ЭКОЛОГИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ (А.Богатырев, А.Шпаков) 14.01.2013 23:55:21 Александр Владимирович Богатырев                                            Об экологии сейчас говорят, без всякого преувеличения, все, но подразумевают под этим термином далеко не одно и тоже. Между тем   экология достаточно точно определена, как биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней. И заявляет она о себе в самых разнообразных научных, экономических, политических, природоохранных и других областях: от экологии геосфер Земли до экологической генетики, теории этногенеза и этики.   Мы же поведем речь о нравственном аспекте экологии, а заодно и всего современного естествознания.   Актуальность этических проблем экологии, признаваемая современным научным сообществом, к сожалению, связана не столько с нашим стремлением к нравственному совершенству, сколько со страхом перед природными катастрофами и нами же вызванными экологическими бедствиями.   В современном общественном сознании наиболее активно распространяют те объяснения экологических бедствий, которые основаны на путанице причин, следствий и понятий. Создаются мифы о перенаселении планеты, леденящие душу истории об озоновой дыре, глобальном потеплении, и прочих кошмарах. Однако, проблема заключается в другом. Суть демографической проблемы состоит не в угрожающем росте численности людей, а в чудовищном падения нравственного их уровня. Жизненного пространства хватит и на 50 миллиардов. Но некогда и двум родным братьям не хватило места под солнцем: Не надо забывать, что Каин убил Авеля вовсе не из-за нехватки жизненного пространства…  В 1991 г., индустриально развитые страны, составлявшие 22% населения планеты, владели 61% мирового валового национального продукта. Остальные 39%  приходились на долю 78% населения Земли. Имея лишь 4% населения планеты, США произвели в 1992 г. 24% мирового объёма двуокиси углерода (больше, чем Канада, Индия, вся Южная Америка и Африка вместе взятые). И при населении в 3 раза меньше индийского, американцы в расчёте на душу населения потребляют в 33 раза больше алюминия, в 163 раза природного газа. Соответственно, гораздо больше и объём производимых отходов. Одной только двуокиси углерода в расчёте на одного человека там производится в 19 раз больше, чем в Индии.

http://radonezh.ru/analytics/ekologiya-i...

протоиерей Владимир Шмалий 31 января 2012 г. 21:03 В Общецерковной аспирантуре впервые проходят курсы по современному естествознанию для преподавателей духовных школ 20 преподавателей духовных школ из России, Белоруссии и с Украины стали слушателями курсов повышения квалификации, которые познакомят с самыми современными научными изысканиями в области естествознания, - сообщил корреспонденту ЦВ проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий. " Двухнедельные курсы, организованные Общецерковной аспирантурой совместно с Синодальной библейско-богословской комиссией при поддержке Фонда Джона Темплтона предназначены для преподавателей апологетики и дисциплины " Концепции современного естествознания " , - пояснил отец Владимир. " Семинарии переходят на государственный образовательный стандарт " теология " , а этот предмет — общий для гуманитарных вузов " , добавил он. По словам проректора Общецерковной аспирантуры, для того, " чтобы получить из первых рук адекватную информацию о современном состоянии науки, в качестве лекторов приглашены практикующие ученые, ведущие исследования в различных областях естественнонаучного знания " . Новая инициатива Общецерковной аспирантуры по повышению квалификации преподавателей, по мнению отца Владимира, должна " способствовать укреплению научной содержательности и достоверности предметных курсов апологетики и концепций современного естествознания в духовных школах " . Перед слушателями курсов выступят биологи, физики и географы из МГУ, университета МИФИ, Национального исследовательского центра " Курчатовский институт " , Института теоретической физики РАН, Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга, Харьковского национального университета. Лекторы расскажут об актуальных проблемах астрофизики, квантовой теории, физики элементарных частиц, биологии и экологии, наук о Земле. Среди тем, которые планируется поднять, - исследования на Большом адронном коллайдере, проблема темной материи, вопросы эмбрионального развития и биоэтики, геохронологии и многое другое. Среди слушателей - представители Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Минской духовных академий; Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российского православного университета имени св. апостола Иоанна Богослова, Института теологии Белорусского государственного университета, Полтавской, Белгородской, Тобольской, Саратовской, Казанской, Смоленской, Коломенской, Сретенской, Тульской и Екатеринбургской духовных семинарий. 31 января 2012 г. 21:03 HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/news/v_obshchetserko...

Оккультизм расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рубрикатор: Религиеведение / Оккультизм Священное Писание (Библия) Патрология и церковная литература История Христианства История христианства по странам и регионам Агиография Богословие Религиеведение Религиеведы и историки религии Религиеведение. Основные понятия Религии Древнего мира Религии мира Сектоведение Оккультизм Литургика Гимнография Гомилетика Юридические науки История. Исторические науки Всемирная история История России Искусство Страноведение Культурология Языкознание Филология Литература Философия Информационная деятельность Книговедение Демография Социология Психология Педагогика Политология Экономика География (см. также " Историческая география " ) История науки Естествознание. Экология Астрономия Математика Физика Химия Биология Медицина Музееведение АСТРОЛОГИЯ «БЕЛОЕ БРАТСТВО» тоталитарная гностическо-оккультная секта БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (1831 - 1891), основательница теософского движения ВЕДОВСТВО см. Колдовство ГАДАНИЕ искусство или практика получения знаний о прошлом или будущем (судьбе) отдельного человека или целой общности (в т. ч. народа) ЖИВАЯ ЭТИКА [Агни Йога], новое религ. движение оккультно-теософского характера Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/rubrics/290615.html

Опубликован итоговый документ встречи Предстоятелей и представителей Православных Церквей 12 октября 2008 г. 09:00 «Послание Предстоятелей Православных Церквей» , принятое накануне на заседании в храме св. великомученика Георгия, будет оглашено сегодня после совместной Божественной литургии, которую совершат иерархи в Патриаршем храме Константинопольской Патриархии. В документе, состоящем из 13-ти пунктов, дана оценка основным тенденциям развития современного общества, а также и роли и месту Православной Церкви в жизни государств и народов. В частности, отмечается, что Церковь призвана свидетельствовать о всемирном значении искупительного подвига Христа Спасителя. «Достоверное свидетельство Его спасительной вести предполагает преодоление и внутренних противоречий в Православной Церкви через избавление от националистических, этнофилетических или идеологических напряженностей, потому что только таким образом слово православной веры найдет надлежащий отклик в современном мире», — говорится в «Послании». В документе также утверждается необходимость свидетельства об онтологическом единстве человеческого рода. Это свидетельство, по мнению представителей Православных Церквей, является средством преодоления разнообразных националистических, расовых, идеологических и религиозных противоречий. Иерархи подчеркнули важность миссионерского служения, в то же время отметив недопустимость прозелитизма. «Все Православные Церкви, — сказано в документе, — должны вносить свой вклад в эту миссионерскую деятельность при уважении канонического порядка». В целом значительная часть «Послания» посвящена проблемам разделений и конфликтов, нарастающей отчужденности в обществе — несмотря на то, что мир, благодаря средствам сообщения, а также развитию транспортных и технических возможностей, становится все более взаимосвязанным. Общей тенденцией, по мнению первоиерархов, во многих современных государствах являются попытки вытеснить религию из общественной жизни. «Принцип светскости государства может сохраняться, но недопустимо понимать этот принцип как означающий радикальное изгнание религии из всех сфер жизни народа», — сказано в «Послании». В документе также уделено внимание вопросам социального неравенства, отношения христианской веры и естествознания, проблемам экологии, вопросам сохранения брака и семьи. Получила поддержку инициатива Константинопольского Патриархата о созыве Всеправославных совещаний, которые будут посвящены вопросам преодоления внутрицерковных нестроений. Подтверждено стремление Православных Церквей продолжать богословский диалог с прочими христианами, а также межрелигиозный диалог, в особенности с иудаизмом и исламом, несмотря на имеющиеся в рамках этого диалога трудности. Кроме того, согласно документу, планируется создание межправославной комиссии по вопросам биоэтики. «Послание» подписали Предстоятели и представители четырнадцати Поместных Православных Церквей. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/473064.htm...

Религиеведы и историки религии расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рубрикатор: Религиеведение / Религиеведы и историки религии Священное Писание (Библия) Патрология и церковная литература История Христианства История христианства по странам и регионам Агиография Богословие Религиеведение Религиеведы и историки религии Религиеведение. Основные понятия Религии Древнего мира Религии мира Сектоведение Оккультизм Литургика Гимнография Гомилетика Юридические науки История. Исторические науки Всемирная история История России Искусство Страноведение Культурология Языкознание Филология Литература Философия Информационная деятельность Книговедение Демография Социология Психология Педагогика Политология Экономика География (см. также " Историческая география " ) История науки Естествознание. Экология Астрономия Математика Физика Химия Биология Медицина Музееведение БАУЭР Бруно (1809-1882), нем. философ, религиевед, библеист ГЛАГОЛЕВ Сергей Сергеевич (1865 - 1937), историк религии, автор работ по основному богословию и апологетике ДЮМЕЗИЛЬ Жорж Эдмон (1898 - 1986), франц. лингвист, историк религий ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858 - 1917), французский социолог и философ, автор ряда работ по религиеведению КЮНГ Ганс (род. 1928), католич. пресв., богослов, религиевед Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/rubrics/314970.html

Ещё одна проблема, которая ярко свидетельствует о том, по какой причине и к чему приводит этот разлад между религией и этими двумя ветвями — это экологическая проблема. Погоня за наслаждением, богатством, властью — эта погоня, кажется, всегда имела место у какой-то категории лиц, но то, что происходит сейчас, несравнимо с предыдущими эпохами, потому что не было таких технических средств пропаганды этих явлений, разжигания этих страстей. Страсти можно разжечь, пропаганда имеет колоссальнейшее значение. Почему так рвутся захватить средства массовой информации? — Кто захватил, тот и властвует над умами, душами и народами. В этой погоне за наслаждениями, за властью над природой, за богатством забыли самое главное: зачем живёт человек. Так бурно начали развивать науку и технику, что в погоне за наслаждениями привели себя к самоубийству. Экологическая проблема сейчас — это проблема номер один. Под угрозу ставится сама жизнь на Земле. Забыли о нравственных, религиозных ценностях, забыли о самой жизни. Эти проблемы свидетельствуют о том, что наука, философия и религия (Православие) должны изменить отношения друг с другом. Но как совместить, казалось бы, несовместимое? Когда мы говорим о науке и философии, то мы подразумеваем людей, сами по себе они ведь не существуют. Вроде бы ясно, что цель одна — благо человечества. К этому мы все должны стремиться. Кажется, простое решение, но как только мы коснёмся понимания этого блага, оказывается, эти вещи понимаются в философии одни, в науке — другие, в Православии — третьи. Слово одно, смыслы, увы, совсем разные. В поисках счастья Как смотрит наука на эти проблемы? Если мы будем понимать под наукой всё знание человечества, то мы тогда должны будем туда включить и религию, и всё. Нет, мы будем понимать естествознание, которое обычно противопоставляется религии. Естествознание под благом понимает полное и окончательное познание этого мира. Это максимальное познание с целью достижения власти над этим миром, такое достижение, которое сделает человека фактически божеством в этом мире, — вот что, в конечном счёте, преследуется наукой. Будем летать в космос, достигнем бессмертия, сделаемся божествами в этом мире.

http://pravmir.ru/bez-pravoslaviya-myi-p...

в) содержания и качества знаний по истории, культуре и современному положению православного христианства, Русской Православной Церкви в обязательных общеобразовательных программах в начальной школе (чтение, письмо, окружающий мир и др.); г) содержания и качества знаний по истории, культуре и современному положению православного христианства, Русской Православной Церкви в обязательных общеобразовательных программах в 5-11 классах: 2. По гуманитарным учебным дисциплинам (русский язык, литература, история, обществознание, социальная география, основы безопасности жизнедеятельности, дисциплины эстетического цикла и др.); 3. По естествознанию (окружающий мир, биология, экология и др.). Прежде всего, в части оценки условий для формирования духовно-нравственной личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, а также вариативного раскрытия в содержании учебных предметов мировоззренческих вопросов (происхождение человека, общества, смысл истории и т.п.) в соответствии с нормами Закона РФ «Об образовании» о принципах государственной политики в области образования, учете разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования (ст. 2, 14). История и современное положение православия, Русской Православной Церкви в содержании общего образования должны быть представлены без искажений, а также с необходимой полнотой, соответствующей особой роли Православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры. Результатом обсуждения должно стать квалифицированное консолидированное суждение православного сообщества относительно качества и способности государственного стандарта общего образования нового поколения решать задачи: 1) свободного приобщения детей к истории и культуре Православия в рамках конфессионального предмета «Православная культура»; 2) полноценного и компетентного представления истории, культуры и современного положения православного христианства, Русской Православной Церкви в содержании общего социально-гуманитарного образования;

http://patriarchia.ru/db/text/561645.htm...

В соответствии с этой гипотезой биологическая жизнь на Земле образует целостную и крайне сложную саморегулирующуюся систему, устойчивую и обеспечивающую баланс необходимых условий для поддержания жизни на планете. К примеру, земная атмосфера, содержащая свободный кислород и позволяющая существовать людям и другим организмам, является продуктом жизнедеятельности растений, в ходе фотосинтеза расщепляющих углекислый газ. Идея о мире как едином организме имеет давнюю историю и восходит к античным взглядам на реальность. Эта гипотеза бросает вызов просвещенческой атомистической философии и редукционистскому естествознанию. Она позволяет увидеть мир более целостно, в противовес редукции, специализации, фрагментации и отчуждению. Миджли предлагает применить гипотезу к социальным и культурным планам человеческого бытия для реинтеграции и формирования экологического мировоззрения и гармоничной включенности цивилизации в природный контекст. Гипотеза Геи лежит за пределами конвенциональной биологии и экологии, но, тем не менее, предлагает продуктивный взгляд на то, каким образом столь удивительный и, казалось бы, хрупкий баланс физических, химических и прочих факторов сохраняется на нашей планете вопреки деструктивному влиянию агрессивной внешней космической среды. Атомистическая и механистическая методология не способны дать удовлетворительный ответ на столь важный вопрос, равно как индивидуалистическая онтология неспособна объяснить общество и этику. Ни одна из глобальных проблем, стоящих перед лицом современного человечества, включая проблему загрязнения окружающей среды, не может быть решена отдельно от других проблем – экономических, социальных и политических. Это означает, что для выживания человечеству необходимо не только развитие технологий и получение новых знаний об устройстве отдельных областей мироздания, но изменение видения реальности в направлении большей целостности и сложности. Мир как незаслуженный и прекрасный дар не должен подавляться, эксплуатироваться и волюнтаристски преобразовываться, он должен быть принят с благодарностью к Дарящему и уважением к самому дару.

