«В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: нет Бога!» ( Nc. IX, 25 ). »Погибели предшествует гордость, и падению – тщеславие» (Пр. XVI, 18). 203. Оставил ли нам Спаситель живые образы самопревозношения и смирения? Иисус Христос сказал притчу о мытаре, уничижавшем себя в своей молитве, и фарисее, хвалившем пред Богом свои заслуги. Спаситель закончил притчу, произнеся суд: «ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя, возвысится» ( Лyk. XVIII, 10–14 ). 204. Как учат святые истреблять в себе тщеславие и не допускать гордыни? «Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление безчестия» (Леств., ел. 22-е, 39). «Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления ...» (Св. Антоний Вел., Устав). «Приучи язык свой говорить: прости мне, и придет к тебе смирение» (Св. Антоний Вел., Уст.). «Если уничижишь себя, будешь иметь в сердце покой» (Авва Пимен, Добротол.). «Кто пленен гордостью, тому нужна помощь самого Бога...» (Леств., ел. 23, 27). Но кто победил свое тщеславие, тот отдалил гордость и уже не впадет в нее. 205. Как проявляется смирение? Св. Иоанн Леств. указываешь три признака смирения: а) душа радостно принимает уничижение, как врачевство; б) утоляет в себе всякое движение гнева; в) не верит своим добродетелям (Леств., ел. 25, о смиренномудрии, 8). 206. Возможно ли определить: что есть смирение? Смирение естественно образуется в душе при жизни по заповедям Христовым и тогда познаем действия смирения. Само слово показывает, что смирение – это пребьгоание души в соединении с миром Христовым. Смирение является основанием для других добродетелей. 207. Что есть смиренномудрие? Это есть образ мыслей, всецело заимствованный от Христа. Сердечный навык, который приобретается по мере упражнения в смиренномудрии, есть смирение. « Истинное смиренномудрие – характер евангельский, нрав евангельский, образ мыслей евангельский » (Еп. Игнатий Брянч., Аскет., опыты, о истин, и лож. смиренномуд., стр. 616). |
Каин не покаялся и сразу Бог обличил его, карая не преступление, а безстыдство. А Давид воззвал: «согрешил я пред Господом», на что прор. Нафан ответил: «... Господь снял с тебя грех твой» ( 2Цap. XII, 13 ). Этого отказа от повторения греха требовал и Спаситель: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Uoah. V, 14 ). Тоже: «и Я не осуждаю тебя. Иди, и впредь не греши» ( Uoah. VIII, 11 ). «В Писании ничего не сказано без святой цели» (Еп. Игнатий Брянч., Аскет, опыты). Учители Церкви и подвижники также определяют покаяние: – «Совершенное покаяние состоит в том, чтобы не делать больше тех грехов в коих каемся» ( Иоанн Кассиан , Добротолюбие). Иначе: в покаянии – после раскаяния нужен нравственный подвиг (Лук, XIX, 8). 300. В чем благотворная сила Таинства Покаяния? Обильно изливается на нас Божия благодать при покаянии: – «искра, упавшая в море: порок по отношении к человеколюбию Божию» (Иоан. Златоуст, Беседы о покаянии, от 6-й до 9-й). Сами мы становимся при покаянии причастниками великих благ : " И дам вам сердце новое и дух новый дам« (Иезек. XXXVI, 26). «Не должна ли душа наша обратиться в огонь духовный и излиться в слезах чистосердечного раскаяния» (Св. Иоанн Крон. Моя ж. во Христе, т. 2-й, стр. 12). «Нигде человек не бывает так прекрасен, так мил Богу, как тогда, когда убивает пред Ним и пред тобою (духовником) свою гордыню. Лучшим, чем в эти минуты ты его уже не встретишь» (Блаж. М. Антоний, Испов.). 301. Говорит ли Св. Писание о благом последствии и о духовной силе Покаяния? Закхей только восхотел своего исправления и уже был наречен сыном Авраама ( Лyk. XIX, 9 ). Покаявшийся в последнюю минуту жизни распятый разбойник, введен в рай первым ( Лyk. XXIII, 40–43 ). А пророку Исаии Бог говорил: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» ( Uc. I, 18 ). Покаяние приближает нас к Царству Небесному, ибо Господь рядом ставить их с начала Своей проповеди : " и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Mpk. I, 15 ). |
Только тем, кто прошли искус борьбы со страстями, доступны тонкия божественныя разумения. Собственным усилием не раскрывается в себе благодатная, умная и сердечная молитва, ее в нас раскрывает нам Бог. 73. Какое первое и необходимое душевное усилие требуется при творении молитвы? Если в молитве не участвуют ум и сердце, то нет в ней того, что составляет существо молитвы и остается безполезное произнесете молитвенных выражений. Книги св. Отцев и подвижников приводят множество наставлений, которыми разясняется, что необходимое и первое качество молитвы есть внимание . «Внимание должно быть столько связуемо и неразлучно с молитвой, сколько связуется тело с душою, которыя не могут быть разлучены, не могут быть одно без другого» (Св. Симеон Нов. Богосл.). " Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Mф. XV, 8 ). 74. Что противоположно вниманию и какой духовный урон происходить при молитве без внимания? Отсутствие внимания в молитве есть разсеянность. «Странно твое желание, чтоб Бог тебя услышал, когда ты сам себя не слышишь» (Святит. Дмитрий Ростов.). «Молящийся без внимания и потому непонимающий произносимых слов, что другое для самого себя, как не иностранец?» (Еп. Игнатий Брянч., Аскет, опыты, т. II, стр. 184). «Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе» (Еп. Игн., Аск. оп., т. I, стр.57). " И если труба будет подавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению« ( 1Kop. XIV, 8 ). 75. В чем общия свойства внимания и разсеянности? Произвольное внимание есть усилие воли, которым мы выделяем какое либо представление или впечатление, благодаря чему воспринимаем его полнее и мыслим о нем более отчетливо. Внимание притягивается к предмету интересом . При разсеянности, наоборот, впечатление не сосредоточено и мысли переходят с предмета на предмет. Когда через внимание нужныя представления или впечатления выделяются, сознание сосредотачивается; как следствие – является способность разложить сложное представление. При помощи внимания достигается способность отвлеченного мышления. |
51 «Из воспомин. архим. Игнатия», стр. 134–135, ср. «Жизнеоп. еп. Игнат. Брянч.» прот. Ф. Знаменского, стр. 91 и «Синодск. Церк. Вед.» за 1903 г., 31, статья прот. Ф. Знаменского «Пр. Игн. Брянч.». 54 «Жизнеоп. еп. Игнатия Брянч.» прот. Ф. Знаменского, стр 82–85, ср. «Синодск. Церк. Ведом.» за 1903 г., 31, статья прот. Ф. Знаменск. «Пр. Игнат. Брянчанинов». 56 Об этом наказании архимандрита Игнатия, с сожалением и почти со слезами, упоминает его наперсник и сподвижник Сергиевой пустыни схимонах Михаил Чихачев, бывший его товарищ по школе («Синодск. Церк. Ведом.» за 1904 г., 1, статья «К биогр. пр. Игнатия Брянч.» прот. Ф. Знаменского). 62 Довольно характерна была его речь на наречении. В ней, как в зеркале отпечатался облик внутренне-духовной жизни Преосвященного Игнатия. Приведем ее целиком. «Ваше Святейшество! – В настоящие священные и вместе страшные для меня минуты, невольно вспоминаются мне слова, сказанные Господом ученику Его. “Егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси, егда же со старишься воздежи руце твои, и ин тя пояшет, и ведет аможе не хощеши” ( Ин.21:18 ). Во дни юности моей я стремился в глубокие пустыни. “Се удалихся бегая и водворихся в пустыни, чаях Бога спасающего мя от малодушия”, которым обличается в человеке недостаток благодатного развития и “от бури” страстей, воздвигаемой обманчивыми и скорогибнущими прелестями мира ( Пс.54:8–9 ). Монашество нравилось и нравится мне само по себе! Но я вовсе не мыслил о служении Церкви в каком бы то ни было сане священства. Быть епископом (см. Иоан. Лествич., сл. 28, гл. 51) своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом, вот высота к которой привлекались мои взоры. Недолго пользовался я свободой юности, вскоре был опоясан и окован непостижимым Божественным Промыслом. Всемогущая десница Его, в противоположность предположению моему, внезапно восхитила меня из глуши лесов и пустынь – поставила в обитель преподобного Сергия на берег моря, на берег моря житейского, великого и пространного ( Пс.103:25 ). Трудно испытывать пути Божии! Только Дух Божий испытует глубины Божии ( 1Кор.2:10 ). Просвещенные Духом, святые наставники монашества утверждают, что для новоначальных иноков опасно глубокое уединение в котором они могут удобно впасть в мечтательность и самомнение, что им необходимо, как училище и врачебница, общество человеческое. При многоразличных столкновениях с ближними, обнаруживаются для инока его страсти, таящиеся от него самого в сокровенностях сердца и врачуются всесильным врачеством – учением Христовым (Исаак Сир., сл 55; преподоб. Варсонофия Вел., ответы 2, 108, 311, 342 и др.; преп. Иоан. Леств., сл. 4., гл. 35, 36, 74, сл. 28, гл. 1; преп. Нила Сорского , сл. 11). |
С. 356—360; Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк, прп Руководство. С. 282, 288, 329 Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве " » Добротолюбие. Т. 2. С. 178, 195, 198, 199; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 230; Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 606 Приношение современному монашеству. С. 107 Аскетические опыты. Т. II. С. 187 Лествица. С. 236 Цветособрание//Добротолюбие. Т. 3. С. 435 Аскетические опыты. Т. I. С. 213—214 Там же. Т. II. С. 194. Аскетическая проповедь. С. 29—30. Приношение современному монашеству. С. 107—108 Слова подвижнические. С. 255 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 532—533 Добротолюбие. Т. 3. С. 363 Устав отшельнической жизни//Добротолюбие. Т. 1. С. 97 Иоанн Кассиан Риплянин, прп. Писания. С. 357 Душеполезные поучения. С. 16 Молитвы на сон грядущий//Православный молитвослов и Псалтирь. М, 1988. С. 20 Аскетические опыты. Т. II. С. 192—193; Слова подвижнические. С. 232 Аскетические опыты. Т. I. С. 214. Аскетические опыты. Т. II. С. 193, 234. Приношение современному монашеству. С. 107 Аскетическая проповедь. С. 31 Аскетические опыты. Т. I. С. 214 Там же. Т. II. С. 234 Аскетические опыты. Т. II. С. 234—235 Аскетические опыты. Т. I. С. 214—217 Там же. Т. II. С. 235—245 Жития святых. Декабрь. С. 560 Там же. Сентябрь. С. 594 Пастырь Ерема//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 234—235 Об умной или внутренней молитве. С. 9—10, 17—36 Аскетические опыты. Т. II. С. 240 Аскетические опыты. Т. I. С. 217 Аскетические опыты. Т. I. С. 222 О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т, 2. С. 167, 176, 177, 179, 180, 191, 184—195, 198, 199, 201 Подвижническое слово//Добротолюбие. Т. 3. С. 38 Исаия, авва. Изрекания//Добротолюбие. Т. 1. С. 455; Сказание об авве Филимоне//Добротолюбие. Т. 3. С. 364—365 Аскетические опыты. Т. I. С. 260 Там же. Т. II. С. 240 Аскетические опыты. Т. II. С. 243 Аскетические опыты. Т. II. С. 245 Увещательные главы//Добротолюбие. |
Аскетические опыты. Т. II. С. 330—331 Аскетические опыты. Т. I. С. 308. Аскетические опыты. Т. II. С. 369—370 Аскетические опыты. Т. I. С. 109 Аскетическая проповедь. С. 59. Приношение современному монашеству. С. 32 Аскетические опыты. Т. I. С. 507 Аскетические опыты. Т. II. С. 19 Аскетические опыты. Т. I. С. 262. Так именует страсти и св. Исаак Сирин (Слова подвижнические. С. 20). Аскетические опыты. Т. I. С. 156—157 Аскетические опыты. Т. I. С. 162 Аскетические опыты. Т. I. С. 209, 262. Как замечает прп. Антоний Великий, от услаждения страстями слабеет умная (духовная) сила и добрые движения душ наших (Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 33). Также по св. Макарию Великому, с какой страсью не борется человек, та и препятствует уму его угождать Богу (Духовные беседы. С. 48). «А кто хранит сердце свое от страстей, — говорит св. Исаак Сирин, — тот ежечасно зрит Господа» (Слова подвижнические. С. 37). Об этом учит и св. Иоанн Лествичник (Лествица. С. 134). Аскетические опыты. Т. I. С. 525 Там же. В данной мысли, что в наших силах — бороться и противиться злу, а искоренить его лишь Бог может, свт. Игнатию предшествует прп. Макарий Великий (Духовные беседы. С. 20). Аскетические опыты. Т. I. С. 532 Данное утверждение свт. Игнатия требует особого внимания. Святитель разъясняет, какова должна быть истинная цель искоренения страстей, как, впрочем, и делания — не поиск благодатных даров, а достижение смирения, подчинение своей воли воле Божией. Без смирения бесстрастие ведет к превозношению. Прекрасно говорит об этом прп. Исаак Сирин: «Если до вшествия во град смирения примечаешь в себе, что успокоился ты от мятежа страстей, то не доверяй себе: ибо враг готовит тебе какую-нибудь сеть» (Слова подвижнические. С. 370). Аскетические опыты. Т. I. С. 526. Здесь свт. Игнатий выражает мысль, красной нитью проходящую сквозь всю святоотеческую аскезу: борьба со страстями возводит к смирению, хранящем в себе живое упование на Спасителя. «Нередко Бог, — учит прп. Иоанн Лествичник, — по собственному своему промышлению, оставляет в духовных людях (даже в духовных! — В.Д.) некоторые легчайшие страсти для того, чтобы они ради сих легких и почти безгрешных немощей много себя укоряли, и тем приобрели некрадомое богатство смиреномудрия» (Лествица. С. 192). «Легко полученное скоро и утрачивается, — учит св. Исаак Сирин, — все же, приобретенное с болезнию сердечною, и хранится с осторожностью» (Слова подвижнические. С. 28). |
Т. I. С. 300 Аскетические опыты. Т. II. С. 300 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 158 Нравственно-подвижнические слова. Издательство Оптинской пустыни. С. 104, 127 Слова подвижнические. С. 427—428 Аскетические опыты. Т. I. С. 373 Духовные беседы. С. 128, 144, 151 Отечник. С. 128 Лествица. С. 147 Слово о молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 212 Приношение современному монашеству. С. 266. Для подтверждения вышеприведенных мыслей смотри: Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 459, 463; Отечник. С. 211; Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 517; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 158, 161—162; Нил Синайский, прп. Мысли и увещания.//Добротолюбие. Т. 2. С. 301—302; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово. " » Добротолюбие. Т. 3. С. 19—20; Фалассий, авва. Сотни о любви.//Добротолюбие. Т. 3. С. 293, 298; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 220, 221; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 134, 190, 262 Аскетические опыты. Т. I. С. 369 Сотницы о любви.//Добротолюбие. Т. 3. С. 209 Духовные беседы. С. 127 Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 301 Сотни о любви.//Добротолюбие. Т. 3. С. 294 Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 413 Лествица. С. 181, 218 Аскетические опыты. Т. I. С. 303 Аскетические опыты. Т. I. С. 212 Аскетические опыты. Т. II. С. 300. Аскетические опыты. Т. I. С. 303 Аскетические опыты. Т. II. С. 223 Смотри: Афанасий Великий, свт. Житие преподобного отца нашего Антония.//Творение в четырех томах. Т. 3. М. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 208—209 Духовные беседы. С. 65, 391 Лествица. С. 163, также с. 149 Аскетические опыты. Т. I. С. 298 Аскетические опыты. Т. I. С. 375—376 Аскетические опыты. Т. I. С. 376 Аскетические опыты. Т. II. С. 94—96, 97 Духовные беседы. С. 345, 412, 416—417, 440. Также смотри: Марк Подвижник, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 484 Аскетические опыты. |
Приношение современному монашеству. С. 53 Аскетические опыты. Т. I. С. 114 Приношение современному монашеству. С. 50. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 428 Приношение современному монашеству. С. 266 Аскетические опыты. Т. I. С. 113 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 376 Приношение современному монашеству. С. 51. Аскетические опыты. Т. I. С. 265—266 Аскетические опыты. Т. II. С. 278—279 Аскетические опыты. Т. I. С. 270 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 175, 318 Приношение современному монашеству. С. 383 Аскетические опыты. Т. II. С. 292, 277—278. Слово о смерти. С. 64—65. Приношение современному монашеству. С. 138—139 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 439—440 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 318—319. Поэтому св. Иоанн Лествичник говорит: «Старайся научаться разуму и делу спасения более от трудов, а не из других книг» (Лествица. С. 233). Приношение современному монашеству. С. 384 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 220 Слово о смерти. С. 65 Приношение современному монашеству. С. 80. Отечник. С. 122 Приношение современному монашеству. С. 80 Аскетические опыты. Т. II. С. 158 Аскетические опыты. Т. I. С. 310 Приношение современному монашеству. С. 223 Аскетические опыты. Т. I. С. 410. Как говорит св. Марк Подвижник, «Господь сокровен в заповедях Своих и ищущими Его обретается по мере исполнения их». Согласно св. Марку, в Крещении нам дарована благодать Духа Святаго, но воздействует она в нас по мере исполнения нами заповедей Христовых (Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 490, 536, 543). Приношение современному монашеству. С. 32. Согласно св. Исааку Сирину, «заповеди Божии выше всех сокровищ мира. Кто стяжал их, тот, внутри себя обретает Бога» (Слова подвижнические. С. 293). Аскетические опыты. Т. I. С. 105—106 Аскетические опыты. Т. I. С. 130 Аскетические опыты. Т. II. С. 308—309. Так учит об этом св. Исаак Сирин: " Любовь может быть приобретена после душевного здравия; а душа, не сохранившая заповедей, не есть здравая» (Слова подвижнические. С. 242). |
Огласительные поучения и завещание. М.. 1998. С. 27—28). По прп. Нилу Синайскому, в церковь должно входить как на небо, так как именно церковь избавляет нас от бурь и треволнений внешних (Увещательные слова//Добротолюбие. Т. 2. С. 272, 273). Аскетические опыты. Т. II. С. 179 Аскетические опыты. Т. II. С. 178 Аскетические опыты. Т. II. С. 338—339 Аскетические опыты. Т. II. С. 338. Как говорит авва Еваргий, «вкушать Тело Христово есть истинная сила» (Изречения//Добротолюбие. Т.1. С. 602). Действенность же этого заключается в том, что по прп. Феогносту, «Тело, с Божеством соединенное, как некий угль попаляет всякое беззаконие и сердца просвещает с верою приступающих; равным образом и Божественная и всечестная Кровь, паче всякого иссопа, омывает и очищает всякую нечистоту и скверну тех, кои дерзают приступать к Святым Тайнам со всевозможным сокрушением и уповательным умилением» (О деятельной и созерцательной жизни//Добротолюбие. Т. 3. С. 397—398). Аскетические опыты. Т. II. С. 135 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 315—316 Аскетические опыты. Т. II. С. 338. Интересна при этом следующая мысль прп. Исихия Иерусалимского: «Входя в нас, оно (Тело Христово) тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и очищает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тщательно сохранять ум свой, то, когда будем сподобляться св. Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим подобно звезде» (О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 178—179). Аскетические опыты. Т. II. С. 171 Аскетические опыты. Т. II. С. 173 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 299 Аскетические опыты. Т. II. С. 174 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 158, 206. Аскетические опыты. Т. II. С. 174 Аскетические опыты. Т. II. С. 175—176 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 421 Собрание писем свт. |
Т. I. С. 119—122, 251 Там же. Т. II. С. 124—125. Приношение современному монашеству. С. 69 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 358 Аскетические опыты. Т. I. С. 248 Двенадцать слов. Издание Оптинской пустыни. С. 494 Духовные беседы. С. 430 Аскетические опыты. Т. I. С. 253 Аскетические опыты. Т. I. С. 269 Там же. Т. II. С. 294—295. Приношение современному монашеству. С. 102—103. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 229, 258—259, 420—421 Слова подвижнические. С. 418—419 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 230 Аскетические опыты. Т. II. С. 213—214 Аскетические опыты. Т. II. С. 215 Аскетические опыты. Т. II. С. 216. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 424 Аскетические опыты. Т. II. С. 213. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 254 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 286 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 254—255, 260, 420. Аскетические опыты. Т. I. С. 149 Приношение современному монашеству. С. 269 Аскетические опыты. Т. II. С. 296 Отечник. С. 25. Слово о смерти. С. 9 Аскетические опыты. Т. II. С. 321 Слово о смерти. С. 18 Афанасий Великий, свт. Житие преподобного отца нашего Антония.//Творения. Т. 3. С. 197 Там же. С. 198—199 Там же. С. 207 Лествица. С. 32 Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 27 Приношение современному монашеству. С. 65 Аскетические опыты. Т. II. С. 319 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 231 Там же. С. 230—232, 547 VIII. Признаки правильного совершения умного делания в воззр... Все виды подвигов внутренней жизни направлены к стяжанию благодати Духа Святаго. Умное делание совершается чрез преодоление человеком самого себя, чрез преодоление приразившейся к нам закваски греха и порока. Оно совершается во внутренних страданиях, очищающих наше существо, возводящих к искомому нами Спасителю, страдавшему за грехи наши. Чрез умаление в нас эгоистичного «я» и чрез возвеличивание в нас же святости Бога умное делание возводит к обожению, соединению с Тем, Кто есть для нас «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. |
| |