схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава седьмая. Монах Иллиодор Среди студентов С.-Петербургской Духовной Академии был монах Иллиодор. Отличался он духовной пылкостью и повышенной ревностью. А о таковых Святые Отцы предупреждают, что они легко могут попасть в «прелесть духовную», в духовное самообольщение. Это происходит оттого, что они по самоуверенности и самонадеянности начинают подвизаться без должного смирения, уповают на свои силы, а не на Господа. И Господь попускает им, а, вернее сказать, и нам, дабы вразумить нас и смирить, ведь попасть в эту духовную болезнь высокого о себе мнения и мечтания – начало всех страшных бед. Ибо Писание говорит: «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» ( Притч. 16, 18 ). «Перед падением возносится сердце человека» ( Притч. 18, 13 ). «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк. 18, 14 ). И вот с этим монахом пришлось Владыке Феофану немало помучиться. По смирению своему, Владыка не надеялся на себя и пригласил отца Иллиодора поехать к старцу, чтобы старец, по данной ему благодати, направил бы его жизнь духовную по верному пути... Собрались. В ожидании поезда на маленькой пригородной станции, Владыка, дабы не дать лишнего повода монаху к разговору, отошел от него и, по монашескому правилу, занялся внутренней молитвою. Но, взглянув в сторону Иллиодора, понял, что с ним происходит что-то неладное. Около него вертелся, как юла, какой-то смуглый мальчуган, очень похожий на цыганенка. Мальчик выделывал ногами и руками что-то, как бы плясал. «Да откуда он взялся, этот цыганенок?» – подумал Владыка Феофан, наблюдая, как Иллиодор, поглощенный зрелищем, пристально смотрел на мальчишку. Владыка Феофан окликнул монаха по имени, но тот не услышал. Он был настолько увлечен и, казалось, загипнотизирован этим смуглым мальчуганом. А непонятный «цыганенок» все быстрей и быстрей плясал вокруг Иллиодора. Владыка Феофан снова позвал монаха, и он снова не откликнулся на зов. Владыка Феофан подошел к нему и увидел, что тот как бы не в себе и не может оторваться от непонятного зрелища. Тогда Владыка Феофан взял его за рукав рясы и потянул за собой. Только так и отвел его в сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

В статье «Россия, Малороссия и РПЦ» автор называет причиной «старообрядческого» раскола присоединение Украины к России. Употребление слова «присоединение» вместо «воссоединение» выдает мировоззренческую позицию автора. Раскол он называет «старообрядческим», хотя он был инициирован и совершен царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Потребности в каких-либо реформах не существовало. Весьма промыслительно в этой связи, что не только в этой статье, но и во всей апологетике алексеевско-никоновской церковной реформы не приводится ни единого конкретного примера «устарелости» какого-либо обряда. В отличие от тех, кто совершенно бездоказательно оправдывает эту реформу, такие авторы, как Б.П.Кутузов («Тайная миссия патриарха Никона», М.,Алгоритм, 2008 г. и другие его книги ), В.Е.Мельников («Краткая история старообрядческой церкви», Барнаул, 2009 г.) убедительно показывают и доказывают подрывной характер церковной реформы 17 века. Во-первых, надо посмотреть, что за личности осуществили правку (а на самом деле порчу текстов . Это жидовин, прохвост Арсений Грек, самозванец, жидовин Паисий Лигарид, Епифаний Славинецкий, киевский монах, тоже выученик иезуитских коллегий и другие подобные им перевертыши. Каждый, кто знает русский и церковно-славянский языки, может легко убедиться самостоятельно путем сравнения текстов до их «правки» и после. Православный Символ веры и тот испорчен. Спрашивается, какого рожна убран альтернативный союз «а»: «рожденна, а не сотворенна», наличие которого исключает всякую двусмысленность, подобную наличию ее в известной фразе «казнить нельзя помиловать» даже со знаками препинания. Будь в этой фразе союз «а», смысл был бы точен, однозначен. Далее, добавление соединительного союза «и» в 4-м члене ... «сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася», потому что воплощение и вочеловечивание одно и то же, а союз «и» перед словом «вочеловечивание», означает, что Боговоплощение и вочеловечивание разные события. Изъятие слова «истинного» по отношению к Святому Духу с большой «натяжкой» можно объяснить тем, что истинность его разумеется сама собой. Во фразе «Его же царствию несть конца» замена его на «не будет» искажает смысл. Повсеместная замена дательного падежа на родительный только искажает смысл до абсурдного. Например, в 90-м псаломеследует «и воздаяние грешникам узреши», т.е. кому воздаяние, а не грешников сих воздаяние кому-то) , как в заявленном тексте. Подобных несуразиц пруд пруди в современных богослужебных текстах. Кто же мешает устранить их, вернувшись к дореформенным редакциям ?

