Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРАКОС ЕРЗНКАЦИ [арм. Ki8akws E8gnkaci ] (70-е гг. XIII в., сел. Аграк (Агарак), обл. Екехеац - 1356, Ерзнка), арм. вардапет, богослов, философ, экзегет, поэт, педагог (рабунапет). Впервые К. Е. упомянут в колофоне рукописи Матен. 1315. Первоначальное обучение прошел в Ерзнке, потом учился в Гладзоре, где выделялся способностями среди учеников; должен был стать преемником ректора Гладзорского ун-та Есаи Ничеци , но по окончании учебы вернулся на родину и начал преподавать в школе при мон-ре Авагванк (близ Ерзнки). К. Е. продолжил и развил традиции школы Ерзнки и ее известных вардапетов Ованнеса Ерзнкаци (Плуза) и Мовсеса Ерзнкаци. Развивая философию Ованнеса Плуза и сопоставляя ее с учениями древних философов, К. Е. отдавал предпочтение мировоззрению Аристотеля . Он рассматривал вопросы соотношения тленного и вечного, единичного и общего, способов и ступеней познания, классификации наук и др. Соотношение души и тела К. Е. уподоблял соотношению материи и разума, материи и искусства, формы и содержания. Отождествляя душу с разумом, он утверждал возможность постоянного усовершенствования духовной сущности человека. Для полного постижения предмета или явления К. Е. вслед за Давидом Анахтом считал необходимым пройти 5 ступеней, определяемые ими как ощущение, воображение, мнение, размышление, разум. Сущность последней и важнейшей из них, согласно К. Е.,- это способность возведения мысленной деятельности от частного к общему и наоборот. Особое место К. Е. отводит нравственным добродетелям человека и сочетанию философского умозрения с аскетическим опытом, в связи с чем им были составлены комментарии к трудам Евагрия Понтийского «Умозрительные главы» (Матен. 518, 1980 и др.) и «О восьми помыслах». Разностороннее наследие К. Е. (богословские труды, комментарии, энкомии, гомилии, наставления, церковные песнопения ( шараканы ) и др.) сохранилось в многочисленных рукописях и большей частью издано. Сочинения содержат ценные сведения для изучения социально-политической жизни, законов и обычаев армян и др. народов. Борьба К. Е. с деятельностью Римско-католической Церкви в Армении отражена в его «Слове православным верующим» (Матен. 2542, 8727 и др., Venez. Mechit. 241) и «Послании к жителям Карни».

http://pravenc.ru/text/1840145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС ЕРЗНКАЦИ ЦОРЦОРЕЦИ [арм. (?)(?) (?)(?)] (сер. XIII в., Ерзнка или окрестности - 1335?), арм. философ, богослов, экзегет, грамматик, поэт, переводчик, педагог, церковно-общественный деятель, видный представитель гладзорской школы, один из основателей цорцорской школы, последователь движения арм. униатов. Начальное образование получил в монастырских школах обл. Екехеац, высшее - в ун-те Гладзор, у известного вардапета Есаи Ничеци ; став соратником последнего, О. Е. Ц. на нек-рое время остался работать в ун-те. Под 1302 г. есть упоминание о нем как о вардапете . В 1306 г., увлеченный идеями католицизма , он переехал в цорцорский армяно-католич. мон-рь св. Фаддея в Артазе (ныне на территории Ирана). Здесь О. Е. Ц. развернул обширную исследовательскую, педагогическую и лит. деятельность: в 1316-1321 гг. написаны многие его проповеди, послания, стихотворения, церковные песнопения (шараканы, гандзы), труды по грамматике, комментарии, предисловия к научно-философским сочинениям, философские трактаты (в основном копии или подражания). О. Е. Ц. владел греческим, персидским и лат. языками; писал простым стилем. На творчество О. Е. Ц. оказали значительное влияние труды католикоса Нерсеса IV Шнорали : по примеру последнего он написал поэму, посвященную арм. алфавиту, продолжил начатое Нерсесом толкование на Евангелие от Матфея, а в 1316 г. по просьбе Вардана Малого продолжил и завершил комментарий на Книгу прор. Даниила. Перу О. Е. Ц. принадлежат «Гомилиарий», состоящий из 20 проповедей, и «Проповедь на слово [пророка] Исаии» (оба не изд.). «Краткий обзор грамматики» О. Е. Ц. является сокращенной редакцией «Собрания грамматических толкований» Ованнеса Ерзнкаци Плуза (автор также пользовался трудом Есаи Ничеци); в нем даны определения лингвистических и лит. терминов. О. Е. Ц. способствовал распространению в Армении католицизма. Он дружил с Варфоломеем Болонским Марагаци, который брал у него уроки армянского языка и в свою очередь учил О. Е. Ц. латыни и даже помогал ему при переводах с латинского. О. Е. Ц. участвовал в церковном Соборе 1316 г. в Адане, где была подписана уния с Римско-католической Церковью. В 1317 г. в Авиньоне О. Е. Ц. был принят Римским папой Иоанном XXII , по указанию к-рого в 1321 г. перевел на арм. язык «Книгу семи таинств» Фомы Аквинского (один из первых переводов трудов этого автора; не изд.). Очевидно, это оказало сильное влияние на философские и богословские взгляды О. Е. Ц., т. к. вслед за Фомой Аквинским он стал поборником разграничения науки и религии. Считая все сущее изменчивым, О. Е. Ц. принимал теорию единства противоположностей, придерживался идеализма и считал, что мир можно познать 3 способами: посредством инстинкта, опыта и разума.

