архит. М. С. Иконников, исполнявший эту должность в 1854-1895) и Димитриевской (Иорданской, не сохр.), Троицкая Лыбедская ц. (1858). Значительный интерес с т. зр. применения новых материалов и конструкций представляла сооруженная позднее в русском стиле первая в империи т. н. железная (при постройке были использованы железо, сталь, чугун) ц. свт. Иоанна Златоуста (1867-1871, инженер А. А. Никкельс, архит. Н. Е. Юргенс, разрушена в 1934). В связи со строительством общественных зданий нового типа в них появились домовые храмы, напр. во имя равноап. кн. Владимира в ун-те св. Владимира (1840). Посвящение крестителю Руси храмов в К. стало элементом гос. политики, особенно в преддверии празднования 900-летнего юбилея Крещения Руси. Еще с сер. XIX в. планировалось строительство храма в К., посвященного князю - крестителю Руси (см. ст. Владимира, равноап. кн., собор в Киеве ). Выбор архитектурных форм и программы внутреннего убранства сопоставимы со строительством крупнейших по масштабу и культурному значению храмов империи того времени - храма Христа Спасителя в Москве и храма Спаса на Крови в С.-Петербурге (см. ст. Воскресения Христова собор ), что должно было подчеркнуть знаковое положение К. Важное место в церковной архитектуре К., исторически тесно связанного с Византией, стал занимать визант. стиль, к-рый, в частности, характерен для Владимирского собора (основной автор - А. В. Беретти) и спроектированных В. Н. Николаевым во 2-й пол. 80-х гг. XIX в. и несохранившихся Введенской, Благовещенской, Сретенской и Александро-Невской церквей, для храма свт. Михаила Киевского при больнице цесаревича Александра (1893-1895, воссоздан после 1995). Деятельность Николаева, занимавшего должности городового архитектора (1873-1887), архитектора по Киевскому епархиальному ведомству (1875-1898) и Киево-Печерской лавры (1893-1899), отличалась масштабом и разнообразием. Он, по свидетельству современников, «построил целый новый город» ( Ерофалов-Пилипчак. 2000. С. 104) - гостиницы, особняки, доходные дома, больницы, концертные залы, приюты и гимназии, промышленные и садово-парковые сооружения, здание Купеческого собрания (1894).

http://pravenc.ru/text/1684329.html

К., 1954. С. 197-212; Леонтович В. Г. Архитекторы, инженеры-строители и скульпторы, работавшие в Киеве в период с 1855-1925 гг. К., 1961. Ркп.//ВНИИТАГ [Электр. ресурс: www.alyoshin.ru/Files/arhiv/leon_pre.html]; Игнаткин И. А. История планировки и застройки Киева в нач. XIX в.: АКД. К., 1962; Логвин Г. Н. Киев: Книга-спутник по г. Киеву. М., 19672; он же. Киев: [По архит. памятникам: Очерк]. М., 1982; Болотова Г. В. План 1695 р., як джерело до вивчення icmopiï мicma kih. XVII ст.//Apxibu Украïни. К., 1980. 4. С. 51-59; Алфёрова Г. В., Харламов В. А. Киев во 2-й пол. XVII в.: Ист.-архит. очерк. К., 1982; Архитектура Киева: Сб./Отв. ред.: В. П. Дахно. К., 1982; История городов и сел Укр. ССР: В 26 т. К., 1982. [Т. 1:] Киев; Шулькевич М. М., Дмитренко Т. Д. Киев: Архит.-ист. очерк. К., 19826; Памятники градостроительства и архитектуры Укр. ССР: В 4 т. К., 1983. Т. 1: Киев. Киевская обл.; Киев: Энцикл. справ./Ред.: А. В. Кудрицкий. К., 19863; Геврик Т. Bmpaчehi apximekmyphi пам " ятки [Кат. выст.]. Н.-Й., 19872; Дегтярёв М. Г. Киевский городской архитектор А. И. Меленский//Строительство и архитектура. К., 1989. 2. С. 17-19; Анисимов А. Л. Скорбное бесчувствие: На добрую память о Киеве, или Грустные прогулки по городу, к-рого нет. К., 1992; Ерофалов Б. Л. Развитие планировочной структуры Киева в 1-й пол. XIX в.//М. Ф. Казаков и архитектура классицизма: [Сб. ст.]. М., 1996. C. 135-141; он же (Ерофалов-Пилипчак). Архитектура имперского Киева. К., 2000; I. Ibah Григорович-Барський у Буклет. М., 1996; Фicyh О. Ahдpiй Меленський - головний apximekmop К., 1996; Третяк К. О. Киïв: Nymibhuk по зруйнованому мicmy. К., 1998; он же. Bmpaчehi споруди та пам‘ятники Дobiдhuk. К., 2004; Виноградова М. В. и др. Гoлobhi та мicьki apximekmopu 1799-1999: [Кат. выст.]. К., 1999; В. I. Зoдчi Украïни kih. XVIII - початку XX ст.: Бiorp. дobiдhuk. К., 1999; Кандий А., диак. Мон-ри и храмы Киева: Справ.-путев. К., 20013; Попельницька О. О. Icmopuчha monorpaфiя Киïвського Подолу XVII - початку XIX ст.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Церковь свт. Николая Чудотворца (Набережного) (справа). 1772–1775 гг. Фотография. 2013 г. Церковь свт. Николая Чудотворца (Набережного) (справа). 1772–1775 гг. Фотография. 2013 г. На протяжении XVIII в. К. сохранял планировку, зафиксированную еще схемой Ушакова 1695 г., согласно которой восстанавливались городские кварталы после пожаров. В 1787 г. имп. Екатерина II во время визита охарактеризовала К. как город, целиком состоявший «из укреплений да из предместий, а самого города я до сих пор не могу доискаться» ( Ерофалов-Пилипчак. 2000. С. 30). В 80-х гг. XVIII в. разрабатывались планы генеральной реконструкции К., его перепланировки на регулярной основе и соединения самостоятельных частей города в единое целое. Самый радикальный план принадлежал И. И. Миллеру и гр. А. П. Шувалову и предполагал перенос города на возвышенность с постепенной ликвидацией Подола, существование к-рого признали нерациональным из-за постоянных наводнений и пожаров. Однако проекты оставались неосуществленными, пока киевским городовым архитектором не был назначен А. И. Меленский (1799-1829). Под его рук. в нач. XIX в. было начато обширное строительство зданий по образцовым проектам, созданы новые районы, возведены главные административные сооружения (Контрактовый дом на Подоле; Присутственные места, Дворянское собрание и дом губернатора на Дворцовой пл. в Липках). Согласно генеральному плану К. 1808-1809 гг. (В. И. Гесте при участии Меленского), были проложены новые улицы, центром города стал Крещатик. Работы по объединению частей К. на основе регулярного плана продолжались в течение 1-й пол. XIX в. А. И. Меленскому удалось примирить строгую классицистическую регулярность планов Гесте с особенностями уже сложившегося городского ландшафта и привнести в архитектуру К. традиции московского ампира. Напр., Никольская ц. на Аскольдовой могиле, на месте перевоза через Днепр, на территории Николо-Пустынного монастыря (1810), получила вид небольшой ротонды, окруженной колоннадой, что напоминало парковый павильон (это единственное строение, сохранившееся от обширного монастырского комплекса, включавшего 3 храма во имя Николая Чудотворца). Меленский - автор старейшего в К. архитектурного монумента, сооруженного у основания Владимирской горки, на набережной Днепра, на месте св. источника, где, согласно преданию, св. Владимир крестил своих сыновей. Установленную здесь колонну тосканского ордера (позднее в ее основании была устроена часовня) назвали памятником Крещению Руси или нижним памятником св. Владимиру (1802-1808, известна также как «колонна Магдебургского права»).

http://pravenc.ru/text/1684329.html