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

26. 1660 г., июня 15. Сказка, поданная на собор старцем Епифанием Славинецким, в которой отрицается от данного им согласия на лишение Никона архиерейства, потому что он (Епифаний), рассмотрев подлинный греческий Номоканон, не нашёл в нём слов, составляющих якобы правило 16 первого и второго соборов: «Безумно бо есть епископства отрещися, держати же священства?» При чём Епифаний просит дать ему соборное деяние, для составления слова об избрании нового патриарха (сей акт, на обороте по склейкам, скреплён собственноручно старцем Епифанием). В конце перевод правила 16 первого и второго соборов и толкование на них 168 г., Июня в 15 день, сказал старец Епифаний. Матфей учит, яко детище в нужде, не сущу иерею, от мирского человека крещено быти не может и не твёрдо крещение таково. Сие его учение противное есть греческим творцам. Первое противно есть Гавриилу Филадельфийскому; второе Николаю Кавасилу ; третье Никифору во святых патриарху Константинопольскому, иже в правиле своём 16-м сице глаголет: не сущу иерею простой монах крестит; сему ж не сущу крестит отец своё детище. А про Матвееву книгу он Епифаний сказал, что приемлю я Матвееву книгу, что согласно с правилами святых отец (а что не по правилам святых отец, и того не приемлет) 27 и (с) святыми отцами с греческими то приемлю; а которое не согласно, того не приемлю. А что о возведении ново патриарха по деяниям соборов вселенских и поместных на престол отрёкшегося патриарха нового возводить, таж новый поставленный патриарх, яко престольный, имать власть совершенную бывшему патриарху, аще ему не покорится и без благословения его архиерейское дерзнёт действовать, запретить оного вязать и решать, по правилам святых отец. А о Евстафии правило прилично есть бывшему патриарху Никону. А будет бывшей Никон патриарх у новопоставленного патриарха начнёт просить благословения, на еже архиерейское действовать, и ему, яко Евстафию, дастся благословение; а будет непокорен, и ему запретить, по правилам святых отец, может. А правило 16-е первого и второго собора глаголет о епископе, иже во своей чести епископской состоя отходит и о пастве не печётся вящше шестимесячного времени, чести и сана отчуждается. Никон же, бывшей патриарх, в своей чести не состоит патриаршеской, ибо оную оставил, ниже должен есть пещся о стаде, еже оставил, и то правило не к тому лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

монах Павел Эвергетинос О том, что нужно непрестанно молиться, в чем состоит непрерывная молитва и как творить ее А. Из Отечника Сказал старец: «Если монах молится, только когда стоит на молитве, то он вообще не молится». Рассказывали братья: – Мы пришли к старцам и по обычаю после молитвы расцеловались с ними и сели. Поговорив с ними, мы собрались было уже уходить и попросили помолиться о нас на прощание. Кто-то из старцев с удивлением спросил: – А разве мы за вас не помолились? – Нет, – сказали мы, – авва, когда мы вошли, то помолились, а до сих пор мы только разговаривали. – Простите, братья, – сказал старец, – во время разговора с вами один из нас прочел сто пятьдесят молитв. После такого объяснения старцы (снова) помолились и проводили нас. Сказал старец: «Человек нуждается в том, чтобы бояться суда Божия, ненавидеть грех, любить добродетель и всегда молиться Богу». Сказал авва Исидор: «Когда я был молод и жил у себя в келье, я не ставил себе меры молитвенного правила. Весь день и вся ночь были у меня богослужением». Об авве Арсении говорили, что в субботу вечером он становился на молитву, так что закатное солнце оказывалось у него за спиной, и простирал руки к небу в молитве, и так стоял до тех пор, пока солнце на восходе не освещало его лицо, и только тогда он возвращался к себе в келью. Авва одного палестинского монастыря сказал блаженному Епифанию, епископу Кипрскому: – По твоим молитвам, владыко, мы не пренебрегаем нашим правилом, но усердно совершаем третий, шестой и девятый часы. Епископ обличил его, заметив: – Я вижу, что прочими часами дня вы пренебрегаете и не творите молитвы. Истинный же монах должен непрестанно молиться и петь псалмы в своем сердце. Он сказал, что пророк Давид молился, не считаясь со временем 9 : в полночь вставал 10 и до утра стоял перед Богом. Утром молился и с полудня до вечера 11 . Поэтому он воскликнул: Семикратно в