http://pravenc.ru/text/2578141.html

29 февраля – 2 июня В переводе с армянского Татев означает «дай крылья». А еще так называется один из самых знаменитых средневековых монастырских комплексов на северо-востоке Сюникской области Армении, возвышающийся над обрывом глубокого каньона высокогорной реки Воротан. Сегодня монастырский комплекс Татев празднует свое 1100-летие. Наряду с научными конференциями, организованными Сюникской епархией Армянской Апостольской Церкви и Национальной академией наук Армении, здесь проводятся экскурсии для армянских школьников, коллективов организаций и гостей Армении - туристов. Одним из примечательных объектов монастыря, который когда-то привлек внимание тележурналиста, ведущего программы «Клуб путешественников» Юрия Сенкевича, является восьмигранный, девятиметровой, качающийся посох-столб, воздвигнутый в 904 году. Своим качанием столб, называемый по-армянски «гавазан», предупреждал о вражеских нашествиях более 1 тыс жителей Татева. В IX веке монастырский комплекс стал резиденцией сюникского митрополита, который владел обширными землями, ремесленными мастерскими, собирал налоги с сотен сел. Монастырь - крепость, который считается выдающимся памятником средневекового армянского зодчества, включает в себя церкви Григория (836-48 гг.), Погоса и Петроса (X в.) и надвратную церковь Аствацацин (XI в). Татевский монастырь был также крупным культурным центром со скрипторием, библиотекой и одним из известнейших университетов в Армении, просуществовавший с перерывами около 70 лет - с середины XIV в. до 1415г.). Период наивысшего расцвета университета пришелся на 1370-1410 гг. Величественный религиозный и политический центр Сюникского княжества был полуразрушен землетрясением в 1931 году. Многие путешественники едут в Армению только для того, чтобы посетить памятники религиозной архитектуры, и Татевский монастырь - крепость является одним из  заслуживающих внимания. Один из наставников Татевского университета, Маттеос Джугаеци, пишет: «Великий философ армянский Ованес Воротнеци перед смертью повелел Григору Татеваци, именем которого и называется монастырский комплекс, стать во главе великого университета Есаи Ничеци и продолжать его дело как главный наставник Великой Армении». После этого Григору Татеваци не раз приходилось спасаться от орд захватчиков, прятать рукописи в горных тайниках, читать лекции в пути и после ухода погромщиков возвращаться к разоренному очагу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

