голосом из бури в конце Книги Иова ( Иов.38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Торжества (Festival) Торжества в Библии – это периодические религиозные празднества, проводившиеся иногда в каком-то особом месте и потому требовавшие перемещения. Во время торжеств обычные повседневные дела прекращались и сменялись общественными, соответствующими конкретному религиозному празднику. Торжества в Израиле играли ключевую роль для осознания национального единства. Были периодические праздничные дни, в том числе суббота и месячные новолуния, а также три главных ежегодных праздника – пасха с праздником опресноков (в воспоминание об исходе), пятидесятница, или праздник седмиц (в честь окончания жатвы ячменя) и праздник кущей (в конце сбора урожая). Ближе к новозаветным временам добавились еще два праздника: пурим (в память о победе Есфири и Мардохея, расстроивших заговор Амана с целью истребления евреев, Есф.9 ) и праздник обновления, или ханука (в воспоминание об очищении храма Иудой Маккавеем в 164 г. до P. X., о котором упоминается в Ин.10:22 ). Из этого перечня явствует, что торжества были двух типов: связанные с проявлением веры в истории спасения (такие как пасха) и с природными событиями годичного цикла (как, например, пятидесятница). В празднике кущей сочетались оба типа: он отмечался в честь окончания жатвы и в воспоминание о странствиях в пустыне. В образах, связанных с библейскими торжествами, находят выражение семь тем: отход от повседневной рутины, изобилие (особенно пищи), ритуалы или обряды, жертвоприношения, общность, праздничная атмосфера и духовная направленность на Бога. Общее представление о том, какими были ветхозаветные торжества, дают Лев. 23 и Чис. 28–29 , а последующие примеры служат достаточной иллюстрацией этих глав. Иудейские торжества по замыслу Бога. То, что торжества должны быть отходом от повседневной рутины, подтверждается в условии, согласно которому праздничный день – это «священное собрание; никакого дела не делайте» (это условие неоднократно повторяется в Лев. 23 и в Чис. 28–29 ). Некоторые торжества требовали от израильтян переезда для участия в них. Паломничество в Иерусалим стало частью иудейской религиозной жизни и полностью меняло обычный ход домашней жизни. В праздник кущей люди семь дней жили в палатках из ветвей и листьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Комментарии Женевской Библии на книгу Есфирь Введение Автор Автор Книги Есфири нам неизвестен, однако описание истории установления праздника Пурим, подробностей жизни персидского двора, народных обычаев, знание географии царства побуждают предположить в нем персидского еврея, проживавшего в Сузах, пламенного патриота, обладавшего писательским талантом. Время и обстоятельства написания Книга Есфири была составлена не ранее V в., когда происходили описанные в ней события, и не позднее I в. до Р.Х. В настоящее время многие ученые склонны датировать книгу концом V или началом IV в. до Р.Х. Подтверждением этой даты, по их мнению, служат особенности языка автора, его благорасположение к персидскому царю и язычникам. Книга Есфири написана с целью объяснить последующим поколениям обстоятельства установления праздника Пурим, который и сегодня празднуется евреями. Трудности истолкования Подлинность книги сильно оспаривалась, хотя особое отношение автора к празднику Пурим должно было послужить для евреев веским доводом в пользу включения книги в иудейский канон. Возражения христиан, оспаривавших священный характер Книги Есфири, сводятся, в частности, к тому, что ее нет в самых ранних списках канонических книг, что на нее нет ссылок в НЗ, что в ней отсутствуют прямые упоминания о Боге, она не имеет явного религиозного значения, и, кроме того, книга пропитана национализмом и духом отмщения. Часть этих возражений была, однако, снята после того, как церковь ввела в канон расширенную версию Книги Есфири. В книгу дополнительно вошли сон Мардохея о грядущем уничтожении евреев и молитвы Мардохея и Есфири об избавлении от этой беды. Вследствие закрепления за Книгой Есфири статуса канонической события, описанные в ней, стали частью повествования о великом Божием деле спасения человечества, которое совершается в процессе истории. Характерные особенности и темы Книга выражает любовь, верность и заботу Божий к Своему народу, живущему в рассеянии. Божия община не оставлена Господом, несмотря на ее неверность. Она живет в плену, как овцы среди волков. Она не может ответить на предлагаемое ей обожествление людей, противное Богу. Книга служит Израилю примером набожности и чистоты нравов среди роскоши восточного двора, так же как и образцом добросовестного соблюдения Моисеева Закона языческом окружении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