день прославляю Тебя 12 . Авва Исаия , пресвитер Пелусиот, когда во время трапезы любви братья в церкви ели и разговаривали друг с другом, остановил их, сказав:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Вход Г осподень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим . Вход Господень в Иерусалим – дванадесятый Господский праздник, установленный в воспоминание события этого имени и совершаемый в последнее предпасхальное воскресенье. Свидетельства о его существовании начинают встречаться с III в., древнейшее принадлежит Мефодию Патарскому , и проходят затем через все последующие столетия. В IV в. о нем говорят Сильвия Аквитанка в своём путешествии по св. местам, Епифаний Кипрский (ум. 403), составивший на праздник ваий два слова, и Ефрем Сирин , посвятивший этому дню особый гимн; в V – Кирилл Александрийский и Константинопольский патриарх Прокл, в VI – путешественник Феодосий, упоминающий о большом стечении народа ко гробу праведного Лазаря в вербное воскресенье; в VII – Анастасий Синаит и авва Дорофей , из которых первый замечает, что четыредесятница оканчивается праздником ваий, а второй отмечает современный ему обычай встречать в этот день Христа с оливковыми ветвями; в VIII – Роман Сладкопевец , посвятивший празднику особое песнопение, и житие Феодора Студита ; в IX-X – греческий паломник, монах Епифаний, Синайский Канонарь и «Богослужение страстной и пасхальной седмиц в св. Иерусалиме» (то же, что Святоградский Типикон 1122 г.); в XII – Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря и Феодор Вальсамон; в XIV – Константинопольский патриарх Никифор Каллиста, и т. п. Установленный в воспоминание входа Господня в Иерусалим, праздник этого имени как нельзя более напоминает о данном событии употреблением ваий и совершением (в древности) крестного хода, – литаний. Тем и другим он наглядно воспроизводит картину торжественного вшествия Спасителя в Иерусалим. Существование подобного обычая отмечает уже Сильвия Аквитанка. По её словам, крестный ход недели ваий, начинаясь в Иерусалиме, направлялся на Масличную гору к пещере, в которой Господь учил Своих учеников, поднимался затем к церкви на месте вознесения Господня, спускался вниз с горы Елеонской и шёл по всему городу прямо к храму Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Епифань. Епифанский Успенский скит-подворье. Успенский скит-подворье на Федосьине городище Карта и ближайшие объекты Холм, на котором стоит Успенский храм, издавна называется Федосьино городище. Одно из дошедших до нас преданий связывает это название с именем преподобного Феодосия Печерского – основателя Киево-Печерской лавры. Согласно легенде, малороссийский монах устроил на берегу Дона небольшую иноческую обитель и назвал ее по имени своего учителя и наставника. В другом, пожалуй, самом интересном предании о Епифани говорится о настоятеле «Свято-Успенского Феодосьева-на-Дону» монастыря игумене Епифании, который накануне Куликовской битвы отправил всех своих иноков в войско великого князя московского Дмитрия Ивановича, а сам, оставшись один в обители, молился о победе русского воинства в схватке с иноверцами Мамая. Когда пришли литовцы, старец сказал им, что ни московского войска, ни татарского здесь не было. Три дня игумен угощал воинов Ягайло. Когда же будущий польский король узнал о славной победе русских воинов и понял истинную причину гостеприимства и хлебосольства игумена, то «в неистовой ярости и бессильной злобе» приказал обезглавить старца. Это предание легло в основу одной из версий о происхождении названия местности, а потом и самого города. Первое документальное упоминание об Успенском монастыре относится к 1628 году. В писцовых книгах сказано, что в 1609 году обитель на Федосьине городище была разграблена и разорена крымчаками. С тех пор монастырь долго пустовал и возродился только в 50-е годы XVII века, когда в нем поселился старец Дионисий Муромцов с братией. В вотчинном владении обители имелось 180 четей земли при селе Болохнино и деревне Заикино, расположенных в 25 верстах от Епифани. В 1670-1671 годах был образован Богородицкий уезд, к которому была отмежевана западная часть Епифанского уезда, в том числе вотчина Успенского монастыря. Вероятно, в конце XVII века на Федосьине городище была построена каменная церковь, которая в первой четверти XVIII века была значительно перестроена.