[Ованнес (Ован) Кахик; арм. (?)(?) ((?)(?)) ] (1315, сел. Вагатин (Вагадни), пров. Воротн, Сюникское княжество - 6.01.1387 (?), обл. Ернджак, там же (ныне Нахичеванская Автономная Республика)), святой Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель. Сын кн. Сюника Иване Орбеляна. Образование получил в Гладзорском ун-те у вардапетов Есаи Ничеци и Тиратура. По окончании ун-та на нек-рое время остался там работать. После смерти учителей и упадка Гладзорского ун-та О. В. в 40-х гг. XIV в. переехал с учениками сначала в монастырь Ермон (обл. Вайоц-Дзор), а затем в Воротнаванк (отсюда его когномен Воротнеци). Активную научно-педагогическую деятельность О. В. также вел в пров. Даранах. В 1369 г. в сюникской пров. Ернджак в мон-ре св. Геворга при содействии своего ученика вардапета Магакии Кримеци (Крымского; 1384) основал монастырскую высшую школу Апракунис, а в 1373 г. (по др. данным, в 1345) - Татевский ун-т, ставший крупнейшим научным, образовательным и культурным центром Армении того периода. Среди др. учеников О. В. известны ученые-вардапеты Григор Татеваци († 1409), Вардан Огоцеци († 1406), Геворг Ерзнкаци († 1416). Как и большинство средневековых вардапетов, О. В. совершил паломничество в Иерусалим (1373; вместе с Григором Татеваци) и много путешествовал с проповедями; участвовал в догматических спорах в Тпхисе (ныне Тбилиси) и Трапезунде (ныне Трабзон). О. В. ратовал за сохранение самостоятельности ААЦ, боролся с деятельностью католич. миссионеров и арм. униатов (т. н. униторов). Их возраставшая активность вызвала к жизни антиуниат. движение с центрами в школах Гладзора и Татева. Эта борьба нашла отражение в творчестве О. В. Очевидно, вовлеченностью в антиуниат. движение объясняется и знание им, как и мн. арм. авторами этого периода, латыни (помимо греч. языка), что не было характерно для писателей предыдущих эпох. О. В. был похоронен в часовне мон-ря св. Геворга в обл. Ернджак. Католикос Симеон Ереванци (1763-1780) включил его память в календарь святых ААЦ.

http://pravenc.ru/text/2578133.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕСАИ НИЧЕЦИ Есаи Ничеци [Ничский; Нчеци; арм. ] (ок. 1255 - ок. 1338), арм. ученый, педагог, грамматик. Род. в с. Нич (ныне Чаталерик, Турция); образование получил в Муше, в школе при мон-ре св. Апостолов, затем в Вайоц-дзоре , в мон-ре Ахберц у Нерсеса Мушского ; был удостоен степени вардапета (доктора). С 1284 г. возглавлял школу при мон-ре Ахберц, после смерти Нерсеса Мушского Е. Н. занял его место руководителя ун-та Гладзор и преподавал дисциплины тривиума и квадривиума. Его слава великого педагога не только распространялась в Армении, но и в Киликийском арм. царстве, откуда к Е. Н. приезжали ученики. Считается, что число его учеников соответствовало числу дней в году. Многие из них стали видными учеными и деятелями арм. культуры XIV в. (Мхитар Ерзнкаци, Ованнес Арчишеци, Ованнес Воротнеци, Ованнес Ерзнкаци). Изображения Е. Н. с учениками сохранились на миниатюрах арм. рукописей. Защищая самостоятельность Армянской Церкви, Е. Н. боролся против стремления католиков подчинить своему влиянию Армянскую Церковь и против униатства в Армении. Лит. наследие Е. Н. в основном состоит из сочинений на духовно-нравственные темы: комментарии, проповеди, письма. Комментарии («Толкование на Книгу Иезекииля», «Анализ грамматики», толкование на соч. «О небесной иерархии» из корпуса «Ареопагитик») служили учебными пособиями для студентов. Большинство работ Е. Н. до сих пор не издано, за исключением «Анализа грамматики», представляющего собой эпитому основных толкований грамматики, осуществленных до него. Изд.: Послание Вардапета Есаи к господину Матфею//Чраках. 1860. C. 157-164; 1861. C. 205-211 (на арм. яз.); Сыны человеческие//Сион. 1866. C. 26-29 (на арм. яз.); Анализ грамматики/Под ред. Л. Хачеряна. Ереван, 1966 (на арм. яз.). Лит.: Погарян Н., еп. Армянские авторы V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 364-369 (на арм. яз.); АрмСЭ. Ереван, 1977. Т. 3. С. 524 (на арм. яз.); Петросян С. Послания Есаи Нчеци//Эчмиадзин. 1985. Т. 11-12. С. 95-100 (на арм. яз.); Sanjian A. K. Esayi Ncheci " s Biblical Exegesis//Armenia and the Bible/Ed. Ch. Burchard. Atlanta, 1993. P. 185-193; Хачерян Л. Есаи Нчеци и Гладзорский университет. Лос-Анджелес, 1988 (на арм. яз.); Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995. P. 117. М.-Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения

http://pravenc.ru/text/190239.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕРСЕС МШЕЦИ [Арм. ; Таронаци] (нач. XIII в., Муш - 1284, мон-рь Ахберц, Армения), арм. педагог, рабунапет, мыслитель. Биографические данные о нем скудны. Начальное образование Н. М. получил в мон-ре Сурб-Аракелоц (св. Апостолов) в Муше ; нек-рое время там же занимался педагогической деятельностью. Впосл. Н. М. прошел курс дальнейшего обучения в основанной Варданом Аревелци школе вардапетов при мон-ре Хор-Вирап (1255), к-рый с XIII в. превратился в известный общеарм. центр образования и науки. В этой школе по 9-летней программе изучались языки и т. н. энциклические науки, куда входили дисциплины тривиума и квадривиума, изучение Свящ. Писания, богословие, «тонкие письмена» и др. Многие из учеников хор-вирапской школы стали выдающимися учеными-вардапетами: Ованнес Ерзнкаци, Геворг Скевраци , Есаи Ничеци , Григор Балуеци, Григор Бджнеци, Степанос Сюнеци , Ованнес Арчишеци, Мхитар Саснеци и др. Среди них был и Н. М., полностью освоивший преподаваемые науки, владевший греческим и латынью. После смерти Вардана Аревелци в 1271 г. Н. М. стал рабунапетом (главой вардапетов) и заменил своего учителя на его посту главы школы. Спустя некоторое время школа была перенесена в Муш, в мон-рь Сурб-Аракелоц, где в то время ученики могли находиться в большей безопасности. В 1281 г. школа была временно закрыта, и Н. М. вместе с Есаи Ничеци переехал в мон-рь Мецопаванк, а ок. 1282 г.- в Вайоц-Дзор . Вскоре князья Прошян, правители области Вайоц-Дзора, предоставили школе Н. М. мон-рь Ахберц. Сюда собрались ученики Н. М., и школа возобновила свою деятельность. Спустя некоторое время Н. М. назначил рабунапетом Есаи Ничеци. После смерти Н. М. школа продолжала свою работу и стала именоваться Гладзорским университетом под покровительством князей Прошян и Орбелян. Лит.: Католикосы всех армян. Ер., 2001. С. 114 (на арм. яз.); Христианская Армения: Энцикл. Ер., 2002. С. 786 (на арм. яз.); Тер-Саркисянц А. История и культура арм. народа. М., 20082. С. 417. М. Э. С. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.)

