Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015
Ерминия Дионисия Фурноаграфиота: к проблеме ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Светлана Валерьевна В продолжение темы осмысления иконографического образа Воскресения Христова читателям предлагается статья, посвященная Ерминии особого рода руководству по иконописи, – составленной афонским иконописцем Дионисием. Именно этот труд сыграл особую роль в понимании и именовании образа Анастасис. Ерминия [1] Дионисия Фурноаграфиота [2] сыграла особую роль в понимании и именовании образа Анастасис (рис. 1. Миниатюра псалтири Мелизенды. Палестина, ок. 1135 г. Британская Библиотека; рис. 2. Мощевик. Византия, XII в. Музей Московского Кремля) . Открытие этого памятника произошло в середине XIX в., и вскоре он был введен в научный оборот в России и Европе, незадолго до того, как появились исследования, связанные с образом Анастасис. Искусствоведы, считающие этот образ изображением события Сошествия во ад, ссылаются в том числе и на это произведение. «Ерминию» упоминает А. Картсонис, принимая в целом трактовку (но не соглашаясь при этом с названием «Сошествие во ад») . В православии это сочинение оказалось тем авторитетным мнением, из-за которого икону стали считать вообще не связанной с Пасхой – именно на «Ерминию» ссылается в таком обосновании св. ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
ВАРЛААМ И ИОАСАФ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... . Корпус песнопений почти не имеет совпадений с 1-й службой: тропари те же, что приводятся в старопечатных Типиконах, кондак только один, что и в 1-й службе; канон 8-го гласа, ирмос: « », нач. : « »; 3 самогласна (в тексте одного из них - « » - видны явные параллели с 1-й стихирой на «Господи, воззвах» 6-го гласа в 1-й службе) ; 3 группы подобнов. «По запричастном стихе» приведен духовный стих « » в качестве стихиры 2-го гласа на подобен «Егда от древа». Есть указания о совершении бденной службы (предполагается соединение песнопений из обоих последований) . А. Лукашевич Иконография В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) В. и И. предписано изображать как отшельников, в монашеских ризах ( Ч. 3. § 13. № 51, 52 ) . В. - старец с седой клинообразной бородой, в схиме, И. - инд. царевич, юный, с пробивающейся бородой, в короне. Единоличные образы В. и И. появляются поздно. В ряду святых монахов они изображены в ц. Богородицы в мон-ре Студеница ( 1208-1209, Сербия ) , в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле (кон. XIV в.) , на предалтарном столпе Успенского собора на Городке в Звенигороде ( 1399-1400 ) , на алтарной преграде Успенского собора Московского ... далее ...
Епископ Порфирий (Успенский) - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... так, что, после открытия их, не захотел бы и слыть более счастливой случайностью в сем мире Божием» 408. Этими драгоценными находками тотчас же из Ивера поделился арх. Порфирий с княгиней Витгенштейн и обер-прокурором Синода графом А. П. Толстым. Оба письма отправлены 1 января 1859 года 409. С 4 февраля по 26 марта арх. Порфирий провел время в Карее в конаке русского Пантелеимоновского монастыря, продолжая снова изучать живопись Панселина и современную афонскую живопись, знакомился у местных зографов с техническими терминами иконографии, которые затрудняли его, при переводе на русский язык Ерминии Дионисия Фурноаграфиота. Перевод этой Ерминии здесь же был и окончен 410. Из Кареи арх. Порфирий отправил письмо обер-прокурору Св. Синода с напоминанием о вознаграждении его спутника Благовещенского 411 и об «отсрочке, пребывания на Востоке на пять месяцев, с 26 мая по 26 октября», о чем просил он, еще в бытность свою в Иверском монастыре, 31 января 1859 года. В этом прошении мотивы отсрочки изложены им в таком виде: «В области ведения и изящных искусств, воспринятых святой церковью, многое исследовано мной, вновь узнано, соображено и возведено на степень начал православия, ... далее ...