иером. Макарий Симонопетрский Память ста тысяч мучеников Тбилисских 851 В 1227 г. войско Джелал ад-Дина (1220–1231), шаха среднеазиатского государства Хорезм 852 , с помощью предателей овладело столицей Грузинского царства Тбилиси. Тысячи жестоких убийств утопили город в крови. Шах приказал снять купол с Сионского собора и заменить его своим троном, а также заставил бросить иконы Христа и Пресвятой Богородицы на мост через р. Куру. Собрав оставшихся в живых, безбожники приказали им идти по мосту и плевать на иконы. Все те, кто отказался осквернить святые образа, были немедленно обезглавлены, а их тела брошены в реку. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Книги Священного Писания в алфавитном порядке: BETXIЙ ЗАВЕТ Авв – Книга пророка Аввакума Книга пророка Малахии Книга пророка Авдия Книга пророка Михея Книга пророка Аггея Книга Иисуса Навина Книга пророка Амоса Книга пророка Наума Книга Неемии Книга пророка Варуха Книга пророка Осии Второзаконие Первая книга Паралипо- Книга пророка Даниила Первая книга Ездры Вторая книга Паралипо- Вторая книга Ездры Третья книга Ездры Песнь песней Соломона Книга Екклесиаста, или Плач Иеремии Проповедника (Соломона) Послание Иеремии Книга Есфири Книга Премудрости Соло Книга пророка Захарии Книга пророка Иезекииля Притч – Притчи Соломона Книга пророка Иеремии Псалтирь Книга Иова Книга Руфи Книга пророка Иоиля Книга Премудрости Иису Книга пророка Ионы са, сына Сирахова Книга пророка Исаии Книга пророка Софонии Книга Судей израилевых Иудифь – – Книга Иудифи Книга Товита Первая книга Царств Первая книга Маккавейская Вторая книга Царств Вторая книга Маккавейская Третья книга Царств Третья книга Маккавей Четвертая книга Царств НОВЫЙ ЗАВЕТ Послание к галатам Евангелие от Матфея Деяния апостолов Откровение Иоанна (Апо Послание к евреям калипсис) Послание к ефесянам Первое послание Петра Послание Иакова Второе послание Петра Евангелие от Иоанна Послание к римлянам Первое послание Иоанна Первое послание к солуня- Второе послание Иоанна нам (фессалоникийцам) Третье послание Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 26. Книга Есфири В названии книги задействовано имя главного действующего лица этой книги, знаменитой иудеянки из колена Вениаминова, которая возвысилась из бедной среды до звания царицы Персидской. И в еврейской, и в греческой Библиях название книги одинаковое. В повествовании говорится о наиболее вероятном времени: 480–475 годов до Р.Х. Царь, который сделал Есфирь своей женой, вероятно, Ксеркс, потому что все персидское повествование восходит именно к нему. Те имена, которые упоминаются там – реальные персидские, а имя Артаксеркс – это неправильный перевод. Писатель книги, по мнению большинства толковников, – Мардохей, воспитатель Есфири. Основанием такого мнения служит указание в ( Есф. 9:22–32 ): «Написала также царица Есфирь, дочь Абихаила, и Мардохей Иудеянин, со всею настойчивостью, чтобы исполняли это новое письмо о Пуриме». Пурим – это новый праздник. Они написали окружное письмо всем иудеям с объяснением и поводом учреждения этого праздника. Это событие и есть содержание книги Есфирь. Цель написания книги Есфири – показать потомкам промысел Божий о Церкви и о народе Своем, а на примерах Есфири и Мардохея показать, что вера и надежда на Бога может спасать от неминуемых опасностей. Книгу можно разделить на три части. Первая часть – главы 1 и 2. В отдельных эпизодах и картинах излагаются обстоятельства возвышения бедной сироты иудеянки Есфири до звания царицы персидской. Вторая часть – это повествование о планах злого временщика Амана, о том, как он мечтал погубить иудеев и плане Есфири для спасения единоплеменников. Аман очень был возмущен поведением Мардохея, который ему не кланялся и желая ему отомстить, уговорил царя Персидского произвести избиение всех иудеев, живущих в то время там. Третья часть – это падение Амана и всех врагов Иудеи. Представим себе картины знаменитых художников Рубенса, Веласкеса и Рембрандта. Перед нами пир, который устраивает восточный вельможа, за столом сидят три действующих лица. В центре сам царь Артаксеркс, рядом его супруга Есфирь и Аман. О чем они говорят и что выражает та или иная картина этого действия?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010