http://pravenc.ru/text/2565088.html

В жанровом отношении Ж. л. представлена 2 основными направлениями - книжно-риторическим и народным. В XI-XIII вв. господствующим становится 1-е направление. Был создан ряд похвальных житий и панегириков, посвященных как деятелям прошлого, так и современникам. Значительным явлением в арм. Ж. л. стали Жития Нерсеса IV Шнорали, Геворга Скевраци. В народном направлении выделяются жития: повествовательные; памятные записи; краткие синаксарные. Простые повествовательные жития XII-XIII вв.: Ованнеса Саркавага, Степаноса Сюнеци в редакции Мхитара Айриванеци, занимательное и сказочное Житие Степаноса, сына Тер-Иусика; исключительное в своем роде Житие Григора Нарекаци, к-рое состоит из 28 чудес святого. Источниками Жития Григора послужили как канонические, так и апокрифические евангельские сказания о Христе. Широкое распространение в XI-XV вв. получили жития - памятные записи, а также синаксарные жития и мученичества. Разные редакции Синаксаря выражали определенные тенденции, имели новые художественно-идеологические подходы, как, напр., редакция латинофила Григора Анаварзеци или последняя редакция Синаксаря Григора Хлатеци, составленная в мрачные для Армении годы и расширенная за счет историй св. отцов и мучеников, современников Хлатеци. В Ж. л. народного направления XIII-XV вв. выделяется группа, посвященная деятелям научных и культурных центров: Гладзорского (1280-1338) и Татевского (1345-1410) ун-тов ( Нерсес Мушский , Есаи Ничеци , Ованнес Воротнеци , Григор Татеваци ), монастырских школ-вардапетаранов (Мхитар Саснеци, Григор Хлатеци, Товма Мецопеци). Их общая черта - антиуниатская направленность, противостояние влиянию Римско-католической Церкви в Армении. В условиях постоянных войн и завоеваний Армении после падения династии Багратидов (1045), особенно в XIV-XV вв., мученичества за веру приобретают массовый характер, интенсивно создаются истории армянских новомучеников. Развитие этого направления Ж. л. идет по пути упрощения жанра. В XVI-XVII вв. к жанру мученичеств обращаются крупные историографы Закария Канакерци и Аракел Даврижеци. Однако их произведения представляют собой уже литературно-исторические повествования с красочными описаниями быта и человеческих отношений. XVI-XVII века следует считать периодом упадка Ж. л.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Христины - Vat. Ms. Reg. gr. 1, X в.). Она состояла из 2 томов (сохр. 1-й). Цикл из 18 листовых миниатюр открывается ктиторской композицией, где изображен заказчик, подносящий книгу Богоматери, молитвенно ходатайствующей за него ко Христу. Композиции помещены в рамки с шрифтовым декором и иллюстрируют библейские книги - от кн. Бытие до Псалтири. Исцеление двух слепцов из Иерихона. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (BNF. Suppl. Gr. 1286. Fol. 10 v) Исцеление двух слепцов из Иерихона. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (BNF. Suppl. Gr. 1286. Fol. 10 v) Иллюминированные Б. в XIII-XIV вв. создавались в скрипториях Киликийской Армении, пережившей в этот период подъем в области искусства книжной иллюстрации. Киликийская миниатюра отличается необычайным богатством орнаментики (Jerus. Arm. 1925, 1269 г.; Матен. 375, 1270 г.; Библия царя Гетума II - Матен. 180, 1295 г.). Сохранилось неск. подписных и датированных манускриптов, украшенных Саркисом Пицаком (Venez. Mechit. 1508, 1319 г.; Матен. 2627, 1338 г.), Торосом Таронаци (Матен. 353, 1317 г.; Библия Есаи Нчеци - Матен. 206, 1318 г.; Venez. Mechit. 1107, 1332 г.), Авагом (Библия 1314 г. с миниатюрами 1358 г.- Матен. 6230). Рукопись первой слав. Геннадиевской Библии украшена одной заставкой с растительным орнаментом и включенным в нее изображением пишущего прор. Моисея. Однако библейская история имела развитую иконографическую традицию в миниатюрах Палей , Псалтирей, Христианской топографии Космы Индикоплова, хроник (Троицкий список Хроники Георгия Амартола, Ватиканский список Хроники Константина Манассии), синодиков и шестодневов, Хронографов . Наиболее полно иллюстрации ветхозаветного цикла представлены в хронографической части Летописного лицевого свода (более 2 тыс. миниатюр), созданного в 70-х гг. XVI в. В 1-м т. содержатся 7 книг из Восьмикнижия (ГИМ. Муз. 358), во 2-м - книги Руфь, Царств, Есфири и Товита (БАН. 17.17.9). Богатством библейских сюжетов отличается также лицевой Хронограф редакции 1512 г. в списке кон.

http://pravenc.ru/text/209475.html

В ходе Северной войны П. А. не раз проявлял себя как талантливый полководец. Свою государственную и военную деятельность этого времени он воспринимал как своеобразное обучение, к-рое длилось 21 год в «кровавой и весьма опасной школе» и завершилось получением «аттестата». В 1716-1717 гг., на заключительном этапе войны, когда определился успех России, он посетил Пруссию, Данию, Францию, а также Голландию, где вскоре был заключен Амстердамский договор 1717 г., к-рый стал важным этапом в дипломатической деятельности П. А. и показателем возросшего значения России на международной арене. Победив в войне, Россия получила выход к Балтийскому м., присоединила новые территории - Ингрию, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию и стала великой европ. державой. В ознаменование этого по прошению сенаторов 22 окт. 1721 г. П. А. принял титул императора Всероссийского. Персидский поход 1722-1723 гг. Был предпринят в связи с неоднократными обращениями восточно-грузинского, армянского и азербайджанского царей и правителей с просьбами о помощи в освобождении от османского и персидского господства. Кроме того, П. А. намеревался продолжить продвижение России к берегам юж. морей, прерванное неудачным завершением Прутского похода. После окончания Северной войны он начал подготовку Персидского похода, первоочередной задачей к-рого стало освобождение Дербента, Баку и Шемахи. В течение июня 1722 г. рус. войска передислоцировались по Волге в Астрахань, куда 15 июля прибыл и П. А. 18 июля рус. флотилия с 22 тыс. пехотинцев на борту под командованием ген.-адмирала гр. Ф. М. Апраксина направилась к Аграханскому зал., 28 июля у р. Аграхань рус. пехота высадилась и соединилась с кавалерией. Войска под командованием П. А. двинулись в Юж. Дагестан, где к ним присоединились конные отряды кабардинских князей. 23 авг. 1722 г. рус. армия без боя вступила в Дербент. Получив известие о нахождении рус. войск в персид. владениях, царь Картли Вахтанг VI Багратиони с 30-тысячным войском и Агванский католикос Есаи с 10-тысячным отрядом пришли к крепости Гянджа (Азербайджан), чтобы присоединиться к русским. В Карабахе и др. провинциях Азербайджана персид. господство было ликвидировано в ходе освободительного движения. Т. к. большая часть судов с провиантом, орудиями и боеприпасами для рус. армии разбилась во время шторма, П. А. был вынужден отказаться от продолжения похода и, оставив гарнизоны, вернуться с основными силами армии в Астрахань. Руководивший рус. войском и флотилией ген.-майор М. А. Матюшкин организовал неск. морских экспедиций, в дек. 1722 г. рус. отряд под командованием полковника И. А. Шипова высадился в зал. Энзели и занял персид. г. Решт.

http://pravenc.ru/text/Петр I ...

Здравствуйте! Я читаю «Фому» еще со второго курса МГИМО, с тех пор, как журнал был черно-белым — и рада, что все это время «Фома» со мной. В последнем номере мне показались очень близки «Письма о путешествиях», и я хотела бы поделиться впечатлениями о своей поездке в Иерусалим. С уважением, Анна Лукина «В Иерусалим?» — удивилась моя родственница, узнав о планируемой поездке. — «Там же нечего смотреть!»...  Но вот мы в Иерусалиме. Поднимаемся к Сионским воротам... Позади два дня в Городе, в котором не насмотришься. Но мимо меня будто прошло что-то важное. В голове крутились мысли: «Как сдавать машину, если в Арабском квартале мне запустили камнем в колесо? Еще надо собрать вещи, покормить ребенка — срочно! Хотя бы плюшкой, хотя бы в том армянском кафе — сувенирной лавке».  И вот мы устроились в глубине лавки, за единственным маленьким столом — такие бывают в местах «для своих»; симпатичная армянка поставила перед нами домашний лимонад, кофе и пирожные и вернулась к своему собеседнику. Я фото­графирую живописный уголок, в котором перемешались времена: домотканые ковры, предметы ковки и керамики, журнал «Ереван», открытый на развороте, где напечатано интервью с хозяйкой. Она рассказывает об учебе в СССР, о том, как преподаватели истории КПСС неприязненно спрашивали, видя ее крестик: «А что это ты на себя нацепила?», и замечает спокойно:  «…Я и к советскому строю не питала особой ненависти, просто знала, что меня все это не касается. Я жила своей жизнью».  Фото Joshua Paul Shefman В Иерусалиме любой диалог может начаться так, словно вы знакомы… нет, не давно, а изначально знакомы и, даже разойдясь через минуту, останетесь так же изначально знакомы. Собеседник хозяйки глянул на мой фотоаппарат и подсел к нам, непринужденно начав беседу. Он раскрыл книгу черно-белых фотографий с видами Иерусалима начала прошлого века. «Смотри, это фотографии моего деда. В 1947 году во время арабского восстания его фотографии были спрятаны в Армянском монастыре, это там», — жест руки в сторону стены напротив. — «А ты знаешь, что первым фотографом на Святой Земле был Есаи Карапетян, будущий Армянский Патриарх Иерусалима? И первую фотостудию открыл тоже он, в Армянском монастыре?». Сколько историй за каждой стеной, в каждом камне — не перестаешь этому удивляться! 

http://foma.ru/o-vstrechax-v-ierusalime....

  001     002