Церковное искусство как ...Искать в Источникеazbyka.ru
... сс. 99-118]. Здесь на Святой Горе возникают интересные образцы монументальной живописи (продолжающие поздневизантийские традиции, такие как, например, творчество художника Мануила Панселина в главном храме Афона, именуемом «Протатон») . К этому же времени относятся так называемые иконописные подлинники – систематические собрания прорисей и описаний иконографичесих образов (лицевые) или просто описаний (теоретические) , оформленные в книги. Такая работа в следующем столетии продолжится в Московском государстве, а систематизаторский труд на греческой земле воплотится в известном сочинении “Ерминия” Дионисия Фурноаграфиота, содержащем полезные, в том числе технические, сведения для иконописцев и художников монументальной живописи [10]. Развитие архитектуры под турецким игом было затруднительно, поэтому даже в XIX в. можно увидеть храм, воссоздающий в своих новых стенах традиционные формы средневекового церковного зодчества (Кафоликон монастыря св. Павла) . Возрождённое с XIX века Эллинское государство, а также православные церковные юрисдикции греческой традиции в разных странах мира дают сегодня немало примеров современного храмостроительства, ориентированного на ... далее ...
Иконописец: ремесленник или церковнослужитель?Искать в ИсточникеИсточник
... с уверенностью предположить, что деятельность иконописца особо не дифференцировалась от любой другой церковной деятельности монаха, что и указывает на церковнослужение монаха-иконописца. В таком случае писание икон мирянином, на богословском и техническом уровнях не отличаясь своим процессом от монашеского, тоже оказывается служением. Ментальность наших предков была такова, что образ своей жизни они мыслили именно как служение. Оттого, наверное, прежде чем приступить к работе, иконописцы, особенно молодые, считали за правило соборно вычитывать определенный свод молитв, позже изложенный в Ерминии Дионисия Фурноаграфиота. Для средневекового человека вообще характерно чтение молебнов перед началом любого дела. Но здесь мы хотели бы обратить внимание на особенность состава молитв у иконописцев. Начинали они молиться с Благословен Бог наш, Царю Небесный и т. д., после Богородична Безмолвная уста нечестивых тропарь Преображения Господня и пр., и пр., заканчивалось моление сугубой ектенией и отпустом. Здесь, собственно, — обычный молебен. Дионисию не принадлежит авторство указанных молитвословий, ибо моление (на наш взгляд, по образцу Молебна при начатии учения отроков [16]) ... далее ...
Иконография Сретения Господня | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... свиток – как, например, на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (монастырь великомученицы Екатерины на Синае) . Надпись на свитке обычно восходит к тексту апостола Луки ( Лк. 2: 38 ) : «Се есть всем чудное избавление во граде Иерусалиме» – на новгородской четырехчастной иконе 1-й половины XV в. (ГРМ) ; «Се приближися избавление всем живущим» – на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ) ; на ярославской иконе начала XVII в. из Ярославского художественного музея с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (афонский иконописец, автор иконописного подлинника начала XVIII в.) , в описании Сретения отмечено, что Анна стоит рядом со святым Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: Сей Младенец сотворил небо и землю». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, например, на свитке Анны, представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, конца XI – первой трети XII в. (монастырь святой великомученицы Екатерины на Синае) . В минейных циклах фигуры праведных Симеона и Анны ... далее ...
Московская православная духовная академия На ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... искусстве. Это диссертационное исследование Т. Питтса. Интересен также доклад П. Тестини на эту же тему, сделанный им на международном симпозиуме в Риме в 1970 г. В более широком контексте изучения всего западного искусства Средних веков и Нового времени и, в особенности, влияния апокрифов на формирование его сюжетов, данные по иконографии св. Иосифа можно найти в работах ведущих специалистов в этом вопросе, использованных при написании настоящей диссертации: М. Бернабо, Ш. Блэк, Д. Картлиджа, С. Вилсона. Источниками по иконографии, типичной для православного Востока, послужили «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, русские иконописные подлинники, а также исследования по этому предмету инока Григория) Круга (, П. Евдокимова, Е. Пилипенко, Н. Покровского, В. Фартусова. Таким образом, историографический обзор показывает, что на сегодняшний день в науке изучены только отдельные аспекты поставленной в данной работе проблемы и нет итогового, рассматривающего их в соотнесении друг с другом исследования. Научная новизна исследования. Насколько известно диссертанту, в православной литературе – на любом языке и любой сложности – не существует ни одной работы, специально ... далее ...