http://sobory.ru/article/?object=49132

Н.И. Гиббенет Дополнительные приложения к первой части I. Сказание антиохийского патриарха Феодора Валсамона – почему александрийский патриарх носит золотую лиру и называется судья вселенский. (Перевод с греческого письма). Вопрошает Феодор Валсамон, патриарх Божия града Антиохии: чего ради александрийский патриарх носит златую лиру (корону) на главе своей? Он же и отвечает: яко сию почесть прия свитый Кирил александрийский патриарх от Келестина папы (римского), зане бысть местоблюститель ему на вселенском соборе иже во Ефесе. Обаче иные и иную вину предлагают вкупе общую и опасную. Повествуют убо историографы, монах же Феофан и Епифаний, бывший великий логофет 451 , яко во время царя Василия Багрянородного, иже царствова после Иоанна Цымисхия лет 53, яко сотвори прение с Евстафием константинопольским патриархом о доходах великие церкви, и слово за слово дошли и до досады и в нелепые словеса и афориса (отлучи) царя патриарх, только за нелепые оные словеса дерзну царь и зауши патриарха. Бысть убо о сем великое смятение, иные помогах царю, иные же патриарху; последи же согласишася оба, царь и патриарх, и призваша блаженнейшего патриарха александрийского кир Феофила да судит их. И убо яко прииде александрийский патриарх сотвори два вощаные истуканы, един во образ царев, а другой во образ патриархов, и по литургии сотвори суд кир Феофил патриарх: да отсечется из корени язык патриархов и десницу цареву подобно, иже зауши патриарха, да отсечется же. (Оле чудесе! истече кровь от руки). Тогда царь Василий взял диадему с главы своей и подари патриарха кир Феофила; патриарх же Евстафий дав ему епитрахиль свою. Сего ради ныне носит александрийский патриарх два епитрахили и златую корону на главе своей; и зане суди вселенского царя и вселенского патриарха, сего ради называется и хвалится и до днесь александрийский патриарх судия вселенной. Сице вкратце пишут вышеписанные церковные историографы Феофан и Епифаний. Случися же сие дело в лето от воплощения Христова 1026-го. II. Соборное уложение патриарха Иосифа о подтверждении правила, положенного на стоглавом соборе, касательно единогласного чтения при отправлении божественных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Скачать epub pdf Письмо в журнал «Афонские диалоги» (θωνικο Διλογοι) Афины, 15 сентября 1980 г. Дорогие братья! Несколько месяцев назад я был в одном монастыре, находящемся вдалеке от Афин. Случилось, что в тот же день туда прибыла небольшая группа экскурсантов из Афин. Все они были благочестивыми учеными, некоторые безбрачными и молодыми, а некоторые и главами семейств. В трапезе, после чтения, начался разговор, в ходе которого один из паломников предложил вопрос: «Каково приношение монашества страждущему обществу? Не было бы лучше, если бы монахи находились, в качестве безбрачных клириков или проповедников-мирян, в миру и осуществляли дело миссии?». Игумен обратился к моему смирению и попросил меня ответить на поставленный вопрос. Это мое слово на трапезе, хотя импровизированное и сказанное без всякого приготовления, по моему скромному мнению несет в себе некое дополнение к статье «Православное монашество и миссия», недавно опубликованной в вашем журнале (апрель-июнь). Посылаю его вам как оно есть, и если вы также сочтете, что оно содержит нечто «лучшее молчания», опубликуйте его. С любовью о Господе архимандрит Епифаний Клирики, труждающиеся в миру, осуществляют в высшей степени важное дело, которое никому не позволительно принижать и презирать. Они – орудия благодати, «служители Христовы и домостроители Таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). Они продолжают в веках дело святых апостолов. Они проповедуют Христа Распятого и Воскресшего, учат покаянию и оставлению грехов «о имени Его». Посредством учения и совершения святых Таинств они ведут множество людей в невечернее Царство Божие. «Без них нет Церкви», согласно святому Игнатию Богоносцу (Тралл. 3:1). Но если непозволительно принижать миссию и дело служащих в миру клириков (а также ревнителей и носителей благодатных дарований из числа мирян), так же непозволительно принижать миссию и дело монахов. Церковь незаблудно водится Духом Святым. Если бы монашество было чем-то лишним и бесполезным, если бы оно было состоянием без сущности и смысла, оно не стало бы институтом в Церкви, им не занимались бы святые Вселенские и Поместные Соборы, о нем не писали бы великие и богоносные отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава пятая. Валаам в жизни Владыки Феофана В жизни Владыки Архиепископа Феофана Валаамский монастырь занимал особое место. Он любил Святой Валаам и часто с восторгом говорил о нем. Весь монастырь в те времена был расположен на острове Ладожского озера, с главной Спасо-Преображенской обителью, с несколькими скитами, с их храмами и разбросанными по островкам хижинами отшельников из монастырского многолюдства. Трогателен здесь монастырский суровый обычай вселения в отшельничество. Когда монах, изъявивший желание вести совершенно одинокий, безмолвный образ жизни, будет признан способным к этому и получит благословение игумена, ему дается топор, пила, гвозди, мешок сухарей и его отвозят на необитаемый остров. Там он сооружает себе хижину для молитвы и сна, как бы гроб, в котором и подвизается до смерти. Сухари ему привозят на лодке из монастыря. Но ни слова при этом не произносят. Ибо он дал обет Богу быть мертвым для мира и только для одного Господа – живым. За двадцатилетнее пребывание в С.-Петербургской Духовной Академии Владыка Феофан часто любил уединяться в этот сравнительно близкий северный монастырь. И когда оказывался удобный момент, он отправлялся туда. Вспоминая о своих путешествиях, он говорил: «Как только попадешь на пароход, доставляющий богомольцев в обитель, так уже начинаешь себя чувствовать в монастыре потому, наверное, что вся команда на пароходе – монахи, всё совершают с благословения и с молитвой... И вот по волнам северного моря – Ладога никогда не бывает спокойна – попадаешь в монастырь, в обитель непрестанной молитвы... Служба в храме кончается, и я прежде отпуста выхожу из храма, чтобы не смущать монахов и богомольцев своим присутствием. А то ведь, как к Епископу, все молящиеся начнут подходить под благословение. А я выйду быстро из храма и уйду в лес. А в лесу благодатная, неописуемая красота. Молитвенная тишина, как в храме Божием... Господи, какое это дивное наставление к молитве непрестанной. Действительно, сама неодушевленная природа говорит о Великом Творце своем, о Боге. Ибо воистину по величию и красоте созданий познается Он, Виновник и Создатель бытия их». (Прем. Сол. 13, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Часть I. Пастырь русского народа I. Преподобный Сергий и его биография Христианские святые – это те члены Церкви, избранники Божьи, личность которых произвела неизгладимое впечатление на души их братьев во Христе. Любовь и благоговение по отношению к ним выражаются в желании собрать всю доступную информацию об их жизни, и обычно еще задолго до их канонизации записки об их деяниях распространяются в кругу их друзей и учеников. Известны, однако, случаи, когда как это произошло с ранними кельтскими святыми, для сохранения памяти о них прибегали к иным, нелитературным средствам. Средневековая Русская Церковь являет нам другой пример подобного рода. Образованных людей было мало, а литература ограничивалась летописями и переводами сочинений греческих аскетов. Следовательно, непосильной оказалась задача создать жизнеописание святого, пусть даже последний стяжал колоссальное влияние и популярность. Русским было легче хранить память о своих христианских героях в устной традиции, или же совершая паломничества к их мощам, в песнях и иконах в их честь. Сколь бы удовлетворительными ни представлялись все эти средства консервации памяти средневековому человеку, с современной точки зрения они выглядят более чем неадекватными, и любого исследователя истории Русской Церкви ощутимо стесняет скудность письменных сообщений и повествований того времени. К счастью для нас, Преподобный Сергий оказался исключением. Его жизнь стала событием столь исключительным, он произвел на целое поколение такое неизгладимое впечатление, что в нашем распоряжении имеется жизнеописание, составленное его современником. Автором одного был монах по имени Епифаний, принявший постриг в монастыре Святой Троицы, еще в игуменство Сергия. По словам Епифания, он двадцать лет собирал материалы для биографии своего учителя. Его труд по завершении глубоко взволновал воображение людей и показался им шедевром религиозной литературы. От своих поклонников, восхищавшихся его ученостью и красноречием, Епифаний получил прозвище Премудрый.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010