http://bogoslov.ru/article/5997336

В этой новости, как и в той, с которой я начал разговор, хуже всего то, чего в ней нет. Новый ФГОС не объясняет, бесплатность чего он гарантирует, в каком объёме школа обязана преподать названные в бумаге предметы. В стандарте сказано, допустим, что изучение математики должно сформировать «основы логического, алгоритмического и математического мышления», но не сказано, сколь массивны должны быть эти основы. Требуют они, например, теоремы о девяти точках или хватит пифагоровых штанов? Или сказано, что в ходе освоения курса истории ученик должен овладеть «комплексом знаний об истории России и человечества в целом», но не сказано, сколь этот комплекс масштабен. Должен ли выпускник отличать Александра I от Александра II? а Вторую пуническую войну от Третьей? Да чёрт его знает. Какие услуги по математике и истории сочтёт школа возможным предоставить бесплатно, такие и предоставит. И ещё многое в документе будто специально сделано так, чтобы пределы ответственности государства стали абсолютно неразличимы. Один ещё пример — новые синтетические дисциплины: естествознание, словесность, математика. Не в том одном беда, что эти курсы ещё никем не разработаны, — неизвестен их объём. Не сказано, что при слиянии курсов суммируются отводимые на них часы; если какая-то школа решит, что бесплатной математики даётся час в неделю, то и будет час. Да, по математике предусмотрен обязательный ЕГЭ, ну и что? Кому часа мало — приплатит. Нет, конечно, в дополнение к ФГОС образовательное начальство напечёт ещё пропасть бумаг, где какую-то часть недоумений прояснит, но нарочитой невнятности стандарта эти бумаги не загладят. И напоследок самое поразительное: школу оставляют без естественных наук. Совсем. На фоне бесконечных разговоров про инновации, про модернизацию, про новейшие технологии это чистое безумие, но это так. Нет, каждый ученик будет выбирать для себя одну из естественнонаучных дисциплин, но в предлагаемом списке есть разговорные продукты, равно заманчивые и для ленивого школьника — и для бережливого директора. Скажем, базовый курс экологии («берегите природу, мать вашу» плюс ля-ля про глобальное потепление) прочтёт между делом кто угодно — хоть школьный охранник, если удачный попался. Зачем же директору тратиться на содержание физика, для которого ведь нужно ещё и кабинет оборудовать?

http://pravmir.ru/o-tom-chto-budet-so-sh...

Это хуже всего. Занимаясь познанием, мы может быть в математике, особенно чистой, ведем себя безусловно правильно. В естествознании, в изучении природы уже неизвестно, не губим ли мы ее, скажем, изобретением водородной бомбы, пестицидов или генной инженерией; во всяком случае, тут возможны два взгляда, один, что конечно губим и ученые виноваты, другой, что ученые не виноваты и не обязаны же они в своем научном увлечении еще быть и политиками, да не простыми, а успешными, чтобы обеспечить заодно со своими исследованиями и открытиями еще и такое безотказно добротное устройство общества, чтобы наукой не злоупотребляли. Но с познанием себя, в исследовательском смысле, мы еще хуже чем так рискуем: мы скорее всего просто занимаемся не тем, выпадаем из жизни в академическую тему, придумку какого-то никому не нужного института философии уже в самые последние дни перед его окончательным справедливым разгоном, о котором никто не пожалеет. Ясно, что самопознание — это вещь, которой человек, спрятавшийся в экологической нише, защищенный от напряжения и тревог, может спокойно «заниматься» до пенсии и потом сколько позволят после пенсии, и это никого не заденет, ни даже его самого, и убережет от злобы дня. Это вот странно. Но в самом деле, похоже, что нигде человек не может вернее убежать от самого себя, чем занявшись самопознанием. И наоборот: чтобы найти себя потерянному человеку, всего вернее, и это будет как выйти на воздух из комнаты, забыться, забыть хотя бы на время всё в себе и себя и выйти на улицу, на люди, не отгораживаясь от неожиданностей, от внезапностей, от нового. Не в «самопознании» человек вернее найдет себя, а когда забудется, забудет себя, вырвется из колеи, где он всё глубже оседал в самокопании и уже смертельно устал от себя, которого везде видел всё одного и того же и надоевшего, в зеркале, в стекле метро, на фотокарточке в личном деле, в паспорте, на пропуске; уже и так знал себя насквозь, до скуки; и видел в сущности такого же человека как он сам в телевизоре, на улице, на работе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010