Иконография св. Иосифа : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... упоминать о вариантах в изображении возраста св. Иосифа, которые диктуются теми или иными направлениями богословской мысли, о чем мы уже писали выше. Для того, чтобы разобраться в том, какие из этих типов изображений более отвечают богословию и традиции Православной Церкви, постараемся взглянуть на историю иконографии образов св. Обручника. Св. Иосиф традиционно и чаще всего изображается на иконах, представляющих те евангельские события, свидетелем и участником которых он являлся. К ним, прежде всего, относятся иконы Рождества Христова. Композиционно изображение св. Иосифа может меняться: «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота (XVIII в.) [1] предписывает изображать его стоящим на коленях, со скрещенными на груди руками, а средневековый русский иконописный подлинник - сидящим, «брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан, а рукою закрылся, а другою подперся, а пред ним стоит пастырь». [2] Иконы, представляющие св. Иосифа в умилении склоненным пред яслями с новорожденным Богомладенцем, появляются лишь в XVIII веке и являются следствием западного влияния. [3] Однако во всех вариантах его фигура изображается в стороне от центральной части иконы, [4] в которой находится ... далее ...
[Автореферат диссертации:] «Традиция изображения ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... (1054 г.) . Этот образ совершенно не характерен для древнерусской духовной традиции. В XIX веке в России название образа Сошествия начинает ошибочно относиться к образу Воскресения, что связано с особенностями их исторического бытования. Это название и связанная с ним интерпретация не соответствует древнерусской духовной традиции и не является исторически верным для иконы, единственным именем которой является исконное название Анастасис, Воскресение. В Приложении I предпринимается исследование произведения, связанного с переосмыслением образа Анастасис. Это руководство для иконописцев – Ерминия Дионисия Фурноаграфиота. Здесь же прослеживается сама традиция ерминий; делается сравнение русского перевода интересующих нас описаний с греческим текстом. В данном произведении образом Воскресения назван западноевропейский образ «Восстание от гроба»; Анастасис описывается со многими чертами, свойственными образу «Descensus ad inferos». В целом приходится признать данное руководство отражающим процессы пост-византийского искусства в оккупированной Греции, но не соответствующем принципам, отраженным в древней иконописи. В Приложении 2 представлены иллюстрации. Это иллюстрации ... далее ...
О некоторых особенностях иконографии Распятия / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... непосредственно на иконографию, особенно в жанре книжной миниатюры [28]. Репрезентативна в данном отношении увлекательная история воскресших Карина и Левкия [29], которые там истолкованы как дети Симеона Богоприимца. Но в иконописи подобные образы довольно редки. Ил. 9. Распятие. XV в. Греция Значительно чаще, начиная с V–VI веков, изографы писали разбойников, распятых по обе стороны от Христа (ил. 9) . Их имена сохранились в древних источниках, но все они называют разбойников по-разному. В арабском Евангелии детства Спасителя это Тит и Думах; в Евангелии Никодима – Дисмас и Гестас; в Ерминии Дионисия Фурноаграфиота – Фесда-иерихонец и Дима-галилеянин; в рукописи XVI века из библиотеки новгородской Софии – Араг и Геста; в Слове о страданиях и крестной смерти Христа по рукописям XVI–XVII веков – Дизмас и Гевьста; в лицевых подлинниках, посвященных страстям Господним, – Дижмон и Эста [30]. На Руси благоразумный разбойник на северных алтарных дверях обозначался как Рах, но, по мнению Покровского, это имя не связано ни с какими литературными источниками. Происхождение его неизвестно. Чтобы подчеркнуть иерархическое значение центрального образа, большинство иконописцев ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера